Курение грех перед богом. Курение - это грех? Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О курении писали многие святые отцы Церкви и, в частности, Нектарий Эгинский и Силуан Афонский. От них мы узнаем, что человек должен победить свои страсти. Любовь и стремление к Богу являются самым действенным лекарством от вредных и греховных привычек.

Святой Никодим Святогорец говорит о курении в трудах «Духовные упражнения» и «Увещевательное руководство», называя эту привычку «фимиамом диавола». В обоих своих произведениях святой Никодим подчеркивает, насколько серьезной является тема курения, которое он считает виновным не только в телесном и духовном нездоровье человека, но и в его безответственности по отношению к христианскому долгу.

Кроме того, автор настаивает, что все без исключения клирики не должны курить, поскольку использование табачного дыма противоречит благонравию – великой добродетели – а также не соответствует величию священного сана и наносит вред здоровью тела.

Святой Нектарий Пентапольский называет курение телесным блудом. Авва Питирион в «Геронтиконе » пишет, что если человек хочет изгнать демонов, ему следует сначала победить свои страсти, после чего демоны уйдут сами. Однако демоны, как говорит Господь, отходят от человека только через молитву и пост. Таким же образом человек освобождается и от страстей – горячей молитвой и постом, приносящими рассудительность и взращивающими милосердие. Так изгоняется зло, подчиняющее себе мужчин и женщин.

Старец Софроний Сахаров в своем труде о святом Силуане Афонском упоминает один случай, о котором мы хотим рассказать здесь. В 1905 году отец Силуан ездил по России, посещая различные монастыри. В одно из таких путешествий в поезде железной дороги он занял место напротив одного купца. Последний с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь, что считаете курение грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни, ведь хорошо сделать перерыв в напряженной работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу, и вообще, в ходе жизни…». И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш». На что купец ответил: «Молиться, перед тем, как курить, вроде не очень правильно». Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не очень правильно несмущенно молиться, лучше не делать».

Разум и сердце человека должны быть всегда свободными для молитвы. Любое действие человека, которое не может сосуществовать с молитвой, не должно осуществляться. Мы можем заметить, что святой Силуан не прибегает к резким выражениям и не выказывает отвращения к своему курящему собеседнику. Он также не оправдывает отказ от курения, основываясь на правилах гигиены, которые в те годы не противоречили курению. Его позиция по отношению к этой вредной привычке имеет глубоко богословский характер. Его точка зрения основывается на практическом и молитвенном богословии в духе отцов Православной Церкви.

Все, что несовместимо с чистой молитвой, пусть не делается вовсе. Тяга к греховным наслаждениям побеждается не запретами и суровой борьбой, а общением Бога и человека, выражающимся в молитве. Суть слов святого Силуана заключается в том, что любовь и стремление души к Богу, являются самым действенным лекарством от вредных и греховных привычек.

В Святом Писании прямо не говорится о курении, однако косвенно, посредством некоторых принципов, которые мы в состоянии применить к современным реалиям, мы можем сказать что-то и относительно курения. Священное Писание дает нам заповедь не позволять ничему «завоевывать» наше тело. В Первом послании Коринфянам сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (). Курение, несомненно, является тяжелой зависимостью. Апостол Павел продолжает: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (). Конечно, курение очень вредно для здоровья. Научно доказано, что оно разрушает легкие, а порой и сердце.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия»

Светская медицина давно доказало вред употребления табака для человеческого организма. Многие люди считают, что курение разрешено православием, потому что об этом не указывается в Священном Писании. Однако они ошибаются: РПЦ негативно отзываются о привычке употребления табачной продукции. Курение есть грех, страсть, не позволяющая человеку идти по праведному пути к Небесному Престолу. Эта привычка является причиной душевных заболеваний и отдаления от божественного прощения.

Считается ли курение грехом

Обращаясь к вере, человек должен пересмотреть свой взгляд на бытие и отказаться от пагубных привычек, которые Церковь рассматривает в качестве греховных. Православные люди обязательно должны отказаться от курения, как от греха.

Читайте о грехах:

Православная церковь негативно относится к традиции курения

  • Человек, не отказывающий в себе в табаке, теряет здоровье, уязвим для страстей и пороков. Он становится неспособным к совершению трудов, идущих на благо и во имя спасения души. Далее, курящие люди занимаются бесполезным транжирством, хотя могли пустить это деньг на милостыню храмам или сиротам.
  • Табачный дым оказывает колоссальное влияние на духовную составляющую личности. Курение ослабляет бдительность и позволяет страстям легче овладевать разумом. Вызывая зависимость, оно помрачает рассудок и приводит к медленной и отвратительной смерти от разнообразных болячек.
  • Душа, зараженная табакокурением, становится раздражительной и тоскливой, если не получает дыма в отведенный срок. Курильщики незаметно становятся рабами этого жуткого греха, несмотря на то, что каждая личность рождена для свободы во Христе Спасителе. Познавший истину освобождается ею же, а божественный дар любви воспринимает только тот, кто сумел сбросить с себя оковы бессмысленных привычек.
  • Зная о колоссальном вреде здоровью (что отмечают производители), люди редко останавливаются перед этой пагубной. Сигарета провоцирует онкологические заболевания, нарушения ЖКТ и мозговой активности. Сегодня люди проинформированы об этих недугах, но продолжают употреблять табак, следовательно, они совершают дурные действия, которые не позволят приблизиться к благодати Божьей .
  • Каждый разумный человек должен понять, что курение есть грех, потому что приносит только неприятности. Если продолжать втягивать в себя табачный дым, пропадает смысл в большинстве молитв, направленных на приобретение здоровья. Не имеет права человек, недавно державший в ротовой полости греховную сигарету, просит помощи у Всевышнего Творца. Здесь возникает противоречие, потому что Писание учат нас приобщаться к чистоте и целостности мировоззрения.
На заметку! Курение есть грех даже на интуитивном уровне, так как распространяет зловоние, покрывает окружение дымом и приносит огромный вред телу. Табак к тому же вызывает зависимость, от которой не так просто избавиться. Люди часто срываются, когда пытаются бросить курение, что привносит в их умы тоску и неверие. Возвращение к пагубной привычке понижает настроение, так как страсть коренится глубоко.

Необходимо помнить слова апостола Павла , который отмечал, что всё позволительно, но многое вредно и не должно обладать сознанием личности.

