Икона святого тихона от чего помогает. Чудеса исцеления при обращении к святителю тихону задонскому. Жизнь в покое

Много исцелений произошло в день обретения мощей старца. Рака с нетленными мощами святого собрала много народу, и каждый мог своими глазами видеть, как, прикладываясь к мощам, исцелялись самые тяжелые больные: слепые обретали зрение, неслышащие начинали слышать, а косноязычные мгновенно избавлялись от дефектов речи, у людей проходила хромота, беснование и психические болезни.

Святой образ Тихона Задонского помогал избавиться от болезней затяжных, запущенных, сложных. Монахиня, 6 лет страдавшая водянкой, циррозом печени, асцитом, приехала в Задонск помолиться святому, и в течение суток ее заболевание, так плотно укоренившееся в организме, прошло.

Десница Тихона Задонского
(Фото с сайта svt-georg.orthodoxy.ru)

Просящим о выздоровлении Тихон часто являлся во сне. Женщина после рождения мертвого ребенка с тяжелыми кровотечениями именно так и выздоровела. Она долгое время молилась Тихону и дома, и в церкви. После явления ей во сне монаха она, к своему удивлению, проснулась абсолютно здоровой.

Употребив освященное масло над гробом Тихона Задонского, от трехлетнего тяжелого паралича исцелился тульский крестьянин. Родители 5-летнего мальчика дали обещание святому Тихону поклониться его гробу, если он поможет их ребенку избавиться от проблем с речью. Уже после родительского обета мальчик стал говорить отдельные слова, а когда посетил Задонск с родителями, все речевые трудности прекратились.

Молитвенные обращения за помощью к Тихону Задонскому приводили к исцелению даже от холеры. Так любящая жена в усердных молениях добилась выздоровления своего уже умиравшего супруга. Многочисленны исцеления с помощью святого Тихона от тяжелых воспалительных болезней, проблем зрения, истерии.

По сей день святой источник Тихона Задонского собирает возле себя многих, страдающих от глазных заболеваний. Проблемы со зрением после молитв к святому уходят практически мгновенно. Известен случай, когда Тихон явился маленькому мальчику, терявшему зрение вследствие недиагностированного расстройства. Во сне ребенок заплакал, а проснувшись, открыл глаза и понял, что теперь может видеть и что болезнь его миновала.

Женщина с наростом в нижнем веке слушала неутешительные прогнозы врачей: нарост увеличивался, и глаз вот-вот должен был потерять свои функции. Приехав в Задонск, женщина протерла глаз покрывалом с надгробия святителя - и чудесным образом образование из века исчезло.

Тихон Задонский. Икона
(Изображение с сайта pravoslavie.ru)

С последней надеждой обращались к Тихону Задонскому для исцеления панических атак, устрашающих видений и расстройств психики. Одна молодая девушка переживала эти состояния весьма остро, и с каждым днем ее страдания увеличивались троекратно. Припадки больной продолжались по несколько часов, а их источник для врачей оставался неизвестен. В перерывах между приступами девушке, а также ее матери, во снах являлся святой Тихон Задонский. Именно его образ женщины попросили принести знакомую монахиню.

Прикосновение к образу святого лишь немного сокращало силу приступов девушки, но успокоение ее было очевидно. Впоследствии больную отвезли в монастырь к гробу святителя. Пробыв в обители несколько недель, девушка стала чувствовать себя лучше, но ее болезнь не покидала ее, периодически возвращаясь в форме ужаснейших приступов. Лишь спустя год усердных молений матери страдающей девушке явился во сне старец, сказавший, что лекарь у нее только один, и у него стоит просить выздоровления. Вторая поездка ко гробу Тихона и искренние молитвы над мощами наконец-то освободили девушку от припадков, уже более никогда не возвращавшихся. После исцеления от припадков беснования обессилевшая женщина, пробыв двое суток у мощей Тихона Задонского, обрела настолько много сил, что смогла пешком дойти до дома более 24 верст.

Все молитвы святителю Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому

Память: 19 июля / 1 августа, 13 / 26 августа (Представление и второе обретение мощей)

Святитель Тихон Задонский - великий христианский учитель и проповедник, автор известных сочинений: "О седми Святых Тайнах", "Прибавление к должности священнической", "О таинстве Покаяния", "Правила монашеского жития", "Наставления обратившимся от суетного мира", "Сокровище духовное, от мира собираемое", "Об истинном христианстве" и многих других. Миссионер и искоренитель языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и любовью к пастве. Обладал даром прозорливости и чудотворения. Очень быстро после кончины приобрел всенародную любовь и добрую славу чудотворца и защитника христиан. На официальном открытии его мощей в крохотный Задонск собралось до 300 тыс. богомольцев!

Святитель Тихон – небесный покровитель монахов и церковного клира, миссионеров и катехизаторов, студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о даровании кротости и незлобия, аскетических подвигах, об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизма и наркомании, душевного помешательства и беснования. Немалому количеству людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и возможность ходить, к нему также обращаются за помощью в крайней нужде и нищете.

