Церковь в честь иконы всех скорбящих радость. Храм на Ордынке "Всех скорбящих Радость". Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость": значение

Монументальная церковь жёлтого цвета на Большой Ордынке производит впечатление цельного произведения искусства, созданного одним человеком в одно время. Однако это впечатление обманчиво: на самом деле, она состоит из двух разновременных частей. Открытия на этом не заканчиваются: войдя внутрь, мы можем увидеть её интерьеры практически такими же, как и много лет назад.

Изначально в XVI веке на этом месте находилась деревянная церковь, имевшая совсем иное посвящение – в честь Варлаама Хутынского. В следующем столетии новый храм, выполненный тоже в дереве, был уже назван Спасо-Преображенским, при нём создан Варлаамовский придел. В 1683 – 1685 годах место деревянной церкви занял каменный храм с тем же наименованием. Но вскоре именно отсюда пойдёт слава нового чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного «Всех скорбящих Радость». Согласно преданию, после молитв у иконы получила исцеление страдавшая язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева – родная сестра патриарха Иоакима. Это чудо послужило началом прославления иконы, которое быстро распространилось в народе: в 1713 году в храме был освящён второй придел, названный в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по которому и весь храм стал называться Скорбященским.

В 1783 – 1791 годах трапезная часть церкви и её колокольня были выстроены заново на средства купца Афанасия Долгова, чья усадьба располагалась напротив (её главный дом сохранился до наших дней). Для проведения работ храмоздатель пригласил своего родственника – известного русского архитектора . По завершении работ в трапезной предполагалась и перестройка основной части храма, однако тогда этого сделано не было. Дело Долгова и Баженова было завершено через 40 лет, уже после пожара Москвы: на средства братьев Куманиных и сыновей Долгова архитектор в 1832 – 1836 годах вместо старого храма XVII века выстроил новую церковь в виде ротонды с полусферическим куполом. Достройка храма была проведена очень аккуратно: Бове специально старался, чтобы его творение выглядело гармонично с баженовским. В итоге обе части были выдержаны в общей стилистике и цветовой гамме – белые детали на жёлтом фоне. Классицистическая трапезная Баженова, с четырёхколонными портиками с севера и с юга и круглыми окнами второго света, и его же трёхъярусная колокольня не контрастируют с ампирной ротондой Бове, имеющей тонкий декор в виде медальонов с херувимами и растительными мотивами. Бове принадлежало и внутреннее убранство. В ротонде сохранился первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и огромная розетка чугунного пола.

В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После же войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался. Всё это позволяет нам и сегодня любоваться не только великолепной отделкой его фасадов, но и богатым внутренним убранством с иконостасом и чугунными полами. С 2010 года при церкви возрождён Синодальный хор, чьё прекрасное исполнение духовных песнопений можно услышать во время богослужений и на концертах.

С июня 2012 года по ноябрь 2013 года в храме параллельно с богослужением проходили ремонтно-реставрационные работы. Здание сильно пострадало от времени – почти полностью разрушена железная кровля, стены изъедены грибком, в аварийном состоянии находятся окна и двери.

В ходе реставрации усилиями настоятеля иеромонаха Георгия (Исакова), прихожан и благодетелей был возрожден первоначальный облик храма. На прихрамовой территории была восстановлена колокольня.

В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучшую организацию ремонтно- реставрационных работ".

Известная в столице улица - Большая Ордынка - по праву называется местом золотых куполов. Среди верующих особенно почитаема церковь «Всех Скорбящих Радость». Это намоленное место впервые упоминается в летописных источниках 1571 года. В то время храм был известен под другим названием, как церковь Варлаама Хутынского. Согласно предположениям историков, он был возведён в 1523 году во времена митрополита Варлаама, во имя его небесного заступника и покровителя. В 1625 году священнослужители провели здесь освящение престола во имя Преображения Господня. В настоящее время это главный престол Скорбящей церкви.

Храм на Ордынке «Всех Скорбящих Радость» в 1683/85 годах был выстроен в камне. Через несколько лет в его стенах произошло чудо: одна из прихожанок получила полное исцеление от образа Богоматери. Как гласят предания, сестра патриарха Иоакима испытывала сильные страдания от болезненной раны в боку. Она взывала в молитвах о помощи. Однажды до Евфимии донёсся таинственный глас, указавший, что ей следует отслужить водосвятный молебен у иконы Царицы Небесной в Женщина поняла, что услышала зов самой Всезаступницы. Она исполнила все указания и исцелилась. С тех пор икона славится как чудотворная, и до сегодняшнего дня образ почитаем всеми православными верующими страны.

Храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» в 1922 году во время изъятия церковных ценностей был разорён. Все украшения и утварь были экспроприированы (более 65 кг серебра и золота). В 1933 году его закрыли, большевики сняли колокола, но внутреннее убранство осталось практически нетронутым.

Во время Великой Отечественной войны храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» был запасником Третьяковской галереи. В 1948 году его вновь открыли для богослужений.

Архитектура

Церковь «Всех скорбящих радость» представляет особый интерес благодаря своим архитектурным решениям. Её колокольня обладает редкой формой. Здание выстроено в виде цилиндрической ротонды, с окнами-арками полукруглой формы и ионическими двухколонными портиками. Внутри расположено 12 колонн, служащих опорой небольшому барабану с куполом в виде полусферы и шаровидной главой. Характерной особенностью внутреннего убранства является размещение подсвечников. Они находятся наверху, служители поднимаются по переносной деревянной лестнице, чтобы поставить свечу.

Образа

Икона «Всех скорбящих радость» - это удивительное явление в истории иконописи. Существует множество документальных свидетельств о чудотворных деяниях этого образа. Перечень таких документов едва ли не самый длинный в истории Православия.

Иконы и списки «Всех скорбящих радость»: значение в Православной вере

«Всех скорбящих радость» - первая строка одной их стихир. Даже название этого образа послужило тому, что он стал отличаться такой распространённостью в нашей стране. Помимо первой иконы, расположенной в московском храме, насчитывается около двух десятков местночтимых и чудотворных списков.

Душе русского человека очень близок и понятен скрытый в наименовании иконы смысл. У образов «Всех скорбящих Радость» значение раскрывается так: это безоглядное упование верующего на Пречистую Богородицу, повсюду спешащую облегчить скорбь, утешить, избавить людей от скорби и страданий, дать больным исцеление и нагим одеяние…

Иконография

На иконе изображена Богородица в полный рост, с младенцем на руке или без него. Всезаступницу окружает сияние мандролы. Это нимб особой овальной формы, вытянутой в вертикальном направлении. Богородицу окружают ангелы, в облаках изображена и Господь Саваоф.

Этот принцип иконографии сложился на Руси в семнадцатом веке под влиянием западноевропейских традиций. Иконография образа не смогла получить единой завершённой композиции и представлена в церквях во множестве вариантов. Самыми известными считаются два типа иконописи - с младенцем на руках, как в храме на Ордынке, и без него.

Особенностью иконы является то, что вместе с Богоматерью на ней изображаются люди, мучимые скорбями и недугами, и ангелы, которые совершают благие деяния от имени Всеспасительницы.

Икона «Всех скорбящих радость» с грошиками

Образ прославился в Петербурге в 1888 году, когда в часовню, где она размещалась, ударила молния. Икона осталась целостной, к ней лишь прилипли медные копейки (грошики). Впоследствии на этом месте был построен храм. Знаменитая икона «Всех скорбящих радость» с грошиками находится в нём и по сей день.

Как молиться Царице Небесной

К чудотворной иконе «Всех скорбящих радость» молитва должна возноситься с чистым сердцем и помыслами. Просить заступницу о помощи могут все нуждающиеся, больные люди, матери, ожидающие детей с войны, целые семьи, где случилась беда.

Молитва Пресвятой Деве

"Царица преблагая, Надежда моя, Богородице, Заступница сирым и странным Покровительница! Скорбящим Радосте, обиженным Предстательнице! Узри мою беду, узри мою скорбь: помоги мне немощному рабу Божьему (имярек). Обиду мою разреши по воле своей. На твою помощь уповаю. Только тебя, Богоматерь, о помощи прошу! Аминь".

Священнослужители советуют, как можно чаще обращаться к образу «Всех скорбящих Радость», молитва может быть произнесена своими словами, главное - искренность и истинная вера прихожанина.

Списки с иконы Царицы Небесной

Когда в 1711 году царь Пётр Первый вместе с приближёнными переезжал в Санкт-Петербург, его сестра поставила в новой дворцовой церкви список с иконы Всезаступницы. Позже во имя Богородицы в Северной столице был отстроен целый храм, что пришлось на период царствования Елизаветы Первой.

