Почему ванга не святая. Церковь ванги

Существует большое количество различной литературы, описывающей житие болгарской прорицательницы. Тексты отличаются однообразием, опираются на внешние события и обыкновенные эмоции. Отношение православной церкви к Ванге сформировалось под влиянием очевидцев, литературы и анализа ее деяний.

Даже самые подробные книги не дают полного раскрытия личности Ванги, которая обрела популярность и стала известна благодаря журнальным статьям. Церковь утверждает, что деятельность болгарской провидицы никак не состыковывалась с канонами православия и моральными основами христианской религии.

Мнение церкви

Священные тексты воспрещают верующим обращаться к искусным гадателям и магам , даже если эти люди опираются на высшие силы внутри их сердца. Предсказание - разновидность магии и язычества, которая способствует проникновению в области вселенского миропорядка. Смотрящие в будущее ставят под сомнение могущество Небесного Отца и некоторым образом ограничивают свободу человеческого выбора.

Апостол Павел предупреждает: темные силы маскируются светом и пытаются обманом затащить душу на бесчестный путь.

Обычные люди часто называют прорицательницу святой, сравнивая её с Матроной Московской . Сложности в формировании отношения складываются из-за того, что православная церковь отвергает авторитет Ванги, считая деятельность провидицы неподобающей.

Отношение православной церкви к:

Как церковь относится к предсказаниям Ванги

Современные верующие с трудом распознают светлые силы от замаскированных темных и отдаляются от истинного учения Спасителя Христа. Это невежество формируется на почве атеистического окружения и религиозной безграмотности.

  • Однако Церковь оставляет шанс того, что пророчества способны сбываться. По словам священнослужителей, демонические силы, устремленные дезориентировать волю человека, заставляют последнего поступать в соответствии с желанием бесов. Прорицателям, связавшим свою жизнь с темными силами, Господь не открывает Свою волю. Поэтому ясновидящая Ванга, отринутая Церковью, не является авторитетом в православном мире.
  • Священнослужители утверждают: святость в христианстве проявляется при полноценном духовном переживании, не затрагивающем свободную волю человека. Благодать, дарованная Господом, приходит после многих лет аскетической практики и беспрекословного соблюдения заповедей. Плоды совершенства появляются через годы очистительных прошений. Чтобы обрести святость и особенные дары, необходимо Откровение через сошествие Духа.
  • Биография Ванги повествует о том, что она была далека от условий приобретения светлых способностей. Ясновидящая глубоко заблуждалась относительно истинной веры. На своих сеансах она уходила в глубокий транс, после которого не могла воссоздать картину увиденного в памяти. Очевидцы замечали, что во время ритуалов Ванга оперировала чужими голосами или подражала звукам животных. Эти признаки похожи на одержимость, но не на святость.
  • Свидетельства и факты биографии подтверждают общение прорицательницы с падшими духами. Ванга часто пользовалась при гаданиях кристаллами и другой подобной атрибутикой. Потусторонние силы открывали ясновидящей секреты прошлого, настоящего и далекого будущего, которое они только предугадывают, но не знают наверняка. Очень часто предсказания не сбываются. Демоны же, вышедшие на диалог с медиумом, объясняются неясным языком или обманывают нарочито. Предсказания провидицы облачались в форму недосказанности и вызывали сомнение.
  • Пророчества христианских святых распространялись во имя спасения. Верующим давался шанс избежать несчастий различного масштаба через усердное покаяние и отрицание греховности. В предсказания болгарской ясновидящей видна суровая обреченность, будто не существует вовсе Бога, могущего сотворить все, что необходимо.
  • Ванга, по словам Церкви, не осознавала свою связь с миром падших духов, как не понимали этого очевидцы её предсказаний. Нет необходимости видеть потусторонний мир для свершения земных дел. Светилом нам должно служить знание Закона Божьего. Обманут не будет тот, кто соблюдает заповеди и направляет свой духовный взор на самого Творца.

На заметку! На деньги прорицательницы построили храм в честь Параскевы Болгарской. Архитектурой и росписью стен занимался художник С. Русев, поклонник Н. Рериха. Эту церковь окрестили «масонской», так как алтарь и фрески совершенно не соответствовали христианским представлениям. Напротив образа Христа располагается портрет провидицы Ванги, выполненный в стиле «псевдоиконы».

Строительство рассматривалось в качестве жертвоприношения и началось в 1992 г. Сегодня храм используется в качестве туристического центра.

Читайте о суевериях:

Церковь Ванги в Рупите, Болгария

Биография Ванги

Вангелия Гущерова родилась в 1911 г. в городе Струмице в бедной семье. Когда маленькой девочке было 3 года, её мать умерла при родах. Событие, в корне повлиявшее на судьбу Ванги, произошло в 1923 г. Она находилась в компании с сестрами, когда поднялся мощнейший ураган и унес будущую ясновидящую в поле. Её нашли в насыпи из веток и песка, девочке сделали несколько операций на глаза, но зрение восстановить не удалось.


Характеристика ясновидения провидицы

Ванга часто упоминала о голосах, которые диктовали всякие пророчества. Церковь утверждает, что дар предсказания исходит или от Всевышнего или от демонических сил. Когда провидица впадала в транс, её личность покидала тело, отдавая право голоса потусторонним духам.

