Роснефть лукойл. Мощность и расход. Пример сравнения основных характеристик продуктов двух производителей — Лукойл и Роснефть

Крупнейшая частная нефтяная компания России, считает 25 ноября 1991 года, когда Геннадий Бурбулис, вице-премьер ельцинского правительства, подписал соответствующее постановление. Впрочем, сама идея создать отдельный концерн из ключевых активов будущего «Лукойла» родилась за год до этого. Ее автором был тогдашний замминистра нефтяной и газовой промышленности СССР Вагит Алекперов.

Создание отдельной структуры далось Алекперову непросто. Сегодня, спустя четверть века с лишним, самостоятельность «Лукойла» опять под угрозой. В интервью Financial Times глава и крупнейший акционер «Лукойла» Вагит Алекперов вынужден был пространно объясняться, почему его компания и дальше будет оставаться частной и почему нет угрозы поглощения ее «Роснефтью».

Мол, у государственной нефтяной компании и ее главы Игоря Сечина попросту нет механизмов, которые бы позволили купить «Лукойл» при отсутствии у ее владельцев желания продать свои пакеты. По словам Алекперова, главе «Роснефти» Игорю Сечину «приходилось покупать лишь те активы, которые были доступны для продажи». «ТНК была продана акционерами. «Башнефть» выставили на продажу. Но не «Лукойл», - заявил Алекперов. «Не существует другого механизма покупки, если мы не продаемся», - объяснил он.

Эти комментарии, естественно, ситуацию не успокоили, а скорее, наоборот. Слухи о возможном поглощении «Лукойла» «Роснефтью» ходят давно. И Алекперов не ленится их регулярно опровергать. В 2013 году, когда компания Сечина закончила поглощение ТНК-BP и намечала следующее направление экспансии, глава «Лукойла», к примеру, заявил: «Нам не поступало официальных предложений [от «Роснефти»], не было и переговоров. Потом, компания «Лукойл» не продается - я постоянно это повторяю. Кто хочет купить пакет акций «Лукойла» - он всегда может пойти на биржу». И тем не менее тема угрозы от «Роснефти» регулярно всплывает.

История «Лукойла» – это история доброй десятой части нефтепрома СССР, которую сумели приватизировать один из заместителей союзного министра и группа его единомышленников. Перечень активов «Лукойла» был утвержден осенью 1992 году, когда Борис Ельцин своим указом определил контуры будущего устройства отрасли. Предполагалось, что крупнейшим игроком здесь будет госпредприятие «Роснефть», а конкуренцию ей составят частные «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и ЮКОС.

Дальнейший ход событий определила специфика российской политики в 1990-е годы. Появилась «Тюменская нефтяная компания», выделенная за счет активов «Роснефти» и приватизированная в пользу хозяев Альфа-Банка. От государственной нефтяной компании отпочковалась и «Сибнефть», созданная Борисом Березовским и Романом Абрамовичем . В ЮКОСе контроль перехватил Михаил Ходорковский и его люди.

Тогда в обмен на поддержку Ельцина на выборах 1996 года нарождающийся крупный частный капитал был допущен к разделу государственной собственности, в том числе и в сфере ТЭК. Вагит Алекперов на фоне этих «младонефтяников» выглядел человеком старой формации. Тем не менее олигархический уклад новой России оказался для него вполне комфортным. В 1997 году американский Forbes включил Алекперова в свой список богатейших. Его состояние было оценено в $1,4 млрд.

После кризиса 1998 года, избрания Путина и начала роста мировых цен на нефть российские нефтяники взяли курс на «легализацию». Компании раскрыли собственников, разместили акции на биржах, старались быть похожими на западные аналоги и заботились о капитализации. «Лукойла» чуть позже, чем ЮКОС, но путь этот прошел. В 2004 году, когда российский Forbes составил первый рейтинг богатейших, Вагит Алекперов был помещен на 10-е место с оценкой стояния в $3,9 млрд.

Жизнь шла дальше, и «олигархическая» нефть в России кончилась со вторым сроком Путина. «Сибнефть», ЮКОС были национализированы. Затем подошел черед и ТНК, поглощенной «Роснефтью». Последней до сих пор остановкой на пути национализации нефтянки стала скандальная покупка «Башнефти».

Что осталось в частном секторе? «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» (если не считать «мелочь» и считать государственной «Татнефть», находящуюся контролем правительства Татарстан). Примерно так все и было запланировано тем самым указом Ельцина, которым была нарезана структура российского нефтепрома. Тот расклад был удобным для Алекперова. Он, собственно, и был одним из авторов концепции документа.

