Какие бывают формы нод в доу. Новый план-модель нод, который избавит воспитателей от длинных конспектов

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников - передача детям общественно-исторического опыта человечества.

Форма организации обучения - это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Формы различаются по:

Количественному составу обучающихся;

Характеру взаимодействия между учащимися и обучающим (степенью активности и самостоятельности);

Способам деятельности (методам и приемам);

Месту проведения;

Удельному весу, т. е. по месту, которое они занимают в учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения: фронтальные; групповые; индивидуальные (таблица 1)

Таблица 1

Формы организации обучения

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая

Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения;

недостатком трудности в индивидуализации обучения.

Фронтальная форма организации НОД необходима в условиях современного дошкольного учреждения. Содержанием фронтальной НОД может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства в т. п. В этих НОД важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов . Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п. Естественно, что делать это на фронтальном занятии не представляется возможным.

При всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными они не могут стать основной формой обучения в дошкольном учреждении, ввиду неэкономичности обучения по времени и требования больших нервных затрат.

Групповая (дифференциальная) форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой . Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек .

Обучение в НОД независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе НОД.

НОД - это:

Основная форма организации познавательной активности ребенка;

Динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

Элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализацией определенной части учебной программы;

Единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

По дидактическим задачам НОД делятся следующие группы : НОД усвоения новых знаний, умений; НОД закрепления ранее приобретенных знаний, умений; НОД творческого применения знаний и умений, комплексные НОД, комбинированные НОД и НОД контрольные (проверочные).

В настоящее время преобладают комплексные НОД , на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.). В комплексной НОД решаются задачи двух и более видов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию занятия и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики.

В комбинированной НОД происходит совмещение дидактических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.

В интегрированных НОД объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Например, перед слушанием пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» детям показывают соответствующую инсценировку (или предлагают рассказать о своей любимой игрушке). После разучивания стихотворения о зиме малыши участвуют в общей аппликативной работе - делают панно «Снежинки» (или под музыку выполняют имитационные движения «Летят снежинки»). В физкультурное занятие органично войдет работа по формированию пространственных ориентировок.

НОД имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любой НОД выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход НОД (процесс) и окончание (таблица).

Структура классической НОД

Структурный компонент

Начало занятия

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя; точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс)

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).

Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Структура НОД:

Организационный момент

Постановка цели

Организация познавательной деятельности и практической деятельности (основная часть)

Анализ деятельности детей

В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части НОД. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Методика проведения занятий

Большое значение имеет начало НОД , организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Начало НОД предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Объяснение дается деловито, спокойно, в меру эмоционально. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

Ход (процесс) НОД - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей.

В ходе НОД педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе НОД педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности . Любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

На данном этапе НОД приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития , темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка . Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминают, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указаниями педагога. В случае затруднений такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, наводящего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Некоторым детям порой требуются дополнительные объяснения, показ, непосредственная помощь педагога, другим достаточно словесной инструкции.

Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результата - необходимое завершение практической и учебной деятельности в НОД. Это укрепляет волю ребенка, повышает интерес к приобретению знаний и умений.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка .

Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в НОД по математике, родныму языку, изодеятельности.

Окончание НОД посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Окончание НОД в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием НОД, так и с деятельностью детей В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усердие, желание выполнить задание, т.е. активизирует положительные эмоции, связанные с содержанием обучения.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, их отношения к выполнению задания. Это делается для того, чтобы ребенок понял сущность учебной задачи, осознал значение внимательного отношения к указаниям педагога, необходимость выполнения работы в определенной последовательности. Оценка учит ребенка видеть свои успехи, а иногда и ошибки, осознавать их причины.

В конце НОД со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия. В старшей группе к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекаются дети.

Обучение детей не ограничивается НОД. Более того, как отмечала в свое время А. П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога - помочь ребенку приобрести полноценные знания вне НОД. С этой целью педагог продумывает задачи и способы организации обучения детей вне НОД. С кем-то надо повторить стихотворение, кого-то поупражнять в порядковом счете, с некоторыми детьми необходимо попрыгать, побегать... Подобных задач педагог намечает немало, а для их решения выбирает то или иное время дня (время прогулки, утро, когда основная часть детей еще не пришла, и т.д.) .

