Анекдоты про русского и немца. Русские и немцы: сравнение национальных характеров


У каждого народа есть свое представление о жителях других стран - порой это выдуманные кем-то мифы, которые запросто рассеиваются в первые же месяцы проживания в новой стране. И у немцев, конечно же, тоже имеется мнение о России и русских...

Но сегодня мы поговорим не о тех немцах, кто никогда не был ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Тюмени и прочих российских городах, но «совершенно точно знает», что Россия - это океан водки, гуляющие по улицам медведи, русская мафия и... матрешки. Эта заметка про тех, кто в России был, но не только успел запечатлеть себя у Кремля, а жил в стране обычной будничной жизнью, работал или учился…

Я читала несколько немецких книг с описанием российской действительности - глазами немцев, конечно же. А еще мне посчастливилось общаться лично с теми, кто прожил в России от нескольких месяцев до нескольких лет. С одним из таких немцев, кстати, я живу под одной крышей вот уже 6 лет.

Итак, что думают немцы о русских...

Манная каша на завтрак для немца - ужас непонятный. Манка в меню Германии присутствует в основном как холодный десерт (пудинг из манки). Есть такое каждое утро, да еще и вприкуску с хлебом с маслом немцы считают полным извращением. Да и вообще любовь русских к каше немцу совсем непонятна, другое дело - колбаса!

В России любят все «чинить». Причем это починенное сильно бросается в глаза. Очень часто чинят просто куском изоленты.

Починить быстро и без особых временных затрат, забив на долголетие решения проблемы - это очень по-русски, считают немцы. Недавно у нас в кухонном кране образовалась небольшая дырочка, и в сторону брызгала еле заметная струйка, которая меня тем не менее раздражала. И пока муж был в командировке я "починила" как смогла - куском липкого скотча. Муж по возвращении улыбнулся и сказал "echte russische Reparatur". Это не значит, что немцы насмехаются над таким творчеством. Иногда они даже восторгаются фантазией жителей России. А иногда пребывают в шоке, ведь такие быстрые починки встречаются не только в квартирах россиян, но и на некоторых серьезных российских предприятиях.

Вот такая пристройка, например, заставляет немца сразу же взять в руки камеру:

(c) Foto: Gulsina Ismailova

В России очень развит «институт бабушки» . Именно так величают немцы то явление, когда по воскресеньям в парках дети гуляют не с родителями, а с бабушками. Не буду настаивать на том, что немецкие бабульки - меньше любят своих внуков, но то, что времени проводят меньше - факт. И не всегда потому что не хотят, а часто из-за того, что живут за пятьсот километров.

Жизнь не по средствам . Это замечают многие приезжие в Россию. Спустить зарплату за первые несколько дней, а потом жить впроголодь - это так непонятно многим немцам. И дело даже не в том, что зарплаты маленькие... Немцы удивляются: для чего покупать айфон, если вторую половину месяца - в ожидании получки - тебе придется жить на пустых макаронах? Зачем покупать рубашку от «босс» на предпоследние деньги? Зачем жить так, чтобы показаться кому-то лучше, богаче, круче на какую-то долю секунды... А еще немцу никогда не понять зачем делать шикарную свадьбу, а потом несколько лет отдавать за нее долги.

Отношение к природным ресурсам в России - тоже вызывает непонимание у немцев. Вода, которую люди в России оставляют просто так литься... Свет в подъездах, который горит ночи напролет... Отопление, которое невозможно регулировать... Пластиковые бутылки, плавающие в речках и валяющиеся на природе... Немцу сразу становится грустно. Потому, что он знает цену этому всему - ведь в Германии за все надо платить немалые деньги или потому, что немцы действительно за экономию планетных ресурсов?? Зависит от немца... А в одной из прочитанных мною книг немецкий автор сыронизировал по этому поводу: "Русские не берегут природу. Почему же? Это приведет к глобальному потеплению. А для такой холодной страны - это только на руку..."

(c) Foto: Gulsina Ismailova

Но что мой муж вспоминает с особым удивлением - так это рестораны России . Человек, несколько лет проживший в Латинской Америке, считал, что в ресторанах его точно не может ожидать ничего особого. Привели его коллеги в один из первых вечеров в ресторан - ели, пили, общались... И тут приглушается свет, в зал выползают полураздетые тетки и начинают ритмично отплясывать в унисон. Разве можно под такое доесть выбранное блюдо? В Германии едят и смотрят на танцующих теток или стриптизерш - совсем в разных местах и немцам совсем непонятно зачем под вкусную отбивную нужны танцы? Точнее, наоборот- как можно ужинать, когда над тарелкой пролетают голые титьки? Впоследствии мой муж водил по таким "злачным ресторанам" новоприбывших коллег из Германии и с удовольствием следил за реакцией последних. Немцы конечно не против поглазеть на такие танцы, но искренне не понимают - зачем это надо заведению... Ведь под такую развлекательную программу точно кусок в горло не залезет - значит клиент закажет меньше, чем если бы его оставили кушать в спокойной обстановке.

Маршрутка . Такое транспортное средство как маршрутка вспоминают многие немцы. И даже дело не в самом транспорте, а в способе оплате. Передавать деньги впереди сидящему и также получать от него сдачу - почему-то немцам кажется забавным...

(c) Foto: Gulsina Ismailova

Взятка врачу . Наблюдательные немцы не пропустили это мимо глаз своих... Приходить к врачу с коробкой конфет (даже если врач итак не бесплатный) - это самое разумное решение, если вы находитесь в России. А если дело приближается к празднику, то с пустыми руками вас там точно не вылечат ждут. Ага, это почти как пойти в гости - берите с собой только самое лучшее и самое вкусное. "Взятка богам в белых халатах" - так описывали некоторые из немцев увиденное.

Про поход в баню немцы тоже любят рассказывать. Про веник, соленые огурчики и водку... Но! При этом они строго разграничивают такие явления как баня и сауна. И ни в коем случае не называют баню сауной. Баня - это возможность попотеть в жаркой комнате в дружеской компании, а сауна в России - несет эротический характер! Немцы спешат предупредить об этом своих новоприбывших коллег))

Немцы замечают с каким трепетом русские ждут нового года, а не рождества - как они сами. Как тщательно готовятся и закупаются на этот праздник. Но еще больше немцев удивляет: а зачем отмечать новый год два раза - 31 декабря и 13 января?

