Значение вакцинации. Профилактические прививки - значение, список, план и техника проведения Вакцины для детей

ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ

БОЛЕЗНЕЙ У ДЕТЕЙ

Эпидемиологическое благополучие в современных условиях связывают с широким распространением вакцинопрофилактики. Этим термином обозначают искусственное воспроизведение им­ мунного ответа путем введения вакцины (т.е. специфического ан­ тигена) с целью создания невосприимчивости к инфекции.

Вакцины - это биологические препараты, получаемые из ос­ лабленных, убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятель­ ности или созданные по генно-инженерной технологии и приме­ няемые для активной иммунизации с целью специфической про­ филактики инфекций.

4.1. Общая характеристика вакцин

Все вакцины делятся на живые и инактивированные.

Живые вакцины. К числу живых вакцин относятся вакцины БЦЖ, против кори, краснухи, эпидемического паротита, полио­ миелита (вакцина Сейбина). Они создаются на основе живых ос­ лабленных микроорганизмов со стойким снижением вирулентно­ сти. Вакцинные штаммы, применяемые в производстве живых вак­ цин, получают путем выделения аттенуированных (ослабленных) штаммов от больных или из внешней среды путем селекции вак­ цинных клонов и длительного пассивирования в организме экс­ периментальных животных, а также на клетках куриных или че­ ловеческих эмбрионов. Клетки куриных эмбрионов используют, например, для получения вакцины против желтой лихорадки, человеческих - против краснухи. Формирующийся в результате иммунизации поствакцинальный иммунитет по напряженности приближается к постинфекционному. Живые вакцины термола­ бильны, в связи с чем их необходимо хранить и транспортировать при температуре 4 -8 °C, соблюдая так называемую «холодовую цепь».

Инактивированные вакцины. Такие вакцины подразделяют на цельноклеточные (корпускулярные), расщепленные (сплит), субъединичные, рекомбинантные и анатоксины.

Целъноклеточные вакцины. К цельноклеточным относятся вак­ цины против полиомиелита (вакцина Солка), коклюша (адсорби-

рованная коклюшно-дифтерийно-столбнячная (АКДС)), гриппа, гепатита А, бешенства. Эти вакцины содержат инактивированные очищенные неразрушенные микроорганизмы, которые получают путем их обезвреживания с помощью химического или физиче­ ского воздействия. Цельноклеточные вакцины создают нестойкий гуморальный иммунитет, в связи с чем для достижения защитно­ го уровня специфических антител необходимо вводить их повтор­ но. Цельноклеточные вакцины высокореактогенны.

Расщепленные вакцины (сплиты). К их числу относятся вакци­ ны против гриппа (ваксигрипп, флюарикс). Расщепленные вак­ цины содержат все фрагментированные очищенные частицы мик­ роорганизмов, разъединенные с помощью детергентов.

Субъединичные вакцины (химические). К субъединичным от­ носятся вакцины против менингококка, пневмококка, гемофильной палочки, брюшного тифа, гепатита В, гриппа (инфлювакс, гриппол). Они содержат лишь поверхностные антигенные фрак­ ции инактивированных микроорганизмов, что позволяет умень­ шить содержание белка в вакцине и реактогенность.

Рекомбинантные вакцины. Вакцину против гепатита В (энджерикс В) изготавливают с помощью рекомбинантной техноло­ гии. Участок гена микроорганизма, кодирующий синтез протективного антигена, встраивают в ДНК клеток-продуцентов (дрож­ жи, Escherichia coli), которые, размножаясь, продуцируют дан­ ный антиген. Протективный белок выделяют из клеток-продуцен- тов и подвергают очистке. Рекомбинантные вакцины слабо реактогенны. Развивающийся после вакцинации иммунитет относи­ тельно кратковременный.

Анатоксины. Это бактериальные экзотоксины, обезврежен­ ные длительным воздействием формалина при повышенной тем­ пературе. Анатоксинами являются вакцины против столбняка, диф­ терии, коклюша (инфанрикс), ботулизма, газовой гангрены. Ана­ токсины мало реактогенны. Так, при введении коклюшного ана­ токсина (в составе комплексной вакцины ифанрикс) лихорадка возникает реже в 7 раз, а болезненность в месте введения - в 14 раз, чем при введении с цельноклеточной коклюшной вакцины. Одна­ ко при введении анатоксинов вырабатывается только антитокси­ ческий иммунитет, в связи с чем они не предотвращают бактерио­ носительства.

Моновакцины и комбинированные вакцины. В зависимости от числа антигенов, входящих в состав вакцин, они подразделяют­ ся на моновакцины и комбинированные (ассоциированные) вак­ цины. Моновакцины содержат антиген против одного возбуди­ теля, комбинированные - против нескольких видов микроорга­ низмов.

Моновакцины подразделяются на м о н о в а л е н т н ы е (со­ держат антиген против одного серотипа или штамма возбудите­

ля) и п о л и в а л е н т н ы е (содержат антигены против несколь­ ких серотипов или штаммов одного и того же микроорганизма). К поливалентным вакцинам относятся менинго А+ С, пневмо 23, имовакс Д. Т. полио (инактивированная трехвалентная полиомиелитная вакцина), живая трехвалентная полиомиелитная вакци-

Примерами комбинированных вакцин являются АКДС-вакци- на, адсорбированный дифтерийно-столбнячный (АДС) и АДС-М (малый) анатоксины. Среди зарубежных вакцин широко извест­ ны тетракок 05 (против коклюша, дифтерии, столбняка и полио­ миелита), Д. Т. Вакс (против дифтерии и столбняка), MMR-II, приорикс (против кори, краснухи, паротита).

Состав вакцин. В состав вакцин помимо антигенов, обеспечи­ вающих развитие специфического иммунитета, входят стабилиза­ торы (вносимые в препарат для обеспечения стабильности его антигенных свойств), консерванты (поддерживающие стерильность вакцины) и адъюванты (повышающие иммуногенность препара­ та).

В качестве стабилизаторов используются сахароза, лактоза, альбумин человека, натрия глутамат.

Наиболее распространенным консервантом как в России, так и за рубежом является мертиолат (тиомерсал) - органическая соль ртути. Мертиолат содержится в АКДС-вакцине, анатокси­ нах, вакцине против гепатита В и др. Его содержание в указанных препаратах не превышает 50 мкг в одной дозе. Помимо мертиолата в качестве консервантов используют формальдегид, фенол, феноксиэтанол и антибиотики (неомицин, канамицин, полимиксин).

К адъювантам относятся соли алюминия (алюминия гидро­ ксид, алюминия фосфат), полиоксидоний (в составе отечествен­ ной противогриппозной вакцины гриппол). Адъювантными свой­ ствами обладает также коклюшный компонент в составе комби­ нированных вакцин.

Кроме того, в состав вакцин включаются вещества техноло­ гии производства (гетерологичные белки субстрата культивиро­ вания, компоненты питательной среды, цитокины). Так, в следо­ вых количествах в коревой вакцине может содержаться сыворотка крупного рогатого скота, в паротитной - белки яйца (перепели­ ного - в отечественных вакцинах, куриного - в зарубежных), в вакцине против гепатита В - следы дрожжевых белков. Согласно требованиям к вакцинам ВОЗ содержание белков гетерологичной сыворотки в прививочной дозе ограничивается 1 мкг, гетероло­ гичной ДНК - 100 пкг.