Упадок морали через курение

Во времена Петра I табак не рассматривался в качестве греха, церковнослужители даже поддерживали традицию. Однако с развитием научных технологий каждый человек узнал всю правду о курении, поэтому не должен обращаться к прошлым ошибкам.

Церковь говорит, что курение является греховной зависимостью

Привычка создает множество неприятностей, отдаляющих от истинного видения вещей.

  • Человек, употребляющий табак, постепенно оправдывает себя, создавая иллюзию свободы и веры в то, что легко избавиться от пагубы. В душе все более усугубляется гордыня, которая отталкивает людей от исповедания и причастия.
  • Зависимость от табака провоцирует пьянство и чревоугодие , так как в слабом человеческом нраве существует особенность искать чего-то нового, когда одна страсть перестает доставлять большое удовольствие. Отсюда получается, что сигареты приводят к ненасытности и стремлению отгородится от настоящего.
  • Курящие люди редко контролируют себя и позволяют себе безнравственное поведение. Постепенно появляются другие слабости, человек уже не хочет заботиться о собственном здоровье. Однако Писания напоминают, что разрушающий тело обязательно испытает наказание.
  • Некоторые священнослужители, говоря о постоянном табакокурении, вспоминают об одержимости. Они предостерегают, что внутри сигаретного дыма находится демон зависимости, который становится все сильнее с каждой затяжкой. Человек первым делом поддается влиянию своего злобного господина и продолжает разрушать тело, дарованное Господом.
  • Курение рассматривается в качестве пустого деяния, не приносящего никакой пользы: нервная система истощается, появляется психологическая зависимость, страдают органы и постепенно проявляются страшные болезни.
  • Сигарета отдаляет от Господа и не позволяет принимать искреннее участие в причастии , которое совершается натощак. Верующий должен отстоять службу и выпить церковное вино, олицетворяющее кровь Спасителя. Перед этим ритуалом, как и во время него, нельзя курить, но зависимый от табака человек не способен выдержать пытку без зловредного дыма. Получается, что курильщик меняет великое таинство на бессмысленное влечение к табаку.
  • Церковь запрещает курить, потому что Господь велел своим детям сохранять телесную и духовную чистоту. Сигарета не позволит придерживаться этого закона, так как токсичные смолы оседают внутри органов, также подобным образом страдает и психология личности.
  • Священнослужители утверждают, что душа курящего не находит успокоения после смерти, так как не избавилась от демона зависимости при жизни. Грех курения осуждается и называется духовной слабостью, непотребством, а табак расценивается как подарок дьявола. Пагубная привычка сближает человека с негативными энергиями, доводит до морального падения и приближает физическую кончину.
Важно! Избавление от этой опасной привычки приходит только с пониманием негативных последствий. Человек бросит курить, когда возьмет свою волю в кулак и искренне пожелает чистоты телесной и духовной. С появлением такого желания необходимо идти в церковь, чтобы исповедаться и причаститься, ибо Господь всегда поддерживает мотивы к облагораживанию сознания.

Отношение церкви

Православная Церковь негативно относится к традиции курения, потому что табак вызывает зависимость, загрязняет смолами органы, разрушает нервную систему. Сигарета противоречит христианским обрядам, которые призывают верующих поддерживать чистоту оболочки и равновесие ума.

Курение - бессмысленное занятие, от которого совершенно никакого толку для людей и их окружения. Человек от этой пагубы не получает ничего доброго. Поэтому православные верующие должны сторониться этой пагубы, не несущей никакой пользы для становления личности.

Верующий обязан стремиться к вещам обстоятельным и полезным, потому что Господь, создавая мир, сотворил его правильным и рациональным. Отсюда получается, что курильщики, затягивая ежедневно в легкие ядовитый дым, разрушают тела, дарованные им Всевышним Творцом, и бессовестно противоречат изначальному замыслу Бога.

Православная церковь о курении

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый знает, что это — пагубная привычка, которая негативно влияет на здоровье и жизнь. Но этот известный и доказанный факт является лишь своеобразной «теорией» тела человека, а вот его влияние на духовный мир - это скорее вопрос веры и праведности. Итак, является ли курение грехом в православии, расскажет данная статья.

Церковь против курения

Обращаясь к вере в тех или иных жизненных обстоятельствах, человек должен понимать, что ему придётся осознать и изменить свой привычный образ жизни, а значит, прежде всего избавиться от тех привычек и страстей, которые церковь считает греховными.

Так, по основным канонам, и курение является грехом. Ведь это - пагубная страсть, а она, как и любая другая, мешает идти по пути спасения и прощения. Господь создал человека по образу и подобие своему, дабы он обладал совершенством и достиг главного — вечной жизни.

Всегда нужно помнить о том, что любая страсть есть «болезнь» души и сцеплена с другими, не менее страшными недугами. И если она стойко укорениться там, то будет способствовать формированию других пороков и грехов, а именно:

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

  • проявление эгоизма (курящие родители, в частности женщины-матери);
  • возникновение постоянного чувства уныния по поводу личной свободы, а в православии ;
  • появление греха самооправдания;
  • притупление чувства нравственности;
  • прощение себе самому других слабостей.

Исходя из этих и других достаточно важных причин, можно точно сказать одно — пагубная привычка является злом. Оно разрушает здоровье как физическое, так и моральное. Учение святых говорит о том, что жизнь дана человечеству Богом как величайший дар. И сокращать её пагубными привычками - это страшный грех. Стоит только задуматься, ведь курящий человек вредит не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. И оправдать это невозможно.

Священники о курении

Священнослужители всегда выступают против курения и говорят о нём следующее:

  • любая пагубная страсть является результатом соединения человеческой греховной воли и бесовских сил, участие которых в падении людей доказать очень сложно, так как их влияние невидимо;
  • данная привычка делает людей рабами в большинстве случаев до самой смерти, которая может быть достаточно скорой в виду плохого состояния здоровья;
  • грех курения можно победить, если воля человека и сила Господа сольются воедино;
  • человек будет выше данной страсти лишь тогда, когда твёрдо осознает, какой вред несёт такая привычка. Ведь, как известно, табак расслабляет душу, усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье;
  • следствия болезненности состояния души от влияния курения — раздражительность и тоска;
  • перед тем, как избавиться от греха табакокурения, нужно исповедаться, пройти обряд причастия Святых Таин и каждый день стоя читать Евангелие и .

