Классификация библиотек и их функции. Современные информационные потребности, группы пользователей библиотек, услуги Отношение к книге

В зависимости от целей классификации библиотеки разделяются на рода и виды. Родо-видовых классификаций может быть столь много, сколько целей, ради которых они создаются. Если родовой признак -учредитель, то библиотеки можно разделить по видам на личные и общественные. Подвидами общественных являются библиотеки государственные (их разновидности: федеральные, субъектов Федерации, отдельных министерств и ведомств), муниципальные, общественных организаций и объединений (разновидности: партийные, профсоюзные, конфессиональные, различных добровольных обществ). Если родовой признак - форма собственности, то в соответствии с ним можно выделить библиотеки частные, коммерческие (платные), бесплатные и т.д.

Библиотеки разделяются и по другим социально существенным признакам, например по численности персонала, состоянию материально-технической базы (автоматизированная, цифровая).

Нередко библиотеки объединяются в административные (территориальные, отраслевые, ведомственные и иные) централизованные или в корпоративные электронные системы. Последние получают все большее развитие в связи с теми возможностями, которые предоставляют Интернет и подобные сети.

Основанием классификации библиотек выступают различные характеристики элементов библиотеки как системы. Зачастую состав и структура фонда определяют лицо библиотеки, контингент ее пользователей, архитектурно-планировочное решение здания, численность, уровень и особенности квалификации персонала. Так, по виду документов сформирована Всероссийская патентно-техническая библиотека, по языковому принципу - Всероссийская библиотека иностранной литературы, по отрасли знания - Российская государственная публичная историческая библиотека. Универсальным по содержанию фондом предопределяется вид универсальной библиотеки (сельская, городская и т. п.), а также многоотраслевой (государственной, публичной, научно-технической) библиотеки.

Контингент пользователей тоже выступает основанием классификации библиотек. Так, в соответствии с возрастной характеристикой пользователей выделяются библиотеки детские, юношеские и для взрослых; в соответствии с основным родом занятий абонентов - школьные, вузовские, научно-исследовательских институтов и т. п. В структуре библиотек в зависимости от тематики запросов выделяются отраслевые читальные залы (зал гуманитарной литературы, зал технической литературы и т. д.). Учитываются и дефекты физического состояния пользователей. Например, для слепых и слабовидящих создана специальная сеть библиотек.

Библиотеки подразделяются также на типы. Характерный признак типа - сочетание наиболее распространенных (типичных) параметров. Общепринято деление библиотек на два типа:

массовые;

научные и специальные.

Массовым библиотекам присущи: ориентация на неопределенно широкий контингент пользователей, на их преимущественно общекультурные, общеобразовательные запросы. Соответственно, они имеют преимущественно универсальный по содержанию состав фондов научно-популярной и художественной литературы, относительно быстро сменяемый; общедоступность; территориальный принцип размещения. Массовые библиотеки составляют приблизительно одну треть, а их фонды - около 40 процентов совокупного фонда библиотек общественного пользования.

Научным и специальным библиотекам свойственны:

ориентация на ученых и специалистов, а также лиц, готовящихся стать таковыми (библиотеки учебных заведений);

фонды - преимущественно научной, производственной, учебной литературы; производственный принцип размещения;

ограниченная специальными условиями доступность.

Поскольку понятие "тип" в классификационном отношении не вполне строгое, некоторыми своими признаками библиотеки разных типов частично пересекаются. Например, профсоюзная библиотека на предприятии по большинству признаков относится к массовым, но по производственным принципам размещения из этого типа выпадает. Национальная библиотека наоборот - явно научная по типообразованию, но призвана обслуживать самые широкие слои читателей (по определению - всю нацию, то есть население государства) и размещается по территориальному принципу.

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

Коммуникационная функция библиотек

Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время, как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документном массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Кумулятивная функция

Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Мемориальная функция

Для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает "запоминание" всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи. Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Сущностные функции библиотек конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций можно выделить такие основные производные социальные функции:

содействия образованию и воспитанию,

информационного обеспечения научно-производственной деятельности,

социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Формы библиотечной работы

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы.

Библиотечное обслуживание - совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

      Ганицкая, И. Направления развития национальных библиотек субъектов Российской Федерации / И. Ганицкая // Библиотека. – 2002. – № 10. – С. 53-54; продолж.: № 11. – С. 46-49.

      Демидов, А. Доступ к информации: создание Президентской библиотеки / А. Демидов // Библ. дело. – 2007. – № 7. – С. 6-9.

      Зайцев, В. Н. Ответственность национальной библиотеки за развитие инфосферы страны: доклад / В. Н. Зайцев // Библиотековедение. – 2006. - № 4. – С. 22 – 26.

      Федоров, В. В. «Откуда есть пошла…» - РГБ: страницы биографии // В. В. Федоров // Вестник БАЕ. – 2003. – № 3. – С. 36-41.

      Фирсов, В. Р. Штаб отраслевой науки / В. Р. Фирсов // Библиотека. – 2003. – № 6. – С. 56-59.

Л. В. Сокольская

  1. Общедоступные (публичные) библиотеки: значение, социальные функции, виды. Современные проблемы функционирования общедоступных (публичных) библиотек

Общедоступные публичные (ОП) библиотеки – элемент государственного механизма социальной защиты населения (бесплатность обслуживания в условиях дороговизны книг, досуга; доступность).

«Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационных форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношения к религии». Видовые особенности О(П) библиотек:

    Максимальная приближенность к пользователям (к месту жительства и работы за счет использования стационарных и нестационарных форм).

    Использование активных форм продвижения информации и документов к пользователям.

Социальное назначение О(П) библиотек – способствовать общему развитию пользователей. Задачи О(П) библиотек: максимальное обеспечение самообразовательных информационных потребностей и интересов пользователей; максимальное привлечение населения к чтению; поддержка авторитета книги и чтения как важнейшего средства культурно-образовательного и духовного развития личности.

ГОСТ 7.0 – 99: «публичная общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения».

