Историческая викторина: темы, вопросы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа»

с.Павловска Павловского района Алтайского края

Всероссийский конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений

Номинация «История государства Российского»

Викторина по истории России в форме игры

КОЛЕСО ИСТОРИИ

для учащихся 9-10 классов



Ермолаева Ирина Алексеевна

учитель информатики ИКТ

МБОУ «Павловская сош»

с. Павловск 2012

Аннотация :

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины «Колесо истории». Викторину можно провести как внеурочное мероприятие по истории в рамках предметной недели, а так же на классном часе, посвящённом истории России. В игре участвуют две команды по 6 человек. Участники заранее знакомятся с правилами игры.

В ходе данного мероприятия

    актуализируются и закрепляются знания учащихся истории России;

    совершенствуются коммуникативные навыки.

Интерактивная презентация, сопровождающая ход внеклассного мероприятия, является основным компонентом в структуре и содержании занятия. Используется на протяжении всего мероприятия для наглядного представления игрового поля, выбора темы тура, визуализации заданий и проверки ответов, данных игроками.

Правила игры

В игре принимают участие две команды по 6 человек.

Право первого хода разыгрывается по жеребьёвке.

Если команда даёт правильный ответ, то у неё право ответа на вопрос викторины. В случае неправильного ответа переход хода другой команде.

Вопросы и задания имеют разную стоимость от 1 до 7 баллов, в зависимости от сложности.

Ведущие, выступающие и помощники:

На роль ведущего требуется активный, позитивный коммуникабельный человек, так как ведение игры требует импровизации, активной реакции на реп лики игроков, доскональных знаний правил игры и уме ния доступно и точно донести их до игроков и зрителей- болельщиков. Поэтому в роли ведущего может быть подходящий старшеклассник или учитель.

Для помощи ведущему и быстрого подсчёта количества набранных очков целесообразно создать счётную комиссию из 2 человек (можно из числа учащихся класса), которые периодически обновляют информацию на табло (магнитная доска), указывая общее количество набранных очков командами.

Подготовительный этап

Проведению игры-викторины «Колесо истории» предшествует подготовительный период, который включает в себя:

    Работу по подготовке вопросов викторины.

    Подготовку ведущего.

    Определение состав команд по 6 игроков и выбор капитанов команд.

    Выбор помощников ведущего, счётной комиссии.

    Изучение правил проведения внеклассного мероприятия в форме игры «Колесо истории».

Оформление класса: Стена оформлена в виде коллажа, отражающего основные события исторических этапов России, воздушные шары. Магнитная доска оформлена в виде игрового табло.

Цель мероприятия :

Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно - патриотических чувств и ценностных ориентаций.

Задачи :

Образовательные:

    способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях.

Развивающие:

  • вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;

  • способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  • совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;

  • вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.


Время реализации мероприятия : 60 минут

Необходимое оборудование и материалы:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    экран;

    магнитная доска;

    часы;

    звуковой сигнал;

    презентация.

План проведения :

Этапы мероприятия

Временная реализация

    Организационный этап

3 мин.

5 мин.

    Основной этап игры (47 мин)

      Первый тур «Даты и события»

6 мин

8 мин.

8 мин.

8 мин.

10 мин.

7 мин.

    Подведение итогов игры

2 мин.

    Рефлексия

3 мин.

Ход мероприятия

Этап мероприятия

Использование мультимедийного компонента

Деятельность участников мероприятия

    Организационный этап

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые игроки и гости. Мы рады приветствовать вас на игре-викторине « Колесо истории ».

В игре-викторине участвуют две игровые команды по 6 участников:

    «Историки»

    «Патриоты»

Ведущий представляет команды и капитанов команд.

Во время игры вы внимательно должны следить за ответами и ходом обсуждения, а в конце игры назвать имя лучшего игрока.

    Этап мотивации учебно-познавательной деятельности

Слайд2

Ведущий. Каждый человек – участник истории. И потому, что живет в определенное историческое время. И потому, что хочет знать историю своих предков, своей страны, своего народа. «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу», - сказал великий наш современник А. Твардовский. Прошлое - это жизнь наших дедов и прадедов. Их кровь, боль, радость и горе. Сегодняшний день России - наше настоящее. Настоящее, от которого зависит будущее.

Демонстрируется слайд 2 с музыкальным сопровождением)

Ведущий . История не терпит суесловия,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Уважаемые игроки и зрители!

Приглашаю капитанов команд для жеребьёвки.

Первой начинает игру команда «Патриоты».

    Основной игровой этап

Слайд 3

Ведущий.

Итак, мы начинаем игру! ГОНГ!

Запускаем КОЛЕСО ИСТОРИИ.

В первом туре участвуют вопросы и задания категории «Даты и события».

Первый тур «Даты и события»

Слайд 7

Ведущий. Уважаемые игроки, вам предстоит по очереди называть дату и соответствующее историческое событие , которое произошло в нашей стране в указанный срок.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимально допустимое время для обсуждения ответа – 30 секунд. В случае неправильного ответа ход передаётся другой команде.