А еще немцы очень удивляются следующему сочетанию: русские, по словам немцев, очень неулыбчивые и неприветливые. И одновременно с этим такие гостеприимные. Столы, переполненные салатами и прочими закусками - так россияне встречают не только знаменательные праздники, но и малознакомых гостей. И это очень удивляет иностранцев, которые привыкли общаться даже с очень близкими друзьями всего-то за чашечкой кофе, а день рождения могут справить, угощая гостей только заказанной пиццей и чипсами.

Один знакомый немец с особенной теплотой рассказывал про российский поезд . Почему с теплотой? Да потому, что по пути "Москва - Ярославль" ему всегда выдавали домашние тапки, чтобы его ноги отдохнули. В Германии с ним так еще никто не обращался.

А еще немцев очень веселит (а некоторых, возможно, оскорбляет), как русские представляют себе типичного немца. Вот так.

Молодежь в Германии намного инфантильнее, чем в России

— Вы что, серьезно хотите поехать учиться в Россию? Все ведь уезжают оттуда!

Так приветствовали меня в российском посольстве в Берлине минувшей зимой.

На дворе февраль, даже в Берлине −10°C. Я только что приехала из Ирландии, где погода тоже прохладная, а в России обещают еще похуже, около −30°C.

В посольстве тесно и душно, и приходится объяснять какому-то невежливому чиновнику, почему я хочу учиться в России. Надо бы его спросить: почему он так не любит свою Родину?.. Но в этот момент я, отстояв три часа в очереди, уже пятый день подряд, хочу лишь одного: получить визу и полететь в Россию.

Я родилась в Германии, в Берлине. Мой папа — немец, а мама — русская. Они воспитывали меня на двух языках, и мы часто ездили в Россию. Я слушала «Песенку крокодила Гены» и смотрела мультик про Конька-Горбунка; подпевала маме, когда та исполняла русские романсы.

Мне всегда было важно, что меня представляли не только как немку, но и как русскую. Вот почему немецкие друзья окрестили меня Russin. Но по-настоящему я ничего не знала o России, кроме сказок бабушки в уютном Царском Селе и ее пирожков. Эрмитаж и Петербург были чем-то далеким и туманным. Приезжая в Россию, я была ребенком-туристом, который почему-то говорил по-русски.

И вот в 16 лет мне наконец-то стало стыдно.

Ведь, представляясь русской, я ничего не знала о жизни в этой стране.

Решив заполнять пробелы в самоидентификации, я поехала в Санкт-Петербург. Друзья и родные помогли найти хорошую гимназию, и вот я — ученица 11 «А» класса, пусть и всего на три месяца, но сколько за них надо успеть!

Все оказалось по-другому, чем я представляла. И школьная система, и жизнь подростков в России сильно отличается от Германии.

У меня началось чуть ли не раздвоение личности, когда я на себе прочувствовала различия двух народов! Как же удивляют и восхищают они друг друга! Русским нравятся аккуратность и правильность немцев, а те, в свою очередь, любуются гостеприимством и радушием, откровенностью русских.

В классе меня приняли хорошо. В первый же день спросили, не хочу ли я пойти в Мариинский театр, а потом на день рождения к однокласснице, а потом в гости к друзьям, и так далее, и так далее...

В Германии иностранку ни за что бы так быстро не приняли в круг друзей. Сначала чужак должен доказать, что достоин этого!

И вот начались мои школьные будни. В Германии урок проходит в форме дискуссии, принято вмешиваться в разговор с учителем. А в России идет односторонняя подача материала, лекция, как в университете. Это, с одной стороны, хорошо, но с другой — скучно.

Когда мне сказали, что на уроке математики запрещено пользоваться калькулятором, я вообще не знала, что делать. Хорошо, что мне не ставили оценки, а то я бы совсем пропала на контрольных.

В Берлине стихов не учат, немецкую классику начинают разбирать только в 11-м классе, до этого читают романы про судьбы евреев во Второй мировой войне (так было в моей школе). Немецким детям даже на уроках литературы внушают, что быть нацистом — это плохо. А в моей питерской гимназии три месяца обсуждали «Преступление и наказание», учили стихи Некрасова, Фета и Тютчева, я многое узнала про Толстого и других писателей.

Но если русские дети так много узнают о своей стране и культуре — почему они не борются за нее? По сравнению с Германией, где каждый день молодежь против чего-то митингует, это показалось мне очень странным. Наверное, в Берлине не так много насущных и ежедневных проблем в собственном подъезде, а значит, есть время подумать об атомной катастрофе в Японии или о войне в Афганистане.

Меня как поклонницу идей независимости женщин поразило мнение многих современных русских девушек о своем будущем. Они наперебой мне твердили, что сначала надо найти мужа, который может содержать семью, и только потом заниматься карьерой!

В то же время российских парней проблема будущей карьеры занимает намного больше, чем их германских сверстников. Мои питерские одноклассники четко представляли, чем хотят заниматься в будущем.

Один парень хотел бы стать архитектором, но папа его предупредил, что на родительскую поддержку он сможет рассчитывать, только если пойдет на «финансы и экономику». Пришлось послушаться отца.

В Германии молодежь часто не знает, куда пойти учиться, в вузы поступают за компанию с друзьями. У меня в Берлине есть группа друзей, которые вот так, за компанию, все дружно поступили в театральный институт и сейчас вместе учатся и снимают общую квартиру.

Если потом не найти работу, можно пойти поучиться еще раз — по другой специальности. В худшем случае государство предоставит «Hartz 4» (пособие по безработице), которое обеспечит прожиточный минимум.

Вообще, в Германии беззаботное детство длится дольше, чем в России. 13 лет учишься в школе, потом не спеша подбираешь университет. Многие в промежутке едут на год за границу совершенствовать свои знания иностранного языка.

В России уже на последнем году обучения в школе ты выбираешь вуз и готовишься к поступлению.

Возможно, из-за большей отстраненности от проблем взрослой жизни молодые немцы намного скромнее и щепетильнее русских. Особенно ярко эта разница проявляется на домашних вечеринках.

На моей первой вечеринке в России сначала все было почти как на немецкой. Музыка, напитки, много людей. Но уже после первого часа я поняла, что так спокойно, как в Германии, не будет.

