Сообщение о Жанне Д’арк. Жанна Дарк: биография краткая. Jeanne d'Arc - национальная героиня Франции

Э тот пост о мученнице святой Жанне, как о ней не вспомнить, да еще в день ее казни...
Впрочем, казни возможно и не было вовсе... но 30 мая официальная история считает днем сожжения Жанны д’Арк (Jeanne d"Arc), простой крестьянки, которая до сих пор известна во всем и особо почитаема во Франции, как национальная героиня.

Жанна была одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре по обвинению в ереси и колдовстве. Спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) причислена Католической церковью к лику святых...

Господь дал народу 4 обещания через Жанну: что будет снята осада с Орлеана, что дофин будет посвящен и коронован в Реймсе, что захваченный англичанами Париж будет возвращен законному королю Франции и что герцог Орлеанский, бывший тогда в плену у англичан, вернется на родину. Всё это казалось невероятным, но исполнилось в точности.

Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках.

Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375-1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377-1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337-1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства.

В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V.

Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне — музей.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403-1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году... вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны.

Хронисты колеблются в названии даты казни девы. Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422-1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470-1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года. Разница большая.

Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет.


Башня в Руане, где допрашивали Жанну и памятник у места ее сожжения.

Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»? Мало ли в то время было хитропопых блаженных с голосами? Да полно!

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379-1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404-1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Как вам такая Жанна, ню... да еще с нацистким приветствием? Это от французского художника Gaston Bussiere (1862-1929).

Некоторые исследователи считают, что отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д"Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d"Orleans, 1394-1465).

Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371-1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368-1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Некоторыми исследователями считается, что дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Но подобная традиция возникла во франции лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка, так что не все так однозначно...


«Жанна д"Арк». Картина Рубенса.

Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Герб Жанны д"Арк. Иллюстрация (Creative Commons license): Darkbob/Projet Blasons

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны.

Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401-1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421-1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после... ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться... наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». Это только на картинах художников она с открытым лицом и в нарядных одеждах.

По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее».

А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора. Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее.

В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404-1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто. Основа инфы: исследование Елены Анкудиновой.

Существует более 20 фильмов, снятых по мотивам истории Жанны Д’Арк. Первый из них был снят на заре кинематографа, в 1898 году. Кстати, вы смотрели фильм «Посланница: история Жанны д"Арк»? Картина 1999 года, но рекомендую, там Жанну играет Милла Йовович.

А французы Жанну и помнят и любят... и уже не важно согжгли ее или нет, веру народа в ее мученическую смерть уже невозможно опровергнуть. Это уже личность - легенда...


Памятник Жанне в Париже.

Картинки и фото (С) разные места инета.

Жанна д"Арк (Jeanne d"Arc) (6 января 1412, Домреми - 30 мая 1431, Руан), народная героиня Франции.

Видения.
Жанна родилась в крестьянской семье. Её детство пришлось на тяжёлый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420 года), король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: "Женщина погубила Францию, дева её спасёт". Около 1424 года Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на неоккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну.

Миссия Жанны.
6 марта 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что её "голоса" сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. В народном сознании один только совершённый там акт миропомазания делал монарха законным государем. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил её с войском в Орлеан. Ко времени прибытия её в этот город (29 апреля 1429 года) молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасёт Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, 8 мая 1429 года осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии. 17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. В августе 1429 года французы начали наступать на занятый англичанами Париж.
Попытка взять его оказалась неудачной, и несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. Осенью - зимой 1429 и весной 1430 годов Жанна участвовала в ряде мелких стычек с врагом, и 23 мая 1430 года попала в плен к англичанам.

Суд и смерть.
Её перевезли в Руан, и 9 января 1431 года она предстала перед судом инквизиции. Её обвинили в колдовстве и ереси: подчинённые англичанам церковники исходили из того, что тем самым нанесут ущерб Карлу VII, ибо в этом случае он окажется коронованным еретичкой и ведьмой. Жанна защищалась с редким мужеством и находчивостью, но 2 мая 1431 года ей было предъявлено обвинение в колдовстве (обвинения в ереси отпали) и было предложено отречься от веры в "голоса" и от ношения мужской одежды. Под страхом смерти она согласилась на отречение и 28 мая была приговорена к пожизненному заключению. Однако в тюрьме ей была подброшена мужская одежда, что означало рецидив преступления и автоматически вело к смерти. Несмотря на явную провокацию, Жанна заявила, что одела мужское платье добровольно, что берёт отречение обратно и сожалеет о нём. Два дня спустя её заживо сожгли на рыночной площади Руана.
В 1455-1456 годах в Бурже прошёл процесс посмертной реабилитации Жанны д"Арк. 16 мая 1920 года она была причислена католической церковью к лику святых.

Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на помощь Компьеню, осаждённому бургундцами. 23 мая в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали её англичанам. В ноябре - декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан.

Процесс и осуждение
Инквизиционный процесс Жанны д"Арк

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции.

Английское правительство нисколько не скрывало ни своей причастности к суду над Жанной д’Арк, ни того значения, которое оно этому суду придавало. Оно взяло на себя все связанные с ним расходы. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

В хрониках венецианца Морозини прямо сказано: «Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину». В ходе процесса выяснилось, что обвинить Жанну будет не так-то просто - девушка держалась на судилище с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки.
Поскольку не удавалось добиться от неё признания в ереси, суд начал концентрироваться на тех фактах, где добровольное признание Жанны не требовалось - например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье.

В надежде сломить волю узницы её содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют её, трибунал угрожает ей пыткой, но всё напрасно - Жанна отказывается покориться и признать себя виновной. Кошон понимал, что если он осудит Жанну на смерть, не добившись от неё признания вины, то лишь поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы. 24 мая он прибегнул к откровенной подлости - предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять своё обещание и снова отправил её в прежнюю тюрьму.

Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения» - трибунал приговорил её к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Её пепел был рассеян над Сеной.

Оправдательный процесс
После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и предпринять расследование его законности. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и единодушно пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубейшие нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним.

Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищей по оружию, простых жителей Орлеана.

7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Доброе имя Жанны было восстановлено.

В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её (День памяти - 30 мая). В настоящий момент практически в каждой католической церкви во Франции есть статуя святой Жанны д’Арк. Орлеанская дева изображается в мужском костюме, с мечом в руке.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В конце заметим, что мы представили здесь классическую версию происхождения и жизни Жанны д"Арк. В настоящий момент некоторые французские историки не без основания утверждают дворянскую родословную девушки, а кроме того, доказывают, что вместо неё на костре сожгли подставное лицо, что якобы и породило множество легенд о том, что Жанна жива. Но, по-видимому, открыть истину уже не удастся.

