Цветы которые дают у матроны как пользоваться. Какие цветы любит блаженная матрона московская

На протяжении всей церковной истории известны случаи, когда чудотворцами и целителями становились не только священники или отшельники, но и обычные люди, жившие среди мирян и врачевавшие с помощью молитвы тех, кто нуждался. Подобной праведницей считают святую блаженную Матрону Московскую. Ее почитают как одну из самых прославленных православных праведниц. Что делать с цветком от Матроны Московской? Об этом вы узнаете после прочтения статьи.

Кто же такая матушка Матрона?

Свой чудотворный дар она получила с момента рождения. Еще при жизни ее хорошо знали как подвижницу, героически принявшую на себя тяжелый труд и лишения во славу Бога и во имя любви к людям и помощи им в нужде и болезнях. Своей судьбой она показала пример величайшего духовного подвига долготерпения, самопожертвования, милосердия и гуманности.

По воспоминаниям современников, Матушка была ясная, лучистая, просветленная, обладала смиренным ласковым голосом.

Возле ее жилища всегда толпилось множество странников, богомольцев, нуждающихся в поддержке и утешении. Они шли к ней издалека со своими болями и печалями. Блаженная не прогоняла никого, помогала всем: лечила, утешала, поучала. И делала это безвозмездно. Только настаивала на одном - верить в Бога. Поучала не опускать руки в трудных ситуациях, стараться исправляться, отказаться от греховной жизни, раскаяться.

Не меньше паломников тянется и сегодня к месту захоронения Матронушки, как ее умильно называют паломники, в Покровский женский монастырь. Сюда приходят целыми семьями с детьми. Все идут с цветами. Матушка очень любила любые живые цветы.

Какие цветы любила Матрона Московская?

Точно нельзя сказать, какие любила цветы блаженная старица Матрона Московская. Зачастую приносят белоснежные и желтые розы. Они продаются в магазинчике около входа в монастырь. Есть там еще гвоздики, хризантемы, ромашки, пионы, тюльпаны - в зависимости от сезона. В действительности Матрона любила разнообразные цветы, особенно радовалась простым полевым.

Не стоит задаваться вопросом, какие цветы любила Матрона Московская. Для нее неважно было, какие сорта и оттенки, существенно, чтобы они были принесены любовно, заботливо, чистосердечно. Букеты обычно ставят в вазы рядом с ее иконой, или приносят в храм, где её хранятся мощи.

Чудотворная сила цветов Матушки Матроны

В завещании блаженной Матроны было пожелание посещать ее могилу с цветами, чтобы поведать ей свои скорби.

Говорят, будто все бутоны которые были принесены к мощам блаженной и пробыли там в течение какого-то времени, обладают особой целительной силой. Чудотворные цветы Матроны Московской могут не только лечить болезни, но и подсказывать выход из сложной ситуации, изменять ее к лучшему. Множество таких историй не только передается из уст в уста, но и публикуются в книгах о чудесах праведников. Даже цветы, которые обычно не хранятся длительное время, будучи взятыми у Матроны, могут не увядать больше месяца.

Что делать с цветком от Матроны Московской?

Принесенные матушке цветы остаются на какое-то время в храме или у иконы. Монастырские труженицы всем приклонившимся к мощам святой при выходе дают по бутону розы и по отростку другого цветка, которые были принесены раньше и некоторое время уже пробыли в монастыре.

Что делать с цветком от Матроны Московской? Бутон розы можно разобрать по лепестку, заваривать в чай и пить. Побеги надо прикладывать к больным местам, пока боль не пройдет.

Еще что делать с цветком от Матроны Московской? С цветами, полученными в монастыре, поступают по-разному. Их ставят в вазу, засушивают. Это неважно. Важно то, что чудотворные цветы Матроны Московкой сохраняют свою исцеляющую силу в течение целого года. Бутоны можно положить возле иконы. Исцеление от лепестков блаженной Матроны произойдет, если добавлять их в чай. Также можно принимать ванну с этими лепестками.

Еще что делать с цветочками Матроны Московской? Их можно просто прикладывать к больным местам. Боль утихнет, и придет долгожданное исцеление. А что делать с использованными цветами от Матроны Московской? Их ни в коем случае нельзя выбрасывать на помойку. В крайнем случае их можно просто положить на землю. Зная, что делать с бутоном цветка от Матронушки, вы обязательно исцелитесь. Главное, что вера в вашем сердце была настоящей, искренней и сильной.

Детство Матроны

Появилась на свет Матрона Никонова в 1881 году. Её родина - село Себино Тульской губернии. Будучи четвертым, младшим ребенком в бедной крестьянской семье, она родилась слепой. Родители, узнав об этом, хотели отдать ее в приют. Но мать увидела вещий сон, как белая птица необычайной красоты села ей на грудь. Правда, глаза у птицы были закрыты... Мать передумала: бывает, что больных детей любят даже больше чем здоровых.

