Мудрость человеческая безумие перед богом. Большая тёрка. Блж. Феодорит Кирский

Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

На слова: "Мудрость мира сего есть безумие пред Богом"

"Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны" (1 Кор. 3, 18-20).

Никто да не мудрствует высоко о себе самом, да не считает себя мудрым и разумным, да не гордится своей ученостью, своей начитанностью, своей мудростью житейской - мудростью века сего. Если кто желает быть мудрым, оставь всё это и будь безумным.

Ну скажите, кто кроме апостола Павла мог бы сказать такие удивительные слова? Если кто хочет быть мудрым, тот будь безумным. Совершенно необыкновенные слова, а тем не менее в них кроется глубочайшая божественная мудрость и истина.

Было много людей, которые понимали эти слова в самом точном смысле слова и, желая быть мудрыми во Христе, мудрыми в очах Божиих, становились безумными в глазах мира: они представлялись безумными. Они бегали по городу в одной рубахе, босиком, они вытворяли странные штуки, вызывая насмешки. Гонялись за ними толпы мальчишек, которые издевались над ними и бросали в них камни. Подвергались они преследованиям, гонениям, насмешкам, и никто не знал, как проводили они ночи. Обычно они проводили ночи на паперти церковной в непрестанной молитве.

За такую тяжкую жизнь, за поношения и гонения, за непрестанную молитву Господь даровал им духовные дары: прозорливость, дар пророчества. Они читали в сердцах людей, как в открытой книге, предсказывали будущее, и пророчества их сбывались; они приобретали такое дерзновение, такую свободу от всякого страха перед людьми, что творили дела, о которых и помыслить не посмели бы обычные люди.

Когда приехал царь Иван Грозный в Новгород, намереваясь учинить жестокую кровавую расправу, к нему подошел юродивый - блаженный Николай - и подал кусок сырого мяса.

Царь сказал:

Я православный, мяса Великим постом не ем.

Ты мяса не ешь, - ответил святой, - а делаешь хуже: ты пьешь кровь христианскую.

Удивительные чудеса творил блаженный Василий Московский. Его очень почитал Иван Грозный, приглашал на свои пиры. Однажды поднесли ему на царском пиру кубок вина, он его не выпил, а вылил на пол, поднесли второй - вылил, поднесли третий - опять вылил. Грозный рассердился и потребовал у Василия объяснений, почему не пьет он царского вина.

Тушу, заливаю пожар в Великом Новгороде.

В это время бушевал страшный пожар в Новгороде, истребивший почти весь город.

Вот кто были юродивые, желавшие быть безумными в глазах людей. Смотрите, как оценивает святой апостол Павел мудрость века сего - мудрость нашу: мудрость философии, мудрость политическую. Философы были людьми огромной глубины ума, они создавали учения, которые поражают своей глубиной. В науке глубокие ученые достигали чрезвычайно многого, познали различные тайны бытия, и тем не менее святой апостол Павел говорит, что мудрость мира сего есть безумие пред Богом: "Бог уловляет мудрых в лукавстве их".

В послании к Колоссянам он предостерегает христиан: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (2, 8-9). Что значит: "по стихиям мира?" Апостол Павел предостерегает, чтобы мы не носились духом своим по стихиям мира сего, чтобы в Одном Христе видели истинную мудрость, ибо в Нем вся полнота Божества, ибо Он - Истинный Бог Воплотившийся, у Него Одного надо искать мудрости, как искали смиренные юродивые.

Все не могут юродствовать, это доля лишь избранников Божиих, способных переносить то, чего не перенесет никто из нас: ходить в рубище, босиком в страшные морозы. Кто может переносить это: босиком и в одной рубахе, нося тяжкие вериги на теле своем, проводить ночи на церковной паперти, молясь всю ночь? Кто может сносить издевательства, побои за свое юродство?

Нам надлежит исполнить эти слова Павловы не в такой крайней форме. Помня предостережение Павлово, что мудрость мира сего есть безумие в очах Божиих, надо не увлекаться философией и наукой, хотя должно изучать их, как изучали великие Отцы Церкви, образованнейшие люди того времени. Но изучая, мы должны помнить эти слова Павловы и не увлекаться философией, не следовать за ней.

Высшей мудрости мы должны искать только у Господа Иисуса Христа, в Его Святом Евангелии, во святых писаниях апостольских. Этим путем идите все - и придете туда, где сияет Вечная Истина.

