Как появился человек сообщение. Как появился человек

Доклад о происхождении человека 5 класс кратко расскажет Вам много полезной информации на заданную тему. Сообщение о происхождении человека можно использовать во время подготовки к занятиям.

Сообщение о происхождении человека

Человек в своей истории прошел длительный путьразвития, меняясь внешне, в формах общения. На планете ни одно живое существо не изменилось так, как он. Но, как и почему люди появились на Земле? Выделяют несколько теорий происхождения человека:

  • Религиозная . Согласно священным книгам многих религий человек является творением богов (или бога) – сверхъестественных существ.
  • Космологическая . Некоторые ученые считают, что жизнь на нашу планету была занесена из космоса разумными высокоразвитыми существами или в результате падения на Землю космических тел с живыми организмами. Возможно появление человека это эксперимент пришельцев, которые до сих пор наблюдают за нами.
  • Естественное происхождение человека (теория эволюционизма ). Большая часть ученых настаивает, чточеловечество в ходе длительной эволюции произошло от обезьяны. А первым,кто подал эту мысль, был естествоиспытатель XIX века Чарльз Дарвин. Ему принадлежит разработка учения об эволюции: развитие живой природы происходит под воздействием окружающей среды и естественного отбора. Отбор заключается в том, что выживают только самые приспособленные организмы. И через гены их потомкам передаются самые лучшие качества, из-за чего приспособленность к окружающей среде возрастает в разы. Поэтому Дарвин считал, что предками человека были обезьяны, полагаясь на сходства в строении животного с первобытным человеком.

Сегодня ни одна из теорий не доказана до конца на 100%, поэтому каждая из них имеет право на существование.

Когда появились первые люди на Земле?

Первые люди появились около 2-3 млн. лет тому назад в Африке в ходе длительной и неравномерной эволюции. Как биологическое природное существо человек имел много сходств с животными.Это проявлялось в строении организма, в производстве потомства, в пище, безопасности. Первобытный человек не умел говорить, объем мозга был значительно меньше, чем сейчас, а во внешности преобладали звероподобные черты. Древнейшие люди жили и трудились вместе. От животных их отличало умение изготавливать простые орудия и пользваться ими. Именно это свойство выделило человека из животного мира.

Около 40 тыс. лет назад на планете появился «Homo sapiens», то есть «человекразумный». Он уже умел стоять прямо, рука усовершенствовалась, объем мозга увеличился, появиласьчленораздельнаяречь. Человек научился делать издерева, кости и кремня новые орудия труда. Жил он в жилище, которое согревалось костром. А сам человек от холода и невзгод стал «прятаться» под одеждой.

С появлением речи стало развиваться мышление, которое помогало человеку накапливать знания о мире, в котором он живет, и передавать их из поколения в поколение. Общение друг с другом помогало налаживать отношения в коллективе и хозяйственной деятельности. Со временем на смену человеческому стаду приходит родовая община, более устойчивая форма отношений между людьми. Она основывалась на кровном родстве, уравнительном распределении и коллективном труде.

8-10 тыс. лет назад люди перешли от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Позже от присвоенияприродных продуктов человека перешел к производству. Ему удалось не только приспособить окружающий мир, но и преобразовать, а также окультурить его. Появились ремесла, возникли города и государства. Стали развиваться наука, искусство, образование. В общественную жизнь человека вошли религиозные, нравственные и правовые нормы, как элементыкультуры. А она, в свою очередь, превратилась в среду существования современного человека.

Надеемся, что сообщение о происхождении человека помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации на эту тему.

Реферат по дисциплине: История

На тему: Теории происхождения человека

Выполнил студент EL-1

Дневного отделения

Наумов Эдуард

№ студ. билета:

Преподаватель:

Рига – 2009г.