Дети иногда были жестоки к нездоровой девочке, обижали ее. Матрена не обижалась на них, она утешала себя молитвой, часто ходила в церковь, а дома по ночам играла с иконами и разговаривала с ними. Был у девочки еще один необычный символ избранности - объемное изображение креста на груди, нерукотворный нательный крест, который, по ее словам, подарил ей Николай Угодник.

Скоро стало понятно, что необычный ребенок обладает уникальным внутренним зрением. Уже с семилетнего возраста девочка умела предсказывать и исцелять болящих. Весть о том, что молитвы этой малышки лечат и утешают в печалях и страданиях, быстро разнеслась по окрестностям. Люди стали приходить за помощью и в благодарность давали родителям девочки провизию. Так слепой ребенок стал не обузой, а добытчицей для своей семьи.

Юношеские испытания

В отроческие годы у Матроны была возможность совершить путешествия по священным местам. Дочь соседского помещика, душевная и глубоко верующая девушка, приглашала слепую девочку в паломнические поездки - в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург с его грандиозными соборами. Существует сказание о встрече в Матроны с Иоанном Кронштадтским, каким-то образом узнавшем о ее приходе в собор и назвавшим ее своей сменой, восьмым столпом России. Скорее всего, отец Иоанн знал о том, что Матроне предстоит особенное служение своему народу в тяжелые времена гонений на православие.

В 17 лет Матрону постигло следующее испытание: у нее отказали ноги. В течение всей оставшейся жизни - 50 лет - она больше не могла самостоятельно передвигаться. Она предвидела это событие и не стала противиться божьей воле. Рядом всегда находились добровольные помощники. Все жизненные неурядицы не заставили Матрону унывать и жаловаться, она считала, что на все божья воля, и продолжала нести свое служение.

Чудотворные иконы Матроны Московской

Как-то раз Матронушка обратилась к матери с просьбой сказать священнослужителю, что в его библиотеке есть книга с образом Богородицы «Взыскание погибших». Тот был сильно удивлен. Икона действительно нашлась. Матрона решила, что должна заказать такую же. По ее словам, икона просилась к ним в церковь. Денег на создание образа не было, их собирали среди прихожан многих деревень. Матрона и здесь проявила прозорливость: тем, кто давал неохотно, она вернула их взнос.

Художнику, который взялся за написание иконы, она советовала совершить необходимые церковные таинства перед началом работы. Ничего не получалось, пока он не выполнил ее требование.

Работа над иконой закончилась в 1915 году. Она сопровождала Матронушку всю ее жизнь. Теперь ее хранят в Покровском монастыре. По благословению святой были собраны по деревням финансы еще на одну икону, которая сейчас хранится в Новомосковске. Готовую икону пронесли крестным ходом до самого Себина. Матрону вели под руки встречать образ за 4 км. И она предчувствовала приближение святыни с точностью до минуты. Икону «Взыскание погибших», прославившуюся многими чудесами, почитали на родине матушки.

Несмотря на ее неустроенный быт и скитальческий образ жизни, там, где Матрона обитала особенно длительное время, на стенах висело много икон. А в церкви, куда она ходила, она помнила наизусть все иконы.

Начало скитальчества

Матрона еще в детстве предрекала революцию. Она рассказывала, что будут убийства, грабежи, разорение храмов, гонения. С помощью символов она сообщала, что сначала все будут захватывать землю, а потом бросят ее. Соседскому помещику Матрона дала совет продать имение и уехать за рубеж. Тот ее не послушал, а зря...

Действительно, после Октябрьской революции российские деревни и села были разорены и разрушены. Их жители, чтобы прокормиться, стали искать работу в городах. Матрона вслед за своей семьей в 1925 году перебралась в Москву.

Матронушкины братья, следуя веяниям времени, вступили в члены партии. Они боялись репрессий властей из-за пребывания у них в доме целительницы и предсказательницы, к которой регулярно приходили люди, а она делом учила их православной вере. Понимая это, жалея престарелых родителей, Матрона покидает родной дом, меняет квартиры, подвалы.

Гонения и преследования

Она живет без прописки, почти на нелегальном положении, опасается и чудесным образом избегает ареста. Иногда ей приходилось проживать у неприязненно настроенных к ней людей, часто в ужасных условиях. Но были и те, кто помогал слепой обездвиженной целительнице.

Иногда Матроне приходилось срочно бросать обжитое жилище буквально за несколько часов до прихода милиции. Она чувствовала их и спасала от репрессий не столько себя, сколько давших ей приют. Пытались арестовать ее много раз. Были лишены свободы многие из ее ближнего окружения.

Точность предсказаний Матроны

Не один раз Матронушка предсказывала начало Великой Отечественной войны, большие потери и победу в ней нашего народа. Она была уверена, что враг не сможет захватить столицу, которую Матушка любила, называла святым городом, сердцем страны.

