Детская аутоагрессия причины и коррекция. Какой бывает детская агрессия. Проявление аутоагрессии у детей

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Что такое аутоагрессия у детей

Аутоагрессией называется поведение, когда ребенок направляет агрессию на самого себя. Аутоагрессия проявляется как в словах (дети могут ругать себя, даже обзывать), так и в поступках (дети бьют себя по голове, кусают себя и пр.).

Мальчику было 4 года, когда родители развелись: отец ушел из семьи, а мать занялась своими проблемами. Ребенок остался на попечении бабушки. Эмоционально он был очень скован и закрыт. Бабушка постоянно была им недовольна. И с какого-то момента, желая выплеснуть накопившееся напряжение, ребенок стал биться головой об стенку.

Многие родители испытывают шок, впервые увидев, как ребенок бьет себя по голове. И задаются вопросами: что делать, как реагировать и нормально ли это. Попытаемся разобраться. Во-первых, такое поведение — это всегда реакция на стрессовую ситуацию, в которой невольно оказался ребенок. Во-вторых, так поступают дети, которые не могут в силу различных причин нанести ответный «удар» обидчику (обидчик недосягаем или это самый близкий, любимый человек), т. е. аутоагрессия — это смещенная агрессия. Причем, как выяснили ученые, с физическим наказанием ребенка она может быть не связана.

Иногда аутоагрессия возникает у ребенка в ответ на собственные неудачные действия, обычно такие, которые могут вызвать неудовлетворение взрослых. «Я грязнуля! Неряха! Ничего-то я не могу!» — сквозь слезы говорит семилетняя девочка, пролив суп за обедом. Девочка знает, что мама, сидящая рядом, всегда ругает ее за неопрятность, за любое пятнышко на одежде, и поэтому как бы предупреждая мамин гнев, она начинает обвинять себя. Аутоагрессия легче всего формируется у детей, которые эмоционально изолированы, т. е. не имеют полноценного эмоционального контакта с родителями, теплоты и любви со стороны матери. Чем строже мать, чем чаще она наказывает ребенка словесно, критикуя его, демонстрируя негативное отношение, тем быстрее может проявиться аутоагрессия. У высокочувствительных детей это происходит чаще, так как именно они реагируют на родительское раздраженное лицо, гневные интонации в голосе состоянием тревоги и напряжения.

В работах известного российского психолога А. Реана описаны основные свойства личности ребенка, склонного к аутоагрессии:

Отрицательные эмоции преобладают над положительными (такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, редко находится в хорошем настроении);

Имеет низкую самооценку, занижает свои возможности и способности;

Застенчив, имеет проблемы в общении;

Относится с уважением к другим и принимает их ценности.

Дети от рождения до 3 лет , как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что делать?

Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.

Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.

Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.

Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Дошкольники проявляют аутоагрессию по другим причинам и уже осмысленно. Например, дети активно исследуют свое тело, пытаясь понять, что и как действует, что будет, если... Поэтому они могут в исследовательских целях засовывать в нос мелкие шарики, потом «выстреливать» ими, как из пистолета. Если шарик застрянет в носоглотке, это будет не только больно, но и крайне опасно. Мой брат в этом познавательном возрасте запихнул в нос витаминку, пока «скорая помощь» ехала, витаминка, к счастью, растаяла. Также дети-дошкольники уже хорошо распознают как свои, так и чужие эмоции, пытаясь установить причинно-следственные связи. Нередко поведение озабоченных, расстроенных или рассерженных родителей они могут воспринимать на свой счет. Например, ребенок думает: «Мама потому такая злая, что я что-то не так сделал, и сейчас меня накажут. Лучше я сам себя накажу». А у мамы просто неприятности на работе.

Что делать?

Меньше критикуйте ребенка, и больше хвалите. Старайтесь избегать раздражения и недовольства в интонациях при каждодневном общении.

Не занимайтесь в присутствии ребенка самообвинением и самобичеванием, так как ребенок может усвоить такую модель поведения как единственно верную.

Купите ребенку детскую энциклопедию и найдите время для совместного чтения. Если познавательные интересы ребенка удовлетворяются, он не будет неумышленно наносить вред своему здоровью.