Подарок диавола

Именно так называют курение в православии. Расстаться с ним очень сложно, но тот, кто сумел это сделать, имеет внутреннюю решимость, а это значит, его духовный путь к Богу откроет главное - вечную благодать.

Мало знает, как церковь относится к курению, нужно принять эти знания и постараться искоренить грех, ибо он не приведёт к хорошему, а только усугубит все сложности жизни. Воля человека - сильна и непоколебима, если она правдива и направлена на исцеление тела и души, дабы получить уникальную возможность - приблизиться к Богу, внять его силу и обратить её в вечную веру.

Господь всегда с Вами!

Каким образом страсть курения оказывает вред душе? Что происходит с душой во время курения? Различные болезни души святые отцы определяют понятием страсть. Существуют различные классификации страстей. Человек соединяет в себе плотское и духовное начала. Поэтому в соответствии с этим страсти делятся на телесные и душевные. Первые имеют свою почву в телесных потребностях, вторые – в душевных. Ясно границу между ними провести трудно, так как «эпицентр» всех страстей находится в душе. Наиболее распространенные телесные страсти:«чревоугодие , прожорство , роскошь , пьянство , разные роды сластолюбия , прелюбодеяние , распутство , нечистота , кровосмешение , деторастление , скотоложство , худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти…» (Добротолюбие. Т.2 , Свято-Троицкая Сергиева Лавра , 1993, с. 371). Грех курения относится к противоестественной страсти, ибо хроническое отравление себя ядом не коренится в области естественных потребностей тела.

Все страсти являются камнями преткновения на нашем пути к спасению. По своему происхождению природа человека как творение Премудрого Бога, как образ и подобие Его, обладает совершенством. Цель всей нашей христианской жизни — соединиться с Богом и только в Нем одном обрести блаженство вечной жизни. Совершая дело спасения, мы должны восстановить в себе образ Божий, искаженный многоразличными грехами, и стяжать подобие нашему Небесному Родителю.

Пока человек находится в плену страсти, душа его не может восстановить искаженный образ и вернуть первозданное богоподобие. Грех курения — это самый настоящий плен. Если человек побежден страстями, то душа его оскверняется, ум мертвеет, воля оказывается бессильной. Святые отцы это состояние называют вторым идолопоклонством. Человек как кумирам поклоняется своим страстям. Идолопоклонник не может наследовать Царствие Небесное (Еф . 5:5). «Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов, и не приобретает славы, утраченной преступлением» (преп. Исаак Сирин).

Любая страсть, являясь болезнью души, невидимыми звеньями сцеплена с другими недугами. Непроходимых стенок в душе нет. Вкоренившаяся страсть способствует формированию и других пороков. Грубо проявляется эгоизм. Страшно, когда грех курения пленяет женщину ставшую матерью. Мать, курящая во время прогулки над коляской, в которой спит младенец, удовлетворение страсти ставит выше здоровья своего ребенка. Курящие родители, как правило, научают этому своих детей. Дети не являются их собственностью. Когда они заражают их на всю их жизнь этой губительной привычной, поступают не только против христианской совести, но и вопреки общечеловеческой морали.

Если человек осознал пагубность курения, он часто унывает, видя, что стал пленником этой привычки и не имеет свободы. Грех курения также тесно связан с грехом самооправдания. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента.

Страсть курения является грехом еще и потому, что разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех. Человек подверженный страсти курения вредит своему здоровью и здоровью присутствующих. Нет, наверно, ни одного порока и извращения, который не пытались бы оправдать. Попытки говорить о «положительных» сторонах курения выглядят жалкими по сравнении с данными, которыми располагает медицина.

В табаке содержится никотин (до 2%) – сильный яд. Сульфат никотина применяется для уничтожения вредителей с.-х. растений. При курении табака никотин всасывается в организм и вскоре проникает в мозг. Курит человек ежедневно в течение многих лет. Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. Это составляет примерно 6000 в месяц, 72 000 в год и свыше 2 миллионов затяжек у 45-летнего курильщика, который начал курить в возрасте 15 лет. Такая затянувшаяся никотиновая атака приводит к тому, что яд со временем находит в организме слабое звено и вызывает тяжелую болезнь. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или около 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. В одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50-100 мг (2-3 капли).

В табачном дыме обнаружен целый ряд канцерогенов, вызывающих рак. Огромное количество в табаке и радиоактивных веществ. При выкуривании одной пачки сигарет в день человек получает дозу радиации, в 7 раз превышающую дозу, признанную предельно допустимой Международным соглашением по защите от радиации. Курение это страшная проблема. Доказано, что радиация табачного происхождения является главной причиной возникновения раковых заболеваний.

Страсть курения является результатом сложения человеческой греховной воли и активности демонических сил, хотя и невидимой, но весьма реальной. Бесовские силы тщательно стараются скрыть свое соучастие в падении людей. Однако есть виды губительного порока, в которых особая роль диавола является очевидной. Самую впечатляющую иллюстрацию дает история табакокурения. Испанец Роман Пано в 1496 г. после второго плавания Х. Колумба привез табачные семена из Америки в Испанию.


Оттуда табак проникает в Португалию. Французский посол в Лиссабоне Жан Нико (от его фамилии получил название никотин) в 1560 г. преподнес табачные растения качестве лекарственного средства королеве Екатерине Медичи (1519 – 1589), страдавшей мигренями. Увлечение табаком быстро стало распространяться сначала в Париже, а потом во всей Франции. Затем началось победное шествие табака по всей Европе. Все губительное для человека диавол стремиться навязать людям под личиной «полезного». Среди врачей 16 века многие считали табак лекарственным средством. Когда появились свидетельства вредоносных последствий курения, увлечение зашло настолько далеко, что остановить заразу уже не удалось. Первое время курение преследовалось, и курильщиков жестоко наказывали. В Англии курильщиков водили по улицам с петлей на шее, а упорных даже казнили.