***

Тропарь святителю Тихону, епископа Воронежскому, Задонскому чудотворцу, глас 8

От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением, темже и вселился еси в Небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Кондак святителю Тихону, епископа Воронежскому, Задонскому чудотворцу, глас 8

Апостолов преемниче, святителей украшение, Православный Церкве учителю, Владьще всех молися мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Молитва святителю Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому

О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в давнем твоем прославлении: веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго; потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих (имена ), да уврачует Своею благодатию неисцеленныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Молитва общая святителям Митрофану и Тихону, Воронежским чудотворцам

О велицыи угодницы Божии, крепцыи наши заступницы и молитвенницы, всехвальнии святителие Христови и чудотворцы Митрофане и Тихоне! Услышите нас, к вам припадающих и с верою вас призывающих. Поминайте нас у Престола Вседержителя и молитеся о нас непрестанно ко Христу, Богу нашему, дадеся бо вам благодать молитися за ны. Умолите предстательством вашим Всемилостиваго Бога нашего, да подаст Он Церкви Святей мир, пастырем ея - силу и ревность подвизатися о спасении людей и всем нам - дар, коемуждо потребен: веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, да сохранит нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла; юным и младенцем да дарует благое в вере возрастание, старым и немощным - утешение и подкрепление, болящим - исцеление, сиротам и вдовицам - милость и заступление, заблуждшим - исправление, бедствующим - благовременную помощь. Не посрамите нас во уповании нашем, споспешествуйте, яко отцы чадолюбивии, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управите в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Небеснаго сподобитися, идеже вы ныне водворяетеся со Ангелы и всеми святыми, прославляюще Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

***

Молитва святителю Тихону Задонскому:

  • Молитва святителю Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому . Святитель Тихон Задонский - великий христианский учитель и проповедник, миссионер и искоренитель языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и любовью к пастве. Обладал даром прозорливости и чудотворения. Святитель Тихон Задонский – небесный покровитель монахов и церковного клира, миссионеров и катехизаторов, студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о даровании кротости и незлобия, аскетических подвигах, об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизма и наркомании, душевного помешательства и беснования. Немалому количеству людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и возможность ходить, к нему также обращаются за помощью в крайней нужде и нищете

Акафист святителю Тихону Задонскому:

  • Акафист святителю Тихону Задонскому

Канон святителю Тихону Задонскому:

  • Канон святителю Тихону Задонскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Тихоне Задонском:

  • Святитель Тихон Задонский - Православие.Ru

Труды святителя Тихона Задонского:

  • Чему учит нас Христово Преображение? - святитель Тихон Задонский

Икона святителя Тихона Задонского известна многочисленными исцелениями физических и духовных недугов. И по сей день любая молитва подле лика святого непременно получает отклик.

Великий святитель Тихон Задонский отличался своей горячей любовью к Господу. Он жил в суровые времена 18 века, когда уклад жизни во многом отличался от привычного нам сейчас. Но его творения и труды уже в те времена, когда народ был ослеплен безверьем и беснованием, разжигали горячую любовь и пламенную веру в сердцах каждого человека. И по сей день молитвы, обращенные к богослову Тихону, не утратили своей силы и помогают во врачевании депрессии, пьянства , душевного помешательства .

История иконы

Изображения преосвященного святителя были написаны еще при жизни сподвижника церкви. Причиной такой горячей любви выступала праведность Тихона, его святость и высокий церковный сан. Современники святителя независимо от гражданского состояния желали иметь в своем доме прижизненные портреты епископа, потому что видели в нем сияние истинной праведности и смиренное постижение глубин веры и любви к Господу. Тихон же не очень любил позировать, считая столь обширное поклонение незаслуженным. Художникам приходилось ухищряться и писать его втайне, пока епископ занимался повседневными делами.

Преосвященный Тихон обладал даром прозрения, умел читать мысли собеседников и отличался среди всех праведников способностью творить божественные чудеса. К его предсказаниям относят яркие события жизни Александра I, в особенности крах Наполеона и освобождение Русских земель.

Святитель любил вести беседы с простым народом, утешая и помогая во всем. Жертвенность и ходатайство пред Господом не знали границ: за каждую пришедшую душу святой возносил горячие молитвы к Небесам, прося высшего заступничества, а после одаривал деньгами. Смерть настигла великого епископа в 1783 года 13 августа.

И вот спустя ровно 63 года произошло обретение нетленных мощей старца, сопровождаемое многочисленными исцелениями. Изображение святого Тихона было снято с мощей покойного святителя. Сделано это было из-за многих разногласий в иконописной трактовке святого образа. Ведь на тот момент икон Тихона Задонского было бесчисленное множество. А определить время их происхождения, авторство, а также точность передачи образа святого подвижника было достаточно сложно.