  • Сама Ванга говорила, что у этих существ имеется определенная иерархия. Главные демоны приходят, когда нужно известить о больших неприятностях. Эти существа, обладающие колоссальной силой, самовольно внедряются в тело и правят им, не обращая внимания на желание «хозяина».
  • Некоторые демоны представали перед Вангой в образе умерших родственников людей, обратившихся за помощью. Призраки отвечали на вопросы и с большим любопытством задавали собственные.
  • Священное Писание предупреждает верующих держаться подальше от мира духов, где находится большая ложь и колоссальная тьма. Иногда за помощью болгарская провидица обращалась к инопланетным существам.
  • Ванга при исцелении использовала магические приемы, но совершенно не убеждала людей читать молитвы и каяться перед Творцом . Святые люди же, прося божественной помощи, заботятся об излечении собственно души, что прямым образом влияет на подчиненное тело.
  • От обольщения темной энергией людей защищает духовная жизнь, сбалансированная в рамках праведности. Подвижничество и религиозная устремленность отрезвляет ум, снимает пелену невежества, сберегает от грехопадения. Когда человек не готов служить ангелам, он пропадает во власти демонов, умеющих коварно обмануть. Ванга не имела правильного опыта христианского бытия и не могла отстраниться от посещающих её существ.
  • Даже тот факт, что пророчества сбываются, не доказывает чистоту духа. Подобный пример находятся в Священных Писаниях, где апостол Павел исцелил от демона-провидца тело служанки.
Важно! Отношение православной церкви к Ванге несет негативный окрас, несмотря на её большой вклад в дело исцелений и прорицаний. РПЦ не признает её методов, называя их оккультными и языческими.

Несмотря на популярность и большой почет, болгарская провидица предстает перед священниками как человек, впустивший в свое сердце могущественную тьму.

Можно ли верить пророчествам Ванги? Протоиерей Владимир Головин

Взаимоотношения Православной Церкви и известной прорицательности Ванги не определены до сих пор: c одной стороны ходят слухи, что Ванга канонизирована, а с другой, что она была одержима злыми духами.

Зачем Ванге церковь?

Сама ясновидящая считала себя верующим человеком. Стены ее дома в Рупите увешаны иконами, любимая - образ великомученицы Петки. Прорицательница мечтала построить часовню в честь этой святой. Ванга признавалась, что эта церковь - дело всей ее жизни. Говорила, что часовня для нее - это ее ребенок, ее слава, что это - все для нее. Ванга мечтала о настоящем храме, чтобы кто угодно мог зайти помолиться, очистить душу. Ясновидящая на свой лад пыталась объяснить, что хочет проложить людям путь к Богу.

Как строили храм

Церковь начали строить в сентябре 1991 года на средства самой Ванги и на пожертвования. В доме стояла специальная копилка, в которую люди складывали деньги. Рассказывая о строительстве, Ванга вспоминала, что люди стекались к ней в дом и приносили монетку к монетке. Но в деле о церкви много неясного, некоторые из тех от кого Ванга зависела, не понимали, зачем ей это надо, старались влиять на ее жизнь, в основном, на денежные дела. Очень трудно было получить разрешение на само строительство, сначала запрещали светские власти, потом церковные.

Племянница пророчицы, Красимира Стоянова, уверяет, что изначально ясновидящая выбрала для осуществления своей мечты другое место и даже успела заложить там фундамент, но основатели фонда "Ванга" настояли, что храм надо строить в Рупите. И строительство было перенесено. Стоянова считает, что и сам проект не соответствовал тому, о чем мечтала ее тетя, что над воплощением мечты просто надругались.

В одном из своих последних интервью Ванга обижалась на упреки в том, что для строительства якобы использовались краденые деньги. Говорила, что слухи идут от тех, кто не дал ни гроша, что все бумаги в порядке, что записано все до копейки. Очень переживала, утверждая, что от денег идет только зло.

Ванга торопилась довести дело до конца, мечтала сделать храм живым для людей.

Церковь святой Петки Болгарской в Рупите

Выстроенный храм нарушает все церковные каноны. Архитектура и роспись принадлежат известному художнику Светлину Русеву, который является большим поклонником Николая Рериха, что очень проявилось при строительстве церкви. Алтарь и настенная роспись настолько не соответствовали представлениям болгар о православной вере, что некоторые даже призывали разрушить постройку. Позднее жители Рупите все-таки принесли в алтарь свои иконы, чтобы в церкови можно было проводить службы. Храм прозвали "масонским".

Интересно, что напротив образа Спасителя висит портрет самой Ванги, выполненный в технике "псевдоиконы", что тоже вызвало резкое неприятие священнослужителей, которые называют такие лики полуоккультными.

Ванга и Болгарская Церковь

Первоначально церковные власти отказались проводить обряд освящения церкови, т.к. она не соответствовала православным канонам и традициям. Узнав об этом, Ванга заплакала.
14 октября 1994 года митрополит Нафанаил освятил только алтарь. На это Болгарская Церковь пошла из-за того, что жители Рупите не признавая неосвященный храм, угрожали его разрушением. Именно митрополит Нафанаил, лично знавший Вангу много лет, всегда неохотно говорил о ней, обычно только так: "Надо молиться за ее душу..."

