§13. Закат Римской империи. Золотой век рима и римской империи Золотой век древнего рима связывают именем

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:

Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):

Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):

Публий Элий Адриан (117-138 гг.):

Антонин Пий (138-161 гг.):

Марк Аврелий (161-180 гг.).

2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?

Причины кризиса Римской империи.

Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.

Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.

После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.

Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.

Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.

– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.

Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.

В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.

3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?

Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.

4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.

5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.

В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.

2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.

3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.

4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.

5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.

6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.

7. Борьба против вторжения гуннов.

8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.

9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.

Золотым веком Римской империи принято называть период столетнего правления династии Антонинов. Это период, когда Древний Рим достиг наибольшего уровня экономического развития.

Правление Марка Траяна: внутренняя и внешняя политика

Немаловажную роль в этом сыграла мудрая политика его правителей. В 98 году римским Императором стал Марк Ульпий Траян, выходец из семьи знатных римских колонистов, которому удалось пройти путь от офицера армии до главнокомандующего римскими легионами.

Император строго следил за исполнением всех законов, его политика отличалась несвойственной для того времени либеральностью.

Император дал возможность крестьянам брать ссуды под небольшие проценты из государственной казны для развития сельского хозяйства.

Благодаря этому, Римская Империя получила независимость от иностранных поставок хлеба. При правлении Траяна жизнь в Римских провинциях стала экономически стабильной.

Траян смог не только поднять уровень жизни внутри страны, но и вел активную внешнюю политику. Император смог победить давнего римского врага Парфию, со стороны которого были постоянные угрозы захвата Рима.

Благодаря победоносной серии походов римлян под началом Траяна на племена Даков, Рим смог не только утвердить свое могущество на берегах Дуная, но и создать там римскую провинцию Дакию.

Правление Марка Авелия: право на образование

Еще одним монархом, во времена правления которого Рим продолжал процветать – это знаменитый древнеримский император-философ, Марк Аврелий.

Он, помимо своей политической деятельности, вошел в историю еще и как литературный деятель. В своих произведениях будущий император писал о равенстве всех людей, о том, что каждый человек в первую очередь должен отстаивать моральные и духовные принципы.

Когда Марк Аврелий стал римским императором, он смело начал применять свои теоретические идеи на практике. Император всегда обращался к гражданам Рима, как к равным, никогда не делал разницы между представителями разных сословий общества.

Марк Аврелий открывал различные учебные заведения, в которых преподавалась грамматика и арифметика. Правом на образование обладали все, независимо от возраста и положения.

Марк Аврелий отличался спокойным нравом, однако когда над Римом нависла угроза захвата варварами, император смог отстоять город.

Рим в период Золотого века: мудрость и гуманизм правителей

В период золотого века, Рим стал большим и процветающим городом. Слава о нем ширилась другими государствами. В этот период в Риме строились новые храмы, дороги, дома, общественные здания. Каждые из них отличались непревзойденными архитектурными формами.

Все города Империи начали ровняться на столицу. В глазах граждан Римской Империи, Рим был символом мировой власти и наиболее развитой из всех существующих цивилизаций.

Естественно это увеличило поток людей, которые искали свое счастье в Риме. На момент окончания правления последнего Императора из Антонинов – Комода, в Риме насчитывалось более полутора миллиона жителей.

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:

Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):

Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):

Публий Элий Адриан (117-138 гг.):

Антонин Пий (138-161 гг.):

Марк Аврелий (161-180 гг.).

2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?

Причины кризиса Римской империи.

Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.

Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.

После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.

Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.

Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.

– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.

Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.

В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.

3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?

Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.

4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.

5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.

В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.

2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.

3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.

4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.

5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.

6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.

7. Борьба против вторжения гуннов.

8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.

9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.

Гипермаркет знаний >>История >>История 10 класс >>История: Закат Римской империи

Закат Римской империи

Потрясения, охватившие Азию, не обошли стороной и Европу. Величайшая империя мира, Римская, память о которой веками влияла на жизнь европейских народов, от cвoero расцвета быстро склонилась к упадку. Он ознаменовал наступление новой исторической эпохи - Средних веков.


Золотой век Рима

В начале ll века достигла вершины свoeгo могyщества. При императоре Трояне (правил в 98-117) власть империи признали Дакия, Аравия, Армения, Месопотамия, При Адриане (правил в 117 - 138) особое внимание уделял ось укреплению гpаниц империи, совершенствованию управления ее обширными владениями. Значительное развитие получили правовые нормы: римское право впоследствии стало образцом для подражания в средневековой Европе.

