Рецепты авиценны от импотенции, мужского полового бессилия. Авиценна уделял большое внимание сосудам

Однажды брат Кома попал в компанию умных людей.
Неожиданно к нему подсел очень пьяный интеллигентный муж
и сходу, как говорится, взял быка за рога.
- Извините, вы знаете кто такой Авиценна?
Нет? Вай, вай, вай, какой позор, какое невежество.
Кома промолчал, чтобы не показаться глупее, чем он есть,
а тот уже включил нерводробилку.
- А родословные шефа или тёщи, наверняка зафиксировал
в памяти жирным шрифтом? И дни аванса и получки?
- Вы ужасно проницательны.
- Вай, вай, вай, - застонал интеллигент и демонстративно пересел
к другим господам-товарищам, которые, видимо, знали родословную того мужа.
Вечер был испорчен, зато дома Кома дал волю чувствам и успокоился, лишь тогда,
когда нашёл на антресолях запылившийся томик этого самого Авиценны.
Устроился удобней в кресле, и… вскоре очутился в средневековой Бухаре.
- Фи-и, - скривился Кома осмотревшись. – Ничего особенного: вместо машин
погонщики ослов, зазывалы, менялы, лавочники, носильщики.
Вся Бухара – большая барахолка, со своими улочками, площадями и мечетями.
А тут ещё, сквозь стойкий запах свежей ослиной мочи и помёта
мимо Комы промаршировали сопляки патриотического движения
им. Нух ибн Мансура, правителя Бухары.
Это было видно по их униформе и расписанному флагу.
Кома без труда определил своё местоположение,
поскольку вывески улиц были написаны на латинице,
хотя кругом почему-то слышалась тюркская речь.
Он стоял напротив аптеки «Сиканджубин»
и было бы непростительной глупостью не посмотреть,
чем лечат древние провизоры своих пациентов.
Кома зашёл в «Сиканджубин», когда лекарь Фарух разговаривал с женщиной в парандже.
- О, ханум, - сказал он. – Хочешь сохранить грудь упругой, пользуйся рецептом от Абу Али ибн Сины.
- Говори скорее, мудрейший…
- Первое: старайся реже ходить в баню.
- Но…
- Никаких, «но». Красота тела тоже требует жертв.
- Согласна.
- Пусть твой лечащий раб возьмёт свинцовых белил и кимолосской глины (по два дирхама) и замешает на соке семян белены с небольшим добавлением мастичного масла. Этим составом смазывай грудь и постоянно держи на ней льняную тряпицу, смоченную в остуженном настое галлов, особенно, если грудь отвислая.
- О, горе мне, горе, пробовала, не помогает.
- Тогда к чистой глине с мёдом добавь опия и хлеба с уксусом, это действует сильней.
- Уважаемый, озолочу, дай мне все рецепты этого врачевателя.
- Если предыдущие не помогают, возьми чистой глины (двадцать дирхамов) и болиголова (два дирхама) и приготовь мазь с уксусом. Или смазывай грудь смесью самосской глины, акакийи и свинцовых белил с добавлением выжатого сока стеблей белены. Или возьми ладана, (раковин) каури, ячменной муки, замешай на очень крепком уксусе и смазывай этим составом грудь в течение трёх дней.
- Достаточно?
- Озолочу, не скупись…
- Или возьми яиц горных куропаток, ярь медянки, май*и и калимийи и смазывай грудь
этой мазью с соком подорожника блошного или смазывай им грудь с травой болиголова,
как она есть, которую надо истолочь, связать уксусом и оставить (на груди) на три дня.
- Ещё…
- Хорошо, но если и после этого рецепта великого врачевателя
груди не будут стоять торчком, твоя песенка спета, ханум.
- Тьфу, на шайтана.
- Истинно, тьфу: тогда тебе следует смазывать титьки кровью из половых органов
кабана или кровью ежа или кровью черепахи…
- А теперь любезный скажи, что там советует этот учёный муж от бесплодия?
- В твоём возрасте ханум, его советы в этой области уже бесполезны.
- Зилф осла тебе на язык.
- Не гневись ханум, вырвалось: если страдаешь бесплодием ханум,
то перед совокуплением соверши подходящее для этого дела окуривания.
Свечки и особенно камеди, которые не очень горячи, (например, блеллий и тому подобное),
вводят во влагалище до совокупления. Замечательно действует, между прочим,
если женщине окуривают снизу матку горячими благовониями, запаха которых она
не ощущает сверху, а потом берут длинную трубку и кладут один её конец в горячую воду,
а другой вкладывают в устье матки настолько, чтобы теплота доходила до матки в переносимой степени. Лежи в таком виде до тех пор, пока можешь, и только затем позволяй мужу иметь с тобой сношение…
Выпроводив, наконец, эту самовлюблённую особу, Фарух сказал.
- О, человек, что привело тебя к старому лекарю?
И пока Кома раздумывал, по-своему расценил его молчание.
- Можешь не говорить, сам вижу – упадок половой активности
после свинцовых рудников нашего уважаемого правителя.
От этого недуга у славного потомка Сины много способов.
- Если известно, что причина заболевания коренится в главенствующих органах,
то лечение следует направлять на эти органы, – говорит великий врачеватель. – Если
причина заключается в слабости печени, помогает диакуркума, амрусийа и шаджазананийа.
Также, есть много животных возбуждающих похоть. Это – ящерица уромастикс, варан,
сцинк аптечный, особенно основание его хвоста, его пупок, почки и соль. Варана ловят в дни весны, убивают, очищают от внутренностей, набивают тушку солью и вешают её в тени,
чтоб она высохла. Когда ты всё это сделаешь, возьми соль, а тушку выброси.
Из «дочерей воды» возбуждают похоть мурена, угорь, акула и сушеный хамелеон – его пьют
за раз по семь дирхамов, а также рыбья икра и куриные яйца, и воробьиные яйца. Помогают и мозги всех животных, особенно цыплячьи, воробьиные, утиные и бараньи мозги, которые едят
с солью. Как лекарство с особыми свойствами действует следующее: берут член быка, высушивают, посыпают им в небольшом количестве яйцо всмятку и едят.
Можно лечить и клизмами…
- Довольно, - взмолился Кома, пятясь к выходу. – Я зашёл просто так…
Но было поздно, ибо в следующее мгновение Фарух двинул в его сторону,
держа наизготовке клизмовпрыскиватель. Глаза его алчно блестели,
и он, предвкушая удовольствие от предстоящей процедуры по совету и методу
премудрого Авиценны, приговаривал.
- Берём баранью голову, три или четыре бараньих яйца, кусок курдюка и нут варим в хлебной печи и берём сок и жир без сильной варки. К этому прибавляем миндального масла, орехового масла, масла «зелёных семечек» или немного мяса сцинка аптечного и делаем любознательному гостю бесплатную клизму, гы-гы-гы…

