Читала эзоп по поводу языка что написал. Школьная энциклопедия. Осел и цикады

ЯЗЫК (притча)

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп купил и подаёт только языки. Эзоп ответил:

Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка?! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут познавать мир, называя вещи своими именами, объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошёл покупать языки. Ксанф удивился этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу:

Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка?! …Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может не позволять познавать истину, если в слова вкладывают не свойственный им смысл… Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

Класс: 2

#}

Цель: развивать интерес к языку как учебному предмету; формировать у обучающихся любовь к великому русскому языку; раскрыть понятие о том, что язык - важнейшее средство общения; показать богатство и красоту русского языка.

Наглядность: опорные слова, таблицы, рисунки.

I. Вступление.

Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное увлекательное путешествие в страну с красивым и мелодичным названием Языкария, которое будет долгим, продолжительным и не закончится сегодня. Пусть оно всем доставит удовольствие, создаст радостное, праздничное настроение.

Маленькие путешественники, каково ваше настроение?

Готовы ли вы к дальнейшему путешествию?

Тогда занимаем места в этом сказочном поезде и отправляемся в путь, в страну Языкарию (звучит музыка).

II. Значение слова язык.

1. Вспомним, какие значения имеет слово язык?

Язык - орган в полости рта (он подвижный, с помощью него мы определяем вкус пищи).

Язык - средство общения.

Какие же значения имеет еще слово язык? На этот вопрос мы ответим, выполнив задание.

2.Запишите данные предложения в тетрадях:

Малыш больно прикусил язык.

Богат и красив русский язык.

Разведчики взяли языка.

Язык сильно ударил о стенки колокола.

Объясните значение слова язык в каждом предложении. В каком предложении слово язык употреблено в прямом значении?

В третьем предложении вы сказали, что слово язык употребляется в значении пленный.

3. Чтение и обсуждение текста "Язык".

Послушайте текст.

Не теперь придумано называть "языком" пленного, от которого можно добыть важные сведения о противнике. За "языком" отправлялись в стан врага еще доблестные воины древних русских дружин.

Не зря говорят: "Язык без костей", "Развязать язык". Плененный нашими солдатами противник не раз выбалтывал многие военные секреты о своей армии: срок готовящего наступления, сведения о количестве войск, планы на будущее, число танков и самолетов:.

Какие же секреты выбалтывал пленный?

III. Чтение и анализ рассуждений Эзопа.

Хотите ли вы узнать, как относились к языку в давние времена. На минуточку перенесемся в Древнюю Грецию.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка".

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все этому удивились.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: "Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?"

Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего нет на свете, в другом утверждает, что язык - самое худшее, что есть на свете?

IV. Язык - друг, язык - враг.

Язык для человека может быть другом и врагом. Попробуем поразмышлять над тем, в каких жизненных ситуациях язык может принести пользу.

Язык - друг

1. Сценка.

Блоха встретила на тропинке сороконожку и испуганно закричала:

Остановись! Остановись немедленно!

Что случилось? - испугалась сороконожка.

Да у тебя на 39 ботинке шнурок развязался.

Что сделала Блоха? (предупредила, помогла)

Значит, когда помогаешь кому-либо язык - друг.

2. А. Барто "Наша Таня".

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Перестанет ли Таня плакать?

С какими добрыми словами утешения обратились к Тане?

Значит, когда мы утешаем, сочувствуем язык - друг.

Вспомните, случилось ли вам утешать кого-нибудь? Как это было?

3. Представьте, я вам сейчас скажу вот такое объявление: "Завтра мы поедем в цирк".

Какое чувство вызовет у вас это объявление? (чувство радости)

А какими словами вы выразите эту радость?

Значит, когда мы радуемся язык - друг.

4. А еще когда язык является нам другом? (благодарим, хвалим, советуем)

Язык - враг

1. Но язык может принести и вред своему хозяину, быть врагом.

Отрывок из сказки А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.

Что делает старуха? (бранится)

Если ругаешься, бранишься, оскорбляешь язык - враг.

2. Стихотворение Б. Заходера "Лесные сплетни".

Кем мы можем назвать синицу, сороку, галку, кукушку:.? (сплетницами)

Услышав все эти сплетни зяблик очень удивился.

Когда сплетничаешь язык - враг.

3. Кого мы называем предателем? (Человек, который предал, предает кого или чего-нибудь, изменник)

В каком произведении вы сталкивались с предателем?

"Сказка о военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твердом слове" (просмотр отрывка из мультфильма).

4. Еще раз обобщим, когда язык - друг, а когда - враг.

V. Анализ русских пословиц и поговорок.

1. Прочитайте русские пословицы и поговорки о значении слова, речи в жизни человека, о том, как она способна повлиять на окружающих, и т.д. Подумайте, порассуждайте о смысле народной мудрости.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Доброе слово для доброго дела.

Слово горы ворочает.

Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.

Язык мой - друг мой.

Худое слово доведет до дела злого.

От худого слова - да навек ссора.

Язык наш - враг наш.

2. Списывание пословиц и поговорок.

