Родителям на заметку: о невнимательных, двигательно расторможенных и импульсивных детях. Синдром двигательной расторможенности

ФАКТОРЫ РИСКА В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем рассмотреть факторы риска в психическом развитии детей различных возрастов, осветим вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства. М. Раттер предлагает сле­дующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении .

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и
половой принадлежности ребенка

Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Так, мокрые пеленки младенцев и даже детей до 4–5 лет мало тревожат родителей, в то время как для десятилетнего ре­бенка подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы.

2. Длительность сохранения расстройства
У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки,

другие расстройства. Однако случаи длительного (в течение месяцев или лет) сохранения этих состояний редки и, естественно, должны вызывать тревогу у взрослых.

3. Жизненные обстоятельства

Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии де­тей – явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происхо­дит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или груп­пы. Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

4. Социокультурное окружение
Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть

абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его не­посредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормаль­ного поведения.

5. Степень нарушения
Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд

симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, осо­бенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

6. Тип симптома
Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием ребенка,

другие – психическим расстройством. Так, привычка грызть ногти одина­ково часто встречается как у нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом, хотя и настораживает, но еще ни о чем не говорит. В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.


7. Тяжесть и частота симптомов
Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей

более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприят­ных симптомов.

8. Изменение поведения
Анализиру я детское поведение, следу ет сравнивать его проявления

не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует отно­ситься внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

9. Ситуационная специфичность симптома
Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой

бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем сим­птом, возникающий только в определенной обстановке.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Причинами нарушений психическо­го развития могу т быть особенности индивидных, в том числе нейродинами-ческих, свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомо­торная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность

Психомоторной расторможенностью называется психомоторное расстройство, при котором наблюдается усиленная или избыточная двига­тельная и речевая активность.

Это нейродинамическое расстройство обнаруживает себя преиму­щественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого пове­дения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупоря­доченной активности.

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микрооргани­ческие поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающих соматических заболеваний раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физических и психических травм. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распрост­раненная в дошкольном возрасте.

Пик проявлений гипердинамического синдрома – 6–7 лет. В благо­приятных случаях к 14–15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже и младенчестве.

Гиперактивное поведение – это поведение детей, характеризу­ющееся повышенной потребностью в движении. При блокировке этой по­требности правилами поведения, т. е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность, у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией орга­низма на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дис­циплинарные проступки.

Основные признаки гиперактивного ребенка – двигательная ак­тивность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок со­вершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчит­ся, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожи­дается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраня­ет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешивается в игры и занятия других детей.

Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда он либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается; не использует предло­женные средства, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Ребенок с гиперактивным поведением постоянно находится в движе­нии независимо от того, чем он занимается. Каждый элемент движения у него быстрый и активный, но в целом много лишних, даже навязчивых дви­жений. Нередко дети с гиперактивным поведением отличаются недоста­точно четкой пространственной координацией движений. Ребенок как бы «не вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, простенки). Несмотря на то что у многих таких детей яркая мимика, под­вижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (урока, игры, общения), а спустя некоторое время снова в нее «возвраща­ются». Результативность «брызжущей» активности при гиперактивном по­ведении не всегда высока, часто начатое не доводится до конца, ребенок перескакивает с одного дела на другое.

Ребенок с гиперактивным поведением импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребе­нок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замыш­ляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, по­минутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Дети с гиперактивным поведением тру дно адаптируются к условиям детского сада, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Дезадаптирующие особенности пове­дения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регу-ляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребен­ка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых пер­вых лет его жизни. Следует четко разграничивать целенаправленную ак­тивность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую под­вижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательну ю активность надо направлять и организовывать: если он бежит ку да-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортив­ные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начи­нают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нуж -но обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требу­ется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удер­живают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Если проявления гипердинамического синдрома не бу ду т преодолены, то, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с серьезными тру д -ностями. К сожалению, такого ребенка зачасту ю считают просто непослу ш -ным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказа­ниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Осо­бенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться прибли­зительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

Психомоторная расторможенность)

Психомоторика: cловарь-справочник.- М.: ВЛАДОС . В.П. Дудьев . 2008 .

