Без страха и трепета. Кьеркегорианские вариации (Лариса Шушунова). Стихи ларисы шушуновой о войне на донбассе

Да, уж такие времена наши тяжелые... Лично у меня нет слов, не находится, чтобы сказать об этом правильно и не перебирая через край лишнего, да и как судить, зная все только с чужих разговоров и новостей? Потому низко кланяюсь тем, кто все же на такие темы отваживается писать во время всех этих событий. Потому что писать про это все же нужно. А к чему приведет это и кто прав и насколько, наверное, через время только видно будет, но хочется все же надеяться на лучшее.

Причинами таких нелепых смертей являются, и "сдвиг по фазе", и "тоска по славе прошлой", и многое другое. Но Вы не заметили главной причины - иллюзорности так называемой "Новороссии", придуманной ловкими пропагандистами для "зажигания" легковерных парней. Спекулируя на этом модном бренде, слуги дьявола завлекали в мясорубку тысячи таких вот парней, ощутивших "несовместимость с жизнью этой пошлой". Политическая конъюнктура изменилась, и официальная пропаганда "сдала в архив" тему Новороссии. И эту данность никто в россии даже не хочет замечать. Но, если пропагандистскому аппарату хунты это можно скостить, то никак нельзя простить таким талантливым и незаангажированным поэтам, как Вы. Как видно из заглавия этого произведения, Вы всё еще верите в мифическую "Новороссию", за которую можно сражаться и погибнуть?..

Империя сначала имитировала "стихийный бунт", ввела своих янычар в Донбасс, снабдила боевиков ракетными системами залпового огня, танками, САУ, БМП, БТР, артиллерией, минометами, а потом при помощи киселёвщины-соловьевщины всё это подала в зомбоящики под видом "борьбы за Новороссию". Когда блиц-криг не получился, дали отмашку соловьевщине-киселёвщине, и теперь вместо Новороссии отрабатывают "Новосирию".

Трактат Кьеркегора "Страх и трепет" не описывает само "движение веры", как может показаться на наш обезоруженный его логикой и обескураженный потоком его образов взгляд. Он описывает психологическую подготовку к этому движению - состояние человека, дошедшего до края десятиметрового трамплина и явно намеревающегося сделать еще один шаг.

Автор видит под собой аквамариновый параллелепипед бассейна в кафельной оправе и соизмеряет свои способности с масштабами задачи. Он прочувствовал (насколько сил хватило у фантазии) все фазы предстоящего движения. Он мысленно расположил свое тело во всех слоях воздушной вертикали, отделяющей его от водной, оттолкнулся и успел различить в потоке возможностей, замелькавших перед ним, возможность бесконечной свободы - осталось только сгруппироваться и принять вызов, но в оставшуюся долю секунды он успел перестраховаться и приземлиться на прежнем месте, на краю трамплина: нет, ребята, я не Авраам! В кратком пересказе содержание трактата может быть сведено к констатации этого самоочевидного факта.

Казалось бы, ну признался мужик как на духу: "Я трус!" - да еще и выгодно оттенил свой порок добродетелью мифологического героя: "Что вы от меня, собравшиеся, дескать, хотите? Мое место среди вас!" И что же в этой вполне филистерской позиции может нас так зацепить - за исключением самого способа подачи материала? Мы и сами в качестве уличных зевак ничего не имеем против канатоходцев, альпинистов и прочих любителей экстремальных удовольствий, но примыкать к их рядам не торопимся. Ради чего он вообще втягивает читателя в замкнутый круг давно канонизированных событий, зачем ему понадобилось в философском трактате разыгрывать все эти модернистские спецэффекты - вымышленные диалоги, старческие стенания, детские слезы, овечье блеянье? Чтобы выжать из аудитории всю гамму необходимых читательских переживаний и заодно ехидно "проехаться" по Гегелю, доказав ему всю несостоятельность продвижения с использованием Декартова метода "дальше веры" 1?

"Затем я показал бы, насколько Авраам любил Исаака. Для этой цели я попросил бы всех добрых духов быть со мною рядом, чтобы мое повествование стало столь же страстным, какой бывает отеческая любовь. Надеюсь, что сумел бы описать ее таким образом, что ни один отец во всех наших царствах и землях не осмелился бы утверждать, будто он любит сына так <...> И если бы затем один из них, услыхав о величии, но также и об ужасе Авраамова деяния, осмелился вступить на тот же путь, я поспешил бы оседлать коня и поехать с ним. И при каждой остановке, пока мы не добрались до горы Мориа, я объяснял бы ему, что можно еще повернуть назад, раскаяться в том недоразумении, из-за которого его призвали подвергнуться искушению таким образом..." (С. 33).

Или это скрупулезное саморазвертывание на грани самоистязания ни в каком отклике не нуждается, а просто и есть то самое "продумывание мысли до конца" (С. 32), проговаривание ее вслух, нужное только самому философу, потому что по-другому он, извините, не может? В любом случае оно свидетельствует скорее о безжалостности Кьеркегора к самому себе и ставит его в один ряд если и не с тем "рыцарем веры", лавры которого лишили его сна, то, во всяком случае, с теми рыцарями "героического энтузиазма", которых история неустанно поставляет нашему восхищенному взору на всем своем протяжении в широком диапазоне - от Джордано Бруно до Савонаролы. Ведь ныряльщик не собирается спускаться с трамплина общедоступным, демократическим способом - по ступенькам, а будет снова и снова, позабыв о еде и сне, разбегаться, подпрыгивать и под хохот собравшихся приземляться на том же самом месте. Но каждый раз он будет захвачен этим без остатка, его душа будет вкалывать на полную катушку, его сознание будет переживать, пережевывать эти возможности возможностей, открытых перед ним, заново.