Игроки называют дату и соответствующее историческое события.

Проверка каждого ответа проводится сразу с помощью слайда с установленными триггерами на область записи даты:

988 г. Крещение Руси . Киевская Русь принимает православное христианство.

1242 г. Битва на Чудском озере - сражение между русскими во главе с Александром Невским и рыцарями Ливонского ордена. Эта битва вошла в историю, как Ледовое побоище.

1380 г. Куликовская битва , сражение между объединенной армией русских княжеств во главе с Дмитрием Донским и армией Золотой Орды во главе с Мамаем.

1480 г. окончательное избавление Руси от монголо-татарского ига.

1612 г. освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского .

1700-1721 г.г. Северная война - боевые действия между Россией и Швецией.

1755 г. – по инициативе Н.В. Ломоносова создан Московский университет.

1812 г. Бородинская битва - сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием Наполеона.

1825 г. Восстание декабристов - вооруженный антиправительственный мятеж офицеров русской армии.

1861 г. отмена крепостного права в России .

1905-1907 г.г. – первая русская революция

1914 г. начало Первой мировой войны и вступление в неё Российской империи.

1917 г. революция в России (Февральская и Октябрьская). В феврале после падения монархии власть перешла к Временному правительству. В октябре путем переворота к власти пришли большевики.

1918-1922 г. Гражданская война в России .

1922 г. образование СССР (с оюза Советских Социалистических Республик).

1941 – 1945 г.г. – Великая Отечественная война.

1949 г. Создание и испытание первой атомной бомбы в СССР.

1961 г. Первый полёт человека в Космос.

1980 г. – Олимпиада в Москве.

1991 г. Распад СССР и падение социализма.

Слайд 3

Ведущий. Для выбора темы второго тура приведём в движение Колесо.

Внимание на экран! Во втором туре играют вопросы и задания по теме «История в лицах».

Второй тур «История в лицах»

Слайд 4

Правильный ответ:

Ведущий. На экране первое задание второго тура. В течение одной минуты установите соответствие между настоящими именами государей с именами, данными им народом.

В случае правильного указания всех соответствий команда получает 6 баллов. Время на обсуждение – одна минута.

Если команда ошиблась, то право продолжить ответ передаётся другой команде. В этом случае количество присуждаемых баллов зависит от количества правильных ответов за каждое правильно установленное соответствие.

Внимание, правильный ответ!

Михаил Фёдорович – Кроткий

Иван IV – Грозный

Фёдор Иоаннович – Блаженный

Пётр 1 – Великий

Алексей Михайлович – Тишайший

Василий Шуйский – Несчастливый.

Слайд 5

Правильный ответ:

Ведущий. Второе задание тура «История в лицах» заключается в том, чтобы указать имена руководителей государства в хронологическом порядке .

Время выполнения задания – одна минута. Цена правильного ответа - 3 балла. Если отвечающая команда ошибается, то право ответа передаётся другой команде.

Итак, время пошло!

Уважаемые игроки, время для обсуждения истекло, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ!

    Владимир Ильич Ленин

    Сталин Иосиф Виссарионович

    Хрущёв Никита Сергеевич

    Брежнев Леонид Ильич

    Горбачёв Михаил Сергеевич

    Ельцин Борис Николаевич

    Путин Владимир Владимирович

    Медведев Дмитрий Анатольевич

Слайд 6

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки! В третьем задании тура «История в лицах» вам предстоит в филлворде найти имена и фамилии выдающихся людей, которые оставили яркий след в истории государства на разных исторических этапах.

Слова в сетке филлворда расположены по вертикали и горизонтали змейкой. За одну минуту вы должны назвать знаменитых людей России, чьи имена или фамилии представлены в сетке филлворда. За каждое имя (или фамилию) команда получает 1 балл.

Для выполнения задания командам лучше раздать распечатанный вариант филлворда.

В случае, если отвечающая команда назовёт не все возможные имена и фамилии, вторая команда дополняет ответы соперников, зарабатывая в свою копилку баллы.

Время для обсуждения закончилось.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Суворов, Екатерина, Сталин, Долгорукий, Брежнев, Ленин, Ломоносов, Хрущёв, Жуков.

Третий тур «Впервые в России»

Слайд 3

Ведущий. Для выбора категории вопросов третьего тура приведём колесо в движение.

Внимание, в третьем туре играют вопросы и задания по теме «Впервые в России».

В мире всё когда-нибудь происходит в первый раз. И это первое рождение обязательно отметит история. Возможно, потом в ряду схожих событий и дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит свое особое очарование. Давайте проверим, знаете ли вы, что, где, когда в России происходило впервые.

Слайд 8

Правильный ответ:

Ведущий. Итак, первый вопрос из категории «Впервые в России». А знаете ли вы, кто был первым в России царём?

