Сообщение о произведении про женщину мать. Сочинение на тему «Слово о женщине. Слово о матери. I. Вступительное слово учителя

Класс:

#}

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

II . Определение цели занятия.

Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины,- матери.

III . Образ м3атери в устном народном творчестве

Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

Выступления учащихся (инсценирование, пение) по народным сказкам и народным песням.

IV . Образ матери в печатной литературе

Слово учителя . В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Ученик 4 - Поэма «Кому на Руси жить хорошо»…

Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

(Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

X глава поэмы – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страдающей матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын – Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Выступления учащихся

  1. по «Повести о сыне » Е. Кошевой
  2. по роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (просмотр отрывков из фильма «Молодая гвардия»)
  3. по «Повести о Зое и Шуре» Космодемьянской

Ученик читает отрывок из стихотворения Я. Смелякова

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла.

Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей.

Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Вопрос классу

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

(Ответы-выступления, размышления учащихся)

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто.

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 2 - А мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить.

Живи, живи, живи вечно!»

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман)

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…

Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

V . Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

Так будет. «И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!

VI . Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
  4. монолог «Мать»
  5. киносценарий «Баллада о матери»

Значение образа матери в русской поэзии

Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.

История развития образа матери в русской поэзии

Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В творчестве этих поэтов образу матери придавалось большое значение. Можно утверждать, что именно с творчества М. Ю. Лермонтова изображение матери начинает входить в классическую поэзию. У А. С. Пушкина нет ни одного стихотворения, посвящённого матери, в творчестве М. Ю. Лермонтова их насчитывается несколько. Например, «Кавказ», «Ангел».

По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образ – народный образ матери.

В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.

Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.

Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова (на примере стихотворения "Внимая ужасам войны...")

В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.

До конца своих дней Н. А. Некрасов хранил в памяти светлый образ родной матери. Поэт посвятил ей стихотворения «Последние песни», «Рыцарь на час», поэму «Мать». Он очень тосковал по ней во время учебы в ярославской гимназии, а потом в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни его согревало чувство глубокой привязанности и любви к матери.

Н.А. Некрасов сочувствовал трудной и непростой жизни своей матери с суровым мужем, малообразованным армейским офицером, ставшим деспотом семьи, и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Тёплые воспоминания о матери проявились в творчестве поэта в виде произведений о нелегкой женской доле на Руси. Более масштабно идея материнства проявилась позднее в таких известных произведениях Н. А. Некрасова, как глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская».

Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.

Более подробно рассмотрим образ матери в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения «Внимая ужасам войны…», посвящённого Крымской войне 1853 – 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны:

Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя…

Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:

Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна - Она до гроба помнить будет!

Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.

Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы - То слезы бедных матерей!

Когда со временем о погибшем «герое» позабудут все – друзья, жена, о нём вечно будет помнить и скорбеть его мать, которую поэт сравнивает с плакучей ивой.

Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...

С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один "герой", но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.

Образ матери в поэзии С. А. Есенина (на примере стихотворения "Письмо матери")

В русской поэзии ХХ века тема матери получает свое продолжение в творчестве С. А. Есенина.

Обратимся к его стихотворению «Письмо матери». Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта. Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней. Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Образ матери в поэзии А. Т. Твардовского (на примере цикла "Памяти матери")

Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как "Матери", "Песня", "С одной красой пришла ты в мужний дом..." и др. Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери - и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях "Сын", "Мать и сын", "Ты робко его приподымешь...", особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма "Дом у дороги").

В 1965 году А. Т. Твардовским создан цикл «Памяти матери». Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, в которых представлены воспоминания о жизни матери, а также нашла своё отражение память поэта о ней. Поводом для его появления стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Но в последнем стихотворении данного цикла смерть уступает жизни, она представляется поэтом неким переходом.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой…

Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.

Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра.

В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери - как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.

Как отблагодарить человека, который оказал самое большое влияние на Вашу жизнь? Когда Ваших собственных слов не достаточно, могут помочь высказывания известных людей.

Мы собрали 50 высказываний от самых известных людей: учёных, политиков, писателей, режиссёров и актёров. Выберите самое подходящее для Вашей мамы, чтобы подписать открытку и подарить вместе с букетом! Поверьте, Она это заслужила!!