Вещества, не определяющие иммуногенность вакцины, могут являться источником побочного действия (токсического, генотоксического, аутоиммунного, аллергического).

4.2. Иммунологические основы вакцинации

С иммунологических позиций вакцинацию можно определить как индукцию иммунологической памяти путем иммунизации целевым антигеном. При первичном и повторном контакте с антигеном в характере иммунного ответа (гуморального или кле­ точного) имеются существенные различия. При первичном от­ вете на 3 -6-е сутки появляются антитела IgM, затем IgG, а на 15 - 21-е сутки - антитела класса IgA. При вторичном иммунном ответе подъем уровня IgM незаметен, антителообразование начи­ нается практически сразу с резкого повышения концентрации IgG (рис. 4.1). Эти различия иммунного ответа объясняются феноме­ ном иммунологической памяти.

Феномен иммунологической памяти проявляется в том, что в случае хорошего иммунного ответа при первом попадании пато­ гена в организм его повторные попадания (вторичный иммунный ответ) обеспечивают санацию существенно быстрее и эффектив­ нее. В результате патоген не успевает вызвать патологический ин­ фекционный процесс. Это называют протективным (т.е. защища­ ющим от болезни) иммунитетом. При вакцинации в роли первого антигена выступает антиген вакцины, что обеспечивает защиту до контакта с возбудителем инфекционной болезни.

Несмотря на то что клинический феномен иммунологической памяти был известен с древних времен, ее клеточные и молеку­ лярно-генетические механизмы до сих пор неизвестны. В лимфо­ идной ткани содержится в 10-100 раз больше Т-лимфоцитов па­ мяти, чем зрелых неиммунных Т-лимфоцитов. Эти типы Т-лим­ фоцитов различаются по экспрессии ряда мембранных молекул.

Рис. 4.1. Первичный и вторичный иммунные ответы, ответ иммуноло­ гической памяти

Цветков Андрей Васильевич (р. 1962) — кандидат медицинских наук, доцент кафедры микробиологии с вирусологией и иммунологией Ярославского медицинского университета.






Уважаемые участники, я обращаюсь к вам как к обычным людям, которым небезразлично собственное здоровье, и как к родителям, которым небезразлично здоровье детей.

В настоящее время в научном мире все чаще звучит важная мысль о том, что новые открытия базируются на уже имеющихся практических опытах и наблюдениях фундаментальной науки, известных общепринятых теориях, и формируются путем их грамотного сопоставления и анализа.

Вся история борьбы с инфекционными заболеваниями всегда сопровождалась спорами и противоречиями, но так уж повелось, что страх перед эпидемиями всегда был хорошим инструментом для манипулирования сознанием людей для достижения определенных целей. Вся эта забота о здоровье и благополучии людей приносит к тому же немалые прибыли ее организаторам. Поэтому все споры относительно сомнительной пользы многих направлений этой работы, в частности, вакцинации , сводятся к тому, что это "бредни малообразованных, неграмотных обывателей (невежд, сектантов, антипрививочников как приверженцев модной тенденции, безответственных родителей, ничего не понимающие в медицине, и прочих отщепенцев, примкнувших к ним)". Но я с полной ответственностью как специалист, работающий в области микробиологии с иммунологией и вирусологией уже 35 лет, могу со всех позиций обосновать несостоятельность современного принципа иммунопрофилактики.

Кроме того, в 1987 году, 30 лет назад, будучи аспирантом, я присутствовал на защите докторской диссертации заведующего кафедрой по теме "Побочное действие вакцин", что говорит об актуальности этой проблемы уже в то время. Это стало своеобразной мотивацией к изучению этой темы в последующие годы.

Мы очень благодарны организаторам этого мероприятия, которое позволяет начать конструктивную дискуссию по вопросам разумной вакцинации или, если можно так сказать, разумности вакцинации. Вакцинация не является единственным методом защиты от инфекционной патологии, тем более что весь календарь профилактических прививок направлен на 1-2% инфекционных заболеваний. Сам принцип вакцинации был сформулирован еще Луи Пастером, основоположником науки микробиологии. Он говорил: "Введение ослабленного заразного начала предотвращает истинное заболевание, то есть не исключает его, а лишь снижает истинные его проявления, способствуя более легкому течению". Вакцинация — это малая болезнь, и она как и любая болезнь может иметь свои осложнения. Количество этих осложнений неуклонно растет, и связано это со снижением общего физиологического здоровья популяции людей.

Никогда еще человечество не уходило так далеко от природы, не нарушало так грубо ее законов, как теперь. Первое наказание за это — множество неинфекционных болезней и быстро растущая хилость, переходящая в глубокое вырождение, даже вымирание рода человеческого. Официальная медицина сваливает все на инфекции и все силы направляет на борьбу с вредными микробами и вирусами, но это только мешает нам понять основную причину зла. Природа не ошибается, в ней нет ничего лишнего. Микробы всегда существовали и не мешали жить и совершенствоваться ни животным, ни людям. Скорее даже помогали, так как здоровому телу они совершенно не вредны, а добычей их становится только то, что уклонилось от естественной жизни. Эпидемии, возникавшие в Средние века, всегда были связаны с какими-либо социальными потрясениями (войны, стихийные бедствия, голод, разруха и т. д.) и всегда утихали, когда ситуация в обществе улучшалась. Сейчас мы живем в совершенно другом мире. Пора понять, что дело не в микробах, а в собственных наших пороках, и против них направлять все усилия. То есть более ответственно относиться к формированию, сохранению и поддержанию физиологического здоровья человека, его неспецифической резистентности, что требует в свою очередь определенных усилий, а также определенных знаний. Концепция сохранения здоровья нации, основанная на немедикаментозном оздоровлении и самооздоровлении, была сформулирована еще в 2003 году в приказе Минздрава под №113. Еще в те годы данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом и все более возрастающем потоком больных людей. Но нигде, к глубокому сожалению, до настоящего времени не наблюдается никаких эффективных направлений реализации этого закона. По данным Росстата, России пророчат новую демографическую яму. Материнский капитал себя изжил, за последние полгода число новорожденных стало меньше на 11,6%. С 1990 по 2016 годы наша страна уже потеряла 13 млн человек, подсчитал директор Центра стратегических исследований Михаил Бочаров.