Цена полного ответа на вопрос – 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута.

Итак, время пошло!

Уважаемые игроки, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Иван Грозный.

Слайд 9

Правильный ответ:

Ведущий. Вопрос второй из категории «Впервые в России» : Как называлось первое в России учебное заведение?

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Славяно-греко-латинская академия, открытая в Москве в 1682 г.

Слайд 10

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, третий вопрос третьего игрового тура посвящён образованию первых российских губерний: Когда были образованы первые в России губернии?

Полный правильный ответ на вопрос увеличит ваш счёт на 3 балла, за неполный ответ команда получает 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

А в действительности было так: Указом Петра I, подписанным 18 декабря 1708 года, все земли Российской державы были поделены на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (с 1710 года Санкт-Петербургскую), Архангельскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.

Слайд 11

Правильный ответ:

Ведущий. Четвёртый вопрос из категории «Впервые в России»: Когда в России было впервые учреждено патриаршество?

Кто был первым русским патриархом?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: В России впервые учреждено патриаршество в 1589 г. Иов – первый русский патриарх.

Слайд 12

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, пятый вопрос тура «Впервые в России»: Когда в России возникли первые мануфактуры?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Первые мануфактуры в России возникли в 30-е годы 17 века.

Слайд 13

Правильный ответ:

Ведущий. Шестой вопрос тура «Впервые в России: Когда и где в России было построено первое метро?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: 15 мая 1935 года открылась первая станция Московского метро – «Парк Культуры».

Слайд 14

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки! В седьмом вопросе из серии «Впервые в России» вам нужно вспомнить историю освоения Космоса. Внимание, вопрос: Однажды весь мир впервые услышал «Полёт нормальный!». Кто и когда докладывал с околоземной орбиты?

Цена полного правильного ответа 2 балла. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: 12 апреля 2961 года весь мир услышал голос Юрия Алексеевича Гагарина с околоземной орбиты: «Полёт нормальный! Чувствую себя хорошо!»

Слайд 3

Ведущий. Уважаемые игроки! Это был последний вопрос третьего тура «Впервые в России» игры «Колесо истории».

Для выбора темы следующего тура запустим в движение колесо…

Итак, тема вопросов четвёртого тура «Символы России».

Четвёртый тур «Символы России»

Слайд 20

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, первый вопрос!

Назовите порядок расположения полос Государственного флага Российской Федерации и значение цветов на флаге.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Итак, порядок цветов государственного флага Росси сверху вниз: Белый, синий, красный.

Белый – мир, чистота, непорочность.

Синий – вера, постоянство.

Красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Слайд 21

Правильный ответ:

Ведущий. Второй вопрос тура «Символы России» посвящён гербу страны: Назовите основные элементы государственного герба России.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Основными элементами герба России являются двуглавый орёл и всадник.

Слайд 22

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос из серии «Символы России» посвящён гимну страны. Уважаемые игроки, в течение одной минуты вам предстоит вспомнить и назвать авторов музыки и слов гимна России и дату Указа президента страны, которым был утверждён ныне действующий гимн государства.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Ныне действующий гимн России у тверждён Указом президента в декабре 2000 г. Композитор – Георгий Александров, автор слов – Сергей Михалков.

Слайд 23

Правильный ответ:

Ведущий. Четвёртый вопрос тура «Символы России»: В некоторых особых случаях в России наряду с Государственным флагом допускается использование ещё одного знамени. Внимание вопрос! Какой флаг используется наряду с Государственным флагом РФ?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Итак, правильный ответ: Знамя Победы.

Слайд 24

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос четвёртого тура из серии «Символы России» посвящён гербу страны. Уважаемые игроки, в течение одной минуты, вы должны вспомнить – чей образ запечатлён на российском гербе в виде всадника?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: На гербе России в виде всадника запечатлён образ святого Георгия Победоносца.

Слайд 3

Ведущий. Это был последний вопрос четвёртого тура.

Итак, тема вопросов пятого тура «Города и памятники».

Пятый тур «Города и памятники»

Слайд 25

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, первый вопрос тура «Города и памятники»: Какой город на реке Яхроме в 1154 году основал князь Юрий Долгорукий и назвал его церковным именем своего сына Всеволода?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Время для обсуждения закончилось.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Город Дмитров Московской области

Слайд 26

Правильный ответ:

Ведущий. Второй вопрос из серии «Города и памятники»: В Костроме на берегу Волги воздвигнут памятник крестьянину-герою. Назовите его имя. Уважаемые игроки, у вас одна минута.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, какому крестьянину-герою воздвигнут памятник в Костроме на берегу Волги?

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Памятник Ивану Сусанину.

Слайд 27

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос пятого тура игры из серии «Города и памятники». Уважаемые игроки, вспомните в течение одной минуты и назовите город, который прославил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов победами над турецкими захватчиками в русско-турецкой войне 1770-1790, сейчас этот город находится на территории Украины.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, о каком городе идёт речь? Ваша версия.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Город Измаил, Одесская область. В этом городе находится музей А.В. Суворова, в том числе диорама «Штурм крепости Измаил».

