Христианские ценности: основные принципы, значение, традиции. Христианские ценности в образовании: преимущества и проблемы

Введение


Христиа?нство (от греч. ??????? - «пома?занник», «месси?я») - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христианство - крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, ставший человеком, и Спаситель человечества.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.

Целью данной работы является изучить основы и ценности христианского вероучения.

Для достижения данной цели ставлю следующие задачи:

Рассмотреть жизнь и личность основоположника христианской традиции Иисуса Христа;

Изучить историю появления и развития христианского учения в мире;

Определить основы и ценности христианского вероучения.

При написании данной работы использовались такие литературные источники, как: Амброджо Д. У истоков христианства, Сергий О. (Лепин). Христианство, также Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя и другие.


Иисус Христос


Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов: Петра - Марк и Павла - Лука. Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод. Женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус - сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему Осанна!. Слово осанна в буквальном переводе с еврейского означает спасение (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа Слава).

Одним из важных событий в жизни Иисуса Христа после его въезда в Иерусалим было изгнание торговцев из Иерусалимского храма. Ситуация изгнания торгующих из храма стала символом удаления непорядочных людей из всех святых и благородных дел. Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали тайной вечерей. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал.

После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. Церковный суд обвинил его в богохульстве, и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя царём иудейским). Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Расположенная в Библии вслед за Евангелиями книга Деяния апостолов уточняет, что вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскресения. Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе.


История христианства


В I в.н.э. на территории Римской империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи. По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

Во-первых, его монотеизмом. Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно.

Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. Конечно, определённые гуманные нравственные идеи были и в других религиях того времени. Но в христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.

В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым.

В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.

В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.

В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. В целом христианство лучше других религий приспособилось к новым историческим условиям.

Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века).

Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют отцами церкви). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части - Новым Заветом. В Новый Завет античные христиане включили 27 книг. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие - 47 (например, католицизм), третьи -50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в разных конфессиях разное: 66, 74 и 77.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Сегодня основными направлениями христианства являются католицизм, протестантизм и православие.


Основы и ценности христианства


Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни. В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово рай взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало богатство, счастье. Слово ад взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как адэс) и в первом, буквальном значении означало невидимое. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово адэс во втором значении стало означать подземное царство. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение царство небесное), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни.

В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.

С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Основные идеи и ценности Христианства:

) Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон;

) понятие о Боге как абсолютно совершённом Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);

) учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная благодать;

) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании ("..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный");

) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции - дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно

) одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру как таковым. Зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля в делах твоих», - говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»). Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и во втором кардинальном догмате христианства - в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они - только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме этих черт, несокрушимости христианской религии способствуют:

) существенная метафизичность её содержания, делающая её неуязвимой для научно-философской критики и

) для католических церквей Востока и Запада - учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата в силу действующего в ней во все времена Духа Святого - учение, в правильном понимании охраняющее её, в частности, от критики исторической и историко-философской.

Эти черты, пронесённые христианством сквозь два тысячелетия, несмотря на бездну недоразумений, увлечений, нападок, подчас неудачных оборон, несмотря на всю ту бездну зла, которая делалась и делается якобы во имя христианства, ведут к тому, что если христианское учение всегда можно было принимать и не принимать, веровать в него или не веровать, то опровергнуть его нельзя и никогда возможно не будет. К указанным чертам привлекательности христианской религии необходимо присоединить ещё одну и отнюдь не последнюю: несравненную Личность её Основателя. Отречься от Христа, может быть, ещё много труднее, чем отречься от христианства.

Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.


Заключение


Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди, но и в самой жизни Иисуса и его ближайших учеников) имеет значение, выходящая далеко за пределы маленькой Иудеи. В это время Римскую империю охватывает постепенно нарастающий духовный (смысловой) кризис: в гигантских просторах люди чувствуют себя духовно потерянными, они становятся лишь винтиками огромной бюрократической машины, без которой невозможно управлять империей. Традиционные языческие боги выражали чувство душевной сопричастности в жизни космоса, продолжение которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим фактически перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и это чувство исчезло вместе с прежним укладом политической и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращённого к каждому, а не ко всем вместе.

Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него нет различий, всё и во всём Христос. Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания само ценности человека без относительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

Христианская вера изменило само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное чувство. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью.


Список использованной литературы

христианское вероучение духовный

1.Амброджо Д. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И.С. Свенцицкой. - М., 1979.

2.Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. - СПб., 1907 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.

.Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения Церквей - 1054 г.)

.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М., 1987; М., 1988; М., 1989

.Свенцицкая И.С. Первые христиане и Римская империя. - М., 2003.