Из книги Внутренняя жизнь избранные поучения автора Феофан Затворник

20 Обитель в городе - открытая борьба с страстьми и похотьми мира пред лицом мира Понуждаюсь и вам, отцы и братие, сказать посильное слово, да некий плод имею и в вас, как в других. И что скажу вам? Смотря на положение вашей обители пред лицом мира, не знаю, что видеть в

Из книги Мир закатного солнца автора Бхайравананда

Мудрость безумия и безумие Высшей мудрости Поскольку Реальность не вместить в рамки самой изощренной философии или метафизики, мистические школы имеют острую необходимость во внелогическом способе указания на Истину, в языке, не порабощенном жесткими конструкциями. На

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что значат слова «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 19)? Иеромонах Иов (Гумеров)Коринфяне, к которым обращено послание, были эллинами. В греческой культуре выше всего ценилась мудрость, но она была лишена благодати Святого Духа и имела своим источником

Из книги Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого Поста автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

II. Мудрость мира и мудрость чистого сердца Вам, моей пастве, скажу я те слова, которые св. апостол Павел написал пастве своей филиппийской, а вы вложите их в сердце свое: Молюсь о том, чтобы любовь ваша все более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая

Из книги Духовные беседы автора Египетский Преподобный Макарий

Беседа 45. О том, что не искусство какое, не богатство мира сего, но одно пришествие Христово может уврачевать человека. В сей же беседе показывается весьма великое сродство человека с Богом 1. Кто избрал жизнь уединенную, тот должен чуждым и посторонним для себя почитать

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Беседа 49. Нет достаточной причины отказаться человеку от наслаждений мира сего, если не приимет он участия в блаженстве иного мира 1. Если кто ради Господа, оставив своих, отрекшись от мира сего, отказавшись от мирских наслаждений, от имения, от отца и матери, распяв себя

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

9. он был сильный зверолов пред Господом (Богом), потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом (Богом) "он был сильный зверолов пред Господом..." Весь этот стих служит разъяснением предыдущего: указав раньше на силу и знаменитость Нимрода, бытописатель

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

12. И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано. Опыт Екклезиаста дал ему полную возможность сделать сравнительную оценку мудрости и глупости с точки зрения счастья. Более других

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

24. Не во власти человека и то благо, чтоб есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это от руки Божией; 25. потому что кто может есть, и кто может наслаждаться без Него. 26. Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

1. Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Он предостерегает читателя от торопливой и многоречивой молитвы. Сознание величия Бога, живущего на небе, и

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

23. Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Христос не отвечает врагам Своим прямо на их насмешку, но указывает на резкую противоположность между Собою и ими: Он - от вышних, а они от нижних. Этим Христос выясняет глубочайшую основу их

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

36. Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Христос отвечает Пилату, что ему, как представителю римской власти, власть, на которую

Из книги автора

Мудрость мира - безумие пред Всевышним 18 Те, кто идёт к погибели, считают, что весть об искупительной смерти Масиха на кресте - это безумие, но для нас, спасаемых, - это сила Всевышнего. 19 Ведь написано:«Я погублю мудрость мудрецов,и разум разумных Я отвергну» n.20 Где

Из книги автора

«Мудрость» мира и «безумие» креста 18 Те, кто идет к погибели, считают, что весть о кресте - это безумие, но для нас, спасаемых, - это сила Божья. 19 Ведь написано:«Я погублю мудрость мудрецов,и разум разумных Я отвергну» h.20 Где мудрец? Где ученый? i Где искусный спорщик этого

Из книги автора

Мудрость и безумие Это говорит тот же самый Давид, по-прежнему во всем противоположный Саулу. Когда тот обнажался в Навафе (1 Цар 19,24), он доходил до дна падения: его, гордого и ревнивого царя, Бог швырял нагим к ногам соперника. Напротив, Давид унижается добровольно. Он не

Из книги автора

Поучение 1-е. Покров Пресвятой Богородицы (К чему должна побуждать нас та истина, что Пресвятая Матерь Божия есть славная Заступница и Ходатаица наша пред Богом?) I. Ныне мы, братия, празднуем «Покров Пресвятые Богородицы». Начало этого празднества, без сомнения, известно

Свт. Феофан Затворник

Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть. Писано бо есть:

Мирская мудрость – буйство пред Богом, строгий приговор, но совершенно справедливый, повсюдным опытом оправдываемый. Сами мудрецы мира тот же произносят приговор над сею мудростию, когда познают истину и вступят вседушно в область премудрости Божией. То, что она считает себя вседовлетельною,– не буйство ли? То, что она высится над откровенною мудростию и ставит ее почти ни во что,– не буйство ли? То, что она только внешним, земным и тварным ограничивает свой кругозор, будучи сама, хотя и неблагопотребная, умного выспреннего (ранга) свойства,– не буйство ли? То, что она быт свой, свое счастие и дела, думает устроять по своим смышлениям, тогда как осязательно видит, как все вокруг течет помимо и наперекор человеческим соображениям,– не буйство ли? То, что она выбросила из предметов своего обсуждения, что будет за гробом, тогда как ясно видит, что настоящая жизнь мгновенна и последней цели бытия человека вместить не может,– не буйство ли? То, что она и думать не думает, что питомец ее человек ныне-завтра умрет, тогда как человечество широкою рекою течет во врата смерти,– не буйство ли? Так она – буйство, и буйство пред Богом, потому что не видит осязательных порядков Божиих, осуждает их, когда другие о том ей возвещают, и питомцев своих удерживает в своем мрачном буйстве, не позволяя им возникнуть от опутания собою и обратиться к истинной премудрости Божией. В этом отношении она богоборна. И выходит, что «она не только не помогает (человеку в последних целях его), но еще служит препятствием; следовательно надобно оставить ее, как вредную. Видишь ли как победоносно святой Павел опроверг ее, доказав, что она не только бесполезна, но еще приносит нам вред? Впрочем он не довольствуется собственными доказательствами, а приводит еще свидетельство: писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их (Иов. 5, 13) » (святой Златоуст).