Быстрыми темпами внутри империи развивалось разделение труда между провинциями. Североафриканские земли были ее житницами. В галлии расцветали ремесла. Она поставляла на рынки империи керамику, стекло, металлические изделия, полотна, сукно, Италия и Испания производил и вина, масло, металлы. В Дакии добывалось золото. Восточные провинции стали перевалочным пунктом торговли со странами Азии, в том числе и с Китаем. Сложился Великий шелковый путь, по которому товары из Китая через Памир, Ферганскую долину, Парфию и Армению доставлялись в Рим . Возникали новые центры ремесла и торговли.

Богатства, стекающиеся в Рим, позволили императорам превратить жизнь римского плебса в сплошное увеселение. Почти половина дней в году считались праздничными. В "Вечном гopoдe" постоянно шли театральные представления, бои гладиаторов, схватки с дикими зверями. Увеселения организовывались и для жителей провинций.

Императоры опирались на местную знать, которая получила доступ в сенат. В галлии, Испании, многих других провинциях открылись школы, гдe преподавали латынь, греческий, дaвали уроки риторики. Приобрели популярность латинские имена, высшие слои населения отличало знание римских поэтов (Овuдuя, 43 до н.э. - 18н.э., Вергилия, 70-19 до н.э.; Гopaция, 65 до н.э. - 8 н.э.), сатирических произведений Ювенала (60-127), Лукuана (90-120), высмеивавших невежество и тщеславие.

Римлянам были хорошо известны идеи греческих философов. Однако наибольшей популярностью у них пользовались воззрения стоиков, связывавших спокойствие духа с соблюдением этических норм, служением общественным интересам. В Риме сторонниками стоицизма были Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.). Эпuктет (5-140), автор многих философских трудов, последний император золотого века Марк Аврелий (правил в 1бl-180).

Кризис Римской империи

К концу II века из-за изменений климата условия земледелия в Римской империи начали ухудшаться. Наступление пустынь подрывало хозяйства Северной Африки. Участившиеся похолодания стали причиной падения урожайности в Италии , Галлии, Испании. Начался голод, во многих провинциях вспыхнула чума. Восстания крестьян, к которым присоединялись рабы, вызвали упадок хозяйства и тоpговли. Сократились поступления от налогов, стало затруднительным набирать войска и платить им жалованье.

Недовольство в армии привело к целой серии военных переворотов. Империя погpузилась в пучину гpажданской войны (193- 197). Политический кризис продолжался почти столетие. У власти чередовались так называемые «солдатские- императоры, выходцы из apмейской среды. Ни один из них не контролировал полностью все римские владения.

Стремясь обеспечить себе поддержку в армии, "солдатские" императоры наделяли ветеранов- легионеров землей, в том числе и за счет конфискации пришедших в упадок хозяйств крупных землевладельцев (сальтусов). В условиях изменения климата, подрыва торговыx связей они утратили эффективность, их продукция не нaходила сбыта, не окупал ось даже содержание рабов. Земельные собственники сочли самым выгодным для себя выделять рабам нeбольшие наделы земли (пекулии). За пользование ими раб должен был отдавать владельцу земли часть урожая (около трети) и отpaбатывать на нeгo до двух недель в год. Часть земли сдавалась в аренду свободным гoрожанам (колонам) на таких же условиях. С течением времени положение рабов и колонов перестало существен но различаться.

Избытки продуктов, оставшиеся после расчета с собственником земли и не использованные для личного потребления, рабы и колоны не продавали, а меняли на изделия ремесленников , товapно-денежные отношения постепенно вытеснялись натуральным обменом.

Рабы и колоны не платили налогов, все расчеты с властями брал на себя владелец земли. Мелкие же землевладельцы, вынужденные самостоятельно платить налоги, беззащитные перед произволом чиновников, быстро разорялись. Таким образом, целые поселения принимали покровительство крупных землевладельцев, их жители добровольно переходили на положение колонов.

Торгoвые города пустели и приходили в упадок Основной хозяйственной единицей стали oгpoмныe имения, при которых возникали небольшие центры ремесла и торговли, обслуживающие окрестные села и поселения колонов.