Значительная сеть библиотек представлена разнообразными по виду библиотеками, различающимися по следующим признакам.

I. Порядок учреждения и форма собственности

1) государственные учрежденные органами государственной власти субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские – в составе РФ – детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых);

2) муниципальные – учрежденные органами местного самоуправления;

3) общественные – учрежденные и финансируемые общественными организациями:

а) профсоюзные (отличия от муниципальных: другие ведомство, наличие литературы по профдвижению, связь со специальными библиотеками предприятия);

б) политико-идеологические (партийные и различных политических организаций и движений: библиотека ЛДПР, Независимая общественная библиотека в Москве);

в) конфессиональные (религиозные) библиотеки;

г) библиотеки национальных обществ ;

д) кооперативные библиотеки, создаваемые группой лиц на их средства и предоставляющие услуги, как правило, за плату;

е) частные библиотеки , учрежденные отдельным физическим лицом на собственные средства;

ж) библиотеки других различных обществ (Всероссийского общества глухих, обществ любителей собак и т. п.);

з) библиотеки различных организаций, фондов (Московская деловая библиотека, учрежденная Американским фондом «XXI век»)

1) детские; 2) юношеские; 3) для всех возрастных категорий;

4) для слепых, для глухих.

III. Территориальное размещение

      Городские; 2) сельские.

IV. Территориальный статус

1) поселенческие; 2) межпоселенческие; 3) районные; 4) городские;

5) окружные (Москва, ХМАО); 6) областные (республиканские, краевые) детские, юношеские, для слепых.

V. Профиль фонда

а) универсальные;

б) специализированные (семейного чтения, духовного возрождения, религии, истории, экологии и др.).

VI. Вид документа

а) библиотеки с документами рельефно-точечного шрифта и машиночитаемыми (для слепых);

б) специализированные по виду документа филиалы (периодики).

ЦБС общедоступных библиотек – особое библиотечное учреждение. ЦБС – библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. ЦБС состоит из центральной библиотеки и библиотек-филиалов

Специализированная библиотека – библиотека, назначение которой – удовлетворить потребности пользователей по виду документов или обслуживать отдельную особую группу читателей. Виды специализированных О(П) библиотек:

    Специализированные О(П) библиотеки без выраженного профилирования фонда (библиотеки семейного чтения: ориентация в содержании и формах на обслуживание всей семьи; библиотеки культурные комплексы и социально-досуговые центры; библиотеки информационно-образовательные центры.

2. Специализированные О(П) библиотеки с выраженным профилированием фонда по какой-либо теме, отрасли, жанру, языку (культурно-историческая направленность: библиотеки фантастики, бестселлера, периодики и др.)

Виды библиотек на селе: общедоступные, специальные. Основной вид сельской библиотеки – общедоступная муниципальная. Сельская библиотека – публичная библиотека, расположенная в сельской местности, обслуживающая население нескольких сел или одного села, его части.

Задачи общедоступных муниципальных сельских библиотек:

    Содействие общему развитию пользователей;

    Помощь специалистам (педагоги, медики, специалисты с/х, предприниматели и др.);

    Содействие учебной деятельности школьников, студентов (дистанционное обучение, филиалы с сельской местности).

В качестве почти единственного вида сельская библиотека масштабно выполняетфункции содействия учебной, самообразовательной и досуговой деятельности. Широкий спектрявленческих функций сельской ОБ: культурно-просветительная, историко-краеведческая, социализирующая, педагогическая и др.

Особенности положения современных сельских библиотек

    Повышение значения в культурно-досуговой и образовательной среде села.

    Снижение финансирования, технологическая неадаптированность к современным требованиям большей части сельских библиотек.

    Несовершенство сети.

    Проведение общероссийских и региональных акций, направленных на поддержку сельских библиотек.

    Изменение положения сельских библиотек в связи с реализацией ФЗ № 131.

Нестационарное обслуживание – вид обслуживания, обеспечивающий приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения пользователей. Формы нестационарного обслуживания; библиотечный пункт, передвижная библиотека, библиобус, книгоношество.

Повышение значения детских библиотек и библиотечного обслуживания детей связано со следующими факторами.

    Падение интереса детей к книге, чтению в условиях конкуренции с ТВ, компьютерами, новых форм досуга электронного, как правило, досуга (Интернет-клубы, игровые автоматы и др.);

    Обострение морально-нравственных и педагогических проблем воспитания детей.

Отсюда следует, что библиотечное обслуживание детей должно стать привлекательным для них (МТБ, комфорт, специализированная среда, персонал с соответствующей подготовкой, качество мероприятий и др.)

В зависимости от уровня физического и интеллектуального развития ребенка, его читательского опыта, детей обслуживают библиотеки трех групп:

1. Научные, специальные, вузов обслуживают детей через посредников (родители, учителя и др.), т. к. эти библиотеки, юридически, территориально и организационно недоступные юным читателям;

2. Общедоступные государственные, муниципальные, профсоюзные библиотеки, юридически, территориально и организационно доступные детям, обслуживают их лично и через посредников;

3. Специализированные библиотеки для детей, юридически, территориально и организационно предназначенные им.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания детей. Детская библиотека – библиотека, осуществляющая библиотечное обслуживание детей (до 14 лет) и воспитателей. Детская библиотека это библиотека с доступной для ребенка специализированной средой, т. е обладающая комплексом библиотечно-библиографических ресурсов специфически «детского» характера: фонд, МТБ, СБА. Игровые атрибуты оформления приближены к интеллектуальным и физическим возможностям детей. Задачи ДБ библиотек как особого вида учреждения:

    Привлечение к чтению всех детей;

    Организация системного по содержанию, систематического по продолжительности чтения детей;

    Формирование гармонически развитой личности.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания молодежи:

          Учебные библиотеки(школьные, профессиональных учебных заведений – училищ, техникумов, вузов);

2. Общедоступные библиотеки для взрослых;

3. Специализированные юношеские библиотеки (ЮБ).