Сейчас в церкви в Рупите проходят службы, крестят детей, сотни людей приезжают издалека, чтобы поклонится и поставить свечи. Но сама Ванга никогда не была канонизирована.

Церковь признала Вангу ведьмой



Споры о том, кем была великая пророчица Ванга, после ее столетия не утихли. Часть ее поклонников добивается канонизации. А некоторые церковные иерархи напротив - считают ее ведьмой. Но, что интересно, даже они признают ее дар. Мне приходилось бывать в Болгарии, я разговаривал с родственниками и близкими знакомыми Ванги. Они рассказали, что Ванга регулярно ходила в церковь, причащалась и исповедывалась, отправляла пожертвования монастырям. Себя же называла "великой грешницей".
Время рассудит. Для меня ясно, что она была великой личностью, механизм ее дара до сих пор не разгадан учеными. Я выкладываю свою заметку про Вангу, которая вышла в "Жизни" в сентябре. Это полный вариант. Фото Ванги мне дала ее племянница Красимира. На цветном - Ванга в Роженском монастыре в 1992-м году. На черно-белом - Ванга на с родственниками у церкви в Рильском монастыре в 1970-м.

"Церковь объявила Вангу ведьмой

Болгарский митрополит Николай назвал великую пророчицу колдуньей, а ее дар – дьявольским.

43-летний Пловдивский митрополит Николай, один из авторитетнейших богословов, выпускник Московской духовной академии, в своем архипастырском послании верующим объявил всемирно известную пророчицу ведьмой.

Сделано это в ответ на обращения земляков Ванги и архиерейского наместника в Петриче Ангела Кочева в патриархию с просьбой канонизации Вангелии Пандевой-Гущеровой.

При жизни великой пророчицы болгарская церковь считала Вангу своим верным чадом. Она регулярно посещала монастыри, делала им крупные пожертвования, исповедывалась, причащалась. Даже храм, построенный Вангой в Рупите, который церковь сочла неканоническим по форме и росписям, все-таки был освящен при ее жизни, в 1994-м году.

Похоронили Вангу тоже по христиански – отпевали несколько священников, на могиле поставили крест. Почему же именно сейчас, спустя 16 лет после кончины церковь ведет массированную атаку на Вангу? Дело в том, что популярность пророчицы после смерти не растаяла, а растет, обрастая легендами. А в канун обещанного календарем майя в 2012-м году конца света почитание слепой вещуньи переходит в истерию. А фонд Ванги, созданный в Болгарии при ее жизни, превратился, по мнению церкви, в оккультную организацию.

Атака на Вангу началась в год ее столетия. Сначала в Софии была презентована книга иеромонаха Виссариона из Зографского монастыря на Афоне. Он назвал ее громко и резко: «Ванга – портрет современной ведьмы». В русском издании слово «ведьма» смягчили, заменив на более мягкое “колдунья”. Книгу, написанную как научное исследование, поначалу церковь аттестовала как частное мнение богослова.

Книга вызвала бурю – в Болгарии Вангу почитают, ее крестных детей там несколько сотен, а уж людей, исцеленных этой женщиной или тех, кому она помогла советом – десятки тысяч.

Мне приходилось бывыть в Болгарии, я встречался с родственниками, соседями и друзьями Ванги. На ее могилу в Рупите люди приходят, словно к святой – со своими молитвами и просьбами. Говорят, что они исполняются – почитатели Ванги ведут летопись посмертных чудес. Недавно национальное телевидение провело опрос, по результатам которого Ванга была названа в числе самых популярных личностей. Она – бренд Болгарии. И вдруг богослов с Афона объявил ее ведьмой! В патриархию посыпались возмущенные письма. Люди называли Вангу святой и просили канонизировать.

Митрополит

Церковь ответила твердо и жестко - устами митрополита Пловдивского Николая. Он считается близким к Болгарскому патриарху Максиму епископом, не случайно архипастырское послание владыки Николая по поводу Ванги помещено в разделе официальных документов патриархии. Оно стало уже не «пробным шаром», как книга Виссариона, а выстрелом из орудия крупного калибра. Вот выдержки из послания митрополита Николая:

«С сожалением должен сказать, что так называемый «феномен Ванги» становится более опасным и тревожным, потому что Ванга и ее адепты всегда действовали и продолжают действовать под прикрытием церкви. Ванга под видом благочестивой православной христианки возводила хулу на церковь, церковные каноны называла «телешоу»…Ни один пророк Божий не решился вызывать души умерших, это чистое колдовство, а Ванга делала это сотни раз на протяжении всей своей жизни.»

Митрополит Николай в своем послании обвинил Вангу в том, что «она обирала людей, брала деньги и подарки за свои услуги, вовлекала людей в свои оккультные действия, заставляя спать на сахаре». (Напомню, что Ванга просила каждого посетителя принести ей кусочек рафинада, который накануне полагалось подержать под подушкой - авт.)

Ванга, по заявлению митрополита, «не смирилась перед церковью и ее прелатами, ставя себя выше церкви». Митрополит, ссылаясь на Священное писание, сравнивает провидицу с язычниками и идолопоклонниками, которые не покаялись. Он заявляет, что «люди, считающие Вангу своим кумиром, упорствуют в своем заблуждении и отделяют себя от церкви».