Где находится образ Тихона Задонского

Образ святителя и подвижника православной церкви можно встретить во многих храмах России. Горячая любовь людей вынудила их писать пожизненные портреты церковного просветителя Тихона. Но основным местом почитания, куда устремляются паломники со всех стран, является город Задонск, где богомольник проводил последние дни своей праведной жизни. Старец был захоронен под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря.

В 1861 году мощи святого Тихона были открыты. В Задонск съехалось бесчисленное множество паломников, дабы ощутить на себе благодатную помощь святого . Очевидцы тех событий сообщают, что всякий больной исцелился: слепой прозрел, хромой окреп, а к глухому вернулся слух.

Описание иконы

Изображение Тихона предстает перед глазами зрителя в основном по пояс, но есть и варианты написания святого в полный рост. Тело Тихона покрывает архиерейское облачение, демонстрирующее святость и церковный сан.

Левой рукой богомольник удерживает жезл, а правой посылает благословение каждой молящейся душе. Также на иконе присутствует частица нетленных мощей, помещенная в мощевик в правом нижнем углу. Именно поэтому от иконы нисходит еще больше благодатной помощи. Списки с лика принято делать схожими с настоящим оригиналом, поэтому в вариациях святого образа нет видимых отличий.

В чем помогает икона святого Тихона

Исцеления подле благодатного образа святого Тихона не перестают удивлять и вселять веру в каждого, кто с последней надеждой обращается к богомольнику в молитвенной просьбе. Икона исцеляет при панических атаках, буйствах, устрашающих видениях, депрессиях , пьянстве, расстройстве психики.

Народной памяти известны случаи благодатной помощи незрячим и полностью ослепшим людям, недуги которых мгновенно исчезали после прочтения молитвы подле образа чистого и праведного Тихона. Молитвенные просьбы к святителю излечивают даже от холеры, паралича и эпилепсии.

Святой образ поможет каждому побороть и избавится от затяжных болезней, запущенных и сложных случаев.

Молитва перед иконой Тихона Задонского

«О, Святой Приспешник Божий Тихон! Прожив на земле праведную жизнь, ты прославил бытие свое навечно. Мы верим всей душой в Твое ходатайство пред Господом Богом о нашем скором спасении. Ведь Ты ревностный помощник каждой заблудшей души. Прими молитвы наши и не отвернись в тяжелый час. Мы как никогда нуждаемся в Твоем покровительстве и заступничестве от мыслей дурных, очерняющих и темных. Упаси нас от неверия, злости и бесовского плена. Сжалься, скорый на помощь приспешник Божий, ведь лишь ходатайство Твое прибавит Божией милости к недостойным и грешным рабам Божьим (имена). Исцели своей благодатной помощью болезни затянувшиеся да души растленные. Пусть слезы радости растворят каменный плен согрешений наших, и избавимся мы от мук адских и огня дьявольского. Подари праведным людям, колени пред тобой преклонившим, мир и спасение, здравие, святость и чистоту ангельскую. Со всеми ангелами и всем собором святых славься, Великий Тихон. Воспеваем имя Твое, и имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

День почитания приходится на 13 августа. Приспешник Божий отличился жизнью праведной и был вознесен к лику святых. Жизнь его и высокое положение не очернили душу его, а напротив, сделали великим и всеми любимым угодником Господа. Пусть его заступничество поможет вам исцелить недуги избавиться от пагубных пристрастий . Мы желаем вам мира в душе. Берегите себ я и не забывайте нажимать на кнопки и

Святитель Тихон известен своей помощью в исцелении от беснования. В частности, Н.А. Мотовилов, помощник преподобного Серафима Саровского, был исцелен после 30 лет болезни, состоявшей в сильном бесовском действии, при открытии мощей Тихона Задонского, что сопровождалось видимым явлением и самого святителя Тихона.

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу.

Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище. В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку. Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию. Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание.

Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка. Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.
Монашество

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород – по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем – 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург - председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона.

Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.

Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.
Мечта юности

Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни – постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде – в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой. Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье.

Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения. В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен – прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности. Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет.

Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.

Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее). Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.
Свет веры

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность.

Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды – «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

Описание исцеления Н.А. Мотовилова, помощника преподобного Серафима Саровского, от бесовского действия, продолжавшегося около 30 лет.

<...> Во время всенощного бдения с 12 на 13 августа по перенесении святонетленных мощей святителя и угодника Божиего Тихона в собор я имел счастие, стоя в алтаре сего собора в приделе святителя Алексия, митрополита и чудотворца Московского, закрыв для чего-то глаза, видеть высокопреосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского, который, подошед ко мне, взяв меня за руку и ощутительно пожав оную, сказал мне внятным для меня, слышным ясно голосом: «Вот хорошо, вот молодец, спасибо что здесь». А когда в день Успения Божией Матери в алтаре Покрова Ее Всечестного в сем же соборе приготовлялся я к причащению Пречистых Таин Господних и стоял, закрыв глаза, то имел счастие видеть и святителя Тихона Задонского, чудотворца новоявленного, стоящим возле креста запрестольного противу Образа Божией Матери «Жизнодательницы», противу престола в сем алтаре находящейся. Святитель стоял с поникшею ниц главою пред Царицею Небесною, и по капле слез текли из очей его, в том виде, как на эстампах прежних старинных изданий сочинений его священнолепый лик его представляется. Это продолжалось до самых тех пор, как должен я был идти к причащению Животворящих Таин Христовых.