"Всякий раз, когда я собираюсь сделать такое движение, у меня темнеет в глазах, в то же мгновение я абсолютно восхищаюсь этим, и в то же самое мгновение ужасный страх охватывает мою душу, ибо что же это такое - искушать Бога?" (С. 47).

Оставим восхищение по поводу виртуозного исполнения этого мыслительного каскада, хотя он и достоин того: совершив полный оборот в воздухе, мысль вернулась на миг в исходное положение только для того, чтобы оттолкнуться от онтологической опоры для следующего прыжка. Но нас интересует принципиально другое. Вот здесь, в словах "искушать Бога", нам вручена инструкция по обращению с феноменом (ноуменом?) веры - обращению, которое требует повышенных мер предосторожности, ибо штука эта - Enchiridion! (Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина) - по определению обоюдоострая. Мы привыкли (нас приучили) к тому, что искушать - это занятие не для нас, а для тех, кто имеет над нами власть. Не "мы", а "нас". И вдруг

нам - объекту действия - намекают на возможность обратить это самое действие против Субъекта действия. Каким образом? При всей кажущейся дикости мысль Кьеркегора вполне прослеживаема от начала до конца. Школьная задача: условие есть, ответ есть, а выкладку решения учитель на доске не пишет, предоставляя сделать это нам. Итак, вера в Бога есть не просто допущение со сколь угодно великой вероятностью, не просто констатация факта Бытия Божия. Можно верить в то, что Бог есть во Вселенной, и при этом не верить в Бога - вот та мысль, которую Кьеркегор пытается то "протащить" посредством изысканной метафоры, то прямолинейно, в лоб (в чудовищно буквальном смысле), вдолбить в сознание своей протестантской аудитории. Это, правда, и без Кьеркегора может разжевать нам любой, вполне портативный православный, католический, иудаистский священнослужитель: если я не уповаю на Бога в каждый момент моей деятельности, значит, я допускаю мысль о том, что Он может не откликнуться на мою молитву, значит, я заведомо сужаю диапазон Его возможностей, значит, я богохульник. (Авраам верил даже в тот момент, когда заносил нож, что Бог не потребует у него Исаака, - "он верил силой абсурда, ибо по всем человеческим расчетам речь не могла идти о том, - в этом-то и состоял абсурд, - чтобы Бог, потребовав от него этого, в следующее мгновение вдруг отказался от своего требования" (С. 36).)

Хотя "по человеческим расчетам" все гораздо понятнее и простительнее: если я не обращаюсь к Богу в конкретных жизненных ситуациях, пусть я берусь каким угодно способом - космологическим, телеологическим, онтологическим - доказать Бытие Божие, и все же, если я не вверяюсь Ему полностью, значит, я оставляю своему рассудку спасительную лазейку, через которую он (рассудок) всегда сможет выскользнуть почти неповрежденным и сохранить непоколебимое убеждение в том, что Бог есть и мир организован Им по в высшей степени разумному закону: я к нему не обратился - он мне и не ответил. Вот формула, по которой "человек рефлектирующий" пытается найти Всевышнему алиби, реабилитируя, понятно, не Его, который в адвокатах не нуждается, а себя; заклиная свой собственный первородный (наряду с грехом) страх перед реальным обнаружением пустоты на том месте, на котором мы хотим, сами себе не отдавая в этом отчета, найти хоть какое-то подобие Бога

(а за ненахождением оного - чего угодно, что наполнило бы наше существование хоть каким-то подобием смысла).

В этом состоянии вполне возможна даже любовь к Богу - так иногда выбираешь себе в качестве объекта любви заведомо недоступного человека - актера или учителя, отделенного от тебя театральной рампой или любой другой перегородкой, и все равно, сидя в зрительном зале, невольно стараешься попасть в поле его зрения, провоцируешь его на ответное внимание, почувствовав которое, однако, тут же стараешься очистить поле его зрения от своего присутствия. Потому что боишься, потеряв свое "я", не приобрести взамен чужого. И при этом понимаешь всю ущербность, всю недоразвитость своего чувства, обращенного, в итоге, на самое себя, "ибо тот, кто любит Бога без веры, рефлектирует о себе самом, но лишь тот, кто любит Бога веруя, рефлектирует о Боге" (С.37).

Только вера, о которой мы не можем предметно вести речь, поскольку предметом возможного обнаружения Господь для нас не является, но должны (поскольку где-то, у кого-то она все-таки есть), так вот, эта самая вера, о которой мы ничего не знаем, делает положение Бога безвыходным, не оставляет Ему возможности ответить уклончиво. Она искушает и испытывает Его тем, что ставит Его самого перед выбором: выполнить или нет. И в этом смысле вера позволяет тому, кто верит, совершать невозможное. "...Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: └перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Матф. 17. 20).

Правда, ни Матфей, ни Кьеркегор не оговаривают подробностей этой перестановки. Весь ужас в том, что гора действительно сдвинется, со всеми естественно проистекающими из этого тектоническими последствиями. И весьма вероятно, что после этого "рыцарю веры", если он выберется живым из-под завалов, тут же захочется поставить гору на место, вернуть все, как было до его вмешательства, и больше ни до чего в ландшафте не дотрагиваться. Единожды испытать чувство полета - этого (по Кьеркегору) мало для того, чтобы стать рыцарем веры. И даже так: не надо быть Авраамом, для того чтобы каждый раз заново прыгать с трамплина, двигать горы и везти Исаака на заклание. Но надо быть им для того, чтобы каждый раз получать свое желание в исполненном виде и сохранять за него ответственность до конца исполнения.

