Основные черты религиозной веры. Специфика и суть религии как особого типа мировоззрения - реферат. Производство. Факторы производства

2. Особенности религиозной веры

Основа любой религии – вера в сверхъестественное, т.е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им. Вера, по словам Евангелия, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

В чем особенности религиозной веры? Первым её элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помыслами людей. Значит, за все поступки человека отвечают управляющие им высшие силы? Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Но на основании чего возможна эта вера? На основании знания содержания религиозных мифов и Священных книг (Библии, Корана и др.) и доверия к содержащимся в них свидетельствам тех, кому довелось убедиться в фактах существования Бога (явление народу, откровения и т.п.); на основании непосредственных доказательств бытия Бога (чудеса, непосредственные явления и откровения и т.п.)

История показывает, что случаев непосредственных явлений высших сил, не описанных ранее в мифах и Священных книгах, практически не существует: церкви крайне осторожно относятся к любому проявлению чуда, справедливо полагая, что ошибочность или, хуже того, недобросовестность в описании его вызовет у людей неверие и может подорвать авторитет церквей и вероучений. Наконец вера в Бога основывается на некоторых доводах логического и теоретического порядка. В течение многих веков богословы всех религий стремились доказать существование Бога. Однако немецкий философ И.Кант убедительно показал в своих рассуждениях, что логическим путем доказать ни существование Бога, ни его отсутствие невозможно, остается только верить.

Идея существования Бога – центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает её. Так, религиозная вера включает в себя:

Нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

Определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей;

Веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви – папа римский – является наместником (представителем) Бога на земле;

Веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т.п.);

Веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

3. Многообразие религий

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) примитивные родоплеменные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций, например, конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль);

3) мировые религии. Их всего три: буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

К числу признаков мировых религий относят:

А) огромное число последователей во всем мире;

Б) они космополитичны, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

В) они эгалитарные (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

Г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).

Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще и т.д. Одна из важнейших заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

В настоящее время наиболее существенную социально-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде он выступает в качестве государственной религии. В Японии буддизм, разбившись на множество сект, переплетается с национальным синтоизмом, образуя так называемые новые религии. В 1950 г. образовалось «Всемирное братство буддистов», в 1970 г. – «Азиатская буддистская конференция за мир». Вопреки основной идее буддистского вероучения, эти организации активно участвуют в международной политике, в борьбе за мир. Особенностью современного буддизма является то, что он все больше превращается из религии в некое философское учение, своеобразную систему нравственности.

Христианство – вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1,4 млрд. приверженцев в Европе и Америке.

Центральным в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения без обид безгранична. «Любите врагов ваших,- учит Иисус. – Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Христианство оказалось лучше приспособленным к общественным изменениям, чем другие религии. Христианские богословы научились уживаться с наукой, беря на вооружение отдельные научные теории. Церковь активно использует средства массовой информации для распространения религиозных взглядов.

Ислам (мусульманство) – самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям.

Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во се сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд – все должно подчиняться религиозным законам. В связи с этим все чаще говорят о процессах «исламизации» - распространении это сравнительно молодой религии. Движения под исламскими лозунгами неоднородны, но в них ясно видно стремление превратить исламский мир в ведущую силу на международной арене. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Таким образом, несмотря на различие мировых религий, в проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.

Религия - совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а так же соответствующее поведение и специфические действия.

Любая религия представляет наличие таинственной связи человеком и Богом, поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ним.

Любая религия неразрывно связана с верой. Вера- это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной без доказательств или обоснований.

Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждению людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазии.

Человек религиозный убежден в реальности контакта с Богом, в том, что Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей или целых народов и что верующий имеет каналы связи с ним. Верующий полагает, что Бог представляет определенные требования к его поведению и может привлечь к ответственности за их невыполнение, хотя большинство религий допускают возможность установления добрых отношений человека с Богом и шанс человека умилостивить божество. Для этого человек совершает определенные действия- обряды, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии. Вершиной обрядовых действий является молитва- непосредственное словесное обращение человека к Богу.

2. Действие Васи попадает под статью 161 уголовного кодекса РФ (грабеж или открытое хищение чужого имущества). Уголовная отвственность по данной статье наступает с 14 лет. Поэтому Васю не только можно, а его нужно привлечь, но ответственность будут нести родители.