Юношеская библиотека – библиотека универсального профиля, обслуживающая пользователей в возрасте от 14 до 20 лет, а также всех интересующихся проблемами молодежи. Специализированная ЮБ – культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания условий для обеспечения его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения.

Виды специализированных ЮБ:

    Библиотеки-филиалы ЦБС – городские юношеские библиотеки (только в крупных городах, всего в стране более 20);

    Областные (республиканские) юношеские библиотеки;

Современная особенность: значительная активизация деятельности ЮБ.

В основе построения любой классификации лежат свойства рассматриваемых объектов. Мы уже отмечали, что для библиотеки характерно множество признаков. Исходя из положений системного подхода, их можно разделить на две группы, определяемые внешней и внутренней средой.

Каждый из элементов внешней среды библиотеки выступает в качестве основания для выделения одного или нескольких классификационных признаков. В числе важнейших элементов внешней среды, генерирующих классификационные признаки, необходимо назвать общество в целом и государство, определяющее формы собственности, механизм учреждения и финансирования его институтов, административно-территориальное деление и другие атрибуты деятельности библиотек.

Среди наиболее значимых признаков классификации библиотек, определяемых внешней средой, нередко называют их социальное (общественное) назначение. Основываясь на социальном назначении библиотек, которое заключается в удовлетворении информационных потребностей пользователей, можно выделить три рода библиотек: общие, специальные и личные (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Классификация библиотек по социальному назначению

Библиотеками, удовлетворяющими общие информационные потребности, являются НБ, областные универсальные библиотеки, ЦБС публичных библиотек; самостоятельные публичные библиотеки, не вошедшие в ЦБС, а также публичные библиотеки разных предприятий, организаций и учреждений.

В связи с тем что возникновение особенных информационных потребностей обусловлено четырьмя основными видами деятельности человека: научной, учебной, производственной и управленческой, то на основе их на следующем уровне деления можно выделить четыре группы потребностей: производственные, научные, учебные и управленческие. В соответствии с каждой группой потребностей можно обозначить четыре вида библиотек: производственные, научные, учебные и управленческие. Продолжая дальнейшую дифференциацию потребностей по видам деятельности, среди производственных библиотек необходимо выделить технические, сельскохозяйственные, медицинские, военные и другие подвиды. Среди библиотек, содействующих удовлетворению научных информационных потребностей, предлагаем разграничить академические библиотеки, обеспечивающие научные потребности фундаментальной науки, и библиотеки отраслевых НИИ и КБ, способствующие проведению прикладных научных исследований. Учебные библиотеки в зависимости от вида удовлетворяемых потребностей можно разделить на библиотеки высших и средних специальных учебных заведений, школ и внешкольных заведений, а также - учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов. Среди управленческих по названному критерию выделяют библиотеки, удовлетворяющие потребности, связанные с законодательной, исполнительной и судебной деятельностью, а также библиотеки политических партий и объединений, в результате деятельности которых формируются органы и политика управления (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Классификация специальных библиотек по социальному назначению

Еще одним критерием классификации библиотек, формируемых обществом, являются их учредители. В соответствии с данным критерием можно выделить библиотеки, создаваемые индивидом (личные) и учреждаемые обществом (общественные). На следующем уровне деления среди библиотек, учреждаемых обществом, следует отличать библиотеки, учреждаемые государством, и негосударственные библиотеки.

В Беларуси библиотеки, учреждаемые государством, в свою очередь, можно разделить на библиотеки республиканских и местных органов власти. Учредителями библиотек на республиканском уровне выступают разные министерства и ведомства (министерства культуры, образования, здравоохранения, обороны, внутренних дел и другие, государствен-

ньіе комитеты по науке и технологиям, физической культуре и спорту и другие, администрация президента, прокуратура и т.д.), а на местном - областные, районные, городские, поселковые, сельские органы власти и самоуправления. На последнем уровне деления данная классификация может включать библиотеки конкретных государственных предприятий, организаций и учреждений.

Негосударственные библиотеки в соответствии с учредителями делятся на библиотеки негосударственных предприятий, организаций и учреждений. Среди библиотек негосударственных организаций можно выделить профсоюзные библиотеки, библиотеки разных партий и объединений, общественных фондов и т.д. К библиотекам негосударственных учреждений следует относить, например, библиотеки коммерческих вузов и других негосударственных учебных заведений. Схематически первые уровни деления классификации общественных библиотек представлены на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Классификация общественных библиотек в соответствии с учредителями

Государством определяется также ряд критериев, по которым можно проводить классификацию библиотек. Важнейшими среди них являются форма собственности, статус учреждений, степень их доступности, административно-территориальное деление.

Конституцией Республики Беларусь в стране определены две формы собственности: государственная и частная, поэтому в соответствии с этим критерием на первом уровне деления можно выделить государственные и частные библиотеки. К частным библиотекам в данном случае целесообразно относить библиотеки всех предприятий, организаций и учреждений, доля государственной собственности в которых составляет менее 50%, а также самостоятельные библиотеки, финансируемые за счет частных средств, в том числе благотворительных взносов и пожертвований.

По юридическому статусу различают самостоятельные и несамостоятельные библиотеки. К самостоятельным относят библиотеки, зарегистрированные в соответствующих органах государственной власти как самостоятельные организации с правом юридического лица. Все остальные, . т.е. являющиеся структурными подразделениями каких-либо организаций,

предприятий и учреждений, являются несамостоятельными. К самостоятельным библиотекам в Беларуси относятся Национальная библиотека Беларуси, отраслевые республиканские библиотеки, областные библиотеки, ЦБС публичных библиотек, публичные библиотеки, не вошедшие в ЦБС. Остальные библиотеки, в том числе школьные, других учебных заведений, библиотеки-филиалы ЦБС и иные являются несамостоятельными.

Органами государственной власти также определяется процедура присвоения разным организациям, в том числе библиотекам, статуса научных учреждений. Научными считаются библиотеки, осуществляющие научную деятельность в области библиотековедения и смежных дисциплин. По правилам дихотомии все остальные библиотеки необходимо считать вненаучными (употребляем это слово в связи с отсутствием более удачного термина).