Слайд 28

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, оказывается, самая высокая статуя в мире находится на территории нашей страны. Внимание, вопрос!

Назовите самую высокую статую в мире.

Где она находится?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, о какой статуе идёт речь? Ваша версия.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Статуя «Родина-мать» высотой 82 метра в Волгограде на мемориальном комплексе Мамаев курган.

Слайд 29

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос тура «Города и памятники». Один из российских городов выдержал 900-дневную блокаду. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 1 балл. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Ленинград, ныне Санкт-Петербург.

Из дневника 11 летней девочки Сидякиной Эльзы – записки блокадного Ленинграда: « Однажды меня на улице один дяденька окликнул – он полулежал в снегу и попросил у меня кипятка. Я сбегала домой, мама разрешила. И я бегу обратно, такая радостная, к этому дедушке. А он уже мертвый лежит, облокотившись на сугроб….»

Слайд 30

Правильный ответ:

Ведущий. О героических подвигах русских солдат в период Второй мировой войны знает практически весь мир. Внимание, вопрос!

Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Сталинградская битва, бесспорно, стала самым важным событием Второй мировой войны. Именно здесь решилась дальнейшая судьба всей планеты. А подвиг защитников Сталинграда оставил свой след не только в душах и сердцах людей, но и на политической карте мира.

В честь победы советских войск под Сталинградом в разных европейских городах появились улицы, скверы, проспекты с героическим названием. Так, в Париже имя «Сталинград» носят площадь, бульвар и станция метро.

Слайд 31

Правильный ответ:

Ведущий. Победа советских солдат в Великой Отечественной войне ковалась в тылу. Рабочие самоотверженно трудились на военных заводах. Внимание, вопрос! Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем Танкоград?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя – Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями – ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным – огромное производство переключилось на выпуск танков.

Слайд 3

Ведущий. Это был последний вопрос пятого тура.

Для выбора темы следующего тура запустим в движение Колесо истории.

Итак, тема вопросов шестого тура – «Народная мудрость», в котором играют вопросы и задания об истории появления известных фраз, выражений и пословиц.

Шестой тур «Народная мудрость»

Слайд 15

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, первый вопрос тура «Народная мудрость»:

«Береги пулю на три дня.

Стреляй редко, да метко.

Штыком коли крепко.

Пуля - дура, а штык – молодец».

Уважаемые игроки! Через одну минуту вы должны назвать автора фраз и произведение, в котором они написаны.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Александр Васильевич Суворов,

книга «Наука побеждать»

Слайд 16

Ведущий. Второй вопрос из серии «Народная мудрость»: Какое выражение на Руси означало «одержать полную победу», «доказать своё бесспорное преимущество»?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Заткнуть за пояс.

Слайд 17

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание! Следующее задание. Многие слова не утеряли своей актуальности и широко используются в наши дни. Уважаемые игроки через одну минуту скажите, как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? Часто этим словом называют недисциплинированных людей в настоящее время.

Правильный ответ увеличит ваш счёт на 1 балл. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Разгильдяи.

Слайд 18

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, корни этой известной фразы уходят в далёкие времена царствования Ивана Грозного.

Митрополит Филипп неоднократно пытался воспротивиться действиям царя и опричников, часто писал Ивану Грозному с просьбами остановиться. Бумаги те царь уничтожал не читая, произнося каждый раз одну и ту же фразу. Внимание, вопрос!

Как Иван Грозный называл послания митрополита Филиппа?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, минута обсуждения закончилась. Ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Филькина грамота.

Слайд 19

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос тура «Народная мудрость» – продолжить пословицы:

Родина – мать, …

Нет ничего краше, чем …

Русский солдат …

Если по-русски скроен, то …

Кто за Родину горой, тот …

Если народ един, …

Сыновья русских матерей славятся …

В случае правильного указания всех пословиц команда получает 7 баллов. Время на обсуждение – одна минута.

Если команда ошиблась, то право продолжить ответ передаётся другой команде. В этом случае количество присуждаемых баллов зависит от количества правильных ответов за каждую правильно названную пословицу.

Уважаемые игроки, время для обсуждения истекло, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Русский солдат не знает преград.

Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если народ един, он непобедим.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Слайд 32

Ведущий. Уважаемые игроки, это был последний тур нашей игры. Пора подводить итоги.

Члены счётной комиссии озвучивают счёт игры и называют команду-победителя.

Наступило время назвать лучшего игрока своей команды.

Капитаны озвучивают мнение игроков команды.

Какое из заданий вам показалось самым интересным? Самым трудным?

Участники игры называют самый трудный вопрос и самое интересное задание викторины.