.Сергий О. (Лепин). Христианство // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007

.Фрэзер Джеймс Джордж. Фольклор в ветхом завете.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Нравственные ценности христианства. Историографический обзор

Введение
Нравственные ценности христианства сыграли и играют в истории человечества огромную роль. Ими руководствовались многие государства (например, Византия). Они заложили фундамент для многих нравственных систем нашего времени.
Наиболее важным источником по изучению нравственных ценностей христианства является Новый Завет. Евангелие и Апостол – это самые доступные для простого народа книги, так как они читаются практически за каждым богослужением. На протяжении 1-го года Новый завет за богослужением прочитывался полностью. Каждое богослужение сопровождалось проповедью, которая представляет собой толкование на тот или иной отрывок из Нового завета. Так эта книга на протяжении веков формировала нравственные ориентиры христиан. Поэтому для историографического обзора я выбрал три книги, которые являются толкованием на ключевые места Нового завета – на Нагорную проповедь, на Заповеди блаженств и на послание апостола Павла к Галатам. Особое место занимает труд Григория Нисского «О блаженствах», т.к. автор является одним из самых авторитетных учителей церкви.
Для обзора я также выбрал труд А.Кураева «Дары и анафемы» для того чтобы понять новизну нравственных ценностей христианства в сравнении с языческими ценностями.
В последнюю очередь я сделал обзор «Конспекта по Нравственному богословию», который является систематическим и полным изложением христианского (православного) понятия о нравственности и науки о ней.

1. А. Кураев «Дары и анафемы»
А. Кураев, диакон. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Размышления на пороге III тысячелетия. Изд-во Московского подворья Св.;Троице-Сергиевой Лавры. – М., 2001, 445 с.
Автором данной книги является диакон Андрей Вячеславович Кураев, кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор Московской Духовной Академии, известный российский миссионер и публицист. Он также является автором других книг и статей, связанных с современными церковными проблемами. Кураев значительную часть своих трудов посвятил и античному христианству. Одной из таких книг является книга «Дары и анафемы». В ней автор дает оценку того, что нового христианство принесло в мир, какие ценности античной цивилизации предало анафеме, какие – сохранило, а также какие ценности предложило впервые. В названии книги подчеркивается, что она является попыткой осмыслить христианские ценности на пороге III тысячелетия, то есть, в наше время. Объектом авторского изучения является античное, а не современное, христианство, но автор пытается связать и провести параллель античные христианские ценности с современными. Каждая из глав (их всего 13) является попыткой дать ответы на определенные вопросы.
Сравнивая языческие и христианские ценности, автор использует следующие источники:
1. Античная литература. Чтобы понять мировосприятие древних греков и римлян, необходимо изучить их литературу и мифологию. В них наиболее ярко отражены нравственные ценности языческой религии.
2. Лингвистические источники. Очень часто случается, что в одно и то же слово люди разных эпох вкладывают разный смысл. Поэтому автор приводит этимологию греческих и латинских слов, которые являются ключевыми в той и другой культурах.
3. Библия. Наиболее важным источником по изучению христианства автор считает Библию, особенно Новый завет.
4. Творения святых отцов. Их автор использует при характеристике толкования и раскрытия христианского учения. Наиболее часто автор ссылается на Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и др.
5. Исследования ученых в области богословия, философии, культурологии, религиоведения, касающиеся этой темы.
В качестве основных тезисов книги можно выделить следующие:
1. Христианство принесло в мир:
А) Право прямого обращения к Богу (идея личностного Бога).
Б) Христианство вернуло людям серьезное отношение к своему мировоззренческому и религиозному выбору и отстояло их право на выбор.
В) Христианство позволило людям иначе взглянуть на самих себя (человек не микрокосм, а макрокосм, т.к. он, в отличие от Вселенной, обладает душой и самосознанием).
Г) Мир, который люди открыли внутри себя, оказался богаче, чем тот мир, который окружал их снаружи.
Д) Человек является не только частью природы, но и своим по отношению к Богу.
Е) Христианство вернуло людям любоваться природой, т.к. признает ее результатом Божьего творения.
Ж) Христианство создало необходимые предпосылки для рождения науки (согласно языческой религии, например, планеты – это боги, а согласно христианству они являются не более чем небесными телами, и поэтому могут быть объектами исследования для астрономии).
2. Важнейшей христианской ценностью является любовь. В христианстве даже сам Бог отождествляется с любовью.
3. Важной ценностью и целью христианской жизни является достижение вечного блаженства, которое также состоит в любви Богу и ближним.