VI. Подведение итогов.

Наше путешествие подходит к концу. Пришло время возвращаться. Все заняли места в сказочном поезде (звучит музыка).

В какой стране мы побывали?

Почему нет ничего на свете лучше языка? И хуже языка?

Басня Эзопа

Ласка вошла в кузницу и стала облизывать пилу, которая там лежала. Она порезала об неё язык, потекла кровь; а ласка думала, что это она что-то высасывает из железа и радовалась, пока не осталась...
... совсем без языка. Басня рассказывает о тех, кто сам себе вредит страстью к препирательству

  • 2
  • 3

    Баранья критика Басня Сергея Михалкова

    «Чего ты всё снуёшь без отдыха, без сроку! - Петух однажды на дворе В сердцах отчитывал Сороку. - Я хоть бужу хозяев на заре. А ты всё тянешься к открытому окошку, Всё норовишь стянуть где ложку, Где...
    ... говорить, на это ты ловка! А что до твоего, болтушка, языка, Так от него не жди ни толку и ни проку
    ... прочёл критический обзор, И, будучи с обзором не согласен, Я басню новую добавил в книгу басен
    ... басен

  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

    zakko2009 владимир Осёл в волчьей шкуре

    Только Вам, а читателю, если он посмотрит обсуждения басни.(так в личной переписке -- мы бы поржали и хлопнули бы
    ... бы по рюмашке и разбежались) Каким языком пишет автор -- это его выбор (яж написал мне понравилась техника
    ... техника, которой написана мораль).Может он ещё в поиске своего языка. Опять приведу здесь в притчах мою МУЖИК И БАРИН там

  • 8

    zakko2009 владимир Храбрый охотник

    Чем (дабы к нему не возращаться по вашей фразе = «С басней связи нет.») Если «Нет!» то обо всё другом я бы
    ... в «личке», или под другой тематикой, (гляньте какие комменты под басней «Храбрый охотник») Далее по вашей же фразе – «Не хотите ли
    ... ли попробовать и войти в историю с баснями нашего века?» Я творю для людей не ради того, чтобы

  • 9

    Ради друга Басня Сергея Михалкова

    «На славу угощу! Держи стакан, сосед! Вина такого не пивал ты сроду: Ты только посмотри его на свет! Попробуй на язык, увидишь: слаще мёду!» Пригубил гость стакан, отпил глоток вина, Поморщился… но...
    ... да с умом, и не греши вином! Читатель мой! Смысл басни здесь в ином: Нередко просят нас (не видя в том

  • 10
  • 11

    zakko2009 владимир Лев и лягушка

    ЧАЙНЕГ! А написал Вам ответ в личном комментарии басни.. Вот скопировал-отсылаю Вам... Нашёл в инете такое замечание Автор
    ... лет". Конечно, это не ложится в строчку, но и коверкать язык не стоило бы. И что означает слово "могущим"? Может быть
    ... слово "НАПОДОБЬЕ" я смело и вставил это слово в свою басню "Совет отчаявшемуся"(В моём сборнике она наз."ОТ ТЮРЬМЫ И

  • 12

    Писатель и критик Притча от Ивана Тургенева

    Писатель сидел у себя в комнате за рабочим столом. Вдруг входит к нему критик. - Как?! - воскликнул он, - Вы всё ещё продолжаете строчить, сочинять, после всего, что я написал против вас? После всех...
    ... не было никогда - никакого таланта, что вы позабыли даже родной язык, что вы всегда отличались невежеством, а теперь совсем выдохлись, устарели
    ... и фельетонов, - отвечал он, - это несомненно. Но известна ли вам басня о лисе и кошке? У лисы много было хитростей, а

  • 13

    zakko2009 владимир Сердце матери

    Написал коммент. в ОСЁЛ В ВОЛЧЬЕЙ ШКУРЕ (у меня в баснях здесь)... почитайте, интересно... Эта книга Лафонтена у меня дома... читать
    ... читать невозможно многие басни -- бездарных поэтов.. не хочу ни в коем случии отнести к
    ... был уже разговор про льва и лягушку за сохранение русского языка... это я к тому, что стих Кедрина не является тем

  • 14

    Полкан и Шавка Басня Сергея Михалкова

    Косого по лесу гоняя, Собаки - Шавка и Полкан - Попали прямо в пасть к волкам, - Им повстречалась волчья стая. От страха Шавка вся дрожит: «Полкаша… Некуда деваться… Я чую смерть свою… Что будем...
    ... бережком, Под стадо вышли, на хвосты присели, Посовещалися на волчьем языке. И от коров невдалеке На всякий случай раньше Шавку съели
    ... Сторожевые псы то стадо стерегли И ружья пастухи имели… *** Сей басне не нужна мораль. Мне жаль Полкана. Шавки мне не жаль

  • 15

    zakko2009 владимир Тщеславие купца

    А с вами, Андрей, когда был разговор по поводу этой басни, вы мне сказали, что вас с детских лет учили, и
    ... привыкли к образцам хорошей поэзии. Ну, так не путайте поэтический язык со спецификой басенного жанра! Пишу, не настаивая на многоточии, а
    ... а просто напоминаю (вам и читателю), что читая басню, нужно помнить, что читаю басню, а не «Буря мглою небо

  • 16

    zaharow-leonid Леонид Захаров Лев и лягушка

    Великих. МУзыка - музЫка в пушкинские времена - это не было коверканье языка. Поэт может решать какие-то художественные задачи, обращаться с языком
    ... языком свободно, но он должен отдавать себе отчёт: РАДИ ЧЕГО? Какую
    ... был ли лев старый. Но важнее даже не это. Если басня уже существует, то переводя её в стихотворную форму, надо осознавать

  • 17

    AndreyF Андрей Что такое притча?