3 . Примеры: 1.проводить экологические субботники

2.заниматься очисткой малых рек и лесопосадок

3.сажать больше деревьев и кустарников

4.не разрешать (защищать деревья) от незаконной вырубки во дворах и на городских улицах

5.выходить на организованные митинги в поддержку окружающей среды

6.разумно использовать те природные ресурсы. которые у нас есть, хотя бы воду.

7.проявлять интерес к информации о состоянии окружающей среды к району, в котором ты живёшь

8.посмотри, как живут растения и деревья в твоём дворе, может нужно выходить поливать их

9. помогай бездомным животным. ведь они тоже имеют право на жизнь

10.сообщи старшим или позвони в службу спасения, если заметил какую-нибудь экологическую опасность

Билет 10

Производство. Факторы производства.

Производство - это процесс создания экономических благ(товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. Источники производства- ресурсы.

Ресурсы- совокупность тех природных, духовных и социальных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ. Ресурсы делятся на 4 группы:

Природные;

Материальные(созданные человеком средства производства);

Трудовые;

Финансовые.

Факторы производства- это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Выделяют основные факторы производства:

Капитал;

Информацию;

Предпринимательские способности.

В условиях рыночной экономики все вышеперечисленные факторы производства свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый доход:

Рента(земля);

Процент(капитал);

Заработная плата(труд);

Прибыль(производство).

2. Самое первое нужно сделать предупреждение, если они не отзываются применить оружия сначала пневматическое, только потом огнестрельное.

Если же критическая ситуация эта группа стреляет по полицейским то конечно же они могут применить

3. ДОШКОЛЬНОЕ

НАЧАЛЬНОЕ

Билет 11

1. Рынок -система экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена на них.

Характерными чертами этой экономической системы являются: свободный обмен между продавца ми и покупателями, стимулированный выгодой от сделки; частная собственность на экономические ресурсы; материальная ответственного участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений (Продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими).

Для нормальной деятельности рынку необходимы определенные условия:

· свободное ценообразование

· конкуренция

· свобода предпринимательской деятельности

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
1) Рынок обеспечил взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию он осуществляет через установление соответствия предложения объёму платёжеспособного спроса.
2) Гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм такой оценки прост, эффективен и объективен. Он заключается в одном: состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее продать (купить) заставляет производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) постоянно поддерживать "рыночную форму".
3) Рынок создаёт условия для высокой эффективности производства. Этому способствует всеобщность конкуренции, которая безжалостно "отделяет" отстающих от преуспевающих.

2. 1)Я имею право на отдых во время перемен и каникул.

2) На предварительное уведомление о контрольной работе.

3)На одну контрольную работу в течение дня.

4)На создание клубов, секций, кружков и других объединений по интересам, а также общественных организаций.

5)На защиту и уважение достоинства и неприкосновенность личности.

А также я обязан(а)

1)Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав школы.

2)Иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.

3)Приходить на занятия не менее, чем за 5 минут до начала урока.

4)Быть дисциплинированным, поддерживать общественный порядок в школе.

5)Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся и педагогов от учебного процесса); иметь сменную обувь.

3. нет, так как сотрудник полиции защищает не свои личные интересы, а интересы государства

Билет 12

Типы экономических систем

Эконмическая система – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

Основные типы экономической системы:

· Традиционная

· Централизованная (командная)

· Рыночная

Традиционная экономика – экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов.

Рыночная экономика-способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции.

Командная экономика - экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством.

2. по сфере, в которой осуществляются: деловые - в профессиональной (работа), личные - другое (семья, друзья). иначе - формальные и неформальные

3. заповедники, очистительные средства, субботники и т.д.

Билет 13

Предпринимательская деятельность

Предпринимательство это экономическая деятельность субъекта экономики с использованием новизны, изобретательства, направленная на получение прибыли. Она осуществляется на свой страх и риск.

Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое .

Предпринимательство выполняет особую функцию – обеспечение развития и совершенствования экономики, её постоянное обновление, создание инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей дорогу новому.

2. позитивный настрой по жизни люди, которые поддержат тебя в любую секунда, удача, терпеливость, упрямство

3. Нет; да; нет; да; да; да

Повторяем 1.Наука- это…………. А? …… Б?........ В?........ 2. Назови высшее научное учреждение РФ: 3. Международная премия для ученых, добившихся выдающихся успехов………. 4.Какую роль играет наука в современном обществе?(ПОЛНЫЙ ОТВЕТ) проверяем

1.НАУКА- ЭТО…

А)Особая система знаний

2. Высшее научное учреждение- РАН

3. Нобелевская премия

Б) ОСОБАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В) Система организаций и учреждений

4. Наука играет огромную как исследовательскую, так и практическую роль в современном мире.