Введение…………………………………………………………………………… стр.3

Теория эволюции…………………………………………………………………стр.4

Теория творения (Креационизм)………………………………………………… стр.7

Теория внешнего вмешательства.……………………………………………….стр.10

Заключение………………………….…………………………………………… стр.11

Список использованной литературы……………………………………………стр.12


Введение

Люди с глубокой древности интересуются своим происхождением. Попытки понять и объяснить, как возник человек, мы можем встретить у самых разных народов в их верованиях, легендах и сказаниях. С развитием самого человека потребность в знании своих истоков и корней постоянно увеличивалась. Расширялось сознание и мировоззрение. Человек стал задумываться над происхождением своего рода, но более осознанно и направленно. На протяжении веков и человеческой эволюции много учёных, литераторов-писателей, различных исследователей высказывали свои точки зрения о происхождении людского рода. Этому посвящены множество сказаний, вымыслов, легенд, и, непоколебимых истин, которые были открыты выдающимися учеными разных стран, народов и времён, начиная с библейских героев и мыслителей и кончая нашими современниками.

Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновения человека на Земле. В работе мы рассмотрим основные из них:

Эволюционная теория; Теория творения; Теория внешнего вмешательства.

Теория эволюции

Попытку объяснить происхождение видов предпринял Чарльз Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции. Он является автором многих трудов: «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859), обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики; «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. По теории эволюции, которую предложил Ч.Дарвин, многообразие видов растений и животных, населяющих Землю, является результатом частых, абсолютно случайных мутаций, которые, суммируясь за тысячелетия, через так называемые «переходные звенья» приводят к появлению новых видов. Затем в действие вступает естественный отбор. Межвидовая борьба истребляет или оттесняет на периферию виды, неприспособленные к условиям жизни в данной биологической «нише» при данных внешних условиях, в то же время, позволяя бурно развиваться видам, которые по чистой случайности оказались лучше приспособлены для выживания. В научном мире есть группа ученых, занимающихся проблемой возникновения человека, которая на основе теории Дарвина создала науку антропологию, имеющую такое понятие, как «антропогенез». Антропогенезом ученые-дарвинисты называют процесс выделения человека из мира животных. Ими было предположено, что отдаленными предками человека являются человекообразные обезьяны, прошедшие несколько стадий развития на пути к формированию конечного результата.Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:

время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);

Австралопитеков или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений. Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д. Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена. Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов, характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн.

существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или архантропа);

Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е. Дюбуа на о.Ява в 1890 году. Архантропы уже умели пользоваться огнем, тем самым, встав на ступеньку выше своих предшественников. Питекантропы – существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, много обезьяньих черт, как в форме черепа, так и в строении лицевого скелета.

стадия неандертальца, то есть древнего человека или палеоантропа.

В 1856 году в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки существа, жившего 150 – 40 тысяч лет назад, названного неандертальцем. В ископаемом виде они найдены еще в четырехстах местах Северного полушария Евразии. По времени с эпохой неандертальцев совпала эпоха Великого оледенения. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У неандертальцев впервые были обнаружены захоронения трупов.

развитие современных людей (неоантропов).

Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homo sapiens. Неоантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин – 180-185 см, женщин – 163-160 см.Первые люди современного облика именуются кроманьонцами (по стоянке неоантропов в Кро-Маньон, Франция). Кроманьонцы отличались длинноногостью за счет большой длины голени. Мощный торс, широкая грудная клетка, сильно развитый мышечный рельеф производят сильное впечатление на современников. Неоантропы – это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д. Переход человеческого общества к верхнему палеолиту (35-10 тыс. лет назад) совпал с завершением антропогенеза - формированием человека современного физиологического типа.

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «Человек умелый» (австралопитек) – «Человек прямоходящий» (питекантроп) – « Человек неандертальский» (палеоантроп) - «Человек разумный» (кроманьонец).

Модель этой тории происхождения человека от человекообразных обезьян, вполне устраивавшая большую часть ученых сто лет назад, сегодня трещит по всем швам, не выдерживая потока новых открытий, а также существования других теорий происхождения человека, которые мы рассмотрим ниже.


Теория творения (Креационизм)

Креационизм(от англ. creation - создание) - философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей - от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.

Наиболее известна библейская версия, согласно которойчеловек сотворен единым Богом. Так, в христианстве Бог создал первого человека на шестой день творения по образу и подобию своему, чтобы владел он всей землей. Создав Адама из праха земного, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позднее из ребра Адама была создана первая женщина - Ева. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых.
Выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Теории креационизма придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений (особенно христиане, мусульмане, иудеи).