Владыка Николай жестко ставит своей пастве ультиматум: «Или отказаться от Ванги, как от врага, или взять ее в пророки и святые, отказавшись от Церкви.»

Следующим шагом церкви в борьбе с феноменом и культом великой пророчицы может быть отлучение ее от церкви. Уж очень похожи послание митрополита Николая и труд иеромонаха Виссариона на богословское обоснование необходимости крайней меры.

Виссарион

Иеромонах Виссарион, который в юности до принятия сана сам увлекался оккультными учениями, исследовал феномен Ванги с дотошностью следователя Инквизиции. Кажется, если была бы возможность, он допросил бы с пристрастием и саму пророчицу. Но Вангу из гроба не поднимешь, с того света не вызовешь, и Виссарион воспользовался воспоминаниям близко знавших Вангу людей, документальными фильмами, записями интервью. Проанализировав слова и поступки провидицы, афонский богослов пришел к выводу, что дар пророчества у нее действительно был, но не от Бога.

Мне не было легко работать над этой темой, восемь месяцев копаться в этой отраве, - утверждает Виссарион. - Достаточно взглянуть на силы, с которыми общалась Ванга, чтобы понять, что они темные. Есть много свидетельств, что злые духи мучили Вангу. Они заставляли ее сметать паутину ночью, затем раздеваться и снова одеваться. Когда Ванга пыталась сопротивляться, столкнули ее с лестницы, сломав ногу. Ванга впадала в транс под влиянием духов, которые использовали ее тело как бездушную вещь, заставляли говорить чужим голосом. Поклонница Ванги Величка Ангелова описывает момент, когда та рычала, как собака, угрожала окружающим. На самом деле Ванга – несчастная женщина, мучимая злыми силами. По писанию, чародеям, которые занимались вызыванием мертвых, как Ванга, место не у Бога, а в адском огне.

Богослов Виссарион в деталях сравнил лечение, которое применяли святые отцы, с целительством Ванги.

У Ванги было много магических элементов. Страдающему неврозом Ванга советовала зарезать петуха, вынуть сердце и положить в бутылку с вином, потом съесть и запить вином. Старец Паисий говорил, что маги так лечат людей, одержимых бесами, и болезни которых произошли не в силу естественных факторов, а из-за темных сил. Из-за своей связи с бесами Ванга могла “помогать”, но душа исцеленных телесно людей оказывалась связанной с бесовским влиянием.

По мнению Виссариона, чтобы проявились плоды святости, необходим долгий период очищения, а у Ванги его совсем не было:

В юности, когда она она ослепла и начала предсказывать, перед ней по ее словам явился святитель Иоанн Златоуст, который сказал, что она станет первой гадалкой. Это трагикомический момент - Иоанн Златоуст всегда говорил о ворожеях, как о слугах лукавого. И Ванга, невежа в духовном отношении, то лживое бесовское видение приняла за чистую монету. А в 1941 году она начинает говорить чужим голосом, как одержимая бесом. Она получает предсказания от общения с демоническими силами. Они иногда говорят истину, но только для того, чтобы впоследствии обмануть тех, которые им доверяют. Именно поэтому мы не должны обращаться к ворожеям – даже если они и скажут что-то верное, все равно душа человека будет осквернена бесовским воздействием. Иоанн Златоуст советует нам быть очень осторожными, ненавидеть ворожей, которые называют себя христианками. Я доказал, что Ванга – колдунья, которая очень далека от святости.

В Петриче, где стоит дом Ванги, ее по-прежнему почитают как святую. В годовщину смерти на могиле Ванги в Рупите была отслужена панихида. Священник Ангел Кочев, выступивший с инициативой канонизации Ванги, считает, что высказал сердечное желание многих людей в Болгарии. В отличии от иеромонаха Виссариона, автора книги, низвергающей пророчицу в ад, Кочев близко знал Вангу лично, с 1972 года он регулярно проводил обряд елеосвящения в ее доме.

Ванга была мученицей, с большой радостью я бы согласился, чтобы она была канонизирована, потому что это не только мое личное желание, но и многих людей в Болгарии, - обозначил свою позицию отец Ангел. – Такое право предоставлено Святейшему Синоду нашей Церкви. Одно из условий канонизации святого – чудеса. Они совершались еще при жизни Ванги, она помогала даже безнадежно больным. Не воскрешение ли это, не чудо ли, когда возвращаешь к жизни человека? Так что, дай Бог, чтобы появились видимые знаки после ее смерти на ее могиле, куда за помощью приходят тысячи людей. Были скептики, которые говорили, что чудеса после смерти закончится, но они продолжаются.

Про то, что Ванга – колдунья, и ее дар не от Бога, разговоры вокруг шли всю ее жизнь, – рассказывала мне в Болгарии племянница Ванги Красимира Стоянова. – Они ранили тетю больше всего...

По словам родственников и близко знавших Вангу людей, она действительно часто говорила о голосах, которые диктовали ей пророчества. Провидица, похоже, была всего лишь рупором. Но чьим?