Смотреть что такое "ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ" в других словарях:

    психомоторная расторможенность - психомоторное расстройство, при котором наблюдается усиленная или избыточная двигательная и речевая активность … Большой медицинский словарь

    - [см. психомоторика] психомоторное расстройство, при котором наблюдается избыточная двигательная и речевая активность … Психомоторика: cловарь-справочник

    Психические нарушения в отдаленном периоде черепномозговой травмы - В отдаленном периоде после перенесенной черепномозговой травмы наблюдаются различные проявления негативных расстройств, обусловленные сформировавшимся дефектом. Выраженность сформировавшегося дефекта зависит от многих причин: степени… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Задержка психического развития (ЗПР) - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (задержка темпа психического развития), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально волевой сферы и интеллектуальной… …

    Психомоторика - I Психомоторика (греч. psychē душа, сознание + лат. motor приводящий в движение) совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние П. отражает уровень… … Медицинская энциклопедия

    Марихуана - (исп. marijuana) психоактивное средство, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиноидов). В природе существует приблизительно 60 каннабиноидов, самый действенный из… … Википедия

    Конопляный понедельник

    Sen Similya - Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия

    Конопля (наркотик) - Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия

    Заикание - нарушение темпа ритмической организации речи. Осн. признаки З.: возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Речь становится прерывистой, появляются вынужденные паузы, повторы, изменяются сила,… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Ранний возраст - особая забота детского сада. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста , Корнилова Татьяна Геннадьевна, Кострыкина Людмила Юрьевна, Удалова Роза Таяровна. В пособии отражен опыт работы Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 2087`Открытие`(директор - Спиридонова Е. С.) структурного подразделения… Купить за 215 грн (только Украина)
  • Ранний возраст - особая забота детского сада. Здоровьесберегающие технологии , Корнилова Татьяна Геннадьевна, Кострыкина Людмила Юрьевна, Удалова Роза Таяровна. В пособии отражен опыт работы Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2087 "Открытие" (директор - Спиридонова Е. С.) структурного…

"Активный" в переводе с латинского означает "действенный, деятельный". Греческое слово "гипер" недвусмысленно указывает на некоторое превышение нормы. У детей гиперактивность проявляется, как правило, несвойственными для его возраста импульсивностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Если ребенок гиперактивен, сложности испытывает и он сам и его ближайшее окружение: родители, учителя, одноклассники. Такому ребенку требуется своевременная помощь, в противном случае в дальнейшем из гиперактивного ребенка может сформироваться психопатическая или асоциальная личность. На сегодняшний день известно, что среди юных правонарушителей гиперактивные дети составляют весьма значительный процент.

Под гиперактивностью подразумевается чрезмерная умственная и физическая активность у детей, когда над торможением преобладает возбуждение. По мнению врачей, гиперактивность является прямым следствием весьма незначительного поражения мозга (минимальная мозговая дисфункция), которое невозможно определить диагностическими тестами. Первые признаки гиперактивности у ребенка проявляются в раннем детстве. Агрессивность и эмоциональная неустойчивость, по мере взросления, зачастую приводят к конфликтам в школе и семье.

Проявления гиперактивности

Пики проявления этого синдрома совпадают с этапами психоречевого развития: 1–2 года (закладываются речевые навыки), в 3 года (происходит увеличение словарного запаса), в 6–7 лет (формирование навыков письма и чтения). Но наиболее ярко выражены в старшем дошкольном, а так же младшем школьном возрасте. Именно в этот период увеличиваются интеллектуальные нагрузки, учебная деятельность становится ведущей, появляются новые требования: умение концентрировать внимание на продолжительный отрезок времени, до конца доводить начатое дело, добиваться нужного результата. Поэтому в условиях систематической и длительной деятельности гиперактивность очень убедительно заявляет о себе.