Кто-то играл на гитаре, кого-то облили шампанским, кто-то сидел в ванне с друзьями в нижнем белье, кто-то танцевал на столе, а на кухне вели философские беседы.

А где была я? Если честно, не знаю. Я была везде, но как переходила с места на место, не помню. Опьянела без вина.

Вначале я еще чему-то удивлялась, но после того, как меня забросили в ванну, к тем самым людям в неглиже, мне уже стало все равно. Я включилась в общее дурашливое настроение, и было очень здорово!

Особенно понравился парень, певший песни Высоцкого.

Вдруг в комнату ворвались новые люди. Среди них были два мальчика, переодетые в девочек. На вопрос: почему? — они лишь смеялись вместе с нами. Затем все пошли играть в покер. Правила оказались просты: кто выигрывает, тот решает, кому следующему пить. На столе стояла бутылка хорошего коньяка. Я удивилась тому, что каждый пытался выиграть, чтобы выбрать самого себя!

Потом опять все распались на разные группы. Я присоединилась к танцевавшим. Все знали фильм «Pulp Fiction», упорно крутили песню «Jack Rabbit Slim» и танцевали, как в кино. Под утро некоторые пошли спать, а другие отправились гулять на Неву и показывать мне сфинксов при восходе солнца, мосты, дворцы на набережной снежным морозным утром.

Не зря говорят, что русские умеют веселиться! A немецкие вечеринки? Они бывают очень веселыми и интересными, только если это компания близких друзей, без чужих.

Так как у немцев есть ясное представление о том, каким должен быть «правильный человек», в Германии все подростки четко разделяются на группы типа: «эмо», «гот», «компьютер-нерд», «хиппи» или «сноб». Тинейджеры сами причисляют себя к определенной группе и «помещают в ячейку». У каждой группы вечеринки проходят по негласным правилам. Приводя новых людей на вечеринку, нужно готовиться к скандалу, если гость носит не ту прическу или одежду, что принята в данном кругу!

В молодежном Питере ты можешь привести с собой кого угодно, и он будет со всеми на равных, если, конечно, сам этого хочет.

Три месяца жизни в Петербурге помогли мне стать более открытой. Раньше мне надо было по крайней мере полгода, чтобы с кем-то подружиться на всю жизнь. А в Петербурге я уже после двух месяцев поняла, как важны для меня мои новые друзья и как я буду по ним скучать, вернувшись в Германию.

В знак дружбы они подарили мне фляжку для водки и выгравировали на ней свои имена. Обещали, что тоже будут скучать. Настоящий русский подарок!

Два старых "добрых" соседа - Россия и Германия, русские и немцы. Две имперские нации, неоднократно претендовавшие и продолжающие претендовать на главенство в Европе и в мире. Два народа, проливших друг другу моря крови. За что? Почему?

За территории (пресловутое "жизненное пространство"), за власть над другими народами ("Германия превыше всего!" или "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"), за идеи (коммунизма или национал-социализма), из чувства мести за прежние обиды и поражения?

А ведь у русских и немцев достаточно много общих корней, по крайней мере, родословная русских царей кровно связана с немецкими. В течение десятилетий и веков достаточно многочисленная немецкая диаспора в России играла немаловажную роль во многих областях жизни страны: в управлении, экономике, торговле, науке...

История знает немало примеров положительного взаимодействия двух народов в такой специфической сфере как войны (например, против наполеоновской Франции). К сожалению, в двух последних мировых войнах наши народы выступали в качестве основных противоборствующих сторон и понесли колоссальные жертвы.

Сейчас Россия и недавно объединившаяся Германия переживают период серьезного и относительно спокойного переосмысления своего прошлого, решительный и, можно надеяться, бесповоротный отказ от сложившего стереотипа - видеть друг в друге врага и соперника. Сегодня нет практически ни одной области в политике и экономике, где между русскими и немцами были бы принципиальные разногласия. Можно вынести за скобки вопрос о Калининградской области, который вяло пытаются реанимировать лишь оголтелые реваншисты.

Может быть, сейчас самое подходящее время поразмыслить над менталитетом этих двух соседних народов, столь разных и столь сходных по судьбам и устремленности в будущее.

Русские в течение долгих веков стремились утвердиться одновременно в Европе и Азии путем освоения относительно малонаселенных северных и восточных территорий. При этом они почти не встречали сопротивления со стороны гораздо более малочисленных, слабых в экономическом и военном отношении народов, населявших эти земли. По уровню культуры они стояли на более высокой ступени развития, поэтому, объективно несли этим народам знания, опыт и иные достижения своей цивилизации.

В то же время русские не испытывали отчуждения к культуре ассимилируемых ими народов, наоборот, охотно включали в свой культурный оборот их нравы и обычаи, все интересные и самобытные элементы культуры. Возможно, именно поэтому многие народы Российской империи, не являвшиеся славянскими по кровным корням, охотно причисляли себя к русским, считая русскую культуру естественной для своего мироощущения, родной и искренне гордились причастностью к ней.

Немцы, в отличие от русских, испытывая недостаточность жизненного пространства, стремились к расширению во все стороны. Учитывая, что эти территории Европы были плотно заселены другими народами, стоявшими на примерно такой же ступени развития, что и немцы, такие территориальные поползновения, как правило, сопровождались войнами.

Так, Германия неоднократно решала территориальные споры при помощи войны с Францией, а такие страны как Бельгия, Голландия, Австро-Венгрия и Польша вообще считала частью своей территории. За это немцев в Европе недолюбливают и опасаются до сих пор. За поражение во второй мировой войне и преступления фашистов немецкому народу пришлось расплачиваться унижением и оправдываться десятилетиями.

В этом можно найти странную аналогию с русскими. Им приходится нести абсурдную политическую и моральную ответственность за подавление сталинским режимом демократических свобод в странах Восточной Европы и за репрессии в отношении отдельных народов и национальностей в СССР. Особенно сложно немецкому и русскому народам преодолевать психологические проблемы, связанные с переосмыслением прошлого. Немцы долгое время воспринимали положение, возникшее после мая 1945 года, как отсутствие истории. Это породило у немцев тенденцию к отказу от преследования за национал-социалистичекие преступления. Впоследствии в Германии возобладала позиция "конструктивного партиотизма", согласно которой признается незыблемость границ в Восточной и Центральной Европе, а отношения с соседями строятся на основе партнерства.

