Чем закончилось объединение вузов. Слияние российских вузов – очередная попытка реформирования образования

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Слияние Сорбонны и университета Пьера и Мари Кюри должно воскресить дух старого парижского университета

Университеты по всей Европы сегодня, как никогда раньше, заинтересованы в слиянии. Около ста слияний было проведено с начала 2000-х. Почему?

Ассоциация университетов Европы опубликовала карту Европы , на которой отмечено количество университетов в 2000 году и постепенное их уменьшение к 2014 году.

Эта тенденция только усиливается. В 2013 было проведено 12 слияний, а в 2014 году - 14 объединений университетов.

Что стоит за этими изменениями?

Являются ли эти слияния способом повысить место университета в рейтинге высших учебных заведений и одним из способов получать исследовательские гранты путем концентрации лучших умов?

Томас Эстерманн, директор по управлению, финансированию и общественным связям Ассоциации университетов Европы, считает что да, такие супер-университеты имеют больше влияния.

Глобальный охват

Крупным университетам легче повысить свой рейтинг и поддерживать хорошую репутацию, считает Эстерманн.

Слияния также являются хорошим путем к оптимизации и единообразию.

В некоторых случаях это еще и хороший способ адаптироваться к новым условиям: уменьшение рождаемости в мире влечет за собой естественное уменьшением числа потенциальных студентов.

В Ассоциации говорят, что первыми на ниве слияния стали университеты Дании и Эстонии в 2005 году.

Эстония уменьшила количество высших учебных заведений с 41 до 29 между 2000-2012 годами. Таллиннский университет, например, поглотил восемь небольших институтов и колледжей.

В Дании число университетов уменьшилось с 12 до восьми, а государственные исследовательские центры вливаются в структуру университетов.

Французская мода

Франция сегодня лидирует в области слияний высших учебных заведений. Эту инициативу поддерживает правительство, оно объединяет университеты и исследовательские центры в зонтичные "коммуны", после этого можно начинать окончательное слияние.

Image caption Таллиннский университет поглотил восемь небольших институтов и колледжей

Одно из крупнейших объединений, "федеральный университет" Пари-Саклэ сегодня включает в себя Политехническую школу, Коммерческую школу Парижа и Университет Париж-Юг.

В этом слиянии есть вполне определенная цель: создать университет, который сможет занять место в первой десятке лучших учебных заведений.

Сегодня Париж собирается продвинуться в этом начинании вслед за успешными слияниями университетов в Страсбурге, Бордо и Марселе.

В сердце Латинского квартала планируется воскресить дух старого парижского университета, который был разделен после студенческих беспорядков в 1968 году. Для этого будут объединены два наиболее престижных парижских университета – Сорбонна и университет Пьера и Мари Кюри.

Тогда в 1968 году правительство разрешило Парижскому университету, основанному в XII веке, разделиться на 13 автономных учебных заведений по принципу специализаций, и каждый получил свой номер от 1 до 13.

"Старая Сорбонна"

Профессор Жан Шамба, глава Университета Пьера и Мари Кюри, который еще называют Париж 6, говорит: "Одно из серьезных ограничений деятельности университетов было введено в жизнь около 40 лет назад, когда они были разделены по факультетам на отдельные учебные заведения. В одном преподавали только естественнонаучные дисциплины, в другом только гуманитарные, в еще одном только право или экономические дисциплины".

"До разделения в Университете Сорбонны преподавали естественнонаучные предметы и медицину. Сейчас Университет Пьера и Мари Кюри специализируется на преподавании этих предметов, а Сорбонна – на гуманитарных предметах и искусстве. Но с тем, чтобы соответствовать стремительно изменяющемуся миру, мы должна создать университет, который объединял бы все эти дисциплины".

"Сегодня среди парижских учебных заведений слияний не происходит, однако все они тесно сотрудничают. Например, Университетская группа Сорбонны включает исследовательские центры, частную бизнес-школу, а также парижскую Сорбонну, Университет Пьера и Мари Кюри и еще несколько учебных заведений", - говорит профессор.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Студенческие выступления начались в Париже в мае 1968 года, движущей силой протеста стали левые идеи, а главным лозунгом "Запрещать запрещается"

В феврале должны состояться выборы президентов двух университетов – Сорбонны и Пьера и Мари Кюри. Новое руководство будет нацелено на дальнейшее слияние этих университетов, которое должно завершиться к 1 января 2016 года".