Креационисты в большинстве своем отвергают эволюцию, приводя при этом неоспоримые факты в свою пользу. К примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что невозможно искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои, выполняющие, по меньшей мере, 10 миллиардов вычислительных операций в секунду. Даже Дарвин признавал: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым».

Проведем сравнительный анализ двух нами уже рассмотренных теорий:

1) Процесс возникновения Вселенной и зарождения жизни на Земле

Эволюционная модель основана на принципе постепенной изменчивости и полагает, что жизнь на Земле достигла сложного и высокоорганизованного состояния в процессе естественного развития. Креационная модель выделяет особый, начальный момент творения, когда важнейшие неживые и живые системы были созданы в законченном и совершенном виде.

2) Движущие силы.

Эволюционная модель утверждает, что движущими силами являются неизменные законы природы. Благодаря этим законам осуществляется генезис и совершенствование всего живого. Сюда же эволюционисты относят законы биологического отбора, основывающиеся на борьбе видов за выживание. Креационная модель, исходя из того, что естественные процессы в настоящее время не создают жизни, не осуществляют формообразования видов и их совершенствования, креационисты утверждают, что все живое было создано сверхъестественным образом. Это предполагает наличие во Вселенной Высшего Разума, способного замыслить и воплотить все ныне существующее.

3) Движущие силы и их проявление в настоящее время.

Эволюционная модель: в силу неизменности и поступательности движущих сил, естественные законы, создавшие все живое, действуют и сегодня. Будучи производной, их действия, эволюция происходит и поныне. Креационная модель, после завершения акта творения процессы творения уступили место процессам сохранения, поддерживающим Вселенную и обеспечивающим выполнение ею некоего предназначения. Поэтому в окружающем мире мы не можем больше наблюдать процессов творения и совершенствования.

4) Отношение к существующему миропорядку.

Эволюционная модель, ныне существующий мир изначально находился в состоянии хаоса и беспорядка. С течением времени и благодаря действию естественных законов он становится все более организованным и сложным. Процессы, свидетельствующие о постоянном упорядочении мира, должны происходить и в настоящее время. Креационная модель представляет мир в уже созданном, завершенном виде. Так как порядок был изначально совершенным, то улучшаться он уже не может, а должен с течением времени терять свое совершенство.

5) Факторы времени.

Эволюционная модель, чтобы привести Вселенную и жизнь на Земле в современное сложное состояние посредством природных процессов, необходимо достаточно длительное время, поэтому возраст Вселенной определяется эволюционистами в 13,7 миллиарда лет, а возраст Земли – в 4,6 миллиарда лет. Креационная модель, мир был создан в непостижимо короткое время. В силу этого креационисты оперируют несравнимо меньшими цифрами в определении возраста Земли и жизни на ней.

В последние годы делаются попытки научного доказательства того, что описано в Библии. Примером здесь могут послужить две книги, написанные известным физиком Дж. Шредером, в которых он утверждает, что библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу. Одной из важных задач Шредера было согласование библейского рассказа о сотворении мира за шесть дней - с научными фактами о существовании Вселенной в течение 15 миллиардов лет.

Поэтому, признавая все же ограниченные возможности науки вообще в выяснении проблем человеческой жизни, надо с должным пониманием относиться к тому, что целый ряд выдающихся ученых (среди них - лауреаты Нобелевской премии) признают существование Творца, как всего окружающего мира, так и разнообразных форм жизни на нашей планете.

Гипотеза творения не может быть ни доказана, ни опровергнута и будет существовать всегда вместе с научными гипотезами происхождения жизни. Креационизм мыслится как Божье Творение. Однако в настоящее время некоторые рассматривают его и как результат деятельности высокоразвитой цивилизации, создающей различные формы жизни и наблюдающей за их развитием.