Рецензии

спасибо за рассказ. мне понадобился рецепт для собственного романа, а интернет вас предложил. здорово. в юности у подружки была энциклопедия Авицены. ей нужно было увеличить, а мне уменьшить грудь. я не помню рецепт, но приблизительно " возьмите копыто осла" или что то в этом роде. остались мы с тем, чем природа наградила. А ваш рассказ очень мудрый. Удачи.

Абу Али ибн Сина (в латинском произношении – Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.
Между тем он и сегодня современен. И мы – вместо того чтобы по любому поводу хватать таблетку – можем воспользоваться рецептами Авиценны. Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами.
Во многих рецептах Авиценны используется понятие пулегиевая мята. Что это такое? Обратимся к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Уже понятно, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, нам нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая. Подыскав такую замену, можно «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, обладающий стопроцентной эффективностью.

Как вывести камни из почек? Рецепт Авиценны

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны – тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты. Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10–15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом. Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.
Изучая на практике рецепты Авиценны, исследователи убедились, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с большим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы же должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.
Так, к примеру, следует настороженно относиться к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава – чисто женская, мужчинам не стоит ее употреблять дольше, чем две недели: может возникнуть импотенция. А мы привыкли считать, что все травы оказывают лишь слабое, едва заметное воздействие на организм.
Очень распространенная болезнь – отит (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Как избавиться от отита? Рецепт Авиценны

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий, четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и 1 каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда – получается паста, которую следует хранить в холоде. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса – в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3–4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.
В «Каноне» имеются три рецепта лечения воспаления уха. Выбраны те элементы, которые повторяются во всех трех: миндаль, сода, мед. И главный принцип: сода с уксусом уравновешивают друг друга. Из первого рецепта взято розовое масло, из третьего – китайская корица. Благодаря чему удалось обойти гальбан, растущий только в Африке. Шафран, упоминаемый Авиценной, заменен корицей. Негде ныне достать мирру, неприемлем в качестве снотворного мак, являющийся наркотиком.

Настой на корках граната от язвы желудка. Рецепт Авиценны

Авиценна подарил нам рецепт избавления от язвы желудка. Берут корки сладкого граната (зерна сладкого граната имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна). Корки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ удобно размельчить в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50–60 С, в соотношении 1:10 и 2 недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 г натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной – сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления). Замена этого рецепта: долгое жевание кипарисовой шишки, вплоть до зарубцовывания язвы.

Рецепты Авиценны для лечения кашля

"...Одно из таких средств - держать под языком орешек из мирры или майи, приготовленный с медом, или принять ложку гущи китрана или смолы терпентинового дерева с медом. Или пьют бальзамовое масло с сагапеном - до одного мискала, и серу с яйцами всмятку, а также употребляют лекарства для лизания из горячих слизей, вику чечевицеобразную с медом или сгущенный сок сладкого граната, в который положен мед".

Для втирания в грудь употребляют, например, масло касатика или масло нарцисса с красным воском или трагакант; полезен также медовый джуланджубин с соком инжира и изюмом, солодковый корень, венерин волос и миндальное масло, в котором растворили один мискал куфи (куфи - битум).