"В некотором смысле мы воссоздаем старую Сорбонну, но только в XXI веке", - говорит профессор Жан Шамба.

Профессор Бартоломью Жобер, президент Сорбонны, или университета Париж 4, настроен оптимистично относительно глобального объединения университетов и тех возможностей, которые оно даст в будущем.

"В случае успеха этого предприятия, во Франции будет создана новая модель университетов, с независимыми факультетами и управлением, но с полномочиями представлять весь университет", - говорит он.

Французское правительство приветствует подобные слияния, однако окончательное решение оставляет на усмотрение самих университетов.

Профессор Шамба и профессор Жобер придерживаются одной позиции относительно объединения высших учебных заведений, однако считают, что для воплощения проекта в жизнь поддержка преподавательского состава, администрации и студентов жизненно необходима.

Автономность, а не поглощение

Профессор Шамба в качестве успешного примера слияния университетов приводит опыт Германии. Там были объединены Университет и Исследовательский центр в Карлсруэ, в итоге был создан Технологический Институт Карлсруэ.

Целью этого слияния было догнать Массачусетский технологический институт в США. С момента слияния в 2009 в институте в Карлсруэ поступило на 20% процентов больше студентов, и область исследований института сузилась до разработки альтернативных источников энергии.

С 2009 по 2013 годы финансирование университета выросло на 50%.

Новый Университет Аальто в столице Финляндии Хельсинки был создан при поддержке правительства.

Правообладатель иллюстрации Olivier Jacquet Image caption Профессор Шамба и профессор Жобер считают, что для воплощения проекта в жизнь необходима поддержка преподавательского состава, администрации и студентов

Для его создания были объединены Хельсинская школа экономики, Хельсинкский технологический университет и Университет искусств и дизайна.

Целью слияния было повышение уровня в международном рейтинге PISA (Programme for International Student Assessment), где финские университеты занимали нижние строчки, тогда как финские школы занимают неплохие места в том же рейтинге.

В результате университет поднялся на 50 строчек в рейтинге мировых университетов QS.

Однако не все слияния горячо поддерживаются правительством.

Руководству Лиссабонского университета и Технологического университета Лиссабона пришлось долго убеждать правительство, что слияние необходимо с тем, чтобы оправдать траты, которые влечет за собой слияние двух учебных заведений.

"Объединение университетов требует много времени и сил. Экономия средств не должна стоять во главе угла, так как возврат вложений может занять много времени. Цель слияний – создание самостоятельных институтов, а не поглощение одних другими", - говорит Томас Эстерманн, директор по управлению, финансированию и общественным связям Ассоциации университетов Европы.

Россия: добровольное объединения ВУЗов

В 2011 году в Москве произошло слияние не менее 12 вузов, в Петербурге объединились Мечниковская академия и Академия постдипломного медицинского образования, Политехнический университет и Институт машиностроения, ИТМО и Университет низкотемпературных и пищевых технологий, Горный университет и Северо-Западный заочный технический.

В июне этого года министерство образования и науки заявило о готовности объединять вузы в регионах в "опорные" с выделением финансирования до 2020 года. Свыше 20 учебных заведений уже потенциально готовы принять в ней участие.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В общем рейтинге высших учебных заведений Times Higher Education МГУ занимает 161-е место

По словам главы министерства образования и науки Дмитрия Ливанова, объединяться смогут как подведомственные министерству вузы, так и учебные заведения минздрава, минкультуры и других ведомств. Каждое такое многопрофильное объединение сможет претендовать на программу финансирования на пять лет - с 2016 по 2020 год.

Он пояснил, что процесс консолидации вузов, который происходит сейчас, обусловлен демографией: выпуск из 11-х классов школ резко сокращается, и вузы с небольшим контингентом учащихся вынуждены объединяться с более сильными и крупными.

"Таким образом, это будет второй этап программы консолидации высшего образования в регионах, которая была начата формированием федеральных университетов", - сказал министр.

"Мы выступаем только за добровольное объединение вузов в том случае, если они испытывают дефицит абитуриентов или имеют серьезный запрос со стороны региона на создание собственного сильного университета", - объяснил чиновник.