Актуальность этой проблемы подтверждается тем, что по данным центра, изучающего демографическую ситуацию в РФ, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья наших детей. Абсолютно здоровых детей в нашей стране всего около 12%. Каждый третий ребенок имеет серьезное отклонение от нормы. Чаще всего это связано с патологией органов дыхания и сахарным диабетом . Все мы прекрасно понимаем, что здоровье человека закладывается и формируется в детстве, являясь прочным фундаментом на последующие десятки лет. Что же мешает расти нашим детям здоровыми? Увеличивается частота детской онкопатологии, аутизма , ДЦП, рассеянного склероза , атопии и других серьезных патологий. В патогенезе большинства этих заболеваний участвуют аутоиммунные механизмы. Откуда берется аутоиммунная патология у наших детей? Уже несколько лет назад принята программа "Доступная среда", которая помогает детям-инвалидам адаптироваться в обществе в процессе получения образования и трудовой деятельности. Эта программа появилась именно потому, что количество детей-инвалидов неуклонно растет. Конечно, ухудшение экологии и влияние других неблагоприятных факторов не способствуют улучшению здоровья детей, но не стоит забывать об определенных факторах, связанных с медицинским вмешательством, направленным на иммунопрофилактику некоторых инфекционных заболеваний.

Теперь конкретно то, что касается принципа вакцинации. Я хочу высказаться как обычный человек, анализирующий реальную действительность. Я могу сравнить здоровье своих привитых и непривитых детей, могу сравнить их со здоровьем других детей в садиках и школах. Я понимаю, что их здоровье зависит от очень многих факторов, но в том, что вакцинация, проводимая по национальному календарю без индивидуального подхода, никаким образом не прибавляет им здоровья, я абсолютно уверен.

Переходя к медицинским микробиологическим и иммунологическим аспектам этой проблемы, я хочу сказать, что у меня сформировалось мнение, что вакцинация — это искусственно созданный отбор, поскольку осложнения как правило возникают у детей с уже имеющимися патологическими отклонениями. Вакцинация может не навредить здоровому организму, поэтому побочные действия вакцин наблюдаются не всегда. Но это совсем не означает, что если проблемы возникают не у всех, то нет никакой связи с вакцинными препаратами и их компонентами. Нельзя говорить о том, что вода не виновата, если один ребенок из сорока утонул, лишь потому что тридцать девять не утонули.

Все противоречия, на мой взгляд, возникают по причине одностороннего отношения к инфекционной патологии. Когда произносится слово "микроб", то у подавляющего большинства людей в первую очередь возникает представление о нем как о возбудителе инфекционных заболеваний. Но инфекционный процесс — это сложный многогранный процесс взаимодействия микроорганизма с макроорганизмом. Наука иммунология возникла именно потому, что несмотря на прочие равные условия возникновения инфекционной болезни, все люди болели по-разному, а некоторые не болели совсем. Это позволило понять, что многое в инфекционной патологии зависит от резистентности, или устойчивости, организма человека. Стоит вспомнить и расшифровать значение самих терминов: инфекция, инфекционный процесс, инфекционная болезнь. Инфекция переводится как "внедрение, проникновение", которое может не сопровождаться взаимодействием с организмом (транзиторные бактерии, транзиторная флора временно присутствует, удаляется). Инфекционный процесс — это уже процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в определенных условиях внешней среды, имеющий две крайних степени проявления: инфекционная болезнь и бессимптомное носительство. Учитывая вышесказанное, по мнению большинства инфекционистов, ведущая роль в возникновении патологии отводится состоянию резистентности организма человека, которая называется видовым иммунитетом.

Главное, что необходимо помнить, что формирующийся специфический иммунитет — это не только система защиты от бактерий и вирусов, это система сохранения постоянства внутренней среды нашего организма (гомеостаз, видовая специфика). Это главная функция приобретаемого специфического иммунитета, предохраняющая от всего генетически чужеродного. При нарушении функции этого звена закономерно увеличивается риск онкопатологии, аутоиммунных процессов , системных ревматических заболеваний и аллергии (гиперреактивность).

От инфекционных болезней нас защищает прежде всего видовой иммунитет, или факторы неспецифической резистентности. К ним, в частности, относятся сами бактерии и вирусы. Вот такой интересный парадокс! Все бактерии и вирусы предопределены в нашем организме и будут проявлять свои патогенные свойства только при ослаблении общей устойчивости организма.

Специфический иммунитет формируется через неделю и более после начала заболевания и как правило приводит к благоприятному исходу процесса, предохраняя в некоторых случаях от повторной патологии. Таким образом, биологическая роль иммунитета, который формируется после заболевания, не предназначена для защиты от него. Именно такой иммунитет создается с помощью вакцин, что позволяет усомниться в эффективности этого вида иммунопрофилактики. Для снижения инфекционной заболеваемости необходимо помнить о поддержании видовой неспецифической резистентности и не надеяться на искусственный прививочный иммунитет.

Конечно, проще всего во всем обвинить плохую экологию, питание и т. д. По-видимому, не случайно 2017 год объявлен Годом экологии. На мой взгляд, причина многих проблем со здоровьем связана прежде всего с тем, что мы не знаем и не изучаем, что такое здоровье и как его сохранить. Медицина изучает только патологию и давно стала симптоматической, а не патогенетической. Мы не изучаем причины патологий, не устраняем их и не проводим соответствующюю профилактику.

Здоровье человека и крепкий иммунитет закладываются с детства, в первые годы жизни ребенка. Нельзя забывать и о правильном планировании и ведении беременности, родов, позволяющие женщине родить здорового ребенка и оградить его в дальнейшем от "неблагоприятных факторов внешней среды".

Организм человека устроен достаточно сложно. А мы, до конца не разобравшись в причинно-следственных взаимосвязях в патологии, пытаемся с ней бороться, в том числе с вирусами и бактериями, которые являются нашим защитным барьером.

Кроме того, мы забываем о биологической роли микроорганизмов в природе и представителей нормальной микрофлоры в организме человека. Основоположник иммунологии И. И. Мечников говорил, что "роль микроорганизмов надо рассматривать в диалектическом единстве пользы и вреда, приносимого ими". Число бактерий в организме человека составляет более ста триллионов клеток, что в десятки раз превышает количество клеток организма человека. При каждом поцелуе передается более 40 000 микробов, с каждым вдохом в наши легкие залетает около 15 000 микроорганизмов. Все представители микробного сообщества, входящие в состав заселяемых биотопов, существуют в виде сформировавшихся сложных многогранных взаимоотношений, которые называют "кворум сенсинг" (социальное, или коллективное, поведение бактерий). У них есть свой язык общения на основе сенсорного механизма путем выделения микромолекулярных соединений. Это явление было описано учеными уже более 30 лет назад.

Можно долго говорить о биологической роли микрофлоры кишечника, биомасса которой в среднем составляет от полутора до трех килограммов, принимающей участие в пищеварении, витаминном и минеральном обмене, выполняющих защитную и детоксикационную функцию, о роли микрофлоры кожи, верхних дыхательных путей и полости рта. Но главное, что мы должны помнить, это то, что все микроорганизмы генетически детерминированы, то есть предопределены в организме человека. В геноме человека присутствует более 65 000 секвентов, участков генов, гомологичных специфическим участкам генома бактерий. Как доказала наука гнотобиология, стерильные организмы без микробов долго не живут и быстро погибают. Если говорить об окружающей среде, необходимо помнить, что биомасса бактерий превышает биомассу всех имеющихся живых существ (растений и животных вместе взятых). Если исчезнут все микробы на планете, Земля превратится в безжизненную пустыню.

Учитывая это, может быть, стоит в Год экологии встать на защиту обитателей микромира (микрокосмоса), с которыми мы так упорно всеми возможными способами пытаемся бороться?

