Как пройти дом страха побег из тюрьмы. Дом страха — Тюрьма Взлом. Читы на Android и iOS

Прохождение игры дом страха: Месть

Начинаем игру перед домом. Вход в дом пока что закрыт если постучать дверь откроет скелет. Вход в подвал, тоже пока что закрыт. Берём возле него кирку и карту.Возвращаемся к месту перед домом ломаем киркой монумент, берём с него патрон и ключ от двери в подвал, используем ключ и открываем дверь.

На лестнице слева будет лежать бритва, подбираем её, идём дальше. В комнате с лестницей наверх подбираем кусачки. Идём в другую комнату рядом с замороженным скелетом берём refrigerant (хладагент) - замораживающее средство. Используем кусачки, чтобы разорвать цепь и взять стремянку. После этого бритвой разрезаем манекен на полке и берём из него ключ.

Используем стремянку, чтобы подняться в дом. В комнате со страшным портретом и камином берём ружьё и справа от картины на стене снимаем огниво, возле полок берём подсвечник со свечами.

Направляемся в другую комнату в которой стоит скелет, замораживаем его хладагентом и нажимаем на него чтобы он рассыпался, на полке берём кассету и дневник. Теперь можно вернуться назад и открыть с улицы главный вход в дом.

Спускаемся в подвал в то место, где мы ставили стремянку. Используем ключ, чтобы открыть напротив дверь. Внутри находится мертвец, в инвентаре заряжаем патрон в ружьё и стреляем в него. Забираем стул и сено. Поднимаемся к камину.

В инвентаре разбираем стул на дрова у нас появится ещё и отмычка. Этой отмычкой открываем дверь слева от нас. Заходим перед нами красный диван и телевизор. Из светильника забираем лампочку, и подбираем окровавленную записку. Вставляем кассету в телевизор и в другой комнате видим, что порезаны провода к сейфу. Идём к месту где мы брали стремянку, вводим код к сейфу 247, забираем изоленту. Возвращаемся к порванным проводам применяем ленту, чтобы соединит провода, внутри забираем камень и активируем рычаг.

Поднимаемся к камину, кладём дрова и сено в камин, в инвентаре соединяем камень и огниво разжигаем огонь. Подносим подсвечник разжигаем свечи.В инвентаре разбираем подсвечник и ставим одну свечу в то место, где его брали, к книгам. Подбираем записку шестерёнку и книгу. В записке у нас есть шифр 14582437, идём в комнату с красным диваном вскрываем сейф, вводя этот код, забираем будильник и ключ.

После того как мы активировали рычаг, в комнате где заморозили мертвеца, есть проход на второй этаж поднимаемся в центре стоит волк, поднимаемся выше к балкону, забираем арбалет патрон и шестерёнку. Спускаемся вниз заряжаем ружьё и убиваем волка. На часах на стене снимаем заводной механизм. В шкафу вводим шифр 1010, открываем и забираем молоток, шестерёнку и стрелу. Возле лестницы включаем светильник на стене, и на косяке смотрим начертанный код поднимаем коврик в середине вводим этот код 17516, забираем череп.

Подставляем стремянку ко входу на чердак. На чердаке стоит привидение, вставляем стрелу в арбалет и убиваем привидение. На стене виден шифр, вводим его в глобус 508020, забираем внутри зелёный камень.

Спускаемся вниз и идём в комнату за занавесками, забираем нож, молотком разбиваем вазу внутри берём часть ключа. Слева есть дверь с замочной скважиной, которая в виде пентаграммы, Собираем правильно пентаграмму, вставляем ключ, который взяли в сейфе в комнате с красным диваном. Внутри на алтаре лежит скелет, вставляем в него нож, забираем из глаза красный камень.

В середине комнаты есть проход устанавливаем, шестерёнки в механизм, он откроется, если до этого не вставить нож в скелет на алтаре в другой комнате, там будет стоять смерть с косой, если это уже сделали, то её не должно быть. Активируем зеркало, нас перенесёт в другое измерение - станет темно. Справа в месте где была дверь появится кирпичная кладка, в центре неё нажимаем несколько раз на кирпич, кладка распадётся. Выходим из этого места.