Датой рождения Жанны считается 1412 год, однако в декрете папы Пия X о причислении Девы к лику святых названа дата 6 января 1409 года, что скорее всего более правдоподобно.

"В моём краю меня звали Жаннеттой... Я родилась в деревне Домреми, которая составляет одно с деревней Гре. В Гре главная церковь... Мой отец - Жакоб д"Арк, моя мать - Изабеллетта, по прозванию Ромэ...
Крестил меня, насколько я знаю, мэссир Жан Минэ, который был в то время священником в Домреми... Моё прозвище - д"Арк или Ромэ - в моём краю девушки носят прозвище матери"...

«На площади, - писал Жан Мишле, - были воздвигнуты три помоста. На одном из них помещалась королевская и архиепископская кафедры, трон кардинала Англии, окруженный сиденьями его прелатов. Второй предназначался для действующих лиц мрачной драмы: проповедника, судьи, бальи и, наконец, самой осуждённой. Отдельно виднелся громадный оштукатуренный помост, заваленный дровами. Ничего не пожалели для костра, он пугал своей высотой. Это было сделано не только для придания торжественности обряду сожжения, но и с определённой целью: палач мог достать только снизу до костра, расположенного на большой высоте, и зажечь его; таким образом, он не был в состоянии ни ускорить казнь, ни покончить с осуждённой, избавив её от огненных мук, как обычно делал с другими… Жанна должна была сгореть заживо. Поместив её на вершине горы из дров, над кругом копий и мечей, на виду у всей площади, можно было предположить, что, долго и медленно сжигаемая на глазах любопытной толпы, она проявит, наконец, некоторую слабость, у неё вырвется если не признание, то, по крайней мере, несвязные слова, которые легко истолковать в желанном смысле; быть может, даже тихие молитвы или униженные моления о пощаде, естественные для павшей духом женщины».

На казни Жанны присутствовали все её мучители - Кошон, де Метр, Уорвик, провокатор Луазелер… Кошон зачитал новое решение «священного» трибунала: «Во имя Господа аминь… Мы, Пьер, божьим милосердием епископ Бовэский, и брат Жан де Метр, викарий доктора Жана Граверана, инквизитора по делам ереси… объявляем справедливым приговором, что ты, Жанна, в народе именуемая Девой, повинна во многих заблуждениях и преступлениях. Мы решаем и объявляем, что ты, Жанна, должна быть отторжена от единства церкви и отсечена от её тела как вредный член, могущий заразить другие члены, и что ты должна быть передана светской власти… Мы отлучаем тебя, отсекаем и покидаем, прося светскую власть смягчить свой приговор, избавив тебя от смерти и повреждения членов». Инквизиторы знали, что их просьбы подобного рода отклоняются. Затем на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна.

Хронисты отмечают, что во время казни Жанны инквизитор Кошон рыдал, возможно, он раскаялся в совершённом зле. Кто знает..
Жанна попросила палача дать ей крест. Палач, обливаясь слезами, протянул ей две скрещенные хворостины и держал перед её глазами, пока тело Жанны не обратилось в прах.

Жанна д’Арк на костре инквизиции… | INLAND

16 октября 2011. Сколько времени Жанна д’Арк мучилась в огне, никто не знает, но очевидцы говорили, что вся одежда сгорела, прежде чем она умерла. По словам врачей, – это самая страшная боль, какую может испытывать живой организм.

Задача данной статьи - показать как связана трагическая гибель Жанны д’Арк со "сценарием", заложенным в её код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека"

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

Берём двойной код ПОЛНОГО ИМЕНИ ЖАННЫ Д* АРК:

5 6 23 34 42 43 57 71 77 96 115 116 121 122 139 150 158 159 173 187 193 212 231 232
Д* А Р К Ж А Н Н Е Т Т А + Д* А Р К Ж А Н Н Е Т Т А
232 227 226 209 198 190 189 175 161 155 136 117 116 111 110 93 82 74 73 59 45 39 20 1

8 9 23 37 43 62 81 82 87 88 105 116 124 125 139 153 159 178 197 198 203 204 221 232
Ж А Н Н Е Т Т А Д* А Р К + Ж А Н Н Е Т Т А Д* А Р К
232 224 223 209 195 189 170 151 150 145 144 127 116 108 107 93 79 73 54 35 34 29 28 1

ЖАННЕТТА Д* АРК = 116 = ГИБЕЛЬ ВОИТЕ\ льницы \.

116 = ГИПОКСИЯ = ОТРАВЛЕНИЕ М\ озга \.

232 = 116-ГИБЕЛЬ ВОИТЕ\ льницы \ + 116-...ЛЬНИЦЫ.

232 = 93-ПОРАЖЕНИЕ + 139-ГОЛОВНОГО МОЗГА.

139 - 93 = 46 = ДЫМ.

232 = 190-ПОРАЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО + 42-МОЗГА.

190 - 42 = 148 = ГИБНУЩАЯ ОТ Д\ ыма \.

232 = 190-ГИБНУЩАЯ ОТ ДЫМА + 42-...ЫМА.

81 = ОТ ДЫМА
____________________________
170 = КОНЧИНА ОТ ДЫМА

Код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ: 6.01.1409. Это = 6 + 01 + 14 + 09 = 30 = ЧАД, ГИП\ оксия \.

232 = 30-ЧАД + 202-ГИБЕЛЬ ОТ УГАРНОГО ГАЗА.

202 - 30 = 172 = СМЕРТЕЛЬНЫЙ.

232 = 30-ЧАД + 202-СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЧАД.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 30.05.1431. Это = 30 + 05 + 14 + 31 = 80 = ЗАДЫХАН\ ие \, ОТ ДЫМ \ а \.

232 = 80 + 152-ЖИЗНЬ ЗАВЕРШЕНА.

232 = 80-ЖИЗНЬ ЗА\ вершена \ + 152-ЖИЗНЬ ЗАВЕРШЕНА.

152 - 80 = 72 = ДЫМ КО\ стра \.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 161-ТРИДЦАТОЕ МАЯ + 45-\14 + 31\-(код ГОДА ГИБЕЛИ) = 206.

206 = ЗАДЫХАЮЩАЯСЯ = КИСЛОРОДНЫЙ ГОЛОД.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 86-ДВАДЦАТЬ + 9-ДВА = 95 = ГАЗ КОСТРА.

Справка:

Что собой представляет дым от костра или из чего состоит?
bolshoyvopros.ru›questions/1953059-chto…ot-kostra…
Дым от костра - сложная смесь из газов, паров и аэрозолей, поднимающаяся вверх за счёт того, что нагретый воздух легче холодного.

232 = 95-ДВАДЦАТЬ ДВА + 137-ЖИЗНЬ ЗАВЕРШЕ\ на \.