«5»- 6 ответов

«4»- 5 ответов

«3»- 4 ответа

Статистические данные 2011 г.

Я исповедую…

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ. ???

-Что такое религия?

-Особенности религии.

-Функции религии(для чего необходима)

-Религиозные организации.

-Свобода совести и вероисповедания .

???Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих???

Что такое религия? Что такое религия? ВЕРА МОЛИТВА ДУША БОГ ЦЕРКОВЬ СВЕРЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ НАДЕЖДА ПОМОЩЬ Когда появились первые религии? Когда появились первые религии? Что им было свойственно? Виды религий

Родоплеменные

Национально-

государственные

Тотемизм, тотем

природный объект –

животное, растение,

неодушевлённый предмет.

Буддизм,

Конфуцианство

Какие мировые религии ты знаешь? Мировые религии
  • Буддизм (6 в. до н.э.)
  • Христианство (1 в. н.э.)
    • Католичество
    • Православие
    • Протестантизм
  • Ислам (7 в. н.э.)
цитаты из разных священных книг
  • БУДДИЗМ : «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»
  • ДАОСИЗМ : «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей»
  • ИСЛАМ : «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»
  • КОНФУЦИАНСТВО : «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам»
  • ХРИСТИАНСТВО : «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Сравни! Сделай вывод.

1. Что такое религия? Словарь с. 221 Религия – совокупность духовных представлений людей, основанных на вере в Бога. 2. Особенности религиозной веры:

  • Вера в Бога , в сверхъестественные силы, влияющих на жизнь человека
  • Вера во взаимодействие с Богом
  • (соответствующее поведение: обряды, молитвы и т.д.)
3. Функции РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Учебник, с. 78- Прочитай, назови, приведи примеры. Регулирует поведение людей Воспитывает людей Дает ответы на «вечные» вопросы Снимает тяжелое психологическое состояние Избавляет от одиночества Объединяет людей, общество 4. Религиозные организации с. 79 Церковь -Деление на духовенство и верующих -Массовая организация -Официальный лидер(Папа Римский, Патриарх) -Есть храмы, территориальное деление Секта -Нет деления на духовенство и верующих -Небольшая численность -Нетерпимость к другим вероучениям -Строгий контроль за жизнью членов организации 5. СВОБОДА СОВЕСТИ. СВОБОДА вероисповедания.

КОНСТИТУЦИЯ РФ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВО СВОБОДЫ СОВЕСТИ, СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ.

ВСЕ РЕЛИГИИ РАВНОПРАВНЫ,

ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ ГАРАНТИРУЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТА.

ЦЕРКОВЬ ОТДЕЛЕНА ОТ ГОСУДАРСТВА.

РАВНЫЙ ДОСТУП ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЕХ РЕЛИГИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ.

ЗАПРЕЩЕНА ПРОПАГАНДА ЛЮБОЙ РЕЛИГИИ в школе.

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

РЕЛИГИЯ - ОДНА ИЗ САМЫХ ЗНАЧИМЫХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ В БОГА?

Почему люди верят в бога?

ПОВТОРЯЕМ

Сегодня на уроке я...

НАУЧИЛСЯ-

БЫЛО ИНТЕРЕСНО-

БЫЛО ТРУДНО-

БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ-

гармоничное,

комфортное.

спокойное

*2.ПОПРОБУЙ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС ПИСЬМЕННО ИЛИ УСТНО НА СТР. 81. МНЕНИЯ : КАКУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ТЫ ПОДДЕРЕЖИВАЕШЬ?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ

Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Сверхъестественное, согласно религиозному вероучению, есть нечто, не подчиняющееся законам окружающего нас материального мира, лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов.

Дуализм естественного и сверхъестественного, резкое противопоставление последнего реальным, чувственно воспринимаемым объектам характерны главным образом для «теистических» религий, т. е. религий, в основе которых лежит почитание богов или бога. Для ранних форм религии, к которым относятся магия, фетишизм, тотемизм, была характерна вера либо в сверхъестественные свойства материальных предметов (фетишизм), либо в сверхъестественные связи между материальными предметами (магия, тотемизм). В них противопоставление естественного сверхъестественному существовало лишь в потенции, в зародыше. В ходе дальнейшей эволюции религии сверхъестественное все больше обособляется от естественного, оно мыслится уже как особая духовная сущность, которая не только противостоит материальной природе как более высокая форма бытия, но и управляет ею. Таковы все анимистические и теистические религии.