В 1995 году в одном из своих первых интервью Вагит Алекперов так описывал историю создания «Лукойла»: «В теперь уже далеком 1990 году, когда был принят закон о государственном предприятии и началось реформирование министерств, я предложил тогдашнему главе Миннефтегазпрома СССР Филимонову концепцию создания корпорации на базе этого министерства, и он в основном одобрил ее. … В принципе идея была та же, что у Черномырдина, который незадолго до того создал концерн «Газпром».

Однако создать «нефтяной Газпром», по словам Алекперова, не удалось. Мол, чиновники разных министерств не смогли договориться. «Поэтому в том же году родилась мысль создать концерн с ограниченным числом участников», - вспоминал Алекперов. Эта мысль была реализована, хотя и не без сопротивления. «Я тогда в разных инстанциях подвергся резкой критике за то, что «разрушаю отрасль». Но мы устояли», - говорил Алекперов.

С тех пор прошло без малого три десятилетия. История, сделав виток, вновь вернула российскую нефтянку в состояние, когда главный игрок – государственный концерн. Отличия, конечно, есть: КГБ на излете существования СССР не внедрял столь явным образом своих генералов в руководящий аппарат нефтепрома и избегал демонстративных спецопераций. Да и доходы руководящих сотрудников тогдашней индустрии с нынешними не сравнить. Но нерв противостояния тот же.

Сохранит ли самостоятельность «Лукойл» в этот раз? Аргументы в пользу существования нескольких конкурирующих нефтяных компаний нынешний глава «Лукойла» отточил еще с тех времен, когда в здании Министерства нефтяной промышленности на Софийской набережной (там сейчас главный офис «Роснефти») в качестве замминистра собирал на совещания глав добывающих предприятий. И он прекрасно помнит, каким образом в свое время была торпедирована идея создания единого государственного «нефтеконцерна».

Как приличный мужчина, я обожаю автомобили, и не живется мне спокойно, решил проверить качество бензина на автозаправках Москвы. Роснефть, Лукойл, Газпром, BP и другие трепещите!

В автомагазинах продаются различные тест-полоски для проверки качества бензина. Но, понятно, что они не могут дать полные данные состава бензина и определить его соответствие всем нормам. Такой тест не так давно делал macos . Эксперимент мне показался интересным, но я решил действовать наверняка и отправился в настоящую испытательную лабораторию горюче-смазочных материалов.

Первым сюрпризом стал поиск лаборатории, которая может протестировать бензин. Оказалось, в Москве таких не много. Я нагуглил только две (Шелл и Нефтьмагистраль) подходящие лаборатории, в которые без заморочек может сдать бензин на анализ частное лицо. Другие лаборатории либо анализируют масла, либо находятся не близко, либо анализ стоит неоправданно дорого, либо с частными лицами сотрудничество проблематично. Кстати, может, кто-то знает, почему такие лаборатории не любят частных лиц?

Выбор пал на Нефтьмагистраль. На самом деле выбрал их из-за цены (удовольствие это оказалось не самым дешевым), да и находятся они достаточно близко от Москвы (Внуково).

Проехав по МКАДу от Ярославки до Киевского шоссе я заехал на следующие заправки: Роснефть, Лукойл, BP, Нефтьмагистраль, Газпромнефть. Залил бензин в пластиковые канистры, специально предназначенные для бензина. Для тестирования брался стандартный 95й бензин.

Выкладываю чеки на бензин для сравнения - (цена за литр/рублей): Нефтьмагистраль - 33.20, Газпромнефть - 34.05, Роснефть - 34.10, Лукойл - 34.52, BP - 34.59. На BP не удержался, купил минералки-). Главный вопрос – чем отличается и отличается ли более дешевый бензин от дорогого, чем машины полезнее кормить и вообще есть ли разница, чем кормить?

Чтобы все было максимально независимо, сдал образцы бензина анонимно - под номерами. Хотя, забегая вперед, скажу, что после анализа мы разговорились с человеком, который там работает и, глядя на состав, он сам сопоставил и назвал марки трех пробников. В этот момент почувствовал настоящее уважение к человеку, который настолько хорошо знает рынок и знает составы и отличия бензина разных марок.