Изменения в экономической жизни Римской империи способствовали стабилизации политического положения. Колоны стали источником пополнения армии - основной опоры императорской власти. При Диоклетиане (правил в 284- 305), который был сыном раба-вольноотпущенника из Далмации и отличился при подавлении восстаний в Африке и Галлии, власть империи над ее владениями была полностью восстановлена. Все население Римской империи, кроме рабов, получило права ее гpаждан. Тем самым привилегированное положение жителей Италии оказалось отменено, власть ceнaгa была подорвана. Административная реформа разделила империю на четыре части -Галлию, Италию, Иллирию и Восток.

Диоклетиан взял себе в управление Восток, где хозяйственная жизнь, торговля, крупные города не пришли в такой упадок, как в запIадных провинциях. Резиденцией императора стал город Никомедия в Малой Азии. При преемнике Диоклетиана, Константине l (правил в 306-337), в столицу империи превратился гpеческий гoрод Византий, переименованный в Константинополь.


Христианство в Римской империи

Римские власти проявляли терпимость в вопросах веры. Сами римляне верили в существование богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих определенным видам деятельности. Cтapшим из богов считался Юпитер, богом морей - Нептун, войны - Марс, торговли - Меркурий и т.д.

В покоренных странах римляне обычно не принуждали местное население к принятию своей веры, мирились с тем, что оно придерживается собственных религиозных воззрений. Однако в отношении христианства делалось исключение. Eгo рассматривали как враждебную Риму религию. Мнoгие римские императоры преследовали первых христиан, их травили львами на аренах колизеев для увеселения плебса, гонения продолжались на протяжении двух с половиной веков.

Причины такой нетерпимости состояли в том, что христиане, которые исповедовали веру в единого Бога, отвергали как языческие все остальные религиозные воззрения. Рост числа христиан вел к yтрате влияния и доходов жрецов многочисленных храмов Римской империи и ее владений. Христиане не признавали божественности императоров, которых жрецы провозглашали подобными богам. Многие из христиан, проповедуя ненасилие, отказывались служить в армии. Их идеи о равенстве всех людей перед Богом воспринимались как вызов порядкам рабовладельческой империи, где рабы считались низшими существами.

Несмотря на гонения, число христиан, особенно в условиях кризиса, охватившего Римскую империю во ll веке, увеличивалось. Преследования заставили христиан создать сильную, хорошо организованную, сплоченную церковь, способную противостоять властям. Распространение христианских идей смирения и ненасилия стало рассматриваться в среде знати как средство удержания в повиновении рабов и колонов. В новых условиях приверженцами христианства становились многие богатые римляне.

В 313 г. между императором Константином и христианами был дoстигнут компромисс. Они признали божественность императорской империи власти (но не личности императора), согласились не уклоняться от воинской службы. Константин предоставил им свободу вероисповедания, освободил от обязанности совершения языческого обряда поклонения императору как живому богy. Христианская церковь получила право принимать наследства и дарения, была освобождена от налогов. Церковный суд уравняли в правах с государственным. Император стал щедро одаривать христиан и к концу жизни сам крестился.

Этот шаг обеспечил Константину поддержку христиан и их цepкви, которая быстро превращалась во влиятельную политическую и экономическую силу. Меньше чем за столетие к ней перешло около 1/10 всех земель империи.

Изменение положения христианской церкви сопровождалось возникновением соперничества между ее иерархами за господствующее положение. Широкое распространение получили толкования христианства, отличающиеся от общепринятых. Так, александрийский пресвитер Арий считал, что Христос, сотворенный Богом-Отцом, не равен и не единосущен Ему, как считало большинство епископов.

В 325 г. в Никее был собран Вселенский собор (собрание всегo христианского духовенства). На нем был принят Символ веры - краткое изложение сути христианского учения, устaновлены единые правила совершения обрядов. Уклонения от утвержденных канонов, в первую очередь арианство, были осуждены как ереси, несовместимые с принадлежностью к христианской церкви.

Последняя попытка наступления на христианство была предпринята при императоре Юлиане (правил в 361-363), который, полагая, что внутренние распри ослабили христиан, попытался возродить старые верования, восстановить пришедшие в запустение языческие храмы. Эта попытка не увенчалась успехом. После гибели Юлиана в войне с персами императоры решительно подцерживали христианство.