Одной из старейших и часто применяемых является классификация библиотек по административно-территориальному делению. Данный критерий нестабилен, так как административно-территориальное деление каждой страны время от времени под влиянием ряда факторов меняется: появляются новые территориальные единицы, площадь государства, уменьшается или увеличивается, изменяется структура административно-территориального деления, возникают новые населенные пункты, а другие - прекращают свое существование. В соответствии с современным административно-территориальным делением Беларуси можно выделить следующие библиотеки: республиканские, областные, районные, городские, поселковые и сельские.

Действующими в государстве нормами также определяется степень доступности библиотек. В соответствии с данным критерием выделяют общедоступные библиотеки и библиотеки с ограниченным доступом. Под общедоступностью необходимо понимать право и возможность для каждого члена общества посещать библиотеку и пользоваться ее услугами без каких либо ограничений по расовым, национальным, религиозным, физическим либо иным признакам. Л.В. Солоненко предприняла попытку провести дальнейшую классификацию общедоступных библиотек. Общедоступными в первую очередь считаются публичные библиотеки. Однако и их общедоступность необходимо понимать с учетом ряда ограничений. Так, публичные библиотеки обслуживают на абонементе только жителей своего населенного пункта (района, микрорайона города); многие из них под предлогом заботы о сохранности фондов отказывают в своих услугах студентам. Практически все публичные библиотеки республики не приспособлены для обслуживания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, что также снижает уровень их общедоступности.

Библиотеки, функционирующие в структуре предприятий, организаций и учреждений, работают в режиме ограниченного доступа и обслуживают, как правило, только своих сотрудников. Вместе с тем степень доступности в библиотеках данной группы разная. Например, режим доступа в школьную библиотеку более благоприятен, чем в библиотеку промышленного предприятия, а тем более военного ведомства. Это также может служить критерием для дальнейшей дифференциации библиотек данной группы.

Следует разграничивать критерий доступности и критерий платности. В соответствии с последним выделяют платные и бесплатные библиотеки. Пользование услугами большинства общественных библиотек явля-

ется бесплатным. К платным относятся библиотеки, действующие на коммерческой основе и взимающие разовую или абонентскую плату за пользование услугами. Это, например, библиотеки коммерческих вузов и других негосударственных учебных заведений.

В качестве внешней среды для отдельных библиотек выступает также государственная система библиотек. В зависимости от выполняемых функций, в системе можно выделить центральные и низовые библиотеки. С учетом того, какая система является объектом классификации, одна и та же библиотека в разных ситуациях может выступать то центральной, то низовой. Так, ЦБ в составе ЦБС является центральной по отношению к другим библиотекам системы, что и отражено в ее названии. Но в системе библиотек области она уже будет низовой, а место центральной займет областная библиотека.

В пределах республиканской системы библиотек также существует разграничение сфер деятельности. В зависимости от территории, которую охватывает сфера обслуживания библиотеки, различают республиканские, областные, районные, городские, сельские, а также библиотеки отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Исходя из понимания библиотеки как четырехэлементной системы, элементами внутренней среды, генерирующими классификационные признаки, являются библиотечный фонд, контингент пользователей, персонал и материально-техническая база.

Основными критериями классификации библиотек, определяемыми библиотечным фондом, являются содержание и форма документов, общий объем фонда и запрограммированная активность его использования.

Классификация библиотек по содержанию собранных ими документов является одной из наиболее традиционных и устоявшихся. В соответствии с ней принято выделять универсальные и отраслевые библиотеки (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Классификация библиотек по основным признакам фонда

Универсальными являются те из них, которые располагают фондом по разным отраслям знаний, а фонд отраслевых сключает документы по одной либо нескольким отраслям. Отраслевые библиотеки, в свою очередь, можно разделить на гуманитарные, технические, медицинские и др. К универсальным традиционно относят НББ, областные и публичные библиотеки. Универсальными по составу своих фондов также являются библиотеки университетов и школ. К отраслевым в первую очередь относят специальные библиотеки отдельных предприятий, учреждений и организаций. Вместе с тем данный критерий является одним из самых нечетких, так как в любой библиотеке есть хотя бы несколько универсальных справочных изданий, что фактически делает универсальной ее саму. Библиотеки средних специальных учебных заведений можно отнести к специальным с большой долей условности, так как в этих заведениях, кроме специальных, изучают и общеобразовательные дисциплины и соответственно комплектуют по ним фонд литературы.

В зависимости от видов документов, составляющих фонд библиотек, целесообразно выделять универсальные и специализированные библиотеки. Универсальными в данном случае являются библиотеки, фонд которых состоит из различных видов документов, а к специализированным относятся библиотеки, фонды которых содержат отдельные виды документов. Специализированные, в свою очередь, делятся на библиотеки произведений печати, микроформ и электронные. Среди библиотек произведений печати можно выделить библиотеки патентов, стандартов и др. Как и предыдущий, данный критерий классификации тоже не является четким, потому что в большинстве библиотек наряду с основными, имеются, хотя и в небольшом количестве, другие виды документов.

Классификация библиотек по объему фонда предусматривает их распределение по группам в зависимости от количества документов. В соответствии с данным критерием ЮНЕСКО дифференцирует публичные библиотеки на четыре группы: имеющие до 2000 томов, от 2001 тома до 5000 томов, от 5001 тома до 10 000 томов и более 10 000 томов. Для школьных библиотек ЮНЕСКО по данному признаку предлагается другая классификация. В последнем варианте в связи с ростом объемов фондов библиотек ЮНЕСКО изменены количественные параметры границ и уже выделены библиотеки, имеющие до 5000 томов, от 5001 тома до 10 000 томов, от 10 001 тома до 20 000 томов и более 20 000 томов. ЕС в рамках программы “UBECON 2000” предлагает иную группировку библиотек в зависимости от объема их фондов. В Беларуси не существует четкой, закрепленной в регламентирующих документах дифференциации библиотек по данному признаку, поэтому между классами не могут быть установлены необходимые количественные границы.