Уважаемые зрители и болельщики! Вы внимательно следили за ходом игры и обсуждением ответов на вопросы. Кого, по вашему мнению, можно сегодня назвать лучшим знатоком истории России?

Награждение победителей и лучших игроков.

Слайд 33

Ведущий. Уважаемые игроки! Сегодня вы работали в дружных командах, и, наверное, поняли, что успех зависит не только от запаса знаний, но и от того, насколько дружной и сплочённой была ваша команда. Сейчас я попрошу выйти на центр обе команды, встать по кругу и сказать своему соседу справа, взяв его за руку, фразу, начало которой вы можете посмотреть на экране:

Каждый ученик по очереди берет руку соседа, стоящего справа, и высказывает свое мнение, продолжая фразы:

    Хочу отметить …

    Мне было интересно …

    Меня удивило ….

    Мне удалось …

    Хочу похвалить …

    Показалось странным …

    Я для себя сделал выводы ….

(пока круг не замкнётся

Список литературы и Интернет-ресурсов

    Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, № 7.

    Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

    История Отечества в литературе. Хрестоматия для учителя.- М.: Просвещение, 1991.

    Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.: Наука, 1991.

    Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990.

    Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.-М.: Книга, 1991.

    http://www.goldenkorona.ru/simvol_gimn.html - Гимн России

    http://wip.4ik.ru/music/?nid=173558 - песня «Моя Россия» в исполнении группы «Непоседы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Игровой конкурс «Историческая викторина»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели истории, 9-11 класс



Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

2014 год

Игровой конкурс «Историческая викторина» представляет собой внеклассное мероприятие, в рамках предметной недели истории для учащихся 9 - 11-х классов. Предметная область: история. Данный материал представляет интерес для учителей-предметников указанной области. Игра поможет в комфортной форме вспомнить либо узнать многие события и факты из истории.

Самой игре предшествует отборочной этап, в котором определяются 8 участников очного состязания.
В очной игре предусматривается 7 туров по два вопроса каждому игроку. Время на обдумывания ответа – 10 секунд.
После каждого тура игроки голосуют за удаление одного участника. Голосование происходит путём публичного озвучивания голосующим имени того участника, которого каждый конкретный игрок удаляет из игры. Из голосования на удаление исключаются участники, верно ответившие на оба вопроса. В случае если все ответят правильно или неправильно, на голосование выносятся все участники. В последнем туре, когда останется два участника, победителем признается тот, кто даст больше правильных ответов, чем её оппонент. В случае если оба игрока в последнем туре набирают одинаковое количество очков, вопрос о победителе выносится на голосование, в котором принимают участие все участвовавшие в игре.
Примерное время, необходимое для проведения конкурса – 45-60 минут.
Цель: воспитание чувства патриотизма и развитие исторического кругозора.
Задачи:
- воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности;
- активизировать у учащихся интерес к изучению истории, приобщать их к культурному наследию прошлого.

Отборочный тур

Данное состязание формирует состав участников игры. С течение 1 минуты нужно написать имена как можно большего количества правителей Руси, Русского государства, Российской империи, СССР, Российской федерации. 8 человек, написавшие наибольшее количество правильных ответов, выходят в финал для участия в очной игре. Остальные являются зрителями.
После подведения итогов отборочного тура, ведущий представляет всех участников. Очередность выступления в очной игре участники выбирают сами.

Очная игра

1. Назовите столицу Российской Федерации (Москва)

2. Назовите столицу России в 1912г. (Санкт-Петербург)

3. Назовите фамилию первого президента Российской Федерации (Б. Ельцин)

4. Какой цвет присутствует в Российском флаге, помимо белого и синего? (красный)

5. В какой части света, помимо Европы, находится Россия? (Азия)

6.Как называлось самое крупное животное, на которые охотились древнейшие люди? (Мамонт)

7. Именно этот сказочный персонаж мог учуять «русский дух» (Баба-Яга).

8. Какой русский писатель принял активное участие в переписи Сахалина? (А.П. Чехов)

9. Первые Олимпийские игры были в 776г-до нашей эры. В каком году были вторые Олимпийские игры?(778г до нашей эры)

10. Какой титул был у владыки Древнего Египта? (Фараон)

11. Назовите территорию, проданную Россией США в 1867г. (Аляска)

12. Назовите океан, омывающий северное побережье России?

13. Именно эта область является самой западной части России. (Калининград)

14. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны: «За Родину» или «за веру, царя и Отечество»? (За веру, царя и Отечество)

15. Крещение на Руси прошло при князе Владимире или при князе Святославе. (Владимир)

16. Именно эти горы отделяют Европу от Азии? (Урал)

1. Первооткрывателями этого континента относятся русские мореплаватели (Антарктида)

2. Назовите русского царя, прорубившего окно в Европу? (Пётр I)

3. Великая Отечественная война является второй или третьей «Отечественной войной» (третьей).

