"избиение младенцев". Избиение младенцев

В 1989 году Андреа Кеннеди познакомилась с Расселом Йетсом, а спустя 5 лет пара поженилась. Андреа и Рассел сразу решили, что в их семье должно быть много детей. В первый же год после свадьбы на свет появился первенец — Ноа, вслед за ним в 1995 году — Джон, а в 1997 году родился третий сын — Пол. При этом уже после рождения Ноа у Андреа началась послеродовая депрессия. Молодой матери прописали успокоительное. В то время подобное состояние считалось совершенно нормальным для молодых матерей, и никто не усмотрел в этом случае ничего опасного, поэтому Андреа родила еще троих детей. После рождения Люка(1999) депрессивное состояние женщины усугубилось, и ей прописали антидепрессанты и антипсихотические препараты. Но они не помогли, и Андреа попыталась покончить с собой. Врачам удалось спасти женщину, и, как казалось, победить ее болезнь. После курса лечения психическое состояние Андреа ни у кого не вызывало опасений: она чувствовала себя прекрасно и через год после попытки суицида, в 2000 году, родила свою единственную дочь — Мэри. А спустя год скончался отец Андреа, и это печальное событие стало для женщины настоящим ударом. Болезнь вернулась.

Очередной эпизод депрессии был настолько тяжелым, что Рассел, муж Андреа, не верил, что жене удастся выкарабкаться. К сожалению, он был прав. 20 июня 2001 года, проводив Рассела на работу, Андреа набрала полную ванну воды и утопила в ней своих детей, одного за другим. Тела детей она заворачивала в полотенце и клала на кровать. Андреа убила Люка, Джона, Пола и Мэри. Последней жертвой стал семилетний Ноа, который успел понять, что происходит, и попытался сбежать от матери. После этого Андреа позвонила в полицию, а затем — мужу.

Общество требовало самого жесткого наказания для детоубийцы, но муж Андреа настаивал на том, что во всем виновата болезнь. В 2002 году женщину осудили за тяжкое убийство и приговорили к пожизненному заключению с возможностью условно-досрочного освобождения через 40 лет, но приговор позднее отменили на апелляции. Андреа была признана невиновной по причине невменяемости и переведена в психиатрическую клинику.

Популярное

После этого случая молодые матери в США стали проходить тест на вменяемость.

Тереза Норр, сутенерша и убийца


В 1961 году пятнадцатилетняя Тереза Кросс осиротела: ее мать умерла от сердечного приступа, и Тереза впала в депрессию. Всего через год девушка поспешила выйти замуж — вероятно, ей слишком тяжело было быть одной. В 1963 году у юной Терезы и ее мужа Клиффа Сандерса родился сын Говард Клайд. Но семейная жизнь не сложилась: по никому не известной причине Тереза застрелила мужа спустя год после рождения ребенка. На суде она представила произошедшее как самооборону и была полностью оправдана. А еще через год Тереза вновь вышла замуж за Роберта Норра и родила пятерых детей: Шейлу(1965), Сьюзан(1966), Уильяма(1967), Роберта(1967) и Терезу Мэри, которую в семье звали« Терри»(1970). После рождения детей Тереза развелась с Робертом.

Впоследствии Терри рассказывала, что ее мать была крайне жестоким человеком: она ненавидела своих дочерей и издевалась над ними, завидуя их молодости и красоте. Терри рассказала, что мать регулярно наказывала ее и Сьюзан, тушила об их тела сигареты и порола без повода. В 1983 году Тереза попыталась застрелить Сьюзан, но девушка выжила — пуля застряла у нее в груди. Норр не вызвала дочери врача, а год спустя сама попыталась удалить пулю из тела дочери. Из-за того, что инструменты не были стерильными, Сьюзан заболела желтухой, а вскоре начала проявлять признаки психического расстройства. Тереза Норр собрала детей и объявила им, что Сьюзан одержима сатаной и единственный способ избавиться от опасность — это сжечь ее заживо. Норр заставила своих сыновей увести Сьюзан в горы и сделать это.

Затем настал черед старшей дочери — Шейлы. Мать заставляла ее заниматься проституцией, а в 1985 году вдруг заявила, что Шейла подхватила от клиента« нехорошую болезнь» и заразила свою мать через сиденье унитаза. В наказание Тереза заперла Шейлу в комнате и больше никогда не выпускала. Через несколько недель девушка умерла от голода.