Если после подобного обзора перспектив у кого-нибудь еще осталось желание отправиться в эту метафизическую экспедицию и он даже представляет себе все трудности маршрута, то вопрос о том, как туда добраться, все равно сам собой не отпадает. Кьеркегор называет только одну точку, один пункт на карте, который непосредственно предшествует вере, но отнюдь не гарантирует ее обретение. Resignation - понятие, адекватный перевод которого вряд ли возможен - в разных изданиях "Страха и трепета" его переводят то как "самоотречение", то как "смирение". И все же в контексте творчества Кьеркегора мне представляется более точным переводом "смирение" - но не просто как умиротворение духа

(с тем эмоционально-чувственным содержанием, которое вкладывает в это понятие православная традиция), а смирение как приятие абсурда. Такой перевод более адекватен, ибо подразумевает, что смирение наступило уже после того, как была предпринята попытка пропустить абсурд через сознание, рационализировать (или, по крайней мере, поставить свой рассудок в опасную близость к нему). Resignation, или смирение с абсурдом, - вот тот трамплин, то основание, та единственная точка в бытии, с которой можно начинать прыжок. Кьеркегор настаивает на том, что именно так осуществляется движение веры. Не вера является условием смирения перед абсурдом, а наоборот. Вначале поверить, а потом смириться получается так же невозможно, как невозможно выпрыгнуть из бассейна вверх ногами и в следующее мгновение оказаться стоящим на трамплине. Такой прыжок невозможен, ибо противоречит второму началу термодинамики (необратимости процессов). Но чему противоречит движение от веры к приятию абсурда - в направлении, обратном тому, на котором настаивает Кьеркегор как на единственно возможном? Кто сказал, что мы должны рассматривать как практическое руководство схему этого последовательно гегельянствующего антигегельянца, который доантигегельянствовался (в точном соответствии с гегелевской триадой) до того, что спустя столетие Хайдеггер синтезировал для него довольно обидное определение - "гегельянец против воли" 2, тем самым еще раз доказав универсальность диалектического метода? И вообще, всякий ли феномен духа можно натянуть на априори приготовленное правило так, чтобы нигде ничего не затрещало по швам? А если нет, то зачем тогда мы это делаем? Или тоже - "против воли"? И если "credo qui absurdum" 3 (Тертуллиан), то отчего бы, в конце концов, и не выпрыгнуть из бассейна вверх ногами?

Выход из этой идиотской бесконечности один: еще раз договориться о терминах. Или - не разграничивать понятия религии и веры, а просто считать и то и другое спасительным барханом, в который хочется спрятать голову от страха перед жизнью, - и тогда нам этот "гегельянствующий против воли" современник Маркса с его вдохновляющими примерами из мифологизированного прошлого не понадобится. Достаточно будет покреститься (все равно, в какой конфессии), и тебя коллективными усилиями направят. По крайней мере, экзистенциальный комфорт обеспечат. Или - повернуться спиной к самим себе, к собственной теплой биомассе ("теплой" в самом что ни на есть библейском смысле - не "горячей" и не "холодной"), но тогда ничто не убережет твой рассудок от возможных последствий, и... сесть за стол переговоров по определению веры, которая ни для кого, включая и самого Кьеркегора, предметом возможного опыта не является, - но вести такой разговор, даже если бедность философского понятийного аппарата не позволяет нам этого, все же необходимо. Например, как это делает современный питерский поэт, причащаясь наследию датчанина с помощью прямой незакавыченной цитаты:

Какой-то есть тупик в самом моем стремленье,

Как будто мысль додумать до конца

Мешает духота, листвы оцепененье,

Стук бабочки ночной, цветочная пыльца.

Под вазой на столе засохшие ошметки

Лиловых лепестков и отсвет золотой.

Кто удержал меня, какой хранитель кроткий

Сознанию не дал сомкнуть тяжелый строй?

Где выводы - в броне и тонут в глине вязкой,

Где сумрачных обид разросшийся обоз...

Прости меня, прости, и я бы этой ласки

Не выдержал, любви избыточной, угроз.

Мне воздух братом был, мне крона напевала

Ольхи мотив своих стволов, сырых корней.

Чего еще ты ждешь? Тебе и жизни мало,

Раскинутых холмов, сбегающих теней?!

Вот травы свой десант парашютистов с лета

Готовят. Пыль дрожит, упал горячий зной.

Я больше не могу. Мне не осилить это:

Быть всем, во всем, всему причиною, виной.

Это стихотворение Алексея Машевского из цикла "Саул" связано с трактатом Кьеркегора не только цитатным мостиком, но и способом, которым автор удостоверяет свое бытие-в-мире, а точнее, пребывание-в-культурном-контексте. И происходит это каждый раз через освоение ранее освоенного, через переосвоение той территории, на которой, казалось бы, уже ничего произрастать не может по причине ее плотной заселенности. Правда, само "движение веры" Машевский тоже не берется описывать, отвлекая наше внимание нагромождением визуальных эффектов - всех этих золотых отсветов и одуванчиковых десантов. И тем не менее состояние полной утраты своей воли, подмены ее Божьей волей передано максимально точно: быть "всем, во всем, всему причиною, виной" - действительно задача трудноосуществимая для смертного.