Лаборатория оборудована по последнему слову техники. Я бы не назвал ее большой, но оборудование поражает. Анализу подверглись следующие параметры топлива: октановое число, фракционный состав, содержание сернистых и ароматических соединений. Как ни крути, но эти данные полоски для теста бензина никак не могут выявить. А хороший бензин – это не только отличные ходовые и разгонные характеристики авто, но и залог его бесперебойной работы и исправности. Думаю, что тот, кто стоит на гарантии и заезжает на ТО, много раз слышал от мастеров вздохи по поводу грязных свечей и плохого бензина.

Остановимся на нескольких аппаратах поподробнее. Ниже УИТ-85М. Аппарат сделан в России на Савеловском машиностроительном заводе. На этой установке определяют октановое число. Прибор имитирует работу двигателя, используя всего один цилиндр, затем установка сравнивает эталон с поступившим на исследование бензином.

С октановым числом у всех марок оказался порядок. Все в пределах нормы.
Тестируем дальше. Содержание серы в бензине помогает определить спектрометр. Активные сернистые соединения, содержащиеся в бензинах, вызывают сильную коррозию топливной системы и транспортных емкостей. Неактивные сернистые соединения к коррозии не приводят, но образующиеся при их сгорании газы вызывают быстрый абразивный износ деталей двигателя, снижают мощность и ухудшают экологическую обстановку.

А этот прибор для определения химсостава. За несколько секунд выдает подробный анализ состава.

Аппарат, определяющий фракционный состав бензина.

Аппарат для определения плотности нефтепродукта

Аппарат для определения давления насыщенных паров

Оборудование для анализа дизельного топлива существенно отличается. Но у меня не было с собой дизельного топлива, поэтому, как именно работает аппарат, я не смог увидеть, но успел запечатлеть:

Аппарат для определения фактических смол

Но самое важное это итоговые результаты, именно за ними я и приехал в лабораторию. На самом деле результаты оказались неожиданными. Я был уверен, что, по крайней мере, половина марок окажется негодной, но…почти весь бензин оказался в рамках стандартов, единственно, Лукойл "подвел".

Бензин Лукойла АИ-95 не соответствует ГОСТу Р 51866-2002 по ряду показателей фракционного состава. Первое несоответствие: конец кипения (этот показатель должен быть не выше 210С, у Лукойла он составляет 215,7С). Последствия: увеличенный расход топлива и нагарообразование в камере сгорания цилиндра двигателя. Второе несоответствие: по доле ароматических углеводородов. Последствия: нагар на свечах при прохождении следующего ТО. Все это можно увидеть в протоколе испытаний. То есть от этого бензина не только увеличится расход топлива, но и значительно возрастет износ двигателя.

Показатели фракционного состава и соответствие этих параметров норме являются одними из основных, так как по ним можно определить скорость прогрева двигателя, его приемистость, пусковые качества, равномерность работы двигателя на холостых оборотах. Для расшифровки всех показателей можете воспользоваться вот таким «словариком ».

По содержанию серы выделился, кстати, Газпром, но по этому показателю все в пределах нормы у всех марок.
У Лукойла и Газпрома оказались самые низкие показатели по ОЧИ (октановое число, чем оно выше, тем лучше бензин сопротивляется детонации) – 95,4, у BP чуть выше – 95,5, но все равно не максимум, хотя повторюсь, что все в пределах нормы, но без особых стараний.

Другие протоколы можете посмотреть здесь

Нефтьмагистраль:

Роснефть:

В целом я удивлен, все-таки ожидал больше нарушений-) Возможно, дело в том, что бензин брался в Москве, у нас видимо проходят постоянные проверки. Было бы интересно, если кто-то, живущий в регионе, взял бы эстафету и провел аналогичные анализы.

Вопрос в студию, стоит ли переплачивать за марку, если по итогу все равно качество у всех одинаковое, а некоторые недешевые марки еще и немного мухлюют? Попадали Вы лично на некачественный бензин? Пытались как-то доказать производителю его вину? Обращались ли в такие лаборатории? И, собственно, чем руководствуетесь при выборе заправки, ведь, как оказалось, высокая цена не всегда залог качества…

Фото Reuters

Приватизация «Башнефти», вставшая наконец в повестку дня, представляется весьма интересным и важным тестом на качество современного государственного управления России. Реальных претендентов два: «Роснефть» и ЛУКОЙЛ.