Идём в то место где был волк, там стоит привидение в виде женщины на стуле за ней можно взять записку в которой видно что надо сжечь кости чтобы привидение исчезло. В камине в другой комнате бросаем череп, она исчезнет. За ней есть дверь, в инвентаре, соединяем часть сломанного ключа и механизма от настенных часов, открываем дверь за ней берём фиолетовый камень. Поднимаемся на балкон забираем фонарь.

Возвращаемся к зеркалу перемещаемся в нормальное измерение, идём в комнату которую только что открыли, внутри стоят доспехи рыцаря и скелет на диване. У рыцаря забираем меч, и поднимаем валяющуюся бутылку. В светильник вставляем лампочку, на стене в луче света увидим код написанный задом наперёд получится 351104, вводим его к сейфу забираем жёлтый камень.

Направляемся в комнату в которой мы соединяли изолентой провода, набираем в бутылку воды из под крана. Идём к зеркалу снова перемещаемся в потусторонний мир, тушим огонь в камине, забираем крест, вставляем все камни. Можно посмотреть в настоящем мире в каком порядке их вставлять или же посмотреть на скриншоте ниже. Внутри забираем пустую книгу.

Вставляем камни в таком порядке

Поднимаемся на чердак, на девушку-привидение наводим крест она исчезнет. В столе нам надо нажать правильно на квадраты, это можно посмотреть в реальном мире или на скрине ниже, забираем провод. Спускаемся вниз, слева есть книжная полка, вставляем в неё пустую книгу, откроется тайный проход в библиотеку. Внутри стоит мужик привидение, убиваем его мечом рыцаря. Поднимаем его посох и вставляем в центре в пол, откроется тайный проход вниз.

Ставим фонарь рядом с накрытым тканью зеркалом, снимаем ткань и перемещаемся в другое место. В инвентаре соединяем провод и будильник присоединяем его к динамиту на полке, начнётся отчёт времени, хватаем кувалду рядом с зеркалом разбиваем кирпичную кладку быстро покидаем дом.

Видео прохождение игры «Дом страха месть»

Конец прохождение игры дом страха - Месть

Интересная приключенческая игра головоломка в жанре point&click погрузит вас в таинственный мир загадок и тайн. Вашей главной задачей станет побег из заточения находя решения для сложных задач и обходя врагов. Данная статья представляет прохождение для игры Дом страха Тюрьма, которое поможет вам справиться со сложными задачами.

В начале вы получаете сообщение от подруги, которая говорит что её заперли в тюрьме. Вы находите вход к месту заключения. Слева рядом со скелетом находится сундук с ключом. Используйте его и откройте дверь. Внутри вы встречаете подругу, но на вас нападают, и вы попадаете в камеру темницы. Подберите слева коробку, а справа осколок. В инвентаре используйте коробку, и вы достанете ключ. Примените его к двери и выходите.

Выход из камеры

В холле стоит страшный стражник, охраняющий помещение. Примените на его голову коробку, чтобы дезориентировать его, отберите его топор и убейте им стражника. Вам станут доступны 3 прохода. Идите направо. Там находится стол с телом на нём. Забирайте со стола ножницы и прочтите книгу рядом с трупом. Не бойтесь, он не кусается. Сундучок у головы откройте комбинацией цифр 48742 и получите красный флакон. Возвращайтесь в коридор и идите по центру к лестнице. Слева подберите тренировочный меч. Поднявшись вверх, примените его как рычаг, чтобы открыть дверь. Вуаля! После применение отодвинется этажерка и откроет доступ к новому проходу. Прочтите книгу на стойке и заберите патрон на полу. Дверь перед стойкой с книгой можно открыть, используя схему на изображении. Забирайте осколок и идите дальше.

Далее идите налево. Возле камина подберите кусок камня, из шкафа достаньте свиток, и подберите кусок сыра с камина. Дальше герой попадает в своего рода чулан, где лежит тело женщины. Хватайте ружьё и листок с кодом возле стула, синюю бутылочку и колёсико на бараньем роге. Вернитесь к изначальной локации. Подойдите к шкафу, рядом с которым стоит тумба с кодовым замком. На статуэтке с драконом висит диск с вырезанной звездой. С бочонка на полке заберите букву R. Введите код с листа, и забирайте ключ. Его нужно применить к двери под лестницей (локация с трупом на столе). При открытии двери, вставьте ключик, введя слово ROGER. Приготовьте ружьё, так как внутри вас будет ждать собака.