Психологи из США М. Алворд и П. Бейкер предлагают критерии выявления у ребенка гиперактивности.

Двигательная расторможенность:

  1. Проявляет признаки беспокойства (двигается в кресле, барабанит пальцами, забирается куда-либо, бегает, двигает кистями, стопами).
  2. Не может сидеть спокойно, постоянно ерзает на стуле.
  3. Спит значительно меньше других детей, даже будучи младенцем.
  4. Болтлив.

Дефицит активного внимания:

  1. Ребенок непоследователен, не может долго удерживать внимание.
  2. Невнимателен. Когда к нему обращаются, не слушает.
  3. С энтузиазмом хватается за задание, но его не заканчивает.
  4. Неорганизован.
  5. Очень часто теряет вещи.
  6. Старается избегать требующих умственных усилий и неинтересных, скучных заданий.
  7. Забывчив.

Импульсивность:

  1. Отвечает, не выслушав до конца вопрос.
  2. Часто вмешивается в учебный процесс, разговор, прерывает. Не может дождаться своей очереди.
  3. Нетерпелив, если между каким-либо действием и вознаграждением делается пауза не способен дождаться вознаграждения.
  4. Плохо сосредоточивает внимание.
  5. Не способен регулировать/контролировать свои действия. Поведение ребенка слабо управляемо. Не признает правил.
  6. Выполняя задания, показывает разные результаты. По-разному себя ведет. На одних занятиях успешен и спокоен, на других - нет.

Имейте ввиду, что если у ребенка ярко выражены хотя бы шесть признаков из вышеперечисленных, педагог (воспитатель) может высказать предположение (не поставить диагноз!), что у ребенка наблюдаются симптомы гиперактивности.

Проблемы обучения

Сегодня, проблемы детей, которые имеют нарушения поведения, и связанные с их обучением трудности стали особенно актуальны. Чрезмерно возбужденные, крикливые, непоседливые и невнимательные дети перетягивают на себя внимание учителя, поскольку ему приходится следить, чтобы они выполняли задания, сидели спокойно, не мешали одноклассникам. Такие дети на уроке заняты своими делами, заставить их выслушать, выполнить до конца задание и удержать на месте невероятно трудно. Они "не слышат" учителя, все забывают и теряют. При всех существующих поведенческих проблемах интеллектуальные функции гиперактивных детей не нарушены. Такие дети способны вполне успешно освоить программу общеобразовательной школы, если требования буду соответствовать их возможностям.

Коррекция в семье

Необходимо избегать двух крайностей:

– постановки завышенных требований, в сочетании с чрезмерной пунктуальностью, жестокостью и наказаниями;
– проявления чрезмерной вседозволенности и жалости.

Колебания настроения родителей и частое изменение указаний оказывают на подобных детей крайне негативное воздействие.

Если вы недовольны или огорчены поведением ребенка, старайтесь сдерживать бурные эмоции. Поддерживайте детей в попытках позитивного, конструктивного поведения, даже если они незначительны.

Поддерживайте позитивную установку. Подчеркивайте его успехи, хвалите ребенка, если он заслуживает.

Избегайте повторения слов "нельзя", "нет".

Говорите с ребенком сдержанно, мягко, спокойно, но уверенно. Придерживайтесь этого тона в разговоре с другими людьми в его присутствии.

В семье должны быть уравновешенные и спокойные взаимоотношения.

Предъявляемые к ребенку требования должны быть едины для всех членов семьи.

Поддерживайте четкий распорядок дня. Перед сном только спокойные игры.

Рацион ребенка должен содержать продукты с высоким содержанием магния, калия, кальция (сухофрукты: курага, чернослив, изюм; молочные продукты).

Избыток сладкого возбуждает систему пищеварения, что приводит к перевозбуждению.