Есть, конечно, еще вариант выхода: попытаться настроить свой когитальный аппарат на волну мысли Кьеркегора и переосмыслить ее заново в категориях постсоветской культурной ситуации. При этом надо иметь в виду, что мыслил он, видите ли, по-датски и по-протестантски. И в силу этого самого протестантского воспитания, культивирующего индивидуальную ответственность и трудолюбие, ему не могло прийти в голову, что все дается не "по закону", а "по благодати". И вряд ли встретил бы у него понимание и поддержку (при всей его апологии абсурда и неприятии здравого смысла) нынешний массовый религиозный энтузиазм бывших советских граждан, которые "тридцать лет и три года" - в лучших традициях былинного эпоса - протирали штаны на партийных собраниях, но внезапно, будучи осененными Благодатью Божьей, так запросто, не мудрствуя и не рефлектируя, "уверовали". То есть, конечно, диалектический скачок - это святое дело! Но до него еще (повторим краткий курс спекулятивной грамматики) должен произойти ряд незаметных количественных преобразований. Да что фантазировать и испытывать козни сослагательного наклонения на таких уже совсем далеких от Кьеркегора примерах! Ведь он сам вполне открытым текстом признается в том, что даже если бы этот самый "рыцарь веры" и встретился ему в реальности, то герой наших "размышлений" (слишком много мудрствовавший и рефлектировавший) ни за что не признал бы в нем того, кого искал: "В тот самый момент, когда он попадается мне на глаза, я тотчас же отталкиваю его, сам отступаю назад и вполголоса восклицаю: └Боже мой, неужели это тот человек, неужели это действительно он? Он выглядит совсем как сборщик налогов!"... Я осматриваю его с головы до ног: нет ли тут какого-нибудь разрыва, сквозь который выглядывает бесконечное? Ничего нет! Он полностью целен и тверд. А его опора? Она мощна, она полностью принадлежит конечному, ни один приодевшийся гражданин, что вечером в воскресенье вышел прогуляться к Фресбергу, не ступает по земле основательнее, чем он; он полностью принадлежит миру, ни один мещанин не может принадлежать миру полнее, чем он" (С.39). Короче, "и меж детей ничтожных мира...".

К чему бы это: с одной стороны, жесткая фиксация рамок (вышеописанных стадий), суровые цистерцианские ограничения, с другой - постоянные оглядки, оговорки, одергивания, предостережения самому себе, чтобы - не дай Бог - не спутать сознание мещанина, не дошедшего до стадии смирения, с сознанием "рыцаря веры"? Был ли он сам уверен в жизнеспособности своего построения, в его неискуственности, непридуманности (в отличие от гегелевского), ненатянутости? Не предвидел ли он то посмертное заключение, которое выпишет его духовным потомкам баден-вюртембергский патологоанатом: "гегельянец против воли"? Вероятно, предвидел. И именно поэтому открещивался от предполагаемых обвинений в принадлежности к философскому цеху: дескать, не судите меня по своим законам. Тогда, может быть, еще раз подвергнуть его экспертизе по его собственным законам, дабы убедиться самим в правильности диагноза или поставить новый? Попробуем мысленно достроить его схему до ее логических пределов, как в геометрии достраивают треугольник до прямоугольника, чтобы доказать равенство квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов.

Заглядывая за пределы, положенные Кьеркегором, мы задаем вопрос, точнее, вопрос вытекает автоматически: что должно произойти с сознанием для того, чтобы достичь стадии resignation? Нужна ли здесь какая-то особая методология кроме той, эффективность которой (причем в любой практике) еще со времен расцвета Шао-линя вряд ли кем-либо оспаривалась, а именно - долгих и упорных тренировок? Ведь если каждый день посылать в никуда один и тот же порядком наскучивший Богу вопрос "а зачем?" и не получать на него ответа, то должно же когда-нибудь наступить запредельное торможение (как перестаешь воспринимать равномерный шум - тиканье будильника или капанье воды из крана). Может, это и не тренировка, а просто усталость? Но тогда придется признать, что resignation, смирение перед абсурдом, - это низшая стадия по сравнению с той, на которой возникает способность к постановке вопросов. Если здесь мы можем отдохнуть и снова вернуться к прежнему занятию, то какое же это восхождение?

То, что достижение определенной стадии не гарантирует стабильного пребывания в ней, - это эмпирически неопровержимо, равно как и недоказуемо. Траектория перемещения по стадиям в каждом индивидуальном случае требует особой диаграммы. Вопрос заключается, во-первых, в том, почему стадия смирения, по Кьеркегору, выше стадии удивления (с которого начинается, пожалуй, не только философия, но и наука и искусство вообще)? Во-вторых, согласимся ли мы с тем, что место, которое нам (тем, кто сделал удивление и постановку вопросов своей профессией) указано в данной системе ценностей, отнюдь не первое? (Ну с этим мы еще можем как-то разобраться: можно в отместку втащить Кьеркегора в нашу систему ценностей и посмотреть, на какой ступени он будет в ней располагаться. Что, впрочем, уже неоднократно ранее предпринималось: и вышеупомянутый "гегельянец против воли", и "предтеча экзистенциализма" - куда более лестно. Так что мы с ним в расчете.) И в-третьих, до какого предела можно падать, где находится это самое экзистенциальное дно? Ну научились мы (как будто бы) воспринимать происходящее во всей его онтологической красе, со всеми его возможностями - "от" и "до"; перестали наконец давать оценки тому, во что мы брошены "во сне, наяву, рассуждая и не рассуждая". 1 Но можем ли мы ручаться за то, что в этом разноречивом хоре голосов и мнений, последовательно умолкнувших внутри нас, не найдется хотя бы один, который снова не завопит от страха?

Ведь страх, который имел в виду Кьеркегор, а вслед за ним и Хайдеггер, - это не боязнь чего-то конкретного - темноты, хулиганов, смерти или даже Бога. Со всем этим еще можно как-то справиться, договориться: записаться в секцию каратэ, походить на приемы к последователям венского мифотворца или на исповедь. Страх перед бытием весомее страха перед небытием уже потому, что небытие - это всего лишь одна из возможностей бытия, пусть и предельная. Частный случай. С этим страхом ничего нельзя поделать именно потому, что невозможно указать его источник и границы - локализовать и лимитировать. А если когда-нибудь и изобретут способ указать их, то это будет одновременно и триумфом философии, и тем моментом, после которого ее (вместе со всем ее понятийным оборудованием) можно будет с чистой совестью отправить на заслуженный отдых.