Английский король Яков I в 1604 г. написал труд «О вреде табака », в котором писал: «Курение — отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай». Римский папа Урбан VII отлучал от церкви верующих. Принимались и другие меры. Однако каждый раз победителями оказывались люди подверженные страсти курения, производители табака, торговцы им – все те, кто распространение губительного порока сделали своей профессией. Кнут, казни оказались бессильны перед этой губительной страстью, быстрое распространение которой сильно напоминает эпидемию (точнее пандемию). Какая-то сила, превосходящая человеческую, делает людей рабами вреднейшей привычки, от которой подавляющее большинство не расстается до самой смерти.

В России страсть курения появилась в начале 17 века в Смутное время. Ее принесли поляки и литовцы. Царь Михаил Романов сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан , по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам. Во второй раз отрезался нос. По Уложению 1649 г . царя Алексея Михайловича предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города.

Ввоз в страну табака был запрещен. Усилия остановить оказались безрезультатны. Царь Петр I был любителем курения. В 1697 году были сняты все запреты . Петр I предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в России. Та стремительность, с какой этот губительный порок стал распространяться в народе, наводит на самые грустные мысли. Сейчас ежегодно в России производится около 250 миллиардов сигарет и еще 50 миллиардов штук привозится. Таким образом, страна потребляет 300 миллиардов. Россия в настоящее время занимает первые место в мире по росту курения. Значительная масса курящих – подростки.

И еще одна безотрадная особенность нашей страны — феминизация курения. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курит 70% мужчин и 30% женщин. На женский организм грех курения действует особенно разрушительно. По материалам ежегодной конференции Радиологического общества Северной Америки, курящие женщины при прочих равных условиях (исследователи принимали во внимание возраст больных, стаж курения, вид используемых табачных изделий и другие факторы) заболевают раком легких примерно в два раза чаще, чем мужчины.

Канадские врачи на основе статистических данных, собранных в Ванкувере и Квебеке, утверждают, что у женщин, у которых страсть курения началась в возрасте до 25 лет шансы возникновения злокачественной опухоли груди возрастают на 70%. Специалистам в области социальной психологии хорошо известна сила воздействия на человека окружения. Сейчас значительную часть нашей городской среды составляют огромных размеров щиты, на которых рекламируется разрушительный для здоровья яд. Хоть на секунду, хоть на одно мгновение задумываются ли люди причастные к массовому отравлению людей, что на Страшном Суде за все придется дать ответ.

Можно ли избавиться от курения? Можно. В Англии за последние 10-15 лет перестало курить около 10 млн. человек. Каждый день курить бросает почти 2000 человек! Страсть курения борется непросто, но это возможно и 99% достигают успеха. Согласно общему учению святых отцов человек с помощью Божией может победить любую страсть. Великий старец Амвросий Оптинский дает советы в борьбе с недугом курения: «Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. — Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от курения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы «.

Почему же так мало людей расстается с грехом курения, с этим «подарком диавола»? Потому, что большинство курильщиков не хочет оставить страсть курения. А те, кто желают избавиться от курения и предпринимают шаги к этому, в действительности, не имеют внутренней решимости. Несмотря на порывистые усилия, люди неоднократно бросающие курить, в глубине души сроднились с этой страстью. Бог всегда готов помочь человеку в этом спасительном деле, но ждет от него подвига. «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и, таким образом, на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждой страстью, и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобой внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь. Помышление немощного рассудка немощною делает силу терпения; а твердый ум тому, кто следует помышлению его, сообщает даже и силу, какой не имеет природа » (преп. Исаак Сирин).

о.Афанасий Гумеров

Борис, Курение — это есть грех так как это:
1. Медленное самоубийство, отравление.
2. Курение вызывает привыкание. Если поддашься зависимости, то за минуту сделаешь хоть 10 грехов.
3. Это легализованный наркотик. Все признаки для наркотика соответствуют.
Итак, мы выяснили, что у смиренный курильщик не имеет веры, поскольку он не может бороться со грехом, а именно:
*"Я - Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня."
<Курильщик!> Твой бог - сигареты, а не Троица. Они тебе повелевают, а ты им подчиняешься.
*"Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Он накажет того, кто произносит Имя Его напрасно."
<Курильщик!> Как ты можешь оправдывать себя, отрицая курение? После смерти не ьудет ни зависимости, ни мозга, который тебя оправдывает, а останется лишь твоя вина, и вера с душой не унаследована.
*"Помни о дне субботнем, чтобы освя.
едложил?
*"Не перелюбодействуй."
<Курильщик!> Разве в святости ли ты, поклоняясь своему богу?
*"Не лжесвидетельствуй."
<Курильщик!> Не стараешься ли ты истолковать Слово Божье так, чтобы тебе было выгодно? А Христос говорил "Кто будет хулить Духа Святого, тому нет прощения ни в этом, ни в следующем веке." Покайся, пока не поздно!
*"Не укради."
<Курильщик!> Было дело, когда я сидел в метро и увидел, что пожобвный тебе потерял своё божество. Одну сигаретку одна девушка взяла перед выходом из вагона, а иной мужик взял себе. Все на него, в том числе и я смотрели. Не присоединишься к нахальным?
*"Не пожелай дома ближнего твоего"
<Грешник!> А ты хотел и хочешь? И твои мысли направлены против всех заповедей?
*"Не пожелай жены ближнего твоего, …, ничего из того, что есть у него."
<Курильщик!> Ты посягаешь на убийство себя же, на непочтение, клевету, и вороство?
<Курильщик!>* Считаешь ли ты, что ты обретёшь мир после кончины?


vk.com

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Различные болезни души святые отцы определяют понятием страсть. Существуют различные классификации страстей. Человек соединяет в себе плотское и духовное начала. Поэтому в соответствии с этим страсти делятся на телесные и душевные. Первые имеют свою почву в телесных потребностях, вторые – в душевных. Ясно границу между ними провести трудно, так как «эпицентр» всех страстей находится в душе. Наиболее распространенные телесные страсти: «чревоугодие, прожорство, роскошь, пьянство, ядение в тайне, разные роды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложство, худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти… » (Добротолюбие. Т. 2, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с. 371). Курение относится к противоестественной страсти, ибо хроническое отравление себя ядом не коренится в области естественных потребностей тела.