При императоре Феодосии (правил в 379- 395) были запрещены все религии, кроме христианства. Преследованию стали подвергаться также сторонники различных еретических (не утвержденных Coборами) eгo направлений. Земли, остававшиеся у языческих храмов, были конфискованы, большинство из них

Падение Западной Римской империи

В IV веке усилился натиск племенных союзов Северной, Цeнтральной и Восточной Европы на владения Западной Римской империи.

Из-за изменений климата ранее занимавшиеся ими земли уже не могли прокормить возросшее население. Целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, в частности в Галлии.

Другой причиной вторжений народов на территорию империи было наступление гyннов, которые, продвигаясь с востока, к cepeдине IV века достигли Ceверноoгo Причерноморья. Они теснили племена сарматов и ютов, жившие между Днестром и Дунаем. С ceвера на готов наступали славянские племена. Готы, в свою очередь, направлялись в Центральную Европу и на юг, на территорию Римской империи.

Власти империи, особенно в периоды междуцарствий, обострения борьбы за власть, не препятствовали освоению "варварами" римских владений, тем более что они уже не были чуждыми империи. Многие германские племена приняли христианство, их дружины состояли на службе у римских военачальников.

Becтготам (западным готам, спасающимся от гyннов, разрешалось селиться южнее Дуная. Пополнение населения империи порождало надежды на увеличение размера собираемых податей, новые наборы в армию.

Римские власти, однако, не учли, что привыкшие самостоятельно решать свои проблемы"варвары" не будут покорно сносить поборы чиновников. Becтгoты восстали, к ним примкнули рабы и колоны. И В 378 г, они разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом войскам Феодосия удалось на время усмирить Becтготов.

После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя, который превратился в столицу Восточной Римской империи (Византии). Вновь подняли мятеж вecтготы. Опустошив Грецию и Иллирию, они начали совершать набеги на Италию. В 410г. король вестготов Аларux (З70-410) захватил и разгpабил Рим. Столицу Западной Римской империи перенесли в Paвенну, на север Италии.

Одновременно германские племена вандалов, аланов и свевов ворвались в галлию и Испанию. В 429 г. , завладев флотом, вторглись в Северную Африку, гдe основали свое государство.

Сильнейший удар по империи нанесли гунны, земли которых простирались от Кавказа до современной Beнгрии. Их предводитель Аттила (4З4-45З) в 436 г. начал наступление на Европу. Войска гyннов вторглись на Балканский полуостров, разорили более 70 гoродов, заставили Восточную Римскую империю платить дань. Пройдя германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вecтгoтoв, франков, бургyндов на время объединиться с римлянами и выступить против Атгилы, который был разбит в 451 г.в Галлии, Отступая, гyнны разгpабили Северную Италию. После смерти Аттилы союз гyннских племен распался, и под натиском гoтов они откочевали в Северное Причерномuрье.

В Западнuй Римскuй империи вновь началась борьба за власть: за 21 год сменилось девять императоров. В ходе междоусобиц Рим был взят и разгpаблен войсками вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр (4З1-49З) свepг последнегo императора Ромула Aвгycтa и с одобрения сената был провозглашен конунгом (королем) Италии.


Восточная Римская империя признала законность власти Одоакра, которому был присвоен титул патриция.

С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до VIII века. На территории бывшей империи возникли десятки королевств, однако ореол ее величия еще долго влиял на их политику. Многие королевские династии Европы вели отсчет своей истории со времен империи, считая себя законными преемниками ее власти.

Вопросы и задания

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могyщество империи?
2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Какие изменения произошли в хозяйственном укладе Рима? Перечислите черты колоната и укажите eгo отличия от рабовладения.
3. Подумайте. какие цели преследовал и административные peформы Диоклетиана и Константина.
4. Заполните таблицу:

Причины упадка Рима
Внутренние
Внешние

Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?
5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?
6. Составьте развернутый план по теме «Падение Западной Римской империи».

“Золотой век” Империи. После жестоких императоров- деспотов в Риме надолго воцарилась мирная династия Антонинов, оставившая по себе добрую память. Время правления Антонинов называется “золотым веком” Империи, этот “век” занимает почти все второе столетие новой эры. Самыми знаменитыми императорами “золотого века” были полководец Траян и философ Марк Аврелий.