Заранее заданная активность использования фондов библиотек является основанием для выделения библиотек-депозитариев и библиотек- репозитариев. Правда, вторая часть из названной дихотомии при обозначении библиотек практически никогда не используется.

Основными признаками классификации библиотек, определяемыми контингентом пользователей, являются их возраст, физические возможности и количество (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Классификация библиотек по основным признакам контингента пользователей

В зависимости от возраста пользователей необходимо выделять библиотеки универсальные и специализированные. К универсальным относятся библиотеки, обслуживающие различные возрастные категории пользователей. Это в первую очередь соответствующие виды публичных библиотек. Специализированными необходимо считать библиотеки, обслуживающие пользователей определенной возрастной группы: детей, юношество или взрослых. Таких библиотек большинство. Так, детскими являются ЦБС детских публичных библиотек, детские библиотеки-филиалы смешанных ЦБС, школьные библиотеки, библиотеки внешкольных и детских организаций. Юношество обслуживается таким видом специализированных библиотек, как библиотеки ПТУ и ССУЗов. Остальные библиотеки, т.е. научные, производственные и управленческие, обслуживают только взрослых пользователей.

В зависимости от психофизиологических возможностей пользователей также необходимо выделять универсальные и специализированные библиотеки.

К универсальным в данном случае относятся библиотеки, обслуживающие разные группы пользователей, выделенные по указанному параметру, а к специализированным только те, которые ориентиро-

ваны на работу с определенными категориями пользователей. Среди них выделяют библиотеки для лиц без физических ограничений и лиц с определенными видами ограничений в физическом и психическом развитии. Большинство библиотек Беларуси в данном случае необходимо относить к специализированным, так как они ориентированы на обслуживание пользователей, не имеющих ограничений в психофизическом развитии, и поэтому не могут считаться универсальными в соответствии с названным параметром. Даже публичные библиотеки республики, которые по своему статусу должны обслуживать разные категории пользователей, не располагают фондами, предназначенными для людей с нарушением зрения, разными формами психических заболеваний. Они также, как мы уже отмечали, архитектурно и технологически не приспособлены для обслуживания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Еще один из видов специализированных составляют библиотеки для слепых и слабовидящих, которые в республике представлены системой БѳлОИЗ. Особый вид специализированных включает библиотеки для лиц с нарушениями психического развития, в том числе - соответствующих спецшкол.

Классификация библиотек по количеству пользователей, как и классификация по объему фонда, часто используется в статистических группировках, а также в регламентирующих документах. Так, при определении типовых штатов ЦБС Республики Беларусь объединены в четыре группы ЦБС, ЦБ которых имеют менее 1750 пользователей, 1750-2449 пользователей, 2450-3849 пользователей и более 3850 пользователей. В постановлении по отнесении библиотек к группам по оплате труда руководителей предложена классификация ЦБС на четыре группы: 10-25 тысяч, 25-45 тысяч, 45-75 тысяч и более 75 тысяч пользователей. Для библиотек других видов разграничения произведены по иным количественным границам.

В отличие от фонда и контингента пользователей признаки персонала значительно реже применяются при классификации библиотек. Первейшим среди них является наличие в библиотеке штатных сотрудников. Такой критерий классификации, например, является важнейшим в немецкой библиотечной статистике, которая выделяет библиотеки с персоналом и без штатного персонала.

При классификации библиотек в зависимости от количества штатных сотрудников выделяют группы библиотек, не имеющие штатных сотрудников, с одним сотрудником, с 2-5 сотрудниками и так далее в зависимости от целей исследования.

В соответствии с параметрами материально-технической базы библиотек также можно выделить ряд критериев классификации. Например, в зависимости от технического состояния зданий различают библиотеки, требующие капитального ремонта, текущего ремонта и не требующие ремонта. Данная классификация активно используется в библиотечной статистике. Библиотеки классифицируются в зависимости от площади занимаемых помещений. В соответствии с данным критерием можно выделить библиотеки, имеющие площадь до 50 кв. м, 50-100 кв. м и т.д. Техническая оснащенность библиотек также является основанием для определения многих признаков их классификации. Только в соответст-

вии с одним из них - наличием доступа в компьютерные сети - можно выделить три группы: библиотеки, не имеющие доступа в компьютерные сети, библиотеки, имеющие доступ в локальную сеть, и библиотеки, имеющие доступ в Интернет.

Так как фасетная классификация позволяет более полно отразить значимые, с точки зрения исследователя, признаки библиотек, и они на равных условиях могут быть положены в ее основу, мы построили такую классификацию библиотек в соответствии с названными выше признаками (см. табл. 5.2). Предложенный нами перечень классификационных признаков, которые определяются факторами внешней и внутренней среды деятельности библиотек, не является исчерпывающим; соответственно не может быть исчерпывающим и перечень выделенных классов библиотек. В зависимости от задач, которые стоят перед исследователем, спектр критериев классификации можно расширить, либо классификация может быть продолжена на более мелких уровнях деления по уже выделенным признакам. Это позволит определить новые классы библиотек.