4. Кто первым изобрёл ядерное оружие США или СССР? (США)

5. Кто первым изобрёл термоядерное оружие США или СССР? (СССР)

6. Именно эта река является символом ГУЛАГА сталинских лагерей? (Калыма)

7. В каком году Гагарин полетел в космос? (1961)

8. Какой из 2-х городов был основан раньше Москва или Рим? (Рим)

9. Именно этот человек ходил за три моря (А. Никитин)

10. Вторым космонавтом СССР был? (Г. Титов).

11. Именно эта страна является самым северным соседом России? (Норвегия)

12. Любимым развлечением римлян были бои людей называвшихся? (Гладиаторские бои)

13. Из какой страны на Русь пришло христианство? (Из Византии)

14. Что изучает нумизматика? (Монеты)

1. В каком году была Курская битва? (1943)

2. Татаро-монгольское иго закончилось в 1380 или в 1480г? (1480)

3. Назовите прозвище царя внушавшего ужас? (И.Грозный)

4. 100-летие этой битвы отмечали в Российской империи и в 200-летие в Российской федерации (Бородинская битва)

5. За победу над немцами и шведами А. Невский получил своё орудие (шведами).

6. Фамилия этого «правителя» переводится с древнегрузинского как «сталь» (Сталин).

7. Именно эта река является символом России (Волга).
8.Назовите фамилию советского военачальника, которого Сталин всегда называл «Константин Константинович» (Рокоссовский)

9. Как нравится сооружение, где похоронен В. И Ленин? (Мавзолей).

10. Назовите последнюю крупную военную операцию в годы великой отечественной войны (пражская наступательная операция)

11.Как назывались письменные источники, в которых записывались все события истории Древней Руси? (летописи)

12. В результате Первой мировой войны в России произошли две революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти революции (Февральская и Октябрьская революции).

1.Первое знакомство русичей с татаро-монголами произошло именно на этой реке…(на р. Калке)

2.В какую организацию входит РФ, в НАТО или ООН?(ООН)

3.Какое «цветное» море, помимо Черного, омывает берега России? (Белое)

5.В каком году была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи? (в 1897)

6.Назовите фамилию первой женщины – космонавта? (В. Терешкова)

7.В 1613 году в России утверждалась династия, фамилия которых… (Романовы)

8. В какой океан, помимо Индийского, Россия не имеет выхода? (В Южный)

9. Кого в годы Великой Отечественной войны немецкие солдаты называли «черная смерть»? (советских морских пехотинцев)

10.На каком острове расположен самый известный лабиринт? (Крит)

1.Кто написал роман «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

2.Кто написал поэму «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)

3. В каком веке жил М.И. Ломоносов? (в XVIII в.)

4. Назовите прозвище русского императора Николая II (Кровавый)

5. Именно этот человек сказал «У России есть два союзника – её армия и флот» (Александр III)

6. В каком году Россия перешла на григорианский календарь? (В 1918 г.)

7.Чайковский-композитор или художник? (композитор)

8.На каком инструменте играл М.Ростропович (Виолончель)

1. Войска какой страны, помимо СССР участвовали в штурме Берлина в 1945 г? (Польши)

2. В Европе их называли «норманнами», на Руси – «варягами», а сами они себя называли… (викингами)

3. Именно этот человек совершил переворот в геометрии, открыв одну из неевклидовых геометрий? (Лобачевский)

4. Именно на этой реке встретились советские и американские войска во время Второй Мировой войны…(на р. Эльбе)

5. Именно этот человек считается покорителем Сибири (Ермак)

6. Это продолжалось с 1649 г. по 1861 г. (Крепостное право)

1. Этого князя считают «Александром Македонским» древней Руси… (Князя Святослава)

2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны? (900)

3. При каком русском царе был построен первый военный корабль «Орёл»? (При царе Алексее Михайловиче Романове «Тишайшем»)

4. Как назывался первый гимн СССР? («Интернационал»).

Список использованной литературы.

1. Вигасин А.А. История Древнего Мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 287 с. ил., карт.

2. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2012.

3. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 240 с.: ил., карт.

4. Данилов А.А. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с., л. Ил., карт. : ил.

5. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 383 с., л. ил., карт. : ил.

6. Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

7. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков: учеб. для 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский. – 4-е из. – М.: Просвещение,2008.

8. Левандовский А.А. История России XX-начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

10.

11.

12.

К сожалению, очень часто в школе складывается такая ситуация, что учащимся не нравится тот или иной предмет. Иногда причина бывает в том, что материал преподносится недостаточно интересно. Это можно легко исправить. Ведь многие дети и подростки очень любят участвовать в различных викторинах. К тому же они помогают закреплять пройденный материал. Предлагаем вам исторические Для удобства пользования правильные ответы также будут указаны. Думаем, что данные викторины будут интересны не только школьникам, но и людям более старшего возраста.