Обладая способностью ясновидения, слепая Матрона умела незримо находиться в других местах. Нередко говаривала, что душой побывала на фронте, помогала солдатам. Часто отвечала на вопросы родственников, жив или нет боец.

Память о блаженной Матроне

Она помогала людям своими необычными способностями до последних дней.

Умерла целительница 2 мая 1952 года. Похоронили её 4 мая в присутствии огромного количества народа по ее пожеланию на Даниловском кладбище. Она мечтала слушать церковную службу одного из немногих действующих в Москве храмов.

Задолго до смерти святая блаженная Матрона, хранительница святости, пророчески предсказывала свою дальнейшую судьбу. Позже это подтвердилось. Матушка понимала, что ее могила будет на какое-то время заброшена и забыта, но спустя много лет к людям придет понимание, что она посмертно сможет помогать им, и будут приходить к ней за поддержкой. Так оно и получилось. Сейчас к ее могиле не иссякает поток нуждающихся в ее поддержке.

В 1998 году мощи блаженной Матроны перенесли в Покровский монастырь, а в 1999 году ее причислили к лику святых.

Моя первая встреча со святой блаженной Матроной Московской состоялась больше пяти лет назад. Впервые об этой святой я узнала, когда прочитала книгу о ее жизни, в которой были и рассказы людей о чудесах, произошедших по молитвам блаженной. Приехав тогда в Москву, я не планировала посещать Покровский монастырь, но моя подруга Наталья, с которой мы там встретились, с таким воодушевлением о нем рассказывала, что я все же решила туда съездить.

Поехали мы туда вместе. По традиции к святой Матроне идут с цветами, как к живой, а потому и неудивительно, что по пути к ней много цветочных магазинов. Когда мы зашли в один из них, мне в глаза бросился огромный букет роз. Таких красивых букетов я больше не видела нигде. В нем было пятнадцать роз: и белые, и красные, и желтые, и розовые. Поражали не столько сами цветы, сколько то, как они были составлены и украшены: яркая упаковка, сочетание роз по цвету. Этот букет был самым дорогим в магазине, и, разумеется, мы купить его не могли, даже вскладчину. Денег у меня хватило лишь на одну жалкую мимозу, и по пути в Покровский монастырь я даже подумала о том, стоило ли ее вообще покупать, особенно когда увидела, с какими букетами туда шли люди. По дороге Наталья объяснила мне, что нужно занимать сразу две очереди: одну - к раке с мощами святой, другую - к иконе блаженной Матроны. Однако когда мы, наконец, пришли, и я увидела эти очереди, решила, что моя встреча с Матроной Московской в этот день вряд ли состоится. Очередь двигалась медленно, стоять в ней было утомительно. Наталья, постояв со мной несколько минут, сказала: «Ну, я пойду, вернусь за тобой к вечеру. К концу дня твоя очередь точно подойдет, а если раньше вдруг - сбросишь мне смс». Улыбнувшись, она ушла, а я осталась стоять в этой длиннющей очереди, которая казалась мне бесконечной. Место в соседней очереди решила не занимать, понимая, что и в этой вряд ли смогу простоять долго.

Постояв где-то полчаса, я заметила, что очередь практически не движется, ее начала видно не было… Вдруг до меня донеслось: «Кто хочет потрудиться во славу Божию?» Я обернулась: вдоль очереди шла женщина, не монахиня, но по ее виду было ясно, что она трудится здесь. Желающих не находилось. Оно и понятно: пойдешь, а очередь потом заново занимать, что ли? Это я тоже осознавала, поэтому решила: «Значит, не надо мне сюда. Пойду. Пусть очередь короче будет. Те, кто здесь стоит, наверное, в отличие от меня, сюда пришли осознанно». Изъявив желание, я все же сказала впередистоящим: «Буду за вами», на что эта женщина ответила: «Забудьте про очередь, вы сюда не вернетесь!» И я пошла следом за ней. Куда мы идем и что мне предстоит делать, я понятия не имела, решилась спросить об этом только тогда, когда мы вошли в храм. Моя попутчица сказала, что сначала - к святым мощам и иконе блаженной Матроны, а потом - на послушание. И вот то, что еще несколько минут назад казалось невозможным, стало возможно: я смогла приложиться к мощам святой Матроны Московской. После мне поручили очистить пару подсвечников от застывшего воска, а потом - помогать сестрам с цветами. Меня провели в небольшое подсобное помещение, куда сливались цветочные потоки: именно сюда сестры приносили цветы, которые люди дарили блаженной Матроне. Тут эти цветы сортировали по коробкам: в одну - головки роз, в другую - гвоздик, в третью - ромашек и так далее, отдельно - стебли и упаковку. Никогда не думала, что разбирать букеты так сложно: розы кололись, гвоздики рассыпались, если неудачно дернуть верхушку, да и через пару часов уже коробки путать начинаешь. Сначала еще в каждый цветок всматриваешься, букет со всех сторон смотришь, а уже когда пять, десять таких букетов через твои руки проходит - делаешь все, так сказать, на автомате. Попадались и такие букеты, которые приходилось долго вертеть в руках, чтобы понять, с какой стороны их начать разбирать.