По возможности избегайте скопления людей, крупных магазинов, беспокойных, шумных приятелей.

Не допускайте утомления. Оно приводит к понижению самоконтроля и, как следствие, нарастанию гиперактивности.

Дайте ребенку возможность израсходовать лишнюю энергию (бег, прогулки).

В начале работы снизьте требования к аккуратности.

Попросите учителя посадить ребенка за первую парту.

Давайте короткие конкретные, четкие инструкции к действию.

Договаривайтесь о правилах поведения заранее, если вы идете в гости, музей, театр.

Старайтесь избегать длительных поездок, духоты, жары.

СДР, синдром двигательных нарушений, синдром двигательных расстройств, синдром двигательной растроможенности у детей

Что такое СДР?

Синдром двигательной расторможенности (СДР) - это форма нервно-психических нарушений у детей, характеризующаяся повышенной двигательтельной активностью и возбудимостью. Про таких детей говорят: "Гипер активные дети". Синонимами Сдр являются синдром двигательных нарушений , синдром двигательных расстройств , синдром двигательной активности , синдром двигательной расторможенности, сдр новорожденных, сдр у детей . Синдром двигательной расторможенности встречается у 20-35% детей. В большинстве случаев СДР является следствием легкого головного мозга, особенно в дородовом периоде и во время родов.

Синдром двигательных нарушений, СДР, симптомы, признаки, проявления

Какие же основные симптомы, признаки и проявления синдрома двигательных нарушений, расстройств, расторможенности? Проявляется синдром двигательной расторможенности (СДР) неуклюжестью, двигательной расторможенностью, рассеянностью, агрессивностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Часто выявляются слабо выраженные неритмичные и некоординированные хореиформного характера, особенно при эмоциональном напряжении и физической нагрузке. Гиперкинезы преимущественно локализуются в дистальных отделах конечностей, менее выражены в проксимальных отделах конечностей и обычно не приводят к нарушению самообслуживания. Дети неусидчивы, слишком подвижны, эмоционально лабильны, часто меняют виды деятельности. Они постоянно в движении, все хотят посмотреть, потрогать. На замечания родителей реагируют плачем, криком, отказом выполнять их требования. Развитие их на первом году часто бывает ускоренным, они рано начинают ходить, очень активные, подвижные, производят впечатление хорошо развитых в умственном отношении.

Плохая учеба, плохая успеваемость? Ребенок плохо учится в школе? Неусидчивость? Нарушение дисциплины?

Однако в первые годы обучения в школе выявляется средний или низкий уровень их умственного развития, иногда ребенок плохо учится в школе, гимназии, лицее, получается двойки в школе (ребенок двоечник, "двоешник", троечник). Часты трудности в учебе и конфликтные ситуации. Родители часто задают вопрос: "Как повысить успеваемость в школе?" Недостаточная концентрация внимания, неусидчивость, частая отвлекаемость создают им репутацию нарушителей дисциплины. В то же время у детей могут быть повышенные способности к определенному роду деятельности, некоторые любят физкультуру (физра). СДР особенно выражен в дошкольном и раннем школьном возрасте, при лечении в Сарклиник симптомы уходят. Двигательная расторможенность и обычно проявляются в домашних условиях. В новой обстановке такие дети вначале часто бывают стеснительными и робкими, со сверстниками.

СДР, синдром двигательных нарушений диагностика

Синдром двигательных нарушений, синдром двигательных расстройств, синдром двигательной расторможенности, СДР характеризуется рядом признаков: отмечаются неврологическая микроорганика в виде асимметрии черепной иннервации, сухожильно-периостальные рефлексы, я. Невролог, детский невропатолог выявляет патологические пирамидные или экстрапирамидные рефлексы. По данным частной медицинской практики Сарклиник, на электроэнцефалографии (ЭЭГ) в 39,7% имеют место различные изменения обычно диффузного характера, отличающиеся определенным постоянством. Иногда выявляется межполушарная асимметрия и локальное преобладание патологической активности.