В этом году только в Москве уже официально объявлено о пяти крупных объединениях вузов.

Сообщалось о присоединении МЭСИ к РЭУ им. Плеханова, МГГУ им. Шолохова - к МПГУ, МАТИ - к МАИ, МИТХТ к МИРЭА и создании на базе этих двух вузов Московского технологического университета.

Члены учёного совета Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королёва (СГАУ) 25 марта поддержали ходатайство учёного совета Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) о реорганизации Самарского государственного аэрокосмического университета путём присоединения к нему СГЭУ. Годом ранее к СГАУ присоединился еще один базовый вуз региона — Самарский государственный университет (СамГУ). О преимуществах и перспективах объединенного вуза корреспонденту РИА Новости рассказал его проректор по учебной работе Валерий Матвеев.

- Валерий Николаевич, укрупнение вузов путем слияния - это чисто российское явление или мировой тренд?

Ректор СГАУ: мы занимаемся "штучной" подготовкой специалистов Самарский государственный аэрокосмический университет (национальный исследовательский университет) входит в мощный авиационно-космический кластер России. Ректор Евгений Шахматов рассказал о том, кого, как и к чему готовят в этом вузе.

В последние несколько десятилетий это довольно устойчивый тренд, который возник в Западной Европе и США. Так, Университет Гренобля во Франции был образован путём объединения трёх гренобльских вузов — Университета Жозефа Фурье, Университета Пьера Мендеса-Франса и Университета имени Стендаля.

Например, в состав Университета Куала-Лумпур в Малайзии входят 12 институтов, расположенных в 10 кампусах по всей территории страны — в Куала-Лумпур, Селангоре, Малакке, Пераке, Кедахе и Джохоре. В Китае путём объединения созданы Бэйханский университет, Нанкинский университет аэронавтики и астронавтики, Северо-западный политехнический университет (Сиань).

- Как проходит укрупнение вузов в России?

Воспользовавшись навигатором вы сможете сравнить данные по различным условиям приема в российские вузы и выбрать именно то высшее учебное заведение, которое подходит вам по качеству образования и стоимости обучения. А также получить информацию о результатах участия выбранного вуза в международных рейтингах.

В нашей стране объединение вузов началось с организации федеральных университетов. Так возникли Казанский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Сибирский федеральный университет. Сейчас процесс продолжается за счет формирования опорных вузов.

Многие вузы, участвующие в федеральной программе повышения конкурентоспособности "5-100" (например, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского), были сформированы путём объединения отдельных университетов.

Процессы объединения при этом происходят по-разному. Иногда в крупные вузы вливаются небольшие по контингенту студентов и по численности преподавателей образовательные учреждения. Иногда происходит объединение практически равноценных по этим параметрам вузов. Также происходит объединение как однопрофильных, так и разнопрофильных университетов.

- К каким результатам приводит подобное объединение?

— Во-первых, начинает работать фактор масштабности. Когда вузы становятся более крупными, увеличиваются и их материальные ресурсы. Это позволяет руководству вузов концентрировать усилия, в первую очередь, на перспективных направлениях развития в области образовательных программ и научной деятельности, проводить модернизацию инфраструктуры.

Во-вторых, в результате объединения разнопрофильных университетов удаётся сформировать новые направления научной деятельности на стыке разных дисциплин и на базе этого создать новые образовательные программы — развитие биомедицинских технологий, например. На новый уровень выходят инженерные образовательные программы, получив более существенную поддержку со стороны информационных технологий.

При объединении СГАУ и СамГУ, к примеру, мы планируем усилить фундаментальную подготовку студентов первых курсов, в первую очередь, по физике и математике. Это позволит впоследствии на более высоком уровне преподавать им специальные дисциплины по инженерным направлениям подготовки.

В-третьих, крупный вуз, безусловно, более привлекателен для абитуриентов - как из Самарской области, так и из других регионов и стран. Вуз становится более заметным в России и на международной арене, у него появляется большое количество направлений подготовки и специальностей. Это, в свою очередь, даёт студентам возможность обучаться не по одной программе, а по нескольким. У нас, например, многие студенты инженерных специальностей параллельно получают экономическое образование.