Таблица 5.2

ФАСЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БИБЛИОТЕК*

В основу положена библиотечная система Республики Беларусь

bgcolor=white>1. Общественные 1.1. Государственные республиканских органов власти:

Министерства культуру Министерства образования Министерства здравоохранения Министерства сельского хозяйства

Министерства внутренних дел

Министерства обороны Гэсударственного комитета по науке и технологиям Гэсударственного комитета по физической культуре и спорту Администрации Президента других министерств и ведомств;

местных органов власти и самоуправления:

областных органов власти и самоуправления районных органов власти и самоуправления городских органов власти и самоуправления поселковых органов власти и самоуправления сельских органов власти и самоуправления

1 2 3
и повышению

квалификации

управленческие

законодательных органов власти

исполнительных органов власти

судебных органов власти партийных организаций и объединений 3. Личные

Учредители

1 2 3
1.2. Негосударственные

негосударственных

организаций

негосударственных

предприятий

негосударственных

учреждений

Государство Форма собственности Го сударственные Частные
Юридический статус Самостоятельные

Несамостоятельные

Научный статус Научные

Вненаучныѳ

Административно

территориальное

Республиканские

Областные

Районные

Городские

Поселковые

Сельские

Доступность Общедоступные С ограниченным доступом,
Платность

обслуживания

Платные

Бесплатные

Система библиотек Статус Центральные
Зона обслуживания Республиканские

Областные

Районные

Городские

Поселковые

Сельские

Предприятий,

организаций и

учреждений

1 2
Элементы внутренней среды библиотеки
Библиотечный Содержание

документов

Универсальные

Отраслевые

Форма документов 1. Универсальные

2. Специализированные

произведений печати

микроформ

электронные

Объем фонда Менее 2000 экз. 2001 - 5000 экз. 5001 - 10 000 экз. Более 10 000 экз.
Запрограммированная активность использования Репозитарные Депозитарные "
Контингент

пользователей

Возраст

пользователей

1. Универсальные

2. Специализированные:

детские юношеские для взрослых

Психо

физиологические

возможности

пользователей

1. Универсальные

2. Специализированные

для лиц, не имеющих ограничений в развитии для слепых и слабовидящих для лиц с нарушениями психики

Количество

пользователей

Менее 1750 пользователей 1750 - 2449 пользователей 2450 - 3849 пользователей Более 3850 пользователей
1 2 3
Персонал Наличие штатного персонала С персоналом

Без штатного персонала

Количество

сотрудников

Без сотрудников С одним сотрудником С 2 -5 сотрудниками С 6 - 10 сотрудниками С 10 - 50 сотрудниками С 51 - 100 сотрудниками Более 100 сотрудников
МТБ Техническое состояние здания Требует капитального ремонта

Требует текущего ремонта

Не требует ремонта

Площадь помещений До 50 кв. м 51 -100 кв. м 101 - 500 кв. м 501 - 1000 кв. м Более 1000 кв. м
Степень доступа в компьютерные сети Не имеющие доступа в сеть

Имеющие доступ в локальную сеть Имеющие доступ в Интернет

Выделенные нами в предлагаемой фасетной классификации ряды могут быть использованы при построении более сложных иерархических и многоаспектных видов классификации. В качестве примера такого многофункционального подхода к использованию предложенной классификации предлагаем разработанную на ее основе классификацию библиотек, предназначенную для национальной библиотечной статистики. Она построена по принципам многомерной классификации и с учетом специфики библиотек Беларуси.

1. Общие библиотеки

1.1. Национальная библиотека Беларуси

1.2. Областные универсальные библиотеки

1.3. Районные ЦБС публичных библиотек

1.3.1. Городские публичные библиотеки

1.3.2. Сельские публичные библиотеки

1.4. Городские ЦБС публичных библиотек

1.5. Публичные библиотеки предприятий, организаций и учреждений

1.5.1. Публичные библиотеки БелОИЗ *

1.5.1.1. ЦБ БелОИЗ

1.5.1.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений БелОИЗ

1.5.2. Публичные профсоюзные библиотеки

1.5.3. Публичные библиотеки санаториев и домов отдыха

1.5.4. Публичные библиотеки других предприятий, организаций и учреждений

2. Специальные библиотеки

2.1. Научные библиотеки

2.1.1. ЦНБ НАН

2.1.2. Библиотеки отраслевых НИИ НАН

2.1.3. Библиотеки отраслевых НИИ и КБ

2.2. Учебные библиотеки

2.2.2. Библиотеки высших учебных заведений

2.2.2.1. ФБ Б ГУ

2.2.2.2. Библиотеки классических университетов

2.2.2.3. Библиотеки специализированных вузов

2.2.2.3.1. Библиотеки педагогических вузов

2.2.2.3.2. Библиотеки технических вузов

2.2.2.3.3. Библиотеки экономических вузов

2.2.2.3.4. Библиотеки сельскохозяйственных вузов

2.2.2.3.5. Библиотеки медицинских вузов-

2.2.2.3.6. Библиотеки спортивных вузов

2.2.2.3.7. Библиотеки вузов культуры

2.2.3. Библиотеки ССУЗов и ПТУ

2.2.3.1. Библиотеки ССУЗов

2.2.3.1.1. Библиотеки педагогических ССУЗов

2.2.3.1.2. Библиотеки технических ССУЗов

2.2.3.1.3. Библиотеки экономических ССУЗов

2.2.3.1.4. Библиотеки сельскохозяйственных ССУЗов

2.2.3.1.5. Библиотеки медицинских ССУЗов

2.2.3.1.6. Библиотеки спортивных ССУЗов

2.2.3.1.7. Библиотеки ССУЗов культуры

2.2.3.2. Библиотеки ПТУ

2.2.4. Библиотеки школ

2.2.4.1. Библиотеки общеобразовательных школ

2.2.4.2. Библиотеки специализированных школ

2.2.5. Библиотеки внешкольных заведений

2.2.6. Библиотеки учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов

2.3. Производственные библиотеки

2.3.1. Технические библиотеки

2.3.1.1. РНТБ

2.3.1.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.2. Сельскохозяйственные библиотеки 2.3.2.1-БелСХБ

2.3.2.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.3. Медицинские библиотеки

2.3.3.1. РНМБ

2.3.3.2. Областные медицинские библиотеки

2.3.3.3. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.4. Спортивные библиотеки

2.3.4.1. РНМБФК

2.3.4.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.5. Библиотеки учреждений культуры

2.3.6. Другие производственные библиотеки

2.4. Управленческие библиотеки

В материалах Международной федерации библиотечных ассоциации и учреждений (ИФЛА) говорится, что нет ни одного человека, который был бы слишком молод или слишком стар для пользования библиотекой. Задача публичной библиотеки - оказывать услуги всем гражданам и социальным группам. Потенциальным читательским группам публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются дети, молодежь, взрослые (среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этносы; люди, имеющие инвалидность; лица, помещенные в специальные учреждения - больницы, тюрьмы; учреждения местного самоуправления, учебные и культурные организации) .