гробница с мощами Матроны Московской

Цветы яркой вереницей передавались из рук в руки, у меня было такое чувство, будто я нахожусь в оранжерее… И вдруг в моих руках оказался такой же букет, как тот, который поразил меня своей красотой в магазине цветов по пути в монастырь. Его нельзя было забыть. Взяв эту красоту, я буквально застыла на месте, изучая ее взглядом: такая же упаковка, такое же количество цветов. Бутоны были связаны по три цветка тонкой леской, и получался как бы букет в букете. Это сложно описать, это нужно видеть. Все сходилось, и я, не веря своим глазам, держала его в руках и растерянно поглядывала на тех, кто был рядом. Не знаю, как это выглядело со стороны, но сестры, увидев мою реакцию, приостановили процесс и пристально на меня смотрели, словно пытаясь понять, что же так резко меня остановило. «Да, оригинальный букет, - сказала вдруг одна из них, - такую красоту не хочется разбирать…» Сестра, стоящая рядом со мной, произнесла: «Давайте этот букет пока трогать не будем, пусть полежит». Она взяла его и положила на невысокий шкафчик. А наша работа продолжилась.

К полудню к нам присоединилась Наташа. Не увидев меня на улице и не получив ответа на смс, стала спрашивать обо мне стоящих в очереди людей, потом прошла в храм и начала спрашивать монахинь. Ее провели сюда. Одна из сестер, узнав, что я не из России, первый раз в их монастыре и даже впервые в Москве, подошла ко мне с этим букетом, когда я уже начала собираться, и, протянув мне его, сказала: «Он, похоже, затронул вашу душу. Возьмите его с собой. На память о посещении нашего монастыря. От святой Матронушки». То, что я чувствовала в тот момент, не поддается описанию.

Когда мы с Наташей выходили из храма, очередь еще была. Все шли к святой Матроне с цветами, а я шла с цветами от нее. Когда мы проходили мимо того магазина, в котором я видела этот букет, у меня вдруг появилась мысль зайти туда и посмотреть, действительно ли это тот самый… «Подержи, пожалуйста, - сказала я Наташе, протянув ей свой букет, когда мы приблизились к магазину, - я зайду сюда на пару минут, я быстро». Я вошла в магазин и этого букета там не увидела. Я еще раз внимательно осмотрела все вокруг, но все равно его не увидела. Когда ко мне подошла продавщица и спросила, что меня интересует, я робко сказала: «Кажется, в вашем магазине был вот такой букет…» И начала описывать его. Продавщица, прервав меня, насмешливо ответила: «Утром был, вот тогда бы и покупали. Вы долго стояли перед ним и думали, а как только ушли, его через несколько минут и купили. Я удивилась, честно скажу, обычно такие дорогие букеты долго продаются. Да, необычный букет, тонкая работа, если говорить об оформлении. И цена, конечно… Но вы не расстраивайтесь. Вы бы его все равно не купили. Понимаю, еще раз полюбоваться им зашли. Да, там есть на что посмотреть, понимаю, очень вас понимаю. Я сама, когда его впервые увидела, несмотря на цену, подумала: “А ведь кто-то же его все-таки купит и, конечно же, кому-то подарит”».

И только она это произнесла, как дверь магазина открылась - и вошла Наташа с моим букетом. Из ее сумки доносилась веселая мелодия. «Держи сама свой букет, - скороговоркой произнесла она, - мне тут звонит кто-то, с цветами неудобно телефон доставать». Выражение лица продавщицы я не забуду никогда! Это, пожалуй, было лучшим подтверждением того, что букет тот, тот самый… Взяв цветы, я поспешно вышла, моя подруга последовала за мной. По дороге я рассказала ей эту чудесную историю. «Только ты не выбрасывай цветы, когда завянут, - попросила Наташа, выслушав меня, - они же от Матронушки. - Можно, я возьму потом один бутончик?»

По возвращении я долго освобождала их от мишуры. Половину букета отдала Наташе, другая половина достояла в вазе до моего отъезда, и ни один цветок не завял. Когда я привезла цветы домой, они стояли долго и не завяли, а засохли. Обычно, простояв какое-то время в вазе, цветы вянут, потом осыпаются, а эти как-то необычно засохли - застыли, как восковые. Я, конечно, их не выбросила, а раздарила друзьям и знакомым. Кому-то достался лепесток, кому-то листик, кому-то стебель. Теперь у многих моих приятелей есть своя история, связанная с чудесной помощью святой блаженной Матроны Московской. Кстати, тогда я еще работала в мирской организации, но мне предстояло искать работу, так как истекал срок контракта, а оставаться на том же месте я не хотела. В Покровском монастыре в Москве я просила блаженную Матрону помочь мне в этом, а через год, 2 мая (в день памяти этой святой), я пришла на собеседование в издательство Свято-Елисаветинского монастыря, через несколько месяцев начала трудиться на сайте. И мой первый рабочий день на этом сайте пришелся на день моего посещения Покровского монастыря.