С позиций материалистического мировоззрения идеи и образы сверхъестественного представляют собой фантастическое отражение в головах людей тех реальных сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Иначе говоря, сами по себе сверхъестественные силы и сущности объективно не существуют, они являются иллюзорными объектами, созданными человеческим воображением. Однако для религиозного человека эти иллюзорные объекты реальны, ибо он верит в их существование.

Специфика предмета религиозной веры, как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, накладывает свой отпечаток и на место религиозной веры в системе индивидуального и общественного сознания, на ее соотношение с человеческим познанием и практикой. Поскольку предметом религиозной веры является нечто, не включенное, по убеждениям религиозных людей, в общую цепь причинных связей и естественных закономерностей, нечто «трансцендентное», постольку религиозная вера, согласно учению церкви, не подлежит эмпирической проверке, не включена в общую систему человеческого познания и практики. Религиозный человек верит в исключительный, непохожий на все существующее облик сверхъестественных сил или существ. Эта его вера питается официальными догматами церкви. Так, с точки зрения православной церкви, «бог есть неведомая, недоступная, непостижимая, неизреченная тайна... Всякая попытка изложить эту тайну в обычных человеческих понятиях, измерить неизмеримую пучину божества безнадежна».

Религиозный человек не применяет к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и иные сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут быть восприняты человеческими органами чувств, если они не примут «телесной», материальной оболочки, не предстанут перед людьми в «видимом», доступном чувственному созерцанию облике. Согласно христианскому вероучению Христос был именно таким богом, явившимся людям в человеческом облике. Если же бог или иная сверхъестественная сила пребывает в своем постоянном, трансцендентном мире, то, как уверяют богословы, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним неприменимы.

Ирландский психолог О. Догерти считает, что если бы религиозная вера опиралась на очевидные и неопровержимые аргументы, если бы она была доступна научной проверке, то она была бы излишней. «Истины» веры он противопоставляет истинам знания, подчеркивая, что они «в принципе» недоступны верификации, т. е. проверке.

Исходя из этой гносеологической характеристики религиозной веры, можно выделить и особенности ее соотношения со знанием.

Если нерелигиозная вера отличается от знания, но не противостоит ему как нечто принципиально несовместимое, то религиозная вера по своей природе всегда несовместима со знанием. Фактически это признают и богословы, заявляя, что постичь божественную сущность можно лишь с помощью веры, а не знания. В христианском богословии, как православном, так и католическом, рациональные аргументы, доказывающие бытие бога, никогда не считались главным путем приближения к нему. «Никакое, даже самое безошибочное, доказательство истины не может заменить живого переживания, интуиции веры,- пишут православные богословы.- Вера не доказывает себя, а показывает». И далее: «Вера сама по себе есть психологический акт, а не формула... Вера христианская прежде всего есть переживание. Аргументация веры есть нечто внешнее, от чего сама вера не зависит».

Один из православных иерархов указывал в свое время, что если какой-либо догмат вероучения кажется христианину слишком понятным, то это значит, что он «подменен» и «берется не во всей его божественной глубине».

Характерны и суждения некоторых современных философов-идеалистов. Так, западногерманский философ Г. Хеннеман откровенно признает, что религиозная вера не может быть обоснована логически, ибо она не является интеллектуальным актом, для которого логика обязательна. Всякая рефлексия, всякое рациональное размышление и сомнение противопоказаны религиозной вере, ибо она теряет из-за них «свою непосредственность и здоровую наивность». В конечном счете, Хеннеман приходит к выводу, что только «сама вера является единственным доказательством ее истинности», что «только верующий знает, что собой представляет его вера»

Из всего этого можно сделать вывод, что в религиозной вере разум человека играет третьестепенную, подчиненную роль. Церковь принимает его лишь как средство сформулировать догмат (ибо догмат не может быть сформулирован вне рациональных форм - понятий и суждений). Уже упоминавшийся выше тезис: «Верю, потому что абсурдно» - не является для религиозного сознания случайным, а выражает некоторые его общие и характерные особенности.

Эти особенности проявляются и на уровне обыденного сознания рядовых верующих. Советский исследователь А.И. Клибанов приводит высказывание одного из баптистов: «Если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, то я не допустил бы сомнения, так как для господа нет ничего невозможного. А если что и встречается непонятного, то я не обвиняю ни бога, ни Библию, но говорю, что я несовершенен и несовершенны мои познания... При исследовании священного писания необходима детская вера - доверие всему, что сказал господь в слове своем».