Старайтесь чаще объяснять различные эмоциональные реакции, как свои, так и ребенка («Я рассердилась на тебя, потому что...», «Ты, наверное, грустный, потому что...»). Проговаривание эмоций дает возможность лучше их осознать и не копить в себе.

Младшие школьники проявляют аутоагрессию реже, чем дошкольники. Аутоагрессия у младшего школьника может быть одним из способов манипуляции родителями. Обычно это происходит из- за недостатка внимания со стороны родителей. Дети знают, что родители обязательно уделят им внимание, если заболеть. Иногда они могут нарочно простудиться, чтобы можно было не идти в школу.

Что делать?

Демонстративное проявление аутоагрессии лучше пресекать сразу, просто игнорируя неблаговидное поведение ребенка.

Если у ребенка низкая самооценка, больше хвалите его и поддерживайте во всех трудных ситуациях.

Будьте внимательны к переживаниям ребенка, поговорите с ним, если заметите, что он чувствует себя одиноко. Пусть ребенок чувствует вашу заботу, нежность и ласку.

Не предъявляйте к ребенку слишком высоких требований. Учеба ребенка нужна не для удовлетворения ваших родительских амбиций. Если ребенок чувствует, что не соответствует вашим ожиданиям, он может начать сам наказывать себя, боясь вашего гнева.

Помощь ребенку, страдающему аутоагрессией, должна заключаться не только в том, чтобы ограждать его от попыток наносить себе повреждения, но и в том, чтобы разобраться в переживаниях, скрытых за стремлением причинить себе боль. Когда вы сможете уделять ребенку больше внимания, будете мягче, терпимее к недостаткам и проступкам ребенка, сведете к минимуму ваши критические замечания, вы увидите, что ваш ребенок все реже и реже будет находиться в напряженном эмоциональном состоянии и, соответственно, прибегать к аутоагрессии.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер, и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое недовольство.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия:

Отказ сверстников принять ребенка в игру, соперничество при распределении ролей в игре и т. д.;

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и т. д.);

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и т. д.);

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и т. д.);

Усталость (дополнительные занятия в кружках и секциях после детского сада);

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват);

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и т. д.);

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и т. д.);

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярным способом воспитательного воздействия является наказание в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и т. д.).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

Игнорирование . «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ — десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на «агрессора», и он замолкает.

Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение.

«Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино».

Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка . «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а... (указывается проступок)».

Юмор или шутка . Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания («Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова...) — ревушка!»). Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

Апелляция к жалости . Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются неприемлемы (грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и мн. др.). Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме («Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!»). Но лучшим способом является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Мне не нравится, когда дети так грубо высказываются»).

Выпускание пара . Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

Мусорная корзина . Этот метод заключается в том, что ребенку разрешают ругаться, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину). Объясните ребенку так: «И мне, и папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

В случае негативного высказывания в адрес вашего ребенка вы можете прибегнуть к приему «Соблюдение ритуалов» . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи!», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть!» и т. п.

– форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия » происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения . Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение .
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение , наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение . Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог . Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию . Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию . Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги . Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • . Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Дети у многих ассоциируются с радостью, счастьем, беззаботным весельем. Недаром ведь их называют цветами жизни. И только став родителями, можно в полной мере осознать, что и маленький человечек умеет не только радоваться. Он способен проявлять страх, злость, … Причем агрессия может быть направлена не только на других, но и на себя. У негатива, который ребенок направляет на самого себя, причиняя себе физические или психические (например, словами) страдания, есть название – аутоагрессия.

С этим явлением сталкиваются многие мамы. Они замечают, что ребенок бьет себя по голове или по другим частям тела, царапает, режет или вовсе стучит головой о стену. Есть и другой вариант, когда аутоагрессия у ребенка проявляется вербально. Например, он высказывается о себе резко негативно.

Человек, которому свойственна аутоагрессия, имеет внутренний конфликт, а также не умеет полноценно взаимодействовать с окружающим миром, приспосабливаться к нему. Подобное поведение, по мнению многих специалистов, является разновидностью психологической самозащиты. Когда по каким-то причинам ребенок не может направить агрессию на человека, доставляющего ему переживания (самый простой пример – дети зависят от родителей, поэтому не могут «наказать» их), он направляет ее на себя.