Святая блаженная Матрона, моли Бога о нас!

Елена Гулидова. Белоруссия

Протоиерей Максим Первозванский

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Магизм случается, когда мы думаем, что через какие-то предметы, артефакты получим просимое. Но это не значит, что нужно все запретить.

Недавно, в первое воскресенье Великого поста мы отмечали праздник Торжества православия. Это и победа над иконоборчеством, которое почитание икон объявило магизмом. К возникновению иконоборчества, как и сейчас, были определенные основания. Тогда счищали краску с икон, считая ее лекарственной. Сейчас это песочек, который берется с могилки старца, цветочки от блаженной Матроны – некие материальные объекты, которым присваивается исцеляющая и благодатная сила.

VII Вселенский Собор, утверждая иконопочитание, объяснил, что мы, почитая образы, наше почитание и поклонение переносим на первообраз. Икона – это некий мостик от нашего мира к Горнему.

Личность святого проявляет и проявляла себя в этом мире в том числе через свое тело, как живое, так и уже усопшее. Поэтому да, благодать действует и через иконы, и через цветочки, и через песочек. Магизм появляется, как только мы начинаем придавать этому самостоятельное значение, думать, что не Господь молитвами блаженной Матроны исцеляет и помогает, а цветочек от блаженной Матроны.

Вчера одна женщина задала вопрос, как относиться к тому, что она прочитала на каком-то полуоккультном сайте. Там – молитва блаженной Матроне, не принятая в Церкви, но вполне правильная, про борьбу с унынием. Но при этом – целый ряд советов совершенно магического свойства о том, как себя вести, куда сесть, как свечку зажечь, то есть некий дополнительный ритуально-магический обряд, который необходимо совершить. То есть, безусловно, недопустимые вещи.

Для спасения человека Бог не отворачивается от него никогда и нигде, и в самых разных ситуациях, в самых разных вещах может проявлять Свою помощь.

Но если следовать принципу «работает – не работает» – будет как в истории у Аль Пачино. Он говорил: «Когда я был маленький, просил у Бога велосипед, Бог не дал мне велосипед. Тогда я украл велосипед и попросил у Бога прощения. После этого я понял, что Бог работает иначе».

Да, кто-то приходит и к такому выводу. Маленький Аль Пачино, будучи воспитанным истинным католиком, в детстве попросил велосипед и не получил. А сколько людей получали что-то через совершенно, казалось бы, невообразимые вещи?

Не подходит под «работает – не работает» и наше благочестие и наша праведность. Иов был праведным человеком, но все равно в его жизни произошло в человеческом измерении по наихудшему сценарию.

Принцип магизма: я делаю что-то, за это я получу. Неважно, что я сделаю, желая получить нечто взамен – выполню магический обряд, пожертвую необходимую сумму денег, возьму цветочки или песочек, или даже пойду и причащусь.

Конечно, проверить, кто и зачем стоит к Матроне, невозможно. Либо мы должны считать прихожанами только тех людей, которые выполняют определенные требования, следить за прихожанином по документам и давать разрешение съездить к блаженной Матроне в письменном виде.

Но Церковь избрала другой путь, максимально открытый для общества. Мы же знаем, что к блаженной Матроне стоят и люди других вероисповеданий, и атеисты… Возможность посетить храм, приложиться к святыням – есть у всех. Как говорит апостол Павел, «к то ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).

Мы никого не судим, пусть человек приходит. Кто знает, каким путем ведет его Господь.

Еще – человек не может без обрядов. Посмотрите на самых критически настроенных людей – все равно в важнейшие моменты своей жизни они совершают какой-нибудь обряд. Хоть свадьбу – обязательно платье невесты, лимузин или еще что-то. По определенному чину проводятся совершенно атеистические поминки, гражданская панихида…

Когда мы убираем нашу высокую обрядность, возникают простейшие, уже совсем языческие магические обряды, когда мы не к Богу обращаемся, а придаем значение самому обряду: «Давайте посидим на дорожку». Все сидели «на дорожку» по всему Советскому Союзу.

Поэтому давайте мы лучше наши высшие религиозные чувства облечем в правильные обряды, что и есть в православии. Как понять границы, где эти чувства правильные и обряды православные – на это у нас тоже есть определенные каноны и решения, действующая практика и традиции церковной жизни.

А еще важно не забывать – к Богу у каждого свой путь и свои отношения с Ним.