2. Н. Н. Глубоковский «Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам»
Н. Н. Глубоковский. Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. София (Болгария), 1935. 216 с.
Автором данной книги является Н.Н. Глубоковский, заслуженный ординарный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Книга написана в начале ХХ века в Болгарии.
Что касается жанра книги, то его можно определить как толкование на Священное Писание. Этим занимается такая наука, как экзегетика (герменевтика).
Книга является толкованием на одно из посланий апостола Павла – послание к Галатам. Апостол Павел является одним из основателей христианства. Он – предполагаемый автор 13-ти посланий (примерно половина Нового Завета). Он известный миссионер, впервые выдвинувший идею проповедовать христианскую религию не только иудеям, но и язычникам. Послание к Галатам является важным источником по изучению нравственных ценностей христианства, т.к. в нем наиболее выражен христианский взгляд на такую общечеловеческую ценность, как свобода. В V – VI главах апостол дает практические советы в плане нравственности.
Книга состоит из 6 частей. В 1-й части Н.Н. Глубоковский дает краткие сведения о Галатии, о проживающем там народе, о миссионерской деятельности ап. Павла в Галатии, о времени, месте, обстоятельствах написания послания, о его подлинности.
Во 2-4 главах автор дает непосредственное толкование на каждый стих послания. Все послание он разделяет на 3 смысловые части:
1. Гл. 1 – 2. Благовестнический авторитет Павла по происхождению и достоинству его апостольства.
2. Гл. 3 – 4. «Евангелие» Христово у апостола Павла.
3. Гл. 5 – 6. Нравственное учение апостола Павла об истинно-христианской жизни.
В качестве источников, которые использовал автор, можно выделить следующие:
1. Послание ап. Павла к Галатам.
2. Другие послания ап. Павла, Новый Завет.
3. Толклвания святых отцов (И. Златоуста, Ф. Болгарского) на послание.
4. Труды своих предшественников по данной теме.
Н.Н. Глубоковский находит и рассматривает в послании к Галатам апостола Павла следующие нравственные ценности:
1. Благодать. В отличие от Ветхого Завета, в котором важнейшей ценностью был закон и его буквальное исполнение, в христианстве, по мысли апостола, такой ценностью является благодать.
2. Единство всех людей во Христе. (Гал. 3:28)
3. Свобода. В послании к Галатам дается подробная интерпретация христианской свободы. Согласно ап. Павлу, ветхозаветная праведность – это рабство и подчинение Моисеевому закону, который никто не может исполнить в полной мере. Христианская свобода же является свободой от буквального исполнения закона. В Ветхом завете отношения между людьми и Богом можно определить как отношения подданных и Законодателя, в Новом завете – как отношения детей и Отца.
4. Вера. Апостол утверждает, что вера ценнее исполнения обрядов (Гал. 5:6).
5. В стихах 22 – 23 5 главы апостол перечисляет основные нравственные ценности: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

3. В. Кумыш «Нагорная проповедь Спасителя. Опыт истолкования»
В. Кумыш, священник. Нагорная проповедь Спасителя. Опыт истолкования. Изд-во Московской Патриархии, 1997. 52 с.
Автором этой книги является священник Владислав Кумыш.
Нагорная проповедь Иисуса Христа является сердцевиной христианского нравственного учения. Она написана в расширенном виде в Евангелии от Матфея (гл. 5-7) и в сокращенном виде в Евангелии от Луки (гл.6). В Евангелии от Матфея Нагорная проповедь содержит в себе заповеди блаженств, отношение к Моисеевому закону (к заповедям «не убей», «не прелюбодействуй»), отношение к разводу, соблазнам, клятвопреступлениям, мести, к любви к врагам, к милостыни, к посту, к молитве, к суду и т.д. Нагорная проповедь помогает понять христианское учение, а вместе с тем и его нравственные ценности.
Автор дает краткое истолкование Нагорной проповеди И.Христа по Евангелию от Матфея.
Кроме самого текста Евангелия, автор также использует произведения Василия Великого, Макария Египетского, Серафима Саровского, Кирилла Александрийского, Иоанна Лествичника и др.
Основные тезисы книги:
1. Христианскими ценностями и источниками блаженства являются: нищета духа, плач, кротость, жажда правды, милость, чистота, миротворчество.
2. Целомудрие является важнейшим показателем уважения к человеческой личности.
3. Брак является школой христианской любви, в которой человек через постоянный самоотказ должен обрести самого себя.
4. Ценностью в христианстве является также и любовь к врагам. Заповедь «возлюби ближнего твоего» в христианстве обретает новый смысл. Ближний – это не друг, не родственник и даже не единомышленник. Ближний – это тот, кому «я могу помочь здесь и сейчас». В таком положении может оказаться кто угодно, даже враг. Поэтому заповедь о любви к врагам логически вытекает из христианского понимания любви к ближнему.