Роднит русских и немцев также чувство великого исторического предназначения своих народов, объективно вытекающее как из их истории, так и из объективной оценки их положения в мире. Все народы строят свою общность на духовных ценностях - вере в Бога или определенного идола. Немцы с XIX века стали поклоняться идолу немецкой нации. Русские в XX века открыли для себя культ социализма и коммунизма. Однако культ - вещь не только полезная с политической точки зрения, но и небесспорная. Он сплачивает нацию и подвигает ее на великие свершения, но он же и ослепляет ее, порождая у худших представителей низменные инстинкты.

Так, в Германии при нацистах жгли книги, любили парады и фанатически поклонялись фюреру. Культ отправляют специальные служители, в церкви это священники, в светском обществе - идеологи, партийные функционеры, СМИ.

В годы второй мировой войны только один сильный культ смог победить, преодолеть другой - советская, коммунистическая Россия повергла фашистскую, нацистскую Германию. Однако есть и другой, достаточно спорный - религиозный аспект: когда на фронте становилось особенно трудно (в Москву и осажденный Ленинград) - привозилась икона Казанской Божьей Матери и противник отступал. Германия напала на СССР в воскресенье 22 июня, когда Русская православная церковь праздновала память всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась эта война победой русских войск 9 мая - в праздник святого Георгия Победоносца. И в этом тоже есть своя правда!

В это же время в Германии искали опору в религиозно-мистических учениях и обрядах. Немцы воспитывались на музыке Вагнера, в которой отчетливо звучали мотивы масонской идеологии. Ученые, сотрудники спецслужб и партийные функционеры искали пути к проникновению в тайны древних тибетских и индийских эзотерических, мистических и астрологических учений. С их помощью они надеялись не только создать новую идеологию, найти пути создания новых видов сверхмощного оружия, которое позволило бы одержать победу над врагами рейха.

Имеются какие-то особенности в национальном характере русских и немцев, которые способствовали тому, что именно эти народы дали миру наибольшее число выдающихся философов, ученых, инженеров, полководцев, композиторов, писателей, спортсменов. Когда мы говорим о немцах, то обязательно вспоминаем философов Гегеля и Канта, Маркса и Ницше, канцлеров Вильгельма и Бисмарка, конструктора ракет Отто Брауна и физика Оппенгеймера, композиторов Бетховена и Моцарта, Шуберта и Вагнера, писателей и поэтов Гете, Гейне, Фейхтвангера и Брехта. Что касается немецких и русских спортсменов, то они на последних Олимпийских играх попеременно занимают лидирующие места на пьедестале почета.

Когда за границей говорят о русских, то непременно вспоминают об уникальном балете, церквах и иконописи, о первом космонавте Гагарине и других выдающихся достижениях в освоении космического пространства. Но в том же ряду, что и великие немцы, звучат прославленные фамилии русских философов и ученых Ломоносова, Менделеева и Вернадского, Павлова и Бехтерева, Яблочкова и Королева, композиторов Чайковского, Мусоргского и Глинки, полководцев Суворова, Кутузова, Скобелева, прославленных военачальников Великой Отечественной войны Жукова, Рокоссовского, Василевского, Конева, писателей Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Чехова и Куприна, Шолохова, Есенина, Маяковского, художников Репина и Серова, Левитана и Айвазовского.

В чем причины столь ярких проявлений национального духа русского и немецких народов, особенно в перечисленных областях человеческой деятельности? Вековая культура народов, включающая в себя не только генетические особенности и традиции, но и устремленность в вечность - к возвышенному, великому, восприимчивость к достижениям других народов, способность, по-своему переосмысливая чужой опыт, создавать новые ценности или просто величайшая сила национального духа? Наверное, все это вместе взятое, а также пассионарный (по Гумилеву) порыв народа дают столь зримый результат, выделяя их из ряда других достойных и великих народов. Так или иначе, но уникальные способности русского и немецкого народов во многих областях являются бесспорными.

"Что русскому здорово - немцу смерть". Это знаменитое выражение отражает суть различий русского и немецкого народов, которые существуют в действительности. Что конкретно имелось в виду? Противопоставление немецкой педантичности русскому разгильдяйству? О сути этого различия, о его корнях хорошо сказал Ключевский. Он выводил особенности русского характера, склонного к рваному ритму работы, из особенностей природы и климата России. В связи с длинной и суровой зимой, когда трудовая деятельность в селах замирала на месяцы, а затем в пору коротких и неустойчивых весны и осени крестьянину надо было в очень короткое время посадить и собрать, по-возможности, без потерь урожай, он вынужден был работать днем и ночью на пределе человеческих сил и возможностей.

Немцы, в отличие от русских, проживают в умеренных и, следовательно, более благоприятных для сельского хозяйства условиях, поэтому за века выработали привычку к более размеренному повседневному труду.

Русские слишком противоречивы в своем отношении к государству. В отличие от государственников-немцев они или сверхпривержены идее государственности, или, наоборот, сверхарахичны. Эту особенность подчеркивал Н. Бердяев: "...русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм - явление русского духа... Нет пределов смиренному терпению многострадального русского народа".

И в то же время - "Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире. Все в России превращается в орудие политики. Силы народа... отдаются колоссу государственности... Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на защиту и укрепление государства".

Бедяев также замечает редкую особенность русского народа, отличающую его не только от немцев, но и англичан, и французов, а сегодня со всем основанием можно добавить к ним и американцев. Русские, будучи нацией имперской, не несут в своем сознании имперского мышления:

"Россия - самая не шовинистическая страна в мире, национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские, им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство".

Констатируя наличие этих национальных особенностей русского характера, вполне уместно заметить, что они, несомненно, гуманистичны, отражают дух христианского православного смирения. Они, возможно, действительно свидетельствуют о богоизбранности русского народа. Но наличие религиозной и созидательной энергии, в сочетании с преувеличенным смирением и сверхтерпеливостью приводят к тому, что русский народ часто не в состоянии сконцентрировать волю на достижении конкретных целей, которые позволили бы ему упрочить свое влияние в мире, добиться именно для себя большего благополучия и благоденствия.

Можно и нужно ли пытаться как-то изменить такое положение вещей? Действительно, "так жить нельзя!" или "по-другому мы жить не можем"? Какая дорога ведет к храму? И что есть храм? Сегодня для русских эти вопросы не менее актуальны, чем сто и триста лет назад.

