История самураев. Самурай - это кто

Кто такие самураи? Самураи- военно-феодальный класс мелких дворян и князей (даймё) в феодальной Японии . Зачастую самураев сравнивают с рыцарями средневековой Европы, но такая аналогия во многом неверна.

Название «самурай» произошло от слова saberu, что переводится как «служить»; другими словами самурай - служилый воин. Самураи были не только рыцаями-солдатами. Они также являлись телохранителями своего господина, и одновременно прислуживали ему в обыденной жизни.

Самурай с оружием, фото 1860 г.

Воспитание, обучение, подготовка самураев

Титул самурая в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих самураев происходило в соответствии с самурайским кодексом чести – бусидо - уже с малых лет. В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча. Это учило мальчика уважать свой меч - символ принадлежности к классу воинов. Большое значение придавалось конфуцианству. По одному из его положений, дети были обязаны почитать и уважать родителей, не пререкаться с ними, даже если родители не правы или дурно относятся к детям, не огорчать их.

Задачей воспитания в детях долга сына (оякоко) было не только развитие уважения к родителям, но и создание преданности императору, который считался отцом воина. Долг сына являлся опорой верности вассала господину. Не меньше, чем отца, почитали наставника будущего самурая. Авторитет учителя был крайне велик, его указания исполнялись без пререканий. Известная пословица говорит: "Родитель тот, кто дал мне жизнь, учитель тот, кто сделал меня человеком".

Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых самураев, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддийском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену. Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.

Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.

Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.

Мальчикам и девочкам прививалась способность контролировать свои поступки, не допускать эмоциональных восклицаний, стонов и слёз. "Отчего ты ревешь из-за такой мелочи, трусишка? - спрашивала мать у плачущего сына. – А если тебе в сражении отрубят руку или ты будешь вынужден сделать харакири?" С самых ранних лет в детях самураев воспитывали чувство чести и ответственности, честности и дисциплины.

Данное воспитание развивало бесстрашие, хладнокровие и эмоциональную стойкость, благодаря чему самураи не теряли четкости мысли даже в самых сложных ситуациях.

Будущие самураи были обязаны постоянно тренироваться, совершенствовать искусство владения оружием, иметь большую силу и ловкость. От юных самураев требовалось превосходное владение приёмами сражения на мечах и копьях, стрельбы из лука, они должны были знать дзю-дзюцу, уметь хорошо сидеть в седле, понимать тактику ведения боя.

В любой семье, при дворе каждого самурая были оборудованы замечательные комнаты для обучения владению мечом, места для тренировки стрельбы из лука и физических упражнений. Обучение, как правило, начиналось в 8 лет и заканчивалось в 16.

Кроме обучения искусству войны присутствовало и освоение литературы, истории, письменности и т.д. Однако самураи изучали эти предметы, только если они могли принести пользу в военном деле. Особые школы, которые для приличия находились в имении феодала, в которых изучалась классическая литература Китая, художественное творчество и т.д., были презираемы самураями. В таких учебных заведениях учились в основном болезненные и слабые дети, не способные обучиться искусству войны, с физическими отклонениями или же люди, которые по своей воле отказались от насилия. Смеясь и глядя сверху вниз на таких учеников, самураи произносили: "Наука - это жалкий удел нежных женоподобных придворных Киото, слабость и болезненность которых не разрешает им использовать мускулы и не дает им возможности изучать возвышенное искусство боя".

Однако именно в таких школах учились большинство японских философов, известных поэтов, писателей и популярных художников периода феодальной Японии.

В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё – катана и вакидзаси), с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни; девушка получала короткий кинжал кайкэн – знак принадлежности женщины к самурайскому сословию. Молодой самурай переходил в другую возрастную группу – становился взрослым.

Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали самурайскую прическу - сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).