137 - 95 = 42 = УГАР.

Смотрим столбец в верхней таблице:

57 = ДВАДЦАТ\ ь два \ = ...ТЬ ДВА
_________________________________________
189 = 95-ДВАДЦАТЬ ДВА + 94-ПОГИБЕЛЬ

189 - 57 = 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

Как мы видим - ЖАННА фактически сразу же задохнулась, прежде чем до неё дотянулись языки пламени.

Эта национальная героиня Франции известна далеко за пределами своей страны, несмотря на прошедшие с момента ее смерти более шести столетий. Эта хрупкая девочка всего за парочку месяцев смогла круто развернуть историю собственного государства, которое стояло на краю гибели. Кто такая Жанна д’Арк, тогда не знал никто, но она встала в полный рост и объявила, что пора избавиться от многолетнего английского господства.

За ее спиной не было практически ничего: ни связей, ни влиятельных покровителей, ни армии поклонников. На ее стороне оставалась лишь безупречная репутация, бесконечная любовь к своему народу, бесстрашное сердце и безоговорочная уверенность в собственной правоте. Давайте вместе разберемся, кем была эта милая девушка до того, как судьба бросила ее в самое жерло народного восстания и как сложилась ее жизнь.

Непростая Жанна д’Арк: биография самой мистической девы Столетней войны

Если верить современным школьным учебникам, то эта девушка действительно сыграла колоссальную роль в подъеме всего французского народа на борьбу с английскими оккупантами. Считается, что глубочайшая уверенность обычной крестьянки из небольшой деревушки на границе Лотарингии и Шампани, напрямую повлияла на поднятие боевого духа войск. Однако правда ли это и есть ли иные варианты?

Существует мнение, что с раннего детства Жанне стали являться всевозможные святые и ангелы, которые наставляли ее на путь борьбы и непокорности. Многие считают, что она являлась экстраординарным экстрасенсом, обладала невероятными способностями, потому и имела необычайно веское влияние на сильных мира сего. Но почему тогда эти таланты не спасли ее от костра?

Собственное мнение по поводу истории жизни Жанны д’Арк имел пресловутый кардинал Мазарини, чья фигура отлично освещена писателем Дюма в романе о трех мушкетерах «Двадцать лет спустя». Он считал, что вся шумиха вокруг Орлеанской девственницы была поднята целенаправленно. Якобы все это было специально придумано королем Карлом VII, чтобы народ, впечатленный небылицами, отправился туда, куда и требовалось – свергать захватчиков.

Что значит Орлеанская Жанна для Франции

Чтобы лучше вникнуть в судьбу девушки, добровольно или принудительно сделанной героем, стоит разобраться, какая обстановка царила на то время в стране. В конце тридцатых годов четырнадцатого века английский правитель Эдуарда III из рода Плантагенетов вдруг объявил о своих претензиях на престол Франции. Он мотивировал это собственным происхождением. Боевые действия шли с переменным успехом, но к началу пятнадцатого века положение французов усугубилось в крайней степени.

Внутриполитическое положение Англии «устаканилось», так как к власти пришел король Генрих V из Ланкастеров, который тут же начал массированную экспансию на материк. Вернее, вместо него этим занялся формальный регент герцог Бедфорд, так как правителю на то время едва исполнилось девять месяцев. Львиная доля французских земель была захвачена англичанами, а на другой свирепствовали внутренние враги – арманьяки и бургиньоны.

В октябре пятнадцатого года сражение под Азенкуре решило дальнейшее направление: герцог бургундский Иоанн (Жан) Бесстрашный захватил Париж, прогнав несчастного дофина (наследника) Карла, заключил пакт с Англией и стал править, оперируя именем Безумного короля Карла VI Валуа. Оставалось соединить контролируемые северные территории с южными, но на пути стоял Орлеан, который и стал настоящим камнем преткновения. Защитники сражались, как львы, но в окружении врагов исход битвы был известен заранее. В этот момент на исторической арене, как раз в подходящее время появилась информация про Жанну д’Арк – святую девственницу, посланную небесами, чтобы спасти Францию и отдать корону законному наследнику.

Дальше все было делом техники: во главе большого числа войск Жанна отправляется под Орлеан и уже за две недели делает то, что ранее не смогли сделать мужчины и за сотню лет. По пути хорошо защищенные города сдавались на ее милость, потому что слава о том, что сделала Жанна д’Арк и кем она является, бежала далеко впереди нее.

Впоследствии Наполеон Бонапарт сказал, что именно эта девушка оказалась куда гениальнее множества мужчин в аспекте сражений, а уж точно кое-что понимал в тактике и стратегии ведения боя. День снятия блокады с Орлеана вошел в историю страны – 8 мая стал национальным праздником. За что сожгли Жанну д’Арк, за то же и прославили – такая ирония судьбы. Однако уйти от предначертанного не получается ни у кого. Жизнь ее оборвалась в девятнадцать, но заслуг хватило бы и на десяток здоровых, довольных жизнью, мужчин.

Рождение и первые годы святой девы

Происхождение этой удивительной девушки, как место ее рождения, покрыто тайнами. Скорее всего, докопаться до истины уже не получится, однако попробовать вычленить правду из разрозненных свидетельств все же можно. По одной из версий происходила она из достаточно зажиточных крестьян, что проживали в живописной деревушке с поэтичным названием Домреми у самой границы с Лотарингией. Согласно иным данным, она была «принцессой крови» - потомственной дворянкой из обедневшего рода. Фамильный герб, по всей видимости, у семейства имелся, так как в двадцать девятом году она принимала участие в рыцарском турнире, что для простолюдина было невозможно.

Доподлинно известно немногое: отец девчушки, Жак д’Арк, был старшиной (старостой) округа Вокулер и служил комендантом крепости, а также имел несколько довольно крупных земельных наделов. У него был неплохой доход и в положенное время он женился на Изабелле де Вутон, которую прозвали Роме из-за ее поездки в Вечный город – Рим. Традиционно считается, что родилась будущая героиня в 1412 году. Однако при причислении ее к лику святых, Пий X в начале двадцатого века записал годом рождения 1408-й – 1409-й. В детстве малышку называли Жанеттой, но в округе сразу же после рождения, поползли странные слухи. Говорили, будто кроха – дочь Изабеллы Баварской и ее любовника Людовика Орлеанского, родного брата ее собственного супруга.

Юность воительницы

Если кратко, Жанна д’Арк, по мнению большинства историков и литераторов, провела свои детские годы в спокойной сельской обстановке. Она пасла коров, занималась домашним хозяйством, помогала матери на кухне и вышивала при свечке долгими зимними вечерами. Немецкая писательница Мария Йозефа Крук фон Потурцин в своей книге о подвиге девушки рассказывала, что у малышки Жанетты никогда не пропало ни одно животное, а птицы слетались и садились ей на руки и плечи. Похоже на красивую, заранее придуманную легенду.