Эти особенности трактовки сверхъестественного предмета веры и самой веры объясняют в известной мере тот факт, что в сознании религиозных людей на протяжении длительного времени могут совмещаться религиозные верования и научные представления. Нередко кажется странным, как противоречащие друг другу с точки зрения содержания идеи и представления могут «сосуществовать» в сознании одной и той же личности. Чтобы это понять, следует учитывать, что религиозные догматы верующими как бы исключаются из сферы обычных представлений, подлежащих практической и теоретической проверке.

Американские психологи Д. Сноу и Р. Махалек в своей статье, посвященной проблеме устойчивости нетрадиционных культов в США, пытаются вычленить некоторые особенности этих верований, которые обеспечивают, по их мнению, слабую «чувствительность» их приверженцев к фактам, опровергающим их веру. Существенную роль в этом играют две черты нетрадиционных верований: во-первых, недостаточная теоретическая согласованность отдельных положений и догматов, что делает их менее уязвимыми логически, и, во-вторых, их слабая соотнесенность с эмпирическими данными. Думается, что эти особенности относятся не только к нетрадиционным, но в той или иной степени - ко всем религиозным верованиям вообще.

В зарубежной психологии религии давно зафиксирован и активно обсуждается факт устойчивости религиозной веры. Речь идет о том, что верования многих, религиозных людей способны сохраняться даже в том случае, если жизненная практика доставляет информацию, противоречащую их верованиям. Анализируя эту проблему, большинство социальных психологов на Западе опирается на теорию «когнитивного диссонанса», разработанную американским психологом Л. Фестингером. С точки зрения концепции Фестингера, существование в сознании человека двух или нескольких идей, образов или представлений, которые не соответствуют друг другу, вступают в противоречие между собой, ведет к психологическому дискомфорту. Человек, у которого возник «когнитивный диссонанс», стремится уменьшить или преодолеть его тем или иным путем. Пути преодоления диссонанса могут быть самыми различными: от изменения поведения в соответствии с новой информацией до игнорирования ее и психологической «защиты» от нее многообразными способами.

Анализируя феномен «когнитивного диссонанса», Фестингер уделил внимание и проблеме устойчивости религиозной веры. По его мнению, которое разделяется многими американскими психологами-религиоведами, религиозные верования обладают значительной способностью к сопротивлению противоречащей им информации. В одной из работ, написанной им вместе со своими сотрудниками, Фестингер объясняет устойчивость религиозных верований тремя основными факторами: во-первых, значением этих верований в жизни личности и в системе ее ценностных ориентации; во-вторых, тем обстоятельством, что верующие неоднократно демонстрировали публично свою приверженность тем или иным религиозным верованиям, и поэтому отказ от них означал бы, с их точки зрения, подрыв их социального престижа; в-третьих, социальным давлением на каждого верующего членов той религиозной группы, в которую он входит.

Устойчивость религиозных верований, считают они, и их способность сохраняться, несмотря на очевидные факты, им противоречащие, зиждется на некоторых психологических особенностях религиозных людей. У членов ряда религиозных сект и культов, полагают они, присутствует сознание их «избранности» к спасению, что укрепляет их чувства превосходства над иными людьми и служит барьером для принятия любой информации, противоречащей их верованиям. Большую роль в сохранении и укреплении веры играет и социальная поддержка их взглядов со стороны членов религиозной общины, к которой они принадлежат. Многие религиозные общины и культы добиваются с помощью постоянной идеологической и психологической «обработки» своих приверженцев полной утраты ими какой-либо духовной самостоятельности, слепого подчинения лидеру этой секты.

Наряду с некоторыми гносеологическими особенностями предмета религиозной веры, порождающими тезис богословов о неверифицируемости последней, значительную роль в ее сохранении, особенно в замкнутых религиозных общинах, играют отмеченные выше социально-психологические факторы.

Какие психические процессы играют доминирующую роль в религиозной вере? Прежде всего, воображение. Глубокая религиозная вера предполагает существование в сознании человека представлений о сверхъестественных существах (в христианстве, например, Иисуса Христа, богоматери, святых, ангелов и т. п.) и их ярких образов, способных вызвать к себе эмоциональное и заинтересованное отношение. Эти образы и представления носят иллюзорный характер, им не соответствуют реальные объекты. Но они возникают не на пустом месте. Почвой для их формирования в индивидуальном сознании являются, во-первых, религиозные мифы, где повествуется о «действиях» богов или иных сверхъестественных существ, и, во-вторых, культовые художественные изображения (например, иконы и фрески), в которых сверхъестественные образы воплощены в чувственно-наглядной форме.