Приносит пользу отвар иссопа и копытня с инжиром и другие лекарства. Что же касается горячего кашля (кашля, возникшего от острого воспаления дыхательных путей), то его лечат известными угашающими средствами: выжатыми соками и маслами в виде мазей и втираний...

"...Полезно также лекарство для лизания из снотворного мака; вот его пропись: берут пятнадцать маковых коробочек, не очень свежих, и мочат в воде из ручья или в дождевой воде - дождевая вода лучше - один день и одну ночь. Затем зернышки разваривают путем кипячения, процеживают отвар, добавляют часть процеженного отвара полчасти меда или сахара и сгущают его в лекарство для лизания. Принимают ложку утром и ложку вечером.

Помогает таким больным ячменная вода с кордией, фиалковое питье, фиалки в виде варенья, холодный отвар иссопа, особенно когда болезнь созрела или в конце заболевания, и сок граната, в который кладут сахар - леденец или тростниковый сахар.

Свежих роз - 8 частей, орешков пинии - одну, смолы терпентинового дерева - одну, изюма - четыре, меду - сколько нужно (чтобы сгустить состав) и изготавливают из этого лекарство для лизания.

Мясистых фиников пять частей, солодки - 8 частей, шафрана и перца - каждого по 2 части, вики чечевицеобразной - 20 частей и замешивают с медом, с которого сняли пену.

Или берут шафрана, сумбула ароматного и перца - каждого по 1 части, шандры и иссопа - каждого по 3 части, мирры и солодки - каждого по 2 части. Все это замешивают с очищенным медом.

При хроническом кашле дают китран с медом в виде лекарства для лизания. Или дают поджаренное с медом льняное семя, одно или с перцем - на каждые 10 частей кладут 1 часть перца, - или же с мятой, или горчицу с горьким миндалем, а также митридат...

"...Иногда пилюли (от кашля) изготавливают следующим образом: крахмал, трагакант и густосваренный сок солодки превращают в пилюли, добавляя выжатого сока латука.

Сюда же относятся пилюли против холодного кашля (кашель, в основе которого лежат не воспалительные явления), которые приготавляют из густосваренного сока солодки, очищенных фиников, сердцевины зерен пшеницы, шафрана, трагаканта, орешков пинии, семян хлопчатника, семян мирта и семян снотворного мака с кожурой..."

Рецепт Авиценны закладки здоровья новорожденного

После рождения ребенка пуповина перерезается и перевязывается чистой шерстью. Для укрепления кожного покрова тело ребенка обливается слегка подсоленной водой. Прежде чем его пеленать, следует легонько прикоснуться к телу ребенка кончиками пальцев и слегка его помять. Кладут младенца спать в комнату, в которой умеренная температура воздуха. Летом младенца купают умеренно теплой водой, зимой – умеренно горячей. Лучше всего начинать купанье после продолжительного сна.
Пусть сначала, неделю-другую, ребенка кормит грудью не мать, но кормилица, пока у матери не уравновесится натура после родов. Кормящая мать или другая женщина не должна, по убеждению Авиценны, поддаваться таким душевным реакциям, как гнев, печаль, страх, чтобы младенец не впитал с молоком портящую натуру информацию. Для укрепления натуры ребенка очень хороши легкое покачивание, музыка, пение. Желательно, чтобы мать чаще пела (независимо от ее умения и оценки качества этого пения ею самой и окружающими): материнское пение в любом случае целебно для натуры ребенка.
Вскармливать ребенка грудью следует два года.
Маленького человечка следует всеми возможными способами предохранять от сильного гнева, испуга, печали и бессонницы. Необходимо давать ему то, что он хочет, и отстранять от него то, что он не любит.