У нас на приходе много людей, которые не знают, зачем нужно освященное масло, это не имеет отношения к их религиозной жизни. Есть люди, которым это очень важно. Слава Богу!

Цветочки имеют смысл, пока не превращаются в фетиш

Протоиерей Димитрий Климов

Протоиерей Димитрий Климов

Если ко мне подходят люди и просят благословения взять из паломнической поездки «цветочки» или «земельку», отвечаю по ситуации. Если вижу, что человек имеет уже какое-то понятие о церковной жизни, я благословляю, но говорю, что можно обойтись и без этого. Но бывает, что человек впервые задумался о православии, когда шаман или знахарка отправила его «за маслицем».

С одной стороны, это все действительно магизм и колдовство. С другой стороны – люди без этого о Боге бы, может, и не вспомнили. Может быть, если человек уже подошел к священнику с вопросом, это будет какой-то зацепкой.

Вообще вопрос даже не в том, магизм или не магизм стремление привезти освященные предметы, а в мелочности, в суетливости нашей религиозной жизни. В нежелании понять что-то главное, важное, в стремлении обращать внимание на какие-то периферийные вещи, совершенно не относящиеся вообще к главному. Эта мелочность сейчас свойственна вообще очень многим людям, когда человек не отделяет основное от второстепенного.

Как-то ко мне подошла женщина и начала рассказывать о своих видениях, о снах, о том, что ей святые являются. Увидев мое скептическое выражение лица, она спросила: «Вы что, не верите мне?» Я ответил: «Почему я должен вам верить?» На что услышал: «Ну вы же верите в то, что Христос воскрес из мертвых».

И как вот мне ей объяснить, что верить в Бога – это одно, а верить во всевозможные «святыньки» – совсем другое. Православным себя человек должен считать тогда, когда он усвоил Символ веры, основные догмы нашего православного христианства. А не тогда, когда он ездит и привозит отовсюду цветочки и земельку.

Чаще бывает, что спрашивают о них люди, когда уже вернулись. «А что теперь с этим со всем делать?» Меня этот вопрос буквально в ступор вгоняет. Ты ж человека никуда не направлял и не рекомендовал туда ехать, а он тебя спрашивает, что делать. Делай, что хочешь. Порой доходит до того, что настаивают на «земельке» воду, а потом пьют.

Наша религиозная жизнь очень сильно заражена этой дремучей народной оккультностью. И распространяют все это те самые «лечащие бабки», у которых два диагноза на все случаи: порча и сглаз. Увы, это внедрилось и в нашу церковную жизнь.

У меня большой вопрос и к тем обителям, где раздают «святыньки», и иногда кажется, что у них просто цель – привлечь больше народу. Даже не важно, зачем те едут.

Как же провести грань – где магизм, а где вера? Когда мы забираем у Бога свободу, не даем возможность Богу Самому решать, что нам дать, что не дать, когда мы начинаем требовать – это уже магизм.

Потому что магия, язычество, оккультизм как раз учат, что некий человек знает методы, ритуалы, посредством которых можно заставить силы, невидимые нам, непонятные, действовать в наших интересах.

Да, в христианстве есть все основания для того, чтобы с неким трепетом, с почитанием относиться к материи. Потому что Сам Христос – это воплотившийся Бог, воплотившийся в человечестве, в материи, освятивший этот мир, освятивший материю. И потому у нас есть догмат иконопочитания. Но мы почему-то усвоили глагол «поклоняться». Но догмат как раз против этого глагола, ведь мы иконам не поклоняемся, мы их почитаем. А поклоняемся мы Богу, который изображен на них.

То же самое касается освящения воды, освящения каких-то предметов. Да, материя тоже освящается, становится проводником каких-то духовных даров для человека. Но надо понимать, что не сама по себе материя свята, а она свята постольку, поскольку ей это благословение присваивает Бог.

Когда человек получает помощь от Бога безо всякой материи, он не всегда поймет, что эта помощь от Бога. А когда человек через какую-то святыню получает исцеление, тогда у него и мотивация будет. Ведь он понимает, что ему помог своими молитвами Богу вот именно этот святой. То есть материя – как некая стрелочка, указующая на источник помощи. Так что все эти «маслица» и «цветочки» имеют смысл. Но как только они становятся фетишем, талисманом, оберегом, предметами, обладающими силой, – это превращается в магию.

И к Богу надо обращаться, просто открыв свое сердце и поняв, что на самом деле Ему нужны любовь, наша преданность заповедям, любовь к ближним.

Преклониться мощам и принести в храм цветы в знак любви и почитания святой блаженной старицы приезжают паломники отовсюду.

Людям не всегда понятно, что делать с цветами от Матроны Московской, которые им отдают служащие храма. Эти цветы обладают чудесными свойствами.

Они освящены на мощах матушки Матроны, помогают излечивать болезни, утешить, помочь в трудную минуту.