Дальнейшее прохождение «Дом Страха — Тюрьма» переносит нас в основной холл. Снова подходим к этажерке, применяем к бочонку колёсико (краник) и наливаем в рядом стоящую кружку содержимое. Идём к лестнице, где на перилах висит человек в робе, забираем его кулон и возвращаемся. На полу под полками лежит книга, к которой необходимо применить кулон. Оттуда заберите осколок. Вернитесь в чулан с собакой и подберите очередной осколок. Дальше начинаются логические загадки. Слева находится тумба с кодовым замком. Соберите рисунок в виде отпечатка руки и получите содержимое. Ножницами разрежьте гобелен на стене. На столике сундук с замком открывается по такой комбинации:

Полученное зелье долейте в кружку с пивом. Второй сундук можно отпереть так:

Забирайте ключ и рядом стоящую бутылочку с изображением демона. Настало время заняться алхимией: в инвентаре совместите красный и синий флакон, а в полученную смесь добавьте эту бутылочку. Так у вас окажется жёлто-зелёное зелье. Возвращаемся в комнату с телом и применяем средство на него. Забираем с собой ожившего зомби и осколок, лежавший под ним.

Драка

Имеющимся ключом отоприте правую дверь в основном холле. Там окажется враждебно настроенный зомби. Натравите на него своего для защиты. После драки идите в комнату с собакой, под ковром найдите монтировку. Ею нужно открыть стоящий там гроб. Полученными оттуда кусачками вернитесь в камеру с зомби и перекусите замок на решётке в полу. Спускайтесь и отоприте сундук последующей схеме:

Как отступление, можно сказать, что игра предлагает подсказки и различную помощь. Если вы всё же застряли, то надеемся, что вы сможете понять, как пройти игру Дом страха Тюрьма с помощью наших инструкций. К некоторым задачам мы прилагаем изображение с решением, а подробное описание действий и шагов не дадут вам потеряться. Вернёмся к прохождению.

Новые локации

Выйдя из подвала, герой натыкается на человека (возможно ещё один заключённый). Дайте ему пиво со снотворным, и он уснёт. Заберите у него металлический щуп, а из ведра в туалете подберите линзу. Примените её для осмотра комнаты и обнаружите маленькое отверстие в стене, куда нужно применить найденный только что щуп. Окажется, что в кирпичной кладке спрятан замок и свёрток бумаги. На полу справа не забудьте забрать ключ.

Теперь через дверь возвращайтесь в главный холл. С помощью подсказки найдите панель с пятнашками. Расставьте цифры в нужном порядке, а замочную скважину разместите прямо по центру. Ключ из комнаты со спящим человеком откроет замок, и вы получите ещё один диск.

Если вас интересует дальнейшее прохождение игры Дом страха Тюрьма или вам нужны советы для решения определённых задач, тогда рекомендуем вам посмотреть видео, где показан полный путь героя приключения. Ролик покажет, как полностью пройти игру. Если остались какие-то вопросы – смело пишите в комментариях, постараемся ответить.

Игра «Дом страха Тюрьма» является одной из самых успешных игр-головоломок 2015 года. Количеств скачиваний игры с «Плей Маркет» составляет сотни тысяч, при этом пользователи не скупятся на хвалебные комментарии в адрес создателей игры. Тем не менее, для многих игроков геймплей оказался сложным – некоторые застряли уже на начальных уровнях, а некоторым не удаётся успешно завершить игру. Данный материал призван помочь таким пользователям, в нём я опишу прохождение игры Дом страха Тюрьма, расскажу, как выбраться из той или иной локации, и какие конкретные действия нам в этом помогут.