Норр и её сыновья были арестованы 11 октября 1993 года. Терри увидела по телевизору сериал« Их разыскивает Америка», в котором рассказывалось о преступлениях и лицах, их совершивших. Девушка позвонила в полицию и рассказала обо всем, что происходило в их семье.

Норр обвинили в убийствах с применением пыток. Сначала Тереза отрицала свою вину, но после того, как узнала, что сыновья готовы свидетельствовать против нее, дала признательные показания. 17 октября 1995 года Терезу Норр приговорили к двум пожизненным заключениям.

Светлана Оклей, мать-героиня, убийца и похитительница


Матерью-героиней из города Краснодон Луганской области гордился весь Шахтерский район. Светлана и ее муж Александр воспитывали шестерых дочек и одного сына, при этом все дети в этой многодетной семье были талантливыми и одаренными: дети хорошо учились и регулярно становились лауреатами разнообразных районных и городских конкурсов. Александр работал шахтером, Светлана писала детские сказки, песни и создала детский семейный ансамбль« Оклей», который принимал участие во всех крупных мероприятиях Краснодонского района. Старшей дочери пары было уже 22 года, но она сохраняла близкие отношения с родителями. Идеальная семья. В 2007 году специальным указом президента Виктора Ющенко Светлана Оклей была награждена званием« Мать-героиня».

В 2010 году образцовая семья решила усыновить пятилетнего воспитанника детского дома Илью. Но оказалось, что у Ильи есть две сестры — четырехлетняя Лиза и двухлетняя Катя. Закон запрещает разлучать братьев и сестер, поэтому Светлана Оклей решила стать матерью всем троим. А через 2 года, в 2012 году, Светлана родила своего 11 ребенка.

Семья продолжала жить насыщенной общественной жизнью: Илья присоединился к семейному ансамблю и выступал на мероприятиях, но вот его маленьких сестричек никто никогда не видел. Впоследствии выяснилось, что о них ничего не знали даже в районной поликлинике.

В августе 2012 года в отделение милиции позвонила жительница поселка Семейкино Краснодонского района и сообщила, что неизвестные похитили ее трехлетнюю дочь Кристину Кабакову. Девочка гуляла во дворе со своим шестилетним братом. В какой-то момент к ним подъехали неизвестные люди: мужчина, женщина и девушка. Они схватили Кристину, бросили в коляску мотоцикла и увезли в неизвестном направлении. Со слов мальчика составили фоторобот похитителей, милиции удалось разыскать похищенную девочку. Кристину нашли на даче семьи Оклей. Девочку прятали под кроватью, завалив грудой тряпок. Светлана Оклей заявила, что эта девочка — вовсе не Кристина Кабакова, а ее приемная дочь Лиза.

Родителям Кристины, которые вскоре приехали, Оклей сказала, что якобы кто-то еще зимой похитил ее приемных дочерей Катю и Лизу, и поэтому она решила отомстить и похитить чужого ребенка. В этот момент приемный сын семьи Оклей Илья подошел к одному из милиционеров и прошептал: «Заберите меня отсюда, иначе они меня убьют». Все тело мальчика было покрыто синяками и шрамами. Светлану Оклей, ее старшую дочь Юлию и мужа Александра, который прятался на чердаке, немедленно арестовали.

Отец и дочь дали признательные показания. Как выяснилось, Светлана похитила Кристину Кабакову для того, чтобы выдать ее за одну из своих приемных дочерей. И Катю, и Лизу Светлана забила до смерти.

По словам старшей дочери Светланы Оклей Юлии, дети стояли в углу целыми днями. Им было запрещено шевелиться, в противном случае Светлана била их руками по голове, ногами по спине и всему телу. У Кати на голове постоянно была шишка от ударов о чугунную батарею. «Еще мама пробила ей нижнюю челюсть насквозь, и когда я ее кормила, у нее снизу подбородка вытекала еда — там была сквозная дырка через рот», — рассказывала Юлия. Светлана Оклей забила Лизу до смерти, а потом приказала Юлии и своему мужу Александру избавиться от тела. Отец и дочь положили Лизу в сумку и увезли в свой сельский дом, который стали использовать как дачу после того, как власти подарили семье квартиру. Там они сожгли тело девочки в железном чане.