Любимые цветы Матроны Московской

С малых лет Матрона помогала людям, она всегда знала, что будет служить Господу. Будучи слепой, девочка обладала особым внутренним зрением, видела человека насквозь и его будущее. С 18 лет она не могла ходить, испытывала большие жизненные трудности, но несмотря на это, не отказывала людям в их просьбах.

Старица ещё при жизни была известна людям исцелениями и чудесами, которые она совершала во имя Господа Бога.

Все знают, что матушка любила цветы, особенно полевые. Верующие перед встречей с ней стараются купить самые лучшие букеты. Это могут быть розы и хризантемы, ромашки и васильки, гвоздики и тюльпаны.

Дарить можно разные цветы. Важно, чтобы в душе человека, который их принёс, были чистые помыслы.

Какое количество цветов нести Матроне

Ещё при жизни матушка говорила, чтобы люди приходили к ней, как к живой, обращались к ней за помощью, а она будет просить Господа Бога за них. Поэтому и цветов должно быть нечётное количество.

Нужно говорить с Матроной, как с родным и близким человеком. Она услышит наши молитвы и просьбы и обязательно поможет. Матушка Матрона является небесной заступницей и утешительницей всех страждущих.

Те цветы, что приносят верующие в храм, становятся даром для других людей. Они освящаются и раздаются служащими при выходе из монастыря. Каждому достаётся один или несколько цветков.

Как правильно использовать цветы от святой Матроны Московской

Принесённые из храма бутоны и стебли цветов долго остаются свежими, источают ароматы. Если цветок поставить в воду, он даже может пустить корни и продолжать цвести.

Чтобы получить хороший урожай, некоторые люди закапывают стебли растения в землю. Свежие бутоны можно употреблять в пищу. Но лучше всего их нужно хорошо просушить.

Верующие люди отмечают, что цветы от Матроны помогают при болезни. Высушенные бутоны зашивают в небольшие подушки и кладут в изголовье больного. Его сон становится более спокойным, выздоровление проходит быстрее.

Если есть проблемы со сном у ребёнка, желательно поместить такие подушки в детской комнате. Ребёнок ночью будет лучше спать. Некоторые люди прикладывают цветы к больному месту. Говорят, что боль утихает.

Можно положить засушенные цветы в мешочек, сшитый из хлопчатобумажной ткани, поместить в сумочку и носить всегда с собой. Для оздоровления организма их отвар добавляют в ванну, умываются, добавляют в чай.

Цветы от Матроны люди используют по-разному. Многим они помогают. Самое главное, нужно делать это с чистыми намерениями и искренней молитвой. Важно слушать самого себя, свой внутренний голос. Он всегда подскажет как лучше поступить в данном случае.

Если человек пришёл в храм из любопытства, во многом сомневается и не знает, нужны ли ему эти цветы, то можно просто не брать их. В любом случае, не нужно цветы выбрасывать на помойку.

Можно отнести их в церковь, отдать батюшке, можно раздать знакомым людям, которым они действительно необходимы.

Как хранить цветы от Матроны Московской

Обычно, принесённые цветы верующие люди кладут рядом с иконами. Они будут напоминать им о посещении святого места. Цветы можно в дальнейшем использовать при причастии и других церковных обрядах.

В ежедневной молитве они будут наполнять сердце любовью и укреплять веру. При молитвенном обращении к святой блаженной Матроне, нужно помнить, что прежде всего необходимо обращаться в молитвах к Спасителю и Его Пречистой Матери.

Как заваривать лепестки роз от Матроны

Одним из способов применения цветов является использование их в качестве чая. Считается, что этот напиток обладает исцеляющим действием. Его можно принимать и взрослым, и детям.

Для этого, бутоны роз нужно хорошо просушить, сложить в полотняный мешочек. При приготовлении напитка желательно добавить лепесток в подготовленный чай, дать немного настояться.

Обязательно перед его применением нужно прочитать молитву святой Матроне.

Один и тот же лепесток можно использовать несколько раз. Он долго не теряет своей целебной силы. Позже использованный лепесток можно съесть или положить в землю цветочного горшка.

Каждый сам выбирает, что ему делать с цветами от матушки Матроны. Но тот, кто соприкоснулся к этому чуду, почувствовал её безграничную любовь и огромную духовную силу.

Святая Матрона Московская является для всех верующих людей скорой помощницей и заступницей в скорбях и печалях, даёт нам надежду и укрепляет веру.

Ежедневно у Покровского монастыря собирается огромная очередь верующих. Все они приходят к стенам святыни с одной-единственной целью – помолиться святой Матроне Московской. Одних приводит к мощам отчаянье, других – надежда, третьих – боль, но у каждого перед приходом возникает логичный вопрос: «Какие цветы любила Матрона и что ей лучше подарить?».