– Ванга была избрана Небом, – утверждает Красимира Стоянова. – Моя тетя была верующая и добродетельная, высоконравственная и скромная женщина. Она соблюдала все каноны православной веры, много молилась, с радостью посещала церкви и монастыри. И всегда и везде призывала людей к вере в Бога! Что касается служителей церкви, то по отношению к Ванге они применяли тогда двойные стандарты. Официально они ее не признавали, но священники, даже митрополиты, приезжали к моей тете и спрашивали о своих личных делах. И она всегда им говорила правду, даже нелицеприятную. Ругала за то, что их распри привели Болгарскую православную церковь к расколу. (Сейчас она вновь воссоединилась – авт.)

В домике Ванги в Рупите всюду висят иконы. На стене ее любимая – образ Святой Петки. В России ее называют Параскевой. Имя этой великомученицы носила мать Ванги. И церковь, которую построила Ванга на свои деньги, тоже освящена в честь Святой Петки. Этот храм был мечтой всей ее жизни.

– Осенью 1991 года Ванга начала строить церковь на свои средства, – вспоминает Красимира Стоянова. – Она выбрала место, заложила фундамент. Но люди из Фонда Ванги, которые тогда увивались вокруг моей тети, велели перенести храм в другое место. Они построили сооружение, которое местные жители назвали «масонским храмом». Земляки не разрушили его только из уважения к Ванге – они принесли туда свои иконы, чтобы хоть что‐то было по канонам. Я расцениваю этот храм как насмешку над мечтой тети Ванги. Она желала построить для людей церковь, но настоящую...

Митрополит Неврокопский Нафанаил, близко знавший Вангу (именно он освятил алтарь в построенной в Рупите церкви), незадолго до ее смерти приезжал в дом к Ванге. Он тихо вошел в комнату к больной с мощевиком, в котором была частица Креста Господня. Вокруг было много людей, слепая Ванга вдруг заговорила низким хриплым голосом: “Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол это! Он держит это в руках! Это мешает мне говорить! Из-за этого я ничего не вижу!" Владыка уехал, не сказав в адрес Ванги ни одного худого слова. И сейчас в ответ на распросы о ней отвечает:

Молитесь за ее душу!

97-летний патриарх Болгарской православной церкви Максим воздерживается от участия в богословских спорах о Ванге. Его позиция мудра: "Время рассудит!"

Литература о Ванге довольно обширна. Однако знакомство с многочисленными публикациями удивляет однообразием. Всё сводится в основном к внешним событиям и эмоциональным впечатлениям. Всякая оценка предполагает внимательное и строгое отношение к фактам, насколько они доступны. К сожалению, даже самые подробные книги, написанные племянницей Ванги Красимирой Стояновой, нарочито неполные. «Некоторые случаи так фантастичны и выходят за рамки здравого смысла, что я не осмелилась включить их в книгу» (К. Стоянова. Ванга ясновидящая и исцеляющая, М.,1998, с.9). Но даже, несмотря на такую цензуру, воспоминания племянницы, жившей вместе с Вангой, многое приоткрывают.

Родители её - Панде Сурчев и Параскева - были земледельцами. Родилась она в Струмице (Македония). Девочка появилась на свет семимесячной и очень слабой. Согласно местной традиции новорожденному не давали имени, пока не было твердой уверенности, что ребенок будет жить. Поэтому девочка некоторое время оставалась без имени. Выбор имени определял местный народный обычай: выходили на улицу и спрашивали первого встречного. Бабушка новорожденной вышла из дома и от первой повстречавшейся женщины услышала имя Андромаха. Недовольная им, она спросила другую женщину. Та сказала ей - Вангелия.

Мать умерла, когда Ванге было три года. Поэтому с раннего детства она была научена трудолюбию, которое сохранялось у неё до самой кончины.

В 12 лет произошло событие, изменившее всю её жизнь. Когда Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял её в воздух и отнес далеко в поле. Нашли её, заваленную ветками и присыпанную песком. Кроме сильного испуга, была боль в глазах. Вскоре она ослепла. В 1925 году Вангу отвезли в город Земун в дом слепых. Она научилась вязать, читать, освоив азбуку Брайля, готовить еду. Годы эти были счастливые, но тяжелые жизненные обстоятельства заставили вернуться домой.

В 1942 г. она обвенчалась с Димитром Гуштеровым. С этого времени она жила в Петриче, а в конце жизни в Рупте. Умерла она 11 сентября 1996 г.

Необычные способности в ней стали проявляться еще Струмице, когда она жила в доме отца. В 1941 г. её второй раз посетил «таинственный всадник». С этого времени её сверхестественные способности стали проявляться постоянно. Множество людей приходило к ней ежедневно. Она могла рассказать прошлое человека. Открыть подробности, которые не знали даже близкие. Нередко она делала прогнозы и предсказания. Люди уходили под сильным впечатлением. Было ясно, что мир невидимый от неё не закрыт.