Здесь же в Воронеже <...> когда на всенощной Усекновения главы святому Иоанну Предтече стоял я возле мощей святителя Митрофана, стоявших по случаю перемены балдахина над местом его прежней усыпальницы против усыпальницы высокопреосвященного Антония, кто-то невидимый, но ясно слышимый, подошед ощутительно, сказал мне: «Что же ты думаешь, "где же обетованное мне высокопреосвященным Антонием от лица святителя Митрофана сказанное мне исцеление от внутренних болезней моих", и ждешь явного о том какого-то знамения, а разве это<го> мало, что ты удостоился хоть и с закрытыми глазами, но все-таки не во сне, а явно иметь счастие видеть двух святителей Воронежских: Антония и Тихона, - ведь это не призраки ты видел, а их самих, - так вот тебе знамение, что термин внутренних страданий твоих кончился. Этот дар Божий дан тебе, храни и делай», - и прибавлено несколько слов, лично до моей жизни относящихся.

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

Статья из открытой православной энциклопедии "Древо".

Тихон (Соколов) (1724 - 1783), епископ б. Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец, святитель.

В миру Тимофей Савельевич Кириллов-Соколов, родился в 1724 году в семье Савелия Кириллова , дьячка села Короцка Новгородской губернии, Валдайского уезда.

Отец его вскоре умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. "Мы научим Тиму читать, - говорил он, - и он будет где-нибудь пономарем!" Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян.

В 1737 г. он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме.

В 1740 году был принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию.

Тимофей учился хорошо, даже по ночам. А шаловливые его сверстники дразнили серьезного мальчика, пели ему величание и кадили ему лаптями. Из-за недостатка преподавателей годы обучения составили 14 лет. Курс он окончил будучи 30 лет.

В 1754 по окончании семинарии Тимофей был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии.

В 1758 г. был пострижен в монашество с именем Тихона архим. Парфением (Сопковским) и назначен на должность префекта семинарии.

В 1759 г. в сане иеромонаха переведен в Тверскую епархию. Там он был назначен архимандритом Желтикова монастыря.

В 1760 г. поставлен настоятелем Отрочь монастыря, с определением быть ректором Тверской семинарии и богословия учителем.

Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц.

Епископ Хутынский

13 мая 1761 г. был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием Новгородского архиерея.

Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя. В сильном волнении въезжал преосвященный Тихон в Новгород, город, в котором прошла его юность. Среди встречавшего его духовенства были и бывшие его сверстники, и он шутливо напомнил им их детские шалости. В Новгороде он нашел свою старшую сестру, жившую в большой бедности. Он принял ее с братской любовью, хотел заботиться о ней, но она скоро скончалась. Святитель отпевал ее, и во гробе сестра ему улыбнулась. В Новгороде могила ее чтилась. Когда все члены Святейшего Синода поехали в Москву на коронацию императрицы Екатерины II, епископ Тихон остался в Петербурге и вел все синодские дела.

Епископ Воронежский

В 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру.

Здесь, как сказал Спаситель, было "жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9, 37). Епархия была огромная: от Орла до Черного моря, и она была запущена. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много неверующих. Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Он завел школы и проповедничество, чего до него не было. Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Раз в Воронеже праздновали на площади языческому богу Яриле. Вдруг является владыка и своим пламенным словом прекращает бесчиние. А на другой день весь народ явился к нему с покаянием. С тех пор праздник Яриле был прекращен навсегда.

Приняв управление Воронежскою паствой, святитель Тихон направил свое внимание на улучшение нравственного состояния духовенства. Он напечатал для раздачи священникам сочинение свое, называемое "Должность священническая о седьми святых тайнах", и в дополнение издал "Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния".

В год своего прибытия на Воронежскую кафедру (1763) святитель Тихон воссоздает Воронежскую семинарию. Он лично руководил семинарией, постоянно беседовал с учениками и посещал занятия, составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий, начал создавать библиотеку. Трудами молитвами свт. Тихона Воронежская семинария твердо стала на ноги. За недостатком учителей в семинарии, он позаботился об образовании духовного юношества. Для поучения народа установил свт. Тихон в Воронеже открытое преподавание Закона Божия по воскресным дням, пред литургиею, в соборном храме. Для тех, которые не могли по каким-либо причинам слушать лично сии поучения, святитель писал христианския наставления, написал сочинение для чтения "Плоть и Дух". Для этого же написаны им были размышления на некоторыя изречения Священного Писания. Проповедуя правила христианской жизни, святитель Тихон являлся одновременно и строгим обличителем современных ему пороков. Уничтожение народного праздника "ярилы" и бесчинных масленичных забав в Воронеже служат памятником горячей и благочестивой ревности пастыря Воронежского. Для людей бедных и нищих к свт. Тихону всегда был свободный доступ. Нищих называл он (по слову Златоуста) Христовою и своею братиею.