4. Свт. Григорий Нисский «О блаженствах»
Свт. Григорий Нисский. О блаженствах. Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. М., 1997. 127 с.
Автором данного труда является святитель Григорий Нисский (ок. 332 - 395) - отец Церкви, философ и богослов, младший брат свт. Василия Великого. С 372 г. – епископ Нисский (в 376-378 низлагался арианами). Участник II Вселенского Собора. Автор т.н. «Большого Катехизиса», в котором завершил учение Каппадокийцев о Святой Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений. В своем богословии испытывал влияние Оригена.
Таким образом, данный труд отличается от предыдущих рассматриваемых трудов тем, что он написан в Византии в античные времена (4 век), когда учение Церкви только начинало закреплятся в догматах Вселенских соборов. Григорий Нисский является одним из самых авторитетных учителей Церкви наряду с Василием Великим и Григорием Богословом (они трое вместе называются Великими Каппадокийцами). Труды Великих Каппадокийцев имели большое влияние на вероучение как Восточной, так и Западной христианской Церкви.
Данный труд является экзегезой (толкованием) на важнейшую часть Нагорной проповеди – на заповеди блаженств. Труд написан в жанре «слов», которых всего 8, по числу заповедей блаженств. Каждое «слово» - это рассуждение об одной заповеди. Автор дает толкование на ключевые слова заповедей, затем задает вопросы, которые могут возникнуть при первом прочтении текста, затем использует логические и житейские примеры для понимания заповеди. После этого он приводит параллельные места из Библии, которые повторяют мысль заповеди либо могут помочь понять ее глубже. В конце каждого «слова» он дает краткие наставления читающим и завершает кратким славословием.
Автор в 1 слове дает определение блаженства. «Блаженство, по моему рассуждению, есть объем всего, что представляется как благо, в котором нет недостатка ни в чем согласном с добрым пожеланием». То есть, блаженство – это то же, что и ценность, причем именно нравственная ценность, так как все заповеди блаженств касаются нравственной сферы.
Рассмотрим толкование Григория Нисского отдельных заповедей блаженств.
1. Нищета духа понимается как смиренномудрие, т.е. способность видеть себя таким, каким ты есть.
2. Кротость понимается как способность быть медлительным на проявление дурных качеств характера (гнева, раздражения, зависти, отчаяния…), т.е. возможность вовремя остановиться и пресечь проявления своих страстей.
3. Плач логически вытекает из предыдущих 2-х заповедей и является скорбью о своем несовершенстве. Эта скорбь, по мысли автора, является проявлением не отчаяния, а попыткой стать более совершенным.
4. Голод и жажда правды понимается как ненасытимое стремление к истине. В заповеди дается обетование: ибо они насытятся. То есть, тот, кто стремится к правде, тот ее достигнет, ведь правда непреходяща (в отличие, например, от земных вещей – пищи, славы, богатства, которые могут быть потеряны).
5. Милость понимается как способность любить других как самого себя. Миловать других – то же, что миловать себя.
6. Чистота сердца понимается как неомраченное страстями и пороками состояние человека, которое позволяет ему причащаться к тайне Божества.
7. Миротворчеством автор считает способность нести окружающим мирное состояние духа, причем не с целью избежания конфлитков, а искренно, естественно.
8. Быть изгнанным за правду также является определенной ценностью христиантсва, так как это является признаком серьезного отношения к своим принципам и совести. Григорий Нисский понимает эту заповедь как возможность не жить принципами нечестивых людей, быть как бы вдали от них.

5. Игумен Филарет «Конспект по Нравственному богословию»
Филарет, игумен. Конспект по Нравственному богословию (по кн. «Христианская жизнь» прот. Н.Вознесенского). М., 1990. 110 с.
Автором данной книги является игумен Филарет. Книга представляет собой конспект по Нравственному богословию. Нравственное богословие – это богословская дисциплина, преподаваемая в православных духовных учебных заведениях, которая изучает религиозно-нравственную сторону христианства. Конспект представляет собой краткое и систематическое изложение курса данной дисциплины. Для историографии она полезна в первую очередь такими качествами, как полнота, точность и систематичность.
Книга состоит из 30-ти кратких глав и приложения. В 1 главе автор излагает христианский взгляд на само понятие нравственности, нравственного закона и совести, которые являются неотъемлемыми частями человеческой природы. 2 глава посвящена раскрытию понятия «грех», классификации и стадий грехов, их причин и источников. В 3 главе, напротив, раскрывается понятие «добродетель». В 4 главе автор различает нравственный (свойственный человеку) и богооткровенный нравственные законы, и выделяет два вида последнего – Моисеев закон и Новозаветный закон. В 5 главе автор раскрывает вопрос о свободе воли, сравнивает концепции детерминизма и индетерминизма и приходит к выводу, что человек всегда свободен в своем выборе между добром и злом. В остальных главах автор непосредственно раскрывает обязанности христианина. Он выделяет три рода обязанностей:
1. Обязанности к себе (гл. 6 – 16):
2. Обязанности к ближним (гл. 17 – 25);
3. Обязанности к Богу (гл. 26 – 30).
Раскрывая обязанности к себе, автор сначала дает определение личности. Затем выделяет такие христианские качества, как смирение, духовный плач и правдолюбие. Затем раскрывает христианское понимание покаяния, которое неотделимо от важнейшей христианской ценности – любви. При этом автор приводит в качестве примера евангельскую притчу о блудном сыне, что показывает, что отношения между Богом и человеком можно сравнить с отношением отца и сына. Затем автор показывает путь спасения человека, который он видит в церковных таинствах, а также касается темы соотношения участия Бога и участие самого человека в его спасении. Затем автор раскрывает значение для человека развития его способностей – ума, воли, эстетических и религиозных чувств, а также значимость светского и духовного образования. В качестве обязанностей автор выделяет самовоспитание и труд. Также дает характеристику таким порокам, как разврат, пьянство, сребролюбие, самоубийство и др.; раскрывает их сущность, причины и последствия, показывает способы их преодоления.
Приступая к описанию обязанностей к ближним, автор дает интерпретацию христианской справедливости. Затем выделяет в качестве пороков ложь, лицемерие, зависть, гнев и др. Автор также дает христианское понимание личной и общественной благотворительности, почитания власти, патриотизма, описывает обязанности человека в семье и обществе. В качестве основополагающей нравственной ценности христианства автор ставит любовь. В 21 главе он раскрывает сущность христианской любви, опираясь на знаменитый гимн любви – 13-ю главу 1-го послания апостола Павла к Коринфянам. В 24 главе показывает христианскую позицию по отношению к войне. 25 глава посвящена сравнению идеологий христианства и коммунизма.
Среди обязанностей по отношению к Богу автор выделяет богопознание, молитву, соблюдение праздников и постов. Основопологающим принципом отношений Бога и человека автор считает любовь, и показывает тесную взаимосвязь между тремя видами любви – по отношению к себе, к ближним и к Богу.