  1. Мама была моей самой великой учительницей, учителем сострадания, любви и бесстрашия. Если любовь прекрасна как цветок, то моя мама — прекрасный цветок любви.

2. Я помню молитвы моей матери, они всегда были со мной. Они поддерживали меня всю мою жизнь.

3. Моя мать — ходящее чудо.

LEONARDO DICAPRIO

4. Дети — якоря жизни матери.

THEODOR HESBURGH

6. Если эволюция действительно работает, то почему у матерей только две руки?

7. Матери держат детей за руки в течении короткого времени, но сердца навсегда.

8. Все матери — работающие матери.

9. Объятие мамы длится долго после того, как она отпустит.

10. Большинство матерей — философы.

HARRIET BEECHER STOWE

11. Сердце матери — глубокая пропасть, у основания которой вы будете всегда находить прощение.

HONORE DE BALZAC

12. Из всех прав женщины самоё лучшее — быть матерью.

13. Когда вы мать, Вы никогда не бываете одиноки в своих мыслях. У матери обычно две мысли: одна о себе, вторая о её ребёнке.

14. Мать — это банк, куда мы внесли весь наш вред и проблемы.

T. DEWITT TALMAGE

15. Биология меньше всего делает кого-то матерью.

16. Всё, чего я достиг или думаю достигнуть, я обязан своей матери.

17. Материнство: вся любовь начинается и заканчивается там.

18. Лучшее место, чтобы плакать — на руках у матери.

19. Фраза «Работающая мать» — избыточна.

20. Руки матери утешительнее любых других.

22. Моя мать — мой корень, моё основание. Она посадила семя, на котором я основываю всю свою жизнь, и эту веру — что талант начинается в моей голове.

23. Это не легко быть матерью, если бы это было легко, отцы сделали бы это.

DOROTY, THE GOLDEN GIRLS

24. Материнство сделало меня настолько усталой и настолько счастливой.

25. Принятие, терпимость, храбрость, сострадание — это вещи, которые моя мама преподала мне.

26. Моя мама труженик и она находит способ весело провести время. Она всегда говорит: «Счастья — ваша собственная ответственность.»

27. Моя мама — герой, она вдохновила меня мечтать, когда я был ребёнком. Поэтому каждый раз, когда кто-то вдохновляет Вас мечтать, должен быть Вашим героем.

28. Я бы сказал, что моя мать — единственный самый большой образец для подражания в моей жизни, но это термин не охватывает всего, когда я использую его по отношению к ней. Она была любовью всей моей жизни.

29. Моя мама всегда была моим эмоциональным барометром и руководителем. Мне повезло, что у меня была одна женщина, которая помогла мне пройти через всё!

30. Наличие детей помогает рассмотреть мир в истинном свете. Всё остальное просто неважно.

31. За все эти годы я так многому научилась от мамы. Она учила, что самое важное: дом, семья, история и традиции.

32. У моей матери было худое, маленькое тело, но большое сердце, сердце столь большое, что любой мог найти приветствие в нём и гостеприимное жильё.

33. Материнство — это самая азартная игра в мире. Это великолепная жизненная сила. Это огромная сила и это акт бесконечного оптимизма.

34. Сердце матери — классная комната ребёнка.

HENRY WARD BEECHER

35. Только матери умеют думать о будущем -ведь это они родят его в детях своих.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

36. И помните, что позади каждой успешной женщины — корзина грязной прачечной.

37. Когда Ваша мама спрашивает: «Хочешь совет?» — это простая формальность. Не имеет значения, что вы ответите «да» или «нет». Вы всё равно получите его.

38. Моя мама всегда говорила: «Не беспокой других людей». Я думаю это хороший совет.

39. Прежде чем стать матерью, у меня было сто теорий о том, как воспитать детей. Теперь у меня семь детей и только одна теория: любите их, особенно когда они меньше всего этого заслуживают.

40. Благословение — это мать, которая оторвала бы часть от своей души ради счастья её детей.