Как уже упоминалось выше, данная игра«Дом страха Тюрьма » от компании «Best escape games» (разработчик Виталий Алипов) является симбиозом двух игровых жанров – квеста и головоломки, да ещё с мистическим оттенком Игра обладает отличной графикой и атмосферным звуковым сопровождением, и по праву носит статус одной из наиболее удачных отечественных игр 2015 года.

Тем не менее, пройти всю игру для многих пользователей становится неподъёмной задачей. Потому ниже я приведу разбор прохождения игры «Дом страха Тюрьма» и подробно поясню, как находить ответы в игре.

Прохождение игры Дом страха Тюрьма – подробная инструкция

Прохождение в Дом страха Тюрьма начинается с смс, в котором вас просят помочь вызволить маму девочки из подземелья. Также в смс содержится подсказка, где взять ключ от двери (в сундуке слева).

Этап 1. Начинаем путь разгадывания секретов игры

  1. Берём ключ в сундуке и открываем дверь, за которой встречаем маму, призывающую нас поскорее убираться отсюда.
  2. Потом мы получаем удар от какого-то чудовища, теряем сознание, и приходим в себя уже в запертой камере.
  3. Берём коробку в инвентарь, туда же добавляем кусочек стекла. Нажимаем на получение подсказок и получаем ключ, которым открываем нашу дверь и выбираемся наружу.
  4. За дверью встречаем охранника. Берём ранее подобранную коробку и одеваем ему на голову. Подбираем топор и убиваем охранника в игре Дом страха Тюрьма.
  5. Теперь осматриваемся, подбираем букву R в надписи ROGER, также подбираем круглый знак с большой вырезанной звездой на статуэтке с драконом. Исследуем сундук, находим замок в виде глаза, и код с двумя парными нулями.
  6. Поднимаемся наверх по ступенькам, и идём к двери с большими часами наверху.
  7. Далее для того, что бы пройти Fear House Prison поворачиваемся налево и собираем фрагменты пола – один у камина, второй возле книжного шкафа. Также подбираем свиток на полке книжного шкафа.
  8. Идём влево и заходим в комнату, где видим лужу крови на полу и лежащий нож. Берём с пола бутылочку со светящейся синей жидкостью внутри и ружьё. Слева, возле головы быка, берём круглый предмет похожий на деревянное колесо (краник).
  9. Возвращаемся к двери с часами и смотрим на стоящую рядом книгу на табуретке. Читаем, что там написано. На двери весит замок, жмём на него и двигаемся по тому паролю, который был указан в книге по буквам (North- север, South – юг, West – запад, East – восток). После верного выполнения комбинации дверь откроется. В миске рядом с книжной полкой возьмите ещё один осколок. На этом этапе наши приключения в прохождении Дома Страха — Тюрьма не закончены, двигаемся далее.
  10. Спускаемся вниз и берём слева предмет длинной формы (рычаг). Возвращаемся к нашей двери с часами, и вставляем его меж двух круглых барабанин слева от двери, затем опускаем наш рычаг вниз. Справа появится дверь с лежащим на полу патроном. Возьмите патрон и заправьте им ранее подобранное вами ружьё. Теперь для прохождения Дом страха Тюрьма открываем дверь справа с помощью знака со звездой и вставляем её в правый круг.
  11. Идём вниз, к столу, с лежащим на нём зомби. Возьмите со стола ножницы. Прочитайте книгу со страницей об оживлении зомби. Наберите пароль, последовательно нажимая на цифры 48742 на чемодане, и подберите красную колбу.

Этап 2. Сложность в прохождении игры Дом страха Тюрьма возрастает, но мы не сдёмся