Коварство премудрых не злонамеренность означает, а их всяческое ухищрение, чтоб все постигнуть и все в жизни своей и других устроить здесь, на земле, по своему смышлению. Пока это имеет свойство только пустоделия и не разоряет планов промышления Божия о роде человеческом, дотоле Бог оставляет их копаться в своем муравейнике, сколько хотят, и все строить и перестраивать, как им угодно; но когда покушения их заходят далеко, тогда Бог полагает им преграды, разоряет их планы, как паутинное плетение разоряет дитя легким прикосновением тонкого прутика. Разительный пример тому – столпотворение и рассеяние людей по лицу земли. Мудрецы во времена Апостолов до чего дошли? – До того, что и сами уже не знали, на чем остановиться: так разрознились в мыслях и так много надумали учений. И належала необходимость научить людей истине чрез неученых. – Святой Златоуст в этом видит уловление премудрых в коварстве их. «В коварстве их, то есть уловляя их собственным их оружием. Так как они употребляли мудрость свою на то, чтобы обходиться без Бога, то он чрез нее самую доказал им, что они имеют великую нужду в Боге. Как и каким образом? – Они чрез нее дошли до того, что сами не знали, куда деваться; следовательно чрез нее и уловлены. Ибо, думая обходиться без Бога, они пришли в такое бедственное состояние, что оказались хуже рыбарей и неученых, и в них же стали иметь нужду. Потому Апостол и говорит: запинаяй их в коварстве их . Слова: погублю премудрость – выражают совершенную ее бесполезность; а слова: запинаяй премудрым в коварстве их – показывают силу Божию».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их

На слова: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19)

Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым . Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их . И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны (1 Кор. 3:18-20) .

Никто да не мудрствует высоко о себе самом, да не считает себя мудрым и разумным, да не гордится своей ученостью, своей начитанностью, своей мудростью житейской - мудростью века сего. Если кто желает быть мудрым, оставь всё это и будь безумным.

Ну скажите, кто кроме апостола Павла мог бы сказать такие удивительные слова? Если кто хочет быть мудрым, тот будь безумным. Совершенно необыкновенные слова, а тем не менее в них кроется глубочайшая божественная мудрость и истина.

Было много людей, которые понимали эти слова в самом точном смысле слова и, желая быть мудрыми во Христе, мудрыми в очах Божиих, становились безумными в глазах мира: они представлялись безумными. Они бегали по городу в одной рубахе, босиком, они вытворяли странные штуки, вызывая насмешки. Гонялись за ними толпы мальчишек, которые издевались над ними и бросали в них камни. Подвергались они преследованиям, гонениям, насмешкам, и никто не знал, как проводили они ночи. Обычно они проводили ночи на паперти церковной в непрестанной молитве.

За такую тяжкую жизнь, за поношения и гонения, за непрестанную молитву Господь даровал им духовные дары: прозорливость, дар пророчества. Они читали в сердцах людей, как в открытой книге, предсказывали будущее, и пророчества их сбывались; они приобретали такое дерзновение, такую свободу от всякого страха перед людьми, что творили дела, о которых и помыслить не посмели бы обычные люди.

Когда приехал царь Иван Грозный в Новгород, намереваясь учинить жестокую кровавую расправу, к нему подошел юродивый - блаженный Николай - и подал кусок сырого мяса.

Царь сказал:

Я православный, мяса Великим постом не ем.

Ты мяса не ешь, - ответил святой, - а делаешь хуже: ты пьешь кровь христианскую.

Удивительные чудеса творил блаженный Василий Московский. Его очень почитал Иван Грозный, приглашал на свои пиры. Однажды поднесли ему на царском пиру кубок вина, он его не выпил, а вылил на пол, поднесли второй - вылил, поднесли третий - опять вылил. Грозный рассердился и потребовал у Василия объяснений, почему не пьет он царского вина.

Тушу, заливаю пожар в Великом Новгороде.

В это время бушевал страшный пожар в Новгороде, истребивший почти весь город.