Есть несколько качеств, по которым можно определить, склонен ребенок к аутоагрессии или нет. Аутоагрессия у ребенка может проявиться, если он:

  • чаще испытывает негативные эмоции, нежели позитивные, проявляющиеся плачем, частым упадком настроения;
  • малообщителен, стеснителен;
  • излишне эмпатичен, благополучие других ставит выше своего благополучия;
  • склонен недооценивать себя, свое качества и способности.

Причины аутоагрессии у детей

Можно выделить две основные причины аутоагрессии:

  • ребенка часто наказывали;
  • он обладает повышенной эмоциональной чувствительностью.

Многие родители, узнав, каковы причины аутоагрессии у детей, начинают активно возмущаться: «Мы никогда не применяли физических наказаний в воспитании ребенка!» Но ведь наказывать можно не только физически. Часто детки, склонные к аутоагрессии, чувствуют недовольство родителей собой. Например, ребенка резко критикуют за то, что у него что-то не получается. Это тоже своего рода наказание. Следует понимать, что малыш только познает мир, никто не родился с запасом необходимых знаний и опыта. К тому же в дошкольном возрасте он склонен подражать взрослым, пытается многому у них научиться. Логично, что первые попытки, скорее всего, будут не совсем удачными. Поэтому если у ребенка что-то не получается (например, он не сразу освоил процедуру завязывания шнурков или испортил первое собственноручно сделанное тесто для печенья), его нельзя за это осуждать или ругать. В противном случае ребенок может испугаться излишне негативной и бурной реакции родителей и начать «опережать» их действия, «наказывать» сам себя, чтобы взрослые не стали на него злиться и не кричали – он ведь уже принял меры.

Что касается эмоциональной чувствительности, это значит, что ребенок слишком сильно сопереживает другим людям. Например, если его друг поранился, он может наносить увечья себе, чтобы как бы снять часть боли с товарища. Или встречаются еще такие ситуации, когда взрослые пытаются шантажировать ребенка своими переживаниями. Например, если малыш что-то отказывается делать, бабушка делает вид, что плачет. Или мама показывает, что чрезвычайно расстроена и ей плохо. Дети разные – одни расстраиваются лишь немного, другие пугаются до глубины души и уже готовы сделать все, что от них хотят. А потом наказывают себя за то, что причинили боль и страдания своим близким.

У деток разных возрастов аутоагрессия возникает по разным причинам:

Родителей, дети которых склонны истязать сами себя, не могут не задаваться вопросом – что же делать? Прежде всего, оказывать ребенку внимание и поддержку, а также действовать по ситуации. Но не показывать испуг (а то чадо может «наказать» себя еще больше), не злиться и не проявлять равнодушие. Действовать спокойно, но действовать обязательно. Если вы видите, что ребенок нуждается в ласке – обнимите его, посидите с ним. Если не нуждается, не стоит ему ее навязывать. Лучше постарайтесь его отвлечь каким-то занятием. Например, можно почитать ему интересную книгу. Или вместе «выпускать» пар: рисовать обидчиков, изображая их в нелепом виде, метать дротики или мячи (только сначала убедитесь, что случайно не сможете кого-либо травмировать во время этого занятия), колотить резиновым молоточком по мебели (стараясь ничего не сломать и не разбить).

Аутоагрессия – это одна из разновидностей агрессивного поведения, при котором разрушительные действия или враждебное отношение направлено против самого себя. При этом человек может причинять себе вред как на физическом уровне, так и на психологическом, осознанно или бессознательно. К наиболее частым проявлениям физической аутоагрессии относятся: причинение себе боли, вырывание волос, нанесение телесных повреждений – порезы, ожоги, удары, царапины, расчесывание кожных покровов, кусание губ и щек и т.п. К психологическим проявлениям аутоагрессии можно отнести негативные эмоции и мысли по отношению к себе, самобичевание и самоуничижение – то есть любое нанесение ущерба своему душевному равновесию и благополучию. Люди со склонностью к такому виду саморазрушения долго и мучительно переживают свои даже самые незначительные ошибки, корят себя за промахи, часто позволяют в отношении себя принижающие мысли и высказывания, а в некоторых случаях – испытывают ненависть или чувство отвращения к себе.