По достижении ребенком шестилетнего возраста нужно передать его воспитателю и учить. Обучение должно протекать постепенно, ни в коем случае нельзя сразу же привязывать ребенка к книге. В период между детством и юношеством нежелательны упражнения, требующие силы, – лучше ограничиться умеренными упражнениями. Для сохранения здоровья взрослых главное – режим занятий физическими упражнениями, а уже потом – режим питания и сна.
Упражнения должны соответствовать каждому человеку. Например, качание на качелях подходит для лиц, ослабевших от лихорадки и для тех, кому трудно двигаться, полезно при последствиях болезней головы вроде рассеянного внимания и забывчивости. Упражнения для зрения выполняются путем пристального всматривания в мелкие предметы с последующим переводом взгляда на возвышенности и отдаленные предметы. Упражнения для груди и дыхательных органов выполняются путем чередования низкого, среднего и высокого голоса.
Желательно, чтобы выполняющий упражнения предохранял свои слабые органы от напряженного движения. Заниматься физическими упражнениями лучше на сытый желудок, лучшая пора для таких занятий – состояние уравновешенности. Однако перед занятиями следует освободить кишечник и мочевой пузырь, растереть тело грубой натуральной тканью. Натираются ореховым маслом и делают не слишком сильный массаж. Только после этого приступают к выполнению упражнений. Если по мере занятий выступающий пот стекает каплями, упражнения следует прекратить.
Здоровое питание заключается в соблюдении режима и употребления в пищу мяса козленка, теленка, барашка, очищенной пшеницы, собранной со здорового поля, хорошего душистого вина. К наиболее подходящим для питания фруктам относят очень спелый инжир, виноград и финики. Есть следует только с аппетитом и не сдерживать его, когда он разгорается. При еде досыта лучше принимать пищу 1–2 раза в день. Если случилось переедание, на следующий день лучше оставаться голодным и долго спать или долго и медленно ходить.
Если после еды не уменьшается частота пульса и не укорачивается дыхание, количество съеденной пищи можно считать умеренным. После употребления твердой нужно воздерживаться от жидкой и быстро усвояемой пищи (к примеру, после мяса нельзя есть фрукты). К числу самых вредных привычек относится употребление вина после еды: оно усваивается быстрее, а пища проскальзывает, не переварившись. Не рекомендуется искать разнообразия в еде, хотя она обязательно должна быть вкусной.
Пожилому человеку надо уменьшать количество еды.
Сразу после физических упражнений и после бани на пустой желудок нельзя пить воду. Причем пить следует не спеша, глотками, при сильной жажде – из кувшина с узким горлышком. Для уравновешенных натур лучшая для питья вода – умеренно прохладная или же охлажденная льдом извне.
Вино лучше пить маленькими рюмками. Если во время еды – 2–3 рюмки, не больше. Вино – прекрасное средство, побуждающее пищу проникать во все части тела. Белое и легкое вино подходит для людей с горячей натурой. Сладкое и густое – для тех, кто хочет поправиться и окрепнуть. Старое красное вино – для лиц с холодной и слизистой натурой. Молодым людям лучше пить старое вино, разбавленное по вкусу гранатовым соком и холодной водой.
Самый лучший сон – глубокий, приходящий после опускания пищи в желудок. Вредно засыпать как на пустой, так и на переполненный желудок. Дневной сон нежелателен: он портит цвет кожи, ослабляет нервы, снижает аппетит, делает человека ленивым, вялым, порождает болезни.
Сон на животе способствует хорошему пищеварению. Сон на спине может вызвать ночные кошмары и привести к параличу. Лучше всего, если сон начинается с лежания на правом боку, затем на левом.

Рецепты Авиценны от болей в костях и суставах

Прежде всего, боли следует разделить на хронические и острые. Первые не очень сильны, длительны, к ним, как правило, человек привыкает и даже не всегда активизируется на борьбу, что очень неправильно: продолжаясь долгое время, такие боли могут привести к деформациям суставов. Второй тип болей связан с покраснением суставов, местным повышением температуры, боль может пульсировать, ее трудно терпеть, и обычно больной готов на что угодно – лишь бы облегчить страдания.
Что делать, если хрустят пальцы. Если наблюдаются боли в мелких суставах или даже болей как таковых еще нет, но хрустят пальцы (верный признак приближения суставных болей), вам поможет сгущенный сок листьев ивы. В летний период (для средних широт с мая по август) отыщите дерево плакучей ивы и позаимствуйте у него охапку свежих зеленых листьев. Срывать их следует утром, при этом старайтесь брать преимущественно молоденькие листочки. Дома отожмите через соковыжималку сок из ивовых листьев. 20 г сока (это примерно десятая часть стандартного стакана) оставьте в теплом месте, пока не испарится две трети объема. Останется примерно 6 г сгущенного сока – это чуть больше чайной ложки. Сок ивы очень горек, поэтому добавьте в него по вкусу мед или сахар. Ежедневный прием чайной ложки сгущенного сока ивы продолжайте 10 дней, после перерыва такой же длительности лечение можно повторить, после второго такого же перерыва принимайте еще 10 дней.

Рецепт Авиценны от парадонтоза

1 кг синих баклажан порезать кружочками и три дня вымачивать в холодной воде (ежедневно ее меняя). Потом баклажаны отжать и залить раствором соли - 2 кг на 2 литра воды - поставить сверху пресс. Если раствор не покроет все баклажаны - долить воды. Через 10 дней баклажаны хорошо промыть проточной водой, отжать. нанизать на нитку и высушить над плитой. Высушенные кружочки сжигаем. положив на металлический противень. Дробим. Этим порошком чистить зубы, исчезнет желтый налет, эмаль станет белой. Для лечения пародонтоза нужно накладывать порошок на десны несколько дней подряд 2-3 раза в день на 5-7 минут, затем сполоснуть рот теплой водой. Когда десны перестанут кровоточить, еще 10 дней чистить этим порошком зубы утром и вечером. При зубной боли можно прикладывать порошок к деснам на 5-7 минут, потом прополоскать рот. Если сделать это два-три раза с промежутком в два часа, боль пройдет.

Рецепт Авиценны для лечения глазных болезней

Для лечения глазных болезней Авиценна рекомендовал варить сок чистотела с медом (в соотношении 1:1) на слабом огне, пока не прекратится выделение пены и сок не станет похожим на мед. Этой жидкостью Авиценна рекомендовал смазывать глаза от бельма и трахомы.