Только четыре года и семь месяцев управлял святитель Тихон Воронежскою паствою. Иноческие подвиги, пастырские труды, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению его благих намерений, расстроили его здоровье. Его влекли уединение и молитва: он подал прошение об увольнении его на покой.

В 1767 г. он был отставлен от управления паствою с назначением ему пенсии в размере 500 руб. Для пребывания своего на покое избрал сперва святитель заштатный Толшевский монастырь, но, ввиду неблагоприятной для его здоровья местности, перешел в 1769 г. в Задонский монастырь.

Здесь он прежде всего раздал все свои вещи, оставив себе лишь самое необходимое. Пенсию свою он также раздавал. Во время своего очень скромного обеда он всегда сокрушался о тех, кто и этого не имел. Часто выходил он под видом простого инока на базарную площадь, чтобы расспрашивать приезжих крестьян об их нуждах и посылать им помощь. Он любил собирать к себе бедных детей, учить их молитвам и оделять их хлебом и мелкими деньгами: свое горькое детство он всегда помнил. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы.

Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: "Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда". Kелейник передал это Преосвященному. "Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда", - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение. Для уединенной молитвы он запирался в своей келье, и оттуда до келейников долетали его молитвенные вздохи; "Господи Иисусе, помилуй мя!" Его видели осиянным благодатным светом. Раз сподобился он явления распятого Господа Иисуса Христа.

Свт. Тихон трудился, благотворил, построил богадельню в городе Ливны Орловской губернии, при церкви св. Георгия. Он принимал участие во всех страждущих и пекся об обращении раскольников в православие и, вместе с тем, не переставал излагать и мысли свои на бумагу.

День он проводил так: бывал всегда у ранней литургии, после нее писал; за обедом слушал чтение Ветхого Завета и после краткого отдыха читал жития святых и творения Иоанна Златоустого, а после вечерни - Новый Завет. Этот обычный дневной порядок прерывался делами милосердия, приемом посетителей и работой в саду, которую он очень любил. Бедным он никогда не отказывал в приеме. Любимым его занятием были его литературные труды: "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770), "Истинное христианство" (1776), "Письма келейные" и другие. Диктовал он их келейникам, обыкновенно ходя по комнате. Его творения до последнего времени были любимым чтением благочестивых русских людей и имели громадное влияние на русскую религиозную литературу и проповедничество.

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: "Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои". Часто говорил он в подобных случаях: "Прощение лучше мщения".

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами "не высокоумь" - и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Но не все понимали Христова подвижника, и у него было много случаев проявлять свое смирение. Он любил всех, но были у него особенно близкие друзья. Таков был особенно схимонах Митрофан, старец высокой духовной жизни, которому святитель поручал своих духовных детей, начинающих подвижников, и ему одному открывал свои видения. Любил он и монаха Феофана за его чистую детскую душу и называл его "Феофан - утеха моя" за то, что он умел утешать его в скорбные минуты.

Святитель не любил говорить о мирских делах и только во время войны следил по газетам за военными действиями. Но проповедовать слово Божие он никогда не пропускал случая - ни в монастыре, ни за стенами его. Особенно любил он город Елец за благочестие его жителей и называл его Сионом. Он помогал там бедным, особенно после пожара. У одной бедной вдовы он бывал в каждый свой приезд, оставлял ей деньги, а мальчиков ее взял к себе на воспитание. Останавливался он у своих друзей - купца Якова Феодоровича Ростовцева и Космы Игнатьевича Судейкина - и через них раздавал милостыню. Особенно он любил старшего сына Ростовцева, Димитрия, который, живя у отца, проводил почти монашескую жизнь. Ему святитель поручал продавать драгоценные материи, которые ему дарили, а деньги раздавать нищим. Раз святитель увидел совершенно здорового мальчика, внука Ростовцева, и сказал ему: "Собирайся, Саша, в горнее, собирайся, голубчик, в небесное отечество". Через три дня мальчик умер. Судейкин всю жизнь был церковным старостой, жил около своей церкви в добровольной нищете, потому что все свое состояние раздал бедным. Близ своего дома он устроил школу.

Однажды приехал Косма к отцу Митрофану на 6-й седмице Великого поста. В Задонском монастыре общежития не было и каждый должен был заботиться сам о себе. По уставу рыба разрешается Великим постом только в Вербное воскресенье и на Благовещение, и о. Митрофан уже купил ее к Вербному воскресенью. Но, увидев Косму, он сказал: "Вербное воскресенье будет, а Космы не будет" - и велел приготовить рыбу. Но когда они обедали, неожиданно вошел святитель Тихон, Друзья так испугались, что он застал их нарушающими пост, что оба пали на колени и просили прощения. Но святитель сказал: "Любовь выше поста" - и, чтобы их успокоить, съел несколько ложек ухи. Косма был поражен. Он знал, что святитель Тихон был великий постник И в волнении он рассказал слышанное им в детстве предсказание, что в Задонске будет жить великий угодник Божий: "К себе это отнести не могу", - заметил святитель. Тем не менее запретил друзьям этот рассказ повторять.

Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась одним Ельцом и окрестностями Задонска, Он устроил около Тулы богадельню, поручив ее одному священнику. Послал городу Ливны о. Митрофана с денежной помощью. Посылал милостыню даже на свою дале кую северную родину. Особенно он любил по могать крестьянам. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся сам отпевал и погребал. Когда Задонск превратился в город, он, избегая шума и многолюдства, иногда уезжал в деревню к своим друзьям или просто в одно уединенное место, которое он любил и где впоследствии возник Тихоновский монастырь. Тем не менее отъездов этих он по возможности избегал.

Святитель Тихон не всем желающим монашества давал на это благословение. Он обыкновенно давал этим лицам совет жить в миру по-христиански. Но он очень заботился о тех, в ком видел настоящую склонность к монашеству. Так, две его духовные дочери постриглись с наречением им имен Маргарита и Евпраксия и возобновили погоревший Елецкий монастырь.

Другой пример: святитель Тихон часто посещал друзей своих, помещиков Бехтеевых. В одно из этих посещений дети их, получив благословение, ушли и только младший, Никандр, остался слушать наставления святителя. Уезжая, святитель благословил его со словами: «Да будет благословение Божие в сем юноше». Через несколько лет Никандр Алексеевич, по воле родителей, поступил на военную службу, но скоро вернулся и объявил, что хочет поступить в монастырь. Родители испугались и, уезжая куда-то, заперли его и велели стеречь. В ту же ночь Никандр Алексеевич бежал, переплыл на лодке Дон и пристал к Задонскому монастырю, бывшему в 12 верстах от родительского дома. На берегу его ждал святитель Тихон. «Я знал, что вы нынешней ночью оставите ваших родителей, - сказал он, - и зашел за о. Митрофаном, чтобы вас встретить». Он поручил его духовному руководству о. Митрофана, и Никандр Алексеевич остался в монастыре навсегда. Но постриг принимать он его не благословил, и Никандр до своей кончины жил в монастыре послушником. Свою долю наследства он раздал бедным, а для своего пропитания он научился ремеслу. Могила его чтилась среди могил тамошних праведников.

Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 г. в Петербурге, а в 1778 г., в год рождения императора Александра I, предсказал Никандру Алексеевичу многие события царствования Александра I. В 1812 г. Бехтеев говорил, со слов святителя, что Россия спасется, а Наполеон погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», - писал один из его келейников. Этого келейника святитель Тихон во время его опасной болезни исцелил со словами: «Иди, и Бог тебя помилует». (Дар чудотворения святителя Тихона проявился и после его кончины, и притом с большой силой.)

Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. Кроме о. Митрофана, Бехтеева, Судейкина и келейников, он никого не принимал. В это время Задонск стал городом, и в монастыре временно поместили тюрьму. Выходы свои святитель Тихон уже прекратил совсем, только эту тюрьму он посещал по ночам - ради утешения и забот о заключенных. Когда было возможно, он хлопотал за них. Так, он спас двух братьев-причетников, сосланных безвинно, причем должность их была им возвращена. За три года до смерти он услышал тихий голос: "Кончина твоя будет в день недельный". После этого ему было сказано во сне: "Потрудись еще три года". За год и три месяца до смерти его разбил паралич левой стороны, и он окончательно слег. Незадолго до смерти он увидел во сне, что-должен подняться на высокую лестницу и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди - это те, кто слушал его и будет его поминать.

Последние дни его жизни близкие его стали приходить прощаться. Благословляя их, он шептал: "Вручаю вас Господу". Но за два последних дня до кончины прием он прекратил. Он лежал в полной памяти, с закрытыми глазами, и творил молитву.

Скончался 13 августа 1783 г., в 6 часов 45 минут утра, в возрасте 59 лет. День был воскресный. Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон (Малинин). Погребен в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря.

В 1846 г., по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, появилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым погребен был почивший архипастырь, а гроб его перенести для удобства в другое место. Тогда обнаружилось, что склеп, где почивал святитель, от древности обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами, и самый гроб близок к разрушению. Архиерейское же облачение, в котором был погребен преосвященный Тихон, несмотря на полувековое пребывание в сыром месте, найдено целым и почти не изменившимся в цвете. Тело его также обретено было нетленным и пребывающим в том положении и виде, в коем почивают угодники Божии в Киево-Печерской Лавре. Вследствие этого, тело святителя было положено в новую гробницу, поставленную в теплой монастырской церкви. О сем тогда же архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) два раза доносил Святейшему Синоду, доводя вместе с тем до общего сведения и о чудесах, совершающихся при гробе святителя Тихона и о всеобщем желании открытия мощей сего иерарха. О том же писал преосвященный Антоний и императору Николаю I. В 1860 г. преосвященный Иосиф (Богословский) подтвердил прежние донесения архиепископа Антония и засвидетельствовал о вновь совершившихся чудесных исцелениях при гробе святителя Тихона.