Те или иные проявления саморазрушительного поведения встречаются у людей любого возраста, однако наиболее часто аутодеструкции подвержены дети подросткового возраста. Самым распространенным и широко известным типом такого поведения подростков являются порезы на бедрах или предплечьях – так называемые “вскрытые” или “перерезанные вены”. Сами вены при этом чаще всего не задеваются, ведь у ребенка, как правило, нет желания совершить суицид. Также довольно распространенным среди подростков способом причинения себе физического вреда является царапание себя ногтями или другими острыми предметами, щипки, удары головой или кулаком о твердые предметы, обжигание себя, регулярное раздирание или расчесывание уже существующих ран. Иногда аутоагрессия у подростков проявляется в форме постоянного самоунижения и самообвинения. У каждого склонного к аутоагрессии ребенка имеется свой “любимый” способ самоповреждения, и в основном он использует только его.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче “управлять”. Формулировки могут быть самые разные – “мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, “мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, “ты меня довел до нервного срыва”, “я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Как реагировать и чем помочь аутоагрессивному подростку

Психологи не рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка какие-либо проявления аутоагрессии, устраивать скандал, наказывать или высмеивать его. Это только усилит внутренние переживания и отдалит вас друг от друга. Но и оставлять без внимания проявления саморазрушительного поведения не стоит – со временем они могут усугубляться и переходить в куда более тяжелые и опасные формы.

В такой ситуации рекомендуется постараться исключить любые проявления агрессии как в отношениях с ребенком, так и с остальными членами семьи – это поможет создать приятную, дружелюбную атмосферу. Выражая (или проявляя) соучастие, заботу и понимание, родители дадут почувствовать аутоагрессивному подростку, что его любят, поддерживают и ни в чем не винят. Очень важно найти способ выйти с ним на диалог, после чего можно мягко и ненавязчиво предложить вместе сходить на консультацию к психологу .

В нашем центре психологической помощи специалист поможет ребенку понять, что именно стало причиной направленной на себя агрессии. Определив факторы, которые спровоцировали развитие аутоагрессивного поведения, и учитывая особенности характера подростка, психолог подберет оптимальный для конкретного случая метод снятия аффективного заряда, внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Важнейшими этапами психотерапии являются повышение самооценки ребенка, проработка и устранение комплексов – подросток постепенно учится принимать и любить себя, свое тело, избавляется от стеснительности и скованности.

Параллельно психолог работает и с родителями, ведь очень часто именно напряженная атмосфера в семье является главной предпосылкой развития аутоагрессии у ребенка. В ходе семейной терапии специалист поможет родителям подростка найти способ улучшения взаимопонимания между членами семьи, создания доверительных и теплых отношений с ребенком.

Аутоагрессия выражается саморазрушительным поведением. Причинение себе психического или физического вреда является своеобразной психологической защитой. Часто человек пытается справиться со стрессом, причиняя себе небольшую боль. На какое-то время это может приносить облегчение, но чем дальше, тем хуже. Это начинает входить в привычку, человек может уже и не замечать, как всякий раз, испытывая негативные эмоции, начинает царапать себя, грызть ногти, унижать. Такое поведение не является решением проблемы, оно только усугубляет состояние человека, так как впоследствии он начинает ненавидеть себя еще больше, стесняется попросить помощи и все больше отдаляется от других людей.

Как это происходит?

Аутоагрессия не всегда проявляется исключительно в самоповреждении. Существуют следующие виды и проявления аутоагрессии:

  • самоунижение;
  • самоповреждение (селф харм, самоубийство);
  • употребление наркотических веществ, алкоголя;
  • экстремальные виды спорта;
  • отказ от еды;
  • уход в себя, аутическое поведение;
  • поведение “я – жертва”.