Вероятно, она получила неплохое домашнее образование. Герцог Алансонский, а также и сам король Карл VII, ее трудами посаженный на трон, отмечали совершенное знание придворного этикета, популярных среди знати игрищ, и безупречное владение оружием. Едва ли такими талантами могла обладать обычная крестьянская девчушка. В тринадцать лет (иудейское совершеннолетие) Жанетте впервые явились ангелы. Порой «призраки» Маргариты Антиохийской, архангела Михаила и Екатерины Александрийской просто разговаривали с ней, а в иные моменты она даже видела святых. Они и сказали воительнице, что она должна снять окружение с Орлеана и возвести на трон «правильного» дофина.

Впоследствии на этом тоже базировалось обвинение, вынесенное ей Святой Инквизицией. Братья иезуиты составили целый список из множества пунктов, некоторые из которых следует рассмотреть.

  • Видения Жанны скорее всего, являются выдумками или галлюцинациями. Если же они и реальны, то исходят, скорее всего, от дьявола, а не от Бога.
  • Ангел, возлагающий корону на голову дофина в видениях, явное посягательство на его высокий чин.
  • Девушка постоянно нарушает закон божий, когда носит мужские одежды.
  • Бросив престарелых мать и отца, она покинула отчий дом, чем нарушила заповедь о почитании родителей.
  • Утверждение, что она обязательно попадет в рай, ввиду своей девственности, расценивалось как пренебрежение основами веры.
  • Попытка прыжка с башни Боревуар является явной попыткой совершения суицида.

До момента осуждения было еще далеко. В возрасте шестнадцати лет Жанна явилась пред светлые очи Робера де Бодрикура, капитана города Вокулёр. Она объявила о своей миссии, но в ответ получила искренний смех – ее освистали. Девушка была вынуждена вернуться к родным пенатам. Но спустя год она решила повторить попытку.

Удивленный такой настойчивостью, капитан прислушался, а когда сбылось прорицание крестьянки о Битве селёдок (битва при Руврэ) у стен Орлеана, выдал ей мужское платье, снабдил солдатами для сопровождения и отправил с благословением в замок Шинон у реки Вьенна – официальную резиденцию дофина Карла. Как раз в это время у Жанетты появилось двое закадычных приятелей, которые пройдут рядом весь ее короткий и непростой путь: рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Нуйонпон (де Мец).

Ведомая Богом на благо Франции

Свой длинный путь от родного Домреми до Шинона путешественникам удалось осилить всего за одиннадцать дней, несмотря на то, что пролегал он по захваченным бургундцами землях. В начале марта двадцать девятого года «делегация» вступила в замок наследника.

Интересно

Еще будучи в пути, останавливаясь в Сент-Катрин-де-Фьербуа, Жанна написала дофину, что узнает его из тысячи. Тогда Карл решил устроить проверку: посадил на свой трон кого-то из приближенных, а сам встал среди разношерстной толпы придворных. Но девушка сразу же указала именно на него, подошла и заговорила.

Военный поход, победа и коронация нового правителя

Как именно и почему Жанна д’Арк узнала мужчину, доподлинно неизвестно. Каким образом обычная крестьянка могла быть допущена до аудиенции с ним – тоже, но историки описывают их разговор достаточно подробно. Девушка заявила, что послана самим Небом для освобождения великой Франции от оккупантов, потому он должен отправить с ней войска. Однако авторитет ее был не настолько высок, чтобы ей просто так отдали в распоряжение целую армию, учитывая, что она была женского пола в обществе мужского засилья.

Первым делом ее отправили на экспертизу, где в присутствии королевы проверили на девственность. Потому беседу с девушкой проводили богословы – отцы иезуиты. Все говорило о безгрешности репутации и правдивости слов, потому Карл решил выделить воинов и даже сделать ее военнокомандующей, вопреки общепринятым нормам того времени (запрет на ношение доспехов женщинами). Для Жанетты изготовили белоснежные латы, что подчеркивали ее невинность. Было специально сделано знамя с лилиями и надписью «Иисус Мария», а также хоругвь с изображением Бога Отца. Меч, выданный Жанне, по преданию принадлежал самому Карлу Великому.

В конце апреля началась истинная война Жанны д’Арк Орлеанской девы: с небольшим отрядом она берет первый рубеж – крепость Сен-Лу, а к восьмому мая английские захватчики снимают осаду, напуганные ее победами. С тех пор эта дата стала знаковой для города и всей Франции. Двенадцатого июня того же года она взяла крепость Жаржо на Луаре, затем Мён-сюр-Луар и Божанси. Восемнадцатого числа произошла решающая битва у Пате, после чего английские оккупанты были вынуждены капитулировать.

Тогда она возвращается в Шинон, чтобы призвать дофина на миропомазание в Реймс, традиционное место для коронации. По пути города сами распахивали ворота, чтобы принять будущего короля и смелую воительницу. Семнадцатого июля 1429 года коронация состоялась по всем правилам, а девушка была пожалована собственным гербом с изображением белой лилии – символа чистоты и девственности. Девушка убеждала Карла сразу же выступать на столицу, но он мешкал, а к сентябрю и вовсе распустил армию на зиму по домам.

Обвинение девы в ведьмовстве

К тому времени Жанна д’Арк прославилась на всю Францию. Каждый знал, что это за дева, но хватало и недовольных, в особенности тех, кому английская оккупация была выгодной. Весной 1430-го снова стала актуальной проблема взятия Парижа, были созваны войска, но подкупленные Британией аристократы постоянно мешали воительнице развернуться в полную мощь. Двадцать третьего мая они поднимают мост, после чего девушка попадает в плен к бургундцам, а новоявленный король не предпринимает совершенно никаких попыток спасти ее – такова благодарность власть имущих «помазанников божьих».

За десять тысяч ливров золотом Жанну продали британцам, и в конце ноября она уже была доставлена в Руан, где последовало обвинение в ведьмовстве. Нападки следовали от церкви, но содержалась девушка в военной темнице под охраной имперских солдат. Всем было понятно, почему схватили и за что казнили Жанну д’Арк в итоге: ее считали вдохновителем борьбы, ее символом.

Однако оказалось, что сфабриковать дело не так просто. Девушка была мужественной, на вопросы отвечала здраво, на запугивания и угрозы не поддавалась, на пытки не реагировала, а вину свою совершенно не признавала. Инквизиторы понимали, что если сама обвиняемая не сознается, то казнив ее, они вознесут ее до уровня героини-мученицы. Потому решено было базироваться на том, что не требовало ее подтверждения. В первом слушании Жанна была оправдана, но на свободу так и не вышла. Тогда у нее отобрали ее одежду, а оставили только мужское платье. После оправдательного приговора это уже выглядело, как рецидив, а инквизиторам только того и нужно было.