    30, у нас - одно, у африканских народов такого вообще в языке нет. ;-) При этом кроме очевидных и прямых ассоциаций есть и
    ... соотвествующий миф (если знали его конечно) ;-) Помимо обычного способа использовать язык для общения, есть ещё и несколько не столь обычных - гипноз
    ... отрадающую то, что хочет показать автор. Такое часто бывает в баснях - это некая аналогия, которая позволяет посмотреть со стороны и увидеть

  • 18

    Тогда сказали бы, что иностранец, или что в школе русский язык плохо преподавали:/ Хотя в любом случае дело только в желании
    ... Ну если великий писатель - так пойди и почитай правила русского языка, а не языком трынди попусту! Или хотя бы ещё басенку
    ... басенку написали бы, вместо тупых споров:) Кстати про басню - вы не задумывались, может вам самому стоит воспользоваться той моралью

  • 20

    Жонглёр Богоматери Притча от Анатоля Франса

    Во времена короля Людовика жил во Франции бедный жонглёр; был он родом из Компьена, и звали его Барнабе; он переходил из города в город, показывая фокусы, требовавшие силы и ловкости. В дни ярмарок...
    ... словно стрекоза, о которой рассказывает Мария Французская (поэтесса, автор сборника басен), он с наступлением ненастья страдал от холода и голода. Но
    ... 11) Были в монастыре и поэты, которые сочиняли на латинском языке изречения и гимны во славу присноблаженной девы Марии, а некий
    ... некий пикардиец перекладывал рассказы о чудесах богородицы на язык простонародья и воспевал их в стихах. Наблюдая подобное соревнование в

  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

    В.А. Сухомлинский

    Поговорим о слове, о речи, о культуре общения.

    А вы задумывались о том, что такое "язык"?

    Гоовря и рассуждая о языке вспоминается басня...

    Басня Эзопа о языке.

    «Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

    Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

    В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

    Язык – это, прежде всего, инструмент, им необходимо хорошо владеть. Овладение родным языком начинается еще в утробе матери. Ребенок, находясь еще в животе своей мамы, обладает способностью воспринимать и отличать мелодичность, темп и громкость не только музыки, но и речи. Поэтому огромная роль в развитии речи детей отводится их родителям. Речь родителей и близких является образцом для ребенка. Именно от этого в первую очередь складывается общее впечатление ребенка о языке и его темпо-ритмиических особенностях.

    Так же, говоря о культуре общения в целом, нельзя забывать о ее составляющих - точность речи, логичность, уместность, нормы и правила общения.

    Таким образом, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, не только приятен окружающим, но и успешен в жизни. Благодаря хорошо развитой речи человек может творчески мыслить, находить необычные пути достижения поставленных целей, реализовывать свой потенциал.

    О себе

    В 2011 году закончила ФГБОУ "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева", факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. Специальность: специальная дошкольная педагогика и психология, логопедия. Квалификация: педагог-дефектолог, учитель-логопед. Имею диплом с отличием, множество грамот, сертификатов, публикаций, дипломов и благодарностей за учебный период.

    Так же в 2008 году получила дополнительное образование по образовательной программе «Лечебно-оздоровительный массаж» (свидетельство).

    С сентября 2011 года по настоящее время работаю учиетелем-логопедом ГБОУ д/с комбинированного вида № 1524 г. Москва.

    Книги, которые сформировали мой внутренний мир

    Те книги , которые заставляют нас задуматься, сопереживать, смеяться, страдать и плакать! Любимые писатели - Л.Н. Толсой, Ф.М. Достоевский.

    Мой взгляд на мир

    Интересная притча о взгляде на мир

    На дороге стояло старое засохшее дерево.
    Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался -
    ему показалось, что это стоит поджидая его стражник.
    Прошел влюбленный юноша
    и сердце его радостно забилось.
    Он принял дерево за свою возлюбленную.
    Ребенок, напуганный страшными сказками,

    увидев дерево, расплакался,
    решил, что это привидение,
    но дерево было только деревом.

    Мы видим мир такими, каковы мы сами.

    Мои достижения

    Мои достижения - это успехи, победы и хорошие результаты мои учеников.

    Моё портфолио

    Работаю в образовании только четвертый год. Имею уже достаточно разносторониий опыт работы с детьми. Работа педагога очень сложная творческая, необычная и этим она еще более притягательна.Надеюсь, что положено хорошее начало моего большого пути и я согу внести свою частичку доброты, искренности в сердца моих воспитанников.

    Похожие публикации