Теория внешнего вмешательства

Эта теория с каждым днем приобретает все больше и больше сторонников.
Согласно этой теории, появление людей на Земле, так или иначе, связано с
деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте инопланетной теории происхождения человека люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время (в качестве доказательств этой теории предлагаются снимки Марса, на которых можно увидеть остатки строений, похожих на Египетские пирамиды). Но есть и более сложные варианты. Такие, как скрещивание иномирян с предками людей; порождение человека разумного методами генной инженерии; управление эволюционным развитием земной жизни
силами внеземного сверхразума и эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. Кстати, две последние версии по своей концепции мало, чем отличаются от теории божественного вмешательства. Кроме этого существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства. Наиболее распространенной является гипотеза пространственных аномалий.

Последователи данной гипотезы трактуют антропогенез как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады Материя - Энергия - Аура, характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Концепция гипотезы пространственных аномалий заключается в следующем: в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. Если же условия не благоприятны, то планета остается бесплодной. В принципе эта гипотеза является своеобразным гибридом между Дарвиновской теорией и божественным вмешательством. С одной стороны, она не исключает развитие путем эволюции, а с другой - признает существование высшей силы, которая наряду со случайными факторами управляет эволюционным процессом. И вполне возможно, что именно гипотеза пространственных аномалий, как одно из ответвлений теории внешнего вмешательства, окажется наиболее близкой к истине. Во всяком случае, сейчас очень многие представители различных научных направлений сходятся на том, что причину происхождения человека нужно искать не только на Земле, но и в высших сферах, например в космосе.


Заключение

Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.). В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д. Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию, каждый имеет право представлять своих предков на собственный лад.


Список использованной литературы

Низовский А.Ю., Непомнящий Н.Н., 100 великих тайн – М.: Вече, 2000. – 576 с.В реферате также использованы материалы, опубликованные в сети Internet:

http://nauka-i-religia.narod.ru/evo-kreac.html

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний произошел от обезьяны. Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные .

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию , считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях Африки около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.


Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств. не обладает сведениями, чтобы даже в таких древних цивилизациях, как или были хоть какие-то намеки на обезьяну, как прародителя человека.

Сам Чарльз Дарвин прекрасно понимал абсолютную гипотетичность своих суждений, о чем не раз писал. При всем том, нельзя не отдать должного этому натуралисту, который все же попытался объяснить происхождение человека путем естественного отбора и эволюции.

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

  • Почему близнецы похожи друг на друга
  • Геном человека
  • Ребенок обвиненный в колдовстве
  • Распорядок работы мозга на протяжении дня

>> Происхождение и развитие человека


Раздел I. Развитие общества

Глава 1. Человек и человечество

§ 1. Происхождение и развитие человека

В отличие от людей животные продолжают жить и бороться за выживание в одиночку. Они ожесточенно спорят за пищу, территорию, самок или самцов. У них нет театров, больниц, космодромов - всего того, что не имел сотни тысяч лет назад наш далекий предок.

Если мы посмотрим на пройденный им путь, то увидим, какие гигантские изменения произошли в образе жизни людей, их внешнем виде, манере общаться друг с другом, в той среде, которая их окружает. Ученые уверены в том, что ни одно живое существо на планете за такой же срок так сильно не изменилось. К примеру, крокодилы, да и не только они, по внешнему виду, повадкам, остались теми же, какими они были несколько миллионов лет назад. И только человек благодаря возникновению у него общества смог неузнаваемо преобразиться: из похожего на обезьяну существа он превратился в интеллигентного человека, умеющего читать, считать, создавать сложнейшие компьютерные программы.

Любопытные факты

Современные спички изобрел в 1827 г. английский химик Джон Уокер. Это были деревянные лучинки, покрытые с одного конца химической смесью, которая воспламенялась при трении о наждачную бумагу.

Далекие предки людей , который больше напоминали обезьян, жили 2-3 млн. лет назад. Внешний облик этих предков людей постепенно изменялся благодаря использованию орудий труда, зарождению мышления и речи. Первые существа, не только внешним видом, но и строением мозга напоминавшие нас и наших современников, появились только 30 - 40 тыс. лет назад. Из Африки - прародины всего человечества - через Азию они проникли на юг Европы. У них были довольно сложный мозг и похожи на наш скелет. В их распоряжении находились простейшие орудия труда. Они объединялись в небольшие группы по 20- 30 человек. Мужчины, женщины, дети и старики вместе трудились и вместе отдыхали.