Однако при всем бессилии философского инструментария экзистенциальный страх поддается если и не усмирению, то, во всяком случае, предупреждению. И в этом, как ни странно, преуспели не "мудрствующие", а те, у которых всякие сознательные попытки навести во Вселенной порядок вызывают лишь недоумение и насмешку. Те, чей способ бытия Хайдеггер определил как "das Man". Несмотря на - повторюсь - бессилие философского инструментария, экзистенциальный страх поддается если и не сдерживанию, то своевременному распознаванию и профилактике. С ним ничего нельзя поделать, когда сознание уже доросло до него, но его появление можно предотвратить - обставить жизнь системой защитных ритуалов, чтобы она протекала на автопилоте, автономно от рефлексии. Это состояние полнейшей экзистенциальной девственности, которое кажется безобидным, но на самом деле, если "продумать мысль до конца", страшно. Здесь плач девочки по улетевшему шарику (из гениального песенного триллера Булата Окуджавы), плач женщины по бросившему ее мужу становится экзистенциально равноправным плачу старухи, пережившей всех своих близких, потому что непосредственно воспринимать можно только видимое следствие, а чтобы докопаться до причины, необходимы какие-то когнитивные операции - все тот же Декартов метод, до которого сознание еще не доросло. На этой стадии вполне возможно обращение к религии, но вера как трансцендентальный прорыв, вера как выход за пределы себя с последующим обретением себя, подлинная вера на этой стадии успешно подменяется песком, в который хочется спрятать голову по методу не способных к полету птиц. Здесь невозможно вести речь о смирении, о принятии абсурда, потому что сознание еще не готово даже к столкновению с абсурдом.

После этого столкновения возвращение к прежней, не рефлектирующей (не только "о Боге", но и "о себе"!) форме жизни станет невозможным. Представьте себе историка-медиевиста, не раз собственноручно смахивавшего пыль с подлинника "Хеймскринглы" и сочинений Беды Достопочтенного, который вдруг приходит в "Снарк" и начинает пищать от восторга при виде трилогии Толкина. Теоретически такая ситуация вполне представима, но практически осуществима лишь при наличии дополнительного усилия (забыть о том, что ты историк, архивист, палеограф и вспомнить детство). Хотя все равно тот груз, который был взвален на плечи однажды и навсегда, не сможет не отбрасывать тени на настоящее. Самый процесс восприятия не сможет не испытывать давления. (Или пример еще более гротескный: преподаватель философии, отягощенный степенью, отравленный всемирной культурой настолько, что даже среди самого глубокого сна его невозможно застигнуть врасплох вопросом вроде "Как осуществляется феноменологическая редукция на практике?", и находящийся к тому же в состоянии полной вменяемости, полной адекватности самому себе, вдруг обращается к галлюциногенным откровениям дона Хуана в передаче Карлоса Кастанеды и начинает их добросовестно штудировать.)

Страх - это некая осевая точка экзистенциального развития личности, через которую нельзя перескочить, из которой нельзя выпасть обратно (если ты вменяем в самом буквальном, медицинском смысле слова). От него еще можно увильнуть при первых признаках наступления, забаррикадироваться ритуалами. Пребывая в нем, ты можешь считать себя верующим - держаться за соломинку, и это будет в терминах Кьеркегора называться "суррогатом веры". Можно и наоборот - считать религию тем же, чем считал ее антигегельянствующий

(в другом направлении) бородатый современник Кьеркегора - "опиумом" для народных масс. Кстати, для масс она и является чем-то вроде наркотика, и ничего в этом обидного для религии нет. На этой стадии может возникнуть агрессивное неприятие религии и религиозного сознания, и тем не менее тот, кто по-настоящему испытал экзистенциальный страх (даже если он при этом считает себя убежденным атеистом, и ни за что не готов отступиться от своих убеждений, и никогда в дальнейшем этого не сделает), стадиально находится ближе к истинной вере, чем тот, кто каждое воскресенье ходит в церковь, но ничего подобного не испытывал. Именно так развернется прерванная Кьеркегором мысль, если продолжить, "продумать" ее, в соответствии с его инструкцией, "до конца".

Сознательно же человек, пребывающий на этой стадии, может поставить себе вполне конкретную цель, и, может быть, весьма далекую, с его точки зрения, от обретения веры, например поиск того, что в обиходной речи называется смыслом. Само собой разумеется, цель и смысл противоположны, ибо лежат по разные стороны возможного опыта. Но в данном случае мы в качестве трансцендентальных субъектов рассматриваем пред-стоящее перед нами, предо-ставленное нам на рассмотрение наше собственное сознание, для которого понятия цели и смысла если и не взаимозаменяемы, то по крайней мере отделены друг от друга не столь непроницаемыми перегородками. На практике это означает, что целью поисков является нахождение смысла. И, весьма вероятно, именно эта одержимость кажущейся выполнимостью задачи удерживает сознание в пределах страха, не позволяя ни принять его окончательно (и тем самым преодолеть), ни избавиться, - делает страх непреходящим, но переносимым.

Вопрос (то ли к самому Кьеркегору, то ли риторический): если возникновение страха не является непосредственной реакцией на абсурд (ибо непосредственно реагировать мы, дошедшие до этой стадии, уже не можем ни на что), то чем еще оно может быть инспирировано, нужно ли здесь какое-либо дополнительное условие, усилие? Возможно ли в одном конкретном, предоставленном нам на рассмотрение сознании мирное сосуществование таких экзистенциальных крайностей: с одной стороны, осознание каждого текущего момента жизни (и самого ее течения) как высшего проявления абсурда, с другой - надежда на хоть какой-нибудь, вычитанный из умных книжек, высосанный из пальца, но все же смысл? Или после того, как ты с этим непосредственно столкнулся, для тебя уже ничто не имеет смысла и в состоянии страха тебя держит не надежда на его преодоление, а как раз отсутствие надежды? Что первично - осознание (или хотя бы констатация, ибо осознать, оприходовать его сознанием невозможно, на то он и абсурд) или возникновение страха?