Объединённый вуз становится более привлекательным и для иностранных научно-педагогических работников, в том числе, благодаря финансовым возможностям.

- Влияет ли укрупнение вуза на его популярность среди работодателей?

— Несомненно, поскольку здесь реализуется подготовка широкого спектра специалистов.

Проект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» по инициативе Министерства образования и науки РФ подготовил информационно-аналитический инструмент, обеспечивающий информационную поддержку генерации и развития инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности образовательных кластеров.

Наши традиционные партнеры-работодатели, такие, как АО "РКЦ "Прогресс", ПАО "Кузнецов", другие предприятия и организация Самарской области, заинтересованы в новых профессиональных образовательных программах. Объединение университета позволяет создавать программы на стыке специальностей по заказу организаций. Например, аэропорты и авиакомпании нуждаются в юристах, специализирующихся на международных транспортных перевозках.

Наконец, у укрупненных вузов появляется больше возможностей по взаимодействию с властными структурами. Региональные министерства и структуры федерального правительства в большей степени склонны вести диалог с несколькими крупными университетами, нежели с большим количеством средних и мелких вузов.

- Что изменилось в работе Вашего университета в связи с его укрупнением?

— К началу нового учебного года мы будем принимать абитуриентов уже в качестве Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королёва (коротко - Самарского университета).

Что касается качественных и количественных изменений, то при реструктуризации мы идём от факультетов к институтам. В нашем университете в 2015 году были сформированы четыре института: институт ракетно-космической техники, институт авиационной техники, институт двигателей и энергетических установок, институт электроники и приборостроения.

В феврале 2016 года было принято решение о создании ещё двух институтов - экономического (на базе двух экономических факультетов, которые были в СГАУ и СамГУ) и социально-гуманитарного на базе психологического, социологического, филологического и исторического факультетов.

- Чем институт отличается от факультета?

— Отличия носят, в первую очередь, функциональный характер: институт занимается не только образовательной, но и научной и хозяйственной деятельностью. Это позволяет более эффективно осуществлять подготовку студентов по принципу "образование через исследование". Хотя при этом мы полностью от факультетов не отказываемся.

Институты создаются по направлениям образовательной и научной деятельности. В частности, институт авиационной техники в настоящее время сориентирован на программы, связанные не только с созданием авиационной техники, но и с её эксплуатацией.

При формировании этого института часть структур факультета летательных аппаратов, которые занимались проектированием, конструированием, технологией производства авиационной техники, перешли в состав нового института. Точно также в него вошли направления подготовки факультета инженеров воздушного транспорта, связанные с эксплуатацией авиационной техники.

В институте ракетно-космической техники, который был сформирован фактически на базе факультета летательных аппаратов, сейчас сконцентрированы образовательные программы и научная деятельность, связанные с ракетно-космической отраслью.

- Какие преимущества предоставляет укрупненный вуз абитуриентам?

— Абитуриенты сначала поступают на интересующую их образовательную программу. А потом у многих из них появляется потребность в дополнительных знаниях. И эту потребность можно реализовать, получая высшее образование или занимаясь на курсах дополнительного образования.

В этом плане более крупный вуз предоставляет больше возможностей - и своим студентам, и сторонним слушателям. Последнее обстоятельство позволяет привлекать больше талантливых, профессионально сориентированных абитуриентов. Это особенно актуально в сегодняшней демографической ситуации, при дефиците абитуриентов.

После опубликования Минобрнауки РФ результатов мониторинга деятельности высших учебных заведений, не прекращаются разговоры о том, что будет со студентами и вузами, в деятельности которых нашли признаки неэффективной работы.

Были созданы рабочие группы, которые определяли окончательные решения о том, какие мероприятия нужно провести, чтобы улучшить позиции каждого вуза. Данные мероприятия помогли не всем учебным заведениям, в итоге определись вузы, которые необходимо реорганизовать или ликвидировать. Однако, сделать это нужно так, чтобы не пострадали студенты. В этой связи Министерство образования и науки РФ разработало специальный документ, в котором все нюансы учтены. Данный проект приказа размещен на официальном сайте ведомства.