Луи Пастер писал, что "микробы — бесконечно малые существа, играющие в природе бесконечно большую роль". Все сказанное о бактериях в свете современных достижений можно сказать и о вирусах, с учетом открытий в генетике и исследований в вирусологии. После расшифровки генома человека выяснилось, что наши структурные и функциональные гены составляют всего около 10%, а остальные гены оказались сходны с генами червей, растений, животных, бактерий и вирусов. Все эти гены, в связи с неясностью их присутствия в геноме человека, были названы "генетическим мусором". До 20% генома большинства клеток являются неактивными и, по мнению ученых, являются геномом многообразных интегрированных провирусов, а не только аденовирусов и вирусов герпеса, имеющихся во всех клетках организма человека.

Эти научные открытия подтверждаются генетиками при изучением модели симбиотического существования бактериофагов (вирусы бактерий) с бактериями. Эта модель оказалась очень удобной и информативной для исследования наследственности и изменчивости. Она послужила основой для формирования в 1950-60-е годы эволюционного направления в генетике. Кроме того, выяснилось, что каждая бактерия лизогенна (то есть является носителем интегрированных в ее геном большего количества профагов).

Бактериофаги могут вызывать лизис, то есть гибель, бактерий в результате своей репродукции (размножения). Но если бы это было их биологической ролью, то учитывая скорость их размножения (несколько сотен или тысяч новых фагов за несколько часов), бактерий не осталось бы совсем. Кроме того, перестали бы существовать и сами фаги, поскольку без клетки они не смогли бы размножаться и превратились бы из существа в вещество.

Другим не менее важным свойством вирусов бактерий является способность переносить генетическую информацию из одной клетки в другую (рекомбинативная изменчивость). Изучение этой способности позволило реализовать эти свойства в генной инженерии и биотехнологии. Инструментом, с помощью которого генные инженеры переносят информацию из одной клетки в другую, являются векторные фаги. В настоящее время генетики проводят исследования и эксперименты по использованию вирусов человека (например, аденовирусов) в качестве аналогичных инструментов для внесения нужной информации в геном клеток человека.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, отношение к вирусам может в корне измениться, и это отражено в статьях профессора К. Г. Уманского "Презумпция невиновности вирусов" и "Убийце — Нобелевскую премию", опубликованных более 30 лет назад. Будучи заведующим лабораторией опасных вирусных инфекций, он полностью соглашался с высказыванием Г. Селье о том, что многие болезни на самом деле являются скорее болезнями адаптации, то есть отклонениями общего адаптационного синдрома, чем результатом прямого повреждающего действия патогенных агентов.

Концепцию роли вирусных агентов в физиологических и патологических процессах можно сформулировать следующим образом: практически во всех клетках организма человека имеются интегрированные в геном многообразные вирусы. Выходя из этих клеток, они осуществляют процесс ускоренной регенерации тканей при ее физиологической несостоятельности. Они могут являться причиной этих же явлений и при попадании в другой организм, если в нем назрела проблема, а собственные генетические фрагменты еще не активизировались (инфекционность, заразность вирусов). Кроме того, параллельно они осуществляют перенос генетической информации из одной клетки в другую, необходимой для формирования новых адаптагенных механизмов (участие генетических программ вирусов в рекомбинативной изменчивости).

Бактерии, вызывающие инфекционную патологию, также выполняют важную индикаторную роль, свидетельствуя о физиологической несостоятельности тканей или органов. Вызывая воспаление, являющееся фактором неспецифической резистентности видового врожденного иммунитета, они способствуют обновлению клеток тканей, восстанавливая тем самым физиологическую норму.

Отсюда возникает вопрос, как лучше защититься от инфекции, если практически все инфекционные агенты предопределены в нашем организме. Таким образом, проблема вакцинопрофилактики в свете данной концепции в том виде, в котором она существует сейчас, исчезнет сама собой.

По-видимому, стоит заботиться о сохранении на должном уровне факторов неспецифической резистентности видового иммунитета, то есть естественной устойчивости, которая поможет существовать в гармонии с микромиром.

Я понимаю, что вступаю в конфликт с имеющимися взглядами и убеждениями, которые поддерживаются сложившимися стереотипами оказания медицинской помощи, то есть борьбы с проявлениями патологии, реализуемые в симптоматической терапии, но, по словам Декарта, "чтобы усвоить истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново построить систему своих взглядов".

По непонятным мне причинам до сих пор мероприятия по профилактике ряда инфекционных заболеваний начинаются с первых дней жизни ребенка в родильном доме, хотя это не входит в перечень услуг акушерского стационара, занимающегося родовспоможением.

Необходимо помнить особенности иммунитета у новорожденного ребенка. Он рождается со всеми защитными антителами, имеющимися в организме матери к основному спектру циркулирующих микроорганизмов. Этот пассивный естественный иммунитет поддерживается с помощью грудного вскармливания с молоком матери. Поэтому никакая дополнительная защита в этот период ребенку не требуется. Кроме того, создавать искусственный иммунитет первые шесть месяцев малоэффективно в связи с физиологической толерантностью, связанной с отсутствием цитокино-медиаторного регулирования. Эта особенность детского иммунитета обусловлена тем, что малыш из тепличных, стерильных условий попадает во внешний мир, богатый различными микроорганизмами, попадающими к нему с воздухом, пищей и водой. Ему необходимо время, чтобы постепенно справиться с такой антигенной стимуляцией и сформировать нужные специфические механизмы иммунного ответа. Учитывая это, возникает вопрос о необходимости столь ранней профилактики таких заболеваний как гепатит В (первые 24 часа) и туберкулез (первая неделя после рождения).

Многочисленные исследования говорят о том, что к трем годам поствакцинального иммунитета к гепатиту В нет уже у 80-85% детей, а к пяти годам его уже нет совсем. Учитывая эпидемиологию этого заболевания, непонятна необходимость столь раннего применения этой вакцин. Гепатит В передается половым путем и при любых инвазивных манипуляциях — операциях, инъекциях, переливаниях крови и т. д. Какой риск у младенца заболеть гепатитом В?! Зачем необходима столь ранняя профилактика, учитывая, что осложнения многократно превышают количество детей, больных гепатитом в возрасте до 5 лет?!

По данным многих европейских и американских исследователей, рост аутоиммунных форм гепатита, рассеянного склероза, аутизма и других патологий, связан в том числе и с ранним применением этой генно-инженерной вакцины и ее компонентов. Детям в нашей стране по национальному календарю прививок в первые два года вводят до 20 вакцин. Учитывая, что многие из них комплексные и комбинированные, мы постоянно искусственно стимулируем иммунитет ребенка, не проверяя предварительно его состояние, и мешаем тем самым полноценному его развитию. Каждая из вакцин имеет побочное действие с учетом присутствующих в ней компонентов (препараты , гидроокись алюминия , фенол, формалин и т. д.), обладающие в частности общетоксическим и нейротропным действием. Несмотря на низкие концентрации этих компонентов, их действие в ослабленном детском организме может проявляться из-за многократности применения и кумулятивного эффекта. Осложнения могут быть также связаны с плохим качеством препарата и остаточной вирулентностью возбудителей.