Мотодори

Молодому человеку надевали высокий головной убор - эбоси, который был нужен для ношения мотодори. Человек, который в процессе торжества закреплял на голове юного самурая эбоси, носил название "усироми", (опекун), или эбоси-оя ("отец по эбоси"). В Японии церемония вступления во взрослую жизнь проводилась как среди знати, так и среди простолюдинов с древних времен. Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога - покровителя семьи.

В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая.

Опекуном прошедшего гэмбуку как правило приглашали стать влиятельного и известного феодала, для самураев это было очень важно и в это время происходило утверждение взаимной ответственности господина и буси.

Взяв в руки меч и пройдя церемонию инициации, юноша получал свободу и независимость, преисполнялся чувством достоинства и ответственности. Он становился настоящим самураем.

Видео про самураев

В видео приводятся интересные факты о самом знаменитом сословии феодальной Японии - самураях.

Другие интересные статьи

Япония. Самураи. Кодекс чести


Самураи (яп. ) - японское военно-феодальное сословие. Слово "самурай ", образованное от древнеяпонского глагола "сабурахи ", имеет следующее толкование: "Служить великому человеку, человеку высшего сословия; служить хозяину, защищать хозяина ". Другими словами самурай - служивый человек, слуга. Первоначально самурай должен был охранять своего хозяина, его поместье и имущество. Часто самураев также называют "буси " (яп. 武士 ), что значит "воин ".
Самураи появились в Японии в VII-VIII веках н.э. Самураями становились в основном мужчины из зажиточных крестьянских семей, а также представители средней и низшей аристократии. Из дружинников самураи постепенно становились вооруженными слугами своего феодала, получая от него жилище и пищу. Порою самураи получали и земельные наделы с крестьянами, и сами превращались в феодалов.

В результате борьбы за власть император и его вельможи полностью потеряли политическую и экономическую силу. В 1192 году Минамото Ёритомо принял титул сэйи тайсёгун, и перенёс свою столицу на восток Хонсю в город Камакура , установив новую систему правления - сёгунат , режим военной диктатуры, характеризовавшийся безраздельным господством самурайства в социальной и политической областях.
Ёритомо , талантливый политик и блестящий полководец, впервые сумел объединить под своим знаменем разрозненные дружины самурайских кланов. Усмирив одних, подкупив других и снискав бескорыстную преданность третьих, он самовластно назначал и снимал государственных чиновников, раздавал личные владения, выплачивал содержание самураям и даже контролировал заключение брачных союзов. От своих вассалов сёгун требовал прежде всего верности и соблюдения закона чести. Трусость и предательство, а также заносчивость карались смертью, стойкость в бою, усердие и скромность в личной жизни щедро вознаграждались.
Самураями с этого времени стало считаться всё военное дворянство Японии , включая и самого сёгуна. Особой категорией самураев , или верхушкой сословия (как бы сословием в сословии), были князья, владетели крупных земельных участков разной величины. Далее шли самураи среднего и низшего рангов, отличавшиеся друг от друга размерами своих богатств и доходов. Они являлись основной военной силой даймё. Вначале эти самураи были преимущественно жителями местностей, владетелями которых были даймё, отдававшими себя под покровительство последних и становившимися их вассалами.
Военное сословие самураев , в соответствии с принятым в эпоху Камакура (1185 - 1333) сословным делением общества, официально стало привилегированным сословием господствующего класса Японии . Все самураи , или буси, первого сёгуната Минамото были разделены на две категории: воины, непосредственно подчинявшиеся сегуну (гокэнин), и те, кто служил императорскому двору или храмам (хигокэнин).