Нередко подчеркивается особая склонность русских к употреблению спиртных напитков. Это стало своеобразным стереотипом при оценке русской действительности. Не вызывает сомнений, что русские пили и пьют много, что по способности выпить за один присест большое количество крепких спиртных напитков (водки, самогона, виски, джина и других алкогольных напитков) им в мире трудно найти равных. Однако по количеству выпиваемых крепких спиртных напитков, вина и пива в совокупном пересчете на содержание спирта, а также по склонности напиваться до стадии сильного опьянения немцы, французы, финны, американцы и немало других народов давно уже идут вровень с русскими, а в чем-то и превосходят их.

Вообще в этом вопросе много нюансов, при рассмотрении которых в корне меняется...

Немцы и русские, несмотря на все отличия, являются романтическими народами. Если англичане и американцы прагматичны и расчетливы, французы и итальянцы жизнелюбы и экзистенциалисты, то русские и немцы всегда хотят от жизни чего-то большего, чем просто существовать в потоке времен, им надо ощущать себя значимыми для вечности, совершать великие дела, осуществлять свое мессианское предназначение. Поэтому русские и немцы, несмотря на многочисленные войны и столкновения интересов, всегда чувствовали друг в друге родственное, объединяющее начало.

Не случайно, что именно русские и немцы являются народами-воинами по духу. Ни один другой народ, кроме еще японцев, не способен на столь нечеловеческое напряжение сил в ходе войн, на тотальную мобилизацию населения, на беззаветную самоотверженность и преданность национальной государственной идее. Для этого англичане и американцы слишком расчетливы и меркантильны, а французы и итальянцы слишком любят жизнь с ее удовольствиями, чтобы сознательно обрекать себя на колоссальные жертвы. Кто больше прав, судить трудно, ведь в результате все эти народы уже много веков остаются доминирующими в мире, однако по потерям, понесенным в процессе борьбы за выживание, они существенно отличаются друг от друга.

Рассматривая вопрос взаимодействия русского и немецкого народа, нельзя обойти вниманием проблему, связанную с традиционно большой немецкой диаспорой на территории России. Немцы живут в России уже два с половиной века. В определенном смысле можно говорить о двух немецких субкультурах на территории России - собственно народной сельскохозяйственной немецкой культуре, связанной с традициями и обычаями, передававшимися из поколение в поколение и о городской немецкой культуре, в основном проживавшим в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Саратове и относящимся к русской (немецкой) интеллигенции.

Этот очень тонкий слой внес, тем не менее, значительный вклад в развитие государства Российского. Можно назвать мореплавателя Белинс-гаузена, архитектора Шехтеля, доктора Гааза, политиков - знаменитого Витте, одиозного Бирона и других. Однако с началом Великой Отечественной войны преемственность в этом слое по известным причинам была прервана. Сейчас в России издается около 15 газет на немецком языке, тогда как до революции их было в десять раз больше.

По данным на 1 января 1989 года на территории бывшего Советского Союза проживали 2 миллиона 38 тысяч немцев: в России - 850 тысяч, около 1 миллиона в Казахстане, 40 тысяч на Украине, 110 тысяч в Киргизии, около 38 тысяч в Таджикистане... За прошедшие годы в Германию выехали 1,5 млн немцев. В Казахстане осталось 250 тысяч, на Украине столько же, как и было, в Киргизии - 12-15 тысяч, в Таджикистане - около 1 тысячи. Причем Германия, ранее стимулировавшая эмиграцию из России, теперь всячески сдерживает этот процесс, заморозив его на уровне 100 тысяч в год.

О чем свидетельствует этот процесс? Несомненно, что Германия, достигнув своей главной политической цели - объединения двух Германий и воссоединения немецкой нации, на первом этапе успешно начала осуществлять ранее декларируемый принцип обеспечения за счет поддержки государства переселения этнических немцев из стран Восточной Европы и в первую очередь из стран бывшего СССР.

Однако возможности бюджета Германии по финансированию этого процесса оказались не безграничными. Кроме того, выяснилось, что переселенцы на первом этапе адаптации в германском обществе создают много неприятных проблем: недостаточное знание языка, конкуренция сравнительно дешевой рабочей силы переселенцев с коренным населением, давление на социальную сферу, связанное со снижением жизненного уровня за счет присоединения Восточной Германии и иммиграции восточноевропейских немцев. Все это привело к сдерживанию и ограничению въезда иммигрантов немецкой национальности в страну.

Хорошо или плохо это для Германии и России? Для Германии любой вариант приемлем, разница только в тактическом или стратегическом выигрыше, а для России массовый выезд из страны немцев приводит к однозначно отрицательным последствиям. С точки зрения культуры российские немцы обладают близким к русским менталитетом, их совместимость и взаимовлияние несут большой позитивный заряд.

С точки зрения профессиональных качеств российские немцы также представляют для России несомненную ценность. Они обладают высоким интеллектуальным потенциалом, трудолюбивы, добросовестны и пунктуальны. Они занимают вполне определенные ниши в производственном процессе, а в ряде регионов (Поволжье) играют очень заметную роль в производственных и общественных процессах. Словом, немцы нужны России. Проблема заключается в том, как сделать, чтобы немцы захотели остаться в России. Этому, несомненно, способствует наметившийся процесс активизации и развития различных форм культурной автономии немецкой диаспоры в России, выдвижения на видные политические должности (губернаторов, глав администрации районов и городов) лиц немецкой национальности.

В то же время, отрицательное влияет на развитие межгосударственных связей Германии и России компания в западных СМИ по формированию негативного имиджа россиян, проживающих в Германии, муссированию отдельных фактов их противоправной деятельности и раздуванию мифа о проникновении на Запад коварной "русской мафии", когда за русских выдаются не только выходцы из других стран бывшего СССР, но и из стран Восточной Европы.

Как нельзя измерить и сравнить интеллект, так невозможно и сравнить и взвесить на весах истории роль и ценность для мира различных народов. Можно и нужно приветствовать как процесс сохранения и развития национальных черт и традиций у разных народов, так и их благотворное взаимное влияние друг на друга, способствующие взаимопониманию и прогрессу во всех областях.