Ее пугали костром, подменяли бумаги для подписи, делали все, чтобы сделать приговор законным. Это свидетельствует о том, что читать и писать девушка все же не умела. На официальных документах церкви имеется крестик, вместо подписи. Тридцатого мая 1431 года, повозка с девственницей въехала на главную площадь Руана, где и казнили Жанну д’Арк. На голове у нее была бумажная корона с надписями о вероотступничестве и ереси. В качестве креста она получила две связанные веревкой хворостины, и костер был зажжен. Несколько раз она выкрикнула имя Сына божьего – Иисуса, и погибла, а пепел ее развеяли над Сеной.

Посмертная реабилитация

Годы Жанны д’Арк, описание которых способно впечатлить даже самых закоренелых скептиков, не прошли даром. От такого сокрушительного удара, какой она нанесла, оккупанты так и не смогли оправиться. Осенью тридцать пятого года Франция окончательно помирилась с Бургундией, заключив Аррасский союз против британцев. Завершить войну полностью удалось только в пятьдесят третьем, но в конечном итоге страна получила полную независимость. Сразу после завершения боевых действий в Нормандии, в 52 году Карл VII, раскаявшись, приказал поднять все бумаги по казненной деве и расследовать достоверность обвинений. Нарушений отыскалось множество, несмотря на прошедшее время.

В пятьдесят пятом году папа римский Каликст III инициировал оправдательный процесс и даже назначил от себя троих наблюдающих. Проводились заседания в Руане, Париже и Орлеане. Допросили более сотни свидетелей, записали множество листов их показаний, а летом следующего года был зачитан вердикт – каждое обвинение полностью опровергается показаниями очевидцев. Доброе имя девушки было восстановлено, родителям ее возданы полагающиеся почести, а старый приговор публично разорван. На заре двадцатого века папа Пий X решил объявить Жанну блаженной и канонизировать, что с успехом и сделал шестнадцатого мая 1921 года.

Альтернативная версия жизни после сожжения и память о героине Франции

Однако многие считают, что на самом деле все было иначе. Известно, что «Книга Пуатье» (протоколы допроса Жанны) не сохранилась, а судить о ней можно только по отсылкам на нее протоколов двух судов – сперва инквизиционного, а потом и оправдательного. Сам смертный приговор, по которому сожгли деву, тоже не был найден, но тут дело спорное. Ведь известно, что его порвали и уничтожили перед толпой зевак.

Есть версии, будто она так и не была сожжена, а после четырех лет заточения вышла из темницы и сразу выскочила замуж за Робера дез Армуаза под именем Жанны дю Лис. Согласно иным слухам, инквизиторы сожгли другую женщину, похожую внешне. Существует документ, который указывает на выделение от Орлеана двух сотен ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады», но докопаться до истины уже едва ли получиться, а лжепророков и авантюристов хватало во все времена.

Открытый в конце девятнадцатого века астероид был наречен в честь героини: (127) Жанна. В двадцатом веке ее именем было названо множество площадей, улиц, а памятники великой воительнице можно найти по всей стране. Поэты, художники, писатели, режиссеры и другие деятели искусства зачастую обращаются к теме ее существования и подвига, среди них Вирей де Гравье, Симфорьен Шампье, Марк Твен, Роберт Саути, Карл Теодор Дрейер, Люк Бессон, Клеманс Поэзи и многие другие.

В мае далекого 1431-го была заживо сожжена национальная героиня Франции Жанна Д’ Арк. Она являлась главнокомандующей французской армии в период Столетней войны. С тех времен ее образ стал очень популярен. О Жанне писали книги, сочиняли песни и создавали полотна. Мы тоже не могли обойти вниманием эту великую женщину…

Пророчество Мерлина

Жанна Д’ Арк (Jeanne d"Arc ) появилась на свет в одной из деревень Франции в 1412-м. Она воспитывалась в семействе крестьян. По некоторым сведениям, ее родители были весьма зажиточными людьми. У Жанны была еще сестра и три брата.

С детских пор ее называли Жанеттой. Изначально она была очень религиозной и всегда беспрекословно слушалась отца и мать. Говорят, она была довольно образованной девушкой. Жанна прекрасно знала географию, успешно метала копья и вообще умела вести себя при дворе.

Детство этой легендарной женщины пришлось на т. н. Столетнюю войну. Северные районы государства признавали своим правителем английского монарха Генриха VI. А южная часть - Карла VII. Он считался незаконнорожденным сыном короля Карла VI. И именно поэтому он мог претендовать на корону Франции исключительно как дофин, а вовсе не полноправный наследник престола.

Кроме того, из поколения в поколение передавалось предание о том, что страну спасет только девственница. По легенде, это пророчество было сделано легендарным волшебником Мерлином. К этому времени Жанна д’ Арк (Jeanne d"Arc ) сама уже давно именовала себя как «Жанна Девственница».

Откровения Жанны

Когда Жанне было тринадцать лет, по ее словам, она начала слышать некие голоса, которые призывали девушку спасти страну, а именно снять блокаду Орлеана, возвести незаконнорожденного короля на трон и в итоге окончательно изгнать англичан из Франции. Со временем Жанетт окончательно убедила себя в том, что она призвана помочь стране и народу.

В семнадцатилетнем возрасте она покинула родительский дом и отправилась в соседний район. Цель этого визита была только одна - она хотела сообщить капитану королевских войск Роберу Бодрикуру о своей миссии - спасти страну.

Бравый вояка высмеял ее и отправил домой. Тем не менее через некоторое время Жанна снова вернулась к капитану с теми же словами. Девушка была чересчур настойчива, и капитан помог-таки ей договориться об аудиенции с дофином.

Меч Карла Великого

Ранней весной 1429-го Жанна Дарк, биография (краткая) которой стала предметом нашего обзора, отправилась к дофину, который решил устроить ей серьезную проверку. Когда она появилась во дворце, он посадил на трон совершенно другого человека, а сам встал в толпе придворных. Жанетт удалось выдержать это испытание, ибо она узнала короля.

Потом матроны проверили ее на девственность, а гонцы узнавали всю возможную информацию о ней в ее краях. В результате дофин не только решил доверить ей свое войско, но и согласился на армейскую операцию по освобождению осажденного Орлеана.

Предводительнице войска разрешили носить мужскую одежду и, соответственно, изготовили особые доспехи. Также ей вручили хоругвь. Кроме того, ей передали меч самого Карла Великого, который хранился в одной из французских церквей.