Рецепты Авиценны от импотенции

Авиценна пишет об анисе : «Он усиливает отделение мочи и белей, очищает матку от жидких белых истечений, побуждает к соитию». Авиценна указывает точную меру: полная доза на один раз отдельно, то есть без добавления других лекарств, полдирхама – это 1,5 грамма истолченных семян аниса.

Авиценна упоминает в своих трактатах пажитник . У пажитника, относящегося к семейству бобовых, созревшие семена черного цвета, плоские. Их отваривают в меду, сушат и толкут в порошок. Принимают на кончике перочинного ножа, запивая водным настоем семян спаржи. Эти круглые красные шарики семянок, взятые после увядания травы, мельчат, заваривают из расчета 12 – 15 штук на стакан кипятка, оставляют настаиваться на ночь. Пьют по четверти стакана 3 – 4 раза в день. Кстати, семена спаржи и поныне используются в гомеопатии от импотенции. Авиценна использовал пажитник в разных сочетаниях. Вот одно из них: «К числу превосходных лекарств, не отличающихся сильной, чрезмерной теплотой, принадлежит и следующее: берут пажитник и финики и варят то и другое, пока состав не поспеет, затем берут финики, вынимают из них косточки, сушат их, толкут и замешивают на меду. За один раз принимают примерно джиллавзу и запивают набизом». Набиз – алкогольный напиток, его можно заменить в наших условиях коньяком в количестве одной столовой ложки. Джиллавза – мера веса, равная 4,25 грамма.

В русской народной медицине часто используется водный настой корневищ аира при ослабленной половой деятельности. У Авиценны тоже говорится об этом: «Аир увеличивает похоть и возбуждает страсть».

Клубни любки двулистной и зеленоцветной , ятрышника мужского и других его видов издавна применялись при импотенции. На Украине любку до сих пор называют «люби мене, не покинь». Ценятся ятрышники и в народной медицине Беларуси. У Авиценны отмечено это же качество: «Ятрышник возбуждает похоть и способствует соитию, особенно если принимать с вином».

О крапиве у Авиценны говорится: «Крапива возбуждает похоть, особенно – ее семя с уваренным вином, и раскрывает устье матки, так что она принимает мужское семя. Такое же действие оказывает крапива, если ее есть с луком и яйцами». Тут невольно задумаешься над тем, почему некоторые травники дают мужу и жене пить отвар семян крапивы на портвейне. Мне попадался в руки такой рецепт: 5 столовых ложек семян варить 5 минут в 0,5 литра вина, принимать по 50 мл перед сном. Портвейн должен быть виноградным, а не каким-нибудь суррогатом.

Копытень если «растолочь, смешать со свежим молоком и смазать в паху, то усилит половую потенцию и укрепит половой член». Авиценна указывал на то, что копытень при приеме внутрь увеличивает количество мужского семени.

Орешки пинии Авиценна вводил в состав многих сложных лекарств от полового бессилия, применял их и в отдельности: «Они сильно увеличивают половое влечение и количество семени, если есть с кунжутом, с леденцом, с медом и с патокой». Пиния – это вид сосны, растущей в Средиземноморье. Ее семена крупнее и вкуснее, чем у сосны сибирской – кедра. Однако есть у Авиценны намек и на более мелкие кедровые орешки : «Что касается мелких, то это треугольные орешки с более плотной кожурой и более острой на вкус сердцевиной, в которой есть едкость и терпкость. Мелкие орешки более подходят на лекарственное средство…»

Действительно, орехи кедра не столько лакомство, сколько лекарство. Это известно с глубокой древности. В XVIII веке академик П. С. Паллас, побывавший с экспедицией в Сибири, отметил, что кедровые орехи восстанавливают мужскую силу, возвращают человеку молодость. Наиболее популярно молоко, приготовляемое из ядрышек кедровника: их растирают, постепенно приливая воду. Образуется ароматная белая эмульсия, в самом деле очень похожая на молоко, ощутимо поднимающая тонус, вызывающая прилив сил и бодрости. Можно пить по 2 – 3 чайные чашки в день...

Авиценна о здоровье и болезни

Ибн-Сина (Авиценна) своим основным терапевтическим принципом сделал лечение противоположным: «когда понято качество болезни, нужно выбрать лекарство с противоположным качеством, ибо болезнь лечится противодействием... Если болезнь холодна (в современном представлении – хронически протекающая, когда защитные механизмы, резервные возможности организма уже сильно нарушены и извращены), то нужно назначать «горячие» лекарства»...>>

Самые известные в истории теории о долгой и здоровой жизни

Система врачевания Авиценны

Авиценна (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) (980-1037) - выдающийся среднеазиатский ученый и философ, врач и музыкант, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед. Из 274 трудов Ибн Сины, ныне известных в мире, медицине посвящено только 20. Наиболее известные из них - семнадцатитомная «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления»), пятитомный «Аль-Канун фи-т-тибб» («Канон врачебной науки»), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада и «Урджуза» («Ал-урджуза фи-т-тибб») состоящий более чем из 1300 двустиший, в котором изложены основные положения медицины.

Всемирную славу ученому принес «Канон врачебной науки» - первое в истории системное изложение научных взглядов на медицинские проблемы в пяти книгах. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).