Вот кто были юродивые, желавшие быть безумными в глазах людей. Смотрите, как оценивает святой апостол Павел мудрость века сего - мудрость нашу: мудрость философии, мудрость политическую. Философы были людьми огромной глубины ума, они создавали учения, которые поражают своей глубиной. В науке глубокие ученые достигали чрезвычайно многого, познали различные тайны бытия, и тем не менее святой апостол Павел говорит, что мудрость мира сего есть безумие пред Богом: Бог уловляет мудрых в лукавстве их .

В послании к Колоссянам он предостерегает христиан: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:8-9) . Что значит: по стихиям мира ? Апостол Павел предостерегает, чтобы мы не носились духом своим по стихиям мира сего, чтобы в Одном Христе видели истинную мудрость, ибо в Нем вся полнота Божества, ибо Он - Истинный Бог Воплотившийся, у Него Одного надо искать мудрости, как искали смиренные юродивые.

Все не могут юродствовать, это доля лишь избранников Божиих, способных переносить то, чего не перенесет никто из нас: ходить в рубище, босиком в страшные морозы. Кто может переносить это: босиком и в одной рубахе, нося тяжкие вериги на теле своем, проводить ночи на церковной паперти, молясь всю ночь? Кто может сносить издевательства, побои за свое юродство?

Нам надлежит исполнить эти слова Павловы не в такой крайней форме. Помня предостережение Павлово, что мудрость мира сего есть безумие в очах Божиих, надо не увлекаться философией и наукой, хотя должно изучать их, как изучали великие Отцы Церкви, образованнейшие люди того времени. Но изучая, мы должны помнить эти слова Павловы и не увлекаться философией, не следовать за ней.

Высшей мудрости мы должны искать только у Господа Иисуса Христа, в Его Святом Евангелии, во святых писаниях апостольских. Этим путем идите все - и придете туда, где сияет Вечная Истина.

Спешите идти за Христом. На слова: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом».

Прп. Ефрем Сирин

Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их

Ибо мудрость сего мира глупость есть , то есть отвержена, у Бога; ибо так написано : уловляет мудрецов в хитрости их (Иов. 5:14) , то есть Тот, Кто судит их по помышлениям ихним.

Толкование на послания божественного Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом

Ибо она не только не способствует к приобретению истинной мудрости, но, напротив, еще препятствует этому, потому что, высоко думая о себе, отвергает божественное учение и таким образом оставляет во всегдашнем неведении тех, кто имеет эту мудрость; поэтому они и уловляются Богом, как безумцы.

Как написано: уловляет мудрых в лукавстве их

Приводит свидетельство на то, каким образом человеческая мудрость есть безумие пред Богом, и говорит, что Бог уловляет мудрых, как безумных, то есть покоряет их собственным их оружием. Ибо, при всем своем лукавстве и мудрости, они обличаются в глупости и безумии. Например: одни думали, что не имеют нужды в Боге, а все могут постигать сами собой; но Бог делом показал им, что и сила и искусство слова нисколько не принесли им пользы, и что они особенно пред другими имели нужду в Боге, они, которые думали обойтись без всякой помощи. Итак, при всем своем искусстве, по которому почитали себя всеведущими, они оказались совершенными невеждами, и в предметах необходимых более необразованными, чем рыбаки и кожевники.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их

Мудростью мира апостол называет мудрость, лишенную благодати Духа, которая опирается только на человеческие помыслы.

Толкования на послания апостола Павла.

Апостол Павел сказал: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3: 19). Как это понимать?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Коринфяне, к которым обращено послание, были эллинами. В греческой культуре выше всего ценилась мудрость, но она была лишена благодати Святого Духа и имела своим источником только ограниченный человеческий разум. Такая горделивая мудрость ничтожна в очах Божиих. Святой апостол в рассматриваемом стихе цитирует книгу Иова: «Он [Бог] уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (Иов 5: 13). По словам псалмопевца, «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс. 93: 11). Именно это имел ввиду апостол Павел, говоря, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом». Христиане противопоставляют ей подлинную мудрость, которая не только просвещает ум, но преображает всего человека: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3: 17).

YAXY

Мудрость и безумие.

(1 Коринф. 3:18) Никто не обольщай самого себя.
Если кто из Вас думает быть мудрым в веке сем,
тот будь безумным , чтобы быть мудрым .
(1 Коринф. 3:19) Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом <…>

Помимо вышеприведенных стихов, есть в Библии история о царе Соломоне, которому в Гаваоне во время сна явился Бог, и спросил его, что он хотел бы получить от Бога. И ответил Богу Соломон:

(3Цар.3:9) даруй же рабу Твоему сердце разумное , чтобы судить народ Твой и различать, где добро, а где зло; <…>
(3Цар.4:29)И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря.

Пожалуйста, помогите разобраться в следующих вопросах:

1. Как можно быть безумным, чтобы быть мудрым?
2. Обладал ли Соломон мудростью мира сего и была ли она безумием перед Богом?