Иногда целесообразно объединять нескольких детей, имеющих общие «проблемы» (недостатки звукопроизношения; бедность словарного запаса, пробелы в знаниях, умениях). Такая работа называется дифференцированной. Она экономит время педагога и предусматривает общение детей в процессе обучения. Например, педагог объединяет трех детей с неустойчивым вниманием и предлагает им участвовать в конкурсе на выполнение картинки из мозаики. А еще двоих детей, плохо владеющих ножницами, попросит помочь разрезать полоски на квадраты, которые понадобятся на завтрашнем занятии.

Обучению детей вне НОД служат дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям; чтение художественной литературы; наблюдения на прогулке и многое другое. Детям старшего дошкольного возраста целесообразно время от времени предлагать «домашние задания», выполнение которых рассчитано на помощь родителей, других членов семьи. Например, подобрать народные приметы о погоде, выучить скороговорку, загадку, стихотворение, сделать игрушку из конструктора, бумаги, природного материала и др.

В повседневной жизни происходят отработка, закрепление и расширение знаний и умений , усвоенных в НОД. Так, в НОД дошкольники знакомились с пословицами. Но осознание подтекста пословицы (внутреннего смысла, второго плана) - процесс длительный. Поэтому в дальнейшем воспитатель использует все подходящие ситуации, чтобы углубить понимание пословиц, ввести их в активную речь детей.

При проведении НОД должны выполняться гигиенические требования к максимальной нагрузке детей в организационных формах обучения. Количество НОД в неделю и длительность определяется программой и соответствует СанПиН 2.4.1.2660-10 (от 22 июля 2010 г.№91).

1 НОД в неделю в 2 младшей группе, 1 НОД в неделю в ср. гр., 1 НОД в неделю в ст.гр, 2 НОД в неделю - в подготовительной группе.

10 минут - 1 младшая группа,

15 мин. - 2 младшая группа,

20 мин. - средняя группа,

25 мин. - старшая группа,

30 мин. в подготовительной группе.

НОД, которая требует умственного напряжения ребенка, рекомендуют проводить в 1 половине дня, но не в понедельник в сочетании с более подвижными: музыкальными, физкультурными, по изобразительному искусству.

Воспитатели должны организовывать непрерывную образовательную деятельность (НОД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО - в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Однако педагог часто остается единственной центральной фигурой в ходе образовательной деятельности. На это указывает и тот факт, что уровень речевой активности детей остается низким даже на занятиях по развитию речи. Причина этого в немалой степени в том, что воспитатели традиционно используют подробные конспекты НОД, где картина занятия выстроена в мельчайших деталях вплоть до возможных ответов детей. Иногда воспитатель не дает детям высказаться, потому что опасается, что не успеет выполнить то, что задумал. Но ведь цель НОД - развивать детей, а не исполнять задуманный сценарий.

Предлагаем использовать в работе план-модель НОД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении.

План-модель непрерывной образовательной деятельности по объему занимает от 2/3 до 1 страницы. В нем нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это необходимо. Такой план воспитателю легче удержать в памяти, чем развернутый конспект или сценарий. Написание такого плана отнимает меньше времени на бумажную работу, что позволяет быстрее подготовиться к образовательной деятельности.

План-модель универсален - его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.

Какую структуру имеет план-модель

План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает только основные элементы НОД:

  • этапы НОД, включая целеполагание;
  • ключевые вопросы;
  • ситуация выбора - элемент партнерского взаимодействия.

Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности. План-модель также включает этап постановки цели для детей.

Пример целеполагания НОД

Цель НОД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель НОД - организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей.

Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей - стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе НОД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе НОД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели.

Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4-5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу.

Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута.

Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы планирования - следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи - это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.

Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой НОД.

Мотивация. Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах.

Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.

Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.

Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику НОД. Это несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество - 4-5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату.

Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию), направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными.

Чаще всего большинство вопросов, которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер, т. е. от ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие вопросы тоже нужны. Но на каждой НОД обязательно должны быть и открытые вопросы - такие, которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников. Чем больше воспитатель будет задавать открытых вопросов, тем интереснее диалог он выстроит с детьми.

Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и понятными. В ходе НОД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить его несколько раз, обращаясь непосредственно к отдельным воспитанникам, а не переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им время подумать.

В ходе диалога будет больше вопросов и ответов, мнений, высказываний и рассуждений со стороны воспитателя и детей. Но все их запланировать и прописать невозможно и не нужно, если воспитатель добивается свободного общения.

Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение.

Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу. Это зависит от цели НОД. Но если он планирует ее, то должен обозначить свою роль на данном этапе. Воспитатель может:

  • провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь;
  • продолжить диалог со всеми воспитанниками по теме НОД;
  • дать дополнительную информацию;
  • сделать пометки, чтобы потом их внести в индивидуальные карты наблюдений.

Рефлексия - последний и обязательный этап НОД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей - важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

  • результат - соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);
  • моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
  • содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);
  • способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)
  • взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
  • отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);
  • перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

Шаблон плана-модели НОД

КАК СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Листайте презентацию, кликая мышкой, или используйте стрелочки внизу

Электронная презентация о плане-модели НОД

Чтобы вам удобнее было познакомить воспитателей с планом-моделью НОД, используйте

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД. НОД КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТИПЫ И ВИДЫ НОД, ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, СТРУКТУРА, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ. САНПИН 2.4.1. 2660 - 10.

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта че­ловечества.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Формы различаются по:

– количественному составу обучающихся;

– характеру взаимодействия между учащимися и обучающим (степенью активности и самостоятельности);

– способам деятельности (методам и приемам);

– месту проведения;

– удельному весу, т. е. по месту, которое они занимают в учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения: фронтальные; групповые; индивидуальные (таблица 1)

Таблица 1

Формы организации обучения

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая

Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения;

Недостатком трудности в индивидуализации обучения.

Фронтальная форма организации НОД необходима в условиях современного дошкольного учреждения. Содержанием фронтальной НОД может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства в т. п. В этих НОД важен эффект «эмоционального воз­действия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

Индивидуальная форма организации обучения заключа­ет в себе много положительных факторов . Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребен­ка , с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т. п. Естественно, что делать это на фронтальном занятии не представляется возможным.

При всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными они не могут стать основной фор­мой обучения в дошкольном учреждении, ввиду неэкономичности обучения по времени и требования больших нервных затрат.

Единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

По дидактичес­ким задачам НОД делятся следующие группы : НОД усво­ения новых знаний, умений; НОД закрепления ранее при­обретенных знаний, умений; НОД творческого примене­ния знаний и умений, комплексные НОД, комбинированные НОД и НОД контрольные (проверочные).

В настоящее время преобладают комплексные НОД , на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.). В комплексной НОД решаются задачи двух и более ви­дов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию занятия и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики.

В комбинированной НОД происходит совмещение дидак­тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.

В интегрированных НОД объе­динение не является произвольным или механическим. Сле­дует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Например, перед слушанием пьесы «Болезнь куклы» детям показывают соответствующую инсценировку (или предлагают рассказать о своей любимой игрушке). После разучивания стихотворения о зиме малыши участвуют в общей аппликативной работе - делают панно «Снежинки» (или под музыку вы­полняют имитационные движения «Летят снежинки»). В физкультурное занятие органично войдет работа по формированию пространственных ориентировок.

НОД имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любой НОД выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход НОД (процесс) и окончание (таблица).

Структура классической НОД

Структурный компонент

Начало занятия

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя; точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс)

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).

Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу , активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Структура НОД:

Организационный момент

Постановка цели

Анализ деятельности детей

В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части НОД. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Методика проведения НОД

Большое значение имеет начало НОД , организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Начало НОД предполагает непосредственную органи­зацию детей: необходимо переключить их внимание на пред­стоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соот­ветствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Объяснение дается деловито, спокойно, в меру эмо­ционально. На основе объяснения и показа способов дей­ствий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательнос­ти выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

Ход (процесс) НОД - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в ус­воении знаний и умений, которые определены учебной зада­чей.

В ходе НОД педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе НОД педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности . Любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

На данном этапе НОД приемы обучения индивидуа­лизируются в соответствии с уровнем развития , темпом вос­приятия, особенностями мышления каждого ребенка . Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминают, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указаниями пе­дагога. В случае затруднений такому ребенку бывает дос­таточно совета, напоминания, наводящего вопроса. Пе­дагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднитель­ного положения. Некоторым детям порой требуются до­полнительные объяснения, показ, непосредственная по­мощь педагога, другим достаточно словесной инструкции.

Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка по­лучился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результа­та - необходимое завершение практической и учебной дея­тельности в НОД. Это укрепляет волю ребенка, повы­шает интерес к приобретению знаний и умений.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка .

Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в НОД по математике, родныму языку, изодеятельности.

Окончание НОД посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивиду­альных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Окончание НОД в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием НОД, так и с деятельностью детей В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усер­дие, желание выполнить задание, т. е. активизирует поло­жительные эмоции, связанные с содержанием обучения.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, их отношения к выпол­нению задания. Это делается для того, чтобы ребенок по­нял сущность учебной задачи, осознал значение внима­тельного отношения к указаниям педагога, необходимость выполнения работы в определенной последовательности. Оценка учит ребенка видеть свои успехи, а иногда и ошиб­ки, осознавать их причины.

В конце НОД со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия. В старшей группе к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекают­ся дети.

Обучение детей не ограничивается НОД. Более того, как отмечала в свое вре­мя, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседнев­ном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога - помочь ребенку при­обрести полноценные знания вне НОД. С этой целью пе­дагог продумывает задачи и способы организации обуче­ния детей вне НОД. С кем-то надо повторить стихотворе­ние, кого-то поупражнять в порядковом счете, с некоторыми детьми необходимо попрыгать, побегать... Подобных задач педагог намечает немало, а для их решения выбирает то или иное время дня (время прогулки, утро, когда основная часть детей еще не пришла, и т. д.) .

Иногда целесообразно объединять нескольких детей, имеющих общие «проблемы» (недостатки звукопроизношения; бедность словарного запаса, пробелы в знаниях, уме­ниях). Такая работа называется дифференцированной. Она экономит время педагога и предусматривает общение де­тей в процессе обучения. Например, педагог объединяет трех детей с неустойчивым вниманием и предлагает им уча­ствовать в конкурсе на выполнение картинки из мозаики. А еще двоих детей, плохо владеющих ножницами, попро­сит помочь разрезать полоски на квадраты, которые по­надобятся на завтрашнем занятии.

Обучению детей вне НОД служат дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям; чтение художественной литературы ; наблюдения на прогул­ке и многое другое. Детям старшего дошкольного возраста целесообразно время от времени предлагать «домашние задания», выполнение которых рассчитано на помощь родителей, других членов семьи. Например, подобрать народные приметы о погоде, выучить скороговорку, загадку, сти­хотворение, сделать игрушку из конструктора, бумаги, природного материала и др.

В повседневной жизни происходят отработка, закрепление и расширение знаний и умений , усвоенных в НОД. Так, в НОД дошкольники знакомились с по­словицами. Но осознание подтекста пословицы (внутрен­него смысла, второго плана) - процесс длительный. Поэто­му в дальнейшем воспитатель использует все подходящие си­туации, чтобы углубить понимание пословиц, ввести их в активную речь детей.

При проведении НОД должны выполняться гигиенические требования к максимальной нагрузке детей в организационных формах обучения. Количество НОД в неделю и длительность определяется программой и соответствует СанПиН 2.4.1.2660-10.

10 минут – 1 младшая группа,

15 мин. – 2 младшая группа,

20 мин. – средняя группа,

25 мин. – старшая группа,

30 мин. в подготовительной группе.

НОД, которая требует умственного напряжения ребенка, рекомендуют проводить в 1 половине дня, но не в понедельник в сочетании с более подвижными: музыкальными, физкультурными, по изобразительному искусству.

Виды НОД. требования к конспекту НОД.

Виды занятий: классическое, комплесное, тематическое, итоговое, экскурсии, групповые, игра, труд.

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:

Структура классического занятия;

Начало занятия;

Предполагает организацию детей.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

Ход (процесс) занятия:

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия:

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3. Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения

Всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

15. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие (проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

Конспект НОД:

1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.

И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.

6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Основные моменты самой образовательной деятельности я отразила в статье «Как разработать развивающее занятие», так как любая образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей.

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Виды занятий: классическое, комплесное, тематическое, итоговое, экскурсии, групповые, игра, труд.

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:

Структура классического занятия;

Начало занятия;

Предполагает организацию детей.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

Ход (процесс) занятия

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Комплексное - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга

Интегрированные - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).


3. Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

7. Занятие-труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион - кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения

Всей группе детей дается задание - образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

15. Занятие-путешествие

Цель - развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие (проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет - рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

Похожие публикации