История доказала, что немцы и русские очень тесно связаны друг с другом: геополитически, экономически и духовно. Особенно этот процесс усилился и стал очевидным в 80-90 годы. При этом очевидное сближение России и Германии усиливает их вес и позиции не только в современной, бурно интегрирующейся Европе, но и в мире в целом. Это вселяет надежду, что процесс взаимовыгодной интеграции наших народов, скорее всего, будет продолжаться и в ближайшем обозримом будущем.

Сколько уже сказано и написано о русском характере, русском менталитете и загадочной русской душе. Какие они, русские? Как много иностранцев пытается умом понять нашу Россию, и как это им нелегко дается, мы знаем тоже. Я вижу, какой интерес представляет Россия для Германии, например. А ведь именно немцы, в большей степени, относятся к нам с недоверием и некоторой опаской. Ого-го! Неужели мы такие страшные? Да нет, мы просто непредсказуемы и хаотичны, а ведь именно неожиданностей и хаоса немца боятся больше всего остального.

Существует и другая причина, заставляющая немцев (особенно пожилых) избегать, по возможности, тесных контактов с русскими. А почему, я думаю, все догадываются. Не будем о грустном. И тем не менее интерес к России есть и интерес этот среди немцев растет (особенно сейчас, когда все двери для туризма, бизнеса и общения открыты).

Я чувствую к себе повышенный интерес здесь, в Германии, просто потому, что я русская, и я действительно стала гордиться этим. Я с удовольствием отвечаю на любые вопросы о России, рассказываю о Москве, о наших культурных традициях, а, если честно, хочется сломать существующие, к сожалению, дурацкие стереотипы о русском менталитете. Меня, например, страшно раздражает, когда у многих немцев Россия отождествляется исключительно с водкой. Ок, мы пьем водку. И что с того? Ведь есть и другие страны, где пьют и побольше нашего. Япония, например. Но, несмотря на стереотипы и элементарный страх, немцы активно путешествуют в Россию. Хорошо, если увлечение Россией, нашей культурой и русским языком только хобби и личный интерес. А ведь немцы все активней открывают совместный бизнес с Россией. Вот тут еще одна проблема — как вести бизнес в России и вступать в деловые контакты? Какая она, деловая этика русских, и какой он бизнес по-русски? Опять сплошной хаос? Что думают немцы о русских в этой связи?

Одна моя приятельница немка, топ-менеджер небольшого предприятия на западе Германии, открывшего не так давно филиал под Москвой. Она, как руководитель российского направления, в числе других немецких коллег по Президентской Программе уже два раза побывала в России на специальных семинарах. Там они и постигают теоретически наш русский менталитет, пытаются совместно понять «какие они, русские?» и учатся обезопасить, по возможности, свой бизнес в России. Вернувшись на днях уже с сертификатом в руках и совершенно подкованной, она рассказала мне много интересного, а также познакомила меня с журналистом из Австрии, который работает в России и тоже постигает азы «русской души». Он провернул огромную работу, опросив около 70 русских менеджеров, бизнесменов и руководителей предприятий, и показал нам уже ее законченный вариант, где он, проанализировав ответы, загнал в строгие рамки для изучения наш русский характер и «как он себя ведет», когда дело касается бизнеса.
Вот эти догмы, которые каждый немец начинающих свой бизнес в России, должен знать назубок. А все ли здесь правда о нас, решать вам.

1. Никогда не пей алкоголь с русскими, с которыми ты ведешь бизнес!
2. Русские делают все для друзей и ничего для «чужого». Личные контакты в бизнесе очень важны. Если ты лично не знаком с тем от кого зависит продвижение твоего бизнеса, ничего не выйдет.
3. Русские открыты, когда вступаешь с ними в разговор.
4. Социальные слои выражены не так сильно как в странах западной Европы, возможны общения и контакты людей из разных социальных групп. Нет прямой связи между возможностями и деньгами.
5. Нет связи между деньгами и образованием, скорее наоборот: люди, получившие прекрасное образование имеют небольшой доход.
6. Никогда не шутите с русскими о русской культуре, русской церкви и Великой Отечественной Войне.
7. Русские долго помнят обиду и держат гнев в себе.
8. Русские не показывают остальным своей слабости, часто агрессивны и не всегда вежливы.
9. Русские предпочитают находиться в центре внимания, а статус в обществе крайне важная составляющая в бизнес кругах (и не только): обязательно наличие автомобиля, дорогих наручных часов, одежды, способной произвести впечатление на окружающих. Руководитель фирмы обязан иметь огромный кабинет. Часто одним из мотивационных факторов являются не деньги, а документ, удостоверение, похвала.
10. Для беседы с людьми, претендующих на какую-либо должность, чаще назначается послеобеденное или вечернее время. Утренние встречи не желательны. Решение о приеме на работу часто принимается медленно, проверки длятся неделями. Безусловно, проще получить работу молодым людям, чем людям 40-45 летнего возраста.
11. Личные связи часто важнее, чем деньги. Существует принцип: «ты — мне, я — тебе», а оказанная помощь не забывается. Часто устная договоренность играет важную роль в бизнесе. Существует коррупция.
12. Ярко выраженная разница в уровнях жизни в Москве и Санкт-Петербурге и на остальной территории России.
13. До 1990 года в Советском Союзе был большой почет иностранцу, сейчас отношение к ним больше критическое.
14. Россия — это страна для молодых и здоровых. Здесь нет никаких социальных гарантий.

НЕМЦЫ И РУССКИЕ

Россия и Германия отличаются друг от друга по историческому возрасту, уровню и типу развития. Сходство между ними проявилось сравнительно поздно, а различия были очевидны на протяжении многих веков, когда между двумя странами и народами существовали единственные в своем роде отношения любви и ненависти. С того апрельского дня 1242 г., когда Александр Невский разгромил немецких рыцарей на льду Чудского озера, и до последней трети XX в. русские рассматривали немцев в основном как врагов.

Но не было другого народа, которым бы русские восхищались больше. Немцы являлись властителями дум, учителями и наставниками многих поколений русских интеллигентов как левой, так и правой ориентации. Подобная же двойственность была присуща и отношению немцев к русским. Влечение к России смешивалось со страхом перед восточным гигантом.

Россия и Германия в XIX, а еще больше в XX в. находились в тесной взаимосвязи, наполненной самыми различными по характеру событиями. Это было естественно, если учитывать географическое положение обеих стран. Германская восточная и российская западная политика тесно переплетались.