Я говорю, что лечение совершается тремя вещами. Одна из них - режим и питание, вторая - применение лекарств и третья - применение действия рукой. Под режимом мы разумеем регулирование ограниченных числом, необходимых факторов, которые существуют обычно; к ним относится и пища.
Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный, низкий, пилообразный, полный и пустой» - говорится в «Каноне».
Он подробно объяснил строение глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи, и эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение.

В своем главном труде Авиценна впервые научно подошел к проблеме здорового долголетия: физические упражнения, которые он считал «самым главным условием» сохранения здоровья, на второе место ставил режим питания и режим сна, на третье – здоровый образ жизни.
Впервые в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины предложил подойти к проблемам воспитания и ухода за ребенком с медицинской точки зрения. Еще одной сильной стороной «Канона врачебной науки» является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений и их объяснения стали основой всех последующих медицинских теорий средневековья. Ибн Сина впервые предложил в диагностике заболеваний использовать состояние пульса, влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений. Ему же принадлежит заслуга первоисследователя человеческой психики и взаимосвязи психического состояния человека с причинами многих заболеваний: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга, например, «ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций».

Рецепты Авиценны

Цвет ландыша. Взять ландышевого цвету горсть, настоять на ковше белого вина, подслащенного медом, и принимать по чайной ложке один раз или два раза, по мере надобности. Возвращает речь косноязычным, исцеляет скрюченные тела, унимает сердечные боли, особенно от тоски любовной, укрепляет память, и притягательность возвращает тем, кто утратил ее. А если цвет ландыша положить в стеклянную посуду да плотно умять, воткнуть в муравейник и оставить так на месяц, после чего вынуть, тогда увидишь, что цветы пустили сок, а его хранить в пузырьке. Полезен он и больным и здоровым, восстанавливает силу мужскую и восстанавливает любовь женскую»

Красный гранат. Берут корки сладкого граната (зерна имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна) орки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ размельчают в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50-60 градусов, в соотношении 1:10 и две недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 граммов натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной - сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).
Лечебные свойства растений по Авиценне

Миндаль. Горький миндаль употребляется от веснушек, кровоподтеков, пятен, загара, разглаживает опухоль лица. А корень дерева горького миндаля, если его отварить и намазать на веснушки, является сильным лекарством. Употребление в пищу сладкого миндаля утучняет. Опухоли и прыщи. Горький миндаль с вином от крапивницы. Язвы. Миндалем с медом смазывают ползучие язвы и герпис, а с уксусом и вином - лишаи. Горький миндаль, при всем этом, действенней. Органы головы. Миндаль хорош от болей, шума в ушах, особенно горький, а именно его масло или растертый миндаль, как он есть. Если миндалем с вином вымыть голову, это очищает от перхоти и усыпляет. Выпить горького миндаля перед вином, особенно в количестве пяти штук, препятствует опьянению. Если корень миндального дерева мелко истолочь, смешав с уксусом и розовым маслом, и приложить в виде лекарственной повязки на лоб, это поможет от головной боли; также помогает от этого лекарственная повязка из масла горького миндаля. Органы глаза. Укрепляет зрение. Органы дыхания и груди. Горький миндаль с пшеничным крахмалом хорош от крово­харканья и полезен от хронического кашля, астмы и плеврита. Особенно полезно миндальное масло. Толокно из миндаля помогает от кашля и кровохарканья. Органы пищеварения. Миндаль открывает закупорки в печени и в селезенке; особенно полезен горький миндаль, ибо он открывает закупорки в концах сосудов. Если есть миндаль свежим с кожурой, это очищает желудок от влаги. Миндаль трудно переваривается, порождает хороший сок, но малопитателен. Если же его съесть с сахаром, он быстро спускается. Его толокно тяжелое и вследствие своей сладости возбуждает желчь. Органы извержения. Горький миндаль открывает закупорки в почках, а масло горького миндаля, особенно в виде питья с «фиалковым корнем», очищает почки и мочевой пузырь и дробит камни. Миндаль также полезен от болей, горячих опухолей и затвердений в матке, от «удушения матки», затрудненного мочеиспускания и болей в почках.

Нарцисс. Корень нарцисса, особенно в смеси с мукой из плев и медом, извлекает шипы и острия стрел. Опухоли и прыщи. Корень нарцисса замешивают с медом и викой чечевицеобразной, и эта смесь способствует вскрытию трудно созревавщих гнойников. Из его корня делают лекарственные повязки против опухоли нервов. Раны и язвы. Нарцисс сушит раны и крепко их склеивает, даже разрывы сухожилий. Растертый с медом нарцисс прикладывают на ожёг огнем, на ранения нервов и на глубоко лежащие язвы. Смешанный нарцисс с викой чечевицеобразной и медом очищает язвы от грязи. Орудия с суставами. Масло нарцисса полезно для нервов, а из корня его делают лекарственные повязки при опухоли нервов, при их узловатости и при болях в суставах. Органы головы. Нарцисс открывает закупорки в мозгу и полезен при влажной и черножелчной головной боли; так же действует его масло, которое подходит для этого, но вызывает боль в голове, горячей по натуре. Органы дыхания. Масло нарцисса рассасывает твердые и холодные опухоли в грудобрюшной преграде, если им натирать грудь. Органы питания. Если поесть корня нарцисса как он есть, это вызывает тошноту и возбуждает рвоту; так же действует и его отвар.