11 комментариев
YAXY
YAXY
  • Дает благословения: Притчи 3:13 "Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум ".
    YAXY
    YAXY

    Исследования психологов из Института психологии РАН привели к выводам, которые существенно меняют традиционные представления о мудрости. Это не редкое свойство личности, основанное на жизненном опыте и приобретаемое с возрастом, не статичная система познаний, глубоких и обширных, а экспертная система знаний и интуиции, которая может проявляться даже в раннем детстве, удивляя подчас самого человека, который не считает себя мудрецом.

    Мудрость - не состояние, а процесс, который характеризуется контекстуальностью, релятивизмом и неопределённостью. Иными словами, мудрый человек понимает, что развитие ситуации зависит от временных и социально-культурных обстоятельств, понимает, что разные люди и различные социальные группы обладают отличающимися друг от друга ценностями, смыслами, приоритетами, и понимает непредсказуемость жизни.

    Работы профессора Института психологии РАН, доктора психологических наук Л.И. Анцыферовой показывают, что список приведённых признаков мудрости должен быть дополнен ещё одной важной характеристикой, наиболее значимой среди других, - это дар предвидения. Речь идёт не о том „предвидении“, которым промышляют знахари и гадалки, а об определении тенденций жизни, преобразовании ситуаций, общественных отношений.

    Дар предвидения как характеристика мудрости предполагает, что у человека есть следующие способности:

    1) осознавать и понимать значение обычно незамечаемых событий, мелких изменений,
    2) доверять собственной интуиции,
    3) выяснять причины собственной неясной тревоги,
    4) определять момент, когда следует совершать действия, необходимые для благоприятного исхода ситуации или блокирующие неприятный исход („сейчас или никогда“).

    Можно полагать, что таким мудрым даром предвидения обладал российский император Александр II, который неудачный исход Крымской войны расценил не как катастрофическое поражение, а как неудачное стечение обстоятельств. В полной мере мудрыми можно назвать те социальные преобразования, которые проведены в жизнь Александром II: отмена крепостного права, судебная и земская реформы, освобождение дружественной Болгарии от турецкого ига.

    Анализ подобных примеров „мудроподобной“ деятельности позволяет автору утверждать, что мудрость присуща не только старости. Юный человек тоже может проявлять мудрость, если ему удаётся найти решение жизненных проблем, то есть он способен анализировать ситуацию, выявлять её суть (проблему), определять препятствия, стоящие на пути решения, а также время, необходимое для решения. При этом можно обращаться к собственному жизненному опыту, однако не это главное. Главное - не отступать перед трудностями, но и не биться лбом об стену, а заново проанализировать проблему, найти в себе волю, чтобы прийти к желаемому решению (возможно, на дальнейших этапах жизни).


    YAXY

    АФОРИЗМЫ УМ, МУДРОСТЬ

    Лучше сразу взяться за ум, чтобы потом не хвататься за голову! Д. Зверев

    Наш век таков, что он гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, которые пытаются проявить ту же способность. Г.Мамфорд Джонс

    Знающие не говорят, говорящие не знают. Лао-Цзы

    Старайся прежде быть мудрым, а ученым - когда будешь иметь свободное время. Пифагор

    Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней. Пифагор

    Кто мудр, тот и добр. Сократ

    На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: "Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда". Диоген

    Не тот умен, кто умеет отличать добро от зла, а тот, кто из двух зол умеет выбирать меньшее. Аль-Харизи

    Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым. Эпикур

    Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное. Августин

    Почти всегда мудрость и сила ходят врозь: та прозябает, когда эта цветет, а когда та пробуждается, эта увядает, - иначе человеческие начинания были бы удачливей, исход предпринятого благоприятней, а пока что, увы, человек только тогда обычно начинает знать, когда перестает мочь. Ф. Петрарка

    Нет большей мудрости, чем своевременность. Ф. Бэкон

    Дурацкий колпак мозгов не портит. В. Шекспир

    Мудрее чуждый мудрости невежда,

    Чем алчущий невежества мудрец. В. Шекспир

    Ныне от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых. Б. Грасиан

    Не выставляй напоказ все, что имеешь, - назавтра уже никого не удивишь. Всегда держи про запас чем бы вновь блеснуть: кто каждый день открывает новое, от того ждут многого? и никогда не доберутся до дна его сокровищницы. Б. Грасиан

    Наш разум пригоден лишь для того, чтобы все запутать и вызвать сомнение во всем. П. Бейль

    Если можешь, будь умнее других, но не показывай этого. Ф. Честерфилд

    Я умею только сомневаться. Ф. Вольтер

    Видеть легко, трудно предвидеть. Б. Франклин

    Единственный способ сразу освободить науку от множества темных вопросов? это серьезно исследовать природу человеческого разумения и доказать на основании точного анализа его сил и способностей, что оно вовсе не приспособлено к столь далеким и отвлеченным темам. Д. Юм