С начала XV века Япония надолго погрузилось в состояние всеобщего хаоса. Количество самураев увеличивалось, и скоро дружины феодалов стали представлять собой целые армии. С ростом военной силы отношения между феодалами становились все более напряженными, феодалы начали захват земель друг друга и во второй половине XV века междоусобицы перешли в гражданскую войну. Период японской истории с 1467 г. по 1568 г. получил название Сэнгоку дзидай , что значит "Эпоха воюющих провинций ". Вся Япония была охвачена войной. В это же время появляется множество ниндзя (читать ), и основываются школы боевых искусств. Также началось строительство множества феодальных замков.
Лишь в начале XVII века в Японии прекращаются войны. Причиной этого стало политическое объединение Японии , достигнутое Токугава Иэясу , который провозгласил себя новым сегуном в 1603 году. Сегунское правительство не разрешало самураям заниматься торговлей, ремеслом и ростовщичеством, считавшимися постыдными занятиями для благородного человека. Взамен самурай освобождался от налогов Закон строго охранял честь самурая . Так, одно из положений гласило: "Если лицо низшего сословия, такое, как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его можно тут же зарубить ". Об отношениях высших и низших сословий в официальном уложении говорилось: "Все нарушения должны быть наказуемы в соответствии с сословным статусом ". Это означало, что нарушения, считавшиеся лишь легким проступком для самурая , могли повлечь за собой смертную казнь для крестьянина. Но, с другой стороны, самурай лишался жизни за поступок, за который крестьянину сохраняли жизнь. Например, при невыполнении приказа или нарушении данного слова самурай был обязан покончить жизнь самоубийством ("харакири ").
Эпоха третьего сегуната стала временем постепенной потери сословием самураев своего значения. Разложение феодальных отношений повлекло за собой нарушение феодальных законов и традиций. Так, обычными явлениями стали продажа оружия, воинских доспехов и самой принадлежности к сословию самураев . В условиях отсутствия междоусобных войн содержание самурайских дружин непосильным бременем ложилось на крупных феодалов.

В середине XIX века процесс разложения самурайства достиг высшей точки. Исчезла система разделения населения Японии на высшие и низшие сословия. После насильственного "открытия" страны для внешней торговли с развитыми странами Европы и Америкой система натурального хозяйства была почти полностью разрушена. В 1871 году император Мэйдзи , решивший реформировать государство по западному образцу, издал указ о формировании японской армии призывным способом, не только из сословия самураев , но и из всех прочих. Последним ударом по самураям стал закон 1876 года, запрещающий ношение мечей. Так завершилась эпоха самураев .
Кодекс чести самурая
Бусидо , первоначально трактовавшееся как "путь коня и лука ", впоследствии стало означать "путь самурая, воина " ("буси " - воин, самурай; "до " - путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово "до " переводится ещё и как "долг, мораль ". Таким образом, бусидо - это самурайская мораль, добродетель, морально-этический кодекс.
Бусидо, как способ регулирования поведения воина, основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии . Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев .

Бусидо даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения феодальной идеологии, её основные положения и принципы, развивавшиеся из поколения в поколение в течении длительного времени. Бусидо - это особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии , которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев , способов воспитания самурайской молодёжи, создания и укрепления определённых нравственных качеств и отношений.
При всём этом бусидо являлось сословной моралью. Оно служило только самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования бусидо сформулированы в "Начальных основах воинских искусств" Дайдодзи Юдзана :
- Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
- К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
- Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
- Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
- В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
- Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.
- Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
- На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
- Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
- Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
- Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
- Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
- Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
- Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
- Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
- Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