SHANNON L. ALDER

41. Моя сестра учила меня всему, что я должен был знать, и она была только в шестом классе тогда.

42. Нет ничего столь искреннего, чем поцелуй матери.

43. Я не могу представить подвига больше, чем — материнство.

44. Наши матери всегда будут самыми странными, самыми сумасшедшими людьми, которых мы когда либо встречали.

MARGUERITE DURAS

45. Приятные стороны материства невозможно осознать полностью, пока дети не улягутся спать.

46. Сейчас, как и всегда, наиболее автоматизированный прибор в домашнем хозяйстве — мама.

47. Самое сложное для матери — запомнить то, что у других родителей тоже самые лучшие дети.

48. Хорошая мать любит отчаянно, но в конечном счёте воспитывает своих детей, что бы они были успешными без неё.

49. Моя мать однажды сказала мне, когда ты должен принять решение, представь человека которым бы ты хотел стать когда-нибудь. Спроси себя, что сделал бы тот человек?

50. Мать всегда — начало. Она — то, с чего всё начинается.

«О той, кто жизнь дарует и тепло»
(мамы в жизни великих писателей и поэтов)

Цель урока: Формирование и развитие культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Эпиграфы:

Сердце матери - это единственный несгораемый капитал, которым всегда и в любое время можно расплатиться. (Монтегаса).

Нет в мире такого цветка ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери. (О. Уальд).

Мама- это самое красивое слово, произнесенное человеком. (Кайл Гибран).

«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира - от Матерей!» (Максим Горький)

Презентация. (1-5 слайды) Звучит песня «Мама» в исполнении М.Магомаева.

1.О той, кто жизнь дарует и тепло,

Звучащее в напеве колыбельном,

О той, кто нас в терпенье беспредельном

Растит, лелеет, ставит на крыло.

О матери…

Зачем так дни спешат?

Зачем так незаметно и без спросу

Ей седина вплелась в густую косу?..

Дохнуло стужей, горечью утрат…

Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,

Речной поток не обратиться вспять.

Останешься без матери родимой –

Стократ острей поймешь, что значит мать.

Не первым, не последним на земле

Кричу: «И кто придумал это?»

Земля и небо не дают ответа,

Зарницы гаснут дальние во мгле…

Родиться стоит поздно или рано

Хотя бы для того на этот свет,

Чтоб вымолвить впервые имя «мама»,

Которого священней в мире нет. А. Шайхиев.

Что может быть на свете священнее имени матери? Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. По отношению к матери мы определяем, каков человек.

Слово «мама» - особое. Оно рождается с нами, сопровождает нас всю жизнь, с нами и уходит.

Попробуйте выстроить в порядке значимости друзей, знакомых, родственни-

ков. Трудно…

По традиции можно начать с родственников. Но степень близости, духовного родства может быть большей с другом…

Допустим, поломав голову, вы справились с задачей. Но можно ли список считать окончательным? Иногда стоит появиться новому человеку, чтобы все остальные отступили на задний план. Всё может произойти. Но никакие перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение человека, который дал нам жизнь.

Мама - вне списка, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное…

Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей – профессиональных, дружеских, любовных, и в то же время содержит все их зёрна, потому что мать несёт в себе идею человека. Мама создаёт новые жизни и тем самым передаёт эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями.

Случайно ли, что ребёнок, не умеющий говорить, раньше всех слов произносит: « Мама»?

А если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтём там, что слово «МАМА» образовано самими детьми на стадии лепета удвоением слога «МА». Это слово почти одинаково звучит на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском.

А по-аварски – ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желаю исповедаться ему.

Родник, услугу указав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину –

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождем следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивает капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся, - маме говорю я, -

Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски – ласково «баба». Р. Гамзатов

Во все времена известные поэты и художники свои лучшие произведения посвящали самым дорогим людям на свете – мамам, которые дарят нам жизнь, поют песни, сидя у детских кроваток, гладят по голове, когда нам бывает невыносимо трудно, и любят нас, такими, какие мы есть - не за что-то, а просто так. «Нет лучше академии, чем колени матери», - эти слова сказал более двух веков назад поэт, критик и публицист, профессор Гарвардского университета Джеймс Расселл Лоуэлл.