Все страсти являются камнями преткновения на нашем пути к спасению. По своему происхождению природа человека как творение Премудрого Бога, как образ и подобие Его, обладает совершенством. Цель всей нашей христианской жизни — соединиться с Богом и только в Нем одном обрести блаженство вечной жизни. Совершая дело спасения, мы должны восстановить в себе образ Божий, искаженный многоразличными грехами, и стяжать подобие нашему Небесному Родителю.
ка человек находится в плену страсти, душа его не может восстановить искаженный образ и вернуть первозданное богоподобие. Если человек побежден страстями, то душа его оскверняется, ум мертвеет, воля оказывается бессильной. Святые отцы это состояние называют вторым идолопоклонством. Человек как кумирам поклоняется своим страстям. Идолопоклонник не может наследовать Царствие Небесное (Еф. 5:5). «Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов, и не приобретает славы, утраченной преступлением» (преп. Исаак Сирин) .

Любая страсть, являясь болезнью души, невидимыми звеньями сцеплена с другими недугами. Непроходимых стенок в душе нет. Вкоренившаяся страсть способствует формированию и других пороков. Грубо проявляется эгоизм. Мать, курящая во время прогулки над коляской, в которой спит младенец, удовлетворение страсти ставит выше здоровья своего ребенка. Курящие родители, как правило, научают этому своих детей. Дети не являются их собственностью. Когда они заражают их на всю их жизнь этой губительной привычной, поступают не только против христианской совести, но и вопреки общечеловеческой морали.

Если человек осознал пагубность курения, он часто унывает, видя, что стал пленником этой привычки и не имеет свободы. С курением также тесно связан грех самооправдания, притупление нравственного чувства. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента.


Грехом курение является еще и потому, что разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех.

otvet.mail.ru

Генри Форд: «Сегодняшнему миру нужны мужчины. Не такие, чей ум и воля были ослаблены или разрушены жаждой алкоголя или табака, но, наоборот, мужчины, чья ментальность не была испорчена привычками, которые зачастую бывают неконтролируемыми ».

«Курение убивает!» – строго предупреждают надписи на сигаретных пачках. Антитабачная кампания длится многие годы, и уже, наверное, каждому с детства известно, что «курение опасно для вашего здоровья», а теперь еще и что «курение – причина хронических болезней», а также, что «курение может вызвать бесплодие». И, тем не менее, народ этими пугающими надписями на пачках сигарет как-то не особо впечатляется. Мой знакомый даже собрал коллекцию наиболее страшных антитабачных надписей (что совсем не помешало ему продолжать курить).

Итак, сегодня речь пойдет о курении – самой распространенной вредной привычке на планете – и о том, почему любому человеку, тем более христианину, лучше держаться от этого в стороне.

КУРЕНИЕ ГРЕХ?


Наиболее «продвинутые» заявляют: в Библии не сказано, что курение – это грех, так что курить якобы можно без зазрения совести. Так ведь в Библии не говорится и о том, что употреблять героин – грех, однако, наркомания и христианство – понятия несовместимые, никто не спорит! Курение, как и наркомания, прямо не упоминаются в Библии по той простой причине, что в библейские времена эти вредные «увлечения» еще не существовали! Например, табак был открыт 12 октября 1492 года экспедицией Христофора Колумба. Когда его экспедиция пристала к одному из островов, то участники экспедиции были поражены, поскольку увидели, как островитяне выпускают дым из носа и рта. Островитяне тогда отмечали свой священный праздник, на котором курили особую траву, называющуюся «табако». Отсюда и пошло нынешнее название табака. А вот и наш первый аргумент в пользу того, что курение является грехом:

  1. Традиция курения берет начало из языческих обрядов
    Индейцы на острове, который посетил Колумб, курили до полного умопомрачения. В таком состоянии они входили в транс и начинали общаться с демонами, а потом передавали всем, что им сказал «Великий Дух». Так что курение табака являлось неотъемлемой составляющей ритуалов поклонения бесам. Колумб забрал «табако» с собой, и очень быстро табакокурение вошло в моду.
  2. В разные исторические периоды понимали, что курение – привычка пагубная
    Чтобы побороть курение, применялись даже крайние меры.
    пример, в Швейцарии в 1661 году торговлю табаком считали поступком, равносильным убийству. А в 1625 году в Турции курильщиков казнили, а отрубленные головы с трубками во рту выставляли напоказ. В Персии в наказание за курение отрезали губы и носы, а торговцев табаком сжигали вместе с их товаром. В России царь Михаил в 1634 году приказал «казнить смертию курильщиков», а царь Алексей в 1649 году повелевал курильщикам «пороти ноздри и носы резати», а после «ссылати в дальние города».

И только с приходом к власти Петра I, который сам курил и другим велел, курение в России стало повсеместным.

  1. 3. Курение наносит вред здоровью
    Согласно классификации болезней 1999 года, табачная зависимость официально названа недугом. В сигаретном дыме содержится более четырех тысяч химикатов, многие из них высокотоксичные, вызывающие рак. Когда дым достигает легких, он оседает там в виде смол. В результате всего этого начинаются изменения внутренних органов. Сначала страдают органы дыхания, потому что они первыми вступают в контакт с продуктами курения, потом удар принимает сердечно-сосудистая система и желудочно-кишечный тракт.

Всего лишь одна сигарета приводит к значительному повышению давления, то есть сердце начинает работать активнее, в результате этого курильщики со стажем приобретают так называемое «табачное сердце». Новое сердце не купишь, так почему бы не относиться бережно к тому, которое у вас есть?


Курение увеличивает вероятность инфаркта. У женщин возникают проблемы с деторождением, у мужчин – импотенция. В среднем продолжительность жизни курильщика сокращается на десять лет. К тому же «бонусом» ко всему вышеперечисленному вы получаете желтые зубы, неприятный запах изо рта и от волос.

Курение разрушает здоровье, а значит, человек курящий нарушает повеление Божье: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:16,17). Курение – медленное самоубийство, а самоубийство в Библии называется страшным грехом.

  1. Вред для здоровья окружающих
    Но вред вы наносите не только себе, но и окружающим. А поскольку самые дорогие люди – дети, супруг, близкие родственники – окружают вас чаще других, то вредите вы особенно сильно именно им. Насколько вредно пассивное курение, могут проиллюстрировать следующие данные: в США в середине 1990-х годов погибало от пассивного курения по три тысячи человек в год…
    Так что нет ничего удивительного в том, что во многих странах курение в общественных местах запрещено законом. Если вы решили поскорей отправиться на тот свет, то не «уводите» хотя бы за собой других. Писание говорит: «Возлюби ближнего своего», – а это значит, что не стоит делать того, что наносит ближним вред – не стоит подвергать их вредоносному воздействию табачного дыма.