Личный героизм самураев , жажда подвига и славы не должны были служить самоцелью. Всё это служило более высокой цели, а именно: идее верности, которая покрывала собой всё содержание общественной и личной морали воина. Принцип верности выражался в беззаветном служении сюзерену, буддийское убеждение в бренности всего земного усиливало у самурая дух самопожертвования и не боязни смерти. Верность по отношению к своему господину требовала от самурая полного отречения от личных интересов. Однако верность вассала не подразумевала принесение ей в жертву совести самурая . Бусидо не учило людей отказываться от своих убеждений даже ради сюзерена, поэтому в случае, когда феодал требовал от вассала действий, идущих вразрез с убеждениями последнего, тот должен был всеми силами стараться убедить своего князя не совершать поступка, порочащего имя благородного человека. Если это оканчивалось неудачей, самурай обязан был доказать искренность своих слов, прибегнув к самоубийству. При всех других обстоятельствах бусидо призывало жертвовать всем ради верности.
Кроме верности и чувства долга одним из ключевых требований бусидо была личная храбрость и мужество. Однако, бусидо признавало только разумную храбрость, осуждая напрасный риск; неразумная, бесцельная смерть считалась "собачьей смертью".
Умение владеть собой и управлять своими чувствами было доведено у самураев до большого совершенства. Душевное равновесие являлось идеалом бусидо, поэтому самурайская этика возвела этот принцип в ранг добродетели и высоко его ценила. Яркой иллюстрацией способности к самоконтролю самураев является обряд харакири. Самоубийство считалось среди самураев высшим подвигом и высшим проявлением личного героизма.
Сознание собственного достоинства воспитывалось у самураев с детства. Воины строго охраняли своё "доброе имя" - чувство стыда было для самурая самым тяжёлым. Честь и слава ценились дороже жизни, поэтому, когда на карту ставилось одно из этих понятий, самурай , не раздумывая, отдавал за него свою жизнь. Нередко из-за одного слова, задевающего честь самурая , в ход пускалось оружие.
Слово самурая имело вес без всяких письменных обязательств, которые, по его мнению, унижали достоинство. Как правило, слово, даваемое самураем , было гарантией правдивости уверения. ,

Интересуетесь бусидо? Тогда должны знать, что настоящий самурай Японии умеет не только доблестно сражаться. Прочитайте и ознакомьтесь с высоко почитаемой в Японии культурой самураев , узнайте больше о самураях.

Слово "самурай" происходит от древнего японского глагола "самурау" - "служить". Таким образом, "самурай" - это "служивый", "слуга". Другое популярное в Японии слово, обозначающее самурая - "буси" ("воин"). Отсюда "бусидо" - "Путь Воина". Самураями назывался класс воинов, появившийся много веков назад в Японии . Самураи активно восхваляются в современной киноиндустрии Японии (и не только), книгах и театральных пьесах. Предлагаем ознакомиться всем от мала до велика с загадочной и древней культурой Японии - самураями.

Появление самураев в Японии

Прежде чем понять путь развития самураев, необходимо осознать, почему эти самураи появились в Японии. А появились самураи в 12 веке, когда Япония страдала от противостояния 2 мощнейших кланов, известных как Таира и Минамато. Именно в это время в Японии установилась система правил, именуемая сегунат.

Феодалы в иерархии японской власти занимали второе место, как герцоги в Европе. Самураи являлись войском этих феодалов Японии. Важнейшим богатством для самурая были лошади. Природные условия Японии плохо приспособлены для выращивания этих животных, поэтому позволить себе содержать лошадей мог только состоятельный самурай. Также на это не был способен "ронин" - самурай без хозяина. Поэтому последние, в отличие от европейских "странствующих рыцарей", всегда путешествовали по Японии пешком.

Класс самураев в обществе Японии

Класс самураев имел многие привилегии в обществе Японии. В частности, самураям разрешалось держать при себе 2 меча, тогда как простолюдину в Японии строго настрого запрещалось носить с собой оружие. Самураи даже имели право четвертовать любого простолюдина, если он их оскорбил. От всех прочих самураи отличались двумя вещами - особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча - большой и малый.

Ко всему прочему, самураи имели внутреннюю субординацию. Существовало 3 основных подкласса самураев в Японии:

  1. слуга
  2. самурай верхом на лошади
  3. пеший самурай

Роль самураев в жизни Японии

На протяжении веков роль самураев в обществе Японии изменялась. И сегодня самураи стали фермерами, обитающими близ больших замков Японии. В зависимости от 1 из 3 описанных выше статусов самурай платит разные налоги на выращивание риса. Моральный кодекс самураев Японии называется бусидо и переводится как «путь воина». Главной заповедью кодекса самураев является беспрекословное повиновение хозяину.