На базе этого религиозно-художественного материала и формируются религиозные представления верующих. Таким образом, индивидуальное воображение отдельного верующего опирается на те образы и представления, которые пропагандируются той или иной религиозной организацией. Именно поэтому религиозные представления христианина будут отличаться от соответствующих представлений мусульманина или буддиста. Для церкви бесконтрольная деятельность воображения опасна, ибо может увести верующего в сторону от ортодоксального вероучения. Этим объясняется тот факт, что, например, католическая церковь в Западной Европе всегда с известным недоверием и опаской относилась к представителям христианского мистицизма, усматривая в них, нередко не без оснований, потенциальных еретиков.

Отмечая общность религиозных представлений у верующих одной конфессии, следует в то же время учитывать, что религиозные представления и образы у каждого субъекта веры в значительной мере индивидуализированы. На первый план в них могут выступать именно те черты, которые в наибольшей степени отвечают духовным потребностям и особенностям характера данной личности. А. М. Горький в повести «Детство», вспоминая об отношении бабушки и деда к богу, писал, что в устах бабушки бог представал как доброе существо, одинаково близкое и людям и животным. «А дедов бог,- продолжает он,- вызывал у меня страх и неприязнь: он не любил никого, следил за всем строгим оком, он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное». Индивидуализация религиозных представлений в той или иной степени неизбежна, поскольку в сферу религии каждый человек проецирует свои желания, потребности и ценностные ориентации Отношение субъекта религиозной веры к предмету веры может существовать лишь как эмоциональное отношение. Если религиозные образы и представления не вызывают в сознании личности интенсивных чувств и переживаний, то это верный признак угасания веры. О специфике религиозных чувств будет подробнее сказано в следующей главе. Сейчас заметим лишь, что эмоциональное отношение к предмету религиозной веры вытекает из того, что подобная вера предполагает не только реальность сверхъестественных сил или существ, но и то, что они могут повлиять на жизнь и судьбу самого верующего и его близких как в действительном, так и в «потустороннем» мире. Иначе говоря, это не только вера в то, что бог существует и что он создал мир, но и в то, что бог может покарать или вознаградить данного человека, повлиять на его судьбу при его жизни и особенно после смерти. Естественно, что подобная вера не может не вызывать в нем глубоких чувств и переживаний. Верующий вступает с иллюзорным предметом своей веры в особые отношения, которые можно назвать иллюзорно-практическими. Иллюзорны они в том смысле, что сам предмет веры реально не существует. Однако они оказывают воздействие на поведение верующего и реализуются практически в культовых действиях, которые рассматриваются им как средство повлиять на сверхъестественное, задобрить его, добиться от него прощения и спасения и т.п.

В свете подобных иллюзорно-практических отношений верующих к сверхъестественному становится яснее и та роль, которую играют в системе религиозной веры волевые процессы. Религиозная вера представляет собой не только эмоциональное, но и волевое отношение к сверхъестественному. Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни лично-сти на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий. Воля верующего направлена на то, чтобы неукоснительно соблюдать все предписания церкви или иной религиозной организации и тем самым обеспечить себе «спасение». Не случайно обязательными для многих новообращенных монахов и монахинь были упражнения, тренировавшие волю. Только постоянная тренировка воли, ее сосредоточение на религиозных представлениях и нормах способны подавить естественные человеческие потребности и желания, которые препятствовали монашеской аскезе. Только волевые усилия могут отвратить новообращенного от нерелигиозных интересов, приучат его контролировать свои мысли и поступки, предотвращая всякий «соблазн», особенно «соблазн» неверия.

С помощью волевых усилий регулируется поведение религиозной личности. Чем глубже и интенсивнее религиозная вера, тем большее воздействие оказывает религиозная направленность воли на все поведение данного субъекта, ив частности на его культовое поведение, на соблюдение им культовых норм и предписаний.

Конечно, и воображение, и чувства, и воля играют важную роль и в нерелигиозной вере, так что само по себе действие данных психических процессов в системе религиозной веры не выявляет ее специфики. Если речь идет о степени участия тех или иных психических процессов в религиозной вере, то, как уже отмечалось, в ней гораздо меньшую роль, чем в вере нерелигиозной, играет логическое, рациональное мышление со всеми его особенностями и атрибутами (логической непротиворечивостью, доказательностью и т. п.). Что же касается иных психических процессов, то специфика религиозной веры состоит в направленности этих процессов, их предмете. Поскольку их предметом выступает сверхъестественное, они концентрируют воображение, чувства и волю личности вокруг иллюзорных объектов.