После убийства Лизы Светлана ненадолго успокоилась и перестала избивать Катю и Илью. Но через 9 месяцев, уже на последних сроках беременности последним ребенком, Светлана убила Катю. Тело девочки закопали на той же даче.

11 декабря 2012 года над супругами Оклей и их дочерью Юлией начался суд. Юлия и Александр полностью признали свою вину и подтвердили, что Светлана долго пытала, а затем убила приемных дочерей. Сама же подсудимая отрицала свою вину: она уверяла, что дело против нее сфабриковано. Адвокат Светланы Оклей не выдержал и прямо на суде заявил, что его подзащитная — монстр.

Светлана Оклей была приговорена к 15 годам лишения свободы, её муж Александр — к 4 годам лишения свободы, а старшая дочь Юлия — к 4 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 3 года в связи с тем, что в момент суда она была беременна.

В марте 2013 года Светлана Оклей подала апелляцию на решение суда.

Апелляционный суд Луганской области не нашел оснований для изменения приговора.

"Избиение младенцев"- самая актуальная тема Рунета в эти новогодние/рождественские дни. Однако не потому, что в христианстве на эти дни приходится поминание младенцев, убитых 2000 лет назад по приказу иудейского царя Ирода Великого. Причина популярности скорее в так называемом "законе Димы Яковлева", принятого Госдумой РФ и лишающего российских детдомовцев надежды на минимальный шанс вырваться из порочного круга между сиротским домом, тюрьмой и домом инвалидов. Этот закон многие в Рунете сравнивают с пресловутым "избиением младенцев", а Президента, подписавшего этот закон, - с царем Иродом.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов". [Матф. 2:16]


Что же на самом деле произошло с младенцами в Иудее в царствование Ирода Великого? В чем так провинились дети перед царем? Церковное предание рассказывает о тысяча погибших младенцев: в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, а встречается вообще фантастика - 144 тысячи . Вряд ли когда-либо в Вифлееме жило столько людей.

Прежде всего, следует отметить, что кроме евангелиста Матфея никто больше этот эпизод не описывает. Более того, наиболее достоверный источник событий того времени, современник автора Евангелия, знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий (~ 37 - 100 г н.э.), который писал свои книги для римлян и не скрывал своей ненависти к Ироду, не скупился на черные краски для царя, нигде не упомянул об этом страшном событии. Ничего не сказал об этом и другой их современник, еврейско-эллинистический философ и религиозный мыслитель, Филон Александрийский (~ 25 г до н.э. - 50 г н.э.), оставивший детальное описание жизни Ирода. Откуда же Матфей узнал об "избиении младенцев", и было ли оно вообще?

Вопрос может показаться странным. Ведь "избиение младенцев" - это обычно все, или - почти всё, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом, а о популярности этой истории и её живучести свидетельствует огромное количество произведений искусства, посвященных этому событию. "Избиение младенцев" стало одним из главных сюжетов рождественских картин, театральных представлений и рассказов. При этом сам царь - личность в высшей степени неординарная и противоречивая, оставался как бы в стороне.

Но не зря потомки назвали царя Ирода Великим. Он - фигура незаурядная. Ирод был царь равновеликий, как в праведных делах, так и в злодеяниях. Это - один из наиболее образованных и деятельных монархов своего времени, расширивший границы своего государства и давший ему экономическое процветание и мир на протяжении десятилетий. Царь-строитель, построивший больше, чем все его предшественники со времен Давида и Соломона; успешный политик, умело лавировавший во время смены римских императоров, ставленником которых он был; злодей, не остановившийся перед казнью большинства членов Синедриона, чтобы преодолеть сопротивление жреческого сословия; жестоко и безжалостно расправившийся со всеми реальными и возможными противниками, среди которых были жены, сыновья, родственники и местная знать; жертва своей маниакальной подозрительности и палач, имя которого на века стало символом злодейства и жестокости.