Исцеления от его мощей были бесчисленны и продолжаются до наших дней. Святитель Тихон Задонский - один из наиболее любимых русским народом святых.

Сочинения святителя Тихона были издаваемы в разное время, но полное собрание их в 16-ти томах вышло в свет в 1826 году Первый том содержит в себе одно только жизнеописание Тихона.

Использованные материалы

Http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_1451
http://pokrov.gatchina.ru/Holy/Holys/500.htm
http://days.ru/Life/life4431.htm

Новая фамилия - Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии.

«Ничего не могу с собой поделать, унываю», - нередко можно услышать даже от тех прихожан, чей опыт жизни в Церкви уже позволил им справиться со многими другими внутренними проблемами. Тоска, пораженчество, колебания настроения, хроническая усталость от себя и обстоятельств - кажется, верующим людям именно нынешнего времени это свойственно больше, чем любым другим. Но стоит при этом помнить: те же самые чувства испытывали и святые. Некоторые - точно: например, святитель Тихон Задонский (память 1 августа, 26 августа по н. с.), который боролся с унынием всю свою жизнь, будучи склонным к нему по своей душевной природе. Его пример показывает нам, что с этой склонностью - даже столь сильной, что ее не преодолеть до конца - можно многое сделать. А Господь непременно придет на помощь…

Без куска хлеба

Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколовский) родился в 1724 году в семье сельского дьячка. Вскоре после рождения он лишился отца, и его мать осталась с шестью детьми в чудовищной нужде, так что мальчик воспитывался, как сказали бы сейчас, в кризисной многодетной семье. Его чуть было не отдали на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем, но старший брат умолил мать не расставаться с малышом. Когда Тимофей стал постарше, ему приходилось наниматься к богатым огородникам - за кусок черного хлеба в день. Ранние годы, проведенные в беспросветной нищете, наложили отпечаток на душевный склад будущего подвижника.

По ходатайству старшего брата, обязавшегося содержать мальчика из собственных, достаточно скудных, средств, Тимофей был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Будущий святитель был в числе лучших учеников и в период обучения в старших классах уже преподавал в своем учебном заведении греческий язык. По мере развития духовных сил перед Тимофеем, терпеливым и трудолюбивым, постепенно открывалась вся глубина бого­словского образования. Продолжая и по окончании семинарии вести скромную уединенную жизнь молодого преподавателя, он все более склонялся к принятию иночества.

Среди разрухи

В апреле 1758 года Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург и рукоположен во иеромонаха, затем был наместником ряда монастырей. В 1763 году в Новгороде, где начинался когда-то его духовный путь, архимандрит Тихон был облечен архиерейским саном. И почти сразу же назначен на Воронежскую кафедру.

Кафедральный город произвел на владыку тягостное впечатление: церковные строения поражали своей ветхостью, а церковная жизнь - запущенностью. В огромной епархии - от Воронежа до Черного моря - ощущалась нехватка духовенства, а население, разбросанное по степям, было невежественно и суеверно. Архипастырю необходимо было охватить заботой более восьмисот храмов. Может ли быть у смертного человека столько сил?

Неустанное исполнение своих обязанностей обернулось для святителя совершенным расстройством нервной системы. Он почти не мог служить из-за головокружения, дрожания рук и обмороков. Поняв для себя, что сорвавшееся здоровье не восстановится, епископ Тихон написал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой. Ему отказали, посоветовав более интенсивно лечиться, и владыка оказался в безвыходной ситуации. Имея навык послушания, он продолжал трудиться до тех пор, пока бессонница и частые приливы крови к голове не сделали для него невозможным не только служить Литургию, но и вообще исполнять обязанности по управлению епархией. Тогда, по указанию императрицы, он был отправлен за штат. Новым местом пребывания архипастыря стала Спасо-Преображенская Толшевская обитель, а затем он переселился в Задонский Богородицкий монастырь, что в 90 верстах от Воронежа. Там подвижник написал книги, явившиеся плодом его размышлений о вечности и о людях: «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве».

Единственный путь - служить людям

В годы, проведенные на покое, святого с особой силой охватывало временами тяжелое, беспокойное состояние души. Подвижник скорбел, что мало потрудился для Церкви. Чистый воздух и отдых от нервных перегрузок значительно укрепили его расстроенное здоровье, из-за которого он относительно молодым, в возрасте сорока трех лет, и оставил деятельность епископа. И теперь уединение и досуг в неспешно живущей обители казались полной сил душе обременительнее каких бы то ни было дел; святителя все более охватывала мрачная скука, побуждавшая искать себе занятие за пределами монастырских стен. Но с отъездом никак не складывалось, а слова простого, но уважаемого в обители старца Аарона - «Матерь Божия не велит ему (т. е. епископу Тихону. - Ред.) выезжать» - побудили владыку и вовсе порвать написанное уже прошение о возвращении к делам.