Во II в. н.э. Империя наслаждалась внутренним покоем. Императоры Антонины не вели завоевательных войн, но крепко оберегали главные границы Римской державы, которые проходили по рекам Евфрату, Дунаю и Рейну. За Евфратом простиралось великое Парфянское царство (бывшая Персия); на берегах Дуная в нынешней Румынии возникло царство воинственных даков; Рейн отделял римскую Галлию от диких германских племен. Не раз в этих районах вспыхивали пограничные войны, во время которых римские легионы вторгались на вражескую территорию.

При Антонинах установились нормальные отношения между императорами и сенатом, прекратились казни и гонения, люди получили возможность свободно высказывать свои мысли. Историк Тацит, доживший до этого времени, писал: “Настали годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает”.

При Антонинах изменилось положение провинций: они стали постепенно уравниваться в правах с Италией. Многие провинциалы сделались римскими гражданами, самые знатные из них вошли в римский сенат. Греческий писатель II в. Элий Аристид говорил, обращаясь к римлянам: “При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является одной семьей”. Вскоре после того как прервалась династия Антонинов, завершилось единение Римской державы, осуществлявшееся при ее правлении: в 212 г. н.э. по эдикту императора Каракаллы все население Империи получило римское гражданство.

Траян. Марк Ульпий Траян царствовал в начале династии Антонинов. Родился он в знатной римской семье, проживавшей в Испании. С юных лет Траян служил в армиии под руководством отца прошел путь от подчиненного офицера до командующего рейнскими легионами. Когда ему было 45 лет, старый император Нерва усыновил его, видя в нем самого достойного гражданина и преемника своей власти. В 98 г. н.э. Траян стал императором.

Новый глава Римского государства обладал выдающимися качествами воина: он был очень силен, великолепно владел оружием, без страха схватывался в лесной чаще с хищными зверями, любил плавать в бурном море.

Ел он всегда простую солдатскую пищу, в походе шел пешком впереди войска. С этими мужественными качествами соединялись скромность, справедливость, трезвый ум, жизнерадостный нрав.

Когда Траян стал императором, его личная жизнь и привычки мало переменились. Он ходил по Риму пешком и был доступен просителям. Заговорщиков он не боялся, а доносы совершенно уничтожил тем, что не обращал на них внимания. Он говорил, что хочет быть таким правителем, какого сам пожелал бы себе, если бы оставался простым подданным. Вручая меч начальнику дворцовой гвардии, он торжественно провозгласил: “Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо”. Сенат официально признал Траяна наилучшим императором. Впоследствии при вступлении правителей Рима на престол им желали быть счастливее Августа и лучше Траяна.

В правление Траяна велись большие войны на Евфрате и Дунае. В двух походах император разгромил царство даков, угрожавшее северной границе Империи, и вывел римских поселенцев на левый берег Дуная. В память об этих победах в Риме была воздвигнута величественная колонна Траяна, украшенная рельефами с изображением Дакийской войны.

Поход за Евфрат против парфян закончился захватом парфянской столицы. Римляне дошли до берегов Персидского залива, но восстания, вспыхнувшие в тылу, заставили Траяна отвести легионы назад. На обратном пути домой он внезапно заболел и умер (117 г. н.э.).

Марк Аврелий. Правлением Марка Аврелия заканчивался “золотой век” Империи.

С давних пор выдающиеся мыслители мечтали видеть во главе государства мудреца, “философа на троне”. Марк Аврелий оказался воплощением этого идеала: он был императором и знаменитым философом-стоиком. Наукой он начал заниматься с 12 лет и продолжал эти занятия всю жизнь. После него осталось большое философское сочинение на греческом языке под названием “К самому себе”. В нем высказаны самые задушевные мысли императора о жизни, о душе, о долге.

Мировоззрение Марка Аврелия было довольно мрачным. Время человеческой жизни, писал он, один миг, тело - смертно, судьба - непонятна; жизнь - это борьба и странствие по чужбине, посмертная слава - забвение. Несмотря на такие мысли, Марк Аврелий наставлял самого себя в бодрости. Он считал, что божественное начало, обитающее в нашей душе, велит нам жить в согласии с природой, выполняя все требования жизни. Главное - любовь к людям и исполнение долга перед ними.

Марк Аврелий жил в полном соответствии со своими правилами. Он тяготился императорской властью, но добросовестно и хорошо выполнял все обязанности правителя, даже такое тяжелое дело, как командование войском. С посторонними людьми он был приветлив и справедлив, близких - почитал и любил. С удивительным терпением сносил он дурной нрав своей красивой жены, ее постоянные измены. Выражение лица его было всегда спокойным.