В Средние века и раннее Новое время контакты были довольно редкими. Немцы и русские немного знали друг о друге. В этом отношении мало что изменили и военные столкновения с рыцарями Немецкого ордена, и торговые связи между ганзейскими городами и Псковом с Новгородом, где немецкий купеческий двор появился уже в конце XII в. Хотя немецкие общины старались жить обособленно, их соприкосновение с русской жизнью было, разумеется, неизбежно. Шло взаимное освоение языка, обычаев, нравов. В русском обществе кое-где началось преодоление присущей ему отчужденности от «латинян» и рос интерес к различным сторонам немецкой и вообще европейской культуры. Вместе с тем близость Запада в лице Германии стала катализатором развития господствовавшего на Руси провизантийского направления в культуре и консолидации общества на базе восточного православия.

Попытки Ивана Грозного открыть в какой-то мере Россию Западу не повлекли за собой заметных сдвигов. Напротив, как раз в эту эпоху появился антизападный образ врага и недоверие по отношению к немцам - концепция, которой была суждена долгая жизнь и которая сохраняется и поныне. Ее главными носителями стали православная церковь и традиционная элита, высокомерно третировавшая послушного и подобострастного немца, выведенного Гоголем в повести «Невский проспект». В Германии это русское отмежевание воспринималось по зеркальному принципу. Побывавшие или подолгу жившие в России немцы постоянно писали о «варварских московитянах», души которых отравлены вековым восточным деспотизмом.

В середине XVII в. иностранцы по-прежнему проживали в особых кварталах русских городов. В московской Немецкой слободе Петр 1 впервые познакомился с западными обычаями и взглядами и стал «охочим до знаний» монархом. Он открыл русскому взору Европу, одновременно открыв и Россию для западных, прежде всего немецких, переселенцев. Их недолюбливали, но они были нужны России как технические специалисты, торговцы, учителя, а в первую очередь - как чиновники и офицеры. Так, в 80-х гг. XIX в., в период расцвета националистического славянофильства, треть всех высших государственных чиновников, сенаторов и офицеров были людьми немецкого происхождения, хотя немцы составляли всего 1 % населения страны.

При Петре I связь России с общеевропейским развитием обрела и внешнеполитическое значение. С этого времени начались интенсивные и никогда более не прекращавшиеся германо-русские взаимоотношения. Чрезвычайно тесными стали династические связи. Многочисленные немецкие дворы исправно поставляли невест русским царям и великим князьям, а русские княгини и принцессы чаще всего выходили замуж за немецких монархов. И сегодня многие улицы, школы, рощи немецких городов, особенно на юго-западе, носят имена Ольг, Екатерин, Елизавет.

Но, разумеется, еще важнее стало постоянное русское присутствие и участие в европейских делах. Во время Северной войны солдаты петровской армии находились в Саксонии, Померании, Мекленбурге, Гольштейне. Россия вмешивалась в конфликт между Австрией и Пруссией, в войну за баварское наследство. Русская армия сыграла главную роль в успехе освободительной войны немцев против Наполеона. Со своей стороны, русская (советская, российская) политика не могла игнорировать тот факт, что ближайшим соседом была Германия, а «путь в Европу» пролегал и пролегает через нее.

Взаимные представления русских и немцев друг о друге были столь же подвержены крутым поворотам, что и реальные политические связи двух стран. В XIX в. немецкие консерваторы видели в Российской империи основу европейского порядка и монархизма. Либералы же считали ее оплотом реакции, главным бастионом европейского деспотизма. Но на рубеже Х1Х-XX вв. либеральную русофобию переняли консерваторы и даже социал-демократы, ссылавшиеся порой на весьма негативные высказывания Маркса в адрес России.

В ходе усиления антирусского настроя наметился своего рода национальный консенсус, который отчасти объясняет тот энтузиазм, с которым немцы в августе 1914 г. отправились воевать против исконного врага - Франции и восточного варвара - России.

В этот период не было недостатка и в антигерманской направленности российской политики и прессы. Оформилась панславистская концепция как дальнейшее развитие того стереотипа, по которому Запад (читай - Германия) стремится подчинить себе Россию и напялить на нее колпак своего «латинского» религиозно-идейного мировоззрения. Общей чертой панславизма и пангерманизма стали внутренняя нетерпимость и нагнетание жупела внешней угрозы. Обе стороны жили в напряженном ожидании предстоящей роковой схватки между славянством и тевтонством.

Образ другого непременно связан с тем, каким видишь себя самого. Это относится и к русско-немецкому восприятию друг друга после 1918 и 1945 гг. Система в России изменилась, но большинство немцев не спешили расстаться с давней защитной реакцией на «угрозу с Востока». Только теперь она увязывалась с наступлением «мирового коммунизма», тем более что часть немецких рабочих и интеллектуалов с восторгом смотрела на большевистскую Россию. Сохранился и прежний стереотип, ставивший знак равенства между деспотизмом, рабством, нецивилизованностью и Россией. Крайнего выражения он достиг в период нацизма, когда русские просто были объявлены «недочеловеками», а большевизм - «иудео-масонским заговором».

После 1945 г. мировая ситуация в корне изменилась, но восточная политика ФРГ долгое время следовала прежним образцам. Одним из ее главных элементов стала смесь из коммунистической и военной угрозы со стороны Советского Союза. А в ГДР «вечная и нерушимая дружба» с Советским Союзом была возведена в ранг «священной коровы».

С 1990 г. ГДР больше нет, будущее России все еще остается достаточно непредсказуемым. Однако, говоря о русских и немцах, стоит отметить один примечательный и важный элемент. Между этими народами есть некое политическое, духовное, культурное родство. Всегда оставалось загадкой, в чем причина этой близости при всей внешне абсолютной несхожести русских и немцев. Возможно, в том, что они, в отличие от прагматичных англосаксов и меркантильных французов, - народы, склонные к метафизическому мышлению. Как немцы, так и русские постоянно размышляют над особым сверхиндивидуальным смыслом своего исторического бытия и над политическим осуществлением этого смысла.