Заключение
В ходе обзора я пришел к выводу, что наиболее важной нравственной ценностью христианства является любовь (к Богу и к ближним). Также важными ценностями являются смирение, кротость, миротворчество, справедливость, чистота сердца, свобода, вера, воздержание и др.

Что значит термин «христианские ценности», и какими они бывают?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Выражение христианские ценности возникло только в 20-м столетии, когда в западной философии сформировалась теория ценностей, получившая название аксиология (греч. axia - ценность и logos - учение, слово). Ценность - это значимость известного объекта (идеального или материального) в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека. Понятие нравственная ценность впервые появляется в этике И.Канта. Он писал: «Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю» (Критика практического разума. Гл.3. О мотивах практического разума). Попытку систематической разработки категории ценность первым предпринял Рудольф Лотце (1817 - 1881). Он рассматривал человека, как микрокосм , для которого ценности обладают безусловной значимостью, поскольку основой мира является Бог как верховная Личность. Труды Р.Г.Лотце определили направление в философии (В.Виндельбанд, Э.Гуссерль, Г.Риккерт, Г.Коген, П.Наторп, М.Шелер), которое противостояло этическому натурализму и релятивизму в учении о ценностях. Так, Макс Шелер писал: «существуют подлинные и истинные ценности качества, образующие собой собственную область предметов , которые обладают своими особыми отношениями и взаимосвязями, и уже как ценностные качества могут быть, например, высшими и низшими и т.д. Но если это так, то между ними могут существовать порядок и иерархия , которые совершенно независимы от бытия мира благ , в котором они проявляются, равным образом от движения и изменения этого мира благ в истории, они же и «априорны» в отношении его постижения» (Формализм в этике и материальная этика ценностей ).

В противоречии с таким пониманием природы ценностей представители различных идеологических течений пытались доказать относительность ценностей. Последовательно проведенный релятивизм в аксиологии неизбежно приводит к материализму, а в этике - к нигилизму. Это наиболее разрушительно проявилось в философии Ф.Ницше и в марксизме.

Карл Маркс: «Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали... Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов» («Немецкая идеология»).

Ф.Ницше: «В сущности в моём слове имморалист заключаются два отрицания. Я отрицаю, во-первых, тип человека, который до сих пор считался самым высоким, - добрых, доброжелательных, благодетельных; я отрицаю, во-вторых, тот род морали, который, как мораль сама по себе, достиг значения и господства... В этом смысле именует Заратустра добрых то «последними людьми», то «началом конца»; прежде всего он понимает их как самый вредный род людей, ибо они отстаивают своё существование за счёт истины, равно как и за счёт будущего» («Ecce Homo. Как становятся сами собою»). В 1943 году Б.Муссолини получил к своему шестидесятилетию в подарок от А.Гитлера полное собрание сочинений Ф.Ницше.

Релятивизм в понимании ценностей, доведенный до логического конца, стоил жизни сотням миллионов людей в России, Германии и некоторых других странах.

Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.

Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. Божество является не только абсолютным Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благостью и Любовью (Бог любы есть ). Эта истина, подтвержденная многовековым духовным опытом, составляет как бы высшее звено в иерархии христианских ценностей, ибо является источником веры , которая является формирующим началом христианского мировоззрения. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию.

Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека - блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию (будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ). Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей , определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.

Наконец, надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей - соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых.

Христианские ценности - великое достояние человечества, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идет путем спасения. Человек делает выбор. «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет» (Б.Паскаль).

Введение.........................................................................................3

1. Понятие морали.........................................................................4

2. Мораль и религия......................................................................6

3. Заповеди - торжество вечных непреходящих ценностей

нравственной нормы......................................................................9

4. Вечные моральные ценности в христианстве.........................11

Заключение.....................................................................................16

Список используемых источников...............................................18

Введение

"Мораль, конечно, может быть основана только на Боге".

В. Чеснокова

Актуальность : Тема данного реферата очень актуальна, так как мы будем говорить о непреходящих, вечных истинах морали с точки зрения религии, а в частности христианства. В наше время, к сожалению, у людей стирается понимание нравственности, достойного поведения. Молодые не почитают взрослых, дети непокорны родителям, гомосексуалисты уже во многих странах легализируют свои отношения, с каждым годом растет преступность. В обществе распространяются различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности "сверхчеловека", мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о ценностях морали, содержащихся в Священном Писании. И это особенно существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.

Цель данной работы – раскрыть понятие морали посредством непреходящих христианских истин.

Задачи:

1. Дать определение морали с научной точки зрения.

2. Показать какое позитивное воздействие производит на нравственную жизнь человека вера в Бога.

3. Раскрыть духовно-нравственные истины Ветхого и Нового Завета.

Предмет исследования: нравственность (мораль) в целом.

Объект исследования: вечные ценности морали с точки зрения христианства.

Структура работы: реферат состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемых источников.

1. Понятие морали

Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения морали:

1) нравственность (мораль) есть "внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами". В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2) мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Нравственные нормы, отраженные также в категориях долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека.

В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости).

Природными началами морали предстают врождённые нравственные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения. Есть много истинного в учении В.С. Соловьёва, который за субъективные основы морали принимал три чувства - стыд, сострадание и благоговение.