Так, реорганизуемый или ликвидируемый вуз, с момента издания учредителем документа о прекращении деятельности, должен в 30-дневный срок уведомить обучающихся о начале и процедуре перевода студентов, а также назвать принимающий университет

Согласно документу, перевод обеспечивает учредитель реорганизуемого образовательного учреждения с письменного согласия студентов. В проекте приказа отмечается, что формы и условия обучения в новом университете должны быть сохранены.

В случае прекращения деятельности вуза, а также аннулирования лицензии, лишения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель самостоятельно выбирает возможные принимающие образовательные учреждения и направляет в них запросы для получения их согласия или отказа в принятии студентов, говорится документе. Руководство принимающего вуза должно в течение 10 дней письменно сообщить о своем решении. Учредитель должен до издания документа о реорганизации или ликвидации определить круг принимающих вузов и довести эту информацию до образовательного учреждения, либо отразить эту информацию в акте.

Кроме того, в министерстве отмечают, что с момента издания учредителем акта о прекращении деятельности, вуз должен в десятидневный срок разместить на своем сайте информацию о начале и процедуре перевода студентов с указанием принимающего университета и его местонахождении.

При переводе вуз передает в принимающий университет список студентов, копии учебных планов, академические справки, личные дела, письменные согласия обучающихся, договора об оказании платных образовательных услуг (при наличии). Принимающая сторона издает приказ о зачислении на основании письменного согласия и приказа реорганизуемого вуза об отчислении.

«Образовательное учреждение в случае отказа обучающегося от перевода в предлагаемое принимающее образовательное учреждение (о чем обучающийся указывает в письменном заявлении об отказе от перевода) не несет ответственности за его перевод. Руководитель вуза или уполномоченное им лицо издает приказ об отчислении обучающегося в связи с невозможностью осуществления образовательным учреждением деятельности в установленном законодательством РФ порядке. В приказе должно быть указано, что обучающийся отказался от перевода в принимающее образовательное учреждение», - говорится в документе.

Минобрнауки прекращает процесс объединения вузов, сообщила в понедельник глава ведомства Ольга Васильева. Фактически это решение отменяет процесс реорганизации высших учебных заведений, запущенный прежним министром Дмитрием Ливановым. В результате реорганизации за два года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450. По мнению экспертов, заявление министра подтверждает, что «прежние слияния не были добровольными, как заявлялось». Ранее объединенные вузы уже обратились к новому министру с просьбой отменить приказы о реорганизации и вернуть учреждениям автономность.


В понедельник на заседании комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре Ольга Васильева частично раскрыла ближайшие планы предстоящих перемен в образовательной политике. Выяснилось, что одно из главных нововведений - приостановка реорганизации высших учебных заведений: «Пока мы прекращаем все объединения, до каждого конкретного разбирательства». Процесс реорганизации вузов путем присоединения слабых вузов к более сильным был начат при прежнем главе Минобрнауки Дмитрии Ливанове: «Есть вузы, которые по тем или иным причинам оказались неинтересны для абитуриентов. Фактически это означает медленную смерть: сокращение числа преподавателей, закрытие кафедр и так далее. В этом случае мы предлагаем вузам объединение»,- объяснял господин Ливанов.

Он подчеркивал, что все объединения происходят на добровольной основе при обращении в Минобрнауки ученых советов. Тем не менее вокруг слияния вузов регулярно разгорались скандалы. Так, в 2015 году Московский авиационный технологический институт (МАТИ) был признан неэффективным и присоединен к Московскому авиационному институту (МАИ).

Объединенный вуз возглавил ректор МАТИ Александр Рождественский, которого обвинили в массовых увольнениях сотрудников МАИ. Петиция за его отставку набрала 10,5 тыс. подписей. В апреле 2016 года петицию студентов МГЮА им. О. Е. Кутафина против слияния с Госуниверситетом управления поддержали почти 2 тыс. человек, но, несмотря на это, объединение состоялось. Петиция против слияния РХТУ с МИСиС собрала 20 тыс. подписей - в итоге в Минобрнауки сообщили, что «ученые советы вузов с таким предложением в министерство не обращались», и опровергли информацию о готовящемся слиянии. В 2016 году реорганизации в числе прочих подверглись Российский государственный геологоразведочный университет им. Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ) и РГУ нефти и газа им. Губкина, Московский государственный университет леса (МГУЛ) и МГТУ им. Баумана, Московский госуниверситет печати им. Федорова и Московский политехнический университет. Минобрнауки ежегодно проводит мониторинг эффективности, несоответствие его критериям грозит вузам лишением лицензии или приостановкой аккредитации. Всего с 2014 по март 2016 года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450.