Это только примеры множества рецептов от различных болезней и описаний лечебных свойств десятков растений и продуктов питания.

Поэтические заповеди Ибн Сина (Авиценны)

Кто стар, тому болезнь повсюду мнится:
Теряет быстро силы поясница.
Желудок слаб и, чтобы не страдать,
Едой нельзя его утяжелять.
Умеренность во всем, душе - покой, -
Полезен старикам режим такой...
На склоне лет разумнее всего
Поддерживать умело естество...
Запомни: что полезно молодым,
То в старости быть может роковым
***

Лечи болезнь, пока она снаружи,
Загонишь внутрь - больному станет хуже...
Лекарства разрушают постепенно:
Лекарств остерегись, корми отменно...
И снова повторю: лечи причины -
В том главный принцип нашей медицины.
***

Незримо ты к летам приходишь белым,
Пока ты в силах, занимайся делом.
Скажи, что можешь завтра сотворить,
Коль станешь немощен душой и телом?
***

С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
Микстуры, порошки -
к здоровью ложный путь.
Природою лечись -
в саду и в чистом поле.
***

Умерен будь в еде – вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.
***

Периоды пульсаций и покоя
Прощупывай умелою рукою.
Зависит пульс от возраста людского,
Он част у человека молодого.
На ритм его влияют время года,
Холодная и знойная погода.
И местность тоже – горы и долины
Влиянием своим неумолимы.

Рецепты Авиценны от импотенции, мужского полового бессилия

Знаменитый древний целитель Авиценна много пишет о растениях, поддерживающих человека, когда «органы теряют силу». Они могут быть самыми неожиданными.

Взять, к примеру, анис . Всем он известен. Пользовался популярностью у древних греков, египтян и особенно у восточных народов. Авиценна пишет о нем: «Он усиливает отделение мочи и белей, очищает матку от жидких белых истечений, побуждает к соитию».

В старинном русском «Лечебнике» также делается упор на анисовое масло : «Аще его в естве приемлют, и то мужем и женам охоту и к совокуплению и любовь подает и всякую требу согревает». Масло употреблялось внутрь «в естве», то есть с едой, приправленной, вероятно, по вкусу. Авиценна указывает точную меру: полная доза на один раз отдельно, то есть без добавления других лекарств, полдирхама – это 1,5 грамма истолченных семян.

Авиценна упоминает в своих трактатах пажитник . У пажитника, относящегося к семейству бобовых, созревшие семена черного цвета, плоские. Их отваривают в меду, сушат и толкут в порошок. Принимают на кончике перочинного ножа, запивая водным настоем семян спаржи. Эти круглые красные шарики семянок, взятые после увядания травы, мельчат, заваривают из расчета 12 – 15 штук на стакан кипятка, оставляют настаиваться на ночь. Пьют по четверти стакана 3 – 4 раза в день. Кстати, семена спаржи и поныне используются в гомеопатии от импотенции.

Авиценна использовал пажитник в разных сочетаниях. Вот одно из них: «К числу превосходных лекарств, не отличающихся сильной, чрезмерной теплотой, принадлежит и следующее: берут пажитник и финики и варят то и другое, пока состав не поспеет, затем берут финики, вынимают из них косточки, сушат их, толкут и замешивают на меду. За один раз принимают примерно джиллавзу и запивают набизом». Набиз – алкогольный напиток, его можно заменить в наших условиях коньяком в количестве одной столовой ложки. Джиллавза – мера веса, равная 4,25 грамма.

В русской народной медицине часто используется водный настой корневищ аира при ослабленной половой деятельности. У Авиценны тоже говорится об этом: «Аир увеличивает похоть и возбуждает страсть».

Клубни любки двулистной и зеленоцветной , ятрышника мужского и других его видов издавна применялись при импотенции. На Украине любку до сих пор называют «люби мене, не покинь». Ценятся ятрышники и в народной медицине Беларуси. У Авиценны отмечено это же качество: «Ятрышник возбуждает похоть и способствует соитию, особенно если принимать с вином».


О крапиве у Авиценны говорится: «Крапива возбуждает похоть, особенно – ее семя с уваренным вином, и раскрывает устье матки, так что она принимает мужское семя. Такое же действие оказывает крапива, если ее есть с луком и яйцами». Тут невольно задумаешься над тем, почему некоторые травники дают мужу и жене пить отвар семян крапивы на портвейне. Мне попадался в руки такой рецепт: 5 столовых ложек семян варить 5 минут в 0,5 литра вина, принимать по 50 мл перед сном. Портвейн должен быть виноградным, а не каким-нибудь суррогатом.