Поэтому, по словам ведущих иммунологов, подход к иммунопрофилактике должен быть индивидуальным, с учетом особенностей конкретного человека. Родители должны знать всю информацию о возможных последствиях, противопоказаниях и побочных действиях каждой применяемой вакцины. Родители имеют право знать, что в результате применения вакцины от столбняка, дифтерии и коклюша их ребёнок может получить серьезные осложнения, одно из которых внезапная смерть!

Ведущие специалисты в области иммунологии всегда говорили о том, что необходим индивидуальный подход к иммунопрофилактике. Иммунитет у детей варьирует в очень широком диапазоне. Это необходимо учитывать перед началом вакцинации и это продиктовано принципом персонализации медицинских услуг по рекомендациям Минздрава.

Вакцинация — это малая болезнь, которая может иметь и свои осложнения, особенно в организме ослабленного ребенка. Ситуация с профилактикой полиомиелита обострила все накопившиеся за долгие годы проблемы. Именно в отношении этого заболевания существует официально признанный медицинский термин ВАПП. А в 1990-е годы частота ВАПП при использовании ОПВ могла достигать по критерям того времени 15%. Конечно, необратимые случаи патологии, приводящие к инвалидизации, связанные с введением живого ослабленного вируса естественным путем (перорально), были единичными, но тем не менее во многих странах Европы отказались от использования вакцины ОПВ, а нашей стране полный переход к ИПВ планируют осуществить к 2019 году.

Беспокойство родительского сообщества по всей стране вызвала активизация Федеральной службы Роспотребнадзора в отношении соблюдения СанПина в части, связанной с профилактикой полиомиелита. Любой здравомыслящий родитель после изучения информационных писем о порядке разобщения в период вакцинации ОПВ непривитых детей уже ни под каким предлогом не будет делать эти прививки, поскольку, изучив этот вопрос, понимают, что риск ВАПП в 3 раза больше у привитых детей. Кроме того, подливает масла в огонь то, что расписка родителей о том, что они берут ответственность за последствия на себя и претензий иметь не будут, руководителями образовательных учреждений не принимаются. В этом плане поднимается вопрос о мере ответственности родителей за здоровье своих детей. Насколько этичен этот вопрос, можно обсуждать с родителями и представителями аппарата уполномоченного по правам ребенка. И все это на фоне открытой информации о том, что случаев полиомиелита, например, в Ярославской области не отмечается с 1950 года, а Россия с 2002 года имеет сертификат страны, свободной от полиомиелита. По запросу в Роспотребнадзор с 2000-го года случаев ВАПП в Ярославской области не отмечалось. В связи с этим непонятна активизация борьбы с несуществующей проблемой. В связи с этим есть хороший анекдот: Мужик бьет длинной палкой по луже и кричит: "Уходите, крокодилы, уходите!" Его спрашивают: "Что ты делаешь?" — "Крокодилов гоняю". — "Но их же тут нет!" — "Потому и нет, что я их гоняю".

Эпидемии полиомиелита наблюдались в Америке в годы серьезного социального кризиса (Великая депрессия), а в Европе и России в конце 1940-х и в 1950-е годы. Снижение и полную ликвидацию этого заболевания в некоторых странах, конечно же, связывают с массовой вакцинацией. Но не надо забывать и об изменениях социально-экономической ситуации во всех странах и регионах в последующие периоды. Многие думают, что вирус полиомиелита смертельно опасен, но мало кто знает, что серьезные паралитические формы с необратимыми последствиями и смертельным исходом наблюдаются менее чем в 1% случаев. В период последней жестокой пандемии полиомиелита было установлено, что из 100 000 людей, заведомо получивших этот вирус, заболевают не более одного-двух человек, а подавляющее большинство даже не ощущают, что они инфицированы.

Возникает закономерный вопрос: почему мы огульно все вирусы называем убийцами? Ведь никому не придет в голову мысль назвать стотысячное население города убийцами, если в нем появился единственный убийца? Так может быть, стоит посмотреть на взаимоотношения вирусов с остальными представителями живой природы не со стороны единичного трагического исхода, а со стороны 99 999 благополучных? Возможно, мы поймем истинную биологическую роль вирусов и бактерий. Для профилактики полиомиелита применяются вакцины, содержащие живой ослабленный и убитый формалином вирус. В некоторых случаях использование таких препаратов приводит к формированию вакциноассоциированной (то есть возникшей после вакцинации) патологии. И это не единичные случаи, а сотни примеров, которые наблюдаются у детей с серьезными патологиями иммунной системы. Отсюда логический вывод: всех детей, которых мы собираемся вакцинировать, нужно проверить на состояние иммунной системы. Но этого не делается!

Применение любой из трех вариантов гриппозных вакцин может спровоцировать само заболевание. Использование живой паротитной (свинка), коревой, краснушной вакцины может вызвать сахарный диабет. Почему никто не учитывает в этих случаях статистику вакциноассоциированной патологии?!

Существуют и другие официально признанные нозологии, возникающие вследствие применения некоторых вакцинных препаратов, например, вакциноформный пустуллез Капоши после применения вакцины АКДС . Реактогенность данной вакцины связана с наличием в ней двух серьезных биологических токсинов, адсорбированных на гидроокиси алюминия, с химическим полисахаридным коклюшным компонентом, способным, по данным некоторых авторов, формировать аутоиммунную реакцию к клеткам мозга. При несвоевременной выработке антитоксических антител в организме некоторых детей и в результате нейтрализующего дезинтоксикационного действия печени, выводящей формалин, токсины могут оказывать свое прямое токсическое действие. Трудно также отрицать связь онкологии и вакцинации, если опухоль возникла в месте инъекции.

В практике работы детских противотуберкулезных стационаров и судебных медиков достаточное количество БЦЖитов и поражений лимфатических узлов, а также костных форм туберкулеза после применения живой вакцины БЦЖ . В Америке никогда не применяли БЦЖ вакцину в плановом порядке, но заболеваемость у них на очень низком уровне. Во многих странах Европы также отказались от применения этой вакцины для массовой иммунизации. По словам директора НИИ фтизиопульмонологии, бывшего главного фтизиатра РФ Яблонского Петра Казимировича, "данные о пользе и вреде БЦЖ-вакцины не в пользу БЦЖ".

В России БЦЖ вакцина применялась не с целью профилактики туберкулеза, поскольку не являлась гарантированной защитой, а с целью предотвращения туберкулезного менингита у детей. В нашей стране необходимо регулировать юридические вопросы по реализации закона о принудительном лечении больных открытыми заразными формами туберкулеза, а также окончательно разобраться в вопросах эпидемиологии и патогенеза этого заболевания, которое до сих пор носит социальный характер. Заболеваемость туберкулезом в десятки раз выше в местах лишения свободы. Значит, надо решать проблему именно там. Ведь каждый год сотни тысяч заключенных выходят оттуда, становясь рассадниками заболевания. А у нас здоровых детей не пускают в школу по причине того, что они не сделали пробу Манту . Отстраняют от школьных занятий ребят без прививки от полиомиелита. Хотя юристы понимают, что это полный абсурд, нарушение конституционных прав и федеральных законов. Даже прокуратура трактует это как "отсутствие согласованных правовых норм".