Если человеческую истерию изобразить на часовом циферблате, то окажется, что первые люди - их называют Хомо сапиенc («человек разумный») - возникли всего несколько минут назад. За такой короткий промежуток времени человек прошел в своем развитии огромное расстояние. Причем чем ближе к нашему времени, тем с большей скоростью шло развитие людей - и материально, и духовно. Можно сказать, что расстояние от каменного топора и лука со стрелой мы буквально пролетели как на самолетe.

Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом. Постепенно появились орудия - камни, которыми разрезали мясо и дробили кости. Примерно 600 - 400 тыс. лет тому назад, когда на Земле обитал уже «человек умелый» ростом около 1,6 м, орудия охоты и труда он изготовлял из кремня, песчаника и известняка.

Потом люди догадались стесать край камня, чтобы он лучше резал, а 400 тыс. лет назад появились первые топоры и наконечники стрел из кремня, костяные молотки и палицы. Позднее, 250 тыс. лет назад, люди научились добывать огонь и готовить пищу, а для охоты создали целый арсенал оружия. Затем им понадобились орудия для возделывания земли.

Задание

Некоторые инструменты каменного века используются и сегодня. Это ножи, шпильки, иголки с ушком и рыболовные крючки. Они сохранились почти в неизменном виде. Другие орудия труда той эпохи мы изменили по форме, хотя их содержание, т.е. принцип устройства остался тем же. Из приведенных ниже инструментов назовите те, которые имеют древнее происхождение:

лопата совок мяч топор
седло кинжал кнут мотыга
вилка печка клещи

Примерно 20-30 тыс. лет назад возникла религия и люди стали рисовать на стенах пещеры; 8-10 тыс. лет назад они перешли от собирательства к земледелию и скотоводству; 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, заниматься определенным видом труда, разделились на бедных и богатых (социальные классы), создали различные политические и экономические учреждения; 250 лет назад открылась эра промышленных фабрик, потом компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Развитие самого общества, его культуры и экономики, государства и политики, сферы труда и быта называют социальным прогрессом.

Любопытные факты

Первые системы мер и весов появились в Древнем Египте и Вавилоне около 3500 г. до н.э. Людям приходилось определять вес собранного зерна, площадь земельных участков, рассчитываться при продаже и покупке товаров.

Итак, в последние 10 тыс. лет человек двигался вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. За этот период он прошел путь от каменного века до освоения космоса. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его далекий предок узнавал за всю жизнь.

Наибольший вклад в социальный прогресс вносили крупные технические изобретения. Они серьезно меняли образ жизни и поведение людей. Первым таким изобретением явилась простая палка, которую обезьяна впервые использовала в качестве орудия труда и одновременно оружия обороны.

Вначале человек питался сырым мясом, но в какой-то момент он изобрел весьма простой и надежный способ превращения его в жареный и вареный продукт - так мясо лучше усваивалось. Это было вторым крупным изобретением после орудия труда явилось «приручение» огня. Он существовал в самой природе, надо было только найти способ вызывать его тогда, когда это было надо самому человеку. Огонь добывали с помощью трута и огнива. Ударяя кремнем по стальной полоске (огниву), высекали искру, от которой загорался скрученный из сухой ветоши трут. При помощи огня удавалось поджаривать мясо, освещать жилище, согреваться самим или плавить металл и обороняться от хищников.

Дополнительное чтение

Калейдоскоп технических изобретений

Дальнейшие технические изобретения еще больше ускорили развитие человеческого общества. Так, ножницы появились более 3 тыс. лет назад и напоминали собой щипцы с пружиной, разводившей лезвия в разные стороны. Инструменты каменного века (10 тыс. лет назад) используются и сегодня - это ножи, шпильки, иголки с ушком и рыболовные крючки. Иголки понадобились для изготовления одежды, которая сшивалась сухожилиями животных в качестве нитки. Крючки и гарпуны, обнаруженные археологами при раскопках, подтверждают возраставшую роль рыболовства.

Топор и лопата, молоток и нож, изобретенные на заре истории, почти не изменились по форме и назначению. Известно, что первые стеклянные бусы появились в 4 тысячелетии до н.э. в Древнем Египте, а выдувать стекло начали сирийцы в I веке до н.э.