А если resignation в данном контексте означает все-таки не принятие абсурда, а отказ от себя (а это прочтение ближе к буквальному - "отказ"), то как быть со всем вышеописанным? Что обладает большей ценностью - принятие того, против чего твой разум никогда и не пытался бастовать, или отказ от того, чего у тебя никогда не было?

1 Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 6. Далее указываются только страницы этого издания.

2 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: 1993. С. 384.

3 "Верую, ибо абсурдно" (лат.).

4 Бибихин В. В. Дело Хайдеггера. Хайдеггер М. Указ. соч. С. 4.

Поэт, прозаик, литературный критик, эссеист, переводчик с английского. Окончила истфак СПбГУ, посещала литобъединение Александра Кушнера. Стихи, статьи, философская эссеистика печаталась в журналах "Звезда", "Нева", "Арион", политическая аналитика – в интернет издании "Народнй журналист" под песводнимом "Когито Эрго-Сум", в сетевом альманахе "Folio Verso". Автор двух поэтических книг, член Союза Писателей Санкт-Петербурга с 2009 года, участница поэтического видеомоста гражданской лирики Симферополь – Севастополь – Донецк – Санкт-Петербург – Оренбург, проводившегося 15 марта 2015 года в честь первой годовщины присоединения Крыма. Лауреат премии журнала "Звезда" в номинации "Поэзия".

* * * Эти названья – Славянск и Дружковка… Кто до недавнего времени мог Даже подумать, что слово «винтовка», Щёлкнув затвором – взведённый курок – Станет не рифмой всего лишь, но частью Жизни самой, как и гром канонад? «Древнего зверя чудовищной пастью Солнце пожрётся, разверзнется ад…» Сколь же наивны ужасы эти Перед реальностью нынешних дней! – В Эдде ли Старшей, в Ветхом завете – Что они все по сравнению с ней? С воем снарядов, с залпами «Градов» Что за кварталом разносят квартал? Всадник, топтавший хтонических гадов, Скажешь, мол, и не такое видал? Небо в морщинах Перунова лика, Хоть не молитвой – приступом взять! Лишь бы дожить до петушьего крика, Что обратит наваждение вспять. Лишь бы разверзлась под нечистью Лета, Ночь под лучами рассеялась фар… Бей, барабан, и военная флейта, Громко свисти, разгоняя кошмар. ПАМЯТИ РОСТИСЛАВА ПАНОВА, РЕКОНСТРУКТОРА ЭПОХИ ВИКИНГОВ Мальчишкам, что в войну не доиграли - Уехали расхлёбывать вину Политиков, о славе и Валгалле Мечтающим, реальную войну По фильмам только знающим и книгам... Двух месяцев ты не провоевал. Что век земной? И так мелькнул бы мигом - Сползая в алчной вечности провал... Казалось бы, куда ещё короче? - На фоне световых межзвёздных лет, Пронзивших океан бездонный ночи, На фоне бед страны, её побед, Её обид последнего столетья, Последних лет... Ты мог бы в стороне Остаться - ну нельзя же быть в ответе За всё! «Таким не место на войне...» - Расхожий штамп... Тоска по славе прошлой? Ответственности груз? По фазе сдвиг? Несовместимость с жизнью этой пошлой? Читаю электронный твой дневник, Пытаясь докопаться до мотива, Как будто можно время повернуть... О чём ты думать мог за миг до взрыва, Пред тем, как к тишине ночной прильнуть И слиться с ней? Но нет, поверить в это - Зачем тогда являться в мир вещей? Ты будешь вновь живым - в чертоге света - В кругу героев... Ярче, веселей, Чем здесь, в трёх измерениях... Да будет Он длиться вечно - ваш священный пир Пред Гибелью Богов, что всех рассудит И заново запустит этот мир. * * * Так хотелось с Тобой говорить обо всём, Что меня волновало в то лето. Киев мрачно катился с горы колесом, Полыхая огнём, - кто за это Призовётся к ответу, забрезжит ли свет В перспективе беззвёздной тоннеля? Мне казалось - Ты есть, и Ты знаешь ответ... Но опять - за неделей неделя Пролетала, вопрос громоздя на вопрос, Отдохнуть голове не давая Всеблагого. И мчалась Земля под откос, Обитателей ада пугая. * * * Пацан, в пятнадцать лет сменивший школу На автомат Калашникова, мог В футбол гонять с друзьями, пепси-колу И фанту пить, да вот вмешался Рок В лице незваной гостьи, у которой Не женское оно, как говорят… «Что смерть? Страшна, да не страшней