Как и когда можно посетить храм

Церковь находится в Москве, улица Б. Ордынка, дом 20. Доехать до места можно на метро, до станций «Третьяковская», «Новокузнецкая». Храм на Ордынке "Всех скорбящих Радость" доступен для посещения ежедневно, с 7.30 до 20.00 вечера.

Вместо завершения

Один из самых старых и известных храмов столицы всегда готов принять прихожан. Доступ к чудотворной иконе открыт всегда, но, возможно, придётся отстоять небольшую очередь.

Весь мир полон символов, и каждое явление имеет двойной смысл , - Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Паломничество (от латинского palma «пальма», - от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа). Паломник буквально, - странник, возвратившийся с пальмовой ветвью из святых мест.

Вильям Васильевич Похлёбкин в «Словаре международной символики и эмблематики» называет пальму символом долговечности и одной из эмблем мира. Вместе с тем укрепилось и значение пальмы как награды за победу, в то время как ее первоначальный смысл как символа долговечности постепенно смазался. Поэтому мы до сих пор употребляем выражение «пальма первенства», что должно означать «высшая награда».

Пальметта, - внизу две ромашки или хризантемы, что по сути одно и то же, в виде октаграммы, - в окружении листьев аканта.

Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник Владимир Лукич Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Многое во внутреннем убранстве храма очень не типично для православной церкви. Слева и справа, по обе стороны центральной арки, мраморные клиросы с двумя же парами мраморных ангелов. Центральная арка же, ведущая в круглую ротонду, опирается на две колонны.

Картина голландского художника XVI века Яна Мостарта «Се человек» в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Картина изображала Христа идущего на смертную муку, Христос изображен в бороде с выбритыми усами. О самой картине ниже.

В росписи храма много деталей выполненых в технике гризайли, опять же с нетипичными для православия мотивами. Это головки херувимов и факелы. Иконостас храма не имеет ничего общего с классическим иконостасом в смысле распределения икон и ярусов. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Здесь же иконостас состоит только из одного местного ряда. Очень интересен круглый чугунный пол ротонды сделанный по рисункам Бове. На чугунных плитах три переплетающихся кольца, точно такие же как и на дверях.

В 1930-1940 годах в храме находились центральные реставрационные мастерские и запасники Третьяковской галереи, и, благодаря музейным работникам, внутренне убранство храма оказались практически нетронутыми.

Из протокола, составленного после осмотра храма в 1933 году. Мастерские решили пока не трогать «всю восточную часть - произведение архитектора Бове, вплоть до материи балдахина в алтаре, подсвечников и паникадила, имеющих рисунок руки самого Бове», не вынимать икон из иконостаса. «Чугунный рисунчатый, художественно выполненный пол тоже останется, как образец чугунного литья». «…В западной части, созданной архитектором Баженовым, остаются неприкосновенными оба иконостаса с клиросами и иконами, два больших художественных подсвечника (один из них с 3-мя фигурами на основании), 4 панно в золоченых рамах на южной и северной стенах между окнами, как интересные по композиции и живописи. Остается на месте двойная стеклянная стенка между обеими помещениями, то есть западным и восточным.

В 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризальная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове.

В 1948 году в храме были возобновлены богослужения.

Масонский посыл «Всевидящего Ока Господне», - Бог тебя видит и ему есть до тебя дело.

И еще одна цитата Леонида Мациха из цикла лекций «Великие идеи и книги человечества», - глаз в треугольнике - это пожелание успехов и знак того, что Бог надзирает за нами, Богу есть до нас дело - очень важная для масонов идея. Чем масонская идея отличается от многих иных? Что Бог неравнодушен к людям, ему не все равно. Бог - личностное существо. На этом настаивает Каббала, и масоны очень эту идею любят, что Бог смотрит за всем, что происходит в мире. То, что он смотрит, графическим образом выражается глазом в треугольнике или иной раз просто точкой в треугольнике. Это по-разному называется: всевидящее око и так далее. У масонов этот знак - глаз в треугольнике называется лучезарная или сияющая дельта.

На ограде храма со стороны Ордынского тупика можно увидеть тамплиерские кресты, - но ограда явно не штатная. Такие же кресты я видел . Осип Иванович Бове принимал участие в ее строительстве.

А эти столбы ограды со стороны Большой Ордынки явно штатные.

Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы» лишь намекнул на цвет куполов церкви Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, - Посмотрите, кто зайдет в эту церковь, обратите внимание на ее купол из черной меди, что крайне редко , - что он хотел этим сказать?

Эти две фотографии отсканированы мною из справочника-путеводителя «Москва и Подмосковье» Ильина и Моисеевой 1979 года. Была такая потрясающая серия «Памятники искусства Советского Союза», отпечатаная в ГДРовском издательстве «Эдицион» в Лейпциге. На верхней хорошо виден шахматный пол. Честно говоря, заметить этот эффект сложно, потому что он достигнут поворотом рифленых чугунных плит на 90 градусов. Необходимо поймать свет.

Символика шахматного пола сводится к следующему толкованию: в мире существует добро и зло и они находятся в постоянном противоборстве. Добро - белые клетки, зло - черные. Поэтому человек, решивший двигаться к свету, должен балансировать между светом и тьмой.

Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.

На этой фотографии чугунного пола из Скорбященской церкви на Большой Ордынке, - отлично видны пять переплетающихся венков, - точно таких же как и на дверях храма.

А на этом фото, - помимо пяти переплетающихся колец, - еще виден меандр и гексограмма.

Возвращаюсь к картине Яна Мостарта «Се человек». Картина была подарена Скорбященской церкови на Большой Ордынке купцами Куманиными.

На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса - Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена.

В 1924 году из Преображенской церкви на Большой Ордынке картина была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Раньше считалось, что это полотно кисти знаменитого Альбрехта Дюрера, и лишь после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Может быть, именно картину Яна Мостарта «Се человек» описывает князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот»? ...лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, - все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара...

Фото Скорбященской церкви на Большой Ордынке из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущенных в четырёх томах в 1882-1883 годах. «Всевидящее Око Господне» на месте, а двери явно другие.

Обожаю историков, - и тут не смогли придти к консенсусу. Каждый остался при своей точке зрения. Два историка, - три мнения.

И еще один интересный символ в приделе Варлаама Хутынского, - развернутая книга с римскими циферками от I до X, - совершенно небезосновательно предполагаю, - это скрижали Завета с десятью заповедями. Точно такие же римские циферки встречались мне , а на на скрижалях десять заповедей обозначены даже не цифрами, а латинскими буквами (sic!). А ведь похоже, что медная табличка что-то прикрывает?

На постаменте, где стоит книга, начертан акафист, - Радуйся предивный Варлааме великих добродетелей зерцало!

Под иконой, - табличка с молитвой, - В предсветлом предстоя новосозданном храме, о святе Варлааме, ходатайствуй у Престола Владыки об украсивших оный и молящихся перед образом Пречистой Его Матери, да сподобимся вняти в чертоге праведных!

Корона в приделе иконы «Всех скорбящих Радость». На табличке под короной написано, - Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки , - это часть псалма из «Часослова», - глава «Час шестой», - полностью выглядит так, - Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе Рождшагося моли, Богородице Дево, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Не презри грешных мольбы, Всечистая, яко милостив есть и спасти могий, Иже и страдати о нас изволивый.

Согласно московскому преданию, образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви Преображения на Большой Ордынке, где ныне и находится.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Кстати, - икона «Всех скорбящих Радость» самая почитаемая среди масонов. Посыл, который здесь видят братья таков, - терпи, - будь упорен в получении знаний, - не сдавайся и награда твоя будет велика. Трудись не жалей сил.

Под иконой табличка с молитвой, - О всемилостивая владычица! Всем ты утешение в скорбях, в печалях, радости и веселии. И в недугах скорую помощь, и в бедах избавительницу, и предстательницу в искушениях.

Рядом с иконами «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского находятся два массивных подсвечника. Говорят, что эти подсвечники спасены из Храма Христа Спасителя во время его сноса. С другой стороны, - есть версия, что подарили подсвечники церкви братья Куманинины.

Один из подствечников, - который в приделе Варлаама Хутынского, - весьма любопытен, -

На навершии в виде шара надпись, - «ведомому Богу в 1836 году» , - подпираемая пальмовыми ветвями. Только на одном храме мне встретилась такая надпись, - .

Эта надпись связана с эпизодом из жизни апостола Павла, когда в Афинах он увидел жертвенник с надписью «неведомому Богу», - «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! Вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» , - Деяния Святых Апостолов Глава 17 стихи 22 и 23 .