При Марке Аврелии на Империю обрушились многочисленные беды, предвещавшие конец благополучных времен: мавры нападали на южные границы, парфяне - на восточные, германцы и сарматы перешли Дунай. В довершение несчастий по всей Империи прокатилась эпидемия чумы.

Император лично предводительствовал войском в двух больших и победоносных войнах на Дунае против германцев и сарматов. Здесь настигла его чума. В 180 г. н.э. последний достойный император династии Антонинов скончался от эпидемии в военном лагере Виндобоне (современная Вена). Сын его, возобновивший дурные обычаи императоров-деспотов, процарствовав 12 лет, стал жертвой дворцового заговора. Его бесчинствами и гибелью завершилась почти столетняя счастливая эпоха Антонинов.

В Риме сохранились два памятника Марку Аврелию: великолепная конная статуя императора и колонна, воздвигнутая в честь победы его над сарматами и германцами:

Расцвет имперских городов во II в. н.э. В западных странах - Испании, Франции, Германии, Британии - часто встречаются полуразрушенные временем, но все еще величественные римские сооружения: храмы, амфитеатры, арки, валы. Некоторые римские дороги и водопроводы служат людям до сих пор. Большинство этих сооружений относится к веку Антонинов. Именно во IIв. н.э. города римских провинций, как западных, так и восточных, умножались в числе и благоустраивались. Их форумы освобождались от торговых лавчонок, превращаясь в парадные площади, украшенные храмами, базиликами (судебными зданиями), статуями. Появились колоннадные улицы - проспекты, по обеим сторонам которых стояли колонны, поддерживавшие крыши над пешеходными дорожками. В начале и конце этих улиц нередко ставились триумфальные арки. Многие города по Рейну и Дунаю возникли на месте римских военных лагерей - от них произошли такие знаменитые современные столицы, как Бонн, Вена, Будапешт. Постепенно романизировались, т.е. превращались в города римского типа, поселения западных туземных племен; например, центр галльского племени паризиев стал городом с латинским именем Лютеция, а впоследствии получил название Парижа. Земли вокруг романизированных городов покрывались оливковыми садами и виноградниками. Некогда дикие страны - Галлия и Испания - начинали торговать собственным вином и оливковым маслом. Упоминавшийся выше Элий Аристид писал: “В наше время все города соперничают между собой в красоте и привлекательности. Везде множество площадей, водопроводов, торжественных порталов, храмов, ремесленных мастерских, школ. Города сияют блеском и красотой, и вся земля цветет, как сад...”

Акведуки. Среди архитектурных памятников Империи особенно большое впечатление производят водопроводы-акведуки. Они стоят в низменных местах, где водопроводные желоба, ради сохранения единого уровня над землей, были подняты на высокие, мощные аркады, протянувшиеся на десятки километров.

Пон-дю-Гар - самый высокий сохранившийся древнеримский акведук:

длина 275 метров, высота 47 метров.

Самый большой в мире акведук, Карфагенский (II в. н.э.), имеет протяженность 132 км, высота его двухъярусной аркады достигает 40 м. Акведук в Испанском городе Сеговия (II в. н.э.) работает до сих пор. Во всей Империи около 100 городов снабжались водой с помощью акведуков.

Термы. По акведукам поступала вода в общественные бани, или термы , распространившиеся по Империи от Британии до Евфрата. Римляне заимствовали идею греческого гимназия, прибавив к паркам и спортивным площадкам банные помещения. Собственно бани состояли из трех отделений с холодной, теплой и горячей водой. Отапливались они полыми керамическими трубами, через которые проходил горячий пар. В целом же термы включали в себя плавательные бассейны, помещения для отдыха и беседы, библиотеки, беговые дорожки, спортивные площадки, цветники. Огромными размерами и роскошью отличались императорские термы, сооружавшиеся в дар римскому народу. Их посещали средние городские слои и бедняки. Знатные и богатые люди предпочитали маленькие домашние баньки. Самыми знаменитыми термами II в. н.э. были термы Траяна в Риме.