Снятие блокады Орлеана

Жанна с боевыми частями вышла к Орлеану. Французские ратники, которые уже знали, что армией руководит посланница Божья, были готовы сражаться.

В итоге всего лишь за четыре дня солдаты освободили город. Шла к завершению Столетняя война. Осада Орлеана была снята. Это оказалось настоящим событием, которое в результате определило исход этой затяжной войны.

Кроме того, французские воины окончательно уверовали в избранность своей предводительницы и с этих пор начали ее называть Орлеанской Девой. Кстати, каждый год, восьмого мая, население города отмечает этот день как главный праздник.

Тем временем армия Жанны отправилась в новый поход. Войско действовало с завидной быстротой и решительностью. В результате боевые части взяли Жаржо, а через пару дней состоялось решающее сражение с армией Великобритании. Французская сторона полностью разгромила захватчиков.

Бескровный поход и коронация дофина

Следующий поход Жанны называется в истории «бескровным». Ее армия подошла к Реймсу. В этом городе по традиции коронуют французских монархов. По пути к Реймсу города открывали свои ворота перед войском избранницы Бога.

В результате в середине лета 1429-го дофин официально был коронован, а Жанетт оказывали почести как освободительнице страны. Кроме того, в знак благодарности и признания ее заслуг Карл решил подарить ей и всем ее родственникам дворянский титул.

После торжественных мероприятий Жанна Дарк (биография краткая этой женщины есть в каждом справочнике по истории) попыталась убедить короля начать наступление на французскую столицу, которая к этому времени была занята англичанами. К сожалению, штурм на Париж проходил крайне неудачно. Главнокомандующая получила ранение, наступление было прекращено, а войсковые части были распущены.

Предательство

Тем не менее военные действия все-таки снова возобновились. Это было весной 1430-го. Предводительница войска шла к Парижу, а по пути пришло важное сообщение: англичане осадили город Компьен, и его жители просили ее помощи. И тогда войско Жанны решило отправиться к осажденному городу.

В конце мая, в результате предательства, главнокомандующую взяли в плен. Во время сражения Жанна прорывалась к воротам Компьена, но мост подняли, и это отрезало ей путь для отхода.

Узнав, что Жанна Дарк (биография краткая и трагическая изложена в нашей статье) пленена, Карл не предпринял никаких действий для ее освобождения. В итоге арестантку продали англичанам. Ее перевезли в Руан, где начался один из самых нелепых судебных процессов в истории…

Расправа

Суд над Жанной начался в середине зимы 1431-го. Правительство Великобритании не скрывало своей причастности к делу и оплатило все судебные издержки.

Несчастную девушку обвинили не только в колдовстве, но и в ношении мужского костюма и пр.

Дважды Жанна Дарк (биография краткая описывает этот эпизод из ее жизни) пыталась бежать из тюрьмы. Последствия последнего побега оказались очень плачевными для нее. Девушка чуть не погибла, выбросившись с верхнего этажа. Позднее этот факт бегства судьи расценили как смертный грех - самоубийство.

В результате ее приговорили к смертной казни.

После приговора она обратилась к римскому папе, но пока ответ от него шел, Жанна была сожжена на костре. Это было 30 мая 1431-го. Пепел несчастной развеяли над Сеной.

Многие не хотели верить в смерть Орлеанской Девы. Пошли слухи, что она жива и была спасена. Вместо Жанны была сожжена на костре другая женщина, а сама д’ Арк покинула Францию и вышла замуж. По другой версии, спасительница Франции являлась сводной сестрой Карла VII и избежала сожжения благодаря своему высокому происхождению…

Реабилитация

Судебный процесс над Жанной и ее жестокая казнь совершенно не помогли захватчикам. Благодаря ее блистательным победам в войне, англичане не смогли оправиться. В 1453-м французские части завоевали Бордо, а через некоторое время сражение при Кастийоне окончательно положило конец этой невыносимой войне, которая длилась столетие.

Когда баталии стихли, Карл VII инициировал процесс по оправданию Орлеанской Девы. Судьи изучали всевозможные документы, были опрошены свидетели. Как итог, суд признал, что казнь Жанны была абсолютно незаконной. А через несколько столетий ее причислили и к лику святых. Это произошло в 1920-м.

Память

Помимо традиционного национального дня в честь Жанны - 8 мая - ее именем назвали безымянный астероид, который был открыт в девятнадцатом столетии. В 70-х появился и т. н. Центр Жанны д’Арк. В этом учреждении собраны все документы, которые касаются её жизни и деятельности.

Разумеется, история Жанны Дарк не оставила равнодушным и кинематограф. О ней вышло порядка 90 кинокартин.

Жанна Дарк, фильм о которой впервые был снят еще в 1908 году, настоящая героиня. Она и спустя много лет остается на самых ярких страницах истории. Современному кинематографу тоже известно, кто такая Жанна Дарк. Фильм Люка Бессона "Жанна Д"Арк " (1999) стал одним из самых ярких и заметных. Главную роль тогда исполнила блистательная Мила Йовович…

Орлеанской девы, поразительна до такой степени, что некоторые сомневаются: а было ли все так в действительности? Вне всякого сомнения, было. На это счет существует множество свидетельств в исторических источниках: хроники, письма, судебные протоколы, сохранившиеся и во Франции, и в Англии.

О Жанне Д’Арк написаны целые библиотеки научных трудов и художественных текстов. О Жанне писал Анатоль Франс; крайне субъективно, но от этого не менее интересно – Вольтер. И споры вокруг личности удивительной французской героини не утихают.

Ее жизнь в истории составляет неполные 3 года – довольно короткий срок. Однако эти 3 года сделали ее бессмертной.

Она изумляла. Хотя абсолютно неправильно создаваемое порой школьными учебниками впечатление, словно она победила англичан. Нет, не только она, но и Франция в целом в те годы англичан в Столетней войне не победила. Это случилось позднее. Неверно и то, что Жанна д’Арк возглавила народное движение. Нет, ничего такого не было. Она была полководцем короля.

Родилась она предположительно 6 января 1412 г. Как всегда в Средние века, дата рождения неточная. Зато трагически бесспорно, что эту совсем еще юную девушку сожгли 30 мая 1431 г. на площади в Руане.

После ее смерти неоднократно возникали скандальные слухи, появлялись самозванки, которые назвали себя ее именем. Это закономерно. Жанна – слишком чистый, слишком светлый образ, кажущийся идеальным. А у людей, как видно, есть в природе низменная потребность – бросить в эту чистоту ком грязи.

Как ни печально, первым стал бросать грязь великий Вольтер. Ему это показалось нелепым – девушка (девственница в более точном переводе с латыни), символ чистоты, в окружении солдат. Однако если посмотреть повнимательней на ее жизнь, всему можно найти объяснение.