Механизм формирования аутоиммунной патологии, лежащей в основе многих серьезных патологий, может быть связан с чрезмерной искусственной антигенной стимуляцией с помощью вакцин у ребенка, иммунитет которого только формируется. Избыток циркулирующих антител и сенсибилизированных лимфоцитов в отсутствии мишени рано или поздно прореагируют с собственными антигенами. Особенно это касается вирусных антигенов, которые сходны или даже полностью комплементарны антигенам клеток, в которых они размножаются.

Мы в настоящее время живем в век информационных технологий. Любую информацию, в том числе и медицинскую, можно получить, не выходя из дома, было бы желание. Социальные сети позволяют родителям объединяться в целые сообщества по всей стране, не ограничивающие их рамками районов и регионов. По федеральным каналам показывают случаи серьезных поствакцинальных осложнений и дискуссии по данному вопросу.

На примере официально признанного ВАПП при полиомиелите можно объяснить поствакцинальные осложнения при использовании других живых вирусных вакцин. Например, применяемых для профилактики гриппа , кори , краснухи , паротита, ветрянки . Особенно хотелось бы обратить внимание на эпидемический паротит , осложнением которого является сахарный диабет. Все вышеперечисленные вирусы обладают способностью поражать железистую ткань. Использование этих вакцин по календарю прививок приходится на одно и то же время в течение первого года жизни ребенка.

Учитывая то, что создаваемый специфический поствакцинальный иммунитет не является стопроцентной гарантией защиты от соответствующей инфекции, необходимо обращать большее внимание на поддержание естественной неспецифической резистентности видового иммунитета у ребенка.

Достаточно провести несложное статистическое исследование общей заболеваемости привитых и непривитых детей на основе изучения их амбулаторных карт, чтобы понять, насколько важно учитывать индивидуальный подход к формированию здоровья у каждого ребенка.

Никогда не предпринималось официальной попытки сравнения вакцинированной популяции с невакцинированной, чтобы узнать, какое действие оказывают вакцины на детей и общество. Независимые частные исследования (голландские и немецкие) обнаружили, что привитые дети болеют гораздо больше, чем их непривитые сверстники.

Конечно, проще всего ввести обязательную поголовную вакцинацию, но тогда не потребуется добровольное информированное согласие и все последствия за осложнения будут возложены на государство. Главным результатом этого профилактического направления должно стать улучшение здоровья детей и взрослых. Но на фоне обратной тенденции этого вряд ли удастся достигнуть. Нельзя полностью отрицать принцип иммунотерапии и иммунопрофилактики. В некоторых случаях это единственный способ исключить или предотвратить патологию. Но подход к нему, как и к любому другому методу медицинского вмешательства, должен быть обоснованным, взвешенным и с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента, что и требует принцип персонализации медицинских услуг по рекомендациям Министерства здравоохранения.

Очень жаль, что представители Департамента здравоохранения и Росздравнадзора, а также члены партии "Единая Россия" Челябинской области не смогли или не захотели принять участие в нашем мероприятии.

Вакцинация (прививка) является самым приемлемым способом массовой профилактики инфекционных заболеваний. На сегодняшний день именно с помощью вакцинаций возможно уберечь человеческий организм от вредоносных инфекций, которые очень негативно сказываются не только на общем состоянии человека, но также приносят существенный вред его внутренним органам.

Вирусные (корь, краснуха, свинка, полиомиелит, гепатит В и др.), бактериальные (туберкулез, дифтерия, коклюш, столбняк и т.д.) инфекции эффективно предотвращаются благодаря вовремя сделанной прививке.

Суть вакцинации заключается в следующем: в человеческий организм вводятся вакцины, которые представляют собой ослабленных или убитых возбудителей различных инфекций. Также для вакцинации могут использоваться искусственно синтезированные белки, которые схожи с белками возбудителя. Когда возбудители оказываются в организме, иммунная система человека распознает чужеродные клетки и начинает активно вырабатывать так называемые антитела, которые блокируют действия вредоносных бактерий.

Можно с уверенностью сказать, что цель вакцинации человека — способствование укреплению иммунитета к разнообразным микробам и вирусам, поэтому инфекция будет уничтожена иммунной системой еще до появления симптомов заболевания.

Примечательно то, что большинство прививок можно делать одновременно. Для этого учеными были разработаны специальные препараты, которые вместили в себя смесь нескольких вакцин. К примеру, от коклюша, дифтерии и столбняка разработана вакцина АКДС. Стоит подчеркнуть, что такого рода вакцины также эффективны, как и одиночные прививки, направленные против одной болезни.

Создание иммунитета происходит по-разному. Некоторые вакцины необходимо вводить единожды, однако существует ряд прививок, которые делаются повторно. В медицине существует термин ревакцинация – это процедура, направленная на поддержание, уже выработанного предыдущими прививками, иммунитета. Как правило, ревакцинация проводится по истечению нескольких лет после ввода первой вакцины.

Виды вакцин

Условно все вакцины можно классифицировать таким образом:

  1. Вакцины живые. Такие прививки предусматривают введение в организм человека ослабленные живые микроорганизмы. Корь, краснуха, туберкулез, свинка – эти заболевания поддаются профилактике живыми вакцинами.
  2. Вакцины инактивированные. Этот вид вакцинации предполагает введение в организм убитый целый микроорганизм (коклюш, бешенство, вирусный гепатит А) либо же компонент клеточной стенки или другую часть возбудителя (коклюш, менингококковая инфекция).
  3. Анатоксины. Вакцина, которая содержит инактивированный токсин, вырабатывающийся вредоносной бактерией. К примеру, дифтерия и столбняк поддаются профилактике с помощью данного вида прививок.
  4. Вакцины биосинтетические. Такие вакцины создаются лишь методами генной инженерии. Вирусный гепатит В – это заболевание, которое поддается профилактике только с помощью этой вакцины.

Способы введения вакцин

Вакцинация проводится разными способами. Порядок проведения вакцинации зависит от вида и механизма воздействия прививки. Традиционно вакцины вводятся внутримышечно. Однако довольно часто прививки делаются внутрикожно, накожно или подкожно. Определенные вакцины вводятся через рот или нос.

В каждом отдельном случае, порядок проведения вакцинации обуславливается спецификой медикаментозного препарата.