Значительную часть основных пользователей современных российских сельских библиотек составляют, как прежде, дети и учащаяся молодежь, сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.

В последнее время добавились и новые категории пользователей: увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые тоже имеют право на обслуживание. Каждая из этих категории обращается в библиотеку со своими проблемами и ждет от нее помощи. Однако значительное место продолжает занимать потребность в информации в помощь образованию, а также самообразованию, понимаемому достаточно широко: как получение информации, необходимой для решения многих жизненных проблем.

В отношении детей и юношества сельские и школьные библиотеки накопили огромный опыт, сумев, несмотря на все трудности, в большинстве случаев реализовать свою главную функцию - создать условия для получения образования и развития личности. Главной их задачей остается приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, в библиотеке.

Меняющаяся на наших глазах роль чтения в жизни молодого человека приводит к тому, что сегодня библиотека не только должна приобщать его к чтению, но и обеспечивать ему свободный способ доступ к информации. Эта многоаспектная проблема требует решения целого ряда вопросов: от наличия хорошего фонда до воспитания информационной культуры, умения выбирать информационный продукт.

С недавних пор объектом внимания библиотеки стала сельская семья как единое целое. Такой подход может быть особенно успешен там, где произошло объединение школьной и сельской библиотек. Давно замечено, что в сельских семьях лидерами чтения зачастую являются дети. Эта особенность учитывается в работе библиотек, ставящих своей целью через книгу, чтение объединить семью, повлиять на микроклимат в ней сблизить людей на основе общих интересов, помочь им избавиться от негативных явлений. Сельский библиотекарь, знающий каждого из своих читателей достаточно хорошо, может успешно решать эту задачу.

Важнейшей задачей библиотеки, работающей на селе, всегда была помощь сельской школе. Тесная связь этих важнейших для жизни российского села социальных институтов отчетливо прослеживается на протяжении всего времени их развития. Сегодня сельская школа, преодолевая многочисленные трудности, переживает сложный период. Она пытается модернизировать всю свою деятельность, видя основным критерием успешности работы подготовленного к жизни человека.

Очевидно, что готовность человека к современной жизни предполагает не в последнюю очередь высокий уровень образованности, информированности. Чтобы его обеспечить, необходимо информационное насыщение всей школьной сферы. Основными объектами такого «информационного обогащения» можно считать непосредственно личность учителя, учебный процесс, а также внешкольную деятельность. Реально это означает, что библиотека через книгу, организацию мероприятий должна помочь каждому учителю и каждому ученику.

Помощь учителю всегда была важнейшей задачей библиотеки. Сегодня учитель испытывает те же тяготы, что и любой житель села. Исследования показывает, что 76, 8% учителей нуждаются в социальной защите. Условия жизни и деятельности сельского учителя характеризуются как неблагоприятные, достаточно сказать, что только 7% учителей регулярно получают зарплату У многих учителей отмечается снижение удовлетворенности своей работой. Интересно, что одной из основных причин этого называется плохое состояние учебно-методического обеспечения преподаваемого предмета и низкий общий уровень информационного обеспечения школы.

Информационные потребности учителя и директора заметно разнятся. Директор наиболее остро ощущают недостаток информации по правовым вопросам (66%), психолого-педагогическим проблемам образования (57%), достижениям современной отечественной педагогики, дополнительному образованию детей и взрослых. Интересует директоров сельских школ и зарубежный опыт образования и воспитания детей (15%), а также медицинские проблемы детства и подросткового возраста.

Учителя-предметники нуждаются, прежде всего, в постоянной широкой информации, связанной с развитием соответствующей сферы - химии, физики, истории. Образовательная ценность учебного предмета во многом зависит от того, как решается проблема соотношения содержания преподаваемого курса и уровня развития науки. Например, наука географии существенно обновилась. Конструирование учебного предмета должно основываться на базовых научных идеях, закономерностях, закономерностях, фактах и отражать современный мир полноценно, а не в усеченном виде. Для такого преподавания необходим высокий уровень информированности учителя. Только тогда он сумеет интересно построить учебный процесс, разработать новые формы преподавания.

Конечно, учителя и администрация школы нуждаются в знаниях методического, психолого-педагогического, медицинского характера. Смягчить условия информационного дефицита, в которых работает школа, может и должна сельская библиотека.

Чрезвычайно важна ее роль в информационной поддержке учащихся, выявлении среди них особенно способных, талантливых.

Известно, что интерес к чтению, тяга к знаниям - первый признак талантливости человека. Привлечение такого ребенка к жизни библиотеки может дать очень много для его будущего развития. Библиотека способна помочь ему и в осознании своих способностей, и в развитии интереса к какой-либо сфере деятельности. На библиотекаре, так же как и на учителе, лежит большая ответственность за то, чтобы первые ростки талантливости ученика были замечены и поддержаны.

Разумеется, из поля внимания не должны выпадать и трудные подростки. Опыт показывает, что библиотека может быть местом, где подросток способен восстановить душевное равновесие: здесь никто не ставит ему оценки, нет такой жесткой дисциплины, здесь он может найти большее понимание и квалифицированную помощь. Часто библиотека помогает проявиться его положительным качествам и способностям, которые не были замечены в школе. Исследования показывают, что, несмотря на то, что авторитет библиотеки у сельских подростков весьма велик: постоянными читателями являются 53,4 % сельских выпускников школ .

Внеклассная и внешкольная работа - еще одна сфера, которая нуждается в информационном насыщении. Организация кружков, трудового и производственного обучения, освоение навыков личного подсобного хозяйства-формирование «сельскохозяйственной грамотности» - невозможно без обращения к книге.

Особенность работы сельской библиотеки - тесный, каждодневный контакт с жителями села - позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т. н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.

Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.

В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п.

Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.

Таким образом, управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.

Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку!