позора. Смотреть на то, как в дом летит снаряд?» Бестактна жизнь, её ухватки грубы, Лишь тверди безмятежна бирюза. На пухлые смотрю по-детски губы И в строгие по-взрослому глаза. Спокойный голос, пальцы на затворе. Отец ушёл на фронт, и сын – за ним. С суровой непреклонностью во взоре. А зори здесь… Сквозь стелящийся дым. * * * «Я не Шарли поганый ваш!» «У*дки! На святое!» «Людей, конечно, жаль, но, парни, меру надо знать»! Глаза откроешь – и в экран: кого там? Где я? Кто я? Покрышки на Болотной жечь пора уж, бесов гнать С МихАлковым? «Обама - чмо!" "Достали западэнцы! «Где Добкин? Обещал вам всем Шухевича портрет Засунуть в...!" И – мельком, вскользь – про гибель ополченца Бегущею строкой: вот только был сейчас – и нет. Шахтёр? Строитель? Служащий? Иль кадровый военный? Студент-историк, пущенный историей в расход? И как это, когда оно… Мучительно? Мгновенно? И что там – свет в конце пути, валькирии полёт? О да, пускай, как в играх тех – небесный мост и замок. Кто б ни был, забери его, на уровень другой Переведи, изъяв навек из этих тесных рамок. Пусть лучший встретит мир его за радугой-рекой… А то, что здесь останется – отправят «грузом двести», А может, закопают в южнорусский чернозём. Короткий по ТВ мелькнёт сюжет в программе «Вести» И через миг пресыщенный не вспомнит мир о нём. * * * Переведи меня через Майдан И всех, кого коснулась эта тема. Затем ли нам язык и разум дан? Но глухо мироздание и немо. Переведи меня через Майдан. Я словно бедный лирник тот из песни Сквозь новостей и слухов океан Бреду – всё безнадёжней, бесполезней... Переведи меня, переведи! Чтоб чувства уступили осознанью. Что ждёт людское море впереди? Что скажут человечеству за гранью? Переведи народы разных стран, Ступивших в эту огненную реку, Как старого слепца через майдан, Как через мост убогого калеку. Переведи... Пускай слепой поэт, Прозрев, увидит поле за майданом Когда-нибудь, и брезжащий рассвет Над ним да не окажется обманом. * * * Добровольцам бригады "Призрак" Матерям ничего не сказав – На сезонные, дескать, работы; – От ценимых недорого прав Ставить галочку в пользу того-то В бюллетенях, ругаться в сетях Социальных, бухать с корешами, Видеть рожи одни в новостях Каждый день и товары – в рекламе; От ушедших в разврат и запой, От ликующих, праздно трындящих, От рутины и злобы слепой, От лапши, что нам на уши «ящик» Беззастенчиво вешает (ряд Можно дальше развить, только надо ль?), Не надеясь вернуться назад... «На Донбасс бить нацистскую падаль…» И с мозгами у многих не швах, Да и руки, пожалуй, на месте. И не ради желанья в «Вестях» Помелькать или нервы невесте Помотать, как считают порой Инвалиды сознания, духа. «Просто надо и точка» - такой Аргумент. Извиняй, мол, братуха. * * * Демократию сеют в Ираке – Пиночет отдыхает, Пол Пот. Запрещают двуполые браки – И до этого скоро дойдёт. Рукоплещут кончитам бесполым, Лицемерно скорбят по «Шарли», Лупят «Градом» по градам и сёлам Измождённой Донецкой земли. Рвутся бомбы и рушатся судьбы, Умножая вселенского зла Неизбежный процент. Эх, смахнуть бы Эту жизнь, как пенал со стола. Только жаль – нету новой в запасе. Так хотя бы поклонимся тем, Кто оставил её на Донбассе Вместе с грузом глобальных проблем. * * * Закат неестественно ярок. И правда, кроваво-багров. И надо сказать за подарок Спасибо тому из миров, Который на призрачно-зыбкой Границе меж злом и добром Всё кажется чьей-то ошибкой Нелепой, как осенью гром. Как бойня ужасная эта, Которой бессмысленней нет. Как мне объяснили – ракета Оставила в воздухе след (Отсюда – эффект), преломляя Вечерний малиновый свет. Отсюда и яркость. Такая, Что кажется: зла в мире нет! * * * И вновь мечта мечтой осталась, Война – войной, вина – виной (Не важно, чьей). О чём мечталось – В небытие ушло весной Очередной тысячелетья, Как прежний президентский срок. Кто, говоришь, за всё ответит? Кто подведёт черту, итог, Пополнив разом чёрный список Миропорядка рядом лиц? Ну что, конец спектакля близок? Финальный доиграли блиц? ВОЛЧЬЕЙ ТРОПОЮ