В нравственности существуют и социальные основы. К социальным основам нравственности надо отнести реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические нравственные ценности, отношения, нормы. Нравственность предстаёт продуктом исторического творчества всего человечества. На развитие и существование морали оказывают огромное влияние такие социальные институты, как семья, право, государство, церковь.

В морали есть и свои духовные основы. И это, прежде всего, духовная деятельность самого человека. От человека требуется подчас огромное мужество, сила духа, чтобы противостоять злу, развить в себе нравственные качества.

2. Мораль и религия.

На всем протяжении своей истории нравственность всегда тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле Бога, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться Богу и, в какой-то степени, преображается.

По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare» («связывать», «прикреплять»). То есть в религии речь идет о связи человека с Богом. Она открывает для него наивысшие добродетели – святость, любовь, смирение и справедливость, тем самым, указывая дорогу добра и любви к ближнему, как можно без препятствий пойти этот жизненный путь, где он становится более совершенным с познанием этих истин.

Вера в Бога оказывает многоплановое позитивное воздействие на морально-нравственную жизнь человека:

Во-первых, она создает такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными (человеком) и сверхъестественным (Богом) определенно воздаяние, которое будет соответствовать, как написано:

- «...Бог воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде - ярость и гнев; скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудею, потом и Еллину; напротив, слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Книга Нового Завета, послание к Римлянам 2: 7-11);

- «...ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе» (к Римлянам 6: 23);

- «блажены те, кто соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на дерево жизни и войти в город небесный воротами, а вне - псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий, и делающий неправду» (Апокалипсис 22: 14) и др.

Таким образом, обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным, в этой земной скоротечной жизни: утверждается вера в то, что моральное добро, в конечном счете, вознаграждается, а зло и грех подвергнутся заслуженному наказанию.

В образе вечного Бога формируются понятие идеала, как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь всех людей на земле:

- «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим», «...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «...имейте мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евангелие от Матфея 11: 9);

Формулируются важнейшие нравственные требования к человеку;

Определяется перечень основных положительных и отрицательных качеств личности: добродетелей и пороков, разрабатываются аскетическая практика обретения первых и искоренения последних.

Так, например, в Библии в послании к Галатам апостол Павел говорит о вечных непреходящих ценностях христианской морали: «...плод же духа Святого есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, на таковых нет закона», он же порицает аморальное поведение человека, его грехи: «...дела плоти суть известны – они: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласии, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял , что поступающие так Царствия Божия не наследуют...».

Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность, как стремление к совершенству, смыслом которого является познание Святого Бога, через, открывшегося людям Иисуса Христа.

Сделаем вывод: религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств, прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны: и богатый, и бедный, и царь, и слуга, и старый и малый.

Истинное христианское учение, в определенной мере, предохраняет людей от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания, до высоких «смысложизненных» вопросов.

В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.

3. Заповеди - торжество вечных непреходящих ценностей нравственной нормы.

В Ветхом Завете нравственность понимается, как праведность, что есть безусловное повиновение Божественному закону. Благодаря могуществу Бога, праведные действия приведут к житейскому благополучию и счастью, а неправедные (грехи) - к внутреннему разложению человека (деградации) и преждевременной смерти.

Патриархальная модель господства и подчинения, на которой выстраивается ветхозаветная мораль, предполагает сыновнюю почтительность и отеческую заботу. Еврейский народ, заключивший завет с Богом, считали себя возлюбленными детьми Божьими, на которых Небесный отец обращает свою милость и любовь. «Завет» - это своего рода обещание, в котором одна сторона предъявляет другой определенные требования («заповеди»), обещая какое-то вознаграждение за их выполнение и наказание за невыполнение; другая же сторона обязуется эти требования выполнять. Заповеди даны в форме безусловных повелений, поскольку наследие первородного греха продолжает жить в сердце человеческом.

В десяти заповедях Моисея, содержащихся в ветхозаветных книгах «Исход» и «Второзаконие» сформулированы требования, касающиеся отношения человека к Богу и отношения между людьми:

1. Не признай других богов и не поклоняйся им,

2. Не делай себе кумира и никакого изображения и не поклоняйся им,

3. Не произноси имя Господне напрасно,

4. Посвяти Богу день субботний,

6. Не убивай,

7. Не прелюбодействуй,

8. Не кради,

9. Не произноси ложного свидетельства,

10. не завидуй.

Вывод: Появление 10 заповедей – существенный этап в становлении этики. Впервые в мировой истории ритуальные предписания были заменены нравственными требованиями, и последние выражены в обобщенной форме. Заповеди – это торжество вечных непреходящих ценностей нравственной нормы.

4. Вечные моральные ценности в христианстве .

Неизмеримое богатство христианских нравственных ценностей содержится также в 27 книгах Нового завета.

По своему нравственному содержанию христианство радикально отличается от всех других религий универсальностью общечеловеческого содержания. Оно обратилось с Евангелиями (переводится с греческого как «благая весть») к тем слоям населения, которые для многих других религиозных нравственных систем выступали образцом социально-моральной деградации.