Сегодня на уроке мы узнаем о том, как относились к мамам величайшие люди России, поэты и писатели; и я думаю, их отношение к самым дорогим людям станет для вас добрым примером.

Слайды 6-7.

2. Лев Толстой был навеки разлучен со своей матерью в день ее смерти 4 августа 1830 г. Марии Николаевне Волконской было тогда 30 лет, а сыну ее через несколько недель должно было исполниться два года. В своих незаконченных «Воспоминаниях» (1903-1906 гг.) Толстой признается, что не может вспомнить свою мать, однако сохранил в памяти нетронутым ее духовный облик: «Родился я и провел первое детство в деревне Ясной Поляне. Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1/2 года, когда она скончалась. По странной случайности, не осталось ни одного ее портрета, так что как реальное физическое существо я не могу себе представить ее. Я даже рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно, и я думаю - не оттого только, что все, говорившие мне про мою мать, старались говорить о ней только хорошее, но потому, что действительно в ней было очень много этого хорошего».
10 марта 1906 года, когда Льву Николаевичу Толстому было 78 лет, он сделал такую запись на отдельном листке бумаги:

« Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление - желание ласки - любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей - ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумно, но все это правда».

Слайды 8-10.

3. Фёдор Михайлович Достоевский рассказал об одной незабываемой встрече с Н.А. Некрасовым: « Он говорил мне тогда со слезами о своём детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском доме, о своей матери – и то, как говорил он о матери, та сила умиления, с которой он вспоминал о ней, рождали предчувствие, что если будет что-нибудь святое в его жизни, что могло бы спасти его и послужить ему маяком, путевой звездой даже в самые тёмные и роковые мгновения судьбы его, то это, конечно, его мать, существо, столь любившее его».

Маме он остаётся верен всю жизнь. Всё его творчество проникнуто идеей материнства. Мать – главный, центральный проложительный герой поэзии Некрасова. Поэт явил миру образы удивительной духовной красоты.

Это и Дарья («Мороз-красный нос»), и Орина, мать солдатская, и жёны декабристов. А над всеми ними встаёт образ матери поэта, которая была его путеводной звездой.

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла, - грудью своей

Защищая любимых детей.

И гроза над тобой разразилася!

Ты, не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,

На детей милость бога звала.

Неужели за годы страдания

Тот, кто столько тобою был чтим,

Не пошлет тебе радость свидания

С погибающим сыном твоим?..

Я кручину мою многолетнюю

На родимую грудь изолью,

Я тебе мою песню последнюю,

Мою горькую песню спою.

О прости! то не песнь утешения,

Я заставлю страдать тебя вновь,

Но я гибну - и ради спасения

Я твою призываю любовь!

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои!

Чтоб ту силу свободную, гордую,

Что в мою заложила ты грудь,

Укрепила ты волею твердою

И на правый поставила путь... Н.А.Некрасов

О таких стихах говорят «писано кровью сердца»…

Слайды 11-13.

4. Семнадцатилетним юношей Антон Павлович Чехов написал своему двоюродному брату Михаилу:

« Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в который они веруют и надеются так, как немногие».

И самое замечательное, что этим юношеским словам Чехов оставался верен всю жизнь.

Иван Андреевич Бунин вспоминает: «За обедом и ужином он ел мало, почти всегда вставал из-за стола и ходил взад и вперед по столовой, останавливаясь около

гостя и усиленно его угощая, и все с шуткой, с метким словом.Останавливался и около матери и, взяв вилку и ножик, начинал мелко-мелко резать мясо, всегда с улыбкой и молча».

Казалось бы, всего лишь простая бытовая деталь, но как видится за всем этим мягкая, деликатная забота о маме.

Владимир Иванович Немирович – Данченко, русский драматург и режиссёр, основатель , писал: « К матери у него было самое нежное отношение. Его заботливость доходила до того, что, куда бы он ни уезжал, он писал ей каждый день хоть две строчки».

Слайды 14-15.