  1. Идите к двери справа от головы зомби. Там вы найдёте замок с четырьмя указанными буквами AAAA и пятой пустой ячейкой. Вставьте имеющуюся у вас букву R в пустую ячейку, а затем наберите комбинацию из букв «ROGER».
  2. Вернитесь к камину наверху и подберите там треугольный кусок сыра. Берём ранее взятый нами с головы быка краник (круглое колесо), находим бочку с именем «ROGER» и устанавливаем туда краник. Подбираем на тумбочке слева от бочки деревянную чашку.
  3. Набираем жидкости из бочки (белого цвета) в нашу чашку. На шкафу лежит книга с замком, на обложке книге изображён полумесяц. Возвращаемся к двери с часами, слева от неё будет лежать на перилах труп. С него снимаем нужный нам амулет в форме полумесяца.
  4. Возвращаемся к нашей бочке и лежащей рядом книге. Вставляем в неё наш амулет и получаем осколок. На полу рядом с трупом, у которого мы только что взяли амулет, лежит листочек с четырьмя цифрами (5796).
  5. Возвращаемся к нашей бочке в игре Дом страха Тюрьма, рядом с которой лежит сундук с замком с двумя парными нулями. Набираем код с листочка и получаем ключ. Спускаемся вниз и открываем им дверь рядом с лежащим на столе зомби (с ранее введённым кодом ROGER). Затем берём заряженное нами ранее ружьё, и при вхождении в только что открытую нами комнату убиваем ружьём собаку-зомби.

Этап 3. Получение ответов в игре это уже удовольствие

  1. Берём осколок возле свечи на полу. На тумбочке будет замок, его будет необходимо прокрутить для сбора нужной фигуры (ладонь). Тумбочка откроется, и вы получите ещё осколок. Рядом висит штора, обрежьте её с помощью ножниц в вашем инвентаре, за ней вы увидите какой-то знак.
  2. Запомните данную комбинацию, найдите в данной комнате сундук и поверните его ключ так, как было изображено на стене (знак), сундук откроется, и вы получите бутылку.
  3. Смешайте её содержимое с белым содержимым из чашки вашего инвентаря, содержимое кружки приобретёт зеленоватый цвет. В той же комнате лежит книга с кодом, данный логически код нужно ввести, чтобы открыть содержимое сундука, который лежит на столе рядом с бутылками.
  4. Введите комбинацию, сундук откроется, и вы получите ключ. Возьмите рядом с сундуком бутылку с изображением быка.
  5. Нажмите на кнопку подсказки, красное и синее содержимое двух колб соединятся в одну, фиолетового цвета. Затем вновь нажмите на подсказку, и ваша колба с фиолетовым содержимым и бутылка с изображением быка образуют колбу с зеленоватым содержимым.
  6. Вернитесь к лежащему на столе зомби и оживите его с помощью полученной колбы. Он встанет, возьмите его и осколок, который был под ним, в свой инвентарь.
  7. Теперь возьмите ключ из вашего инвентаря и откройте им дверь справа от стола, на котором ранее лежал зомби. За дверью вы увидите агрессивного зомби. С помощью зомби из вашего инвентаря убейте враждебного зомби. Возьмите очередной осколок с пола.
  8. Переходим в комнату, где лежит мёртвая собака, находим там на полу ломик. С его помощью открываем лежащий там гроб и подбираем лежащий там инструмент.
  9. Возвращаемся в комнату с убитым ранее зомби и с помощью инструмента снимаем с пола решётку. Открываем сундук с помощью комбинации из книги и получаем фрагмент.
  10. Идём прямо и налево, где встречаем крысу. С помощью найденных десяти осколков собираем оружие, а крысе даём ранее подобранный треугольный кусок сыра. Поворачиваемся назад к отрытому сундуку и подбираем там пилу (лобзик).
  11. С помощью пилы открываем решётку, и встречаем стоящего мужчину. Даём ему выпить нашу чашку с жидкостью в инвентаре. Он ляжет спать, а вы снимите с него ключ. На стуле рядом ещё возьмите фрагмент в виде круглого стекла. Посмотрите сквозь него на комнату.
  12. На стене вы увидите отверстие. Вставьте полученный от мужчины ключ в данное отверстие и получите свиток и замочную скважину. Откройте дверь рядом с мужчиной, зайдите туда, и вставьте полученную замочную скважину в код.
  13. Затем возвращаемся в комнату к спящему мужчине, спускаемся в подвал возле двери, и берём ключ. Вставляем в замочную скважину (ранее нами установленную) и получаем круг с квадратом внутри.
  14. Идём в комнату с мёртвой собакой, и смотрим на стоящую там статую через наше стёклышко, которое мы подобрали в комнате со спящим мужчиной. Затем идём в комнату, где на полу лежит лужа крови, и смотрим через стёклышко на голову быка. Теперь вставьте полученный ранее круг с квадратом внутри в самую верхнюю позицию комбинации, куда вы ранее вставили круг со звездой внутри (звезда размещена справа).
  15. Идём в комнату с камином, над камином будет пустая картина. Используйте осколки в вашем инвентаре для сбора картины в виде карты. Посмотрите через ваше круглое стёклышко в собранную картину и возьмите в гробу коричневый знак.
  16. Идём к гробнице и активируем заклинание молния для убийства стража.