Христианство учит о равенстве всех людей перед Богом, а значит, и по отношению друг к другу, учит нравственному поведению, которое покоится на единых для всех людей устоях. Христианство обращается к униженным и оскорбленным, отвергнутым и угнетаемым: к тем, кто занимает в иерархии низшие места – к чужакам, рабам и изгоям.

Проповедь Христа обещает Царство Божие, в котором нет ни рабов, ни господ, но все друг другу братья, а всякое насилие уступает место справедливости, милосердию и любви, и взаимопониманию.

Сын Божий – Иисус воплощает в себе всю полноту божественной, и человеческой природы: он всемогущ и премудр, но может испытывать человеческие чувства, он может радоваться и страдать, скорбеть и сострадать, наказывать и миловать, с другой стороны - исцелять и воскрешать мертвых, обличать и прощать грехи, менять радикальным образом жизнь и сердца людей. Он может быть для людей не только недостижимым идеалом, но и образцом для подражания. Быть духовно- нравственным, это означает подражать Христу, читать и слушать Его Слово, исполнять его наставления.

В учении апостола Павла огромное значение приобретает идея о грядущем преображении человека. Душа человека освободится от греховности, и закон утратит для нее значение, ибо, где закон, там и грех, как отступление от него. Закон необходим для человеческой натуры, которая не может творить добра без принуждения и наказания.

Жертвенная смерть Иисуса на кресте и Его воскресение - стали залогом нашего спасения и благодати (незаслуженной милости), которая выше всякого закона. Грех преодолевается не только исполнением закона, но и повиновением и любовью, верой и надеждой, как в благодарность за то, что совершил Христос ради нас.

На этой основе существенно изменяется акцент в нравственном отношении человека к человеку. Главным становится не буквальное соответствие поступка закону, а намерение, мотив, по которому совершается поступок. Преображение человека происходит за пределами земной жизни, но начинается уже на земле с чувства любви и благоговения перед Богом. Любовь знаменует начало Царства Божия в сердце каждого верующего: «...Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-ое послание от Иоанна. 4: 16) - гласит одно из вероисповедных положений христианства.

Любви подчинены две другие высшие вечные христианские ценности: вера и надежда, эти три добродетели вместе - составляют нераздельное единство, ибо надежда и любовь невозможно отделить от веры во Христа, а любовь и вера неотделимы от надежды. Любовь вбирает в себя все содержание нравственности, в том числе и то, которое было в Моисеевых заповедях. На ней основаны все добродетели христианства, занимающие основное место в системе нравственности.

Эта система поддерживается идеями Нового Завета – завета между Христом и лично человеком, согласно ему - нравственное отношение распространяется на всех людей без исключения, Иисус сказал: «...вы слышали, что сказано в Ветхом Завете: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», а Я же говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас» (Евангелие от Матфея 5: 43-44).

Нравственные идеалы, достойные человека, были подробно изложены Христом в Нагорной проповеди. То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне справедливым действовать по принципу "око за око, зуб за зуб" или "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего", то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о мстительной справедливости, сколько любви.

Нравственное совершенство требует решения еще более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих. Любить любящих вас и приветствовать братьев ваших - что тут особенного? Но «...любить врагов, молиться за обижающих и гонящих вас, прощать ненавидящих вас...» - выполнение этой заповеди предусматривает большую работу над собой на пути морального совершенствования. Это очень сложно, но стремиться к этому как к высшему идеалу – необходимо, ведь в любви к другому, человек становится нравственнее и чище.

Как видно, христианство открывает новые глубинные пласты нравственности. Нагорная проповедь Иисуса не отменяет Декалога Моисея, но включает его как частный момент в более широкую систему требований. Ветхозаветное «не убий» расширяется до осуждения враждебности, как таковой во всех ее проявлениях: во гневе, оскорблениях, ссорах и т.д. Осуждается не только сам факт прелюбодейства, но даже внутреннее потворство соблазну. Христос открывает исключительное «золотое правило нравственности»: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Матфея 7:12).

С точки зрения истинного христианства, целью жизни не является земное благополучие, ни наслаждение плотское, а спасение бессмертной души человеческой для жизни вечной. Под спасением подразумевается избавление от зла морального – греха, и физического – адских страданий и смерти вечной. Земная жизнь рассматривается только, как подготовительная ступень к переходу в вечность.

В связи с такой переоценкой морально-духовных ценностей особое значение приобретает отношение к самому себе и к ближнему. Праведный человек, как полагает христианское учение, ведет непрестанную работу не столько с внешними, сколько с внутренними врагами: соблазнами и собственными похотями, в числе которых: «...похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1-ое послание от Иоанна. 2: 16). Для того, чтобы победить грехи и соблазны, Иисус учит: «...бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Евангелие от Марка 14: 38).

В Библии говорится, что у каждого человека открыты два пути: узкий и широкий, путь " вечной жизни" и "путь погибели". Многие идут последним путем - путем соблазнов и удовлетворения плоти, потребительства и мирской суеты. Это убивает человека, его душу, поскольку на первый план выходят материальные потребности, эгоизм и себялюбие. Человек становится эгоцентричным, руководствуется только своими прихотями и желаниями и творит зло не только окружающим, но прежде всего самому себе. В результате разрушается личность. Узкий путь, "путь жизни" - это путь духовного совершенствования, путь духовной чистоты, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния. Это - сложный путь, и немногие его находят.