За словом «долг» напишут слово «Дон» Марина Цветаева

1. Третий день на экран монитора Пялюсь – ты не выходишь на связь. Ни Христа, ни Перуна, ни Тора, Мокрый снег да окопная грязь. На покинутом Богом Донбассе Третий год ты встречаешь весну На изрытой воронками трассе, На войну променяв тишину, На кошмар мирового пожара. Всё смешалось – и правда, и ложь. Иль проснулся в тебе Че Гевара, На кого ты и внешне похож? – Мол, давай, продолжай моё дело, Ты ведь понял истории суть... Одержимый идеей всецело, Будь, где хочешь, но главное – будь. 2. Словно Ярославна во Путивле На забрале, по ветру – власы, С неотступной мыслью – как ты? Жив ли? Дни считать, минуты и часы В ожиданье. Морде монитора Трепет безразличен мой и страх, Да и Той, что косит без разбора С ледяной улыбкой на устах – Ничего, мол, личного, рутина, Должность у Неё такая, что ж, – Тех и тех, с песком мешая, глиной, Всё равно – за правду ли, за ложь. 3. Ты ещё пешком ходил под стол – Я уже заканчивала школу. А процесс неумолимо шёл: Светлый идеал на кока-колу Обменял доверчивый народ. Что – макулатура, стеклотара! Восемьдесят шёл девятый год, Угли тлели давнего пожара, А на них из каждого угла Все, кому не лень, азартно дули. Знать тебя тогда я не могла. Отвести беду теперь смогу ли? 4. – Руны, говоришь, нарисовать? Думаешь, помогут? – Улыбнулся. – Атеист я, надо ж понимать, Засмеют «коллеги»: мол, свихнулся? Как там в анекдоте: «Гражданин, Крест хотя б cнимите или плавки, Что ль, наденьте», помнишь? – Юмор, блин! Третий год уж в этой переплавке. 5. Сказал, что не молился под обстрелом. – Зачем? Ведь если Бог тебя убить Задумал однозначно между делом, То как твои молитвы изменить Его решенье смогут? Странно как-то. И занят вечно Он, и далеко. В конце концов, ведь есть и чувство такта – Ему и так-то с нами нелегко. 6. Фронтовых треугольники писем Заменила всемирная сеть. Все мы в ней зависаем-зависим... Ненасытная, добрую треть Отнимаешь ты времени, в стадо Превращаешь – и этих, и тех! Пэрэмога у них или зрада? Лишний раз помолиться не грех. Обогни его, пуля, не трогай, Пусть появится снова «онлайн»! И тогда я уверую в Бога, Безо всяких заоблачных тайн. 7. Ты, наверное, с детства был Не от мира сего, с его Кривобокой моралью, – пыл Романтический, волчий вой Одиночества, честь и долг, Доблесть – звенья одной цепи. Позывной себе взял «Волк». По бескрайней рыщешь степи, Где капкан на каждом шагу Приготовил хищную пасть, Где, таясь, охотник, в снегу, Ждёт момента, жаждет попасть. Только бы волхованье моё Отвратило любое зло, Только б волчье твоё чутьё Подвести тебя не могло... 8. Нарисую защитные руны На твоей фотографии – пусть Мироздания звонкие струны Отзовутся, – прочту наизусть Из Марины Цветаевой строки И молитву о воине, чтоб Миновал тебя жребий жестокий. Прочь, виденья, сомнения, стоп! И дурные знамения, к чёрту! Достучаться до высших бы сфер... Хоть наивны слова и затёрты, Полог неба недвижен и сер, И всей тяжестью давит на плечи Измождённой безумьем земли, – Там услышат, пойдут ли навстречу? Не откажут ли, – мол, отвали? – Потому что Цветаевой муза, Мол, за белое дело, а ты – За венок трудового Союза, Чтобы красных республик цветы Украшали терновый, – неважно! Воевал он, лишенья терпя. Ну а ей за него было страшно В ту войну, как и мне – за тебя. 9. Ты говорил, что веку-волкодаву, Хоть был порой и страшен, и суров, - И скольких он на мельнице кровавой Перемолол! – всё-всё простить готов, Хоть сам ты Волк, а значит, в волчьей яме, Живи в то время ты в СССР, Мог сгинуть бы – с когтями и клыками – По ложному доносу, например. И всё ж… За то, что в ту эпоху жили, И гибли, да, и гробили других Не за дворцы, не за автомобили – За ценности сверхличные, за них, За них – в любое пекло – шаг за шагом; За то, что в сорок первом вождь Москвы Не покидал; за знамя над Рейхстагом И за металл небесной синевы, У ног лежащей ковриком; «ни пяди Не отдадим врагам земли родной», – И не отдали ведь! А эти б... Ну, Крым вернули, а Донбасс - чужой? Ему за чьи грехи судьба такая? Иль эти люди недостойны жить? Я слушала тебя, не прерывая, Не зная, что на это возразить. . 10. Юноша бледный со взором горящим, Мир переделать нельзя. Жил бы сегодняшним днём, настоящим. Скользкая эта стезя Скольких уже покалечила! Впрочем, Ты же историк и сам Знаешь, насколько порою непрочен – Нет, не в укор небесам – Миропорядок, незыблемый с виду, – Будто взрывчаткой набит. Горькую носишь ты в сердце обиду За вымирающий вид. 11. Молчаливый, ершистый и мрачный, Как подросток, нескладный, худой. Позывной себе выбрал удачный. Да, конечно, ты Волк, но не злой. В час затишья, когда перепонкам Барабанным даётся покой, Ты картинки мне шлёшь – то с котёнком, То с какой-то смешной чепухой, Словно ваших на днях не накрыли – Еле выжили – вражьим свинцом, Словно выдуман весь этот триллер, Уж не знаю, каким подлецом. Не вчера ли живою мишенью – Пять часов с ДРГ длился бой – Довелось побывать? – ополченья Злые будни. Фонарик-то твой, Что хранился в нагрудном кармане, Покорёжен осколком. Господь Удержал твою душу на грани, Уберёг твою бренную плоть - Мановеньем невидимой длани Царь Небесный, Владыка светил Поместился в нагрудном кармане – Рядового бойца защитил!



Р одилась в Ленинграде, училась на филфаке СПбГУ, на режиссёрских курсах при Институте кино и телевидения, затем поступила на истфак СПбГУ, который закончила в 2002 году. Посещала литобъединения А.Г. Машевского, А.С. Кушнера, Г. С. Гампер, в настоящее время- семинар А.Д. Балабухи.

Первая публикация состоялась в 1996 году - стихотворная подборка в сборнике ЛИТО А. Машевского «Натуральное хозяйство». С 1999 года публикуюсь в толстых журналах («Звезда, «Нева», «Арион»).

Большая часть стихов объединены в две поэтические книги - «Радиоприёмник» (2006) и «В поисках лирического повода. Новый поворот» (2009).

В 2016 году вышел мой роман «Волчий фьорд» в жанре «скандинавское фентези».

ИЗДАТЕЛЬСТВО

СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Разрабатываются серии:
- для иностранных авторов,
- для российских авторов.

Издаем:
- сборники начинающих авторов,
- сборники литературных объединений,
- аудиокниги.

Мы не только издаем книги, но и занимаемся их продвижением

ПРИОБРЕСТИ КНИГИ,
ВЫПУЩЕННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ,
МОЖНО, СДЕЛАВ ЗАКАЗ
по e-mail:
[email protected]
по телефону:
+7 911 188 3277
ВНИМАНИЕ! Номер телефона
только по вопросам реализации книг.

Директор издательства Сергей Игоревич Арно

Тел.: 8 921 659 71 32
e-mail: [email protected]

Похожие публикации