В помощь усвоения школьной программы

История - очень увлекательный предмет. Но запомнить огромное количество различных дат и фактов порой бывает очень сложно. В таком случае на помощь придут исторические викторины с ответами по различным периодам. Так легче запоминать и усваивать пройденный материал, а также проверять уровень знаний. В данной статье вы сможете найти несколько интересных викторин. Надеемся, что они обязательно помогут вам при усвоении трудного, но необыкновенно интересного предмета - истории. Ведь, как известно, без знания прошлого нет настоящего.

Историческая викторина

Для удобства освоения школьной программы и проверки своих знаний предлагаем разбить ее на несколько периодов, которые мы все легко вспомним:

  • Первобытно-общинный.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшая история.

Примитивное общество

Так мы назвали первобытно-общинный период. Давайте с вами его немного вспомним. Историческая викторина будет интересна не только школьникам, но и взрослым:

  1. Согласно некоторым историческим документам и археологическим находкам, первые древнейшие люди появились именно в этих странах. Где это произошло? (Африка и Юго-Восточная Азия.)
  2. Какие предметы первыми стал использовать человек в качестве орудий труда? (Камень и палку.)
  3. Животное, которое человек приручил первым. На сегодняшний день его далекие потомки преданно и верно служат людям, оберегая не только их жизнь, но также имущество и жилье. Назовите его. (Волк.)
  4. Первое механическое средство, которое повысило продуктивность охоты первобытного человека, называлось... Закончите предложение. (Копьеметалка.)
  5. Как называлось одно из первых занятий людей, с помощью которого они добывали себе пищу? (Собирательство.)

Поляне, кривичи, древляне

Трудный период становления древнего государства. С приходом Рюрика начинается подъем и зарождение великой империи. Давайте вспомним некоторые моменты, которые имели отношение к этому периоду:

  1. Как называется документ, в котором находятся различные данные о восточно-славянских племенах. ("Повесть временных лет".)
  2. В древние времена так называлось собрание, на котором решались важные вопросы. Назовите это слово. (Вече.)
  3. Специальное место, в котором приносились жертвы языческим богам на Руси. (Капище.)
  4. Известный монах, который вел летопись о восточнославянских племенах. (Нестор.)
  5. Как звали языческих жрецов на Руси, которые всеми силами боролись с зарождением христианства? (Волхвы.)
  6. Как называлось основное занятие восточных славян? (Земледелие.)

Древнерусское государство

В истории России период Средневековья охватывает достаточно большие временные рамки, с V века до конца VII. Историческая викторина для детей и взрослых поможет вам его вспомнить:

  1. Один из русских князей захватил Киев и сделал его столицей. Как его звали? (Олег.)
  2. Как звали русского князя, который способствовал появлению христианства на Руси? (Владимир Красное Солнышко.)
  3. Название самого первого свода законов древнерусского государства. ("Русская правда".)
  4. Как звали князя, который ослабил тяготы татаро-монгольского ига и проявил себя как мудрый правитель и полководец? (Александр Невский.)
  5. Название войска в Древней Руси, которым командовал князь. (Дружина.)

Эпоха дворцовых переворотов

Исторический период, охватывающий время правления шести разных императоров. Дворцовые тайны, интриги, перевороты, водоворот самых различных событий начиная со смерти Петра I и до воцарения на престоле императрицы Екатерины II.

  1. Назовите фамилию знаменитого дворянского рода, к которому принадлежала жена Петра Великого. (Долгоруковы.)
  2. Мастер барокко, по проектам которого был воздвигнут знаменитый Зимний дворец. (Растрелли.)
  3. В какой стране родилась великая императрица Екатерина II? (Германия.)
  4. Как звали императрицу, которая практически не занималась государственными делами, а любимым фаворитом у нее был Бирон? (Анна Иоанновна.)
  5. Как звали императрицу, которая способствовала открытию Московского университета и Академии художеств? (Елизавета.)

Жизнь в СССР

Простая и счастливая жизнь миллионов людей, которые стремились к светлому будущему и безмерно гордились своей родиной. Нам не забыть эту великую эпоху, которая тоже стала историей.

  1. Как назывались большие собрания, на которых решались все государственные вопросы? (Съезды.)
  2. Назовите фамилию советского политического лидера, который имел большое пристрастие к кукурузе, приказав выращивать ее повсеместно. (Никита Хрущев.)
  3. Правление какого вождя вошло в историю как период "застоя"? Назовите его фамилию. (Леонид Брежнев.)
  4. Как назывался процесс ограничения в области политических и гуманитарных контактов со странами Запада? ("Железный занавес".)
  5. Инициатор политики перестройки, последний президент СССР. (Михаил Горбачев.)