Человек, ограниченный физическим телом, не может собственными силами познавать потусторонний мир. Священное Писание и святые отцы говорят о двух источниках нашего знания мира сверхчувственного: Богооткровенный и демонический. Третьего нет. Кто давал информацию Ванге о мире невидимом? Откуда была изумляющая людей осведомленность? Ответ этот можно найти в книге племянницы Ванги.: «Вопрос: Ты разговариваешь с духами? - Ответ: Приходят много и все разные. Тех, которые приходят и постоянно рядом, я понимаю» (Правда о Ванге, М., 1999, с.187). Племянница вспоминает. «Мне было 16 лет, когда однажды в нашем доме в Петриче Ванга заговорила со мной. Только это был не её голос, да и сама она не была собой - это какой-то другой человек, который говорил её устами. Слова, которые я слышала, не имели ничего общего с тем, о чем мы говорили до этого. Словно какой-то другой человек вмешался в наш разговор. Голос произнес: «Вот, мы тебя видим…», а затем мне было подробно рассказано обо всем, что я делала в течение дня до этого момента. Я просто окаменела от ужаса. Мы были вдвоем в комнате. Вскоре после этого Ванга вздохнула и сказала: «Ох, отпустили меня силы», и как ни в чем не бывало, снова вернулась к предыдущему разговору. Я спросила её, почему она так неожиданно стала рассказывать мне, что я делала в течение дня, но она ответила мне, что ничего не говорила. Я рассказала ей о том, что слышала, а она повторила: «О, эти силы, маленькие силы, которые всегда рядом со мной. Но есть и большие, их начальники. Когда они решают заговорить моими устами, мне становится плохо, а потом я целый день как разбитая. Может, ты хочешь их увидеть, они готовы тебе показаться?». Я была крайне потрясена и громко закричала, что не хочу» (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с. 11–12). Во втором книге этот рассказ передается с небольшими отличиями. Ванга сказала: «Когда они начинают говорить во мне, вернее, через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии» (Правда о Ванге, М., 1999, с. 9). Согласно учению святых отцов и вековому духовному опыту христианства, чувства угнетенности, уныния, о которых говорит Ванга, безошибочно указывают на то, что силы эти - падшие духи.

Другие демоны, бывшие источником феноменальной осведомленности Ванги о прошлом и настоящем своих многочисленных посетителей, являлись под видом их умерших родственников. Ванга признавалась: «Когда предо мной стоит человек, вокруг него собирается все умершие близкие. Они сами задают мне вопросы и охотно отвечают на мои. То, что я слышу от них, то и передаю живым» (Правда о Ванге, с. 99). Явление падших духов под видом умерших людей известно с древних библейских времен. Слово Божие решительно запрещает такое общение: Не обращайтесь к вызывающим мертвых (Лев.19:31).

Кроме духов, которые являлись Ванге под видом «маленьких сил» и «больших сил», а также умерших родственников, она общалась с еще одним видом обитателей потустороннего мира. Она называла их жителями «планеты Вамфим».

«Вопрос: Вправду ли посещают Землю те инопланетные корабли, которые называют столь примитивно «летающими тарелками»?

Ответ: Да, это так.

Вопрос: Откуда они прилетают?

Ответ: С планеты, которая на языке ее жителей называется Вамфим. Так, во всяком случае, слышится мне это непривычное слово - Вамфим. Эта планета - третья от Земли.

Вопрос: Возможен ли по желанию землян контакт с жителями загадочной планеты? С помощью технических средств или, быть может, телепатическим путем?

Ответ: Земляне тут бессильны. Контакт осуществляют, сообразуясь со своим желанием, наши гости» (там же, с. 13–14).

Когда человек вступает в общение с падшими духами, он оказывается в духовно-гипнотическом состоянии. Он не воспринимает даже самые простые вопросы здравого смысла. Почему этих космонавтов, которые были существами физическими, не могли видеть родственники Ванги, живущие с ней? Где они оставили свой космический корабль, который тоже должен был быть физическим объектом?

К. Стоянова сообщает различные подробности о том, как общалась Ванга с потусторонним миром. И здесь мы видим типичные медиумические опыты, известные уже много веков. «Лишь иногда мы не могли понять, почему наша тетя бледнеет, почему ей внезапно становится плохо и из уст ее неожиданно раздается голос, поражающий нас своей силой, непривычным тембром, словами и выражениями, которых нет в обычном словаре Ванги» (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с. 11). И ещё свидетельство: «И вдруг заговорила со мной незнакомым голосом, от которого у меня мурашки по спине побежали. Она сказала буквально следующее: «Я душа Жанны Д’Арк. Я явилась издалека и направляюсь в Анголу. Там сейчас обильно льется кровь, и я должна помочь установить мир там». После короткой паузы тем же голосом Ванга продолжала: «Не обвиняйте ни в чем эту душу. Она не ваша. Она ничья. Тому свидетель родительница (наша мать - Любка), которая носила ее в корыте, когда носила на смертном одре. Тогда в один миг душа ее отлетела, а в тело вселилась другая душа. Твоя родительница выздоровела, чтобы продолжать свою земную жизнь. Но теперь уже ее душа неродственна вам, детям, и не может вас распознать». Снова короткая пауза, и Ванга продолжает: «Твоя родительница должна посетить Нотр-Дам де Пари, где ей надо провести ночь в молитвенном бдении, - таким образом, вам откроются тайны об окружающем мире» (с. 131–132). Вся эта речь достаточно фантастична. Ясно лишь то, что она придерживалась чуждого христианскому учению воззрения о возможности вселения души в чужое тело.