Основой идеологии самураев Японии стали дзэн-буддизм и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на конфуцианстве. Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало готовность подчиненного на совершение любой подлости и злодеяния по слову повелителя. Если самураю отдавался заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно пытаться переубедить господина. Если же это было невозможно - совершить сэппуку - ритуальное самоубийство. Также самурай должен был совершать самоубийство в случае "потери лица" - когда он был чем-либо опозорен. Самурай мог сделать харакири, как во время битвы, так и вне сражения при специальной церемонии. Богатая история культуры самураев Японии наряду с оказанным им в фильмах восхвалением позволило самураям стать всемирно известным культом. Многие люди рассматривают самураев как нечто загадочное в культуре Японии. Строжайшая дисциплина и моральный кодекс самураев Японии создают таинственную завесу для всех непросвещенных людей.

Принято считать самураев мастерами не только меча, но и кисти. Действительно, многие самураи из влиятельных семей Японии получали неплохое образование, умели писать стихи, практиковали каллиграфию и чайную церемонию и т.д. Конечно, самураи из семей бедных и незнатных отличались этим далеко не всегда. Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель Японии. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому более достойному воину.

Предлагаем вниманию туристов .

Самураи – этакие экзотичные японские рыцари, чей образ окружён романтическим ореолом в глазах европейцев. Но соответствует ли действительности образ бесстрашного воина, вооружённого до зубов традиционным японским оружием, которым он отлично владеет? Правда ли то, что честь священна для любого самурая, и он готов отдать жизнь за её сохранение? И наконец, откуда взялись загадочные восточные рыцари, и как сформировался их таинственный кодекс чести, известный как «бусидо»?

Определённой «даты рождения» понятия «самурай» не существует, но зарождение их, как специфического сословия японской аристократии, относится к периоду реформ Тайка, пришедшемуся на эпоху Ямато . Собственно термин «самурай», произошедший от глагола, означающего «служить», вольно можно перевести, как «служивый». Впрочем, обязанности самураев в то время не ограничивались военной службой, так как в этом сословии существовали и вполне гражданские должности служения феодалу.

Собственно, самураи ведут своё происхождение от мелкого дворянства Японии. В смутные времена, когда каждый крупный феодал был вынужден набирать собственную армию из своих подданных, самураи были не только воинами, охраняющими своего господина, но и его слугами. Наиболее почётной самурайской обязанностью считалась ответственность за господский меч, однако другие обязанности были куда более обыденными, например, подавать феодалу чай.

Моментом выделения самураев в особое сословие можно считать эпоху Камакура , когда для них наступил поистине «золотой век». В это время существенно снизилась численность самураев, за счёт чего поднялся не только их жизненный уровень, но и положение в обществе. Благодаря правителю Ёритомо из клана Минамото, выдвигавшему самураев на все руководящие должности, статус этого сословия и его значение в обществе значительно возросли.

В дальнейшем самураи стали неотъемлемой частью японской культуры. Характер истинных самураев формировался едва ли не с рождения. Основой воспитания детей этого сословия стала выработка бесстрашия, безразличия к боли и смерти, почтения к старшим и безграничной преданности своему господину. Конечно, особое внимание в самурайском сословии уделялось воспитанию мальчиков, однако стать самураями могли и девочки. Существовал даже соответствующий термин, означающий женщину-воина – «онна бугэйся».

Кодекс чести самурая – бусидо – появился ещё в XI веке, однако со временем он получил множество дополнений и корректив. Япония, будучи милитаристической державой, до самой Второй мировой войны пользовалась бусидо и прочими самурайскими традициями для поднятия боевого духа народа. Даже в наше время военнослужащие «Страны восходящего солнца» гордо именуют себя самураями, хотя в сущности сословие давно распалось.

Похожие публикации