Для глубоко религиозного человека бог или иные сверхъестественные сущности нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке. Бог для верующего - собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. Эти психологические особенности религиозной особенно важны. К иллюзорному общению с богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям. И если мы хотим помочь человеку в горе, то очень важно не забывать о важнейших духовных потребностях людей, в том числе и о потребности в общении.

Литература

1. Журнал Московской патриархии, 1999, № 1, с. 48.

2. Угринович Д. М. Психология религии.- М.: Политиздат, 1986.- 352 с.

3.Релігієзнавство: Підручник. За ред. М. М. Заковича. - К.: Вища шк., 2000. - 350 с.

4. Религиоведение: Под редакцией профессора Лобазова П.К. - X.: ООО «Одиссей», 2005.- 480 с.

Подобные документы

    Роль религии в жизни личности и всего общества. Особенности религиозной веры. Суть культа и его место в религиозном комплексе. Формирование и особенности религиозной личности. Религиозная организация как сложный социальный институт, религиозные группы.

    реферат , добавлен 07.04.2010

    Анализ религиозных текстов в научной литературе, психологическое содержание религиозных представлений. Коммуникативные особенности религиозной литературы, признаки жанров миссионерских текстов. Реализация религиозной картины мира в миссионерских текстах.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2010

    Понятие веры и знания. Гносеологический элемент веры, ее психологическая сторона. Особенности религиозной веры. Наука и религия: проблемы взаимопонимания. Знание как проверенный практикой результат познания действительности. Рост научного знания.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Понятие веры, как особое эмоционально-психологическое состояние человека. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон. Религиозный культ: содержание, функции. Религиозные организации, их типы.

    реферат , добавлен 23.05.2009

    Суть религиозной веры. Развитые религии как религиозное сознание, культовая деятельность и религиозные организации. Соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон в религиозном сознании. Специфика религиозного культа. Типы религиозных организаций.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон. Религиозный культ: содержание и функции. Религиозные организации и их типы. Конституирование религиозных отношений. Возникновение сект и их черты.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Религия как древнейшая форма духовной культуры, ее происхождение, структура, проблема происхождения и роль в современном мире. Особенности религиозной веры как основы любой религии. Сравнительная характеристика основных групп ныне существующих религий.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Аспекты научного поиска и формирования религиозной веры: интуиция, воображение и вера. Формы дополнения научных и религиозных наблюдений друг другом. Отношение ученых разных эпох к религии и вере. Наука и религия как неотъемлемые части мировой культуры.

    реферат , добавлен 04.03.2009

    Религия как особая форма мировоззрения и человеческих взаимоотношений, ее главные элементы и подходы к изучению. Проблема возникновения религий, их классификация, роль веры и церкви. Отправление культа как обязательная составляющей религиозной культуры.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Использование церковных символов, символизирующих аспекты веры. Рекламные коммуникации как составляющие процесса коммуникации в современном обществе. Коммуникативные функции визуальных религиозных символов. Научное и дюркгеймовское определение религии.


В любой религии вера занимает важное место. Вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: каждый человек во что-то верит, хотя не все люди верят в одно и то же.

Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то. Это «что-то» не может выступать предметом веры в виде независящей от сознания объективной действительности.

Вера возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда этот предмет вызывает у человека эмоциональную и оценочную реакцию.

Предметом религиозной веры является сверхъественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход. Религиозный человек верит в исключительный характер сверхъестественных существ или сил, и, в частности, не применяет к ним обычные критерии эмпирической достоверности.

Для представителей богословско-теологической мысли монотеистических религий - религия - это вера в единого Бога. Распространенная в ранних формах религии вера в духов, богов, дьяволов и иные потусторонние силы, по их мнению, - это лишь подготовительная стадия к истинной вере в Бога. Она содержит эту веру в Бога, в сверхъестественное, в потенции, в зарождение.

Изучение этнографами ранних форм религии, а также близкое знакомство с такими современными религиями, как индуизм, буддизм, показало, что в них отсутствует четкое деление мира на естественный и сверхъестественный. Представление о существовании сверхъестественного- это результат длительного развития человеческой культуры. Для того, чтобы выработать представления о сверхъестественном надо иметь представление о естественном, а это предполагает возможность мыслить позитивно и научно.