  2. На вашем здоровье кто-то просто делает деньги!
    Всемирная организация здравоохранения утверждает, что курение – это заразная болезнь, передающаяся через рекламу. Табачные компании ежегодно тратят невероятные суммы на спонсорскую поддержку спортивных соревнований. Реклама и продажа сигарет во время этих соревнований вовлекает в курение молодежь.
  3. Сигарета берет вас в рабство
    Многие хотели бы бросить курить. По данным исследователей, расстаться с этой привычкой желают 99% курящих среди тех, кому больше 30 лет. Но, увы, сделать это непросто: сигареты берут в плен.

Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал о курильщиках следующее: «Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? Я знал одного «борца за идею», который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сил, что чуть не пошел и не предал свою «идею», чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: «за человечество бороться иду». Ну, куда такой пойдет, и на что он способен?»
Всякая зависимость является грехом, потому что она контролирует жизнь человека, порабощает его. А Библия в Первом послании Коринфянам говорит следующее: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6:12).

  1. Курение крадет благосостояние
    Во многих семьях не всегда находятся деньги детям на какие-нибудь развивающие игры или курсы, но на сигареты почему-то деньги есть всегда. Еще бы, как говорил знакомый курильщик: «Если не покурю долго – уши пухнут». Но вы даже не представляете, что привычка курить крадет у вас… миллионы!

Давайте подсчитаем. Пачка более-менее качественных сигарет в России стоит 75 рублей. Курильщику со стажем нужно в день две пачки таких сигарет. Итого 150 рублей в день уходит «в дым». В неделю это 1050 рублей, в месяц – 4500. Но если эти 4500 рублей каждый месяц откладывать на банковский счет под 10% годовых, то через год у вас уже будет 56 000, через два – 119 000, через пять лет – 348 000 руб, через десять лет – почти 1 млн, через пятнадцать лет – почти 2 млн. руб, через сорок лет – 28 млн. руб. Поскольку курить многие начинают со школьных лет, то нетрудно представить, какие деньги человек тратит на сигареты, убивающие его здоровье. А если действительно сохранять «сигаретные» деньги? Ведь тогда вы на пенсию можете выйти миллионером и не переживать о том, как жить, когда пришла старость, да еще и другим помогать! Но всего этого не будет, потому что каждый день вы вкладываете заработанные деньги не в созидание, а в разрушение собственного организма.

Так что курение – грех, который делает вас бедным!


По материалам memo.im

2016, 316NEWS. Все права защищены.

316news.org

Да, грустно.

Медитация на сигарету http://www.pravmir.ru/mysli-o-kurenii-i-kuryashhix/ :

О том, что курение опасно для здоровья, знают все. Но есть и другой аспект проблемы – нравственный. Является ли курение грехом – ведь ни в Евангелии, ни у Святых Отцов о нем ничего не говорится? Следует ли бороться с этой вредной привычкой, или можно все-таки позволить себе маленькую слабость? Не мешает ли она духовной жизни? Отвечает психолог-консультант центра «Собеседник», священник Андрей ЛОРГУС

Курение – грех или все-таки нет?

Это вопрос казуистики. Грех - с какой точки зрения? Ведь грехов гораздо больше, чем названо в Библии, и такого свода грехов, который был бы принят всей Православной Церковью, тоже нет. Так что, если мы поставим перед собой задачу найти лазейку в тексте, в формальных правилах, то легко докажем, что курение - не грех. Не запрещено - значит разрешено. Но дело в том, что духовная позиция не опирается на пункты канонических правил. Подлинное православие - в духе. И с духовной точки зрения курение, конечно же, совершенно неприемлемо. Это привычка, затрудняющая духовную жизнь.

Употреблять вино можно, упиваться - нет. Речь всегда идет о мере. Как ее определить? В православии мерой является совесть и сознание человека. Вся православная духовная практика нацелена на ясное, точное сознание, святые отцы постоянно говорили о трезвении, трезвомыслии. Никакие виды химического воздействия на сознание с точки зрения православия неприемлемы. Поэтому - сколько можно выпить вина? До той поры, пока сознание твое ясно, чисто и адекватно. Сколько можно выкурить? Нисколько. Ведь даже минимальное количество табака вызывает измененное состояние сознания.

Даже одна сигарета? Одна затяжка?

Да, несомненно. Если курильщик затянется натощак на фоне сильного стресса, он может упасть в обморок. О чем это говорит? Именно о том, что даже одна затяжка сильно влияет на сознание человека.

Что такое «измененное состояние сознания»?

Это состояние необычное, нетипичное. Например, человек может впадать в транс, в эйфорию или чувствовать себя оглушенным, подавленным. Иными словами - неадекватным. Нравственные ценности, семейные, родственные, дружеские связи на какое-то время отступают при этом на задний план или вообще пропадают. Например, человек в состоянии аффекта, озлобления может совершить любой поступок, потому что в этот никакие нормы для него не актуальны. Наркоман в состоянии ломки не помнит ни отца, ни матери, ни Бога, ни правил. Это и есть изменение сознания. По сути с курильщиком происходит то же самое. Конечно, совсем не в такой степени, как с наркоманом или алкоголиком. И всё же каждая затяжка воздействует на его сознание. А сколько таких затяжек от одной сигареты? А сколько сигарет в день? Эффект воздействия на сознание едва заметен, и потому курение не всеми признается опасным с психологической и духовной точки зрения. Но наркологи и христианские психологи считают, что курение делает человеческое мышление не совсем адекватным.

Некоторые утверждают, что курение помогает им сосредоточиться.

В действительности помогает – временно - не курение как таковое, а изменение дыхания. Существуют мистико-оккультные и парапсихологические дыхательные практики. Их суть - в медитации, в достижении того же самого измененного состояния сознания. Когда человек начинает дышать слишком интенсивно или в определенном ритме, с задержкой дыхания, например, у него могут возникать видения, галлюцинации, эйфория. Вот и во время курения тоже совершается определенный дыхательный ритуал - курильщик пользуется дыхательной практикой, как медитацией. Вообще, люди думают, что в курении главное - табак. Дым, конечно, влияет на сознание, но изменение дыхания тоже имеет большое значение.