Лимесы. До сих пор внушительное зрелище являют римские пограничные укрепления, называемые лимесами (лимес в переводе с латыни - “межа”, “граница”). Хорошо укрепленный лимес представлял собой земляной вал или каменную стену длиною в сотни километров. Иногда перед валом выкапывали еще ров и ставили частокол. Вдоль вала, недалеко друг от друга, располагались башни со сторожевыми отрядами. Через несколько башен стояли крепости, примыкавшие к валу. В тылу этих укреплений располагался большой легионный лагерь, связанный с ними военными дорогами. Более простые лимесы состояли из одних укреплений, соединенных удобными путями. Остатки лимесов хорошо видны в Британии, на Рейне, на Дунае. Часть Траянова вала проходит по территории Молдавии, входившей в состав Дакийского царства. Мощный Антонинов вал сохранился на севере Англии.

Реконструированный лимес в Вельцхайме

Знаменитые сооружения Рима. Во II в. в Риме были возведены знаменитые на весь свет сооружения - это Пантеон и Форум Траяна. Пантеон, храм всех богов, представляет собой круглое здание, перекрытое огромным куполом (одним из самых больших в мире). В отличие от греческих храмов Пантеон похож не на дом бога, а на круг земель, осененный небесным сводом. Из отверстия в потолке в центр храма льется поток света, рассеивающийся по краям обширного внутреннего пространства. Контраст света и полумрака создает таинственное, молитвенное настроение.

Форум Траяна был сооружен в память о победе императора над даками. Через триумфальную арку посетитель входил на широкую площадь, в центре которой стояла конная статуя императора. Вдали за статуей на высоком постаменте возвышалась роскошная мраморно-гранитная базилика, над ее позолоченной крышей виднелась верхушка стоящей за нею триумфальной колонны. Поднявшись по ступеням и пройдя насквозь базилику, полную серых и золотистых колонн, путник оказывался на второй, полукруглой площади. По бокам ее стояли библиотеки для латинских и греческих рукописей, а между ними возносилась колонна, обвитая, как лентой, раскрашенными рельефами с изображением военных сцен. В постамент колонны был замурован прах Траяна, на вершине ее стояла в древности статуя императора.

Форум Траяна и Пантеон построил гениальный греческий архитектор Аполлодор Дамасский. В обоих сооружениях выразился светлый дух как греческого искусства, так и того времени, когда они были созданы.

Форум Траяна

Западные и восточные провинции. Хотя огромная Римская империя была единым государством, по ней как бы проходила невидимая граница между восточными и западными Провинциями. Восток говорил на греческом языке, строил сооружения из камня и сохранял старинную греческую и греко-восточную культуру. Запад перенял латинский язык, римскую культуру и римские строительные материалы - бетон и обожженный кирпич. Греки, становясь римскими гражданами, продолжали считать себя греками. Испанцы и галлы, говорившие по-латыни, считали себя римлянами. Ныне эти народы говорят на романских языках, произошедших от латыни.

Галльские мученики. В середине II в. н.э. война между Империей и христианской Церковью приутихла. В это время христианская религия, завоевав города, проникла в училища, во дворцы сенаторов, в армию. Но в начале и в конце “золотого века”, при Траяне и Марке Аврелии, в Риме и провинциях происходили преследования христиан. Особенно жестокое гонение вспыхнуло в Галлии во времена Марка Аврелия.

В галльском городе Лугдуне (Лионе) и в соседнем с ним городе Виенне языческое население долго травило христиан, изгоняя их из всех общественных мест - из бань, с рынков, площадей; их принимали за людей, совершающих тайные преступления. Наконец вспыхнул погром: христиан хватали, били, волокли на судилище к городским властям. Начальник города, учиняя допрос, приказывал бросать исповедников веры в тюрьму. Заключенных набралось так много, что они умирали в темницах от духоты, но только 10 человек отреклись от веры в Христа. Упорных подвергали пыткам: их бичевали, растягивали им ноги, сажали их на раскаленный металлический стул. Мученики, вынося все страдания, продолжали твердить: я христианин. Удивительную твердость проявили женщины, особенно молодая хрупкая рабыня Бландина; тело ее превратилось в сплошную рану, даже палачи устали от пыток, а она, словно не чувствуя боли, повторяла: “Я христианка, у нас не делается ничего плохого”. Расправа завершалась в городском амфитеатре, где христиан бросали на растерзание диким зверям или убивали какими-нибудь другими способами.

Рассказ о галльских мучениках сохранился в письме, которое написали уцелевшие христиане своим собратьям по вере в Малую Азию. (см. дополнение к §21)

Похожие публикации