Немецкий религиовед Р. Отто (1869-19737"предложил при определении «минимума» религии заменить понятия «сверхъестественного» понятием «священного», «нуминозного». Религия, по Р. Отто, - это переживание священного. Переживание священного задано человеку изначально. Оно реализуется в двух основных направлениях. С одной стороны, поскольку человек воспринимает священное как нечто принципиально противоположное ему, оно вызывает у него страх, трепет, ужас. С другой стороны, человек относится к священному как чему-то близкому, родственному, оно вызывает восхищение. (Признание священного как особой характеристики религии мы уже встречали и у других религиоведов: Э. Дюркгейма, М. Вебера и т. д.)

«Религия это вера в Существо или существа, которые не воспринимаются обычными эмпирическими методами».

С точки зрения православного богослова (с чем соглашается и основоположник психологии религии У. Джемс) - религиозные чувства, с точки зрения своих психофизиологических проявлений - это обычные человеческие чувства любви, страха, радости, надежды и т. д. Особенность этим чувствам придает их особая направленность на объект их веры. «Религиозная любовь - это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект. Религиозный страх - это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары. Религиозное чувство возвышенного - это то самое содрогание, которое мы испытываем в ночную пору в лесу или в горном ущелье, только в данном случае оно порождается мыслью о присутствии сверхъестественного. Точно таким же образом можно рассматривать все разнообразные чувства как они переживаются религиозными людьми».

Проблема приоритета рациональной или эмоциональной сторон религиозного сознания получает новую грань при рассмотрении вопроса о взаимодействии различных уровней религиозного сознания. Дело в том, что в развитых религиозных системах религиоведы вычленяют, по крайне мере, два четко обозначенных уровня: обыденное религиозное сознание и теоретически-оформленное, концептуальное (понятийное) религиозное сознание. На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, установок, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций. На этом уровне присутствует рациональный, эмоциональный и волевые элементы религиозной веры, но доминирующая роль принадлежит эмоционально-волевому элементу. Содержание сознания облачено в наглядно-образные формы. По характеру своего формирования оно в значительной мере носит индивидуально-личностный характер. Поэтому этот уровень нередко называют религиозной психологией.

Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библии, Коране и т. д.), утверждено религиозными организациями в виде неизменных, канонизированных формул (догматов), признание которых, в их раз и навсегда установленном виде является непременным условием правоверия. Содержание вероучения развивается и обосновывается в специальной отрасли религиозного знания - богословии или теологии, которая представляет собой целый набор теоретических и практических дисциплин: апологетику, догматику, пастырское богословие и т. д.

Основная задача теологии - формировать ортодоксальные религиозные представления, интерпретация основных положений вероучения в той форме как это диктуется интересами церкви в соответствие с требованиями времени, борьба с еретическими отклонениями. Иначе говоря, теология - это инструмент разработки, защиты и пропаганды вероучения, которым оперируют религиозные организации, церковь. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в документах религиозных организаций. Ее четко сформулировал в энциклике «Искупитель Человечества» нынешний глава Римской католической церкви папа Иоанн Павел II «Каждый из теологов должен осознавать то, о чем сказал сам Христос: «Учение вы слышите не мое, а того, кто послал меня - Отца.» (И. п. 14, 24). Посему никто не может разрабатывать теологию как некое собрание лишь своих воззрений, каждый должен осознавать, что он находится в особой связи с той миссией распространения истины, за которую ответственна церковь». На основе всех этих принципов этот уровень религиозного сознания называют религиозной идеологией.

Представители богословско-теологической мысли (особенно католической и православной) настаивают на бесспорном приоритете догматическо-вероучительной стороны религиозного сознания. Достижение основной цели религиозной веры - «соединения с Богом», «спасение души», возможно, по их мнению, только на основе принятия вероучения в той форме, как оно сформулировано церковью. Отклонение от неукоснительного следования этому вероучению является ересью, богоотступничеством и подлежит осуждению и наказанию.

Сторонники научного религиоведения указывают на вторичный характер вероучительных формул и документов. По их мнению, эти вероучительные формулы и документы являются результатом переработки, систематизации и кодификации первичного религиозного опыта, тех представлений, чувств и переживаний, которые вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности верующие люди. При этом отмечается тот факт, что систематизированное вероучение, разработанное идеологами и утвержденное церковью, в свою очередь, оказывает сильное влияние на характер обыденного религиозного сознания, формирует его в заданном религиозными организациями направлении. Таким образом, в развитых формах религии речь может идти не о приоритете какого-либо из уровней религиозного сознания, а о их взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга.

Похожие публикации