Но человек даже не замечает, что медитирует.

Ну, так мы в жизни используем массу защит и приемов, не осознавая их. То же самое с едой. Люди ведь не замечают, что в состоянии стресса едят больше, чем нужно их организму. Или употребляют слишком много сладкого.

Начинающий курильщик переживает массу неприятных ощущений, но все же продолжает себя насиловать. Зачем?

Для новичка курение - это всегда стресс. Он получает дозу яда, на которую организм реагирует однозначно - отторжением. Да, это насилие над собой. Но чаще всего это насилие помогает человеку пережить какое-то более тяжелое насилие - травму, унижение, хронический стресс. Дело в том, что травмированные люди тянутся к травматическим способам жизни. Некоторые психологи называют курение «оральной аутоагрессией» - «причинением себе вреда через рот». Начало курения чем-то напоминает мазохизм - причинить себе боль, чтобы не слышать другой боли. Но организм быстро привыкает.

Значит ли это, что первоначальной причиной курения всегда становится какая-то душевная травма?

Причин очень много. Дети, например, могут начать курить для того, чтобы казаться «крутыми» или «взрослыми». Женщины часто курят напоказ: сигарета в красивых ручках - разве не элегантно! Поэтому для них очень важен маникюр, кольца, марка сигареты. Важно даже то, как на сигарете отпечатывается помада. А вообще мотивы могут быть самые разные, с каждым случаем надо разбираться отдельно. Чтобы понять, чего курильщику не хватает, надо понять, что для него значит курение. Возможно, ему недостает уверенности в себе, сосредоточенности, умения общаться, психологической защиты. И опять же, возвращаясь к вопросу о грехе: в каждом случае этот грех будет называться по-своему. Один таким образом уходит от реальности, другой не хочет разобраться в своих душевных проблемах и прибегает к таким псевдоспособам их решения. Видите, это же совсем разные грехи.

Но если тянет к сигарете, то разбираться в причинах надо всегда?

Что значит надо? Есть люди, которые не разбираются с собой никогда, и не испытывают в этом потребности. Но если человек ставит перед собой хотя бы самую малую духовную задачу - «понять, кто я, зачем я живу» - то рано или поздно перед ним встанет вопрос «почему и зачем я курю?».

А вопрос «почему я по утрам не могу обходиться без кофе?» перед ним тоже встанет?

Вполне возможно. Даже чай может стать деструктивной привычкой. Люди, склонные к зависимости, найдут, от чего зависеть - от чая, курения, рулетки.

Возможно ли курение без зависимости? Хочу - курю, не хочу - не курю.

Тогда ответьте на вопрос, почему вдруг вы захотели курить? Ничего не бывает просто так.

Например, оказавшись в компании однокурсников, среди запаха дыма, человек, давно бросивший курить, испытывает желание взять в руки сигарету.

Надо разбираться, почему именно в этой среде у него возникает такое желание. Приятно пахнет? Значит, зависимость от курения живет в нем, тело ее помнит. Тяготение и есть зависимость: вы видите бутылку - и тянет выпить, слышите запах дыма - и тянет закурить. А любая зависимость есть порабощение воли. Это еще один аспект духовной страсти. Курение, с православной точки зрения - это страсть. Если в начале сигарета «успокаивает», то потом ее отсутствие может довести до бешенства. Для курильщиков «со стажем» большая проблема дождаться причастия, не выкурив ни одной сигареты с самого утра. Грустное зрелище, когда, выйдя за ворота храма, человек дрожащими руками достает пачку сигарет, затягивается и его лицо расплывается в блаженной улыбке…

Бросать курить - это всегда болезненно?

Бывают чудеса, когда закоренелый курильщик бросает и не переживает при этом никакой ломки. Но тут скорее можно говорить о вмешательстве Божией благодати. Как правило, преодолеть эту страсть непросто.

Многие при этом становятся злыми, раздражительными, иногда неадекватными. Разве это не измененное состояние сознания?

Конечно, измененное. Но ломка - как раз самое удачное время для того, чтобы задаться вопросом «Почему мне так плохо?» Есть ломка физиологическая как реакция организма на перестройку, и она довольно быстро проходит. Но существует еще психологическая ломка: вот я сижу в компании без сигареты и мне неловко, некомфортно, я как будто себя потерял. Как раз в этот момент можно распознать причину зависимости и начать с ней работать. С причиной – а не с симптомом! Ведь когда человек курит и ему хорошо, он не готов осознавать свои духовные проблемы. А вот когда ему плохо – тогда самое время разбираться.

Говорят, отказаться от курения легче, если бросил кто-то из родственников или друзей. Значит, бросая курить, человек не только заботится о себе, но, возможно, помогает еще кому-то?

Думаю, да. Антиреклама курения не будет действовать до тех пор, пока курят люди для нас значимые. И никакие запретительные меры тут не помогут. Государство принимает законы, но их же никто не выполняет. И дальше не будет выполнять, если не изменится настроение в обществе. Помните, во второй половине 90-х у нас в стране появилась мода на здоровый образ жизни? И сразу все изменилось! Как только элита общества начала посещать спортзалы, бегать трусцой, уезжать на дачи, это мгновенно стало нормой для большинства. Духовное состояние общества – это то, что мы называем общественным сознанием. Пока оно не изменится – ряды курильщиков будут расти. А если в обществе поймут, что курение - не вредная привычка, а манипуляция своим сознанием, тогда начнется освобождение от зависимости.