  1. Собираем по кристаллам нужные фрагменты символов, выполняя, что написано в книге. Пользуясь нашим стёклышком, вставляем знаки на свои места и берём из гробницы с лежащим скелетом щит и меч. Берём меч и втыкаем его в дверь, открываем дверь. Читаем заклинание разрушения.
  2. Идём к лежащему на полу сундуку, собираем ключ и опускаем рычаг. Мы получим зелёный кристалл, который необходимо установить справа от дерева. Открываем другой сундук справа от дерева с помощью правильно подобранной комбинации, опускаем рычаг и получаем синий кристалл, который устанавливаем слева от дерева.
  3. Подберите верный трёхзначный код к следующему сундуку (183) и возьмите ключ. Вставьте его в замок этого же сундука, вновь наберите код внизу (левый 1 и правый 3) и получите красный кристалл, который необходимо будет установить ниже справа от дерева, это нужно сделать для того, чтобы пройти головоломку Дом страха Тюрьма.
  4. Затем открываем очередной сундук с помощью отгаданной комбинации (четыре однотипные линии) и получаем заключительный кристалл, который устанавливаем чуть выше слева от дерева.
  5. Появится светящаяся фигура человека, которая откроет сундук, вы получите свиток и круг с треугольником внутри. Активируем заклинание разрушения и выбиваем стену возле гробницы. Там будет находиться мама девочки с амулетом, последний она отдаст вам.
  6. Пройдите к двери с часами, и вставьте недостающие символы в замок (элемент с кругом внизу, элемент с треугольником слева). Амулет, полученный от женщины, нужно вставить в сундук с замком в виде глаза (возле статуи дракона). Сундук откроется, и вы получите ключ, которым необходимо открыть дверь с часами (ранее вы вставили к ней четыре элемента). Вы свободны!

Заключение

Выше мной было детально описано прохождение игры Дом страха Тюрьма. В некоторых моментах игра является достаточно сложной, и для её успешного завершения придётся или хорошо поразмыслить, или воспользоваться приведёнными мной выше советами. Если же читателю остался неясен какой-то фрагмент, всегда можно воспользоваться видеороликом по прохождению игры, который также добавлен к данному материалу.

Вконтакте

Это гибрид жанров ужаса и квеста, что позволяет получить невероятный эффект от прохождения этого увлекательного приложения. Разработчики решили не ограничиваться страшными историями и предложили пользователям мобильных приложений ощутить на собственной шкуре, что значит оказаться в богом забытом месте. Все, что у Вас есть - это осознание безвыходности ситуации, жгучая головная боль от недавней вечеринки и жуткое чувство страха. Ну что, готовы выбираться из избушки на курьих ножках?

Первое, что Вам потребуется - пройтись сквозь закрытую дверь. Несмотря на то, что разработчики обещали свободное перемещение внутри стен здания, игрокам необходимо отыскать нужные рычаги и отмычки, если хотят покинуть гостеприимные объятия злых духов. Чтобы открыть дверь, потребуется ключ, располагающийся в небольшой черной дыре справа от главной лестницы. Получив доступ к первой двери, смело двигаемся вперед, а затем еще через одну, уверенно нажимая на них.

Оказавшись в небольшом помещении, найдите взглядом бочку. Нашли? Отлично! Отодвигайте ее в сторону, нажав по телу бочки, и сможете пройти дальше. Следующая комната не радует количеством света, поэтому нажмите на рубильник слева от Вас, так как это - скрытый механизм, распечатывающий вход в следующее помещение.