Как говорится в юридических кругах - не знание закона не освобождает от ответственности, так и духовно-моральном плане: люди, не знающие закона Божьего, и не читавшие Библию, не могут быть оправданы перед Богом за свое аморальное поведение.

Так, апостол Павел писал в Послании к Римлянам: "...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (к Римлянам 2: 12-15).

В подтверждении этому древний философ Тертуллиан (II в) утверждал: "Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками".

Заключение:

Из всего вышеперечисленного материала сделаем следующие выводы:

1. Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Природными началами морали предстают врождённые нравственные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения.

2. С точки зрения религии, происхождение морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Христианское учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах, религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.

3. Христианская этика - это этика, которая основывается, как на откровении Бога человеку нравственных истин, так и на естественных, социальных фактах морали. Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя "открыть" умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати и т.п. Христианская этика признаёт в качестве духовных основ морали - Благодать Божию, через которую, считается, переданы человеку определённые нравственные положения, законы. Здесь ссылаются на религиозный опыт человечества, в котором отражено подобное божественное происхождение некоторых нравственных предписаний. Так, своё законодательство еврейский народ получил впервые на горе Синай через Моисея от Бога, что отражено в Ветхом Завете Священного Писания. В Новом Завете описано нравственное учение Иисуса Христа, в которого истинные христиане верят как в Богочеловека.

Для чего нужно нравственное совершенствование, высокая духовность? Ведь жизнь преходящая штука, все тленно, все сотрет смерть. Может быть, в таком случае надо спешить и брать от жизни все, что можно и больше, но – нет! Как сказал один герой из романа Н. Островского «Как закалялась сталь»: «...жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...».

Богатство, слава, власть и деньги - все это не наполняют жизнь человека: сегодня - нищий, завтра - король, сегодня - враг, завтра – герой, а тяга к вечному и неизведанному сохраняется в каком бы социальном статусе не жил человек. Потребительская и ненасытная жизнь или просто чувство пустоты рано или поздно приводит личность к размышлению о более высоких ценностях. Человек всегда ищет высший смысл жизни, стремится к чему-то вечному, гармоничному, прекрасному. Поэтому главное в проповеди Христа то, чтобы люди могли коренным образом изменить свою греховную безнравственную натуру, приобрести духовно-нравственные ценности и следовать им, чтобы земное их существование было в надежде на новый тип бессмертного бытия.

1. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические)

2. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. Н.И. Яблокова. - М.,

2004. - С. 347.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 2005. - С. 306.

4. Гараджа В.И. Социология религии. - М., 2005. - С. 89.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 2003. - С. 72.

6. Токарев О. Религия в истории народов мира. - М., 2004. - С. 55.

7. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 2005.

8. Религия и религиозные организации в современной России. - М.,

9. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 2006.

10. Религиозные традиции мира. - М., 2006.

January 19th, 2018 , 06:03 am

В последние годы часто можно услышать словосочетание "христианские ценности". Говорится это исключительно о проявлениях добра и справедливости. Действительно ли данные чувства и добродетели принесло в мир христианство или они могут быть присущи и представителям остальной (большей) части человечества?
Священное Писание - произведение огромного объёма, поэтому можно обратиться только к самым известным его моментам, посвящённым данной теме. Например, Десяти заповедям.

- Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Но они завещаны Богом ещё Моисею, а потому приведены в Ветхом Завете. То есть, практически полностью соответствуют тому, что написано в иудейской Торе. Третья авраамическая религия - Ислам, также содержит в себе примерно такие же призывы к человеку. Что касается буддизма, индуизма, даосизма и прочих религий восточной Азии, то они ещё более мягки в этом отношении: запрещено грубое отношение к любым живым существам. Может быть язычники, римляне с греками, не соблюдали данных принципов? Соблюдали. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники той поры. Как вели себя тогдашние атеисты, сказать сложно, в виду их крайней малочисленности. Но о сегодняшних известно уже больше: например, во время службы в армии я находился в замкнутом коллективе. Некоторая суровость быта и недостаточность комфорта могли бы подтолкнуть людей к некрасивым поступкам по отношению друг к другу. Но этого не случалось, хотя о Боге никто не вспоминал, соблюдая инстинктивно третью заповедь. Но кое-что нарушали (не по своей воле): по субботам наводили порядок в казарме.
Христос, во время Нагорной проповеди, расставил приоритеты:
- Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
В принципе, ничего нового, по сравнению с Ветхим Заветом. Не совсем понятно, правда, кого считать ближним - только родных или даже тех, кто случайно оказался рядом? Скорее всего, второй вариант, т.к. людям не нужно подсказывать любить своих близких. В таком случае, можно посмотреть, как выполнялся данный призыв в разные периоды истории человечества. В то время, когда христианство было настоящим, то есть, люди жили с Богом в душе, отношения между ними были достаточно напряжёнными: любая провинность каралась жестоко. А сегодня в Европе, когда религиозность населения упала до небывалого уровня, расцвели всевозможные свободы и уважение к личности. То есть, наблюдается самое тщательное выполнение принципа "люби ближнего, как самого себя".
Парадокс, да и только...

Похожие публикации