Из опытов Ванги и её высказываний видно, что она была близка к таким теософам как Е. Блаватская и Н. Рерих. В рассказе К. Стояновой о приезде писателя Леонида Леонова есть такая подробность: «У Ванги было тогда вдохновение, и она говорила о судьбоносных для его страны событиях. Осуществила связь с давно умершей ясновидящей русского происхождения - Еленой Блаватской. Мы действительно услышали удивительные вещи» (с. 191). Теософия Е. Блаватской (буддийское ее имя - Радда-бай) враждебна христианству. Факт этот тоже весьма показателен. Когда Вангу посетил Святослав Рерих, она сказала ему: «Отец твой был не просто художником, а и вдохновенным пророком. Все его картины - прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце подскажет зрителю шифр» (с. 30). Известно, что Архиерейский Собор 2000 года отлучил Н. Рериха, Е. Блаватскую и др. от Церкви: «Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4, 1), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15)… Возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некой «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».

Гадание при помощи магического кристалла известно с давних времен. В новое время Калиостро занимался предсказанием по магическому кристаллу. Для Ванги это был один из основных способом узнать тайное о приходившем человеке. «Сахар - тоже одна из тайн Вангинова дара, так как она требует у каждого, кто ее посещает, принести кусочек сахара, побывавший хотя бы несколько дней в его доме. Когда посетитель входит, она берет этот кусочек. Держит в руках, ощущает его и начинает гадать» (с. 189). Сахар был доступным для всех видом кристалла, который мог каждый принести, подержав его 2–3 дня под подушкой.

Все приведенные факты и свидетельства показывают, что «феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами. Обитатели потустороннего мира открывали Ванге настоящее и прошлое людей. Будущее же, как учат святые отцы, демонам не ведомо. Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволил открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться: так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее (Vita sanct. Pachomii, cap. 49, Patrologiae, Tom 73). Часто они ошибаются; весьма часто лгут и неясными провещаниями приводят в недоумение и сомнение. Иногда же они могут предвозвестить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между человеками не приведено еще в исполнение (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов). Поэтому предсказания Ванги не только туманны, но и фантастичны.

- «В 1981 году наша планета была под очень плохими звездами, но в следующем году она будет заселена новыми «духами». Они принесут благость и надежду» (с. 167).

- «Мы являемся свидетелями судьбоносных событий. Два крупнейших руководителя мира пожали друг другу руки. Но пройдет еще много времени, много воды утечет, пока придет Восьмой - он подпишет окончательный мир на планете» (январь 1988 года).

- «Придет время чудес, наука сделает крупные открытия в области нематериального. В 1990 году мы станем свидетелями изумительных археологических открытий, коренным образом изменяющих наши представления о древних мирах. Все спрятанное золото выйдет на поверхность земли, но вода скроется» (с. 224).

- «В 2018 году поезда будут летать на проводах от солнца. Добыча нефти прекратится, Земля будет отдыхать».

- «Скоро придет в мир древнейшее учение. Меня спрашивают: «Скоро ли придет это время?» Нет, не скоро. Еще Сирия не пала!».

Богооткровенные пророчества святых людей всегда имели спасительные цели. Через покаяние и отвращение от греховной жизни, через молитву людям давалась возможность избежать надвигающихся больших и малых бедствий. Так Бог повелел пророку Ионе возвестить: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион.3:4). Пророк три дня ходил по городу и призывал к покаянию. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Ион.3:10) .

В предсказаниях Ванги, которые она делала, присутствует какая-то фатальная обреченность. К. Стоянова спросила тетю:

«Вопрос: Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-либо предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?

Ответ: Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не может.

Вопрос: А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному лишь человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-либо заблаговременно подготовить?

Ответ: Это бесполезно.

Вопрос: Зависит ли судьба человека от его внутренней моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?

Ответ: Нельзя. Каждый пройдет свой. И только свой путь» (Правда о Ванге, с. 11).

Сама Ванга не сознавала, что она общается с миром падших духов. Не понимали это и многочисленные ее посетители. От обольщения падшими духами спасает благодатная жизнь в многовековом опыте христианства, духовным нервом которого является искреннее и каждодневное исполнение заповедей святого Евангелия. Такая настроенность научает духовному трезвению и уберегает от пагубной прелести. Удержимся от невежественного, пагубного желания и стремления к видениям чувственным, вне установленного Богом порядка!.. С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшего души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившего ими нас от духов сотворенных, заслонившего и защитившего ими от духов падших. Не нужно нам чувственного видения духов для совершения нашего земного, многотрудного странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима - Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника - Закона Божия - не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов).

Ванга родилась в 1911 году в небольшом городке Струмица (нынешняя территория Македонии). Жила 85 лет, с тридцатилетия у нее открылся дар предвидения, после которого Ванга начала принимать людей и оказывать им различную помощь в житейских нуждах.


Вопреки представлению многих православная Церковь крайне негативно относится к Ванге, причем это касается не только Церкви Русской, но и Православной Церкви Болгарии. Такое отношение вполне естественно, ведь христианство отвергает разного рода экстрасенсорику, колдовство и гадания. Для того, чтобы лучше разобраться в жизни «старицы» необходимо более внимательно вникнуть в то, каким образом и какой силой Ванга совершала предсказания и исцеления.