    Умен лишь тот, кто так же глуп, как мы. Д. Дидро

    Обычно чем больше у человека ума, тем меньше значения он ему придает. Л. Мерсье

    Мы и не представляем себе, сколько нужно ума, чтобы не казаться смешным! Н. Шамфор

    Ум человека можно определить по тщательности, с которой он учитывает будущее или исход дела. Г. Лихтенберг

    Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих. Л.Н. Толстой

    Самый непобедимый человек - это тот, кому не страшно быть глупым. В.О. Ключевский

    Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда. В.О. Ключевский

    Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение. М.И. Цветаева

    Сильная мысль передает частицу своей силы противнику. М. Пруст

    Умный человек нередко попадал бы в затруднительное положение, если бы не был окружен дураками. Ф. Ларошфуко

    Он проглотил много мудрости, но все это словно попало ему не в то горло. Г. Лихтенберг

    Человек был так умен, что стал почти ни к чему не пригоден. Г. Лихтенберг

    Мыслить и быть - не одно ли и то же? Парменид

    Это произвело на его ум столь глубокое впечатление, что больше он не подавал никаких признаков жизни. Б. Шоу

    Разница между умным человеком и дураком в том, что дурак повторяет чужие глупости, а умный придумывает свои. Неизв.

    Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна. К. Прутков

    Обладать мудростью и не пошевелить рукой (т.е. хранить молчание) - вот истинная самоуглубленность. Кан Ювей

    В жизни - с возрастом - начинаешь понимать силу человека, постоянного думающего. Это огромная сила, покоряющая. Все гибнет: молодость, обаяние, страсти - все стареет и разрушается. Мысль не гибнет и прекрасен человек, который несет ее через жизнь. В. Шукшин

    Заниматься философией нужно до тех пор, пока не поймешь, что нет никакой разницы между вождем войск и погонщиком ослов. Кратет

    Одно из несчастий высокого ума состоит в том, что он неизбежно понимает все v и пороки и добродетели. О. Бальзак

    Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он понимал, что он неразумно живет. В. Г. Белинский

    Человек, который мало говорит, многие долго считают за умного, подобно тому, как спокойный характер часто принимают за сильный. Л. Берке

    Немногие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от неупотребления. К. Боуви

    Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает. В. Буш

    Остроумие далеко не то, что ум. Ум отличается изобретательностью, остроумие же только находчивостью. К. Вебер

    Ум достигает великого только порывами. Л. Вовенарг

    Там, где недостает ума, недостает всего. Д. Галифакс

    Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя. И. Гёте

    Мало иметь хороший ум, главное v хорошо его применять. Р. Декарт

    Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Р.Декарт

    Разум v это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным. Р. Декарт

    Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания. У. Джеймс

    Сильные умы именно и отличаются той внутренней силой, которая дает возможность, не поддаваться готовым воззрениям и системам и самим создавать свои взгляды и выводы на основании живых впечатлений. Они ничего не отвергают сначала, но ни на чем и не останавливаются, а только все принимают к сведению и перерабатывают поvсвоему. Н. В. Добролюбов

    Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца - терпение. Г. Ибсен

    Мудрость - это ум, настоянный на совести. Фазиль Искандер

    Перед человеком к разуму три пути: путь размышления v это самый благородный; путь подражания v это самый легкий; путь личного опыта v это самый тяжелый. Конфуций

    Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего: слепому не в пользу чужая зоркость. Ж. Лабрюйер

    Не может долго нравиться тот, кто умен всегда на один лад. Ф. Ларошфуко

    Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум. Ф.Ларошфуко

    Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны. Ф. Ларошфуко

    Ум ограниченный, но здравый в конце концов меньше утомляет нас, чем ум широкий, но путаный. Ф.Ларошфуко

    Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться. Ф.Ларошфуко

    Нужно иметь большой ум, чтобы уметь не показывать своего умственного превосходства. Ф. Ларошфуко

    Сильно мешает быть умным усердное стремление выказываться таким. Ф. Ларошфуко

    Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных. Ф. Ларошфуко

    Кто никогда не совершал безрассудств тот не так мудр, как ему кажется. Ф. Ларошфуко

    Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам. Г.Левис

    Учить разуму и быть разумным v совсем разные вещи. Г. Лихтенберг

    Отыскивать маленькие недостатки v издавна свойство умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или же возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая. Г. Лихтенберг

    Очень полезно v оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М. Монтень

    Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа. М. Монтень

    Недостаточно быть умным. Необходимо быть достаточно умным, чтобы не позволить себе стать умным сверх меры. А. Моруа