СДР, синдром двигательных нарушений - лечение в Саратове

Сарклиник проводит лечение сдр, лечение синдрома двигательных расстройств у детей, лечение синдрома двигательных расстройств в Саратове. В Сарклиник успешно применяются комплексные методы лечения синдрома двигательной расторможенности . Эффективность комплексного лечения сдр, которое может включать в себя разнообразные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95% и зависит от степени тяжести патологии. Лечение синдрома двигательных нарушений проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики лечения безопасны. Сарклиник работает много лет, за это время от синдрома двигательной расторможенности вылечились сотни пациентов в возрасте от 1 года до 18 лет. Если у Вас расторможенный очень активный ребенок, слишком активный ребенок, обращайтесь в Сарклиник, на первой консультации врач посмотрит ребенка и, если необходимо, проведет лечение СДР. Сарклиник знает, что делать, как лечить и вылечить сдр, синдром двигательной расторможенности! Гипер активные дети становятся спокойными и адекватными.

Гиперактивность у детей, лечение

Сарклиник проводит лечение гиперактивности у детей . Детская гиперактивность, синдром гиперактивности у детей, в том числе с дефицитом внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью успешно лечатся. Коррекция гиперактивности у детей, младенцев, грудничков, малышей, дошкольников, школьников, у подростков, у взрослых (мужчин и женщин, парней и девушек) нужно обязательно проводить. В Сарклиник разработана программа коррекции гиперактивности. В результате лечения детей уходят полностью симптомы гиперактивности. Сарклиник знает, как лечить гиперактивность у детей.

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Фото: Reinhold68 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению ребенка и его адаптации должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор мед. наук Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут-то и приходит на помощь психолог, который, работая в тесном контакте с родителями, может научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания:

  • Непоследователен, трудно удерживать внимание.
  • С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает.
  • Испытывает трудности в организации.
  • Часто теряет вещи.
  • Избегает скучных заданий.
  • Часто бывает забывчив.
  • Постоянно ерзает.

Двигательная расторможенность:

  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
  • Спит намного меньше, чем другие дети.

Импульсивность:

  • Не способен дождаться своей очереди.
  • Плохо концентрирует внимание.
  • Не может контролировать и регулировать поведение.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен. Часто взрослые считают, что если ребенок много двигается, непоседлив, значит, он гиперактивен. Такая точка зрения ошибочна, т.к. другие проявления гиперактивности не учитываются.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Появление гиперактивного ребенка с первых минут осложняет жизнь любого коллектива. Он мешает, вскакивает с места. Безусловно, даже очень терпеливого родителя такое поведение может вывести из себя.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Если вы хотите, чтобы он был внимательным, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Обратите внимание! Ребенок, работая один на один со взрослым, как правило, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми

Регулировать режим дня и тщательно его придерживаться. Повторяясь день за днем, порядок помогает понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время.

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы.
  • Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Как играть с таким ребенком?

Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересам других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

  • «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
  • «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
  • «Час тишины и час можно».
  • «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка - плечиками, 3 хлопка — спинками.
  • «Ловим комаров».

Несколько слов о наказаниях

  • Причина наказания должна быть понятна ребенку.
  • Наказание применяется сразу после проступка.
  • Наказание должно быть естественным. Например, если ребенок разрисовал стены фломастером — уберите фломастер. Когда даете фломастер - дайте большой лист бумаги и порисуйте вместе с ним.
  • Физические наказания. Вспомните — вас наказывали? Вам это нравилось? Вам это помогло? А что бы вам помогло? Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  • Подумайте: «Почему я часто наказываю ребенка? Может, у меня слишком высокие требования? Может, я вымещаю на нем свои чувства?»
  1. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
  4. Шеффер Э. Хорошо вести нельзя капризничать.
  5. Гасанов Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей.
  6. Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Похожие публикации