Болгарская прорицательница сама говорила, что сила в ней от «больших духов». Причем, предсказания старицей делались во время вхождения в транс последней. Ванга рассказывала, что в нее входили эти «силы», давали ей указания и именно в бессознательном личностном состоянии осуществлялись пророчества. Поэтому ничего не помнила во время сеансов.


Такие состояния являются одержимостью бесами. Из Священного Писания известно, что темные силы знают будущее, могут даже творить чудеса. Поэтому Церковь возвещает людям: силы Ванги не являлись святой божественной благодатью – поэтому и о святости не может быть и речи. Святые люди, пророки делали предсказания будучи в ясном уме, чего нельзя сказать о прорицательнице Болгарии (как с ее слов, так и со слов очевидцев и участников различных сеансов). Таким образом, в Ванге подавлялась личность бесовскими силами.


Во время сеансов наблюдались случаи, когда Ванга, входя в транс, начинала издавать животное рычание, говорила другими голосами. Все это свидетельства одержимости злыми силами.


Не имеет ничего общего с христианством и богословские представления прорицательницы. В частности, Ванга рассказывала, как ей явился Христос в виде огненного шара. Далее она говорила, что у Христа нет никакой формы. Такое учение неприемлемо православием и полностью отвергает реальный факт Боговоплощения Иисуса Христа. Соответственно, не может рассматриваться спасение человечества Богом через страдания на кресте.


Ванга не отрицала возможности перерождения душ, что чуждо христианству. Также она считала, что души могут входить в других людей. В частности, этим она объясняла периодическое отсутствие своей памяти о ее близких и знакомых.


По представлениям Ванги жизнь человека полностью предопределена, имеет место глобальный фатализм. Православная Церковь учит, что все человечество предопределено только ко спасению, однако у каждого человека есть свобода воли. Каждая личность сама вправе выбирать жизненный путь и решать, стремиться ли ей быть с Богом или нет.


Кроме этого, Ванга верила в существование инопланетян и положительно относилась к учению теософов. Результатом последнего стало желание целительницы воздвигнуть храм, в котором «иконы» были написаны Светлином Русевым – ярким представителем течения теософии. Внутреннее убранство «храма» представляет собой тяжелое зрелище: образы выполнены в темных, страшных теософских тонах, чуждых христианским традициям. В этом здании находится и образ самой целительницы, на котором она благословляет священника. Это указывает на великую духовную прелесть и гордость, ведь в христианской традиции благословение приличествует Божией Матери.


Все эти свидетельства являются указаниями на то, что Ванга не является святой, но при жизни была проводником темных сил и находилась в духовной прелести. Сама прорицательница перед своей смертью говорила, что уходит «вниз». Святые подвижники в предсмертный час, наоборот, думали о высоком – о Боге и о будущей вечной жизни в Царствии небесном.

Видео по теме

Совет 2: Как Православная Церковь относится к гражданскому браку

Многие считают, что Православная Церковь относится негативно к гражданскому браку. Но при этом происходит замена понятия именно "гражданского" брачного союза. Оформление отношений в ЗАГСе и обычное сожительство - вещи принципиально разные. Христианство принимает только один из указанных путей семейного единства.

Прежде всего необходимо определится с понятиями. Гражданским браком считается не просто совместное сожительство, но подкрепленное законодательством страны свидетельство о заключении брачных уз. Разница весьма принципиальна. Еще во времена, предшествующие революции 1917 года, в России не было понятия гражданского брака как совместной жизни двух и их телесного единства вне официальных отношений. Это считалось тогда, да и , сожительством блудным и потому греховным. Поэтому отношение Церкви к такому неправильному пониманию гражданского брака негативно.


Настоящий, зарегистрированный в ЗАГСе, брак христианской Церковью признается и считается действительным. При этом не настаивает на строгом принятии таинства венчания, но сообщает об общей пользе последнего и необходимости правильной и осознанной подготовки к нему. Оформленный брак рождение семьи в гражданском государственном понимании. Христианство не противится законам страны (исключения - случаи принятия законодательных актов, противоречащих нравственным ценностям). Вступление в брак не может и не должно считаться грехом. Человек приступает к своих отношений перед государства и Церковь не имеет права ему в этом препятствовать.


Некоторые священнослужители даже благословляют не торопиться с венчания, но спокойно жить в гражданском официальном браке несколько лет до тех пор, пока семейная пара не дойдет до осознания необходимости свидетельства своих отношений не только перед госсударством, но и перед Богом. Такие имеют вполне разумное обоснование и дают четкое указаниена то, что Церковь относится с уважением к настоящему гражданскому и признает его законность.

Видео по теме

В христианском богослужении сохранилось упоминание об особой категории людей, которая входила в общество верующих в Иисуса Христа. До сих пор на божественной литургии можно услышать упоминание о так называемых «верных».

В древней христианской Церкви верными назывались все верующие люди, сподобившиеся таинства святого крещения. Однако сочетание Иисусу Христу происходило не сразу после того, как человек уверовал в Бога. Сначала желающий

Похожие публикации