Камень необходимо не просто убрать, а разбить им лежащие доски. Сбросьте его, нажав один раз по его изображению, чтобы доски превратились в щепки, а у Вас появилась возможность пройти дальше. На полу лежит матрас - приподнимите или отбросьте в сторону, так как под ним заветный ключик, который необходимо для будущих препятствий. Возьмите с собой и отправляйтесь на поиски приключений и встреч с призраками.

Заходим через дверь, которая располагается слева от Вас. В появившейся стене необходимо разрушить центральный кирпич, чтобы Ваше препятствие пало. Не отвлекайтесь на посторонний шум - он лишь привлекает внимание и сбивает с мысли, на что и рассчитан этот ужастик. Около картины располагается дверь - нажмите на нее, пройдите и сразу направляйтесь к первому окну. Внизу находится ключ, смело подбираем и двигаемся к дальней двери, чтобы выбраться из неблагоприятного помещения.

Дальше можно следовать простой схеме: проходим в левую дверь, дальше в белую, нажав на ручку, а потом потребуется спрятанный ключ. Получить его можно лишь в том случае, если досконально облазить комнату, в которой оказались. Но не будем томить долгим ожиданием и дадим прямую наводку - он в батарее под окном справа. Отворив двери, мы оказываемся в небольшом и влажном подвале (согласитесь, какой умник будет исходить выход под зданием?!), а до выхода остается совсем чуть-чуть. Крепитесь!


Пройдя через центральный проход, главный герой окажется в небольшом помещении с веревками, к которым необходимо подойти. Дернув за правую веревку, Вы отворите дверь и сможете пройти дальше, до тех пор, пока шар не сместится в сторону. А теперь осторожно! Как только Вы войдете в дверной проем, на Вас резко выскочит приведение с топором, а как известно, бесплотных духов убить не так легко, как кажется. В этом смертоубийстве Вам потребуется люстра, на которую необходимо нажать сразу, как только враг окажется прямо под ней. Прикончив неродового хозяина поместья, можно открыть красную дверь, нажав на ее центр.

Справа от Вас появится красная стрелка, появляющаяся на уровне с человеком, лежащем на столе. Когда появится стол и компьютер, опять наживаем на стрелку справа, а дальше говорим с другом и жмем «Ок».

Радуйтесь, Дом Страха оказался позади, а Вы можете вздохнуть спокойно!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На нашем портале Вы можете поближе познакомиться с игрой, задать интересующие Вас вопросы и .

Дом Страха Побег на андроид – это новая игра для любителей триллеров, ужасы. Просто волосы становятся дыбом от непонятных и зловещих мертвецов этого дома. Принцип игры совсем не прост, так как вам не только нужно выбраться из этого страшного и опасного места, а и применить всю свою смекалку и находчивость, чтобы используя подручные средства: различные отмычки, колбы и смеси, открывать двери и пробираться дальше. Сопутствующая озвучка очень неожиданная, и создает дополнительную атмосферу страха. Графика очень хорошая, художники на славу поработали не только на общей настораживающей картиной зловещих подвалов и комнат, но и над ужасающим видом монстров, которые при неожиданном обнаружении заставит содрогнуться самых стойких и опытных геймеров. Полуразрушенные скелеты, которые встречаются практически везде, помогают погрузится в мир опасного и неизведанного.

На пути игроков встретятся опасные монстры - злые зомби, которые неожиданно появляются в самый неподходящий момент. Но есть и плюсы, их можно уничтожить. Для этого, конечно, придется сначала найти то самое оружие, или например, убойный состав, который окажется смертельным именно для этого чудовища. Но в этом и есть привлекательность данной игры – здесь действительно надо до всего доходить самому. Благо, для этого создатели игры разработали легкий и понятный интерфейс, к которому прилагаются подсказки в виде табличек с поясняющим текстом. К слову, играть в Дом Страха Побег могут и несколько человек. Это возможно благодаря платформе андроид, для которой создана эта игра, и соответственно есть возможность сенсорного управления вашими действиями. Что может быть лучше, чем вместе с друзьями разгадывать коды и придумывать неординарные способы выхода из сложных ситуаций. Качайте и пугайтесь нездоровье.

Как проходить игру Дом Страха Побег? смотрите видео:

Похожие публикации