Колесо появилось более 5 тыс. лет назад в Месопотамии (теперь это территория Ирака). Вначале его использовали в гончарном деле, а вскоре колесо приделали к повозкам, чтобы можно было перевозить тяжелые грузы. Первые колеса были плотными - из деревянных чурбаков. Колеса со спицами появились позже - примерно в 2000 г. до н.э. Они были легче и использовались для боевых колесниц. Подшипники, уменьшающие трение, были изобретены в 100 г. до н.э.

С доисторических времен человек стремился облегчить свой труд и сделать его более продуктивным. Он изобрел для этого простейшие механизмы - рычаги, блоки, вороты, и затем стал использовать животных - лошадь, мула, быка, которые перевозили тяжелые грузы и выполняли другую изнурительную и однообразную работу. Позже он поставил себе на службу энергию ветра и воды. Первые парусные суда появились в Египте примерно 5 тыс. лет назад, а водяные мельници - в Древнем Риме в I веке до н.э. В средние века мельницы использовали для валяния сукна, нагнетания воздуха в кузнечные горны, а позднее - для работы механизмов на фабриках.

Появление гончарного круга, примитивного ткацкого станка, открытие преимуществ, которые дает применение рычага, изобретение ворота для подъема тяжестей - все это примеры ранней механизации.

Проверьте свои знания

1. Расскажите о происхождении человека.
2. Какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться? Объясните, каким образом.
3. Каково значение понятий: технический прогресс, социальный прогресс, хомо сапиенс, орудия труда?
4. Составьте небольшой рассказ о жизни древнего человека, используя материал в конце параграфа.

Кравченко А.И., Обществознание : учебник для 5 класс / А.И.Кравченко. - 9-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2011. - 112 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

«А как появились люди?», - всем родителям приходится отвечать на этот вопрос. И некоторых он, как ни странно, может поставить в тупик, если дело доходит до конкретики. Наука считает доказанным появление современного человека в результате эволюции. Именно об этом в «Университете детей » Политехнического музея рассказывал главный редактор портала Antropogenez.ru Александр Соколов. Изучив материалы с лекции, «Мел» приводит ответы на вопросы, которые дети чаще всего задают взрослым о происхождении человека.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Предками современных людей были обезьяноподобные существа. Утверждать это можно благодаря черепам животных, которые удалось раскопать учёным-палеонтологам. История людей начинается 18 миллионов лет назад: тогда в Африке жил проконсул, древняя человекообразная обезьяна. Материк был покрыт густыми лесами, обезьяны питались растениями и были совсем небольшими.

А потом на планете начал меняться климат. В высоких широтах стало холодать. На полюсах образовались большие ледовые шапки, и Африку это привело к засухе. Большая часть воды стала льдом, дождей стало меньше, воздух стал суше. Деревья сохли, лес исчезал - так появилась саванна. Некоторым обезьянам стало тесно в лесу, и они начали приспосабливаться к жизни в саванне и постепенно меняться. Какие-то из них научились ходить на двух ногах, и у них появилась возможность видеть дальше, а в освободившихся руках стало удобно носить еду и детёнышей.

Спустя несколько миллионов лет в Африке появился ардипитек. Учёным удалось найти почти весь его скелет, и теперь достоверно известно, как выглядело это существо.

Девушка, которая жила четыре миллиона 400 тысяч лет назад, не только ходила, но ещё любила повисеть

Исследователи предположили, что эти существа обладали добрым характером и все проблемы решали сообща.

Следующая группа интересных ископаемых животных - это австралопитеки, похожие на человека с обезьяньей головой. В основном они жили на земле, в саванне и питались растениями. Сейчас учёные располагают всеми костями австралопитека, в том числе самыми маленькими, косточками внутреннего уха. Это позволяет науке знать даже то, как именно австралопитеки слышали.

В какой-то момент наши предки начали есть мясо. Примерно тогда же появляются существа, которых уже с натяжкой можно назвать людьми. Они были ещё похожи на австралопитеков, но челюсти у них уже были меньше, а рост - больше. Они начали активно осваивать Африку и через какое-то время отправились на территорию современной Грузии.