Поданные не жаловали своего царя, слухи о нем ходили самые невероятные, и царская жестокость ни для кого не была секретом. Иосиф Флавий так описывает последние дни этого восточного деспота:

Он приказал собрать знатнейших мужей со всех мест Иудеи и запереть их в так называемом ипподроме (ристалище); затем он призвал к себе свою сестру Саломию и мужа ее Алексу и сказал им: «Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, как юбилейное торжество; однако мне могут устроить и траур и блестящую погребальную процессию, если только вы пожелаете испол-нить мою волю. Как только я умру, тогда вы оцепите солдатами тех заточенных и прикажите как можно скорее изрубить их, дабы вся Иудея и каждая фамилия, против своей воли, плакала бы над моей смертью » . [И.Флавий, "Иудейская война", I -33:6]

Впервые за все правление Ирода его воля не была исполнена.

Прежде чем войско узнало о его смерти, сестра его Саломия вместе с ее мужем освободили всех пленных, которых царь приказал убить, заявив, что он изменил свое решение и теперь отпускает каждого на свою родину . [там же, I -33:8]

"Избиение младенцев" на фоне этого не выглядит большим преувеличением, но истинность этого события вызывает большие сомнения у многих библеистов. Слишком противоречивы данные о времени рождения Иисуса Христа, а ведь это именно из-за него Ирод отдал свой приказ " избить всех младенцев в Вифлееме ". Волхвы, или маги, как называют их в оригинале греческого текста, пришли в страну "младенца Иисуса" поклониться родившемуся здесь "Царю Иудейскому", возбудив этим крайнее раздражение настоящего царя Иудеи, Ирода. При этом они не рассказали Ироду точное местонахождение младенца, указав только город Вифлеем. Естественно было предположить реакцию злодея - вырезать в том краю всех младенцев. "Зачистка" - как написали бы сегодня в Интернете.

Для подтверждения такого логического умозаключения автор Евангелия добавил ссылки на "классиков". Идея ссылаться на авторитеты родилась не в Интернете, и даже не в докладах Политбюро. Чтобы рассказанные истории выглядели убедительнее, авторы Нового Завета старались показать, что события развиваются в прямом соответствии с ветхозаветными пророчествами. Придерживался этого правила и евангелист Матфей, описывающий скорбь семей, у которых Ирод поубивал младенцев, ссылаясь на ветхозаветного пророка Иеремию.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". [Матф. 2:17-18]

Кроме этого, чувствуется явная аналогия с ветхозаветным сказанием о рождении Моисея. Согласно библейской легенде, фараон, напуганный быстрым ростом численности поселившихся в Египте потомков Иакова, повелел убивать всех еврейских детей мужского пола, но Моисея, как известно, удалось спасти. Пример вполне достойный сына Божьего, Иисуса.

«Побивались младенцы различно: одних убивали мечем, других разбивали о камни и стены, иных бросали оземь и попирали ногами, душили руками, разрывали и раздирали на части, пронзали, разрубали пополам. Горько рыдали матери: великий вопль их доходил до небес; они рвали на себе волосы и одежду и терзали себя, так что исполнились слова пророка Иеремии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет » (Иер.31:15; Мф. 2:18).

Рамой назывался город, стоявший на холме, в пределах колена Вениаминова. Рахилью же некоторые именовали Вифлеем, ибо в нем была погребена Рахиль, супруга патриарха Иакова, мать Вениамина. От гробницы ее и Вифлеем получил наименования Рахили. Итак, когда в Рахили, т. е. в Вифлееме, избивали младенцев, то в городе Раме, как отстоявшем не очень далеко от Вифлеема, были слышны плач, рыдания и великий вопль матерей, плакавших о своих убитых чадах. Плач этот отчасти описывают два святые Иоанна: Златоуст и Дамаскин. Первый из них повествует следующее.

Видя это, матери спрашивали убийц:

— За что вы убиваете наших детей? Какую обиду причинили они царю или вам?

И не было никого, кто бы ответил, почему совершается это напрасное убийство, не было никого, кто бы утешил их в этом великом горе. Они же с воплями взывали к воинам:

— Пощадите нас, пощадите! Разве у вас у самих нет матерей? Разве вы не ведаете любви материнской? Разве у вас нет жен? Разве не были вы любимы вашими матерями? Неужели вы не страшитесь, что и с вашими детьми случится то же? Сжальтесь над нами! Не лишайте нас детей наших, но избейте сначала нас самих, ибо мы не в силах перенести смерть наших детей! Пронзайте нас самих! Если наши дети причинили вам какое либо зло, то пусть и мы умрем вместе с ними!