Одним из частных случаев аутогрессии считают обостренную и болезненную эмпатию. Причина такого поведения кроется в излишних сопереживаниях другому человеку. Нанесение себе вреда может происходить с целью облегчения боли другого, либо если сопереживающий считает себя виноватым в сложившейся ситуации, таким образом показывая и наказывая себя за это. А вот отсутствие эмпатии по отношению к человеку может вызывать у него поведение жертвы, направленное на то, чтобы получить внимание, сопереживание и поддержку.

Аутоагрессию необходимо отличать от непосредственно агрессии, которая может выражаться по отношению к другим людям или предметам (бить посуду, рвать бумагу). Аутоагрессия всегда направлена на самого себя.

Манипуляторы

Существуют случаи, когда внешние проявления аутоагрессии используются для манипулирования людьми. В таких случаях человек обычно использует аутоагрессивный паттерн личности исключительно для получения внимания. Отличить манипуляцию от непосредственно аутоагрессии можно, понаблюдав за человеком. Если аутодеструкция происходит только в присутствии других людей, скорее всего, этот человек – манипулятор. Чаще всего такие люди будут использовать поведение “жертвы” для достижения каких-то целей. Обычно таким путем пытаются добиться внимания и жалости, но бывают случаи, когда такое поведение направлено исключительно на получение выгоды. Дети, например, могут пытаться получить таким образом сладости или подарки. Такое встречается даже у взрослых, ведь и они не брезгуют порой этим способом. В таких случаях потакание провокатору не приведет к решению проблем, ведь человек привыкнет все получать с помощью истерик. Лишение внимания или ответная злоба вряд ли поможет вам разобраться с манипулятором. Самым оптимальным решением проблемы является спокойное обсуждение, направленное на понимание происходящего обеими сторонами.

Как выявить нарушения?

Распознать аутоагрессию у взрослого человека бывает очень сложно. Люди склонны скрывать проявления саморазрушения, так как боятся увидеть негативную реакцию в свой адрес, из-за которой их положение может стать куда серьезнее. Если вы предполагаете, что кто-то из ваших знакомых имеет склонность к аутоагрессии, вам стоит обратить внимание на следующие признаки:

  • свежие или зажившие раны, ожоги и синяки;
  • длинные рукава или штанины, особенно в жаркую погоду;
  • молчаливость и раздражительность;
  • частое желание побыть одному;
  • слова о собственной неполноценности, осуждения себя почем зря;
  • суицидальные наклонности, желание исчезнуть.

При обнаружении вышеперечисленных симптомов аутоагрессии необходимо спокойно поговорить с человеком, убедив его в необходимости диагностики у специалиста. Окончательно разобраться с аутоагрессией можно только после проведения диагностического обследования у психотерапевта.

Дети с аутоагрессией

Многие родители сталкиваются с проявлением аутоагрессии у детей. Ребенок может бить себя, говорить о себе только дурные вещи, всячески унижая и недооценивая себя. Некоторые дети не показывают недовольство собой, а просто молчат.

Причины аутоагрессии у детей достаточно обширны. Одной из самых веских причин является физическое наказание. Дети, порой даже неосознанно, могут копировать поведение родителей, опекунов или воспитателей. И если взрослые решают прибегнуть к телесным наказаниям, ребенок может начать делать с собой то же самое. Даже если вы будете избегать таких мер наказания, но при этом давить на ребенка, показывать ему, что он хуже других (а вот Маша на контрольной пять получила, не то, что, ты, неумеха) и оскорблять, особенно за несоответствие вашим идеалам, вы рискуете получить серьезно травмировать свое чадо. Если в вашем поведении по отношению к своему отпрыску не было замечено подобных наказаний и унижений, но он проявляет аутоагрессию, следует присмотреться к его кругу общения. Возможно, что сверстники или старшеклассники как-либо издеваются над ним, возможно, что он одинок. Детская аутоагрессия может происходить вследствие недостатка общения, внимания и теплоты.

Аутоагрессия у ребенка может происходить вследствие чересчур высокой эмоциональности. Такие дети не переносят страданий своих близких, начинают винить в них себя. В таких ситуация следует объяснять ребенку, что причина слез родных кроется не в нем, рассказывать ему, что произошло в семье.