В высказывании Ольги Васильевой содержится «очевидное противоречие» прежним заявлениям министерства, подчеркивает эксперт, знакомый с процессами объединения. «Фактически оно подтверждает, что прежние слияния не были добровольными, как заявлялось, а происходили по инициативе министерства»,- сказал собеседник “Ъ”. В Минобрнауки не смогли оперативно пояснить “Ъ” заявление министра.

Решение Минобрнауки о приостановке слияний может коснуться не всех вузов: на заседании комитета Совета федерации Ольга Васильева отметила, что «опорные университеты должны выполнять центральную роль в регионе». Таким образом, ведомство продолжит поддерживать проект по созданию сети региональных опорных вузов. Напомним, в январе 2016 года были определены 11 вузов, которые, объединившись с другими учреждениями высшего образования в своих регионах, станут опорными и получат субсидию в размере до 200 млн руб. в год.

«Сейчас, действительно, имеет смысл сделать паузу, изучить появившийся опыт, посмотреть, как работают уже состоявшиеся объединения, в том числе опорные вузы»,- сказал “Ъ” научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. «Структура высшего образования, сформированная на 90% в конце 1930-х годов, требует обновления»,- считает господин Фрумин, но этот процесс, по его мнению, требует времени и максимального вовлечения студентов и профессоров.

Еще до заявления Ольги Васильевой ранее реорганизованные вузы начали обращаться в ведомство с просьбой отменить решения прежнего руководства. Так, председатель комиссии по объединению МГРИ-РГГРУ (объединен с РГУ им. Губкина.- “Ъ”) Евгений Козловский 20 сентября 2016 года направил письмо на имя главы Минобрнауки, в котором просит отменить или приостановить действие приказа о реорганизации вуза «как не соответствующего поставленной цели и вызвавшего возмущение коллектива и геологических организаций». В обращении утверждается, что преобразования отрицательно сказались на подготовке кадров для геологоразведки, а вошедший в состав РГУ вуз готов продолжить работу автономно.

В понедельник госпожа Васильева заявила также о намерении усилить контроль за расходами вузов-участников госпрограммы по повышению международной конкурентоспособности: «Вот у нас сейчас проект “5–100”. Это университеты, в которые вложены большие деньги, но возникает вопрос, какова их отдача. Бюджет должен расходоваться очень экономно». В программе, созданной Минобрнауки для реализации майских указов президента по вхождению не менее пяти вузов РФ в топ-100 мировых рейтингов к 2020 году, участвует 21 вуз. С 2013 по 2015 год из бюджета на проект было выделено 54 млрд руб., на 2016–2017 годы запланировано еще 14,5 млрд руб. В январе 2016 года Счетная палата поставила под сомнение реализацию указов президента, обвинив Минобрнауки в неэффективной трате средств.

Процесс слияния вузов, начатый при Дмитрии Ливанове, будет приостановлен, заявила министр образования и науки Ольга Васильева на недавнем заседании в Совфеде. сайт вспоминает, как реализовывался проект объединения университетов и какие результаты были получены.

Что произошло?

Новый министр образования и науки не сообщила, почему было принято решение о прекращении процесса объединения, однако вслед за заявлением сразу добавила, что ведомство продолжит следить за тем, чтобы бюджетные средства в вузах расходовались рационально. В целом прекращение слияния учебных заведений выглядит как отмена еще одной инициативы бывшего министра образования и науки Дмитрия Ливанова, ведь именно по его предложению была частично реализована программа объединения и реорганизации вузов. Согласно проекту, объединению подлежат непопулярные образовательные учреждения, например те, чьи дипломы в меньшей степени котируются у работодателей, или которые, согласно мониторингу, не располагают финансами, необходимыми для эффективной работы. По замыслу реформаторов, примерно 20% российских вузов должны были быть реорганизованы. По результатам мониторинга 2012 года в реорганизации нуждались 136 вузов и 450 филиалов. На сегодняшний день, в связи с реорганизацией, фактически прекратили свою деятельность 96 вузов, шесть из которых находятся в Санкт-Петербурге и 22 - в Москве.