Противопоказания вакцинации

Специалистами был установлен ряд причин, из-за которых прививки делать не рекомендуется. Вот основные из них:

  • наличие аллергической реакции на предыдущее введение данного препарата;
  • на компоненты вакцины;
  • наличие высокой температуры тела;
  • гипертония, ревматизм.
Почему важно делать прививки?
Профилактические прививки - медицинские процедуры, цель которых выработка в организме иммунитета против определенных инфекционных заболеваний.
Прививки не только защищают от заражения, но также являются существенным фактором в противоэпидемической борьбе с инфекционными заболеваниями. От срока проведения прививок зависит стойкое сни¬жение заболеваемости туберкулезом, дифтерией, столбняком, коклюшем, полиомиелитом. Благодаря прививкам полностью ликвидировано заболевание оспой.
Для успешного проведения прививок важны соответствующая техника изготовления прививочного материала, а также правильная методика их выполнения. Как противоэпидемический фактор прививки имеют значение только при своевременном проведении. В зависимости от эпидемиологической ситуации устанавливается очередность прививок, как и возрастные группы, подлежащие прививанию.
Прививочный материал против болезней, вызываемых бактериями или вирусами, состоит из живых возбудителей с ослабленными свойствами (аттенуированных) или из убитых возбудителей.
Живые вакцины вызывают более стойкий и длительный иммунитет, чем убитые. Длительность выработки иммунитета учитывается при установлении сроков повторной прививки - т. е. ревакцинации. Чтобы обеспечить достаточно высокий иммунитет, предохраняющий от заражения, прививки необходимо систематически повторять через определенные интервалы времени.
Исследования, проведенные во многих странах, показывают, что 6-8-недельные младенцы «умеют» вырабатывать иммунитет при проведении прививок. Уровень антител, образовавшихся в первые месяцы жизни, снижается в течение второго полуго¬дия, что приводит к необходимости прививок на втором году жизни ребенка.

На 3-4-й день жизни ребенку проводят прививку против туберкулеза (БЦЖ). Внутрикожно в левое плечо вводят 0,1 мл вакцины. В месте укола в течение нескольких минут должно появиться уплотнение по типу «лимонной» корочки диаметром около 8 мм. Через 2-3 дня после прививки образуется инфильтрат (т. е. уплотнение) на месте укола, превращающийся в пузырек, потом нагноение, которое через 3-6 недель, иногда дольше, заживает.
После него остается рубчик, свидетельствующий о наличии постпрививочной туберкулиновой аллергии. У детей 11 -12 месяцев середина рубчика должна быть не менее 3 мм. При контакте ребенка с больным туберкулезом в целях диагностики, помимо наличия рубчика, необходимо проводить туберкулиновую пробу.
У детей старше 32 месяцев после прививочный иммунитет подтверждается туберкулиновой пробой Манту. Ее проводят внутрикожно на внутренней поверхности предплечья. Вводят 0,1 мл разведенного туберкулина. Результат определяется через 72 часа. Размер покрасневшего пятна в среднем 6 мм и более. Ревакцинация проводится в возрасте 6-7 лет и 14-15 лет.
Детям, которые не имеют послепрививочного иммунитета, так же как и детям со снижением иммунитета, снова делают Прививку БЦЖ.
Ревакцинацию (повторную прививку) проводят через определенные интервалы времени, учитывая время проведения других прививок.
Прививки против столбняка, дифтерии, коклюша, полиомиелита и другие можно делать через 3 недели после прививки БЦЖ, прививку БЦЖ - через 2 недели после других прививок.

При правильной технике проведения прививки против туберкулеза осложнения бывают редко.
При глубоком уколе в месте прививки может образоваться изъязвление или гнойник, что сопровождается увеличением паховых лимфатических узлов. Исключительно редко доходит до размягчения узлов и образования свищей.
Остальные обязательные прививки делают в установленном порядке.

Как уберечь хрупкий и восприимчивый детский организм от различных инфекций? Создать защиту от негативного воздействия поможет лишь своевременная вакцинация младенцев. Прививки, их значение для здоровья детей просто бесценно, — это доступный метод профилактики различных неизлечимых болезней. Системой здравоохранения выведен полный перечень вакцин, которые вводят в раннем возрасте.

Вакцина представляет собой особое медицинское средство, созданное на основе убитых микроорганизмов либо их антигенов, полученных в результате химических процессов. Во время промышленного производства вакцины, микроорганизмы очищают от ненужных примесей. Остаются лишь те компоненты, которые требуются для надежной обороны от пагубной болезни.

Основная задача любой плановой вакцинации – укрепить защитные свойства организма, сформировать его стойким, невосприимчивым к различным опасным недугам. Именно по этим причинам специалисты рекомендуют придерживаться сроков, установленных для плановой вакцинации.

Своевременная вакцинация поможет защитить детей и взрослое население от таких опасных болезней, как:

  • полиомиелит;
  • краснуха;
  • корь;
  • коклюш;
  • тяжелые разновидности туберкулеза.

Проникая в человеческий организм, возбудители этих недугов могут вызвать тяжелые состояния, которые могут закончиться очень печально. Помимо этого, переболевший малыш превращается в носителя заболевания. Своевременная вакцинация снижает общее число зафиксированных заболеваний и летальных исходов от различных болезней инфекционного характера, а в некоторых случаях и полностью ликвидирует их.

Чтобы вакцина отличалась полной безопасностью для человеческого здоровья, бактерии, которые провоцируют инфекцию, убиваются до такого уровня, что они не могут вызывать заболевание, но вырабатывают иммунитет.

Во время массового выпуска вакцины проходят через жесткую систему контроля на абсолютную безвредность, безопасность, результативность. Именно по этой причине от начала их создания до массового изготовления проходит немало времени. Каждый изготовитель в обязательном порядке проверяет выпущенные вакцины. При регистрации в стране, где будут использовать прививку, она еще раз проверяется.

От чего и как прививать

В каждой стране имеется утвержденный Национальный Календарь прививок и список пагубных недугов, против которых прививается население. Начиная с 1 дня жизни, всем рожденным россиянам делают вакцины от следующих заболеваний:

  • гепатит В – 1 день, месяц, 6 мес.;
  • туберкулез – 3-4 день жизни, 7 лет;
  • АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк) – 3-4-5 мес., 18 мес., 6 лет;
  • полиомиелит – 3-4-5 мес., 1,5 года, 6- 14 лет;
  • гемофильная инфекция – 4 мес., 1,5 года;
  • ККП (корь, краснуха, свинка) — 1 год, 6 лет.

Начиная с момента рождения и дальше, хрупкий организм малыша переживает колоссальные изменения. Организм потихоньку адаптируется к пагубным внешним факторам. В этот момент ему требуется крепкий иммунитет, способный эффективно оградить слаженную внутреннюю систему.

В некоторых странах порядок вакцинации резко отличается от принятой системы. Вакцинация не отменяется полностью, она лишь переносится на более поздние сроки.

Профилактические прививки и их значение

Для всех малышей жизненно важны прививки, чтобы обезопасить их от пагубных недугов, которые могут закончиться смертельно, несмотря на лечение современными препаратами. Весь список вакцин утвержден и размещен в форме Национального календаря, который в каждой стране имеет свои особенности. Помимо прививок, обозначенных в национальном календаре, имеется ряд профилактических прививок, которые рекомендуются вводить малюткам. На основании анализа общего состояния здоровья врач принимает решение о проведении вакцинации тому или иному ребенку.

Практическое значение прививок

Невзирая на различную структуру компонентов каждой конкретной вакцины, любая из них формирует стойкость к инфекциям, сокращает уровень заболеваемости, распространение патологии, что и является ее основной функцией. Активные компоненты, введенные в организм, вызывают активную реакцию со стороны иммунной системы. По всем параметрам эта реакция схожа с той, что происходит во время заражения опасной инфекцией, но только слабее.