5. Первый сборник стихов Сергея Есенина, который вышел в свет в 1916 году, назывался “Радуница”. Что обозначает это слово? B.И. Даль высказывает в своем словаре предположение, что произошло оно от слова “радеть”, что означает “проявлять заботу, старание, опекать”. Всю свою недолгую и неспокойную жизнь Сергей Есенин проявлял заботу, радел о самом близком человеке - о матери, Татьяне Федоровне. Она играла большую роль в его жизни. Матери C. Есенин посвятил эти задушевные строки:

Снежная замять дробится и колется,

Сверху озябшая светит луна.

Снова я вижу родную околицу,

Через метель огонек у окна.

Все мы бездомники, много ли нужно нам.

То, что далось мне, про то и пою.

Вот я опять за родительским ужином,

Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться -

Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись,

Слушай, под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь.

Много я видел и много я странствовал,

Много любил я и много страдал,

И оттого хулиганил и пьянствовал,

Что лучше тебя никого не видал.

Вот и опять у лежанки я греюсь,

Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.

Снова я ожил и снова надеюсь

Так же, как в детстве, на лучший удел.

А за окном под метельные всхлипы,

В диком и шумном метельном чаду,

Кажется мне - осыпаются липы,

Белые липы в нашем саду. С.Есенин

Слайды 16-17.

В 1923-1925 гг. С.Есенин жил в коммунальной квартире в Брюсовском переулке. Здесь же жили его сестры - Катя и Шура, сюда приезжала из Константинова Татьяна Федоровна. Об одном из ее приездов Есенин писал 6 марта 1925 года: «Вчера приехала моя мать, я в семье, счастлив до дьявола».

В 1925 году, в последний год жизни Есенин был дома пять раз. Три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.

О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:


Загрустила шибко обо мне,

В старомодном ветхом шушуне.


Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...


По-весеннему наш белый сад...

Слайд 18. Звучит «Письмо матери» в исполнении А.Малинина.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне. С.Есенин

Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце.

Отчего?

Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой.

Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной. Щемящее нежные слова нашел поэт для матери.

6. Зажигаю на столе свечу со словами : Когда он впервые покидал родную саклю, отправляясь в путь, мать поставила на окне зажженную лампу. Он шел, оборачиваясь, снова шел, но огонек родного дома мигал ему сквозь туман и мглу.

Слайды 19-20.

Огонек на маленьком окне мигал ему сквозь многие годы, пока он колесил по свету…

Однажды Р. Гамзатов посетовал: «Человеку всегда не хватает времени для друзей, для звезд, для того, чтобы поклониться могиле матери… У каждого писателя есть тайная мечта: написать когда – нибудь свою заветную, лучшую книгу. Но как раз для нее-то и не хватает нам времени… часа раздумий….»

Можно взять на себя смелость и вольно соединить основные мысли этого высказывания: поэт нашел час раздумий о матери, поэт поклонился высоким сыновним словом, написав поэму «Берегите матерей». Читая ее, думаешь: нет, это не час раздумий, это год, годы, вся жизнь. В единочасье, сразу это слово прийти не может.

Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и мира»; без которых нет жизни на земле.

Послушайте отрывок из этой поэмы – сцену прощания отца и сына:

    Ты сынок? –

Чуть приоткрылись веки.

Взгляд чуть-чуть зажегся – и погас.

Эту ночь мне не забыть вовеки.

    Вот и наступил прощанья час.

Смерти угодил я под копыта,

Видно, в стремя встал не с той ноги…

Душу дома, маму береги ты;

Слышишь, сын мой, маму береги!

И замолк навек, отца не стало…

Но звучаньем прерванной строки

Все кругом гудело, рокотало,

Повторяло:

    Маму береги!

Хлынул дождь – и все в горах намокло,

Разбежались по воде круги…

Слышу: через крышу, через стекла

Молят капли:

    Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

    Мама, это – дерево родное!

    Мать – весь мир, и рощи, и поля.

Яростно бушует непогода.

В черном небе не видать ни зги…

Просит каждый час любого года:

Душу мира – маму береги! Р.Гамзатов

7.Тема материнской любви, любви к матери поистине неисчерпаема.