Родом Жанна из деревни Домреми. По происхождению она крестьянка, пастушка. Ее фамилия – Дарк; написание д’Арк, свидетельствующее о дворянстве, появилось в последствии. Некоторым из тех, кто нападает в наше время на Жанну, попросту не хочется признавать историческую роль человека из народа. Вот почему неоднократно подвергалось сомнению ее крестьянское происхождение. Появились версии о том, что она побочная дочь развратной королевы Изабеллы, отправленная в деревню младенцем.

Между тем на процессе реабилитации Жанны д’Арк была собрана масса свидетельств. Очевидцы сообщали о ее детстве, юности, о том, как она принимала участие во всех деревенских праздниках, когда девушки водили хороводы.

Жанна родилась во время Столетней войны, за три года до возобновления этого великого противостояния двух ведущих западноевропейских королевств. Официально война шла с 1337 г. Произошло несколько крупнейших сражений – и все были неудачны для французов. 1340 год – разгром французского флота при Слейсе, 1346 год – разгром французской армии в пешем сражении при Креси, 1356 год – победа меньшего по численности английского отряда под командованием Черного принца Эдуарда над войском французского короля при Пуатье. Французская армия с позором бежала, король попал в плен. В стране крепло ощущение национального позора.


Сразу после битвы при Пуатье в народе появилась идея человека из простой среды, который должен принести спасение. В одной из хроник имеется рассказ о некоем крестьянине, который пересек всю Францию. Дело в том, что ему во сне явился ангел и велел идти к королю, передать, чтобы тот не принимал боя у Пуатье. Как ни поразительно, крестьянин в действительности смог добраться до короля, попал в его шатер. Король выслушал и сказал: «Нет, я рыцарь! Сражение отменить не могу».

1360 год — был заключен тяжелейший для Франции мир в Бретиньи: по нему приблизительно половина французских земель находилась под властью Англии. Появилась угроза самому существованию французского королевства и династии Валуа – побочной ветви Капетингов, правивших страной с IX столетия. Это древнее, стабильное, сильное, когда-то прочное королевство могло попросту исчезнуть!

Итак, Франции уже практически нет. При этом многие из крупных феодалов признали Генриха V будущим королем Франции. Некоторые стали его союзниками, как, к примеру, герцог Бургундский.

А тем временем девочка Жанна подрастала в своей деревеньке. Ей было 13 лет, когда она в первый раз услыхала голоса святой Екатерины, святой Маргариты и святого Михаила, которые начали передавать ей волю Божью, связанную со спасением страны. То, что она услышала голоса, вовсе не уникально. Есть такое явление – средневековое визионерство.

Видения, голоса свыше вполне реальны для человека Средневековья, с его неспособностью и нежеланием разделять непроходимыми границами жизнь небесную, потустороннюю, и здешнюю, земную. Для него все это цельно, едино. К примеру, при дворе дофина Карла, который не отправился в изгнание, а засел на юго-западе Франции, охотно принимали и любили всяких колдунов и пророков. Это вообще фигура не такая уж необычная для эпохи.

Юридически король Англии уже властвовал во Франции. Но французы не подчинились! Дофин Карл объявил, что он законный наследник, а его сторонники короновали его в Пуатье. Это была не та традиционная коронация, которая, по многовековой традиции, проводится в Реймском соборе, где хранится священный елей для помазания королей. И все-же к Карлу устремились надежды тех, кому было бесконечно дорого уже родившееся понятие «Франция». Не вполне законный король стал центром патриотических сил.

И вот 16-ти летняя девочка Жанна в мае 1428 г. в сопровождении дальнего родственника пришла к коменданту ближайшей крепости Вокулер Бодрикуру и сказала, что ей надо отправиться к дофину Карлу, потому что у нее поручение от Бога. Во-первых, она должна встретиться с дофином и получить право снять осаду с Орлеана. Во-вторых, добиться коронации наследника в Реймсе. Божья воля – признать законность его происхождения. Большей моральной поддержки ему в тот момент оказать было нельзя. Ведь для него главный вопрос – чей он сын, короля или нет.

Вначале Бодрикур отказывается, сочтя все это полнейшим бредом. Но девочка так и стояла у него под окнами в красном платье (кажется, оно было у нее единственное).

После комендант крепости выслушал ее еще раз. Говорила она просто, но нечто гениальное было в ясности ее ответов, в ее убежденности. А Бодрикур, возможно, слышал, что при дворе дофина любят пророков. Это давало ему шанс: а вдруг и его заметят, если он сможет помочь этой девушке. Хотя не исключено, что он ей действительно поверил. От нее исходило что-то необычайное – в скором времени в этом убедились тысячи людей.

Жанне дали сопровождающих, и она отправилась к Карлу, у которого была получена аудиенция. В зале, куда ее привели, было много людей. Карл захотел, чтобы она сама смогла определить, кто здесь дофин.

И она его узнала. Как это могло получиться у простой крестьянки?

Как бы там ни было, между дофином и Жанной состоялся короткий разговор с глазу на глаз. И после этого он дал согласие на то, чтобы ее проверила специальная комиссия, которая удостоверится, что она не является посланницей сатаны.

В Пуатье собралась комиссия богословов и беседовала с Жанной. Проверили и то, что она дева. Это было в особенности важным. В массовом сознании существовала такая идея: женщина погубит Францию, а девушка спасет.

Откуда такое представление? Страна монархическая, движется к абсолютизму, растет роль королевского окружения. Несколько сюжетов времен Столетней войны народ связал с дурным влиянием женщин на королей.

Супруга Карла VI – Изабелла Баварская. Иностранка, что уже нехорошо. Муж безумен. Идеальное поведение жены при этом вряд ли возможно. Трудно сказать, была ли она такой уж развратной или просто политически выбрала себе в сторонники герцога Орлеанского. Договор в Труа также вдохновляла Изабелла. Она смогла уговорить мужа подписать этот страшный документ. И молва твердила: женщины губят Францию.

А спасет девушка. У этих представлений библейские истоки: Богоматерь – символ чистоты, непорочности.

В самые трудные минуты жизни христиане обращаются к ее образу. Ко времени появления Жанны при дворе дофина Карла в хрониках была уже масса записей о Деве. Люди ожидали ее появления. Это случай массового эмоционального верования – проявление «коллективного бессознательного», как называли это представители французской исторической Школы Анналов.

Жанна возглавила снятие осады с Орлеана. Она сражалась бесстрашно. Маленькая фигурка в светлых доспехах, которые были изготовлены специально для нее, первой шла на штурм небольших крепостей вокруг Орлеана. В этих крепостях (их называли бастидами) засели осаждавшие город англичане. Жанна была идеальная мишень для них. При взятии бастиды Турели ее ранили, стрела попала в правое плечо. Жанна упала, к восторгу своих врагов.