Так вопили они в сердечной тоске и, обезумев от печали, забывши стыд, раздирали на себе одежды, от скорби били себя в грудь, терзали себе лица, рвали волосы, и призывали небеса во свидетели, взывая к Богу:

— О Владыка наш, Господи! Что значит эта великая жестокость царя? Он восстает на Твое творение: Ты создал, а он убивает; Ты дал нам детей, а он отнимает их у нас! Зачем родили мы на свет мальчиков, если наши младенцы должны подвергаться столь жестокой смерти?

Святой Иоанн Дамаскин повествует об этом плаче так: Матери, претерпевшие страдания при рождении своих детей, сидели при трупах убитых младенцев, с распущенными волосами, воздевая руки к небу, они рвали на себе.волосы, посыпали волосы пылью, призывали небеса во свидетели и, обливаясь слезами, так говорили к отсутствующему Ироду, как бы к присутствующему:

— Что значит это повеление твое, царь, направленное против нас? Разве ты не отец своих детей? Разве ты не знаешь, как велика любовь родителей к детям? Звезда ли оскорбила тебя? Но почему ты тогда не направляешь свои стрелы в небо, а иссушаешь молоко в наших сосцах? Волхвы ли причинили тебе зло? Но тогда почему же ты не воюешь с Персией, а лишаешь детей Вифлеем? Если родился новый царь и ты узнал о нем из книг, то схвати Гавриила и посади его в темницу.

Вскоре по избиении святых младенцев, число коих было четырнадцать тысяч, казнь Божия постигла и самого убийцу, царя Ирода, Жесток был конец его жизни, как повествует о том святой Феофилакт: одержимый горячкою и болезнью внутренностей, опухолью ног, заграждением ноздрей, трясением всего тела и распадением всех членов, лукавый царь, съедаемый червями, в страшных мучениях испустил дух. Повествуется также, что ему недостаточно было избить Вифлеемских младенцев, но еще при самой кончине своей, он предал смерти множество знатнейших и славнейших граждан Иерусалима: так он казнил Гиркана, первосвященника Иудейского, а также всех тех первосвященников и книжников народных, которых раньше спрашивал: «Где должно родиться Христу?» — и которые ответили ему: «В Вифлееме иудейском».

Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода,… … Православная энциклопедия

Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 2, ст. 1 6, 16) повествуется о том, что царь Иудеи Ирод I (73 4 до н. э.) приказал умертвить всех младенцев, родившихся в Вифлееме, после того, как волхвы сказали ему, что один из них Иисус, будущий царь… … Словарь крылатых слов и выражений

ИЗБИЕНИЕ, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 расправа (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ - что Лёгкая победа или расправа над более слабым противником. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых одним делом или общими интересами лиц (Х) в каком л. единоборстве, спортивном состязании, дискуссии, споре и т. д. (p), значительно… … Фразеологический словарь русского языка

Избиение младенцев - Ирон. Жестокая массовая расправа над невинными, беззащитными людьми; применение чрезмерно строгих мер по отношению ко многим людям. Если Русанов глубоко убеждён в том, что, производя в своём ведомстве это постоянное избиение младенцев (отдачу под … Фразеологический словарь русского литературного языка

См. Вифлеемское избиение младенцев … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (иноск. иронич.) коренное истребление (преследование) чего либо (намек на избиение младенцев в Вифлееме) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

избиение младенцев - шутл. О чрезмерных строгостях, о суровых требованиях, предъявляемых к людям молодым, неопытным (от евангельского рассказа об истреблении царём Иродом младенцев в Вифлееме) … Словарь многих выражений

Избіеніе младенцевъ (иноск. ирон.) коренное истребленіе (преслѣдованіе) чего либо (намекъ на избіеніе младенцевъ въ Виѳлеемѣ) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • , Щеголев Александр Геннадьевич. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…
  • Зона Посещения. Избиение младенцев , Александр Щеголев. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…
Похожие публикации