Во время подобной реакции формируются особые клетки, отвечающие за невосприимчивость к инфекции. Клетки памяти могут храниться в организме от нескольких месяцев до нескольких лет. Чтобы сформировались эти клетки памяти после введения вакцины, также требуется время – от нескольких часов до пары недель. Каждая клетка формируется в результате ответной реакции на введенный пагубный микроорганизм. Отвечает только за определенную болезнь. Например, клетка памяти, созданная против краснухи, не сможет создать стойкость к столбняку.

Вакцины делаются только против тех инфекций, с которыми маленький организм еще не может справиться. Прививка формирует антитела и стойкость к инфекции без риска получить летальный исход и необходимости бороться с тяжелейшей формой инфекции. Момент формирования клеток памяти, когда иммунитет активирован, сопровождается рядом специфических реакций. В месте непосредственного введения препарата наблюдаются такие реакции организма, как общее повышение температуры тела, чувство слабости и недомогания.

Какие могут быть последствия при отказе от профилактических прививок

Отсутствие плановых профилактических прививок влечет за собой следующие последствия на основании принятого закона РФ:

  • Полный запрет для граждан выезда в страны, где на основании международных медико-санитарных норм требуются профилактические прививки.
  • Временный отказ в приеме детей в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных болезней.
  • Временный отказ в приеме на работу не привитых граждан. Либо отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заражения инфекционными заболеваниями.

Ребенка либо взрослого могут не допустить к посещению детского учреждения. Взрослого человека – к работе, при отсутствии прививок в неблагоприятной эпидемиологической обстановке.

Профилактические прививки в детском саду

Детям профилактические прививки ставят и в детском саду организованно. Дети, посещающие детские сады либо школы, получают прививки по месту образовательного процесса. В этом случае медицинские работники формируют прививочные планы, где посещают детей, которых требуется привить. Все сведения о принятых вакцинах заносятся в специальный прививочный лист либо медицинскую карту. Вакцинация в детском саду проводится только с согласия родителей малыша либо его официальных представителей.

Опасны ли профилактические прививки

В последние годы в разных СМИ появилось множество публикаций, где выказывают сомнения по поводу безопасности вакцины. Подобная недостоверная информация сформировала у людей необоснованные страхи, в результате чего снизился охват прививками населения в ряде стран.

Являясь для организма инородным компонентом, любая прививка способна вызвать местную и общую реакцию. Но нужно знать, что подобные реакции встречаются гораздо реже, чем осложнения после перенесенных инфекций, от которых прививают. Большинство реакций на прививку протекают легко и быстро исчезают. Эти реакции находятся под пристальным контролем наблюдающих медицинских работников.

Основополагающим элементом профилактики поствакцинальных реакций считается оценка лечащим врачом. Перед введением прививки специалист просматривает ребенка, измеряет температуру, расспрашивает маму о наличии жалоб, о том, как малыш перенес предыдущую вакцину, чтобы не упустить из виду те состояния, которые послужат временным противопоказанием к вакцинации, то есть, это может быть обострение некоторых хронических процессов.

Если видимых проблем нет, то специалист указывает в карточке малыша свое заключение, что ребенок здоров и прививка допускается. Маме малютки врач должен объяснить, от какого пагубного недуга он вакцинируется. Малыш, получивший прививку в период формирования клеток памяти, берется под пристальный контроль медицинских работников. Родителям объясняют, в какие сроки малыша нужно привести на проверку, от какой инфекции будет введена следующая вакцина.

Если у малютки все же имеются некоторые противопоказания, то процедура временно переносится на другой срок. Вакцинация является единственным результативным способом борьбы с опаснейшими инфекциями, прерывать которые запрещено. Малейший сбой в массовом проведении плановой вакцинации может привести к эпидемии опаснейших заболеваний. Это связывают с накоплением лиц, восприимчивых к инфекции, не привитых в свое время. Также специалисты прописывают вакцину от такого распространенного вируса, как грипп.

Важность вакцинации от гриппа

Множество людей ежегодно страдают от гриппа. Некоторые вакцинируются, но и эта процедура не освобождает их от 7-ми дневного пребывания в постели с многими различными лекарствами. Так ли необходима всем защита от гриппа? Для чего ее рекомендуют врачи? По какой причине вакцинированные люди все же заболевают гриппом? По мере приближения холодов эти вопросы все больше и больше начинают беспокоить.

Зачем необходима эта вакцина

Эта прививка рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения в качестве единственного способа защиты от распространенного вируса гриппа для выстраивания мощных защитных свойств организма на борьбу с ним. Но это не полноценная защита. Прививка не способна полностью защитить от гриппа, но снижает риск подцепить его.

Привитые лица также в состоянии подхватить вирус гриппа, это связано с несоответствием вируса прививке.

Выделяют несколько распространенных вирусов гриппа. Классифицируются по типам A, В и С. Среди них наибольшую опасность несет в себе вирус типа А. Очень тяжело переносится, носит эпидемиологический характер. Вирус типа В направлен на локальные участки, по мере воздействия считается наиболее мягким. Вирус типа С недостаточно изучен наукой. Не ведет к серьезным последствиям, наименее опасен.

Вакцина гриппа содержит поверхностные антигены, которые нацелены на определение различных штаммов одного и того же вируса. Эти штаммы меняются практически ежегодно. К человеку приходит вирус того или иного типа в видоизмененном виде, требующий прививки, подходящей именно под него. При создании вакцины против гриппа ВОЗ делает прогноз касательно новых штаммов. Но если он неверный, то результативность прививки снижается в 2 раза. Поэтому остается надеяться на правильность прогнозов.

Через 2 недели после непосредственного введения вакцины от гриппа в организме уже накопились нужные белки, которые способны распознать и уничтожить вирусные клетки при встрече с ними.

Видео: что такое национальный календарь профилактических прививок

Кому назначается вакцинация

Невзирая на то, что от гриппа никто не застрахован, есть группа лиц, нуждающихся в вакцинации:

  • дети со слабым иммунитетом, посещающие дошкольные учреждения;
  • люди, часто переносящие различные заболевания дыхательных путей;
  • лица, страдающие иммунодефицитными состояниями;
  • мужчины и женщины старше 50 лет.

Есть также категория людей, которым противопоказана подобная вакцинация. Это лица, имеющие хронические заболевания нервной, мочеполовой, эндокринной системы, беременные женщины. Вакцина против гриппа, попав в организм к здоровому человеку, вызывает отрицательную реакцию. Самая частая реакция организма на прививку – покраснение области введения, повышение температуры тела через 12 часов после инъекции. Решаясь на подобную процедуру, помните, что она не стопроцентно защищает от гриппа.

Плановая вакцинация маленьких деток – это отличный способ охранять их нежный организм от опасных инфекций. Здоровье малышей – в руках их родителей, отказываясь от обязательной вакцинации, они лишают их многого.

Возможно вам также понравится:


Ребенок 1-2 года постоянно капризничает, требует, кричит, сам не играет
Ребенок боится делать прививки и уколы — что делать?

Похожие публикации