Но она сейчас же потребовала, чтобы стрелу извлекли, и вновь ринулась в бой. И все-же ее смелость – не главное. Ее противники англичане также средневековые люди. Они верили, что Дева способна творить чудеса. Записей о таких «чудесах» сохранилось немало. Так, когда Жанна Д’Арк с небольшой охраной направлялась ко двору дофина, надо было переправиться через реку, однако поднялся сильный ветер. Жанна сказала: надо немного подождать, ветер переменится. И ветер изменил свое направление. Могло такое быть? Конечно! Но люди все объясняют чудом, в которое им всегда хочется верить.

Присутствие Жанны Д’Арк породило невиданное воодушевление французского войска. Солдаты и их командиры (к примеру, свято веривший в миссию Девы герцог Алансонский) буквально переродились. Они смогли выбить англичан из бастид, разрушая кольцо осады. Все знали, что сказала Жанна о пути, который ведет к освобождению Франции: «Солдаты должны сражаться, а Бог дарует им победу».

Совсем противоположные перемены произошли в войском войске. Англичане были потрясены неожиданной и такой стремительной переменой военного счастья, начали верить в божественную волю, выступающую на стороне французов. Поползли слухи, что еще в начале осады Бог указал англичанам на необходимость уйти из-под стен города тем, что допустил нелепую гибель главнокомандующего, знаменитого полководца графа Солсбери. Овеянный славой популярный военачальник погиб не в сражении. Он был убит ядром при перестрелке у стен Орлеана.

1429 год, 8 мая — осада с Орлеана была снята, город освобожден. Первый пункт поручения, полученного Жанной Д’Арк свыше, выполнен.

С этого времени Жанна Д’Арк – официальный полководец короля. Она в своих светлых доспехах, с мечом, который чудесным образом найден в алтаре, с белым знаменем – символом чистоты. Правда, во Франции белый цвет еще и символ траура.

Остался второй пункт. И Жанна ведет короля Карла VII к Реймсу. Ей открывают ворота занятых англичанами городов, выносят ключи, толпы людей выбегают навстречу. Если же этого не происходит, ее войско принимает бой. Жанну окружили полководцы, которые поверили в нее, – прекрасные воины, имевшие большой опыт. И соединились две эти силы – духовная и чисто военная.

В Реймсе была проведена коронация. Сколько картин написано на эту тему! Каждая эпоха изображает это событие по-своему. Но, видимо, можно не сомневаться, что Жанна Д’Арк стояла рядом с королем, теперь законным Карлом VII. Она ехала вместе с ним по улицам Реймса, и в криках толпы «Да здравствует Дева!» звучало чаще, чем «Да здравствует король!». Не всякий человек это выдержит, в особенности такой, как Карл, жаждущий самоутверждения после долгих лет унижений.

Наверно, в этот момент победы и славы Жанне Д’Арк и следовало возвратиться домой. Но она не хотела. Известно ее высказывание: «Я должна биться до конца. Это благородно». Она искренне в это верила. И затеяла взятие Парижа.

Вот начало трагедии. Не потому, что это было невозможно в военном отношении. Попросту к тому времени король стал уже ей враждебен: он не желал, чтобы Париж был освобожден руками какой-то крестьянки.

Показательно, что Жанна Д’Арк ничего не попросила у короля для себя лично – только освобождения от налогов для жителей ее родной деревни. И даже эту привилегию дали не навсегда: потом было изменено районирование, уточнились границы – и все, крестьяне из Домреми всех преимуществ лишились.

Для себя же Жанне ничего не было надо – только биться дальше. Надо заметить, в этот момент она перешла к той части своей деятельности, которая ей свыше не предписывалась.

Состоялась битва за Париж. Англичане отчаянно сопротивлялись. По одной из версий, до них дошли слухи, что Жанна утратила девственность и теперь им не страшна. Но главное – в разгар штурма король отдал приказ трубить сигнал отбоя. Полководцы, не могли не подчиниться приказу короля. Штурм не удался, а Жанна Д’Арк была ранена в бедро. Враги злорадствовали: она не является неуязвимой! Но она никогда себя неуязвимой и не объявляла.

После этой неудачи Жанна почувствовала, что все изменилось, ее вытесняют: не слушают, не приглашают на военный совет. И в апреле 1430 г. она покинула двор. Она присоединилась к войску, которое отбивало у англичан замки и крепости в долине реки Луары.

1430 год, 23 мая — под городом Компьен она оказалась в плену. Перед ней опустилась решетка ворот, когда она возвращалась в город после вылазки. Она попала в руки бургундцев. В декабре они перепродали ее англичанам. Неизвестно точно, была ли Жанна Д’Арк предана под Компьеном. Зато нет сомнений, что ее предали раньше – под Парижем, как предали и позднее, когда не пытались отбить или выкупить у англичан.

Англичане решили судить Жанну, обвинив ее в том, что она служила дьяволу. Карл VII побоялся предложить за нее выкуп. Судя по всему, он допускал, что она дрогнет, отречется, признает, что она от дьявола. Тогда из чьих же рук он получил корону?

Тяжелейший процесс длился с января по май 1431 г. Расследование возглавлял французский эпископ Кошон, в переводе с французского – «свинья». С того времени слово «кошон» связывают во Франции с темой национального предательства. Неправедный церковный суд признал ее виновной в ереси.

Она смогла сохранить свои убеждения, веру в то, что она посланница Бога, хотя был момент, когда она дрогнула. Она готова была признать, что грешила, потому что носила мужской костюм. На суде она очень умно отвечала, «находясь все время среди мужчин, где гораздо приличней быть в мужском костюме».

Через 20 с лишним лет, в 1456 г., Карл VII, который продолжал воевать с англичанами и вошел в историю как Победитель (к 50-м годам XV столетия англичан вытеснили из Франции), организовал процесс реабилитации Жанны д’Арк. Теперь ему надо было закрепить в памяти поколений светлый образ Девы. Были вызваны многочисленные свидетели, которые рассказали о ее жизни, ее чистоте. Вынесен приговор – аннулировать осуждение Жанны д’Арк как необоснованное. А в 1920 г. католическая церковь причислила ее к лику святых.

Сегодня мы понимаем, что именно во время короткой жизни Жанны сложилась и встала на ноги французская нация. А также французская монархия. И Вольтер не любил Жанну именно потому, что видел в ней отчаянную поборницу монархии, не понимая, что в Средние века король и нация, король и Франция – это одно и то-же. А Жанна Д’Арк навсегда подарила нам прекрасную светящуюся точку своей жизни, неповторимой, как шедевр искусства.

Похожие публикации