sretenie.forum2x2.ru

КУРЕНИЕ – ЭТО ГРЕХ? Невозможность бросить курить – это миф. Я лично знаю многих людей, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем – лет по 30–40, сумели бросить дымить, одни постепенно, другие сразу и больше не возвращались к этой страсти. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить. – Несомненно, курение – это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак – на другие тоже. Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.(Протоиерей Павел Гумеров) Невозможность бросить курить – это миф. Я лично знаю многих людей, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем – лет по 30–40, сумели бросить дымить, одни постепенно, другие сразу и больше не возвращались к этой страсти. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить. Вспоминаю из жития преподобного Силуана, как он однажды посетил Россию, ехал в поезде в какой-то монастырь, а напротив него занял место купец, который предложил ему сигарету. Старец отказался, а купец стал настаивать, говорил: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Курение помогает часто в деятельной жизни: хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу…» Преподобный Силуан дал ему такой совет: «Вы, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, произнесите “Отче наш”». Купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». На это святой Силуан сказал: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать». Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения», – учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек. Если человек осознал пагубность курения, он часто унывает, видя, что стал пленником этой привычки и не имеет свободы. С курением также тесно связан грех самооправдания, притупление нравственного чувства. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента. Грехом курение является еще и потому, что разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех. Курящий человек вредит своему здоровью и здоровью присутствующих. Можно ли избавиться от курения? Можно. В Англии за последние 10-15 лет перестало курить около 10 млн. человек. Каждый день курить бросает почти 2000 человек! Согласно общему учению святых отцов человек с помощью Божией может победить любую страсть. Великий старец Амвросий Оптинский дает советы в борьбе с недугом курения: "Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. — Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы". Почему же так мало людей расстается с «подарком диавола»? Потому, что большинство курильщиков не хочет оставить эту привычку. А те, кто желают этого и предпринимают шаги к этому, в действительности, не имеют внутренней решимости. Несмотря на порывистые усилия, люди неоднократно бросающие курить, в глубине души сроднились с этой страстью. Бог всегда готов помочь человеку в этом спасительном деле, но ждет от него подвига. Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит. священник Андрей Барабаш

ok.ru

Почему курить грех?

Вот главные доказательства, характеризующие курение как грех.

Почитайте, например, биографии талантливейших рок-музыкантов и актеров. Многие из них умерли именно от алкоголя, курения, наркомании и всех последствий развратной жизни. Этих аргументов предостаточно, чтобы заявить: грех курения, пьянство, наркомания вредят вашему не только физическому, но и духовному здоровью.

Исповедь, причастие и молитва — лекарство от греха

Но как от него избавиться? Вам посоветуют какие-то разрекламированные таблеточки, леденцы (носить в кармане конфетку и съедать ее тогда, когда захочется затянуться сигареткой), кодирование, психологические техники. Этого вполне достаточно для тех, кто хочет быстро и без усилий достичь эффекта.

Но бросившие курить свидетельствуют о том, что срабатывает это очень редко. Либо приносит только кратковременный результат, а потом человек может с еще большей интенсивностью впасть в грех курения. Почему? Потому что это проблема не только физическая, но и духовная, поэтому требует и соответственного лечения.

В Православной Церкви есть святой, который дал много ценных советов тем, кто хочет изжить страсть курения. Это — преподобный Амвросий Оптинский, которому как раз и молятся о том, чтобы избавиться от «дымового змея».

  1. Осознайте, что это грех, и он приносит вред вашему духовному и телесному состоянию, захотите от него избавиться.
  2. Начните очищение с «генеральной» исповеди. Проанализируйте собственную жизнь, вспомните все ваши пороки, которые только приходят в голову, и покайтесь перед Богом. Только не формально, а с осознанием того, что больше не хотите возвращаться к тому, что было раньше.
  3. Причаститесь. Установление связи с Богом поможет разорвать цепь отношений с бесами, специализирующимися на этой пагубной страсти.
  4. Ежедневно читайте Евангелие по одной главе в день, толкования, размышляйте над прочитанным. Амвросий Оптинский советует читать Священное Писание в те моменты, когда нападает тоска. Бесы не выдерживают слова Божьего. Либо делать 33 поклона (столько на земле прожил Иисус Христос).

В современных молитвословах можно найти отдельную молитву святому Амвросию, по советам которого многие преодолевали страсть.

Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью. Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово

Ежедневное чтение этих строк, сопровождаемое упованием на Божественную помощь, действительно помогает избавиться от греха курения. Но перед тем, как завязать с сигаретами, желательно поговорить с духовником и спросить у него благословение. Один знакомый курил около 15 лет и самостоятельно не мог от этого избавиться. Но по благословению и молитвам духовного отца, а также собственному желанию он уже много лет как избавился от вредной привычки «курить — бесам кадить».

megapoisk.com

Библия никогда прямо не упоминала о курении. Но все же, есть несколько глав, которые однозначно касаются курения. Во-первых, Библия рекомендует нам не разрешать нашим телам быть подвластными чему-либо.

Нет сомнений в том, что курение это серьезная зависимость. Далее, в том же отрывке говорится:

Курение, несомненно, приносит вред нашему здоровью. Доказано, что курение повреждает легкие и, зачастую, сердце.

Можно ли рассматривать курение «полезным» (1 Коринфянам 6:12)? Можно ли говорить о том, что курение – это «прославление Бога в телах ваших» (1 Коринфянам 6:20)? Может ли человек курить «во славу Божью» (1 Коринфянам 10:31)? Мы верим в то, что ответ на все эти три вопроса один – «нет». В результате, мы верим в то, что курение – это грех, и посему он не должен практиковаться последователями Христа.

Некоторые возражают этому мнению, апеллируя к тому факту, что многие люди употребляют нездоровую пищу, и это такая же зависимость и она так же вредно влияет на их тело. Для примера, многие люди так безнадежно зависимы от кофеина, что они попросту не могут нормально функционировать без утренней чашки кофе. Даже если это и правда, то как это оправдывает курение? Наша точка зрения такова, что христиане должны избегать чревоугодничества и чрезмерно вредной пищи. Да, христиане часто лицемерят, осуждая один грех, и, в то же время, позволяя себе другой… но, опять таки, это не способствует прославлению Господа через курение?

Другой аргумент, противоречащий этому мнению, – это тот факт, что многие набожные люди курят, такие как известный британский проповедник Сперджен. И опять, мы не верим в то, что этот аргумент имеет какую-то силу. Мы верим в неправоту Сперджена касательно курения. Был ли он в других отношениях набожным человеком и великолепным учителем Божьего Слова? Однозначно! Делает ли это все его действия и привычки славящими Господа? Нет!

Утверждая, что курение является грехом, мы не утверждаем тем же самым, что курильщики не будут спасены. Многие верующие в Иисуса Христа курят. Курение не мешает человеку впоследствии быть спасенным. Курение прощается так же, как и любые другие грехи, и это не зависит от того, только ли собирается человек стать христианином или уже христианин признает свой грех перед Богом.

В то же время, мы твердо верим в то, что курение – это грех, от которого мы должны избавиться и с Божьей помощью победить его.

www.bibleonline.ru

Похожие публикации