«Вся гордость мира от матерей,- сказал Максим Горький,- без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Сегодня нашими собеседниками были великие поэты и писатели.

Но вы тоже можете сказать свои слова о самых близких и родных вам людях, ваших мамах. (Сочинения и стихи учащихся). (Слайды 21,22 )

8. И закончить наш урок я хочу строками Расула Гамзатова:

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: мама!
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто Жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!...
Я произношу его: Мама!

Слайд 23. Звучит песня «Это слово мама» в исполнении В. Кикабидзе.

Эссе « Образ матери в русской литературе»

«Образ твой, что так велик и прост» - эссе по произведениям русских поэтов

Спирина Анна Алексеевна

Автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Бокситогорский институт (филиал)

Колледж

3 курс

Специальность Дошкольное образование

Преподаватель: Зайцева Зоя Александровна

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – Мать! М. Джалиль

Мама – наш лучший друг и мудрый советчик. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любовь» – это слово святое,

То трижды священное – «женщина – мать».

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, - это произведения о матери. Что может быть на свете священнее слова «мать»!..

Человек, только-только начинающий лепетать, неуверенно складывает по слогам слово «ма-ма».

Почерневший от бессонной работы хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать!»

Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!»

Все самые дорогие святыни названы и одарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Мать – наш ангел-хранитель. Любящее сердце матери принадлежит всегда её детям. «Вся любовь, все

чувства, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство», - пишет Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

По-настоящему глубоко тема матери ярко освещена Н.А.Некрасовым. В его произведениях есть некая восходящая триада развития этого образа, более того – идеи матери: мать, мать-родина, мать – высшее идеальное начало.

В стихотворении «Баюшки-баю» мать – последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. Мать утешает, прощает:

Ещё вчера людская злоба

Тебе обиду нанесла;

Всему конец, не бойся гроба!

Не будешь знать ты больше зла!

Не бойся клеветы, родимый,

Ты заплатил ей дань живой,

Не бойся стужи нестерпимой:

Я схороню тебя весной.

«Баюшки-баю» вместе с поэмой «Мать» вошли в сборник, который стал как бы поэтическим завещанием поэта.

В творчестве М.Ю.Лермонтова особое место занимает образ матери. В стихотворении «Кавказ» он пишет:

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

А пронизанные болью и страданием слова он вкладывает в уста Мцыри (поэма «Мцыри»):

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии С.А.Есенина, замечательного русского поэта. Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. В стихотворении «Письмо матери» Есенин пишет:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Сыновние чувства лирического героя выражены с пронзительной художественной силой:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты дна мне несказанный свет.

А какие проникновенные стихи о матери пишет Расул Гамзатов, советский и российский поэт:

Изрек пророк:

Нет бога, кроме бога!-

Я говорю:

Нет мамы, кроме мамы!..-

Никто меня не встретит у порога,

Где сходятся тропинки, словно шрамы.

Кто разожжет теперь огонь в камине,

Чтобы зимой согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи отпустит ныне

И за меня помолится в тревоге?

Расул Гамзатов советует нам, поколению 21 века:

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

……….Поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении «Сердце» показал, что сердце матери может простить всё:

Он сердце её на цветном рушнике

Кохане приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Николай Заболоцкий посвящает стихотворение самому милому и дорогому образу – образу матери. В нём поэт призывает всех:

Слушайте, пока есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

Поэтесса Л.Татьяничева учит нас беречь самое ценное на свете – сердце матери, помнить о ней всегда, не причинять боль, быть благодарными:

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает,

А добрая мама прощает всё это.

Да, действительно, мама умеет прощать и любить искренне и нежно, не прося при этом ничего взамен.

Как здорово, что есть замечательный праздник – День матери. В нашей стране День матери стали отмечать сравнительно недавно. 30 ноября 1998 года указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина утвержден ежегодный праздник - День Матери, который празднуется в последнее воскресенье ноября . Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день мы можем ещё раз высказать слова благодарности всем матерям, которые нас любят, о нас заботятся, дарят нам тепло, нежность и ласку. Женщина-мать – это жизнь, надежда и любовь.

Похожие публикации