Но, - самое интересное, как всегда, - осталось за кадром. Буквально в следующем стихе апостол Павел говорит, - он не в рукотворенных храмах живет. Зная, что из триады Бог, церковь и культ, масоны признавали только первое, - совершенно очевидно, что имеено сюда, - к нерукотворенному храму , - отсылает нас надпись на шаре «ведомому Богу» .

Масоны должны были построить храм в своей душе. Братство никогда не принадлежало к какой либо церкви или религиозной организации. Масоны никогда не были «за» или «против» какой бы то ни было религии. Вера в Бога, жизнь после физической смерти и всемирное братство универсальны.

На шаре четырёхконечный крест и «Всевидящее Око Господне».

Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест - четырехконечный.

Закончу замечательной мыслью Леонида Александровича Мациха, - символическая система любая надолго переживает своих создателей. Пока есть люди, интересующиеся масонским символизмом, будет жива и масонская символика. И люди будут спрашивать, что означает «лучезарная дельта», ветка акации и так далее. Тысяча человек пройдет, - не обратят на это внимания, - тысяча первый спросит, - вот ему-то все и расскажут. Для этого все и создавалось.

Иначе называется по главному престолу - Преображенская церковь на Б.Ордынке (или "в Ордынцах").

В летописи впервые упоминается в 1571 г., когда храм носил имя Варлаама Хутынского. Основан при митрополите Варлааме в 1523 г. Престол Преображения Господня известен с 1625 г.

Каменная церковь построена в 1683-1685 гг.

После прославления в 1688 г., находящейся в нем иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", за храмом закрепилось название этого чудотворного образа.

В конце XVIII в. западная половина храма с 3-х ярусной колокольней переделана архитектором В.И.Баженовым.

Во время пожара 1812 г. храм пострадал. Вновь перестроен в 1831-1836 гг. архитектором О.Бове на средства братьев Куманиных и А.А. Долгова.

Храм закрыт в 1930 г., колокола сорваны и уничтожены. Во время войны внутри помещался запасник Третьяковской галереи, благодаря чему внутреннее убранство осталось в целости и сохранности. Вновь храм был освящен в 1948 г.

Рядом сохранились чугунная ограда XIX в., дом притча, которые тоже стоят на государственной охране.



Классицистический облик храма сочетается с традиционной планировкой XVII века «кораблем», при которой храм, трапезная и колокольня расположены по оси восток-запад. Нынешний храм возник в результате постепенной перестройки церкви 1683-1685 гг. и в целом сохранил ее планировочное решение.

Вначале были перестроены колокольня и трапезная. Заказчиком переделки храма был купец Афанасий Долгов, чей дом находился на противоположной стороне Б. Ордынки (сохранился в перестроенном виде). Упомянутый купец был родственником выдающегося архитектора Василия Ивановича Баженова; вполне объяснимо, что он заказал перестройку именно ему. Постройки Баженова относятся к 1791 году. Колокольня стала круглой в плане, трехъярусной, увенчанной куполом и золоченой главой. Нижний ярус украшен колоннами ионического, средний - полуколоннами коринфского, верхний, на котором расположены колокола - пилястрами композитного ордера. По обеим сторонам трапезной, получившей характерный для классицизма план прямоугольника с закругленными углами, возведены ионические четырехколонные портики. Эффектно выглядят круглые окошки, размещенные над входами и окнами трапезной, в тимпанах ее фронтонов, а также на нижнем ярусе колокольни.

Позднее, в 1828-1836 годах, основной объем церкви был перестроен О. И. Бове. Из квадратного в плане он стал ротондальным. В интерьере ротонды по окружности расположены 12 ионических колонн, поддерживающих массивный барабан с прямоугольными окнами. Барабан увенчан сферическим куполом с четырьмя «термальными» полукруглыми окнами в основании. Такие же окна-люнеты, обрамленные мощными архивольтами, размещены над крупными окнами нижнего яруса ротонды. Мотив круга, начатый еще в «баженовской» части постройки, продолжает и практически сферическая глава. Апсид у храма нет, алтарь размещается в особо выделенной восточной части ротонды.

По обеим сторонам ротонды О. И. Бове добавил двухколонные ионические портики, перекликающиеся с ионическими же баженовскими портиками трапезной, но не повторяющие их буквально. Украшающий их лепной фриз и карниз с модульонами продолжается по всей окружности ротонды.