Сегодня среди жителей села довольно много безработных. Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.

Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки. Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др.

Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию. Работа сельской библиотеки имеет свою специфику: с одной стороны, она испытывает большие трудности в отношении комплектования, с другой - большие возможности общения с каждым из читателей, проникновения в мир его интересов и способностей.

В последнее время во многих сельских библиотеках стали возникать такие формы общения, как «телефон доверия», «кабинеты психологической помощи», «кабинеты доверия», «телефон поддержки» и т.д. Эти формы - реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности - попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В совсем маленьких сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.

Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как «безработные», «подростки-инвалиды», «одаренные дети».

К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде.

Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам - заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников школ. Она старается подобрать нужную литературу для выполнения учебных заданий, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам - заочника возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к ресурсам крупных отечественных и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.

Таким образом, современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида охватывает свое деятельностью всех субъектов педагогического процесса, помогая им решать свои многочисленные образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям, которые предъявляет к публичным библиотекам ИФЛА.

Термин «массовые» в наименовании этого вида библиотек используется с 1920-х годов. Его применение было удачным, так как позволяло отразить количественный аспект (библиотек этого вида было много – «масса»), качественный (эти библиотеки были ориентированы на всех, т. е. на «массу»), идеологический (в оппозицию названия подобных библиотек за рубежом – «публичным»).

«Библиотечная энциклопедия» (М., 2007) определяет массовые библиотеки как общедоступные универсальные библиотеки, низовое звено государственной системы библиотечного обслуживания в СССР, максимально приближенные к населению (государственные – городские, районные, сельские; профсоюзные, колхозные).

В начале 1990-х гг. была признана моральная и идеологическая устарелость термина «массовые библиотеки», предлагалось их переименовать в народные или – общие, просветительские, публичные и др. В 1994 г. Федеральный закон о библиотечном деле установил термин «общедоступные библиотеки», не используя в своем содержании понятие «массовые библиотеки», что позволяет считать их переименованными.

Следует согласиться, что на том этапе развития библиотечного дела было невозможным введение наименования публичные библиотеки в отношении массовых библиотек, так как их реальное состояние не соответствовало сложившимся в мире представлениям о публичных библиотеках как виде библиотек. По международным представлениям, публичные библиотеки обладают предельной доступностью (обслуживают без ограничений по возрасту, социальному положению); для них не обязательная универсальность фонда (публичными могут быть и школьные, и специальные и др., качество их функционирования позволяет максимальное удовлетворить информационные запросы пользователей.

Между тем стремление к международной унификации терминологии, определенные качественные преобразования общедоступных библиотек, позволили в 1999 г. в ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» ввести понятие «публичная библиотека» в содержании «общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения».

В результате сегодня в соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле и ГОСТ 7.0–99 один и тот же вид библиотек именуется по-разному. В библиотечной лексике получил распространение прием одновременного использования двух терминов, т. е. «общедоступные (публичные) библиотеки», что на практике в зависимости от реального состояния той или иной библиотеки позволяет именовать ее или публичной, или общедоступной.

3.4.Виды общедоступных (публичных) библиотек

Значительная сеть общедоступных (публичных) библиотек представлена разнообразными по виду учреждениями, которые группируются по важнейшим типологизационным признакам.

I. Порядок учреждения библиотеки и форма собственности:

1) государственные библиотеки – учрежденные органами государственной власти субъектов РФ (областные, краевые, республиканские (в составе РФ) детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых);

2) муниципальные библиотеки – учрежденные органами местного самоуправления;

3) общественныебиблиотеки – учрежденные и финансируемые общественными организациями:

а) профсоюзные библиотеки (их отличия от муниципальных: учреждены другим ведомством, располагаются по производственному принципу, в их фонде – литература по профдвижению, они тесно сотрудничают со специальной библиотекой предприятия);

б) политико-идеологические библиотеки (партийные и различных политических организаций и движений: например, библиотека ЛДПР, Независимая общественная библиотека в Москве, библиотека общества «Мемориал» (жертв политических репрессий) в г. Нижнем Тагиле);

в) конфессиональные (религиозные) библиотеки (в частности, среди православных библиотек к общедоступным относят Синодальную библиотеку Московского Патриархата, библиотеку на Крутицком подворье (Москва), библиотеку при Храме св. Екатерины (Москва); к общедоступным следует отнести библиотеки православных приходов, а также мечетей, синагог и др.).

г) библиотеки национальных обществ (например, библиотека еврейского общества в Челябинске, библиотека общества «Грузинское землячество» в Москве и др.);

д) кооперативные библиотеки, создаваемые группой лиц на их средства и предоставляющие услуги, как правило, за плату;

е) частные библиотеки, учрежденные отдельным физическим лицом на собственные средства;

ж) библиотеки других различных обществ (Всероссийского общества глухих, обществ любителей собак и т. п.).

1)детские библиотеки;

2) юношеские (молодежные) библиотеки;

3)детско-юношеские библиотеки;

4)библиотеки для всех возрастных категорий;

5)библиотеки для слепых;

6)библиотеки для глухих.

III. Территориальный тип муниципального образования – места нахождения библиотеки:

1)городские библиотеки;

2)сельские библиотеки.

IV. Территориальный статус библиотеки:

1)поселенческие библиотеки;

2)межпоселенческие библиотеки;

3) центральные городские библиотеки;

4)центральные районные библиотеки;

5)окружные библиотеки (Москва, ХМАО);

6)областные (республиканские, краевые) детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых.

V. Профиль фонда библиотеки:

1)универсальные библиотеки;

2)специализированные библиотеки (семейного чтения, духовного возрождения, религии, истории, экологии и др.).

VI. Виды документов в фонде библиотеки:

1)библиотеки с документами рельефно-точечного шрифта и машиночитаемыми (для слепых);

2)библиотеки, специализированные по виду документа филиалы (например, периодики).

Наглядно видовая типологическая характеристика общедоступных (публиынх) библиотек представлена в приложении в таблицах 1,2.

Похожие публикации