Копытень если «растолочь, смешать со свежим молоком и смазать в паху, то усилит половую потенцию и укрепит половой член». Авиценна указывал на то, что копытень при приеме внутрь увеличивает количество мужского семени.

Орешки пинии Авиценна вводил в состав многих сложных лекарств от полового бессилия, применял их и в отдельности: «Они сильно увеличивают половое влечение и количество семени, если есть с кунжутом, с леденцом, с медом и с патокой». Пиния – это вид сосны, растущей в Средиземноморье. Ее семена крупнее и вкуснее, чем у сосны сибирской – кедра.

Однако есть у Авиценны намек и на более мелкие кедровые орешки : «Что касается мелких, то это треугольные орешки с более плотной кожурой и более острой на вкус сердцевиной, в которой есть едкость и терпкость. Мелкие орешки более подходят на лекарственное средство…»

Действительно, орехи кедра не столько лакомство, сколько лекарство. Это известно с глубокой древности. В XVIII веке академик П. С. Паллас, побывавший с экспедицией в Сибири, отметил, что кедровые орехи восстанавливают мужскую силу, возвращают человеку молодость. Наиболее популярно молоко, приготовляемое из ядрышек кедровника: их растирают, постепенно приливая воду.

Образуется ароматная белая эмульсия, в самом деле очень похожая на молоко, ощутимо поднимающая тонус, вызывающая прилив сил и бодрости. Можно пить по 2 – 3 чайные чашки в день..

Абу Али ибн Сина или Авиценна оставил потомкам около 30 трудов по медицине, дошедших до наших дней. В этой статье мы приводим рецепт долголетия из лечебника этого персидского врача.

Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья, что является залогом долголетия. Причем, оно не является искусством, предотвращающим смерть, избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь.

Задача этого искусства гораздо скромнее, но при этом чрезвычайно важна - обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма.

До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела для его долголетия. Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, чего исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.

Эта задача достигается соблюдением трех режимов:

заменой исчезающей из тела влаги;

предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;

предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.

Главное в искусстве сохранения здоровья и обретения долголетия - уравновесить семь факторов:

1. натуру (то есть гармония тела, а именно содержание темперамента человека в равновесии);

2. физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование). Ибн Сина говорит: «Тело, находящееся в движении, не нуждается в лечении»;

3. выбор питья и пищи - по-моему, даже расшифровывать не надо: «Человек есть то, что он ест!»;

4. очистку тела от излишков (то есть очищение организма от шлаков указывается, как необходимая потребность сохранения здоровья);

5. сохранение правильного телосложения. Содержание тела в нормальном весе отмечается как важный фактор здоровья и критикуется как излишняя полнота, так и излишняя худощавость;

6. улучшение вдыхаемого через нос воздуха. Одним из главных условий здоровья человека, как указывает великий ученый, является окружающая среда, в первую очередь чистота воздуха, которым мы дышим;

7. приспособление одежды к потребностям тела. Соблюдение порядка и правил ношения адекватной погоде одежды указано в числе важных требований сохранения здоровья человека. Ученый указывает на необходимость выбора одежды в соответствии с требованиями времен года.

Интересен оригинальный подход великого мыслителя по видоизменениям биологических процессов, происходящих в организме при старении:

«…с самого начала мы (организм) представляем собой крайнюю влажность. Усыхание, которое происходит в нашем теле, есть необходимость, которой нельзя избежать. Когда завершается высыхание прирожденной влаги, то угасает прирожденная теплота - тело стариков холодное и в то же время и более сухое».

Это подтверждается многочисленными исследованиями геронтологов: в стареющем организме происходят процессы дегидратации в связи со значительным уменьшением воды в костной ткани и коже. То есть долголетие зависит от воды в нашем организме.

Ученый придавал огромное значение здоровому образу жизни в защите и укреплении здоровья. Абу Али ибн Сина считал, что охрана здоровья равнозначно искусству жизни.

Авиценна в вопросах воспитания здорового образа жизни особо отмечает закаливание, обучение физическим упражнениям. Ученый отмечает наличие своеобразных упражнений для каждой части тела. Ибн Сина создал теорию физического воспитания, свой особый кодекс основ физической культуры, свод законов физических упражнений для поддержания здорового духа и тела.

Ибн Сина говорит не только о физическом воспитании детей, но и о полезности физических упражнений для людей зрелого и пожилого возраста для их долголетия. Такие вопросы, как различные виды физических упражнений, воздействие бани на тело, необходимость использования массажа были отмечены ученым как факторы защиты здоровья и долголетия.

Таким образом, Ибн Сина дает следующий рецепт долголетия: главными факторами долголетия являются режим питания, содержание массы тела в норме, влияние окружающей среды, то есть экологические обстоятельства, культуру одежды, гимнастику и физическое воспитание.

Важнейшими требованиями для охраны здоровья ученый считает занятие физическими упражнениями, соблюдение режима питания и сна. Эти три основных элемента сохранения здоровья человека - физические упражнения, питание и сон, и по сегодняшний день не утратили свою актуальность.

Попробуйте, именно эти советы помогут вам прожить счастливую долголетнюю жизнь.

Похожие публикации