Объединяй и властвуй

До настоящего момента в России существовало четыре модели объединения институтов и университетов. В рамках первой модели поглощение вуза происходит на добровольной основе, что позволяет ему сохранить часть своих возможностей и приумножить финансирование. Любопытно, что, по утверждению Министерства, объединения были возможны только на добровольной основе, тогда как в большинстве случаев реорганизация сопровождалась протестами преподавательского состава и самих студентов. Вторая модель реорганизации - поглощение вуза, меньшего по размерам, головным институтом. Третья модель практически не отличается от предыдущей, за исключением того, что объединение происходило, прежде всего, при поддержке региональных властей. Это зачастую приводило к конфликтам. Четвертая модель реорганизации - слияние, когда из двух заведений фактически формируется одно новое учреждение с новым названием.

Сама идея объединения образовательных учреждений, как ни странно, пришла с Запада: Калифорнийский университет представляет собой объединение 10 университетов, к которым, в частности, относится университет в Беркли, подаривший миру 61 лауреата Нобелевской премии. Но насколько эффективным было объединение вузов в России - спорный вопрос. Одним из первых российских университетов, возникших в результате объединения, стал Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону, куда вошли Ростовский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Ростовский государственный педагогический университет и Ростовская государственная академия архитектуры и искусств. Аналогичная трансформация произошла в Красноярске, где на базе шести вузов действует Сибирский федеральный университет.

Один за всех, все за одного

Не все вузы, попавшие в «расстрельный» список, были довольны положением дел. Так, в 2012 году студенты и преподаватели Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина провели масштабную протестную акцию против слияния учебных заведений. Желание региональных властей оптимизировать расходы и повысить рейтинг вуза могло привести к присоединению технического университета к гуманитарному с полным лишением материально-технической базы и независимого статуса ТГТУ. Кроме этого, студентов и преподавателей просто поставили перед фактом о программе объединения. Однако власти обратили внимание на недовольство протестующих, и тамбовские университеты избежали реорганизации.

Забастовки проводили и учащиеся московских высших школ: в конце 2012 года студенты Российского государственного торгово-экономического университета протестовали против присоединения их к РЭУ имени Г.В. Плеханова, но, в отличие от Тамбова, участи реорганизации университету избежать не удалось. В 2015 году к РЭУ также присоединили Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Протестными мероприятиями сопровождалось присоединение Московского государственного горного университета (МГГУ) к Национальному исследовательскому технологическому университету «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС). Студенты и преподаватели МГГУ, выступая против интеграции, назвали ее подобием «рейдерского захвата», вспомнив лексику 1990-х. Другая проблема была связана с тем, что студенты МГГУ и МИСиС учились по разным системам образования с разными сроками обучения - в МИСиС готовили бакалавров, тогда как МГГУ выпускал специалистов.

Полемикой также сопровождалось слияние Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Государственного университете управления (ГУУ). Против выступали обе стороны: «юристы» боялись потерять престиж, а «управленцы» - автономию. Учебное заведение должно было бы получить новое название, которое могли выбрать сами вузы. Студенты грустно шутили, что в результате слияния появится «Объединенный государственный правовой университет (ОГПУ) имени тов. Ливанова». Как в академии относятся к присоединению ГУУ, в МГЮА не комментируют.

Химия и жесть

В начале 2016 года в СМИ появились сообщения о возможном объединении Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ) и МИСиС. Преподаватели и студенты РХТУ начали протестовать еще до официального подтверждения в Минобре, собирая подписи в петиции против присоединения. «Мендеелевка» испугалась, что после присоединения МИСиС лишится собственной научной школы, вспомнив о ситуации с объединением Московского института тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова (МИТХТ) и «непрофильного» Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники (МГТУ МИРЭА). Позже Министерство опровергло сообщение об объединении вузов. Однако «осадочек остался». сайт обратился в «Менделеевку» с просьбой прокомментировать маячившую перспективу объединения с МИСиС: «Нам никто ничего не говорил. Все осталось на том уровне. Сейчас все зависит от министра, какую она политику будет проводить. Как Ливанова сменила, даже разговоров об этом не стало».

Объединение вузов в России

Росстат http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm

Похожие публикации