Викторина "Исторические личности"

Во все времена в России было огромное количество людей, на которых хотелось равняться. Они совершали различные подвиги и открывали неизведанные тайны. Среди них есть и ученые, и поэты, и писатели, а также военачальники и полководцы. Давайте вспомним некоторые имена, а также с чем они связаны:

  1. Один из самых справедливых правителей на Руси. Он успешно противостоял Золотой Орде и является основателем Московского Кремля. Его имя? (Дмитрий Донской.)
  2. Его имя вспоминают не только в связи с варварскими методами правления, но также и потому, что он почти в два раза увеличил территорию Руси. Имя этого царя. (Иван Грозный.)
  3. Какой великий русский полководец относился к солдатам, как к равным себе? (Александр Васильевич Суворов.)
  4. Они являются освободителями русских земель от польских захватчиков. Памятник этим двум героическим людям стоит на Красной площади. Назовите их фамилии. (Дмитрий Пожарский и
  5. Он одержал много побед над врагами русской земли. Но свое прозвище получил лишь в честь одной. Кто этот человек? (Александр Невский.)
  6. Этому выдающемуся человеку, который управлял Россией на протяжении несколько десятков лет, принадлежит огромное количество заслуг. Одна из них - основание великого города, который по праву занимает место одного из прекрасных в мире. Как его имя? (Петр I.)
  7. Армии под руководством этого великого полководца удавалось одерживать победы даже в тех случаях, когда силы противника были значительно больше. Назовите его фамилию. (Суворов.)
  8. Об этом выдающемся полководце можно прочитать в романе великого русского писателя. Назовите литературное произведение, автора и военачальника. ("Война и мир", Л. Толстой, Михаил Кутузов.)
  9. Он родился в крестьянской семье и окончил всего лишь три класса церковно-приходской школы. Тем не менее в дальнейшем это не помешало ему стать Маршалом Советского Союза. А о его великих заслугах написано немало исторических книг и снято фильмов. Кто это? (Георгий Константинович Жуков.)
  10. Его государственная деятельность воспринимается весьма неоднозначно. С одной стороны, он смог сделать из СССР сильную и мощную державу, но с другой - его правление отмечено огромным количеством смертей ни в чем не повинных людей. Назовите имя диктатора. (Иосиф Виссарионович Сталин.)

О войнах и не только

Как известно, мальчишки любят играть в различные сражения. А как насчет того, чтобы вспомнить самые известные войны из истории России? Приступим:

  1. Россию пытались захватить самые разные народы, но удалось это сделать лишь одним. Назовите их. (Татаро-монголы.)
  2. Под руководством этого князя была одержана первая победа над татаро-монгольскими войсками. Как его имя? (Дмитрий Донской.)
  3. Назовите одно из величайших сражений в истории Киевской Руси под предводительством Александра Невского. (Ледовое побоище.)
  4. Кто организовал и возглавил одно из самых крупных восстаний крестьян в истории России? (Емельян Пугачев.)
  5. Он был одним из самых знаменитых предводителей партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года. Назовите его имя и фамилию. (Денис Давыдов.)

Катапульта, шлем, кольчуга

Предлагаем вам еще одну интересную тему - о разных видах оружия. Думаем, что этот опросник исторической викторины будет интересен даже тем, кто еще не учится в школе:

  1. Как называлась старинная воинская одежда, которая была сделана из металла? (Кольчуга.)
  2. Этот предмет одежды защищал голову воина в бою. Самые первые делались из дерева, а впоследствии из металла. Что это такое? (Шлем.)
  3. С помощью этого оружия можно было пробивать воинскую защиту на расстоянии. Как оно называлось? (Катапульта.)
  4. Название орудия, которое использовалось в древние времена. По внешнему виду этот предмет напоминал дубинку. Его название? (Палица.)
  5. Холодное оружие, которое упоминается даже в русских былинах и народных сказках. (Меч.)

В заключение

Надеемся, что предложенные вопросы исторических викторин окажутся вам по силам. Ну а если вы что-то подзабыли, то расстраиваться тоже не стоит. Ведь всегда можно посмотреть правильный ответ и вспомнить. Историческая викторина - это не только возможность узнать что-то новое, но и увлекательный способ провести свободное время. А возможно, понять, что наша страна имеет богатое историческое прошлое, которое мы не только должны знать, но и гордиться им!

22 сентября 2014 Просмотров: 34014 Рейтинг: (3 Рейтинги)

Викторина для 9-11 классов "100 «занимательных» вопросов по истории"

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).
  2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).
  3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).
  4. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).
  5. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).
  6. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).
  7. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

  1. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).
  2. В каких странах были длинные стены? (В Китае - Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).
  3. Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).
  4. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).
  5. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).
  6. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).
  7. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ - 1 балл.

Вопросы:

  1. Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).
  2. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).
  3. О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).
  4. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).
  5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке - князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).
  6. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).
  7. При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).
  8. Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача - закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

  1. Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).
  2. Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).
  3. Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).
  4. Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).
  5. Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.
  6. Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).
  7. Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).
  8. Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача - соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

Святой

Темный

(Олег - Вещий; Святослав - «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир - Святой, Красное Солнышко; Ярослав - Мудрый; Всеволод - Большое Гнездо; Андрей - Боголюбский; Иван - Калита; Василий - Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос - это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.

Похожие публикации