    Ученый человек - сосуд, мудрец - источник. У.Олджерай

    Мудрец сам творит свою судьбу. Плавт

    Сомнение - полпути к мудрости. Публилий Сир

    Разум человека сильнее его кулаков. Ф. Рабле

    Разум просвещает чувства. Р. Роллан

    Остроумие - как талант: лучше не иметь его вовсе, чем иметь недостаточно. Соммери

    Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость. Л. Н. Толстой

    Все мысли, которые имеют огромные последствия всегда просты. Л.Н. Толстой

    Сердце может прибавить ума, но ум не может прибавить сердца. А. Франс

    Первым признаком настоящей политической мудрости всегда остается умение заранее отказаться от недостижимого. С. Цвейг

    Научиться мудрости так же невозможно, как научиться быть красивым. Г.Шоу

    Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. Эсхил

    Умных людей на свете куда больше, чем талантливых. Общество кишмя кишит умниками, начисто лишенными таланта. А. Ривароль

    Мы и не представляем себе, сколько нужно ума, чтобы не казаться смешным! Н. Шамфор

    Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума. А. Шопенгауэр

    Тот, кто отрицает разум у высших животных, должно быть сам имеет его немного. А. Шопенгауэр

    Ум редко ведет к богатству, но богатство делает всех умными людьми. Б. Джонсон

    Ученый знает, что такое невежда, потому что он сам был им когда-то, но невежда не понимает состояния ученого, потому что никогда им не был. Восточное изречение

    Способности человека, насколько учит нас опьп и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум. Г. Бокль

    Недоверчивость - мудрость дурака. Г. Шоу

    Мудрец менее всего одинок тогда, когда он находится в одиночестве. Д. Свифт

    Об уме человека вернее судить по его вопросам, нежели по его ответам. Ж. Левис

    Степень ума, нужная, чтобы нам понравиться, служит довольно точной мерой нашего собственного ума. К. Гельвеций

    Самые умные и самые глупые не могут измениться. Конфуций

    Страдание - отец мудрости, любовь - ее мать. Л. Берне

    Умные не бывают учены; ученые не бывают умны. Лао-Цзы

    Умный человек скучает там, где большая часть людей находит удовольствие. Неизв.

    Многие люди принимают свою память за интеллект, а свои взгляды - за факты. П. Массон

    Человека, который ищет мудрости, можно назвать умным, но если он думает, что нашел ее, он безумец. Персидское изречение

    Целой жизни мудреца едва хватит на то, чтобы написать столько листов, сколько можно было бы с пользою прочесть в один день. Пифагор

    Ум, несомненно, первое условие для счастья. Софокл

    Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание. У. Джеймс

    Тесен мир, мозг же человека необъятен. Ф. Шиллер

    Умные люди - это те же пахучие цветы: один приятен, а от целого букета болит голова. Ю. Авербах

    1 комментарий

    5. Интуиция — ее можно рассматривать как ответ бессознательного на основе прошлого опыта. А можно и как часть откровения.

    6. Откровение — информация полученная от высшего разума (скажем, Бога).

Полагаю, настало, все же время, заступиться за мудрость, отделив её от лукавства. Это же, сколько веков миновало со времен Апостола Павла, прежде чем стало очевидным это самое лукавство. Мир не изменился с тех времен, но то, что тогда было очевидно лишь посвященным, вышло уже на поверхность нашей жизни, не пуская, не давая и крича.

Апостол Павел сказал: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3: 19).

Мы сможем правильно понять эти слова, если присмотримся внимательно к слову: «СЕГО». Не мир, вообще, не тот мир созданный Богом так мудро и прекрасно, возмутил Апостола Павла, а мир СЕЙ. Т.е. тот мир, который придумали и сумели внедрить в жизнь ЛУКАВЫЕ, объявившие себя тоже мудрецами.

Позволю себе призвать в помощь Блеза Паскаля – одиного из величайших умов Франции, физика, математика и богослова:

«Я много учился и много знаю, и я верую, как бретонский крестьянин,
но если бы я знал больше, то веровал бы, как бретонская крестьянка».

Думаю, сейчас, Блез Паскаль уже, пожалуй, не стал бы упорствовать в безупречности этих слов – женщины, и даже крестьянки в наш суетной и практичный век стали уже иными. Но, совсем не ради этого, я привел эти слова, но для того, чтобы подчеркнуть то, что так удачно подметил Паскаль:
ИСТИННАЯ МУДРОСТЬ, КАК И РАСШИРЯЩИЕСЯ ЗНАНИЯ, ДОЛЖНЫ ПРИБЛИЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ, К МУДРОСТИ МИРА, А НЕ ОТДАЛЯЯСЬ ОТ НЕГО, ОБУСТРАИВАТЬ ЕГО ПОД СВОИ ЛУКАВЫЕ ЦЕЛИ И ПРИХОТИ.