Матрона Московская: кому помогает, какие цветы любит и сколько

Немного истории

Несмотря на то, что святая Матрона была канонизирована лишь в 1999 году, люди обращались к ней за помощью еще при жизни. Известно, что родилась она в 1881 году (некоторые источники указывают 1885 год) в с. Себино Тульской губернии. Из-за слепоты родители хотели оставить девочку, однако накануне матери приснился сон, в котором слепая белая птица села ей на грудь, после чего мать забрала ребенка с собой. О богоизбранности малышки уже тогда говорил врожденный нательный крестик – выпуклость в виде креста на груди.

Дар предсказания и исцеления у Матроны открылся в возрасте 7–8 лет. Девочка давала людям молитвы, которые приносили им облегчение, утешение, а те в ответ приносили ей дары, в основном продукты, красивые букеты. Вопрос о том, какие цветы любит Матронушка, тогда никто не задавал. Святая блаженная испытывала слабость к живым полевым растениям. Наряду с ними она искренне восхищалась природной красотой – горами, реками, птичками, зеленой травой.

Постепенно слава о способностях Матроны росла. По преданиям, она даже исцеляла людей, у которых отказали ноги, однако к 17 годам внезапно сама лишилась возможности самостоятельно ходить. Болезнь не сломала ее, напротив святая продолжала помогать страждущим. Последние годы она жила в Москве, принимая в день до 40 человек с телесными или душевными ранами, а впоследствии предсказала свою смерть.

Выбираем цветы

Матронушка настаивала на том, чтобы люди никогда не переставали приходить к ней со своими бедами, правда, как к живой. Именно поэтому сегодня, отвечая на вопрос о том, какое количество цветов нести к Матроне, в монастыре называют нечетное количество. Нести можно 1 или 15 стеблей, сколько не жалко.

Что касается самих растений, мнения разделились. Ввиду того, что матушка восхищалась красотой полевых цветов, первое время ей носили букеты лютиков, васильков и ромашек. С момента ее канонизации в 1999 году купить такие можно было по дороге в Покровский монастырь. Позже все больше людей стало приглядываться к голландским розам, гвоздикам, в результате чего торговцы их массово и завезли.

Какие цветы сейчас несут Матроне? Продавцы уверяют, что большинство людей покупает розы. Между тем, в монастыре растолковывают, что вид растений значения не имеет. Святая услышит всех, кто к ней искренне обратиться, вне зависимости от величины и стоимости принесенных букетов.

Однако раздумывая над тем, какие цветы покупать Матроне Московской, лучше все же отдавать предпочтение растениям с белыми и желтыми соцветиями. Есть мнение, что они символизируют ее саму – слепую невесту.


Сейчас у ее мощей можно увидеть также охапки лилий, тюльпанов, белой сирени, вместе издающих неповторимый аромат. Встречаются и садовые красные розы, хризантемы. По сути, выбирать можно любые букеты, главное, от всего сердца. А еще стоит помнить, какие цветы не нужно покупать Матроне – искусственные. Их она не любила.

По словам людей, которые уже побывали в монастыре, практичнее брать букеты из цветов, способных длительное время сохранять свежесть, после того, как их срежут. К мощам и иконе выстраиваются огромные очереди, выстаивать в которых приходится по несколько часов. За это время некоторые соцветия вянут.

Какие цветы принести Матронушке, чтобы попросить о конкретной помощи

Несмотря на то, что единого мнения на тот счет, какие цветы нести Матроне Московской не существует, люди которым она помогла, когда к ней обратились за помощью, охотно делятся своими историями. Самые распространенные свидетельствуют о том, что ей несли:

  • Белые розы. Выбор на этот сорт представителя рода Шиповник пал не случайно. Их посоветовали молодой паре женщины в монастыре. Супруги просили о пополнении, и принесли в дар святой букет из 13 стеблей. Через какое-то время в семье родился малыш, после чего в знак благодарности пара снова отправилась к мощам Матроны Московской, снова выбрав в качестве презента букет красивых белых роз.

  • Красные розы. Их понесли Матроне, когда в семье случилось несчастье. Старшая дочь попала в аварию, после чего перенесла операцию на колене. Шрам сочился, долго не заживал. При посещении монастыря в очередной раз мама взяла лепестки роз с собой и масло. Их и приложили к шраму, с удивлением отметив, что он начал затягиваться.
  • Любые белые цветы. Их название в момент посещения мощей святой для женщины значения не имело, как не имело и то, сколько цветов покупать Матроне. Был собран красивый букет, который она принесла в монастырь просить блаженную о муже. Вскоре удалось встретить родственную душу, благодаря чему образовалась новая ячейка общества. Однажды сидя с супругом, женщина упомянула, кому обязана своим счастьем. Каково же было ее удивление, когда он ответил, что примерно в то же время сам посещал святую с просьбой помочь ему встретить жену.
Похожие публикации