Главная разница в том, что мы ходим на двух ногах, вертикально, а обезьяны - на всех четырёх. Ближайшие родственники человека, шимпанзе, лазят по деревьям, руки у них длиннее и сильнее. У них очень длинные и цепкие пальцы, а на ногах есть хватательный большой палец. Всё их строение приспособлено к бегу на четырёх лапах и лазанию по деревьям. Человек ходит на двух ногах. По деревьям он, конечно, может лазить, но делает это не очень часто. И пальцы ног людям нужны в основном для того, чтобы на них опираться - на машинке мы ими не печатаем.

У человека лицевая часть черепа небольшая. Людям не нужны огромные зубы, потому что пищу мы готовим на огне, и она мягкая. А вот мозга у людей много: в отличие от обезьяны нам нужно думать. И ещё у человека есть подбородок, а у обезьяны подбородка нет.

Потому что изготовление первых орудий труда сопровождалось развитием зон мозга, отвечающих за речь и абстрактное мышление. Из всех орудий, которые изготавливали люди на разных этапах своей истории, до нашего времени дошли только каменные. Они начали появляться в Африке около трёх миллионов лет назад.

Наши предки догадались, что если взять камень, ударить по нему другим и таким образом обточить его, получится удобный зазубренный инструмент

Когда наши предки начинали есть мясо, эти инструменты помогали им раздробить кость и извлечь из неё питательный костный мозг.

Древнейшее орудие - это просто расколотая галька. Симметричное, аккуратное рубило появляется только у дманисийского гоминоида. В популярной литературе его называют «каменный топор», но это не совсем правильно. Им можно было резать, колоть, строгать, пилить - в общем, делать почти всё что угодно. Никто из современных людей без специальной подготовки такой сделать не сможет. Этому нужно было учиться. Видимо, появились, как сказали бы сейчас, специалисты, которые обучали этому молодёжь. Довольно сложно объяснить, как делать такую сложную штуку, если нет языка. Поэтому, вероятно, в это время у них уже появляется речь.

Около 600 тысяч лет назад появился знаменитый неандерталец. Про него слышали, кажется, все - это наиболее известный из древних людей. Он был широкоплечий, невысокого роста и очень сильный. Мозг у него был в среднем больше, чем у современных людей. Он был отлично приспособлен для жизни в холоде и прекрасно охотился. Именно неандерталец придумал привязывать древко к каменному наконечнику - притом он его не только привязывал, но и приклеивал смолой. А ещё неандертальцы начали себя украшать. Найдены подвески, ожерелья, краситель, которым они, предположительно, себя раскрашивали.

Неандертальцы отлично изучены, потому что они начали хоронить умерших. Древние люди ничем таким не занимались

Если кто-то умер, его просто оставляли, в крайнем случае - бросали в яму, чтоб не мешал. Неандертальцы начали заботиться об умерших - выкапывали для них яму и засыпали её. Разумеется, если человека или любое другое животное закопать, скелет его сохранится гораздо лучше. Его с меньшей вероятностью расхватают падальщики и размоет дождь. Поэтому скелетов неандертальцев у нас много.

Они прекрасно себя чувствовали и так, а в Африке их двоюродные братья не сидели на месте. Там возник homo sapiens, человек разумный - то есть вид, к которому принадлежим мы с вами. Человек с высоким лбом, с подбородком. Некоторое время они жили в Африке, а примерно 50 тысяч лет назад из Африки вышли, пришли на Ближний Восток, в Азию и даже в Австралию.

Через некоторое время неандертальцы в Европе исчезли. Мы точно не знаем, что с ними стало. Есть разные версии, в том числе и очень грустные. Может быть, их просто постепенно вытесняли - в горы, на окраины, где они и зачахли. И со временем на планете остались только наши предки.

«Университет детей» - место встречи современных учёных с детьми 6−13 лет, которые хотят знать больше, чем предлагает им школьная программа. Лекции и воркшопы «Университета» ведут эксперты из разных научных областей, а занятия проходят в аудиториях крупнейших вузов России. Посещать уроки «Университета детей» Политехнического музея можно в

Похожие публикации