Нет, нет, я вовсе не о том, что сейчас те же лукавые внедряют в наше сознание под девизом: «Назад – к природе!» Зачем бросаться в крайности – выживать в диком лесу, голыми, питаясь плодами и дарами леса. Не будет ли это ещё большим лукавством, чем квартира, управляемая компьютером. Ведь, поступая и так, и так – мы намеренно губим свой внутренний мир, с его мудростью, вырабатываемой и накапливаемой веками. Не лучше ли не разрушать и не уменьшать ту мудрость, а наоборот – накапливать её, понимая и принимая, разумными действиями.

Мы никак не хотим понять, что МИР - МУДР. Мудро наше тело – эта мудрость накапливалась веками, и что эта мудрость либо добавляется, пусть даже поддерживается нашим разумным поведением по отношению к нему, либо тает и тает в чудовищных лапах нашего лукавства, наших сомнительных прихотей и зависимостей. Меня поразил, как-то, ответ отца сыну:
- Папа, а чего в мире больше – добра или зла?
- Добра! Если бы было больше зла – мир перестал бы существовать.
Зло притягательно, назойливо, модно и красноречиво, но за него мы всегда расплачиваемся добром. Нам просто трудно себе представить, скольких усилий стоит нашему организму, чтобы за ночь исправить всё то, что мы вечером натворили с собой на дискотеке, вечеринке, дружеской попойке. Но, мы вычерпываем и вычерпываем эти ресурсы добра, подаренные нам природой, нашими предками, далекими и близкими. И когда этого самого добра у нас становится меньше, чем зла – и наступает та самая трагическая, но закономерная развязка. На судьбе конкретного человека это объясняется проще, но это, ведь, касается и иных миров - семьи и общества, и государства, и человечества, в целом.

Я, пожалуй, не стал бы писать о лукавстве мудрости когда бы не эта статья в Новостях:

ХОКИНГ ПРИЗВАЛ ПОКИДАТЬ ЗЕМЛЮ
"Мудрецы давно подметили, что наша планета не очень-то «оборудована для счастья». Но даже просто для жизни она оказывается малопригодной. Вот и гениальный британский ученый Стивен Хокинг давно агитирует земное человечество подумать о колонизации иных планет. «Я думаю, что у человеческой расы нет будущего, если она не выйдет в космос», - абсолютно уверен теоретик. В свое книге «Как создать космический корабль» он описал детали воплощения своей идеи покорения человеком других планет."

А, не об этих ли лукавых мудрецах идет здесь речь – загадили планету, вместо того, чтобы беречь и украшать её, а теперь будем колонизировать другие. Что ещё мог сказать англосакс в свое оправдание! Больше чем они никто, пожалуй, не столько не натворили зла и бед на нашей планете. И этот человек ещё претендует на роль гения – вот такие нынче лукавые «гении». К тому же, может быть он и сам – колонист. А что – построить этот самый корабль – да на это же уйдут последние ресурсы планеты. Вы видели дома покинутые хозяевами – всё разбито, разрушено, в ожидании нового и более счастливого. Никто уже не будет отбиваться от прибывающих колонистов – долина Гиза, да и только. Так там хот пирамиды остались, а что останется после нас, лукавых мудрецов и таких вот «гениев» – загаженная и использованная пустыня, бывшая когда-то земным раем.

Так чем же ещё страшает землян этот новоиспеченный «гений»:

"Хокинг уверяет читателей, что жизнь на планете Земля находится в постоянно растущих опасностях. Среди рисков он называет такие факторы как опасность технологических и природных катастроф, ядерная война и атаки вирусов, подвергнутых беспечным человечеством генетической мутации. Об этих опасностях он постоянно и неустанно твердит на протяжении последних нескольких лет."

Так он бы – раз уж он такой гениальный – и рассказал про то, как избежать этих самых технологических и природных катастроф, ядерных войн, да генных мутаций. До чего же отчетливо прослеживается натура его предков – колонизаторов: захватить, поработить, и наконец, все изгадив и опошлив своей культурой, отправиться дальше путями Христофора Колумба, чтобы и там сделать то же самое. Неужели не понимают эти лукавые мудрецы и «гении» современности, что мир – не золотая гора и у планеты не бездонный колодец добра, и что их богатства, обладанием которыми они оправдывают всё - на самом деле уменьшает и уменьшает количество добра на нашей планете.

А закончить хотелось бы пророческими словами уже настоящего гения человечества:

«Когда тебя предали – это всё равно, что руки сломали…..
Простить можно, но вот обнять уже не получится….»
Л. Н. Толстой

Хокинг, не первый, кто предлагает предать Землю – до него это уже делали, и не на словах, а на практике много, много раз. И после всего этого, как мы можем рассчитывать, ЧТО ОНА ОБНИМЕТ НАС, И СДЕЛАЕТ НАШУ ЖИЗНЬ НА НЕЙ СЧАСТЛИВОЙ И УДОБНОЙ.

Похожие публикации