Этот период жизни - неопределенный и совершенно не наполненный внешне - явился одним из самых важных в жизни святого. Это было время отчаянной и всецелой борьбы с помыслами, преодоления духа печали, безысходности и уныния, переосмысления своих жизненных обстоятельств. И душа приобрела, в конечном итоге, бесценный опыт преодоления - а вместе с ним и дерзновение утешать отчаянных, переживших потерю смысла существования и погибающих в мрачной неопределенности. Заштатный епископ решил не пытаться более переменить свое нынешнее положение, внутренне придя к тому, что единственный путь избавления от тоски для него - служить людям в том месте и том состоянии, в которых он находится, и полностью посвятить себя делам духовной и телесной милости.

Святитель стал часто появляться на монастырском дворе под видом простого инока и заводить разговор с окрестными жителями и паломниками. Собеседники, видя перед собой обычного монаха, без обиняков открывали ему свои нужды. И неожиданно для себя получали материальную помощь. Молва о милосердном владыке росла, и бедные со временем стали сами приходить к его келье. Не меньшее участие принимал архипастырь и в судьбе страждущих и больных. Он устроил в небольшом домике, где жил, своего рода гостиницу для тех, кого постигала какая-либо болезнь по дороге на заработки или на богомолье. Кроме того, он творил духовную милостыню, со слезами молясь о нуждах и болезнях близко и не очень близко знавших его людей. Однажды к владыке пришел проститься совсем больной бывший его прислужник. «Иди, и Бог тебя помилует», - растроганно напутствовал его задонский подвижник. Болящий при этом не только утешился, но и через некоторое время, по молитвам любившего его святителя, совершенно выздоровел. Келейник владыки Иоанн Ефимов, поведавший для биографов этот случай, завершил его описание словами: «Великую и живую он (епископ Тихон. - Ред.) имел в себе веру, и Господь Бог во многих случаях его слушал».

«Плачь - и утешишься»

В своих сочинениях, и ныне читаемых многими не только для назидания, но и для утешения, владыка никоим образом не обходил тему тоски и горя и не умалял при этом значения человеческих эмоций. «Видим в мире, что люди плачут, - пишет он в сборнике духовных записок «Сокровище духовное, от мира собираемое». - Рождаются с плачем, живут с плачем, умирают с плачем. Плачут люди, потому что живут в мире - месте плача, юдоли плачевной. <…> Плачь и ты, христианин! <…> Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь - да не будешь вечно плакать. Плачь - и утешишься». Ему, знавшему в очень непростом своем детстве нищету и оставленность людьми, это состояние было очень знакомо. Но столь же знакомо было и то, от чего слезы безысходности наконец утихают, - ощущение помощи Божией и пребывания под кровом любящего Небесного Отца. «Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь в себе память смертную, когда на ум тебе приходит, что ты земля и в землю пойдешь. Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь страх геенны и вечных мучений. Чувствуешь Его помощь, когда ни приходит желание Небесных благ. Чувствуешь Его помощь, когда за грех - смерть и печаль, за добродетель - покой и радость внутри себя ощущаешь. Чувствуешь Его помощь, когда совесть твоя в бедах, напастях, неправедно наносимых, утешает».

Постоянным предметом размышлений задонского подвижника были христианские догматы о непостижимом величии и всемогуществе Божием, о Его всеведении, вездесущии и благости, о Его благом попечении и промышлении о человеке. Все это порождало в нем святые чувства благодарности, надежды, терпения и любви. Во время одного из своих приездов из Задонского монастыря в Толшевскую обитель святитель, уединенно молясь в пустом храме, около полуночи стал пред алтарем на колени и в пламенной молитве просил Господа, чтобы Тот показал ему уготованное претерпевшим земные скорби до конца блаженство. И Господь не замедлил: владыка увидел, как небо отверзлось и из него воссиял свет, и услышал голос: «Виждь уготованное любящим Бога». Святитель пал на землю и, когда видение кончилось, в крайнем потрясении и благодатном трепете едва смог добраться до своей кельи.

Все более и более возвышаясь духовно, святитель с каждым днем слабел телесно. К нему снова возвратились те болезни, которые в свое время вынудили его уйти на покой. Чувствуя приближение смерти, владыка Тихон удалился в затвор, откуда лишь письменно, по неусыпной любви своей, отвечал духовным чадам. Он скончался на 59‑м году жизни, в мирном духе, простившись с друзьями и ближними. В последних письмах этого духовного отца в полной мере отразился тот благодатный мир сердца, который был дарован столь много страдавшему от безотчетной тоски и печального духа подвижнику после многолетних трудов. Не случайно к нему очень часто обращаются в молитвах с просьбами о помощи в преодолении уныния, отчаяния и обретении душевного равновесия в тяжелых жизненных ситуациях.

Газета «Православная вера» № 14 (561)

Похожие публикации