В советское время (в начале 1930-х годов) храм был закрыт, но, по счастью, избежал разрушений - лишь колокола были сброшены и уничтожены. Во время войны здесь размещались запасники находившейся неподалеку Третьяковской галереи. Ее сотрудники, понимавшие художественную ценность церкви, в немалой мере позаботились о сохранении интерьеров. А вскоре после войны храм был возвращен верующим и вновь освящен в 1948 году. Все это способствовало тому, что этот памятник архитектуры, созданный двумя знаменитыми московскими архитекторами, сохранил и внешний облик и интерьеры, включая иконостас, созданный по проекту О. И. Бове, и чугунные плитки пола, выполненные по его же рисунку.



Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Книга всегда имеется в наличии в церковной и свечной лавке, а также библиотеке храма.

http://ordynka.com/history



Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм ХVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О.И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошёлся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан. Говоря о "баженовских элементах", следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объём со скруглёнными углами. Этой "округлости" трапезной соответствует и колокольня - "совершенная по форме", как аттестует её сабашниковский путеводитель. Она составлена из трёх последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довёл до логического завершения заданную Баженовым скруглённость очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников "своего" - московского - ампира. Кстати, об ампире. Мы привыкли видеть Скорбященскую церковь в классическом ампирном - охристо-белом - одеянии. Между тем такая разновидность колера - не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя "только красными" храмами - свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, - бледно-розовую окраску решено было не применять. Чрезвычайно изящна и сдержана лепнина Скорбященской церкви. Систему лепных украшений составляют медальоны с головками херувимов и растительный орнамент. В сравнении с орнаментальным буйством барочных церквей декор ордынского храма выглядит даже "скудновато". Купол покоится на низком световом барабане, прорезанном большими окнами. В верхней части барабана - фриз, украшенный тонкой лепниной с растительными мотивами. Существенной особенностью купола являются четыре полукруглых окна в его основании. Большие окна самого храма, оформленные пилястрами и резными карнизами, открыты солнечному свету, благодаря чему пространство основного храма всегда, даже в не слишком яркий день, освещено очень хорошо. Кроме того, окна выполняют и декоративную функцию, задавая вертикальное членение фасадов ротонды, которая без этого выглядела бы чересчур приземистой. С южной и северной сторон ротонды мы видим портики, покоящиеся на колоннах ионического ордера. Дверной проём оформлен пилястрами.

"Круглый главный храм орнаментирован великолепно, - сообщал путеводитель "Прогулки по Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, - двери его (со двора) совсем "светские" по характеру украшения... Внутри храма необычайное богатство... Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева приделы прп. Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", по одному из которых ныне зовётся весь храм. По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину - изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица (Христос, например, в бороде, с выбритыми усами) взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение (эта картина находится сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца ХVIII - начала ХIХ веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок".

Стоит добавить, что прежде холодный и тёплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застеклённой же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма "галерейным". Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются. Нетронутыми остались (после принятия в 1933 году облисполкомом решении о закрытия церкви и передаче здания Третьяковской галерее под архитектурный кабинет) восточная часть храма (собственно ротонда с великопным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947-1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств. Свой настоящий вид храм иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке приобретал в два этапа. В 1780-е годы В.И. Баженов выстроил существующую ныне трапезную с двумя приделами и колокольню. А в 1820-1830-е годы О.И. Бове возвёл восточную часть храма, ротонду. С 1948 года регентом храмового хора был Н.В. Матвеев (его называют "великим регентом ХХ столетия"). Он создал хор, получивший признание не только в церковных, но и в профессионально-музыкальных кругах. Ценители церковной музыки особенно старались попасть в Скорбященскую церковь 8 ноября, когда хор Матвеева исполнял "Литургию Иоанна Златоуста" П.И. Чайковского, не звучавшую в советскую эпоху более нигде - ни в других храмах, ни в светских концертных залах. Великолепный хор звучал внутри, но снаружи храм был безгласен. В 1961 году жильцы писательского дома в соседнем Лаврушинском переулке, потребовали "убрать колокольный звон". Убрали. В 1974 году храмовое здание отреставрировали. В частности, лепной фриз ротонды получил недостающие детали.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №89, 2014 г.

Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

И кона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.


Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».


Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.


Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.

Похожие публикации