Разговоры о том, что госкомпания якобы не может участвовать в приватизации, представляются обычной либеральной пропагандой и лоббизмом, так как госкомпании прекрасно участвовали в приватизации в России (например, РФПИ и финская Fortum) и даже официально назывались в качестве участников приватизации самой «Башнефти». Последовательная дискриминация российскими либералами российского же государства в этом плане представляется принципиально значимой, однако она вряд ли должна оставаться реальной основой государственной политики.

Кроме того, «Роснефть» является компанией с частной формой собственности, действующей в конкурентной рыночной среде. Таким образом, выбор действительно должен делаться между «Роснефтью» и ЛУКОЙЛом - и будет осуществляться либо из соображений коммерческой эффективности, либо на основе разного рода закулисных махинаций.

С точки зрения эффективности ситуация представляется вполне прозрачной и очевидной и позволяет ответить на вопрос, почему ЛУКОЙЛ не может предложить за актив такую же сумму, как «Роснефть».

Удельные (приведенные к баррелю нефтяного эквивалента) затраты на добычу у «Роснефти» почти на 40% ниже (159 против 259 руб/барр.), удельные капитальные затраты на разведку и добычу – ниже в 2,2 раза (261 против 579 руб/барр. нефтяного эквивалента), маржа EBITDA составляет 24 против 14%, доходность на капитал – 14 против 10%.

Несмотря на экономность, «Роснефть» наращивает объемы бурения (в 2015 году они увеличились почти в 1,4 раза), в то время как у ЛУКОЙЛа они сократились более чем на четверть. В целом капвложения «Роснефти» в России выросли на 12% – при таком же сокращении их ЛУКОЙЛом. В результате добыча углеводородов в России «Роснефтью» выросла на 1% при сокращении ее ЛУКОЙЛом на 2%. Производственная эффективность дополняется коммерческой (по оценкам, совокупная доходность для акционеров у «Роснефти» составляет 34% против 13% у ЛУКОЙЛа) и фискальной: доля налогов в выручке составляет соответственно 50% против 42%. Фискальные платежи «Роснефти» в 2015 году превысили 2 трлн 300 млрд руб.; у ЛУКОЙЛа цифра поскромнее – 990 млрд. Дивидендные выплаты государству со стороны «Роснефти» составили 86,5 млрд, ЛУКОЙЛ как частная компания дивиденды государству не перечисляет. В общем, если говорить о том, какой вариант продажи «Башнефти» выгоден для государства, сомнений тут быть не может.

Весьма существенно, что «Роснефть» имеет значительно больший опыт успешной интеграции активов, чем ЛУКОЙЛ, что обещает больший и более быстрый эффект от оптимизации правленческих затрат и процедур. Важную роль играет и структура компаний. В результате, по оценкам специалистов АТОНа, синергетический эффект «Роснефти» от приобретения «Башнефти» составит 2,6 млрд долл. по сравнению с 1,9 млрд долл. в случае приобретения ЛУКОЙЛом.

За счет эффективности «Роснефть» обладает большими свободными средствами, что с учетом лучшего синергетического эффекта позволяет ей заплатить большую цену за «Башнефть». С данной позицией вполне солидарны ведущие представители инвестиционного сообщества (аналитики Deutsche Bank, Morgan Stanley, Газпромбанка, финансовой группы БКС и др.).

Не стоит забывать и о том, что приобретение «Башнефти» перед приватизацией 19,5% «Роснефти» существенно повысит стоимость последней, что обеспечит государству кумулятивный эффект как от роста дивидендов, так и от будущей приватизации. По мнению специалистов АТОНа, такая последовательность действий «сразу убивает двух зайцев: реализуются две сделки с максимальным доходом для государства и максимальным синергетическим эффектом для отрасли».

Таким образом, если государство намерено исходить из прозрачных рыночных мотиваций (не говоря о политическом нежелании повторять грабительскую приватизацию 90-х), оно должно ориентироваться на вариант, обеспечивающий одновременно большую коммерческую и бюджетную эффективность.

Возможная передача «Башнефти» ЛУКОЙЛу, на 63% акций которого выписаны американские депозитные расписки (а значит, компанию весьма условно можно считать российской) и который в 2015 году сократил инвестиции с 15 до 9 млрд долл., в свете изложенного представляется весьма четким индикатором иных, более традиционных для 90-х годов мотиваций отечественной государственности.

Представители «Роснефти» и ЛУКОЙЛа отказались от комментариев.