Саморазрушительное поведение может присутствовать в разном возрасте, ему подвержены и дети, и взрослые. Но аутоагрессия у подростков достигает наибольшего пика. Так как в этот период в организме наблюдаются сильные гормональные перестройки, помимо прочего повышающие эмоциональность, человеку тяжелее нормально реагировать на проблемы. Проявления психологических травм, нанесенных в детстве, обостряются. У подростков возможны частые суицидальные порывы, открытая ненависть к себе, особенно внешности, принижение собственных достоинств.

Как помочь себе?

Начинать необходимо с осознания проблемы. Если вы замечаете у себя признаки аутоагрессии, но при этом считаете их нормальными – помочь вам будет практически невозможно. В том случае, если вы понимаете, что аутодеструкция – это путь в никуда, мы можем дать вам следующие советы:

  • Разберитесь со своей злобой и гневом, поймите, откуда взялись эти чувства и на кого направлены. Разрешите себе злиться и кричать (не выходя за разумные пределы), но не вините себя за это. Признайте, что вы такой же человек, как и все, что вы имеете право «выпустить пар».
  • Когда вы чувствуете, что злитесь на самого себя и снова хотите начать заниматься саморазрушением, попробуйте отвлечься от таких мыслей, занявшись любимыми делами, которые приносят вам удовольствие. Постарайтесь успокоиться, послушайте успокаивающую музыку, выпейте чаю или расслабьтесь в ванне.
  • Для того, чтобы побороть самоповреждение, используйте спорт. Всякий раз, когда захотите покалечить свое тело, делайте зарядку, занимайтесь спортом дома или ходите в тренажерный зал.
  • Чтобы избавиться от негативных эмоций, срывайте злость на предметах, например, побейте подушку или боксерскую грушу, разорвите бумагу.
  • Если вы не можете справиться со злобой в адрес какого-то конкретного человека, например, своего начальника, и при этом на работе вы не можете ему ничего высказать, попробуйте выплеснуть агрессию на какие-то предметы вне работы.

Если самостоятельно справиться с аутоагрессией не получается, вы можете обратиться за помощью к психологу, который предложит вам различные курсы и методики для преодоления проблемы. При тяжелых формах саморазрушения необходима помощь психотерапевта и назначение лекарственных препаратов (транквилизаторов и антидепрессантов). Лечение проводится только специалистом, самостоятельно им заниматься нельзя. После проведение лечения рекомендуется профилактика, направленная на подавление аутоагрессии. Для этого вы можете использовать вышеперечисленные рекомендации.

Как помочь своему ребенку?

Для помощи своему ребенку вам необходимо придерживаться простых правил в общении с ним. Рекомендуется не задавать своему чаду вопросов, если вы видите, что ему плохо. В таком случае надо говорить утвердительно (я вижу, тебе плохо, обидно и больно). Рано или поздно ребенок сам расскажет вам о своих проблемах. Крайне не рекомендуется отрицать проблемы, важно видеть значимость происходящего для него. Вам может казаться, что его беды – ерунда по сравнению в вашими, но это не так. Вспомните себя в детстве, возможно, тогда вы поймете, что чувствует ваш ребенок в данной ситуации. Постарайтесь поддержать его, обнимите, покажите, что вы его любите – это очень важно. В случае, если чадо отказывается от ласки, не навязывайтесь, лучше займитесь с ним игрой или творчеством, отвлеките его от плохих мыслей.

Для полноценной диагностики и последующего лечения необходимо обращаться к специалисту. Ребенку также, как и взрослому, в таких случаях требуется помощь психолога, а в сложных случаях и психотерапевта.

Вы тоже можете присутствовать на занятиях с врачом, учась понимать и слушать свое дитя. Психолог подберет специальные методики, направленные не только на избавление от аутоагрессии, но и на понимание между вами и вашим ребенком.

Оставленная на самотек аутоагрессия у детей может привести к серьезным последствиям в будущем. Чем дольше затягивают с лечением, тем тяжелее потом лечить такого пациента. Не забывайте вовремя обращаться за помощью к врачам и не запускайте здоровье своих детей.

Похожие публикации