Россию и Германию можно отнести к запоздавшим нациям, которые в процессе модернизации развивались медленнее, чем страны Западной Европы. Оба народа были весьма консервативны в приверженности старому укладу жизни, проникнуты религией. В ходе конфронтации с поздним расцветом эпохи модерна германо-российская духовная общность приобрела особый облик. Совсем не случайно, что поистине русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский нигде не был понят так глубоко, как в Германии, а великий философ Фридрих Ницше нигде не имел такой популярности, как в России.

Духовная общность проявилась в том, как оба народа пережили сильный культурный шок, вызванный внезапным вторжением в их жизнь модернизма. Они отреагировали на этот шок в такой форме, что это повлекло за собой роковые последствия. Как большевизм в России, так и национал-социализм в Германии были в огромной степени обусловлены незавершенностью процесса модернизации. Попытки уйти от этой проблемы привели к тоталитаризму в его коммунистическом или нацистском варианте. Но столь страшный опыт должен был повлечь за собой и глубокое душевное очищение.

У русских и немцев есть исторически сложившиеся особые отношения с Западом и его либеральной демократией. Особые отношения между Россией и Германией могут представлять с точки зрения Запада большую опасность, поскольку так окончательно и не ушел в прошлое прежний страх, что немцы в этом случае могут использовать всю свою мощь для восстановления старых сфер влияния, что они под предлогом экономической интеграции с восточноевропейскими странами опять вознамерятся прибрать к рукам всю Европу. Когда улеглось всеобщее ликование по поводу падения Берлинской стены, перед западными лидерами замаячил давний кошмар - Германия, этот «монстр» снова выходит на авансцену, да еще при особых отношениях с Россией.

Есть еще один аспект этой проблемы. Историческая и культурная близость России и Германии, переживших трагический опыт тоталитаризма и жесточайшей войны, создала своеобразную общность судьбы, от которой нельзя отмахнуться и которая, вероятно, дает некое моральное право на «особые» отношения, чего как раз и опасаются другие западные державы.

Однако в самом начале XXI в., когда Россия смотрит на Запад, она не находит там той Германии, которая годы и века шла с ней едва ли не синхронно, вызывая то ужас, то восторг. Теперь Германия ушла в новую эпоху, забрав с собой даже обломки Берлинской стены. Россия же все еще осталась в XX столетии и ищет собственный «золотой век», которого, возможно, в действительности нет вообще.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

13. Русские Татары и Татарские Русские. О статьях Мурада Аджиева В 1993 году «Независимая газета» от 18 сентября опубликовала статью Мурада Аджиева «И был праздник… Размышляя о седой старине». В 1994 году вышла его книга «Полынь половецкого поля», Москва, изд-во Пик-Контекст. Мы

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

Приятели были все - и грузины, и армяне, и тюрки, и русские, и даже немцы У Марика были большие, умные и грустные глаза. Он был немного скептик. Вскоре же Марик сообщил мне, что безнадежно влюблен в девушку, жившую в Баку. Кажется, она предпочитает других поклонников, которых у

Из книги Если бы не генералы! [Проблемы военного сословия] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Немцы всё испортили И у Кирпоноса это получилось бы - он бы дождался, когда немцы найдут хотя бы свободный батальон, чтобы заняться штабом Юго-Западного фронта. Ведь немцев на тот момент в этом районе было ещё очень мало, и они все силы бросили на перехват магистральных

Из книги Грюнвальд. 15 июля 1410 года автора Тарас Анатолий Ефимович

Немцы С начала правления в 1861 году прусского короля Вильгельма I, тевтонские рыцари на протяжении 80 лет являлись кумирами германских националистов. Замок в Мариенбурге был восстановлен к середине XIX века и превращен в музей «воинской славы и доблести германской нации».

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Тайна топоса или почему русские – это русские? Итак, читатель, в каждой цивилизации можно грубо выделить три контура: экономику, общество-социум и культуру. Несущая конструкция экономики – это собственность и те отношения, которые она порождает. Социальная сфера

Из книги Русские немцы автора Мухин Юрий Игнатьевич

Русские и немцы Интересно отношение русских к немцам.Безусловно отмечаемые черты тогдашних немцев – деловая честность, деловитость, трудолюбие и упорство в достижении цели. Но, между прочим, если присмотреться к русской литературе, включая мемуарную, то видно, что очень

Из книги Чехия и чехи [О чем молчат путеводители] автора Перепелица Вячеслав

Чехи и немцы «Дружба народов» – так у нас в стране лет тридцать назад говорили с гордостью (по крайней мере, в газетах), а с конца восьмидесятых – с горькой иронией. А уж в Австрийской империи, куда входила Чехия на протяжении трех столетий, такая «дружба народов» царила!..

Из книги Германская история автора Патрушев Александр Иванович

НЕМЦЫ И РУССКИЕ Россия и Германия отличаются друг от друга по историческому возрасту, уровню и типу развития. Сходство между ними проявилось сравнительно поздно, а различия были очевидны на протяжении многих веков, когда между двумя странами и народами существовали

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси. Том II автора Дикий Андрей

НЕМЦЫ Немецкое национальное меньшинство на Украине достигало нескольких сот тысяч. В основном, его можно поделить на три, резко обособленные, различные численно, группы.Первая группа - это крупные и даже крупнейшие помещики, представители аристократии и крупной

Из книги Восток - Запад. Звезды политического сыска автора Макаревич Эдуард Федорович

Новые немцы В пятнадцать лет Эрих Хартман получил диплом летчика. Было это в 1937 году и его отец (врач) и мать (летчица) очень гордились сыном. Школа «Гитлерюгенда» и школа пилотов закалили характер будущего аса люфтваффе. Трудно сказать сейчас, о чем он думал спустя годы,

Из книги Демянское побоище. «Упущенный триумф Сталина» или «пиррова победа Гитлера»? автора Симаков Александр Петрович

Немцы ускользают Все лишнее из тыловых хранилищ: дополнительные машины и оборудование – свезли к узкоколейной железной дороге, которая начиналась сразу за рекой Пола и шла через «коридор» в район Старой Руссы. Все привезенное собрали в нескольких складах. Оставили

Русские отряды бронепоездов. Русские вояки, племя победителей! 1925–1926 годы. Это годы кровопролитных сражений. В одном из боёв гибнет полковник Костров, командир дивизиона бронепоездов, генерал китайской армии (1925), его поднимают на штыки.1925 год, 2 ноября. У станции Кучен

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.
Похожие публикации