Дорогой Варандей

ЛУКОЙЛ инвестировал в строительство Варандейского терминала $1,1 млрд, он был запущен в 2008 году. Причал для этого терминала пришлось построить на расстоянии 21 км от берега в Баренцевом море: прибрежная зона слишком мелководна.

Ставка $38 за тонну намного выше стоимости перевалки на других экспортных терминалах, говорит вице-президент международного ценового агентства Argus по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Виктор Парно. Для сравнения: в Приморске перевалка нефти стоит чуть больше $2 за тонну, в Новороссийске — немного больше, $3 за тонну, в Усть-Луге — около $2,5 за тонну, перечисляет он. Варандей — частный терминал, он построен в сложных северных условиях, это отчасти может объяснить такую высокую цену, рассуждает эксперт. Оценить, окупил ли уже ЛУКОЙЛ инвестиции в терминал, опрошенные РБК эксперты и аналитики не смогли.

Скидка на $1,4 млрд

«Роснефть» купила 50,08% «Башнефти» в октябре 2016 года, став партнером ЛУКОЙЛа по «Башнефть-Полюсу». Компания тогда «пришла в ужас» от высоких ставок на Варандее, вспоминают два федеральных чиновника. Но ЛУКОЙЛ отказался снижать ставку и компании заключили новый контракт на год на тех же условиях, рассказывают два собеседника РБК. «Договорились, что новые условия утвердим в течение трех месяцев в начале 2017 года», — объясняет один из них, но договориться до сих пор не удалось.

ЛУКОЙЛ готов снизить ставку на перевалку на $10 за тонну, рассказывают два человека, близких к ЛУКОЙЛу и «Башнефть-Полюсу». Такая уступка обсуждается с апреля, уточняет один из них. Второй источник подтверждает, что цифра обсуждалась с весны. Но ЛУКОЙЛ готов предоставить скидку только в обмен на пятилетний контракт, говорит один из собеседников. И чем короче контракт — тем меньше скидка, добавляет он. В ходе переговоров «Роснефть» рассматривала альтернативный вариант транспортировки — строительство трубы от месторождений имени Требса и Титова до магистрального нефтепровода «Транснефти» Уса — Ухта — Ярославль, говорят три источника, близких к «Башнефть-Полюсу», «Башнефти» и ЛУКОЙЛу. Но этот вариант пока посчитали малореалистичным: стройка займет два-три года и будет менее выгодна, чем транспортировка через Варандей; кроме того придется расширять магистральный трубопровод «Транснефти», говорят источники РБК.​ «Транснефть» действительно получила обращение «Роснефти» по подключению месторождений Требса и Титова к системе магистральных нефтепроводов, сказал РБК советник президента трубопроводной монополии Игорь Демин. «Мы получили обращение от «Роснефти». С учетом предполагаемых объемов к прокачке необходимо будет провести расширение действующего трубопровода с рядом других мероприятий. Общая их стоимость составляет до 5 млрд руб.», — сказал Демин.

Запасы месторождений имени Требса и Титова на конец 2015 года составляли 140 млн т, таким образом за весь срок реализации проекта «Роснефть» при снижении ставки на $10 за тонну может сэкономить $1,4 млрд, говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. По его словам, добыча в зависимости от годовых объемов может растянуться примерно на 70 лет.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

«Роснефть» не устроили ни размер скидки, ни условие о долгосрочном контракте, рассказывают источники РБК. Один из них уточняет, что компания намерена получить скидку $20 от стоимости перевалки тонны нефти.

ЛУКОЙЛ предлагал «Роснефти» своповые поставки нефти по трубе на Усе (отсюда начинается транспортировка нефти с северных месторождений Тимано-Печоры, в том числе Усинского месторождения ЛУКОЙЛа) вместо поставок через Варандей, ни о какой скидке речи не идет, заявил РБК президент и совладелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. «У начальника сейчас жесткая позиция — цену [на перевалку нефти] не снижать», — подтверждают два человека, близких к ЛУКОЙЛу.

Своповые поставки действительно обсуждались: «Башнефть-Полюс» могла бы отдавать нефть ЛУКОЙЛу, а ЛУКОЙЛ поставлять свою нефть «Роснефти» в районе Усы, говорят два человека, близких к ЛУКОЙЛу и СП. Но для «Роснефти» это невыгодно: нефть месторождений имени Требса и Титова намного лучше по качеству, рассказывает один из собеседников.

Первый источник РБК говорит, что дедлайн по переговорам — 1 ноября, второй считает, что время есть до середины декабря.

Похожие публикации